Литературное творчество в начальной школе
статья по чтению на тему

Труханова Екатерина Игоревна

В статье приведены примеры развития творческого мышления на уроках литературного чтения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_tvorchestvo_v_nachalnoy_shkole_truhanova.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное творчество в начальной школе.

Изучение родного языка и особенно литературы постепенно вводит учащихся в мир языкового творчества: это и ведение дневника, и переписка, и описания картин природы, пусть даже по заданию учителя, и рисование картин, и декламация стихов, и инсценирование, выпуск газет и журналов, сочинение пьес, это и исследовательская деятельность учащихся по грамматике, истории слов и пр. Иными словами, творчество - это не только стихи; возможно, сочинение стихов не всегда вершина творчества, но ритмическая и рифмованная речь сразу выделяется из прозаических упражнений. Литературные попытки детей чаще всего выходят за рамки уроков, они связаны с внеклассными занятиями.

Приведем несколько примеров - из практики.

Игра «Добавлялки»

Ра-ра-ра – начинается …

Ры-ры-ры – у мальчика …

Ро-ро-ро – у Маши новое…

Ре-ре-ре – стоит домик на…

Ор-ор-ор – созрел красный…

Жа-жажа – есть иголки у …

Са-са-са в лесу бегает…

От-от-от – спит в болоте …

Рифма.

Лиса                 краса

Бежит               сторожит

Пёс                    нёс

Кузнечик           огуречик

Ёлка                  пчёлка

     

Летает              знает

Придумай рифму.

Шишка …………..

Мак ………………

Птичка……………

Тюлень ……………

Каша ………………

Жил-был …….

Ему было ……..

Жили- были ……….

Их звали…………….

В реке ползёт ………

На лугу цветёт………

Мы сварили………..

Будет кушать………..

В лесу живёт ………

А на ёлке ………….

Конкурс загадок.

Составление загадок.

Дано начало. Мохнатенька, усатенька...

Дети продолжают. На солнышке лежит,

Прищурившись глядит.

Другой предлагает. Ее мыши боятся.

Третий. У нее одна забота:

Ночью ходит на охоту!

(Кошка)

Лежит круглый, золотистый

На тарелочке на чистой.

Что же дальше?

Рот раскрыл я, сколько мог,

Откусил большой кусок.

Думал я, что будет сладкий,

Оказался кислый, гадкий!

(Лимон)

К стихам - через шутку. Создав в классе атмосферу раскованности, можно предложить  детям первую строчку, т.е., в сущности, подсказать тему и ритмику:

Только бабушка заснула...

И получила сборник веселых стихов:

Только бабушка заснула,

Мурзик быстро слез со стула,

Стал по комнате ходить,

Прыгать, бегать, всех будить.

...Утро наконец настало,

Погулял беглец немало,

Приплелся шалун домой

Грязный, мокрый и хромой.

Первый снег упал на землю,

Сразу стало всем светло!

Он пушистый, яркий, белый,

На земле лежит легко.

Общие советы учителю в связи с первыми попытками учащихся в литературном творчестве: не давать никаких заданий, никаких упреков и тем более - унизительных замечаний; полная свобода творческих попыток; создавать атмосферу положительных эмоций, хорошее настроение, можно читать образцы, рассказывать детям о ранних стихах М.Ю. Лермонтова, С. Есенина, А.С. Пушкина и т.п.; помощь оказывать преимущественно индивидуальную; Л.Н.Толстой допускал помощь в выборе темы, в составлении отдельных фраз, в записи текста - в частности в орфографии; особенно высоко ценить удачный образ, точно выбранное слово, юмор, умение замечать детали описываемого; выполнять некоторые организационные функции: помогать в организации конкурсов, утренников, обсуждений, издания журнала и, конечно же, в редактировании.

 Организация творческой деятельности младших школьников для развития творческих способностей.

Материалы исследований, посвященные изучению творческих способностей, показывают, что потребность поделиться своими мыслями возникает у ребенка при двух обстоятельствах: во-первых, ученик располагает определенным содержанием, во-вторых, у ребенка имеется (положительное или отрицательное) отношение к этому содержанию, когда оно соответствующим образом затрачивает его эмоциональную сферу. Виды пересказов текста по задачам, которые учащиеся должны в них решать, включает в себя известные элементы творчества. Чтобы выполнить эти пересказы, учащиеся должны определенным образом изменить композицию прочитанного текста под определенным углом зрения, обработать его содержание. Однако на уроках чтения должны иметь место и такие задания, в которых творческая задача ставится перед детьми как прямая, непосредственная. В качестве таких задач должны быть следующие:

-Составить рассказ из нескольких текстов на заданную тему.

-Пересказать текст и продолжить его, добавив новые факты, события из жизни героев.

-Изменить лицо, время глаголов при передаче содержания текста.

-Составить рассказ по аналогии с прочитанным на основе своего личного опыта.

--Составить или продолжить рассказ по картине или серии картинок, иллюстрирующих прочитанное.

-Составить рассказ по картине, дающей возможность сопоставить прочитанное и изображенное на картине.

 - Составить из двух-трех прочитанных рассказов один. Выполняется данная работа после соответствующей подготовительной беседы, в которой учитель ставит детей перед необходимостью соотносить аналогичные по содержанию части текстов по плану. Например,

1. Прочитайте три рассказа: рассказ Скребицкого и Чаплиной "Погляди в окно", "Чем дятел зимой кормился", "Воробей".

2. Беседа по тексту на выявление фактической и контекстуальной информации. Выявление авторских позиций в текстах.

3.Обнаружение общего в содержании прочитанных рассказов.

4.Ответы на вопросы в целях языковой подготовки.

5.Формулирование задания: составить рассказ "Как зимующие птицы добывают себе пищу".

6. Структурно-композиционная работа (план рассказа):

- Птицы - "зимовщики".

- Корм птиц зимой.

- Добывание пищи.

7. Ролевая игра. Изображение птиц.

Работа над пересказом усложнялась. Рассказывание осуществляется не только на основе прочитанных прозаических, но и стихотворных текстов. В связи с этим, перед учащимися ставится задача не просто объединить вычитанное из разных текстов, а составить рассказ на определенную тему по мотивам прочитанного в разных произведениях. Задача эта, безусловно, более творческая и поэтому предъявляет к мыслительной деятельности учащихся гораздо больше требования. Как и при любой задаче на синтез учащийся должен для составления этого рассказа осознать и удержать в своем сознании общую тему, вокруг которой ему надо группировать материал из текстов. Например,

1. Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева "Весенняя гроза", "Весенний шум", стихотворение М. Исаковского "Весна".

2. По мотивам этих стихотворений составьте рассказ на тему "Весна".

3. Составление плана будущего рассказа:

А) первый весенний гром,

Б) природа пробуждается,

В) люди радуются весне.

Данное задание рассчитано не на воспроизведение текста, а на развитие его содержания. Разумеется, что импровизация эта являлась плодом творческого воображения детей и должна иметь реальные основы. В связи с этим необходимо в беседе привлекать чувственный жизненный и читательский опыт. Чем шире опыт, тем больше размах творческого воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

для недели творчества в начальной школе"Грамматический чай"

Занятие для учащихся 2 класса по русскому языку помогает ребятам понять что русский язык интересен, занимателен, увлекателен....

Формирование патриотизма на произведениях устного народного творчества в начальной школе.

Привить любовь и уважение к своей малой Родине, ее культуре и самобытности, сформировать патриотизм социальном и духовном развитии человека...

Компьютерное творчество учащихся начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности

Задачей учителей нашей школы является воодушевление учащихся на создание своими силами компьютерных продуктов, реализующих их интерес в различных учебных предметах. Предлагая ребёнку работу за компьют...

"Использование материалов Устного народного творчества на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе"

quot;Использование материалов Устного народного творчества на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе" - это обобщение педагогического опыта...

неделя творчества в начальной школе

Неделяя творчеста в начальной школе "Парад наук".Девиз недели творчества                                ...

Научная статья "Изучение произведений устного народного творчества в начальной школе"

Научная статья "Изучение произведений устного народного творчества в начальной школе"...