рабочая программа по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Волочугова Светлана Владимировна

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа75.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Колыванская средняя общеобразовательная школа»

 

УТВЕРЖДЕНО:                  СОГЛАСОВАНО:                           РАССМОТРЕНО:

приказом директора             методическим советом                  методическим объединением

№ _____ от _______             протокол № ____ от ____              протокол № _____от _______

_________ Медведева И.А.     __________Ольшанских Л. П.    ___________(рук. МО)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

 в 3 классе

на 2015 - 2016 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской программы

Литературное чтение: программа: 1- 4 классы/ Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова– М.: Вентана-Граф, 2013.- 224 с.

                                                             

                                       

  Составитель:

Волочугова Светлана Владимировна,

 учитель начальных классов 1 категории

                                                                 

 

     

 Колывань,  2015

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по литературному чтению   для 2 класса  составлена на основе  авторской программы  курса «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова Литературное чтение: программа: 1- 4 классы/ Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова– М.: Вентана-Граф, 2013.- 224 с.

Обоснование выбора УМК

   Курс  литературного  чтения  2  класса  помогает  ребёнку  стать  читателем:  подводит  к  осознанию  богатого  мира  отечественной  и  зарубежной  детской  литературы как  искусства  художественного   слова;  обогащает  читательский  опыт.  Уроки  литературного  слушания  проходят  в  тот  период  обучения,  когда  дети  самостоятельно  не  читают,  и  поддерживают  их  интерес  к  чтению  и  книге.  Учащиеся  практически  знакомятся  с  жанрами  и  темами  произведений,  узнают  основные признаки  сказки,  стихотворения,  рассказа.  Накапливаются  представления  школьников  об  авторах  различных  произведений.

 

Цель учебного курса:

помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Задачи курса:

  • обеспечить полноценное восприятие литературного произведения, понимание литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы.
  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения;
  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения(ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
  • включать учащихся в эмоционально – творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
  • формировать литературоведческие представления, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова;
  • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.  

Ценностные ориентиры содержания курса литературного чтения

     Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно- нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).

Общая характеристика организации учебного процесса

       Методы и приемы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

       Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер.

       Программа предусматривает проведение библиотечных уроков, уроков литературного слушания, уроков изучающего чтения (урок – поиск, урок наблюдение, урок – тренинг, творческих уроков, уроков проверки и контроля, уроков в нетрадиционной форме (экскурсий, театрализаций, путешествий) и т.п.. На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.

Объем программы:

      Всего на курс  «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 ч.

      Содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты :

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)        использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)        овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  2. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  3. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  4. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  1. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  2. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  3. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

К концу  обучения в 3 классе ученик достигнет следующих результатов.

     Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55-60 слов в минуту);
  • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
  • читать выразительно приготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и поступках;
  • определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
  • понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами;
  • находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
  • пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмами подготовки пересказов;
  • группировать книги по жанрам, темам и авторской принадлежности.

Ученик может научиться:

  • понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать своё мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;
  • пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
  • пользоваться первичными, изучающими и поисковыми видами чтения в зависимости от цели чтения;
  • читать доступные периодические издания и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.  

     Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • различать стихотворный и прозаический  тексты;
  • определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенные признаки;
  • различать пословицы и загадки по темам;
  • использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).

Ученик может научиться:

  • осознавать нравственные и этические ценности произведения;
  • выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
  • находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения.

     Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научиться:

  • понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям;
  • инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
  • моделировать «живые картины» к изученным произведения или отрывкам из произведений;
  • рассказывать сказки с присказками;
  • создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.

Ученик может научиться:

  • делать иллюстрации к изученным произведениям;
  • иллюстрировать словестно отдельные эпизоды произведений;
  • выполнять проекты индивидуально и по группам по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
  • инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.

     Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научиться:

  • находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • работать с таблицами и схемами, используя информацию из них и моделей для характеристики произведения, книги, героев;
  • дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик может научиться:

  • самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
  • находить информацию о книге в её аппарате;
  • сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять;
  • высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.

   

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

№ раздела

Название раздела учебного предмета

Кол-во часов

Виды УУД

1

Устное народное творчество

16

Восприятие на слух и адекватное содержания произведения. Умение слушать и слышать художественное слово, вопросы учителя и одноклассников по содержанию прослушанного произведения. ^ Слушание разножанровых произведении фольклора (загадки, сказки, былины). Восприятие на слух учебных задач, осмысление алгоритма учебных действий, направленных на решение этих задач. Восприятие на слух научно-популярного произведения: понимание основного содержания и выделение информации (фактов). Умение слушать и дополнять ответы одноклассников на вопросы по содержанию прослушанного произведения

2

Басни

5

Слушать и слышать прозаические и стихотворные тексты художественных произведений, воспринимать и эмоционально реагировать на художественное слово, поэтические произведения.

Определять жанр и тему прослушанного произведения, понимать его содержание и аргументировать свою эмоциональную реакцию на произведение. Выделять информацию в научно-популярных и учебных текстах. Определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведении.

3

Произведения А.С.Пушкина

10

Выразительное чтение подготовленных текстов произведений, отрывков и эпизодов в соответствии с интонационным рисунком произведения и основной задачей чтения. Определение порядка учебных действий для формирования умения читать выразительно.

4

Стихи русских поэтов

5

Практическое освоение основных орфоэпических правил (литературного произношения) на примере правильной речи учителя и специальных упражнений со словами из текста произведений с трудными звукосочетаниями, с подвижным и неподвижным ударением.

5

Произведения Л.Н.Толстого

11

Выразительное чтение подготовленных текстов произведений, отрывков и эпизодов в соответствии с интонационным рисунком произведения и основной задачей чтения. Определение порядка учебных действий для формирования умения читать выразительно.

6

Произведения Н.А.Некрасова

7

Читать вслух целыми словами, словосочетаниями, речевыми звеньями правильно, с пониманием читаемого произведения. Темп чтения не менее 60 слов в минуту. Читать тексты произведений фольклора, отечественных и зарубежных писателей с соблюдением знаков препинания, расстановкой пауз и выделением ключевых слов в предложениях.

Находить в тексте слова с трудными звукосочетаниями, с подвижным и неподвижным ударением и уточнять их правильное произношение по словарю или у учителя. Соблюдать орфоэпические правила произношения слов: что, чтобы, конечно, сегодня, белого и т. д.

7

Произведения А.П.Чехова

6

Находить в тексте слова с трудными звукосочетаниями, с подвижным и неподвижным ударением и уточнять их правильное произношение по словарю или у учителя. Соблюдать орфоэпические правила произношения слов: что, чтобы, конечно, сегодня, белого и т. д.

8

Сказки зарубежных писателей

4

Читать вслух целыми словами, словосочетаниями, речевыми звеньями правильно, с пониманием читаемого произведения. Темп чтения не менее 60 слов в минуту. Читать тексты произведений фольклора, отечественных и зарубежных писателей с соблюдением знаков препинания, расстановкой пауз и выделением ключевых слов в предложениях

9

Стихи русских поэтов

7

Чтение молча разножанровых произведений фольклора, отечественных и зарубежных писателей.

Первичное  (ознакомительное) чтение молча произведений в учебнике и дополнительное чтение произведений по изучаемому разделу в хрестоматии. Использование изучающего, поискового и просмотрового видов чтения в работе с текстами произведений. Использование умения читать молча как средства получения информации. Чтение молча описаний картин природы, портретов героев, интерьера, поступков героев, повествования и рассуждения в тексте произведения.

10

Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка

6

Определение главной мысли произведения. Аргументированные ответы на вопросы: что хотел сказать автор? Как он об этом говорит? Выделение слов и предложении, подтверждающих позицию автора и главную мысль произведения.

11

Произведения А.И.Куприна

8

Составление плана текста произведения: деление текста на части, определение главной мысли каждой части, озаглавливание частей.

формирование умения составлять план, усвоение алгоритма учебных действий. Подробный пересказ текста произведения или эпизода.

Определение главной мысли, выделение ключевых предложений или слов, особенностей построения предложений, пересказ абзацев и всего эпизода или произведения.

12

Стихи С.А.Есенина

7

Чтение молча разножанровых произведений фольклора, отечественных и зарубежных писателей.

Первичное  (ознакомительное) чтение молча произведений в учебнике и дополнительное чтение произведений по изучаемому разделу в хрестоматии.

13

Произведения К.Г.Паустовского

12

Краткий пересказ по ключевым предложениям в каждом абзаце. Работа с образами героев произведений. Герои положительные и отрицательные. Главный герой произведения. Характеристика героя: внешний вид (портрет), поступки, отношение к окружающим, отношение автора к герою произведения.' Сравнение героев и их поступков. Работа с внутритекстовыми иллюстрациями: рассматривание, подбор эпизодов или предложений к иллюстрации. Рассказ эпизода по иллюстрации. Анализ

14

Произведения С.Я.Маршака

4

Чтение молча разножанровых произведений фольклора, отечественных и зарубежных писателей.

Первичное  (ознакомительное) чтение молча произведений в учебнике и дополнительное чтение произведений по изучаемому разделу в хрестоматии.

15

Произведения Л.Пантелеева

5

Эмоциональная реакция на произведение, взаимоотношения героев и их поступки. Мо-

Анализировать и выделять образ главного героя.

Характеризовать героев и их поступки, подтверждая ответ словами из текста произведения.

Работать с иллюстрацией, объяснять её значение для понимания произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с иллюстрацией, высказывать своё мнение о соответствии иллюстрации произведению.

16

Произведения А.П.Гайдара

6

Воспринимать художественный текст адекватно его эмоционально-нравственному содержанию.

Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения,' воздействие произведения на читателя.

17

Произведения М.М.Пришвина

7

Характеризовать героев и их поступки, подтверждая ответ словами из текста произведения.

Работать с иллюстрацией, объяснять её значение для понимания произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с иллюстрацией, высказывать своё мнение о соответствии иллюстрации произведению.

18

Произведения зарубежных писателей

10

Определение особенностей художественного текста: эмоционально-нравственное содержание, использование средств выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения и т. д.).

           

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

№ п\п

Наименование разделов и тем урока

Кол-во часов

Дата

Виды учебной деятельности

По плану

По факту

Устное народное творчество      16  ч

1

Произведения фольклора» Загадки. Какие бывают загадки. В. Даль «Старик-годовик»  

1

02.09

Называть жанры фольклора. Работать с понятием «загадка». Называть тему, форму, виды загадок. Выразительно читать загадки

2

«Произведения фольклора» Пословицы. Какие бывают пословицы

03.09

Называть жанры фольклора. Работать с понятием «пословица». Рассказывать об особенностях построения пословиц. Называть тему пословицы. Выразительно читать пословицы.

3

«Русские народные сказки». «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую »

04.09

Работать с понятием «присказка». Называть виды присказок. Рассказывать знакомые сказки с различными присказками. Определять смысл (главную мысль) сказки. Рассказывать сказку от лица одного из героев

4

«Русские народные сказки». «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую »

07.09

5

Сказки о животных. Доп. чтение Русская народная сказка «Лиса и Котофей Иваныч»

09.09

Повторение. Слушание русской народной сказки о животных. Работа с книгой-сборником. Предисловие, ,послесловие.

6

Русская народная сказка «Дочь-семилетка» Доп. чтение «Умная внучка»

10.09

Сравнение героев положительных и отрицательных. Сравнение русской народной сказки с башкирской народной  сказкой в обработке А. Платонова

7

Волшебные сказки. Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудрён»

11.09

Понятие «волшебные сказки». Особенности волшебных сказок: чудеса, превращения, повторы, борьба добра и зла. Выразительное чтение эпизодов о чудесах. Сравнение бытовых и волшебных сказок.

8

14.09

9

Слушание и работа с детскими. Тема «Сказки народов России»

16.09

Слушание народной сказки «Елена Премудрая» или «Умная внучка». Сравнение книг с народными сказками.

10

Малые жанры фольклора. Скороговорки, потешки. Какие бывают скороговорки

17.09

Понятие «скороговорка». Особенности построения и чтения скороговорок. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Конкурс «Знаток малых жанров русского фольклора».

11

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя»

18.09

Выполнение заданий в тетради. Поиск информации в учебнике, учебной хрестоматии, словаре-справочнике «Книгочей».

12

Былины «Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»

21.09

. Былинные герои: их внешний вид, поступки, миссия. Особенности жанра: напевность, особенности языка, повторы, \устойчивые  эпитеты, гиперболизация

13

23.09

14

24.09

15

Слушание и работа с детскими книгами. Тема «Былины». Доп.чтение «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»

25.09

Слушание былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча». Сравнение её с былиной «Добрыня и Змея». Рассматривание книг с былинами. Работа с элементами книги: титульный лист, содержание.

16

Урок-обобщение по разделу

28.09

Выполнение заданий в учебнике и тетради. Мини-проект «Былинные герои» (работа в группах).

Басни - 5

17

Басни Эзопа и И.А.Крылова. Эзоп «Лисица и Виноград»,И.Крылов «Лисица и Виноград», «Ворона и Лисица»

30.09

Басни с «бродячими» сюжетами Сравнение басен. Структура басен. Понятие «аллегория». особенности жанра.

18

02.10

19

Басни И.А Крылова «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и работник»

05.10

Понятия: аллегория,

вступление. Выразительное чтение басен.

20

Слушание и работа с детскими книгами. Доп. Чтение Эзоп «Голубь. Который хотел пить», «Бесхвостая лисица»

07.10

Слушание басен. Книги «Басни И.А. Крылова», «Русские баснописцы», «Басни Эзопа». Работа с книгой: обложка, титульный лист, аннотация. Составление краткой аннотации по образцу.

Произведения А.С.Пушкина

21

А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный...»

08.10

22

09.10

23

Сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

12.10

равнение «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина с русской народной сказкой «Царевич Нехитер-Немудёр» (сюжет, герои, чудеса и превращения). Наблюдение| за изменением состояния моря, движения кораблика и настроения автора.

24

14.10

25

15.10

26

16.10

27

Слушание и работа с детскими книгами. Тема «Сказки А.С.Пушкина» К.Паустовский «Сказки А.С.Пушкина»

19.10

 Работа с книгами сказок А.С. Пушкина. Слушание «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Рассматривание книг со сказками разных изданий. Работа с очерком К. Паустовского «Сказки А.С. Пушкина». Слушание статьи Э. Бабаева «Там лес и дол видений полны...».

28

21.10

29

А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер»

22.10

Сравнение стихотворений — определение их тем, наблюдение за построением строф и рифмой

30

Стихи о няне.А.С.Пушкин «Няне»

23.10

Отношение поэта к няне. Творческая работа «Информация о няне А.С. Пушкина».

тон и темп стихотворения

31

Обобщение по разделу «Произведения А.С.Пушкина» «Проверь себя»

26.10

Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради.

Стихи русских поэтов -5

32

Стихи о природе. Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою зимою...»

1

28.10

Работа с текстами стихотворений       Ф. Тютчева. Сравнение их содержания, средств выразительности (эпитеты, сравнения). Сравнение строф: четверостишии и пятистишия

33

Стихи об осенней природе А.Майков «Осень»

1

29.10

Работа с текстом стихотворении Подготовка выразительного чтения. Сравнение стихотворении о родной природе.

34

Тема «Стихи А.Фета» А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»

1

30.10

Сравнение стихотворений А. Фета, выделение эпитетов, сравнений. Определение тона и темпа чтения.

35

Слушание и работа с книгами. Рубрика «Книжная полка» Доп. Чтение И.Бунин «Листопад»

1

09.11

Работа с книгами со стихами для детей. Слушание стихотворения И. Бунина «Листопад». Виды строф.

36

Контрольный урок «Проверьте себя в тетради»

1

11.11

Работа по рубрике «Проверь себя» в тетради

Произведения Л.Н.Толстого - 11

37-38

Жанры произведений Л.Толстого. Сказка «Два брата», басня «Белка и Волк»

2

12.11

13.11

Сравнение произведений по жанру. Повторение: особенности жанров. Особенности басни в прозаической форме,

39-40

Слушание и работа с детскими книгами Доп. Чтение Л.Толстой «Работник Емельян и пустой барабан»

2

16.11

18.11

Особенности сказок Л.Н. Толстого (сюжет, герои). Определение вида сказок (волшебная, бытовая)

41-42

Научно-популярные и художественные рассказы. Л.Толстой «Лебеди», «Зайцы», «Лев и собачка2

2

19.11

20.11

Выделение информации из научно-популярного рассказа. Выразительное чтение художественного рассказа Л.Н. Толстого «Лебеди»: поиск описаний, определение отношения автора к героям.Определение главной мысли рассказа «Лев и собачка».

43-44

Л.Толстой «Прыжок»

2

23.11

25.11

Художественный рассказ «Прыжок», его сюжет. Беседа: герои и их поступки. Составление плащ и пересказ.

45

Былины Л.Толстого. «Как боролся русский богатырь»

1

26.11

Л.Н. Толстого с отрывком из летописи «Никита Кожемяка

46

Слушание и работа с детской книгой. Книги  Л. Толстого. Рубрика «Книжная полка»

1

27.11

Группировать книги-сборники и книги-произведения. : слушание воспоминаний А. Сергеенко.

47

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя»

1

30.11

Обобщение по разделу, выполнение заданий, составление списка произведений Толстого. Работа со схемой «Герои произведений Л.Н. Толстого».

Произведения Н.А.Некрасова -7

48

Стихотворения о детях. Н Некрасов «Крестьянские дети»(отрывок), К.Чуковский «Мужичок с ноготок»

1

02.12

Чтение и сравнение двух отрывков. Выделение эпитетов. Сравнение интонационных рисунков, выявление позиции автора-рассказчика, автора-героя.

49

Слушание и работа с детской книгой.Тема «Стихи о детях», Н.Некрасов «Крестьянсие дети»

1

03.12

Упражнение в выразительном чтении отрывка из стихотворения «Крестьянские дети». Выразительное чтение наизусть одного отрывка.

50-51

Стихи о природе. Н Некрасов «Славная осень»

2

04.12

07.12

:Сравнение описания поздней осени и наступающей весны. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Сравнение своего впечатления от прочтения стихотворения Н. Некрасова «Зелёный Шум» с впечатлениями К. Чуковского.

52

Н.Некрасов «Мороз-воевода»

1

09.12

Сравнение описания героев стихотворений (сказочный герой и герой реальный), их поведения. Определение тона, темпа и ритма чтения. Выразительное чтение отрывка.

53

Слушание и работа с детской книгой.Тема «Стихи Н.Некрасова». К Чуковский «О стихах Н.Некрасова»

1

10.12

Рассматривание книг со стихами Н. Некрасова — работа с титульным листом, предисловием, обращением к читателю. Знакомство с художниками-иллюстраторами. Работа с таблицей «Стихи русских поэтов».

54

Обобщение по разделу «Русские поэты». Рубрика «Проверь себя»

1

11.12

Обобщение по разделу. Выполнение заданий. Конкурс «Стихи русских поэтов».

Произведения А.П.Чехова -6

55-56

Тема «Повести и рассказы». А.Чехов «Степь», «Белолобый»

2

14.12

16.12

Описание луны, грозы, ветра, дождя. Выделение олицетворений. Творческий пересказ («Белолобый»). Сравнение произведений А. Чехова.

57-58

Произведения о детях. А.П.Чехов «Ванька»

2

17.12

18.12

Объяснение заглавия. Изучающее чтение, выделение описаний героя, его жизни, пейзажа.

59

Слушание и работа с детской книгой.Тема «Книги о животных».Л.Андреев «Кусака»

1

21.12

Слушание рассказа Л. Андреева «Кусака». Сравнение рассказов о животных. Работа с книгами о животных: рассматривание, чтение предисловий и послесловий.

60

Очерки и воспоминания о А.П.Чехове. Н.Шер «О рассказах А.П.Чехова»

1

23.12

Знакомство с очерками, выделение их особенностей жанра. Поиск информации об А. Чехове в очерке. Поиск информации о писателе в справочниках.

Сказки зарубежных писателей - 4

61

Сказки Ш.Перро «Подарки феи»

1

24.12

 Работа с текстом сказки — герои положительные и отрицательные, особенности их речи, развитие событий, повторы.

62

Сказки Ц.Топелиуса «Солнечный луч в ноябре». Доп.чтение «Зимняя сказка»

1

25.12

Наблюдение — начало и конец сказки, большие числа, поведение героев.

Сравнение сказок Ц. Топелиуса.

63

Сказки зарубежных писателей. Х.К.Андерсен «Снеговик»

1

28.12

Слушание сказки братьев Гримм «Умная дочь крестьянская». Повторение сказок с загадками. Чтение сказки Х.-К. Андерсена «Снеговик» (работа в группах).

64

Урок-утренник «В мире сказок»

1

11.01

Игра «Назови сказку», конкурс «Презентация книги», парад сказочных героев, инсценирование эпизодов сказок.

Стихи русских поэтов - 7

65

Стихи о Родине. И.Никитин «Русь»

1

13.01

Понятие о тоне, ритме. Выделение логических ударений и пауз. Определение темы. Подготовка выразительного чтения.

66

Стихи о Родине. И.Никитин «Утро»

1

14.01

Описание картин природы (пейзаж), выделение эпитетов и олицетворений. Работа с иллюстрацией и текстом. Повторение логических ударений. Сравнение стихотворений И. Никитина.

67

Стихи о детях и для детей. И.Суриков «Детство»

1

15.01

Выделение олицетворений, сравнений и эпитетов. Работа над выразительностью чтения.

68

Слушание и работа с детской книгой.Тема»Стихи русских поэтов». И.Никитин «Помню я бывало, няня..»

1

18.01

Слушание. Особенности строф, рифм, интонациопп го рисунка. Сравнение сихотворений И. Сурикова и И. Никитина стихотворения «Помню я: бывало»

69

Стихи о Ролине. С.Дрожжин «Привет», «Зимний день»

1

20.01

Объяснение заглавия стихотворения «Привет» и подбор синонимов к слову привет. Сравнение тем стихотворений и их интонационного рисунка. Пейзаж в стихотворении «Зимний день». Работа с иллюстрацией и текстом.

70

Стихи о Родине и родной природе. Ф.Глинка «Москва»

1

21.01

сравнение стихов по темам, авторам. Чтение стихов о Родине. Знаково-символическое моделирование, сравнение моделей.

71

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя»

1

22.01

обобщение по разделу. Выполнение заданий. Конкурс «Выразительное чтение стихов русских поэтов».

Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка -6

72-74

Рассказы о животных «Приёмыш». Доп. Чтение А.Астафьев «Стрижонок Скрип»

3

25.01

27.01

29.01

первичное чтение, работа над содержанием рассказа (сюжетом). Изучающее чтение, работа с планом. Обучение творческому пересказу по плану (план дан в учебнике). Выявление главной мысли, авторской позиции (автор-рассказчик).

75

Сказки о животных. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Умнее всех»

1

01.02

Работа со сказкой-чтение, выделение основного содержания. Сравнение этой сказки с басней.

76-77

Слушание и работа с детской книгой. Тема «Произведения о животных» Д.Н.Мамин-Сибиряк «Постойко»

2

03.02

04.02

 Слушание рассказа «Постойко». Работа с книгами. Игра-конкурс «Животные — герои произведений». Написание краткого отзыва о прочитанной книге.

Произведения А.И.Куприна - 8

78-81

Произведения о людях. А.Куприн «Синяя звезда»

4

05.02

08.02

10.02

11.02

Работа над содержанием рассказа, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом. Составление плана. Сравнение рассказа А.И. Куприна «Синяя звезда» с легендами.

82-83

Рассказы о животных. А.Куприн «Барбос и Жулька»

2

12.02

15.02

Поиск описания героев рассказа. Выделение эпитетов и сравнений. Работа по сюжету: выделение частей. Дополнение плана. Сравнение этого рассказа с рассказом Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

84

Слушание и работа с детской книгой. Тема «Книги о животных». А Кприн «Собачье счастье»

1

17.02

Слушание рассказа А. Куприна «Собачье счастье», рассматривание книг о животных (назвать фамилии авторов, героев, пересказать эпизод).

85

Обобщение «Книги Д.Н.Мамина-Сибиряка и А.И. Куприна». «Проверь себя»

1

18.02

Чтение произведений А. Куприна и Д. Мамина-Сибиряка о животных. Сравнение по темам и жанрам (работа с таблицей).

Стихи С.Есенина - 7

86

Стихи о Родине «Я покинул родимый дом...»

1

19.02

Комментирование заглавия. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Сравнение строф, указание пауз, выделение логических ударений. Выразительное чтение одного из отрывков наизусть.

87

Стихи о природе. «Нивы сжаты, рощи голы…»

1

22.02

Работа со стихотворением — первичное восприятие (читает учитель), выделение сравнений и эпитетов, определение интонационной партитуры.

88

Стихи о природе. «Берёза»

1

24.02

Чтение стихов, определение средств выразительности (выделение эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений), сравнение строф, рифм. Упражнение в выразительном чтении стихотворения «Берёза» наизусть.

89-90

Стихотворения для детей «Бабушкины сказки»

2

25.02

26.02

91

Слушание и работа с детской книгой..Тема «Родные поэты». Доп. чтение. С.Есенин «Сыплет черёмуха снегом…» И.Тургенев «Деревня»

1

29.02

Чтение наизусть стихов С. Есенина. Работа с выставкой книг стихов .русских поэтов о Родине, о родной природе. Слушание стихотворного произведения И. Тургенева из книги «Деревня». Сравнение произведений С. Есенина и И.Тургенева.Конкурс «Лучший чтец» — выразительное чтение стихотворений С. Есенина (работа в группах).

92

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя»

1

02.03

Самостоятельное выполнение заданий, самопроверка по образцу и самооценка.

Произведения К.Г.Паустовского - 12

93-96

Произведения для детей. Сказка «Стальное колечко»

4

03.03

04.03

07.03

09.03

Изучающее чтение, деление на части и составление плана. Описание образа Вари, выделение сравнений и метафор («анютины глазки с косичками»). Выполнение заданий в учебнике и тетради. Обучение художественному пересказу по плану (план в учебнике).

97-99

Рассказы о животных. К.Паустовский «Кот-ворюга»

3

10.03

11.03

14.03

Знакомство с понятиями «юмористический рассказ», «юмор». Работа с текстом рассказа: чтение, сюжет (развитие событий), образ кота (внешний вид, поступки). Творческая работа: рассказ от имени кота «Моя кошачья жизнь».

100-101

Рассказы К.Паустовского. «Какие бывают дожди». Доп.чтение «Заячьи лапы»

2

16.03

17.03

Самостоятельное чтение рассказа, выполнение заданий в учебнике. Сравнение с рассказом «Кот-ворюга». Понятие научно-познавательный рассказ. Поиск описаний дождей (выразительные средства). Творческая работа: придумать рассказ «Дождь идёт».

102

Слушание и работа с детской книгой..Тема «Рассказы о животных».Доп.чтение И.Тургенев «Воробей», К.Паустовский «Тёплый хлеб»

1

18.03

Самостоятельная работа — первичное чтение, выполнение заданий в тетради, самопроверка и самооценка.Слушание сказки К. Паустовского «Тёплый хлеб». Рассматривание книг Паустовского, работа с книгой: предисловие, оглавление, аннотация. Написание аннотации или отзыва по образцу.

103

Обобщение по разделу. Контрольный урок

1

21.03

Выполнение комплексной разноуровневой контрольной работы (один из вариантов).

104

Урок-утренник «Моя любимая книга»

1

23.03

Выставка «Моя любимая книга» с отзывами учеников; конкурс чтецов и рассказчиков произведений, изученных в течение четверти; конкурс творческих работ («Моя кошачья жизнь», «Дождь идёт» и т. д.); викторина «По страницам

Произведения С.Я.Маршака -4

105-106

«Стихи о Родине и родной природе»

2

24.03

25.03

Повторение произведений С. Маршака. Работа со стихотворением «Урок родного языка»: чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради. Слушание стихотворения «Ландыш», выделение эпитетов и сравнений.

107

Слушание и работа с детской книгой..Тема «Пьесы-сказки С.Я.Маршака». Доп.чтение С.Я.Маршак «Кошкин дом»

1

04.04

Слушание пьесы-сказки С. Маршака «Кошкин дом», чтение отдельных сцен по ролям, сравнение поступков героев, объяснение понятий (дружба, сочувствие, милосердие).

108

Обобщение по разделу. Тема «Произведения и книги С.Я.Маршака» «Кошкин дом»

1

06.04

Выставка книг С. Маршака разных годов издания. Книги с портретом писателя, книги с предисловием или послесловием, книги-сборники.Слушание статьи В. Субботина «С Маршаком». Творческая работа «С.Я. Маршак» (по группам).

Произведения Л.Пантелеева - 5

109-110

Тема «Художественные рассказы» «Честное слово». Доп.чтение В.Осеева «Бабка»

2

07.04

08.04

Работа с рассказом: первичное чтение, определение темы, понятия «автор-рассказчик», «автор  рассказа». Обучение художественному пересказу (план в учебнике)Слушание рассказа, высказывание своего мнения о героях произведения, объяснение заголовка.

111-112

Тема «Исторические рассказы» Л.Пантелеев «Камилл и учитель»

2

11.04

13.04

Чтение рассказа, выделение особенностей, понятия «исторический рассказ», «автор-рассказчик». Сюжет рассказа (работа с «сюжетным треугольником»). Образы героев, сравнение их поступков.

113

Слушание и работа с детской книгой..Тема «Рассказы о детях и для детей». Доп.чтение Л.Пантелеев «Фенька», «Новенькая»

1

14.04

 Работа с рассказами Л. Пантелеева «Фенька», «Новенькая». Работа с книгами Л. Пантелеева. Повторение произведений о детях и для детей.

Произведения А.П.Гайдара- 6

114

Тема «Произведения для детей» «Горячий камень»

1

15.04

Работа с рассказом — чтение, выполнение заданий в учебнике, выделение элементов волшебства. Работа с сюжетом. Сравнение героев рассказа.

115-116

Тема «Повесть о детях». «Тимур и его команда»

2

18.04

20.04

Знакомство с повестью «Тимур и его команда». Работа с отдельными главами: чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради. Рассказ о дружбе ребят (по выбору). Объяснение заголовка.

117

Тема «Писатели о писателе». С.Михалков «Аркадий Гайдар». С.Михалков «Об Аркадии Гайдаре»

1

21.04

Работа со стихотворением С. Михалкова «Аркадий Гайдар» — чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради. Слушание очерка К.

118

Слушание и работа с детской книгой..Тема «Книги о детях и для детей». Рубрика «Книжная полка», Доп. чтение В.Драгунский «Девочка на шаре»

1

22.04

Рассматривание книг о детях, сравнение жизни детей в годы войны и в мирное время.Самостоятельная работа с рассказом В. Драгунского «Девочка на шаре».

119

Обобщение. Тема «Книги о детях и для детей». Рубрика «Проверь себя»

1

25.04

Обобщение по разделу (рубрика «Проверьте себя» в учебнике), самостоятельное выполнение заданий, самопроверка по образцу.

Произведения М.М.Пришвина - 7

120-121

Тема «Разножанровые произведения М.М.Пришвина» «Моя Родин(очерк), «Двойной след»

2

27.04

28.04

Работа с очерком «Моя Родина» — чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради.Выборочное чтение рассказа «Двойной след», развитие сюжета в рассказе, комментирование заглавия, творческий пересказ (обучение). Выполнение заданий к тексту.

122-123

Тема «Рассказы о животных» М.Пришвин «Выскочка»

2

29.04

04.05

Самостоятельное ознакомительное чтение, комментирование заглавия. Аналитическое чтение,/ составление плана, определение отношения автора к Выскочке. Сравнение рассказов «Двойной след» и «Выскочка».

124-125

Тема «Рассказы о природе» М.Пришвин «Жаркий час»

2

05.05

06.05

Чтение рассказа-описания «Жар кий час». Пояснение заглавия словами из текста. Особенности описания (выделение повторов, поведения зайца). Сравнение разных но жанру\ произведений М.Пришвина: очерк, художественный рассказ, юмористический рассказ, рассказ-описание.

126

Обобщение. Рубрика «Проверь себя»

1

11.05

Индивидуальный опрос (рубрика «Проверьте себя» в учебнике).

Произведения зарубежных авторов»- 10

127-128

Тема «Рассказы о животных» Дж.Лондон «Бурый волк»

2

12.05

13.05

Работа с рассказом — чтение, работа с сюжетом, герои рассказа, смысл рассказа. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

129-130

Тема «Рассказы о животных». Э.Сетон-Томпчон «Чинк»

2

16.05

18.05

Сюжет рассказа, герои, описание кульминационного момента. Рассказ о героях (Чинк и Обри). Сравнение рассказа «Чинк» с рассказами А. Куприна.

131-132

Слушание и работа с детской книгой..Тема «Рассказы о животных». Рубрика «Книжная полка»

2

19.05

20.05

Работа с книгами писателей-натуралистов (М. Пришвина, Г. Скребицкого, И. Соколова-Микитова, В. Бианки, Э. Шима, Дж. Лондона, Э. Сетона-Томпсона). Написание отзыва о книге

133

Слушание и работа с детской книгой..Тема «Книги зарубежных писателей»Доп. чтение Дж.Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик»

1

23.05

Работа с выставкой книг зарубежных писателей. Слушание, сравнение произведения Дж. Чиарди с басней И. Крылова «Стрекоза и Муравей».

134

Обобщение по разделу. Тема «Книги зарубежных писателей». Рубрика «Проверь себя»

1

25.05

Выполнение заданий в учебнике и тетради. Индивидуальный опрос. Проверка выполнения заданий в тетради по группам. Самооценка.

135

Комплексная разноуровневая контрольная работа

1

26.05

Выполнение комплексной контрольной работы, проверка знания изученных произведений.

136

Библиотечный урок «Летнее чтение»

1

27.05

Игра «Я знаю», выбор книг по темам: «Презентация выбранной книги.Оформление «Дневника летнего чтения» по рубрикам: «Читаем о Родине и природе», «Отечественные писатели», «Зарубежные писатели», «Приключения», «Детский детектив».

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО И УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе:

  • Литературное чтение: программа: 1- 4 классы/ Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова– М.: Вентана-Граф, 2013.- 224 с.

Оборудование и приборы:

  • Компьютер
  • Мультимедийная доска

Дидактический материал:

  • Портреты писателей
  • фишки

Цифровые образовательные ресурсы:

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.nachalka.com/
  2. http://nsc.1september.ru/
  3. http://www.it-n.ru/

Литература, рекомендованная для учащихся:

  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф,2012.
  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф,2015.
  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение:  учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф,2011.

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

По плану

Изменения

Основания

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...