Конспект урока литературного чтения. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" для 3 класса. Урок обобщающий. Групповая форма работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_3_kl_mamin-sibiryak._seraya_sheyka.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Жанровая специфика: сказка или рассказ.
ЦЕЛИ: 1. Отследить логику развития сюжета, выяснить жанровую принадлежность произведения ( сказка или рассказ ), продолжить работу, связанную с внимательным отношением к развитию действий в тексте.
2. Развитие внимания, наблюдательности, памяти, навыков самостоятельной работы с текстом через выборочное чтение, навыков сравнения, обобщения.
3. Воспитание внимательного отношения к окружающей природе, чувства сострадания, доброты.
Формирование универсальных учебных действий.
1.Регулятивные УУД:
-определение с помощью учителя и самостоятельно цели деятельности на уроке.
-выявление и формулирование учебной проблемы совместно с учителем.
-произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи;
-соотносить внешнюю оценку и самооценку.
2.Познавательные УУД:
- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
- уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное.
-умение находить необходимую информацию в учебнике.
-с помощью учителя искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных.
-способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.
-вступать в беседу на уроке.
3.Коммуникативные УУД:
- выражать свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
- участвовать в учебном диалоге.
4.Личностные УУД:
- основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.
-доброжелательно относиться к участникам совместной деятельности.
-уважительно относиться к мнению своих одноклассников.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Учебник
- Рисунки (индивидуальное д/задание)
- Сочинения детей ( творческое д/з, выборочное)
- Обратная связь ( цветовые сигнальные веера)
- Мультимедиа; компьютер
ХОД УРОКА:
1.Организация класса.
- Глядя на ваши лица, вижу, что готовы начать урок литературы.
2. Целеполагание, мотивационный настрой.
- Перед вами кроссворд. Разгадав его, узнаем тему урока, а также литературные приёмы, которыми будем пользоваться для раскрытия темы.
(Кроссворд на слайде. Учитель зачитывает задание-вопрос, дети фронтально записывают ответ печатными буквами или маркером на доске).
- олицетворение
2 мамин-сибиряк
3 сочинение
4 б
5 щ
6 характеристика
7 сравнение
8 кульминация
9 пересказ
ЗАДАНИЯ - ВОПРОСЫ:
- Литературный приём авторов, чтобы предмет выразить в образе живого существа (Олицетворение)
- Автор произведения « Серая Шейка »
( Мамин - Сибиряк)
- Изложение своих собственных мыслей, знаний на заданную тему
( Сочинение)
6. Описание характерных отличительных качеств, черт главного или действующего лица
( Характеристика)
7. Литературный приём, когда автор что-нибудь или кого-нибудь сопоставляет с чем-нибудь или с кем нибудь.
( Сравнение)
8. Самый напряжённый момент в литературном произведении
( Кульминация)
9. Изложение текста, содержания вслух. Бывает: подробный, краткий, от другого лица, с творческим дополнением.
( Пересказ)
- Итак, прочитайте получившееся слово. ( ОБОБЩЕНИЕ)
- Обобщение чего? ( Произведения М. Сибиряка « Серая Шейка »)
- Да, завершим работу над произведением « Серая Шейка » , обобщим при этом логику развития сюжета через различные виды чтения, а также выясним жанровую принадлежность текста. (На слайде открываю запись:
Мамин - Сибиряк «Серая Шейка». Обобщение. Жанр сказка или рассказ.
3 Сообщение формы работы.
- Ребята, на этом уроке будете работать группами (слайд)
- Каждая группа будет работать только с одной главой. Вам будет предложен лист заданий. Ваша задача: внимательно их прочитать, распределить между собой задания и приступить к их выполнению. Вам даётся 10 минут.
- Во время прослушивания ответов будете производить попутное оценивание одноклассников цветовыми веерами.
- Напоминаю оценочные цвета: (слайд)
- зелёный- полный, отличный ответ;
- синий - хороший ответ, но есть неточности;
- жёлтый - ответ не полный, много неточностей;
- красный - нет ответа.
Листы заданий.
1 ГРУППА ( работа с первой главой произведения)
- Перечитать главу, озаглавить.
- Объяснить значение слов: - хлопоты
- несколько тысяч вёрст
- выводок
- набить зоб
- калека
- Дать характеристику Селезня, Утки
- Чтение наизусть по ролям отрывка ( индивидуальное д\з)
2 ГРУППА( работа со второй главой произведения)
- Перечитать главу, озаглавить.
- Разделить главу на три смысловые части и озаглавить их.
- Найти в главе фразы, предложения, которые показывают нарастающий страх Серой Шейки.
- Найти и зачитать описание похолодания.
- Объяснить значение слов: - вожак
- стая
- роковой день
- утиный косяк
- ключ
- курлыканье
3 ГРУППА ( работа с третьей главой произведения )
- Перечитать главу, озаглавить.
- Защита своего рисунка: самый волнующий момент произведения .
- Найти в главе сравнения, олицетворения.
- Найти и зачитать описание постепенного замерзания реки.
- Объяснить значение слов: - полынья
- 15 сажен
- спесь
- проведать
4 ГРУППА ( работа с четвёртой главой произведения )
- Перечитать главу, озаглавить,
- Подготовить чтение по ролям.
- Объяснить значение слов: - логово, логовище
- мороз здоровый
- сноровка
-браниться
- положил за пазуху
- Дать характеристику Акинтичу.
- Ответ на вопрос: это произведение сказка или рассказ? Найти доказательства в тексте.
4.Работа в группах.
Учитель в это время помогает распределить задания, если возникли затруднения у учащихся. А также убеждается в том, что все имеют задания и работают над ним.
5.Заслушивание ответов, попутное оценивание каждого цветовым веером, дополнение ответов
6.Ненаписанная 5 глава.
- Зачитывание сочинённых глав ( 3 человека готовили дома творческое задание )
- Обсуждение, словесная оценка, цветовая оценка.
7. Подведение итога.
- Над каким произведением завершаем работу?
- Вам оно понравилось? Чем?
- Что показалось особо грустным? Радостным?
- Какая глава самая напряжённая?
- Назовите положительных действующих лиц, отрицательных. Почему так решили?
- Почему 1,2,3 главы заканчиваются одинаково?
- Так это сказка или рассказ? Почему?
- Назовите произведение, которое тоже можно назвать сказкой-рассказом.
- Спасибо за ответы. Подведём итоги оценивания.
- Кто получил «зелёную оценку» выступления-ответа? Встаньте. Вам за урок – 5.
- Кто получил « синюю оценку» - вам за урок- 4.
- Кто «жёлтую» - вам -3.
- «Красную»? ( не должно быть, так как задания в группах были дифференцированного характера)
- Урок закончен. Всем спасибо. Я получила огромное удовольствие при общении с вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Тема: Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"
Этот урок является итоговым по теме: "Д.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка". Урок проводился в 3 классе по программе Л.В.Занкова....
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...