Развитие навыка чтения у младших школьников.
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

В работе даны некоторые упражнения для 1 класса для помощи в развитии умения читать бегло и правильно. Возможно использовать как отдельные занятия и как фрагменты урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  навыка  чтения у младших  школьников

       Одна из важнейших задач начальной школы – формирование навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Навык чтения  включает в себя : технику чтения ( правильное  быстрое озвучивание слов, понимание текста ). Эти компоненты связаны тесно между собой. На первых этапах значение придается технике, на последующих – пониманию. Формирование навыка затягивается на годы.          Программа начальной школы предусматривает усовершенствование от класса к классу, оценивается  по таким показателям : объем прочитанного, беглость, правильность и осмысленность. Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок умеет бегло и правильно читать к концу 1 класса, то он успевает по всем предметам.

        Но в настоящее время многие дети приходят в школу с логопедическими проблемами, с отсутствием фонематического слуха ( тонкого систематизированного слуха, обладающего способностью осуществить операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова, то есть умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов, из слогов,устанавливать порядок следования их друг за другом в слове, различать фонемы гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, овладевать умением выделять в речи предложения – эти носители законченных мыслей выполняют в тексте отдельные, завершенные в смысловом отношении части, усваивать некоторые грамматико-правописные орфографические правила, уточнять и пополнять запас слов и наблюдений над различными сторонами языка и тем самым подпитывать то, что именуют «даром слова» ) и  не укладываются в нормативы. «Умея читать» ( артикулировать написанное) , делают это чрезвычайно медленно, с многочисленными ошибками, без понимания прочитанного. Тренировки дают скромный результат, а если родители фиксируют внимание на неудачах, то ребенок начинает бояться чтения – проблемы углубляются.

      Предлагаю один из путей помощи детям в освоении навыка чтения. Это упражнения, выполнение которых  может обеспечить формирование мыслительных операций, входящих в процесс чтения. Ребенку предлагается отвлечься от процесса ЧТЕНИЯ , часто «нудного»  для него занятия и вместо этого заняться упражнениями  со  словесным материалом, иногда забавными.

     

       Направлены эти занятия на снятие эмоционального напряжения; на автоматизацию компонентов чтения; прогнозирование , опирающееся на зрительный образ слова, на смысл ; быстрое различение похожих по написанию слов и букв; устойчивость внимания; зрительная и слуховая память на слова; на тренировку отдела коры головного мозга ответственную за чтение. Также эти упражнения выводят ребенка из привычного стереотипа чтения слева направо, чтения слов в определенном порядке.

     

      Работа ведется по нескольким направлениям:

-формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции  звуков;

-развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов;

-расширение словарного  запаса ,обогащение словаря;

-развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания;

-формирование связной речи;

-совершенствование пространственных ориентировок, развитие способности к запоминанию  нескольких различных движений, рядоговорению ( времена года,..);

-развитие мелкой моторики руки (узнавание буквы на ощупь, написанную на спине, руке, воздухе ) ;

-подготовка к обучению грамоте.

Упражнения не имеют связи с уроками чтения, желательно проводить ежедневно ,    возможно использовать как фрагмент урока.

 

Упражнения  необходимо начинать выполнять в  период  обучения грамоте  (изучение и запоминание букв)

Выкладывание букв из палочек

Написание букв в воздухе

Написание букв пальчиками на спине, руке (узнай букву)

Узнавание буквы по контуру - на ощупь ( буквы вырезаны или пластиковые )

Обведение букв по контуру, выкладывание мелкими деталями ( бусинами, семенами)

Определение букв в «зеркальном изображении»

Называние детьми слов на данную букву (использовать к каждому заданию)

Выполнение рисунков по ассоциации ( на что буква похожа )

Реконструирование  буквы ( из П можно сделать Н)

Определение букв , которые можно сделать из двух палочек, из трех

Называние слов на заданный слог ( са-ни, хар, лют ), впоследствии дописывание

Подбор нужного слова к смысловому ряду ( белое, парное, теплое –молоко)

Дефференциация слов, отвечающих на разные вопросы (кто?что?...)

Составление слов из слогов врассыпную

Добавление буквы к слову ( ду(б), су(к))

Работа с изографами

Работа с синонимами, антонимами, омонимами

Подбор родственных слов

Быстрое и многократное произнесение предложений или скороговорок

Тренировка  и развитие  речедвигательного  аппарата.

 

Чтение строчек  наоборот по буквам

Развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова , создает  установку на непривычное сочетания звуков, создает предпосылки для устранения «зеркального» прочтения слова, более четкого понимания смысла слов.

 

Поочередное чтение слов нормально и наоборот

Первое слово читается как обычно, второе наоборот. Кроме установок из п1, формируется установка на то, что обычное чтение сравнительно несложное , посильное дело для ребенка.

 

Чтение  только второй половины слов

Акцентирует вторую конец слова, нуждающуюся в таком же внимании как и начало, т.к. окончание обычно домысливается или искажается.

Чтение штрихованных слов

Это упражнение закрепляет целостные зрительные образы букв , их сочетаний.

 

 Чтение пунктирно написанных слов

 Чтение слов наложенных друг на друга

 Чтение строчек с прикрытой нижней половиной

 Чтение слов с прикрытой верхней половиной

Последние 2 упражнения важны   для формирования словесно-логической памяти, необходимо удерживать несколько слов в памяти, требует быстрого прочтения, беглого схватывания сразу нескольких слов, чтения про себя.

 Классификация слов

кухня

комната

балкон

Цветок  сковорода  диван   стул табурет  вилка  ложка …….

Это упражнение важно, т.к. чтение не цель, а средство «расселить» предметы по местам. Осознание , что чтение получение информации для действий. Снимает напряжение, - читать не надо, лишь разложи карточки.

  

Отделение слов от псевдослов

 Карточки со словами (дорога, малина,   )  и карточки с бессмысленными буквосочетаниями ( орпав, митрап ). Надо разложить по группам. Развивается способность  быстро выделять смысл прочитанного.

 Поиск в тексте заданных слов

Формируется способность схватывать целостные образы слов, словесную память. Хорош  поиск нескольких слов в одном тексте.

 Выбор карточек со словами , совпадающими с эталоном

Бармаглоты                 бермаглоты

        бормаглот

        бармоглот

Классифицировать  по группам ребенок будет сначала прикладывая карточку к другим словам, затем на передвигая их.

Чтение перевернутого текста

Способствует формированию целостного эталона букв, способность сочетать образ со смыслом слова, совершенствование координации глаз и точночти переработки информации.

Восполнение пропусков в предложении

Долго ли коротко ли шел мальчик по тропинке, и вот, наконец, …………маленькую, ветхую…………..на курьих ………   .

Развивает способность понимать прочитанное  , анализировать текст,  выдвигать версии и опровергать их.

Восполнение пропусков в предложении с подсказкой  некоторых букв

Мама   по   ла   к   я ику  и  в яла   в   р ки    шок   д.

Поиск смысловых несуразностей

Среди  правильно подобранных предложений находятся без смысла или с искаженным смыслом

На дубе  зацвели яблони.  Мы  зимой собираем грибы  всей семьей.

Различное расположение слов

Ме                          мел

Л                             од

Одия                      ия

Чтение текста через слово

Двукратное произнесение каждого слова

Слово прочитанное по слогам не является целостным образом для ребенка, а повторенное дважды обретает образ.

Чтение текста с произнесением некоторых слов дважды

Например задать читать имена, названия животных по два раза.

Составление  дефформированных  предложений

Нахождение  самого  длинного ( короткого)  слова в тексте

Вставь пропущенную букву (у или ю, о или е )

Приведенные упражнения  формируют , развивают   различные способности ,которые являются составными частями навыка чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении

В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...

Развитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения письма и чтения, на логопедических занятиях.

Проблема изуче­ния и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисгра­фия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных  задач логопедии.  В ...

Внеклассная работа по развитию навыка чтения у младших школьников

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.  Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Овла...

Статья «Развитие устойчивых навыков чтения у младших школьников с ОВЗ»

Уметь читать - это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда ребенок, смотря на буквы, оказывается в сос...

Эффективные приемы развития навыка чтения у младших школьников

Особенности развития младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и н...