Развитие навыка чтения у младших школьников.
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
В работе даны некоторые упражнения для 1 класса для помощи в развитии умения читать бегло и правильно. Возможно использовать как отдельные занятия и как фрагменты урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка и набор упражнений для развития навыка чтения младших школьников. | 72.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие навыка чтения у младших школьников
Одна из важнейших задач начальной школы – формирование навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Навык чтения включает в себя : технику чтения ( правильное быстрое озвучивание слов, понимание текста ). Эти компоненты связаны тесно между собой. На первых этапах значение придается технике, на последующих – пониманию. Формирование навыка затягивается на годы. Программа начальной школы предусматривает усовершенствование от класса к классу, оценивается по таким показателям : объем прочитанного, беглость, правильность и осмысленность. Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок умеет бегло и правильно читать к концу 1 класса, то он успевает по всем предметам.
Но в настоящее время многие дети приходят в школу с логопедическими проблемами, с отсутствием фонематического слуха ( тонкого систематизированного слуха, обладающего способностью осуществить операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова, то есть умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов, из слогов,устанавливать порядок следования их друг за другом в слове, различать фонемы гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, овладевать умением выделять в речи предложения – эти носители законченных мыслей выполняют в тексте отдельные, завершенные в смысловом отношении части, усваивать некоторые грамматико-правописные орфографические правила, уточнять и пополнять запас слов и наблюдений над различными сторонами языка и тем самым подпитывать то, что именуют «даром слова» ) и не укладываются в нормативы. «Умея читать» ( артикулировать написанное) , делают это чрезвычайно медленно, с многочисленными ошибками, без понимания прочитанного. Тренировки дают скромный результат, а если родители фиксируют внимание на неудачах, то ребенок начинает бояться чтения – проблемы углубляются.
Предлагаю один из путей помощи детям в освоении навыка чтения. Это упражнения, выполнение которых может обеспечить формирование мыслительных операций, входящих в процесс чтения. Ребенку предлагается отвлечься от процесса ЧТЕНИЯ , часто «нудного» для него занятия и вместо этого заняться упражнениями со словесным материалом, иногда забавными.
Направлены эти занятия на снятие эмоционального напряжения; на автоматизацию компонентов чтения; прогнозирование , опирающееся на зрительный образ слова, на смысл ; быстрое различение похожих по написанию слов и букв; устойчивость внимания; зрительная и слуховая память на слова; на тренировку отдела коры головного мозга ответственную за чтение. Также эти упражнения выводят ребенка из привычного стереотипа чтения слева направо, чтения слов в определенном порядке.
Работа ведется по нескольким направлениям:
-формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков;
-развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов;
-расширение словарного запаса ,обогащение словаря;
-развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания;
-формирование связной речи;
-совершенствование пространственных ориентировок, развитие способности к запоминанию нескольких различных движений, рядоговорению ( времена года,..);
-развитие мелкой моторики руки (узнавание буквы на ощупь, написанную на спине, руке, воздухе ) ;
-подготовка к обучению грамоте.
Упражнения не имеют связи с уроками чтения, желательно проводить ежедневно , возможно использовать как фрагмент урока.
Упражнения необходимо начинать выполнять в период обучения грамоте (изучение и запоминание букв)
Выкладывание букв из палочек
Написание букв в воздухе
Написание букв пальчиками на спине, руке (узнай букву)
Узнавание буквы по контуру - на ощупь ( буквы вырезаны или пластиковые )
Обведение букв по контуру, выкладывание мелкими деталями ( бусинами, семенами)
Определение букв в «зеркальном изображении»
Называние детьми слов на данную букву (использовать к каждому заданию)
Выполнение рисунков по ассоциации ( на что буква похожа )
Реконструирование буквы ( из П можно сделать Н)
Определение букв , которые можно сделать из двух палочек, из трех
Называние слов на заданный слог ( са-ни, хар, лют ), впоследствии дописывание
Подбор нужного слова к смысловому ряду ( белое, парное, теплое –молоко)
Дефференциация слов, отвечающих на разные вопросы (кто?что?...)
Составление слов из слогов врассыпную
Добавление буквы к слову ( ду(б), су(к))
Работа с изографами
Работа с синонимами, антонимами, омонимами
Подбор родственных слов
Быстрое и многократное произнесение предложений или скороговорок
Тренировка и развитие речедвигательного аппарата.
Чтение строчек наоборот по буквам
Развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова , создает установку на непривычное сочетания звуков, создает предпосылки для устранения «зеркального» прочтения слова, более четкого понимания смысла слов.
Поочередное чтение слов нормально и наоборот
Первое слово читается как обычно, второе наоборот. Кроме установок из п1, формируется установка на то, что обычное чтение сравнительно несложное , посильное дело для ребенка.
Чтение только второй половины слов
Акцентирует вторую конец слова, нуждающуюся в таком же внимании как и начало, т.к. окончание обычно домысливается или искажается.
Чтение штрихованных слов
Это упражнение закрепляет целостные зрительные образы букв , их сочетаний.
Чтение пунктирно написанных слов
Чтение слов наложенных друг на друга
Чтение строчек с прикрытой нижней половиной
Чтение слов с прикрытой верхней половиной
Последние 2 упражнения важны для формирования словесно-логической памяти, необходимо удерживать несколько слов в памяти, требует быстрого прочтения, беглого схватывания сразу нескольких слов, чтения про себя.
Классификация слов
кухня | комната |
балкон |
Цветок сковорода диван стул табурет вилка ложка …….
Это упражнение важно, т.к. чтение не цель, а средство «расселить» предметы по местам. Осознание , что чтение получение информации для действий. Снимает напряжение, - читать не надо, лишь разложи карточки.
Отделение слов от псевдослов
Карточки со словами (дорога, малина, ) и карточки с бессмысленными буквосочетаниями ( орпав, митрап ). Надо разложить по группам. Развивается способность быстро выделять смысл прочитанного.
Поиск в тексте заданных слов
Формируется способность схватывать целостные образы слов, словесную память. Хорош поиск нескольких слов в одном тексте.
Выбор карточек со словами , совпадающими с эталоном
Бармаглоты бермаглоты
бормаглот
бармоглот
Классифицировать по группам ребенок будет сначала прикладывая карточку к другим словам, затем на передвигая их.
Чтение перевернутого текста
Способствует формированию целостного эталона букв, способность сочетать образ со смыслом слова, совершенствование координации глаз и точночти переработки информации.
Восполнение пропусков в предложении
Долго ли коротко ли шел мальчик по тропинке, и вот, наконец, …………маленькую, ветхую…………..на курьих ……… .
Развивает способность понимать прочитанное , анализировать текст, выдвигать версии и опровергать их.
Восполнение пропусков в предложении с подсказкой некоторых букв
Мама по ла к я ику и в яла в р ки шок д.
Поиск смысловых несуразностей
Среди правильно подобранных предложений находятся без смысла или с искаженным смыслом
На дубе зацвели яблони. Мы зимой собираем грибы всей семьей.
Различное расположение слов
Ме мел
Л од
Одия ия
Чтение текста через слово
Двукратное произнесение каждого слова
Слово прочитанное по слогам не является целостным образом для ребенка, а повторенное дважды обретает образ.
Чтение текста с произнесением некоторых слов дважды
Например задать читать имена, названия животных по два раза.
Составление дефформированных предложений
Нахождение самого длинного ( короткого) слова в тексте
Вставь пропущенную букву (у или ю, о или е )
Приведенные упражнения формируют , развивают различные способности ,которые являются составными частями навыка чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".
- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...
Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении
В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...
Развитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения письма и чтения, на логопедических занятиях.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисграфия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. В ...
Внеклассная работа по развитию навыка чтения у младших школьников
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Овла...
Статья «Развитие устойчивых навыков чтения у младших школьников с ОВЗ»
Уметь читать - это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда ребенок, смотря на буквы, оказывается в сос...
Эффективные приемы развития навыка чтения у младших школьников
Особенности развития младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и н...
Развитие навыков чтения у младших школьников.
презентация...