Рабочая программа для 3 класса (УМК "Школа России" ФГОС)
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса. ФГОС. "Школа России" . Климанова, Горецкий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_chtenieshkola_rossii_3_klass.docx | 110.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Туголуковская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и Утверждена приказом
рекомендована МБОУ Туголуковская
к утверждению средняя
методическим советом общеобразовательная
(дата, номер протокола) школа
______________________ (дата, номер)
____________________
Рабочая программа
по литературному чтению
для 3 класса
на 2014-2015 уч. год
Подготовила
учитель начальных классов
Госпадинова Светлана Ивановна
с. Туголуково 2014 г
Пояснительная записка
к рабочей учебной программе по литературному чтению в 3 классе
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:
- Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273
- Приказ МО РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и внесении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федеральных
перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования "
- Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в двух частях. Москва «Просвещение» 2011г.
- Программа учебного курса комплекта «Школа России».
- Учебный план образовательного учреждения.
- Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).
Сведения о программе.
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы, разработанной УМК «Школа России» Л.Ф.Климановой и др.
Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические пособия:
- Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1,2 [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др.] М.: Просвещение, 2014.
- Климанова Л.Ф. и др. Литературное чтение.3 класс. Рабочая тетрадь.
М.: Просвещение, 2014.
3. Красницкая. Тематический тестовый контроль. 3 класс. Литературное чтение.
М.: Просвещение, 2014.
4. Кутявина, С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М. : ВАКО, 2014.
Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей
программы.
На данном этапе исторического развития страны возникли предпосылки для кардинального изменения системы обучения русскому языку в российской общеобразовательной школе. Обучение литературному чтению рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование.
В данной программе включены дополнительные материалы и тексты для закрепления изученного материала. Дополнен 1 час из вариативной части программы.
Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся.
В начальном обучении предмет «Литературное чтение» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Литературное чтение» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении литературного чтения во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Данная программа разработана в соответствии с теми принципами, которые сформулированы в концепции «Школа России». Прописанные в концепции сочетания принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого беглого чтения и понимания смысла текста, а с другой стороны – организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка, зарождение интереса к языковым проблемам.
Учебно-методический комплект по литературному чтению отвечает тем общим требованиям, которые «Школа России» предъявляет к своим учебникам. Эти требования касаются структурной организации содержания, методики разворачивания предметного материала, организационных форм работы на уроке, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе.
Информация о количестве учебных часов:
Программа и материал УМК «Литературное чтение» рассчитаны на 136 часов в год (4 часа в неделю).
1 четверть - 36 часов
2 четверть - 28 часов
3 четверть – 39 часов
4 четверть – 33 часа
Количество часов | Количество часов в неделю | Количество контрольных (тестовых) работ | Проекты | Сочинения | Викторины |
136 | 4 | 13 | 2 | 2 | 8 |
Формы организации уроков:
- урок-игра
- урок-конкурс
- урок-КВН
- урок-викторина
- урок-исследование
- урок-путешествие
- литературный праздник
- урок-конференция
Формы проведения учебных занятий:
- индивидуальные;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- работа в парах
Используемые технологии обучения.
- Технология проблемного обучения;
- Технология проектного обучения;
- Технология развития критического мышления;
- Игровая технология;
- Технология когнитивного обучения;
- Здоровьесберегающие технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Учебно-познавательные компетенции:
• ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
• выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
• иметь опыт восприятия картины мира.
Информационные компетенции:
• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
• уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
• овладеть навыками использования информационных устройств;
• применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Коммуникативные компетенции:
• уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка;
• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
• иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Социальные компетенции:
• владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
• определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
• иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
• действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
• владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.
Виды и формы контроля:
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- тестирование
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для
проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.
Для_проверки_понимания текста учитель после чтения задает вопросы.
Информация об используемом учебнике.
Учебник переработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепциями комплекта «Школа России». Методический аппарат дополнен заданиями, которые формируют универсальные учебные действия, развивают у детей способность к творческому мышлению и сотрудничеству. Особое внимание в учебнике уделено проектной деятельности. Введена новая знаковая система. Учебник рекомендуется использовать в комплекте с тетрадью для самостоятельной работы
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Время, отведенное на изучение учебного материала | Время, отведенное на проведение контрольных мероприятий | Время, отведенное на проведение проектов | Время, отведенное на проведение сочинений | Время, отведенное на проведение викторин |
1. | Самое великое чудо на свете | 5 | 1 | |||
2. | Устное народное творчество | 14 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3. | Поэтическая тетрадь 1 | 11 | 1 | 1 | ||
4. | Великие русские писатели | 24 | 1 | |||
5. | Поэтическая тетрадь 2 | 6 | 1 | 1 | ||
6. | Литературные сказки | 8 | 1 | 1 | ||
7. | Были-небылицы | 10 | 1 | |||
8. | Поэтическая тетрадь 1 | 6 | 1 | 1 | ||
9 | Люби живое | 16 | 1 | 1 | ||
10 | Поэтическая тетрадь 2 | 8 | 1 | 1 | ||
11 | Собирай по ягодке – наберешь кузовок | 12 | 1 | 1 | ||
12 | По страницам детских журналов | 8 | 1 | 1 | ||
13 | Зарубежная литература | 8 | 1 | 1 | ||
ИТОГО: | 102 | 13 | 2 | 2 | 8 |
Содержание рабочей программы
Наименование темы | Содержание учебного материала | Требования к уровню подготовки | Перечень контрольных мероприятий |
Самое великое чудо на свете | Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. | -посещать по – своему желанию библиотеку для подготовки к урокам чтения, самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению, Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. - формулировать учебную задачу и стараться её выполнить, Читать в соответствии с целью чтения, Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, фиксировать причины неудач, пути их исправления. - строить рассуждения и доказательство своей точки зрения 7 – 8 предложений, проявлять терпимость к альтернативному мнению, работать в паре и группе. | Тест №1 |
Устное народное творчество | Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». | - находить произведения УНТ , произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей., Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать вопросы и задания для одноклассников, предлагать варианты литературно – творческих работ, находить необычные повороты речи, эпитеты, сравнения, испытывать при этом чувство радости, что увидел, заметил, осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения. | Тест №2 Проект Викторина |
Поэтическая тетрадь 1 | 1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. 3. Суриков. «Детство», «Зима». | - Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, - Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы - Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине. | Проект Сочинение-миниатюра Тест №3 |
Великие русские писатели | 1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». | Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил. Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.), Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы. - анализировать литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности., - выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения, Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. - Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей, . Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.). - Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. | Тест №4 |
Поэтическая тетрадь 2 | 1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...». | Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине. Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.). Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) | Тест №5 Викторина |
Литературные сказки | 1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». | Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения. Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.). Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения, Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.). Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). | Тест №6 Викторина Контрольная работа |
Были и небылицы | 1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон». | Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников. Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её,Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений. Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности. | Тест №7 |
Поэтическая тетрадь 3 | 1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха». | Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается., понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ. | Тест №8 Викторина |
Люби живое | 1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится». | Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности. Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.. Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. | Сочинение на основе художественного текста Тест №9 |
Поэтическая тетрадь 4 | 1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой I поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...», «Рисунок»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок». | Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.). Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников, | Тест №10 Викторина |
Собирай по ягодке – наберешь кузовок | 1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства». | Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы, Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть | Тест №11 Викторина |
По страницам детских журналов | 1.Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»; 2. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 3. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 4. Р. Сеф. «Веселые стихи». | Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников. Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.. Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.). Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания. Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы | Тест №12 Викторина |
Зарубежная литература | «Храбрый Персей». Г. X. Андерсен. «Гадкий утенок». | Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ., Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения. Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, | Тест №13 Викторина |
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения предмета «Литературное чтение»
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Требования к уровню подготовки обучающихся
по окончании учебного года
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать:
- наизусть не менее 15 стихотворений;
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
- элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
уметь:
- повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
- соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
- определять тему и главную мысль произведения;
- воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
- подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
- отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
- раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
- делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
- сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
- ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
- овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
- работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Литература и средства обучения
Для обучающихся:
- Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1,2 [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др.] М.: Просвещение, 2014.
- Климанова Л.Ф. и др. Литературное чтение.3 класс. Рабочая тетрадь.
М.: Просвещение, 2014.
3. Красницкая. Тематический тестовый контроль. 3 класс. Литературное чтение.
М.: Просвещение, 2014.
Для учителя:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования.
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы основного общего образования.
- Кутявина, С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М. : ВАКО, 2014.
- Горецкий В.Г., Тмкунова Л.И. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: Методич. Пособие. – М.: Дрофа, 1997
- Чтение. 1-4 классы: тексты для проверки техники и выразительности чтения / авт.-сост. Н.В.Лободина. – Волгоград: Учитель,2008
- Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение. 3-4 классы/авт.-сост. Е.А.Чаус. – Волгоград: Учитель,2009
Информационно-коммуникативные средства:
- Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой и др. Литературное чтение. 3 класс. (CD).
- http:// school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых ресурсов)
- http://www.openclass.ru/node/234008 ( Сетевое сообщество учителей «Открытый класс», коллекция ЭОР для 1-2 классов)
- http://nachalka.info/demo?did=10013028//d=1005521 (Уроки для начальной школы от «Кирила и Мефодия»
- http://nachalka.school-club.ru/about/133/ (Презентации для начальной школы от «Кирила и Мефодия»
- http://festival.1september.ru
Наглядные пособия:
- Таблицы к основным разделам материала, содержащегося в программе по литеравтурному чтению.
Материально-технические средства:
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.
- Компьютерная техника.
- Интерактивная доска.
- Видеопроектор.
- Экспозиционный экран.
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол – во час. | Характеристика деятельности | Формируемые УУД | Инструментарий для оценки деятельности | Дата план | Дата факт |
Самое великое чудо на свете. | 5 | Ориентироваться в учебнике, знать и понимать систему условных обозначений, находить нужную главу, предполагать на основе названия содержание главы, пользоваться словарём, составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, читать текст вслух целыми словами, находить необходимую информацию, обобщать её, находить книги в школьной библиотеке, придумывать рассказы, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты. | Регулятивные Работать с учебником, находить нужную информацию. Личностные -посещать по – своему желанию библиотеку для подготовки к урокам чтения, самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению, Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Регулятивные - формулировать учебную задачу и стараться её выполнить, Читать в соответствии с целью чтения, Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, фиксировать причины неудач, пути их исправления. Коммуникативные - строить рассуждения и доказательство своей точки зрения 7 – 8 предложений, проявлять терпимость к альтернативному мнению, работать в паре и группе. | ||||
1 | Введение. Знакомство с учебником. | 1 | 1.09 | ||||
2 | Знакомство с названием раздела | 1 | 2.09 | ||||
3 | Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения. | 1 | 3.09 | ||||
4 | Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | 6.09 | ||||
5 | Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений | 1 | Тест №1 | 8.09 | |||
Устное народное творчество. | 14час. | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, различать виды устного народного творчества, воспроизводить наизусть текст русских народных песен, принимать участие в коллективном сочинении сказок, ускорять или замедлять темп чтения, сравнивать содержание сказок, делить текст на части, пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, называть основные черты характера героев сказок, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты.. | Личностные - находить произведения УНТ , произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей., Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать вопросы и задания для одноклассников, предлагать варианты литературно – творческих работ, находить необычные повороты речи, эпитеты, сравнения, испытывать при этом чувство радости, что увидел, заметил, осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения. . | ||||
6 | Знакомство с названием раздела. | 1 | 9.09 | ||||
7 | Русские народные песни | 1 | 10.09 | ||||
8 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок | 1 | 13.09 | ||||
9 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка | 1 | 15.09 | ||||
10-11 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. | 2 | 16.09 17.09 | ||||
12-13-14 | Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк» | 3 | 20.09 22.09 23.09 | ||||
15-16 | Русская народная сказка. “Сивка - Бурка”. | 2 | 24.09 27.09 | ||||
17 | Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин | 1 | 29.09 | ||||
18 | КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество») | 1 | 30.09 | ||||
19 | Проект «Сочиняем волшебную сказку» Оценка достижений | 1 | Проект Тест №2 | 1.10 | |||
Поэтическая тетрадь 1. | 11час. | ||||||
20 | Знакомство с названием раздела | 1 | Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно стихи, определять различные средства выразительности, сочинять свои стихи, участвовать в работе группы, читать свои стихи друг другу, , самостоятельно оценивать свои результаты. | Познавательные: - Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, Регулятивные: - Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, Коммуникативные: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы Личностные - Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине. | 4.10 | ||
21 | Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского) | 1 | Проект | 6.10 | |||
22 | Ф.И. Тютчев:”Весенняя гроза” | 1 | Сочинение-миниатюра | 7.10 | |||
23 | Ф.И. Тютчев: “Листья” Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья» | 8.10 | |||||
24 | А.А. Фет “Мама! Глянь – ка, из окошка”, “Зреет рожь над жаркой нивой”. | 1 | 11.10 | ||||
25 | И.С. Никитин”Полно, степь моя”, | 1 | 13.10 | ||||
26 | И.С. Никитин”Встреча зимы”. | 1 | 14.10 | ||||
27 | И.З. Суриков “Детство”. | 1 | 15.10 | ||||
28 | И.З. Суриков”Зима”. Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении | 1 | 18.10 | ||||
29 | Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | 1 | 20.10 | ||||
30 | Оценка достижений | 1 | Тест №3 | 21.10 | |||
Великие русские писатели. | 24 час. | ||||||
31 | Знакомство с названием раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела, читать вслух и про себя, постепенно увеличивая темп, понимать содержание прочитанного, объяснять значение некоторых слов, использовать средства художественной выразительности, знать особенности литературной сказки, определять нравственный смысл, давать характеристику героев, сравнивать рассказ описание и рассказ – рассуждение, определять особенности басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни, инсценировать басню, проверять себя самостоятельно и оценивать достижения. | Личностные Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил. Познавательные Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Регулятивные Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.), Коммуникативные Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы. Познавательные - анализировать литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности., - выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения, Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Регулятивные - Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей, . Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.). Коммуникативные - Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. | 22.10 | ||
32 | А.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина» | 1 | 25.10 | ||||
33 | А.С.Пушкин Лирические стихотворения. | 1 | 27.10 | ||||
34 | А.С.Пушкин “Зимнее утро”. | 28.10 | |||||
35 | А. С. Пушкин. “Зимний вечер”. | 1 | 29.10 | ||||
36-37- 38-39 | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» | 4 | 1.11 10.11 11.11 12.11 | ||||
40 | Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом | 1 | 15.11 | ||||
41 | И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове | 1 | 17.11 | ||||
42 | И. А. Крылов. «Мартышка и очки». | 1 | 18.11 | ||||
43 | И. А. Крылов. «Зеркало и обезьяна». | 1 | 19.11 | ||||
44 | И.А. Крылов. «Ворона и лисица»». | 1 | 22.11 | ||||
45 | М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи | 1 | 24.11 | ||||
46 | М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», | 1 | 25.11 | ||||
47 | М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «Осень». | 1 | 26.11 | ||||
48 | Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения | 1 | 29.11 | ||||
49 | Л. Н. Толстой. «Акула». | 1 | 1.12 | ||||
50 | Л. Н. Толстой. «Прыжок». | 1 | 2.12 | ||||
51 | Л. Н. Толстой. «Лев и собачка». | 1 | 3.12 | ||||
52 | Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов | 1 | 6.12 | ||||
53 | Оценка достижений | 1 | Тест №4 | 8.12 | |||
54 | Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» | 1 | 9.12 | ||||
Поэтическая тетрадь 2. | 6 час. | ||||||
55 | Знакомство с названием раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела, воспринимать стихи на слух, следить за выражением и развитием чувств в лирических произведениях, объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря, высказывать свои собственные впечатления от прочитанного произведения, создавать словесные картины по тексту, читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. | Личностные Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине. Познавательные Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине. Коммуникативные Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы. Регулятивные Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.). Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) | 10.12 | ||
56 | Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…». | 1 | 13.12 | ||||
57 | Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | 15.12 | ||||
58 | К. Д. Бальмонт. «Золотое слово». | 1 | 16.12 | ||||
59 | И. А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений | 1 | 17.12 | ||||
60 | Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений | 1 | Тест № 5 | 20.12 | |||
Литературные сказки. | 8 час. | ||||||
61 | Знакомство с названием раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух текст литературных сказок, читать сказки вслух и про себя, используя приёмы выразительного чтения, сравнивать содержание литературной и народной сказки, определять нравственный смысл сказки, наблюдать за развитием и последовательностью событий, определять авторское отношение к изображаемому, читать сказку в лицах, оценивать свои достижения.. | Личностные Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения. Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.). Познавательные Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения, Коммуникативные Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия Регулятивные Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.). Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). | 22.12 | ||
62 | Д. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки» (присказка) | 1 | 23.12 | ||||
63 | Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 1 | 24.12 | ||||
64-65 | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». | 2 | 27.12 12.01 | ||||
66-67 | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». | 2 | 13.01 14.01 | ||||
68 | Оценка достижений. Контрольная работа КВН (обобщающий урок по 1 части учебника) | 1 | Тест №6 Контрольная работа | 17.01 | |||
Были- небылицы. | 10 час. | ||||||
69 | Знакомство с названием раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела, определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные, определять нравственный смысл поступков героев, выражать собственное отношение к поступкам героев, находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте, составлять план для краткого и полного пересказа, передавать текст подробно и кратко, выборочно, определять характеристики героев с опорой на текст, рассказывать о прочитанных книгах, самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории, находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль, читать выразительно, по ролям. | Личностные Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников. Познавательные Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её,Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений. Регулятивные Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Коммуникативные Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности. | 19.01 | ||
70-71 | М. Горький. «Случай с Евсейкой». | 2 | 20.01 21.01 | ||||
72-73-74 | К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». | 3 | 24.01 26.01 27.01 | ||||
75-76-77 | А. Куприн. «Слон». | 3 | 28.01 31.01 2.02 | ||||
78 | Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений | 1 | Тест №7 | 3.02 | |||
Поэтическая тетрадь 1 . | 6 час. | ||||||
79 | Знакомство с названием раздела. С.Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?..» | 1 | Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно, отражая настроение, находить в стихотворении яркие образные слова и выражения, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно, объяснять смысл выражений с опорой на текст, определять авторское отношение к изображаемому, придумывать стихотворные тексты, проверять правильность высказывания, сравнивая его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. | . Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное Личностные Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается., понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов. Регулятивные Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. Коммуникативные Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ. | 4.02 | ||
80 | С.Чёрный. «Воробей», «Слон». | 1 | 7.02 | ||||
81 | А. Блок. «Ветхая избушка». | 1 | 9.02 | ||||
82 | А. Блок. «Сны», «Ворона». | 1 | 10.02 | ||||
83 | С. Есенин. «Черёмуха». | 1 | 11.02 | ||||
84 | Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений | 1 | Тест №8 | 14.02 | |||
Люби живое. | 16час. | ||||||
85 | Знакомство с названием раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, используя условные знаки, читать и воспринимать на слух произведения, определять жанр произведения, составлять план, рассказывать о герое, используя текст, определять основную мысль текста, сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора, пересказывать произведения на основе плана, придумывать свои рассказы о животных, проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. | Личностные Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности. Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения. Познавательные Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.. Регулятивные Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре Коммуникативные Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. | Сочинение на основе художественного текста | 16.02 | |
86 | М. Пришвин. «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста | 1 | 17.02 | ||||
87-88 | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». | 2 | 18.02 21.02 | ||||
89 | В. И. Белов. «Малька провинилась», | 1 | 24.02 | ||||
90 | В. И. Белов. «Ещё раз про Мальку». | 1 | 25.02 | ||||
91-92 | В. Бианки. «Мышонок Пик». | 2 | 28.02 2.03 | ||||
93-94-94 | Б. С. Житков. «Про обезьянку». | 3 | 3.03 4.03 7.03 | ||||
96 | В. Л. Дуров. «Наша Жучка». | 1 | 9.03 | ||||
97 | В. П. Астафьев. «Капалуха». | 1 | 10.03 | ||||
98 | В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится». | 1 | 11.03 | ||||
99 | Урок-конференция «Земля – наш дом родной». (обобщающий урок по разделу «Люби живое»). | 1 | 14.03 | ||||
100 | Оценка достижений | 1 | Тест №9 | 16.03 | |||
Поэтическая тетрадь 2. | 8 часов. | ||||||
101 | Знакомство с названием раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения, читать и воспринимать на слух лирические тексты, сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение, сочинять свои стихотворения, участвовать в творческих проектах, проверять чтение друг друга и оценивать. | Личностные Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, Познавательные Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Регулятивные Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.). Коммуникативные Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, Личностные Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников, | 17.03 | ||
102 | С. Я. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». | 1 | 18.03 | ||||
103 | А. Барто. «Разлука», | 1 | 21.03 | ||||
104 | А. Барто. «В театре». | 1 | 1.04 | ||||
105 | С. В. Михалков. «Если», «Рисунок» | 1 | 4.04 | ||||
106 | Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». | 1 | 6.04 | ||||
107 | Урок «Крестики-нолики». (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2») | 1 | 7.04 | ||||
108 | Оценка достижений | 1 | Тест №10 | 8.04 | |||
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. | 12 час. | ||||||
109 | Знакомство с названием раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела, объяснять смысл название темы, подбирать книги соответствующие теме, планировать работу с произведением на уроке, воспринимать на слух художественное произведение, читать вслух и просебя, соотносить пословицу с содержанием, отвечать на вопросы, придумывать свои вопросы, наблюдать за особенностями речи героев, понимать особенности юмористических рассказов, определять отношение автора к событиям и героям, придумывать самостоятельно юмористические рассказы, проверять и оценивать достижения. | Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, Познавательные Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Коммуникативные Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы, Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Регулятивные Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть | 11.04 | ||
110 | Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения | 1 | 13.04 | ||||
111-112 | А. П. Платонов. «Цветок на земле» | 2 | 14.04 15.04 | ||||
113-114 | А. П. Платонов. «Ещё мама». | 2 | 18.04 20.04 | ||||
115 | М. Зощенко «Золотые слова», | 1 | 21.04 | ||||
116 | М. Зощенко «Великие путешественники». | 1 | 22.04 | ||||
117 | Н. Носов. «Федина задача», | 1 | 25.04 | ||||
118 | Н. Носов. «Телефон». | 1 | 27.04 | ||||
119 | В. Ю. Драгунский. «Друг детства». | 1 | 28.04 | ||||
120 | Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Оценка достижений | 1 | Тест №11 | 29.04 | |||
По страницам детских журналов. | 8 час. | ||||||
121 | Знакомство с названием раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела, выбирать для себя интересный журнал, определять тему для чтения, находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме, отвечать на вопросы по содержанию, читать текст без ошибок, придумывать самостоятельно вопросы по содержанию, сочинять по материалам текста свои произведения. | Личностные Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников. Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.. Познавательные Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Регулятивные Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.). Коммуникативные Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания. Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, | 2.05 | ||
122 | Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 1 | 4.05 | ||||
123 | Ю. Ермолаев. «Проговорился», | 1 | 5.05 | ||||
124 | Ю Ермолаев “Воспитатели”. | 1 | 6.05 | ||||
125 | Г. Остер. «Вредные советы», | 1 | 11.05 | ||||
126 | Г. Остер. «Как получаются легенды». | 1 | 12.05 | ||||
127 | Р. Сеф. «Весёлые стихи». | 1 | 13.05 | ||||
128 | Читательская конференция «По страницам детских журналов». (обобщающий урок). Оценка достижений | 1 | Тест №12 | 16.05 | |||
Зарубежная литература. | 8 час. | ||||||
129 | Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. | 1 | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух художественные произведения, составлять рассказ о творчестве писателя( с помощью учителя), пересказывать выборочно произведение, сравнивать сказки разных народов, сочинять свои сказки, определять нравственный смысл сказки с помощью учителя, рассказывать о проитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения., учиться работать с дневником читателя. | Коммуникативные Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ., Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения. Познавательные Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Регулятивные Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока. | 18.05 | ||
130-131 | Мифы Древней Греции. | 2 | 19.05 20.05 | ||||
132-133-134 | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». | 3 | 23.05 25.05 26.05 | ||||
135-136 | Развивающий час по теме «Зарубежная литература». Брейн-ринг. (обобщающий урок за курс 3-го класса). Оценка достижений. | 2 | Тест №13 | 27.05 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...