Конструкт урока литературного чтения Н.Н.носов Рассказ "Фантазёры"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Конструкт составлен в соответствие с требованиями ФГОС НОО, представлен на защиту на курсах для учителей начальных классов по введению ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Свердловской области «Институт развития образования»
Кострукт урока
по литературному чтению
Н.Н.Носов Рассказ «Фантазеры»
для 1 класса
Выполнила Светлана Владимировна Ямбаршева,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №6
г.Карпинск,2011
Этапы урока. | УУД, формирующиеся на этапе | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
І Организационный момент. Эмоциональный настрой. Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне. | Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. Личностные: самосознание - мотивационная готовность самого себя смотивировать | Звучит песня В. Шаинского “Улыбка” Ребята, сейчас у нас урок литературы, урок общения. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, ведь так приятно общаться с весёлым, доброжелательным человеком. Слайд1(улыбка) Игра “Привет, сосед!” | Поворачиваются к своему соседу и, глядя в глаза друг другу, произносят слова: Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил. |
ІІ Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение обучающихся в учебную деятельность. | Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. | Ребята, а вы любите читать рассказы о детях, ваших сверстниках? Кто из писателей писал такие рассказы? | Отвечают на вопросы. Воспроизводят в памяти ранее читаемые произведения. |
ІІІ Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | Личностные: самоопределение, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» Познавательные: общеучебные, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Сегодня мы продолжим путешествие по страницам любимых книг Н.Н.Носова. Слайд 2 Портрет Н.Носова Николай Николаевич Носов писатель, драматург. Родился Николай в Киеве в семье актера.Посвящать свое творчество детям Носов стал сразу после окончания обучения – он стал режиссёром и постановщиком мультфильмов, а также учебных кинолент. В 1938 году в журнале «Мурзилка» впервые были опубликованы его рассказы. В 1945 году вышел сборник под названием «Тук-тук-тук» Но самыми популярными стали рассказы о Незнайке. Однако творчество писателя заключалось не только в написании сказок. Н.Носов также создал произведения: «Повесть о моем друге Игоре», «Тайна на дне колодца», «Повесть о детстве» и другие. – Ребята, посмотрите внимательно на выставку книг Носова. Слайд 2 Выставка книг Н.Носова Книги просят: – А сейчас вы, друзья, Узнайте нас! 1) Угадайте-ка, ребятки, Теперь такую вот загадку... Все дети дружно строят горку во дворе. Лишь один мальчишка в стороне. Стоит и терпеливо ждёт, Когда же народ по домам пойдёт. Когда же ему, наконец, повезёт, Он с горки поедет вперёд и вперёд? (“На горке”.) 2) А этот рассказ не страшный – смешной. Ребята испугались шляпы простой. (“Живая шляпа”.) 3) Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним. (“Затейники”.)
| Ученик читает наизусть Давайте знакомые книжки откроем, И снова пойдём от страницы к странице. Всегда ведь приятно с любимым героем Опять повстречаться, сильней подружиться. Неважно, что с книжкой знакомы давно мы, Пускай и с героем отлично знакомы. И чем там закончится – тоже известно. Хорошие книжки всегда интересны. Пусть подождут компьютеры, Пусть отдохнут компьютеры Они -от нас, а мы – от них Среди прекрасных детских книг. Угадывают, о каких произведениях идет речь. |
ІV Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Чего мы ещё не знаем?») | Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. Познавательные: логические, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов. Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоенного и того, что ещё неизвестно. | – Молодцы! - А те6перь попробуйте сказать, о ком и о чем писал свои произведения Н.Носов? С вами наверняка случались самые разные истории: весёлые, грустные, страшные, забавные. Вам хотелось поделиться тем, что с вами произошло, рассказать обо всём этом так увлекательно, чтобы вас внимательно слушали. Даже если вы говорите неправду. А как вы можете сделать так, чтобы вас внимательно слушали? Прочитайте вопрос на слайде. Слайд 3. Кто такие фантазёры? Из словаря Ожегова: Фантазёры – это люди, которые любят фантазировать, мечтать. Фантазировать – выдумывать что – нибудь неправдоподобное, невозможное, ненужное. Фантазия – нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное. | Ответы: Книги о мальчишках и девчонках. О наших сверстниках, Ответы: пофантазировать Ищут ответ на вопрос в словаре. |
V Открытие детьми нового знания. Цель: формулирование темы урока и знакомство с произведением. | Познавательные: общеучебные, самостоятельное выделение и формулирование темы; логические, синтез как составление целого, построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. | Как вы думаете, о чем будет рассказ Н. Носова, который мы читаем сегодня? Назовите тему урока. Сейчас мы и узнаем, какие фантазёры были в рассказе. А вы бы хотели полететь на луну? А на чем летают на луну?( на ракете) Физминутка Слайд 5 Игра: У.: К запуску космической ракеты приготовиться! Д.: Есть приготовиться. У.: Включить контакты. Д.: Есть включить контакты. У.: Завести мотор. Д.: Есть завести мотор. У:5,4,3,2,1- пуск! Полетели !Ура! Продолжение чтения рассказа учителем и самостоятельно. | Ответы детей. Чтение рассказа учителем и заранее подготовленными хорошо читающими учениками до момента, когда Стасик рассказывает о том, как он летал на Луну. |
VI Первичное закрепление. Цель: обеспечение повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. | Личностные: самосознание, осознание своих нравственных качеств. Познавательные: общеучебные, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, построение речевых высказываний. | 1) Понравился ли вам рассказ? Если да- то чем? Если нет- то почему? 2) С кем из ребят вы хотели бы дружить? Почему? | Участвуют в беседе, высказывают своё мнение, делятся впечатлениями от прослушивания. Хотели бы дружить со Стасом и Мишуткой. Они были весёлые, умные, смешные, добрые, справедливые, честные.) Работа в группах по 4-5 человек. Выступают по 1 человеку от группы. |
VII Групповая работа с самопроверкой. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, строить речевые высказывания. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, сличение способа действий и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция, внесение необходимых дополнений. | – А сейчас объявляется конкурс ораторов - кто лучше произнесет речь. – Каждый человек должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. – Представьте себя Игорем. Какую историю вы бы рассказали ребятам? Слайд 6 А был ли фантазёром Игорь? Ответ обоснуйте. 5) Как назвали его ребята? Ответ найдите в тексте. 6) Чем отличаются выдумки фантазёров Мишутки и Стасика от выдумки Игоря? (У Стасика и Мишутки выдумки весёлые, добрые, а у Игоря плохие, злые. Он сочинял ради своей выгоды.) Слайд 7 Схема. | Работа в группах по 4-5 человек. Выступают по 1 человеку от группы. Выбирают на слайде нужный ответ, объясняют свою позицию. Находят ответ в тексте. На столах карточки с моделями. Составление схемы, сличение ее с образцом на слайде. (Работа в парах) |
VIII Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее. | Познавательные: общеучебные, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; логические, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные, умение участвовать в коллективном обсуждении. | В чем главная мысль рассказа? | Вывод: с человеком, который умеет фантазировать, всегда интересно, он способен окрасить мир в самые яркие краски. Фантазии безобидны. Но когда человек, сочиняя и придумывая, обманывает других – это плохо, нечестно, не по-дружески. |
IX Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. | Познавательные: общеучебные, выделение необходимой информации. Регулятивные: оценка, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. контроль-в форме сличения результата с образцом, заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция-внесение необходимых дополнений и коррективов в план или способ действия в случае расхождения с эталоном. Личностные: самосознание, осознание самого себя. Коммуникативные: владение монологической формой речи. | -Чему хотел научить ребят Носов в этом рассказе? - Не случилось ли подобное с вами? Читая рассказы и повести Н.Носова, вы запросто можете научиться варить кашу, строить инкубатор, делать бенгальские огни. А ещё быть честными, правдивыми, любознательными, смелыми. Отличников среди носовских произведений почти нет. Ребята, о которых пишет Носов – это самые обыкновенные школьники: шумные, весёлые, любознательные, деятельные, в чём-то похожи на самого Н.Носова в детстве. Слайд 8 В. Катаев сказал о нем замечательные слова: “У этого талантливого человека вечно юная детски чистая, чудесная душа” – Молодцы, ребята! Вы прекрасно работали над произведением Н. Носова “Фантазёры”. А теперь ответьте на вопрос при помощи цветных кружков, которые лежат у вас на столах. – Какой герой больше всего понравился? ?(красный-Игорь, зеленый- Мишутка, синий Стасик, желтый-Ира) (на доске образец использования цветных кружков) – Какое главное слово произведения? (выбрать из карточек: честность, веселье, обида) (честность) | Отвечают на вопросы, участвуют в беседе, высказывают своё мнение. Выбирают цветной кружок соответственно своей позиции. Свой ответ обосновывают. Выбирают и показывают выбранную карточку. Свой ответ обосновывают. |
X Домашнее задание. | Личностные: самосознание, мотивационная готовность. Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. | – Я очень рада, что вам понравились Стасик и Мишутка, а главное слово рассказа вы определили – честность .А вы хотели бы быть на них похожими? Тогда предлагаю вам дома поиграть в фантазеров, сочинить небылицы и рассказать их друзьям на следующем уроке Надеюсь, что рассказы Носова будут полезны и вам. Слайд8Спасибо за урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Н.Н Носов "Федина задача"
Урок литературного чтенияТема: Н. Н. Носов. «Федина задача»Учебник: Родная речь – В. Г. Горецкий, 3 классТип урока: урок открытия нового знанияЦели:...

Конструкт урока литературного чтения во 2 классе по теме "Н.Н.Носов "Живая шляпа"
Урок литературного чтения составлен для обучающихся 2 класса УМК "Школа России", авторы учебника Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова....

Конспект урока литературного чтения. Н.Н. Носов "Живая шляпа"
Конспект урока литературного чтения. Н.Н. Носов "Живая шляпа"...

Конструкт урока литературного чтения на тему: устное сочинение "Мелодии весеннего леса"
Конструкт урока, в нем описано содержание деятельности учителя....

Конструкт урока литературного чтения по теме: Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог».
Конструкт урока литературного чтения по теме:Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» для обучающихся 2 класса....

Конструкт урока литературного чтения по теме "Подготовка к сочинению по сказке "Золотой петушок", 3 класс
Конструкт урока содержит краткое описание урока и его ход с основными материалами для подготовки обучающизся 3 класс к сочинению по сказке....
Технологическая карта проектного урока литературного чтения «Н.Н. Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина»
Технологическая карта разработана с целью формирования читательской компетентности, способности к осмыслению прозаических текстов и рефлексии на них, развития знаний и возможностей, использования их с...