Урок внеклассного чтения в 4 классе
презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме

Лепёхина Татьяна Васильевна

Конспект и презентации к уроку внеклассного чтения в 4 классе "Писатели о себе" по программе "2100" содержат автобиографические сведения об С.Т.Аксакове, Н.Г.Гарине-Михайловском, Л.Н.Толстом и А.Н.Толстом и их книгах на эту тему.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок внеклассного чтения в 4 классе Учитель: Лепехина Т.В, МБОУ « Дедиловская СОШ»

Слайд 2

«И детства милые виденья В усталом, томном вдохновении, Волнуясь легкою толпой, Несутся над моей главой…» А.С. Пушкин

Слайд 3

Писатели о себе (автобиографические книги) ТЕМА УРОКА:

Слайд 4

Б иография Автобиография Библиография Автобиблиография Значение слов

Слайд 5

При солнышке тепло, а при матери добро Нет друга лучше, чем р одная матушка Птица рада весне, а младенец матери

Слайд 22

«Любить природу – значит любить Родину» Пришвин

Слайд 23

Домашнее задание: Продолжить чтение автобиографических произведений * Написать небольшое сочинение - эссе. Начните его так : «Прочитав автобиографическую повесть писателя, я понял, что… *** Подготовить рассказ о своем детстве

Слайд 24

Урок окончен!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила группа « Сердечко» 4 класс

Слайд 2

Родился писатель в 1791 г. в Уфе. Отец его, Тимофей Степанович, был прокурором, мать Мария Николаевна происходила из аристократии и отличалась редким умом и образованностью. Между матерью и сыном сложились отношения редкие по доверительности и дружелюбию. Свои ранние годы писатель провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково в Оренбургской губернии. Окончил Казанскую гимназию и поступил в Казанский университет. Еще в гимназии начал писать стихи. В университете увлекся театром, активно участвовал в работе студенческого театра.

Слайд 3

Мария Николаевна Зубова , мать писателя, дочь помощника оренбургского наместника. Первоначальным воспитанием С. Т. Аксакова руководила его мать, урожденная Зубова, женщина по тому времени весьма образованная; четырех лет он умел уже читать и писать «…Моя мать не давала потухнуть во мне догоравшему светильнику жизни: едва он начинал угасать, она питала его магнетическим излиянием собственной жизни, собственного дыханья»,- писал о своей матери С.Т.Аксаков.

Слайд 4

Студент Казанского императорского университета Сергей Аксаков.

Слайд 5

Усадьба, где провел свои детские годы, часть юношеских и взрослых лет великий русский писатель С.Т.Аксаков (20 сентября 1791 года - 30 апреля 1859 года), находится в селе Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области. По своему значению она стоит в ряду таких известных усадеб и сел России, как Михайловское, Большое Болдино, Ясная Поляна, Тарханы, Константиново и др.

Слайд 6

Юноша Аксаков учился в Казанской гимназии .

Слайд 7

После окончания Казанской гимназии С.Т.Аксаков поступил учиться в Казанский императорский университет.

Слайд 8

Умер Сергей Тимофеевич Аксаков в Москве(30 апреля) 12 мая 1859 года


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1852-1906 Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

Слайд 2

Инженер-путеец, путешественник, писатель Гарин– Михайловский был выдающимся писателем, человеком благородным, талантливым педагогом. Он прожил яркую и интересную жизнь.

Слайд 3

Краткая биография автора Родился Николай Михайловский (Гарин – литературный псевдоним) 20 февраля 1852 года в семье богатого военного Начальное образование Гарин-Михайловский получил в гимназии г . Одессы.

Слайд 4

Трудовая деятельность Затем Михайловский учился на юриста, а стал инженером. Окончил Институт путей сообщения. Он мечтал опоясать всю Россию железными дорогами .

Слайд 5

Н.Г. Гарин-Михайловский принимал участие в стройке Транссибирской железнодорожной магистрали. По его инициативе был изменен проект трассы и возник новый поселок Новониколаевск, впоследствии Новосибирск.

Слайд 6

Новосибирцы увековечили память о Н. Г. Гарине-Михайловском, присвоив его имя привокзальной площади, станции метро, школе, одной из библиотек города. Площадь в Новосибирске им. Гарина Михайловского Железнодорожный вокзал Им. Гарина-Михайловского

Слайд 7

Из воспоминаний М.Горького «Был он строен, красив, двигался быстро, но изящно, чувствовалось, что эта быстрота не от нервной расшатанности, а от избытка энергии. Говорил как будто небрежно, но на самом деле очень ловко и своеобразно построенными фразами.»

Слайд 8

Характер будущего писателя «Добр он был тоже по-русски. Деньги разбрасывал так, как будто они его отягощали и он брезговал разноцветными бумажками, на которые люди обменивают силы свои. Первым браком он был женат на богатой женщине, дочери генерала Черевина , личного друга Александра Третьего. Но её миллионное состояние он в краткий срок истратил на сельскохозяйственные опыты и в 95-96 годах жил личным заработком». «Жил широко, угощая знакомых изысканными завтраками и обедами, дорогим вином. Сам ел и пил так мало, что нельзя было понять: чем же питается его неукротимая энергия? Любил делать подарки и вообще любил делать приятное людям… Принимая жизнь как праздник, он бессознательно заботился, чтоб и окружающие его так же принимали её».

Слайд 9

Литературная деятельность В литературу вошел, когда ему было уже 40 лет. Первое произведение Николая Георгиевича Гарина-Михайловского было опубликован в 1892 году. Повесть «Детство Тёмы» имела такой успех, что автор создал продолжение - еще 3 части: «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры» (это тетралогия биографического характера).

Слайд 10

Гарин - путешественник Гарин-Михайловский совершил кругосветное путешествие. Написал путевые очерки «Вокруг света.»

Слайд 11

Скончался Гарин-Михайловский 10 декабря 1906 года в возрасте 54 лет. Он так и умер "на ходу", - участвовал в каком-то заседании по литературным делам, сказал горячую речь, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван, и паралич сердца оборвал жизнь этого талантливого, неистощимо бодрого человека. Он так и умер "на ходу", - участвовал в каком-то заседании по литературным делам, сказал горячую речь, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван, и паралич сердца оборвал жизнь этого талантливого, неистощимо бодрого человека. Он так и умер "на ходу", - участвовал в каком-то заседании по литературным делам, сказал горячую речь, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван, и паралич сердца оборвал жизнь этого талантливого, неистощимо бодрого человека.

Слайд 12

«Тема и Жучка». Обсуждение рассказа.

Слайд 13

В какое время суток происходит действие рассказа?

Слайд 14

Какие чувства испытал Тема после сообщения няни?

Слайд 15

Как готовится Тема к спасению Жучки?

Слайд 16

Почему так спешил к колодцу?

Слайд 17

Что он увидел, когда заглянул в колодец?

Слайд 18

Почему план Темы «потерпел непредвиденное фиаско»? Что ему пришлось предпринять?

Слайд 19

Какие трудности испытал мальчик, когда спускался в колодец?

Слайд 20

Как вы думаете, почему Тема ни с кем не посоветовался, ни у кого не попросил помощи?

Слайд 21

Что было бы с Жучкой, если бы Тёма её не спас?

Слайд 22

Как вы считаете, смелый – это тот, кто не боится или тот, кто может побороть свой страх? Можно ли Тему назвать смелым? -«с ужасом вслушивался в слова няни» -«опять вздрогнул» -«содрогнулся» -«в его душу закрадывается страх» -«сердце его сжимается тоской» -«страх охватывает его»

Слайд 23

Можно ли Тему назвать героем? Какие качества характера присущи герою?

Слайд 24

Какой момент рассказа был для вас самым волнующим?

Слайд 25

О чем тебе хотелось бы спросить Тему, когда он поправится?

Слайд 26

Выводы из прочитанного рассказа: Животным трудно выбираться из опасной ситуации – они надеятся на доброту и отзывчивость своих хозяев. Какой еще можно сделать вывод?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лев Николаевич Толстой Подготовила группа «Звёздочка»

Слайд 2

Родители Льва Николаевича

Слайд 3

Жил Толстой в Ясной Поляне

Слайд 4

За работой


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алексей Николаевич Толстой Подготовила группа «Солнышко»


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 4 классе.

Тема: «Писатели о себе (автобиографические книги).

Цель: ввести в круг детского чтения произведения автобиографического характера.

Задачи:

  1. Образовательные:

  -познакомить с биографией писателей и кратким содержанием их произведений,

-  формировать умение учащихся анализировать художественные произведения.

      2. Развивающие:

   -способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся (умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям),

 -развивать связную монологическую речь учащихся,

  -развивать умение работать в коллективе.

       3.Воспитательные:

   -способствовать воспитанию потребности в самостоятельном чтении книг, воспитанию товарищества, взаимопомощи,

  -убедить учащихся на примере произведений писателей классиков, что детство – ответственный возраст человеческой жизни.

   Основные характеристики урока:

Тип урока: урок обобщения изученного.

Форма проведения: урок- отчет по итогам исследовательской работы о писателе и  самостоятельного чтения его произведения.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения).

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Методы обучения:

  1. Организации и осуществления учебно - познавательной деятельности учащихся:

 а) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа),

б) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации),

2. Стимулирования и мотивации учащихся:

а) эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребёнка),

б) познавательные (знакомство с новым произведением),

в) волевые (предъявление учебных требований),

г) социальные (демонстрация работы учащихся).

3. Контроля и самоконтроля:

а) самооценивание,

б) рефлексия

Ключевые компетенции младших школьников:

Личностные УУД

-эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений,

-представление об оценке литературного героя по его поступкам,

-первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.

Регулятивные УУД

-принимать алгоритм выполнения учебной задачи,

- работать с книгой,

-воспринимать смысл слов в процессе предварительного чтения,

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом,

- осознавать роль названия произведения.

Коммуникативные УУД

-слушать чтение,

-фиксировать тему и ключевые слова произведения,

-отвечать на вопросы по содержанию текста.

Предметные УУД

-находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя, формулировать несложные выводы,

-сравнивать иллюстрации и содержание произведений,

-пользоваться понятиями: портрет героя.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку учителя, детские презентации о  писателе и его творчестве, выставка книг, рисунки отдельных эпизодов из книг, смайлики для самооценки.

Ход урока

1.Организационный момент

Занимаем свои места. Садитесь поудобнее, правильно.

Начинаем урок внеклассного чтения.

2.Актуализация знаний.

-Что дают нам уроки внеклассного чтения и почему для нас эти уроки важны?

(Мы знакомимся с новыми литературными произведениями, с новыми интересными писателями, учимся общаться друг с другом и другими людьми, развиваем речь, повышаем словарный запас, узнаем новые слова).

3.Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы совершим новые читательские открытия. (Слайд).

-Давайте вспомним, что такое эпиграф?

(Цитата, строки из произведения, созвучные теме урока).

Прочитайте эпиграф к нашему уроку. (Слайд).

И детства милые виденья

В усталом, томном вдохновении,

Волнуясь лёгкою толпой,

Несутся над моей главой!...

            А.С.Пушкин.

О чём говорит нам эпиграф?

(А.С.Пушкин вспоминает эпизоды из своего детства, ему нравятся воспоминания, ему приятно вспоминать о детстве).

-Значит, на уроке мы будем говорить о воспоминаниях.

4. Работа с выставкой книг.

-Посмотрите на выставку книг к уроку.

-Произведения каких писателей вы видите? Назовите фамилии.

(А.Н.Толстой, Л.Н.Толстой, С.Т.Аксаков, Н.Г.Гарин-Михайловский).

-Что объединяет всех этих писателей?

(Они все писали о детстве).

-Из чего мы делаем такой вывод?

(Из названий, во всех названиях есть слово «детство»).

5. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока: «Писатели о себе (автобиографические книги)». (Слайд).

6. Словарная работа.

Объясните значение слов.

Биография- описание чьей-то жизни.

Библиография- перечень книг по какому-то вопросу.

Автобиография- описание своей жизни.

Автобиографические книги- художественные произведения, в которых кроме достоверных фактов из жизни писателя есть вымысел, чувства, мысли, переживания автора.

7.Определяем главную задачу урока.

(Больше узнать о самих писателях, о их детстве, о их внутреннем мире, как они росли, как формировался их характер, какие поступки совершали, что им нравилось в детстве).

8.Отчёт групп.

Итак, тема известна, задача поставлена, начинаем работу. Нас 4 группы. Каждая группа к уроку провела небольшое исследование о жизни писателя и его творчестве, и сегодня вы сами будете знакомить нас с интересными открытиями.

-Угадайте, о каком из писателей пойдет речь.

Николай Александрович с Игорем и Олей побывали у него в усадьбе, когда совершали второй полёт во времени, будущему писателю тогда было 7 лет. Нас интересовала детская литература того времени.

Сергей Тимофеевич Аксаков. (Детская презентация).

Группа «Сердечко»

1.Харитонов М.- презентация, биография

2.Измайлова Ал.- библиография

3.Канунникова Н.- о писателе

4.Рубин В.- история написания книги

5.Рябцева Н.- краткое содержание повести «Детские годы Багрова- внука»

Итак, мы узнали о писателе… , о главном герое повести…

Оцените свою работу и степень участия в работе группы.

А в усадьбе этого писателя мы сами недавно побывали в гостях.

Лев Николаевич Толстой. (Детская презентация).

Группа «Звёздочка»

1.Ерохина В.- презентация, биография

2.Шульгач К.- библиография

3.Соколова Алина- краткое содержание повести «Детство»

4.Пивоварова Д.- о книге

Итак, мы узнали…

Самооценка.

-С этим писателем мы тоже немного знакомы, он написал для детей очень хорошую сказку.

Алексей Николаевич Толстой. (Детская презентация).

Группа «Солнышко»

1.Матвеев Д.- презентация, биография

2.Дерябина Ел.- библиография

3.Тимошина Ел.- история написания книги

4.Снегур Ан.- краткое содержание повести «Детство Никиты»

Итак, мы узнали…

Самооценка.

-А с творчеством этого писателя мы ещё не знакомились на страницах учебника.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. «Детская презентация»

Группа «Улыбка»

1.Ткаченко Юл.- презентация, биография

2.Васёха С.- библиография

3.Радина С.- краткое содержание повести «Детство Тёмы»

4.Шарыпина Т.- об отце

5.Тутов С.- пересказ «Старый колодец»

Итак, мы узнали…

Самооценка

-Что общего во всех этих произведениях?

(Это автобиографические повести, в них есть правда и есть вымысел)

9.Физминутка. (Слайд)

Потрудились- отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Вправо, влево поворот.

Всем улыбки подарили.

10.Анализ произведений.

-Вы заметили, что все герои произведений очень любили читать? Книги для них имели большое значение.

Дети нашего времени тоже любят читать. Для многих детей, особенно маленьких, книга начинается с картинок, которые непременно заинтересуют, и захочется прочитать книгу. Мне хочется, чтобы у вас тоже возникло такое желание. Перед вами рисунки к книгам, с которыми мы сегодня познакомились. Узнайте, что за эпизод изображён и из какой книги. (Слайд – картинки к книгам)

1.Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Страшно ли было Тёме? (ДА, но он поборол свой страх, он –смелый мальчик)

2.С.Т.Аксаков. Семейный вечер

3.Л.Н.Толстой. Николенька обиделся на учителя. Анализ своих поступков.

4.А.Н.Толстой. Скворчонок Желтухин. Любовь к животным.

Посмотрите, какая природа окружала в детстве будущих писателей.(Слайд- фото пейзажей)

Как можно не любить такую красоту! Ведь любить природу, значит- любить Родину.

11.Работа с пословицами.

-Можем ли мы сказать, что писатели делятся с нами самыми сокровенными переживаниями? (ДА)

-А с кем вы можете поделиться такими тайными переживаниями? (С мамой.)

-Для каждого из нас мама- самый дорогой и любимый человек. И не зря, наверное, в народе говорят, что: (Слайд- пословицы о маме)

При солнышке тепло, а при матери добро.

Нет друга лучше, чем родная матушка.

Птица рада весне, а младенец матери.

Мне хочется, чтобы вы любили своих мам также,  как и герои наших произведений, и как можно меньше расстраивали их своими проступками.

-На протяжении многих лет произведения этих писателей с удовольствием читают и взрослые и дети.

Что на ваш взгляд помогло им стать такими интересными, талантливыми людьми?

(Семья, добрые, заботливые отношения, мама, любовь к близким и окружавшим их людей, природа, животные, друзья, книги, учёба. Всё это повлияло на воспитание мальчиков, на формирование положительных черт их характеров.

12.Вывод.

Чтобы вырасти хорошим человеком нужно:

- много читать

-быть добрым внимательным, чутким, отзывчивым человеком

-любить природу

-стремиться стать ещё  лучше, для этого обдумывать свои поступки

Детство- ответственная пора в жизни каждого человека.

Всегда можно исправиться, если этого захочешь.

13.Записная книжка.

У многих читателей есть хорошая привычка: из прочитанной книги выписывать понравившиеся фразы. Перед вами страница из записной книжки. Что выписали бы вы? У вас на столе цитаты из прочитанных книг, выберете то, что вам больше понравилось.

 14. Итог.

Наш урок подходит к концу. Выполнили мы поставленные перед собой задачи? ( Да, мы узнали о писателях и их детстве из книг и рассказов детей).

Был ли полезен нам урок? Где и как пригодятся эти знания?

(На уроках чтения, истории, географии, рисования, в жизни расскажем тем, кто этого не знает).

  15.Домашнее задание.

Многие писатели обращались в своих произведениях к теме детства. Список автобиографических книг можно продолжить: М. Горький «Детство», А. Гайдар «Школа», И. Бунин «Детство».

Дома вы продолжите чтение автобиографических произведений.

Можно написать небольшое сочинение-эссе, начните его так: «Прочитав автобиографическую повесть писателя, я понял, что …»

Или придумать рассказ о своем детстве.

16.Рефлексия.

Мне очень хотелось бы узнать, с какими впечатлениями вы уйдете с урока. Выберите ту строку, которая созвучна вашему настроению и продолжите предложение:

На уроке я узнал…

После урока мне хотелось бы…

Спасибо всем, кто принимал участие в нашей творческой работе. Оценки за урок вы поставили себе сами.

А закончить наш урок мне хотелось бы словами писателя Михаила Шолохова: «Любите книгу всей душой, она не только ваш лучший друг, но и верный спутник.»

17.Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения 4 класс "Весёлые книжки Э.Успенского"

Урок - путешествие по страницам любимых книг Э.Успенского. В приложениях вопросные планы к сочинениям, кроссворд, портреты, названия станций....

урок внеклассного чтения 2 класс

урок по русской народной сказке "Как мужик гуся делил"...

Презентация к уроку внеклассного чтения 4 класс "Тот самый Мюнхаузен"

Красочная презентация к уроку внеклассного чтения на тему "Тот самый Мюнхаузен", с описанием   жизни в России самого барона Мюнхгаузена, музыкальным сопровождением....

Урок внеклассного чтения. 4 класс. Тема: "Лес не школа, а всему учит".

Урок внеклассного чтения по теме: «Лес не школа, а всему учит» по произведениям М. М. Пришвина и Н. И. Сладкова проводится в виде соревнования между командами. Учащимся предлагаются различные задания....

урок "Внеклассное чтение - 2 класс"

Открытый урок на РМО начальных классовВнеклассного чтения во 2 классе Тема: В гости к дедушке КорнеюЦель:1. Расширить знания детей о творчестве К.И. Чуковского...

урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...

Урок внеклассного чтения 4 класс. "Урок из прошлого" по произведению Ю.Яковлева "Сыновья Пешеходова"

Данное произведение посвящено героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны, поэтому этот урок уместно проводить перед праздником  9 мая.На уроке  реализовывались  следу...