Конспект урока литературного чтения. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Власова Вероника Михайловна

Конспект урока литературного чтения. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" для 3 класса. Урок обобщающий. Групповая форма работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_3_kl_mamin-sibiryak._seraya_sheyka.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Жанровая специфика: сказка или рассказ.

ЦЕЛИ: 1. Отследить логику развития сюжета, выяснить жанровую принадлежность     произведения ( сказка или рассказ ), продолжить работу, связанную с внимательным отношением к развитию действий в тексте.

            2. Развитие внимания, наблюдательности, памяти, навыков самостоятельной работы с текстом через выборочное чтение, навыков сравнения, обобщения.

            3. Воспитание внимательного отношения к окружающей природе, чувства          сострадания, доброты.

Формирование универсальных учебных действий.

1.Регулятивные УУД:

-определение с помощью учителя и самостоятельно цели деятельности на уроке.
-выявление и формулирование учебной проблемы совместно с учителем.

-произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи;

-соотносить внешнюю оценку и самооценку.

2.Познавательные УУД:

- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

- уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное.

-умение находить необходимую информацию в учебнике.
-с помощью учителя искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных.
-способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.
-вступать в беседу на уроке.

3.Коммуникативные УУД:

- выражать свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные        речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

- участвовать в учебном диалоге.

4.Личностные УУД:

- основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.

-доброжелательно относиться к участникам совместной деятельности.
-уважительно относиться к мнению своих одноклассников.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Учебник
  • Рисунки (индивидуальное д/задание)
  • Сочинения детей ( творческое д/з, выборочное)
  • Обратная связь ( цветовые сигнальные веера)
  • Мультимедиа; компьютер

 ХОД УРОКА:

1.Организация класса.

  - Глядя на ваши лица, вижу, что готовы начать урок литературы.

2. Целеполагание, мотивационный настрой.

   - Перед вами кроссворд. Разгадав его, узнаем тему урока, а также литературные приёмы, которыми будем пользоваться для раскрытия темы.

(Кроссворд на слайде. Учитель зачитывает задание-вопрос, дети фронтально записывают ответ печатными буквами  или маркером на доске).

  1. олицетворение

2         мамин-сибиряк

3                        сочинение

                   4                          б

                   5                          щ

                   6               характеристика

                   7                   сравнение

                   8                кульминация

                   9                     пересказ

ЗАДАНИЯ - ВОПРОСЫ:

  1. Литературный приём авторов, чтобы предмет выразить в образе живого существа                  (Олицетворение)
  2. Автор произведения « Серая Шейка »                                              

                                                                                                                        ( Мамин - Сибиряк)

  1. Изложение своих собственных мыслей, знаний на заданную тему

                                                                                                                        ( Сочинение)

6.       Описание характерных отличительных качеств, черт главного или действующего лица                            

                                                                                                                        ( Характеристика)

7.        Литературный приём, когда  автор что-нибудь или кого-нибудь  сопоставляет с чем-нибудь или с кем нибудь.

                                                                                                                        ( Сравнение)

8.        Самый напряжённый момент в литературном произведении

                                                                                                                        ( Кульминация)

9.        Изложение текста, содержания вслух. Бывает: подробный, краткий, от другого лица, с творческим дополнением.

                                                                                                                        ( Пересказ) 

  • Итак, прочитайте получившееся слово. ( ОБОБЩЕНИЕ)
  • Обобщение чего? ( Произведения М. Сибиряка  « Серая Шейка »)
  • Да, завершим работу над произведением « Серая Шейка » ,  обобщим при этом  логику развития  сюжета через различные виды чтения, а также выясним жанровую принадлежность текста. (На слайде открываю запись:

          Мамин - Сибиряк «Серая Шейка». Обобщение. Жанр сказка или рассказ.

3 Сообщение формы работы. 

  • Ребята, на этом уроке будете работать группами (слайд)
  • Каждая группа будет работать только с одной главой. Вам будет предложен лист заданий. Ваша задача: внимательно их прочитать, распределить между собой задания и приступить к их выполнению. Вам даётся 10 минут.
  • Во время прослушивания ответов будете производить попутное оценивание одноклассников цветовыми веерами.
  • Напоминаю оценочные цвета:  (слайд)                                                                                                                              

    - зелёный- полный, отличный ответ;

    - синий - хороший ответ, но есть неточности;

    - жёлтый - ответ не полный, много неточностей;

    - красный - нет ответа.

Листы заданий.

1 ГРУППА ( работа с первой главой произведения)

  • Перечитать главу, озаглавить.
  • Объяснить значение слов: - хлопоты

                                                   - несколько тысяч вёрст

                                                   - выводок

                                                   - набить зоб

                                                   - калека

  • Дать  характеристику Селезня, Утки
  • Чтение наизусть по ролям отрывка ( индивидуальное д\з)

2   ГРУППА( работа со второй главой произведения)

  • Перечитать главу, озаглавить.
  • Разделить главу на три смысловые части и озаглавить их.
  • Найти в главе фразы, предложения, которые показывают нарастающий страх Серой Шейки.
  • Найти и зачитать описание похолодания.
  • Объяснить значение слов: - вожак

                                                   - стая

                                                   - роковой день

                                                   - утиный косяк

                                                   - ключ

                                                   - курлыканье

3 ГРУППА ( работа с третьей главой произведения )

  • Перечитать главу, озаглавить.
  • Защита своего рисунка: самый волнующий момент произведения .
  • Найти в главе сравнения, олицетворения.
  • Найти и зачитать описание постепенного замерзания реки.
  • Объяснить значение слов: - полынья

                                                   - 15 сажен

                                                   - спесь

                                                   - проведать

4 ГРУППА ( работа с четвёртой главой произведения )

  • Перечитать главу, озаглавить,
  • Подготовить чтение по ролям.
  • Объяснить значение слов: - логово, логовище

                                                   - мороз здоровый

                                                   - сноровка

                                                   -браниться

                                                   - положил за пазуху

  • Дать характеристику Акинтичу.
  • Ответ на вопрос: это произведение сказка или рассказ? Найти доказательства в тексте.

4.Работа в группах.

 Учитель в это время помогает распределить задания, если возникли затруднения у учащихся. А также убеждается в том, что все имеют задания и работают над ним.

5.Заслушивание ответов, попутное оценивание каждого цветовым веером, дополнение ответов

6.Ненаписанная 5 глава.

  • Зачитывание сочинённых глав ( 3 человека готовили дома творческое задание )
  • Обсуждение, словесная оценка, цветовая оценка.

7. Подведение итога.

  • Над каким произведением завершаем работу?
  • Вам оно понравилось? Чем?
  • Что показалось особо грустным? Радостным?
  • Какая глава самая напряжённая?
  • Назовите положительных действующих лиц, отрицательных. Почему так решили?
  • Почему 1,2,3 главы заканчиваются одинаково?
  • Так это сказка или рассказ? Почему?
  • Назовите произведение, которое тоже можно назвать сказкой-рассказом.
  • Спасибо за ответы. Подведём итоги оценивания.
  • Кто получил «зелёную оценку» выступления-ответа? Встаньте. Вам за урок – 5.
  • Кто получил « синюю оценку» - вам за урок- 4.
  • Кто «жёлтую» - вам -3.
  • «Красную»? ( не должно быть, так как  задания в группах были дифференцированного характера)
  • Урок закончен. Всем спасибо. Я получила огромное удовольствие при общении с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Тема: Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"

Этот урок является итоговым по теме:  "Д.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка". Урок проводился в 3 классе по программе Л.В.Занкова....

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...