Урок внеклассного чтения в 4 классе
презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме
Конспект и презентации к уроку внеклассного чтения в 4 классе "Писатели о себе" по программе "2100" содержат автобиографические сведения об С.Т.Аксакове, Н.Г.Гарине-Михайловском, Л.Н.Толстом и А.Н.Толстом и их книгах на эту тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_vneklassnogo_chteniya_pisateli_o_sebe_4_klass.pptx | 2.22 МБ |
s.t.aksakov.ppt | 933 КБ |
n.g.garin-mihaylovskiy.pptx | 1.98 МБ |
l.n.tolstoy.pptx | 837.27 КБ |
a._n._tolstoy.ppt | 2.14 МБ |
urok_vneklassnogo_chteniya_v_4_klasse.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«И детства милые виденья В усталом, томном вдохновении, Волнуясь легкою толпой, Несутся над моей главой…» А.С. Пушкин
Писатели о себе (автобиографические книги) ТЕМА УРОКА:
Б иография Автобиография Библиография Автобиблиография Значение слов
При солнышке тепло, а при матери добро Нет друга лучше, чем р одная матушка Птица рада весне, а младенец матери
«Любить природу – значит любить Родину» Пришвин
Домашнее задание: Продолжить чтение автобиографических произведений * Написать небольшое сочинение - эссе. Начните его так : «Прочитав автобиографическую повесть писателя, я понял, что… *** Подготовить рассказ о своем детстве
Урок окончен!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Родился писатель в 1791 г. в Уфе. Отец его, Тимофей Степанович, был прокурором, мать Мария Николаевна происходила из аристократии и отличалась редким умом и образованностью. Между матерью и сыном сложились отношения редкие по доверительности и дружелюбию. Свои ранние годы писатель провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково в Оренбургской губернии. Окончил Казанскую гимназию и поступил в Казанский университет. Еще в гимназии начал писать стихи. В университете увлекся театром, активно участвовал в работе студенческого театра.
Мария Николаевна Зубова , мать писателя, дочь помощника оренбургского наместника. Первоначальным воспитанием С. Т. Аксакова руководила его мать, урожденная Зубова, женщина по тому времени весьма образованная; четырех лет он умел уже читать и писать «…Моя мать не давала потухнуть во мне догоравшему светильнику жизни: едва он начинал угасать, она питала его магнетическим излиянием собственной жизни, собственного дыханья»,- писал о своей матери С.Т.Аксаков.
Студент Казанского императорского университета Сергей Аксаков.
Усадьба, где провел свои детские годы, часть юношеских и взрослых лет великий русский писатель С.Т.Аксаков (20 сентября 1791 года - 30 апреля 1859 года), находится в селе Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области. По своему значению она стоит в ряду таких известных усадеб и сел России, как Михайловское, Большое Болдино, Ясная Поляна, Тарханы, Константиново и др.
Юноша Аксаков учился в Казанской гимназии .
После окончания Казанской гимназии С.Т.Аксаков поступил учиться в Казанский императорский университет.
Умер Сергей Тимофеевич Аксаков в Москве(30 апреля) 12 мая 1859 года
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инженер-путеец, путешественник, писатель Гарин– Михайловский был выдающимся писателем, человеком благородным, талантливым педагогом. Он прожил яркую и интересную жизнь.
Краткая биография автора Родился Николай Михайловский (Гарин – литературный псевдоним) 20 февраля 1852 года в семье богатого военного Начальное образование Гарин-Михайловский получил в гимназии г . Одессы.
Трудовая деятельность Затем Михайловский учился на юриста, а стал инженером. Окончил Институт путей сообщения. Он мечтал опоясать всю Россию железными дорогами .
Н.Г. Гарин-Михайловский принимал участие в стройке Транссибирской железнодорожной магистрали. По его инициативе был изменен проект трассы и возник новый поселок Новониколаевск, впоследствии Новосибирск.
Новосибирцы увековечили память о Н. Г. Гарине-Михайловском, присвоив его имя привокзальной площади, станции метро, школе, одной из библиотек города. Площадь в Новосибирске им. Гарина Михайловского Железнодорожный вокзал Им. Гарина-Михайловского
Из воспоминаний М.Горького «Был он строен, красив, двигался быстро, но изящно, чувствовалось, что эта быстрота не от нервной расшатанности, а от избытка энергии. Говорил как будто небрежно, но на самом деле очень ловко и своеобразно построенными фразами.»
Характер будущего писателя «Добр он был тоже по-русски. Деньги разбрасывал так, как будто они его отягощали и он брезговал разноцветными бумажками, на которые люди обменивают силы свои. Первым браком он был женат на богатой женщине, дочери генерала Черевина , личного друга Александра Третьего. Но её миллионное состояние он в краткий срок истратил на сельскохозяйственные опыты и в 95-96 годах жил личным заработком». «Жил широко, угощая знакомых изысканными завтраками и обедами, дорогим вином. Сам ел и пил так мало, что нельзя было понять: чем же питается его неукротимая энергия? Любил делать подарки и вообще любил делать приятное людям… Принимая жизнь как праздник, он бессознательно заботился, чтоб и окружающие его так же принимали её».
Литературная деятельность В литературу вошел, когда ему было уже 40 лет. Первое произведение Николая Георгиевича Гарина-Михайловского было опубликован в 1892 году. Повесть «Детство Тёмы» имела такой успех, что автор создал продолжение - еще 3 части: «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры» (это тетралогия биографического характера).
Гарин - путешественник Гарин-Михайловский совершил кругосветное путешествие. Написал путевые очерки «Вокруг света.»
Скончался Гарин-Михайловский 10 декабря 1906 года в возрасте 54 лет. Он так и умер "на ходу", - участвовал в каком-то заседании по литературным делам, сказал горячую речь, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван, и паралич сердца оборвал жизнь этого талантливого, неистощимо бодрого человека. Он так и умер "на ходу", - участвовал в каком-то заседании по литературным делам, сказал горячую речь, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван, и паралич сердца оборвал жизнь этого талантливого, неистощимо бодрого человека. Он так и умер "на ходу", - участвовал в каком-то заседании по литературным делам, сказал горячую речь, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван, и паралич сердца оборвал жизнь этого талантливого, неистощимо бодрого человека.
«Тема и Жучка». Обсуждение рассказа.
В какое время суток происходит действие рассказа?
Какие чувства испытал Тема после сообщения няни?
Как готовится Тема к спасению Жучки?
Почему так спешил к колодцу?
Что он увидел, когда заглянул в колодец?
Почему план Темы «потерпел непредвиденное фиаско»? Что ему пришлось предпринять?
Какие трудности испытал мальчик, когда спускался в колодец?
Как вы думаете, почему Тема ни с кем не посоветовался, ни у кого не попросил помощи?
Что было бы с Жучкой, если бы Тёма её не спас?
Как вы считаете, смелый – это тот, кто не боится или тот, кто может побороть свой страх? Можно ли Тему назвать смелым? -«с ужасом вслушивался в слова няни» -«опять вздрогнул» -«содрогнулся» -«в его душу закрадывается страх» -«сердце его сжимается тоской» -«страх охватывает его»
Можно ли Тему назвать героем? Какие качества характера присущи герою?
Какой момент рассказа был для вас самым волнующим?
О чем тебе хотелось бы спросить Тему, когда он поправится?
Выводы из прочитанного рассказа: Животным трудно выбираться из опасной ситуации – они надеятся на доброту и отзывчивость своих хозяев. Какой еще можно сделать вывод?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Родители Льва Николаевича
Жил Толстой в Ясной Поляне
За работой
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 4 классе.
Тема: «Писатели о себе (автобиографические книги).
Цель: ввести в круг детского чтения произведения автобиографического характера.
Задачи:
- Образовательные:
-познакомить с биографией писателей и кратким содержанием их произведений,
- формировать умение учащихся анализировать художественные произведения.
2. Развивающие:
-способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся (умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям),
-развивать связную монологическую речь учащихся,
-развивать умение работать в коллективе.
3.Воспитательные:
-способствовать воспитанию потребности в самостоятельном чтении книг, воспитанию товарищества, взаимопомощи,
-убедить учащихся на примере произведений писателей классиков, что детство – ответственный возраст человеческой жизни.
Основные характеристики урока:
Тип урока: урок обобщения изученного.
Форма проведения: урок- отчет по итогам исследовательской работы о писателе и самостоятельного чтения его произведения.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения).
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Методы обучения:
- Организации и осуществления учебно - познавательной деятельности учащихся:
а) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа),
б) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации),
2. Стимулирования и мотивации учащихся:
а) эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребёнка),
б) познавательные (знакомство с новым произведением),
в) волевые (предъявление учебных требований),
г) социальные (демонстрация работы учащихся).
3. Контроля и самоконтроля:
а) самооценивание,
б) рефлексия
Ключевые компетенции младших школьников:
Личностные УУД
-эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений,
-представление об оценке литературного героя по его поступкам,
-первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.
Регулятивные УУД
-принимать алгоритм выполнения учебной задачи,
- работать с книгой,
-воспринимать смысл слов в процессе предварительного чтения,
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом,
- осознавать роль названия произведения.
Коммуникативные УУД
-слушать чтение,
-фиксировать тему и ключевые слова произведения,
-отвечать на вопросы по содержанию текста.
Предметные УУД
-находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя, формулировать несложные выводы,
-сравнивать иллюстрации и содержание произведений,
-пользоваться понятиями: портрет героя.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку учителя, детские презентации о писателе и его творчестве, выставка книг, рисунки отдельных эпизодов из книг, смайлики для самооценки.
Ход урока
1.Организационный момент
Занимаем свои места. Садитесь поудобнее, правильно.
Начинаем урок внеклассного чтения.
2.Актуализация знаний.
-Что дают нам уроки внеклассного чтения и почему для нас эти уроки важны?
(Мы знакомимся с новыми литературными произведениями, с новыми интересными писателями, учимся общаться друг с другом и другими людьми, развиваем речь, повышаем словарный запас, узнаем новые слова).
3.Мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы совершим новые читательские открытия. (Слайд).
-Давайте вспомним, что такое эпиграф?
(Цитата, строки из произведения, созвучные теме урока).
Прочитайте эпиграф к нашему уроку. (Слайд).
И детства милые виденья
В усталом, томном вдохновении,
Волнуясь лёгкою толпой,
Несутся над моей главой!...
А.С.Пушкин.
О чём говорит нам эпиграф?
(А.С.Пушкин вспоминает эпизоды из своего детства, ему нравятся воспоминания, ему приятно вспоминать о детстве).
-Значит, на уроке мы будем говорить о воспоминаниях.
4. Работа с выставкой книг.
-Посмотрите на выставку книг к уроку.
-Произведения каких писателей вы видите? Назовите фамилии.
(А.Н.Толстой, Л.Н.Толстой, С.Т.Аксаков, Н.Г.Гарин-Михайловский).
-Что объединяет всех этих писателей?
(Они все писали о детстве).
-Из чего мы делаем такой вывод?
(Из названий, во всех названиях есть слово «детство»).
5. Сообщение темы урока.
Тема нашего урока: «Писатели о себе (автобиографические книги)». (Слайд).
6. Словарная работа.
Объясните значение слов.
Биография- описание чьей-то жизни.
Библиография- перечень книг по какому-то вопросу.
Автобиография- описание своей жизни.
Автобиографические книги- художественные произведения, в которых кроме достоверных фактов из жизни писателя есть вымысел, чувства, мысли, переживания автора.
7.Определяем главную задачу урока.
(Больше узнать о самих писателях, о их детстве, о их внутреннем мире, как они росли, как формировался их характер, какие поступки совершали, что им нравилось в детстве).
8.Отчёт групп.
Итак, тема известна, задача поставлена, начинаем работу. Нас 4 группы. Каждая группа к уроку провела небольшое исследование о жизни писателя и его творчестве, и сегодня вы сами будете знакомить нас с интересными открытиями.
-Угадайте, о каком из писателей пойдет речь.
Николай Александрович с Игорем и Олей побывали у него в усадьбе, когда совершали второй полёт во времени, будущему писателю тогда было 7 лет. Нас интересовала детская литература того времени.
Сергей Тимофеевич Аксаков. (Детская презентация).
Группа «Сердечко»
1.Харитонов М.- презентация, биография
2.Измайлова Ал.- библиография
3.Канунникова Н.- о писателе
4.Рубин В.- история написания книги
5.Рябцева Н.- краткое содержание повести «Детские годы Багрова- внука»
Итак, мы узнали о писателе… , о главном герое повести…
Оцените свою работу и степень участия в работе группы.
А в усадьбе этого писателя мы сами недавно побывали в гостях.
Лев Николаевич Толстой. (Детская презентация).
Группа «Звёздочка»
1.Ерохина В.- презентация, биография
2.Шульгач К.- библиография
3.Соколова Алина- краткое содержание повести «Детство»
4.Пивоварова Д.- о книге
Итак, мы узнали…
Самооценка.
-С этим писателем мы тоже немного знакомы, он написал для детей очень хорошую сказку.
Алексей Николаевич Толстой. (Детская презентация).
Группа «Солнышко»
1.Матвеев Д.- презентация, биография
2.Дерябина Ел.- библиография
3.Тимошина Ел.- история написания книги
4.Снегур Ан.- краткое содержание повести «Детство Никиты»
Итак, мы узнали…
Самооценка.
-А с творчеством этого писателя мы ещё не знакомились на страницах учебника.
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. «Детская презентация»
Группа «Улыбка»
1.Ткаченко Юл.- презентация, биография
2.Васёха С.- библиография
3.Радина С.- краткое содержание повести «Детство Тёмы»
4.Шарыпина Т.- об отце
5.Тутов С.- пересказ «Старый колодец»
Итак, мы узнали…
Самооценка
-Что общего во всех этих произведениях?
(Это автобиографические повести, в них есть правда и есть вымысел)
9.Физминутка. (Слайд)
Потрудились- отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Вправо, влево поворот.
Всем улыбки подарили.
10.Анализ произведений.
-Вы заметили, что все герои произведений очень любили читать? Книги для них имели большое значение.
Дети нашего времени тоже любят читать. Для многих детей, особенно маленьких, книга начинается с картинок, которые непременно заинтересуют, и захочется прочитать книгу. Мне хочется, чтобы у вас тоже возникло такое желание. Перед вами рисунки к книгам, с которыми мы сегодня познакомились. Узнайте, что за эпизод изображён и из какой книги. (Слайд – картинки к книгам)
1.Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Страшно ли было Тёме? (ДА, но он поборол свой страх, он –смелый мальчик)
2.С.Т.Аксаков. Семейный вечер
3.Л.Н.Толстой. Николенька обиделся на учителя. Анализ своих поступков.
4.А.Н.Толстой. Скворчонок Желтухин. Любовь к животным.
Посмотрите, какая природа окружала в детстве будущих писателей.(Слайд- фото пейзажей)
Как можно не любить такую красоту! Ведь любить природу, значит- любить Родину.
11.Работа с пословицами.
-Можем ли мы сказать, что писатели делятся с нами самыми сокровенными переживаниями? (ДА)
-А с кем вы можете поделиться такими тайными переживаниями? (С мамой.)
-Для каждого из нас мама- самый дорогой и любимый человек. И не зря, наверное, в народе говорят, что: (Слайд- пословицы о маме)
При солнышке тепло, а при матери добро.
Нет друга лучше, чем родная матушка.
Птица рада весне, а младенец матери.
Мне хочется, чтобы вы любили своих мам также, как и герои наших произведений, и как можно меньше расстраивали их своими проступками.
-На протяжении многих лет произведения этих писателей с удовольствием читают и взрослые и дети.
Что на ваш взгляд помогло им стать такими интересными, талантливыми людьми?
(Семья, добрые, заботливые отношения, мама, любовь к близким и окружавшим их людей, природа, животные, друзья, книги, учёба. Всё это повлияло на воспитание мальчиков, на формирование положительных черт их характеров.
12.Вывод.
Чтобы вырасти хорошим человеком нужно:
- много читать
-быть добрым внимательным, чутким, отзывчивым человеком
-любить природу
-стремиться стать ещё лучше, для этого обдумывать свои поступки
Детство- ответственная пора в жизни каждого человека.
Всегда можно исправиться, если этого захочешь.
13.Записная книжка.
У многих читателей есть хорошая привычка: из прочитанной книги выписывать понравившиеся фразы. Перед вами страница из записной книжки. Что выписали бы вы? У вас на столе цитаты из прочитанных книг, выберете то, что вам больше понравилось.
14. Итог.
Наш урок подходит к концу. Выполнили мы поставленные перед собой задачи? ( Да, мы узнали о писателях и их детстве из книг и рассказов детей).
Был ли полезен нам урок? Где и как пригодятся эти знания?
(На уроках чтения, истории, географии, рисования, в жизни расскажем тем, кто этого не знает).
15.Домашнее задание.
Многие писатели обращались в своих произведениях к теме детства. Список автобиографических книг можно продолжить: М. Горький «Детство», А. Гайдар «Школа», И. Бунин «Детство».
Дома вы продолжите чтение автобиографических произведений.
Можно написать небольшое сочинение-эссе, начните его так: «Прочитав автобиографическую повесть писателя, я понял, что …»
Или придумать рассказ о своем детстве.
16.Рефлексия.
Мне очень хотелось бы узнать, с какими впечатлениями вы уйдете с урока. Выберите ту строку, которая созвучна вашему настроению и продолжите предложение:
На уроке я узнал…
После урока мне хотелось бы…
Спасибо всем, кто принимал участие в нашей творческой работе. Оценки за урок вы поставили себе сами.
А закончить наш урок мне хотелось бы словами писателя Михаила Шолохова: «Любите книгу всей душой, она не только ваш лучший друг, но и верный спутник.»
17.Урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения 4 класс "Весёлые книжки Э.Успенского"
Урок - путешествие по страницам любимых книг Э.Успенского. В приложениях вопросные планы к сочинениям, кроссворд, портреты, названия станций....
урок внеклассного чтения 2 класс
урок по русской народной сказке "Как мужик гуся делил"...
Презентация к уроку внеклассного чтения 4 класс "Тот самый Мюнхаузен"
Красочная презентация к уроку внеклассного чтения на тему "Тот самый Мюнхаузен", с описанием жизни в России самого барона Мюнхгаузена, музыкальным сопровождением....
Урок внеклассного чтения. 4 класс. Тема: "Лес не школа, а всему учит".
Урок внеклассного чтения по теме: «Лес не школа, а всему учит» по произведениям М. М. Пришвина и Н. И. Сладкова проводится в виде соревнования между командами. Учащимся предлагаются различные задания....
урок "Внеклассное чтение - 2 класс"
Открытый урок на РМО начальных классовВнеклассного чтения во 2 классе Тема: В гости к дедушке КорнеюЦель:1. Расширить знания детей о творчестве К.И. Чуковского...
урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»
Деятельностная цель: Познакомить с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...
Урок внеклассного чтения 4 класс. "Урок из прошлого" по произведению Ю.Яковлева "Сыновья Пешеходова"
Данное произведение посвящено героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны, поэтому этот урок уместно проводить перед праздником 9 мая.На уроке реализовывались следу...