Рабочая программа Литературное чтение 3 кл
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по литературному чтению создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по учебнику «Родная речь» (в 2-х ч.) 3 класс, авторы В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.Ф. Климанова, и направлена на решение следующих задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
В соответствии с базисным учебным планом программа составлена из расчета 3 часов в неделю, 102 часа в год.
Основными разделами программы являются: «Устное народное творчество», «Страницы русской классики», «Литературные сказки», «Любимые детские писатели», «Люби живое», «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок», «По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки»», «Зарубежная литература».
Требования к ЗУН учащихся:
- Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом
- Развитие навыков чтения:
- Развитие навыков правильного, сознательного чтения в слух, выработка ускоренного темпа чтения за счёт отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрого понимания прочитанного.
- Обучение приёмам чтения про себя на небольших по объёму текстах с постепенным увеличением объёма и количества прочитанных текстов этим способом. Углублённое понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного).
- Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
- Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте.
- Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения:
- Ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, чтение про себя – это чтение для себя. Побуждение детей к совершенствованию выразительного чтения, овладению приёмами выразительной речи и чтения.
- Совершенствование звуковой культуры речи; развитие чёткой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков.
- Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умение увеличивать и уменьшать силу голоса (от громкой речи до шёпота и наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания.
- Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений.
- Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображённую картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность; осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать своё выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.
- Требования к уровню сформированности навыка чтения.
- Правильное, сознательное достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения – 70-75 слов в минуту.
- Выработка умений работать с текстом.
- Подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций.
- Установление последовательности действий в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нём событий; подкрепление правильных ответов на вопросы выборочным чтением.
- Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного; определение с помощью учителя темы и смысла всего произведения в целом.
- Составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художественным текстам.
- Составление рассказов о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.
- Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.
- Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц; оценка их поступков (с помощью учителя).
- Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нём.
- Ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике.
- Обогащение и развитие опыта творческой деятельности, эмоционально-чувственного отношения к действительности.
- Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе наблюдений. Развитие творческих способностей школьников.
- Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений.
- Развитие умения выразить в словах свои впечатления, своё видение предмета, состояние природы и человека.
- Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы.
- Активизация способности учащихся полноценно воспринимать художественные произведения на основе целенаправленной деятельности.
- Первоначальное обобщение опыта работы с литературоведческими терминами.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
по литературному чтению
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию;
полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе событий, герое);
знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;
делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;
составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), недостаточно выразительно, допускает от 3 до 5 ошибок;
передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план с помощью наводящих вопросов учителя;воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, допускает более 6 ошибок;
пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
Содержание тем учебного курса
1 четверть (18 ч)
Устное народное творчество (10ч.)
Вводный инструктаж по ТБ. Рукописные книги Древней Руси. Русские народные песни, небылицы, докучные сказки. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Рус. нар. Сказка Иван-царевич и серый волк. Сивка-бурка. Контрольное чтение. Сивка-бурка. Никита Кожемяка. Добрыня Никитич. Былины. Добрыня и змей. Былины. Исцеление Ильи Муромца. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Былины.
Страницы русской классики (10 ч)
Обобщение изученного Ф. Тютчев «Весенняя гроза» А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…», «Зреет рожь…» А. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…», «Звонче жаворонка…» А. Майков «Весна», «Колыбельная песня», «Летний дождь» А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», «За весной, красой…» А. Пушкин. «Зимнее утро», «Зимний вечер» А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане» Контрольное чтение. А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане» Обобщение.
2 четверть
И. Крылов. «Мартышка и очки». «Ворона и Лисица» М. Лермонтов «Утёс», «Осень», «Два великана»
Любимые детские писатели (2ч)
Л. Толстой. «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» А. Куприн. « Слон»
Страницы русской классики (6 ч)
И. Никитин. «Полно, степь моя…», «Утро», «Встреча зимы» А.Плещеев «Весна», «Мой садик» И.Суриков. «Детство» И.Суриков. «Зима» С.Дрожжин «В крестьянской семье» С.Дрожжин «Деревня». Обобщение.
Литературные сказки (4 ч)
В. Одоевский. «Мороз Иванович» В. Одоевский. «Мороз Иванович» В. Одоевский. «Мороз Иванович» Контрольное чтение Обобщающий урок «Литературные сказки»
3 четверть
Любимые детские писатели (5ч)
М. Горький. «Случай с Евсейкой» К. Паустовский. «Растрёпанный Воробей» В. Катаев. «Дудочка и кувшинчик» В. Медведев. «Как воробьишка придумал голосами меняться» А. И. Куприн «Слон» (повторение)
Страницы русской классики (3 ч)
Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка» А. Блок «Ветхая избушка», «Сны» С. Есенин «Черёмуха»
Любимые детские писатели (12ч)
М. Пришвин. «Моя Родина» И. Соколов-Микитов. «Листопадничек» В. Белов. «Малька провинилась» В. Белов. «Ещё про Мальку» В. Бианки. «Мышонок Пик» Б. Житков. «Про обезьянку» В. Дуров. «Наша Жучка» В. Астафьев. «Капалуха» В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» Обобщение. Контрольное чтение. Обобщение «Люби живое»
4 четверть
Страницы русской классики (4 ч)
С. Маршак. «Голос в лесу» «Гроза днём» А. Барто. «Разлука» «В театре» С. Михалков. «Если» «Рисунок»
Е. Благинина. «Кукушка» «Котёнок» Произведения Г. Остера Роман Сеф. «Весёлые стихи» Обобщающий урок.
Любимые детские писатели (7 ч)
Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» А. Платонов. « Цветок на земле» А. Платонов. «Ещё мама» В. Распутин. «Мама куда-то ушла» М. Зощенко. «Золотые слова» М. Зощенко. «Великие путешественники» Н. Носов. «Федина задача» Н. Носов. «Телефон» Обобщение изученного материала
Зарубежная литература (5 ч)
Мифы и легенды Древней Греции. Рождение героя. Храбрый Персей. Братья Гримм. «Принц-Лягушонок, или Генрих Железное сердце» Ш. Перро. «Рикки с хохолком» Х.К. Андерсен. «Гадкий утёнок» Обобщение по разделу «Зарубежная литература»
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела, темы | Всего часов |
Устное народное творчество | 10ч. | |
Страницы русской классики | 23ч. | |
3. | Литературные сказки | 4ч. |
4. | Любимые детские писатели | 26ч. |
5. | Зарубежная литература | 5ч. |
Итого: | 68 ч |
Прохождение практической части программы.
Четверть | Всего часов | Контрольное чтение |
1 четверть | 18 | 1 |
2 четверть | 14 | 1 |
3 четверть | 20 | 1 |
4 четверть | 16 | 1 |
Всего: | 68 | 4 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Класс | Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство) | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля | Интернет-ресурсы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
3 | Родная речь 3 класс, в 2-х ч. М.В. Голованова В.Г. Горецкий Л.Ф.Климанова Просвещение | О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова Календарно-тематическое планирование для начальной школы. М.: «Астрель», 2010г. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Методическое пособие к учебнику Родная речь 3 класс – М.: Просвещение, 2005г. | 1.Портреты русских писателей, 2.Портреты детских писателей | Тексты для контроля техники чтения | 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ К УРОКАМ http://svetly5school.narod.ru/metod1.html 2.В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67 3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ |
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
3 класс
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела программы | Элементы содержания | Словарик | Знания, умения, навыки | Вид контроля | Дата проведения | |||
темы урока | кол-во часов | ||||||||
По плану | Факт. | ||||||||
1 четверть (18 ч) ТЕМА РАЗДЕЛА 1. Устное народное творчество (10ч.) | |||||||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Рукописные книги Древней Руси. | 1ч. | Жанровое разнообразие произведений устного народного творчества | Уметь различать жанры устного народного творчества. Уметь работать в парах. | Текущий | ||||
2 | Русские народные песни, небылицы, докучные сказки | 1ч. | Жанровое разнообразие произведений устного народного творчества; отработка характера прочтения произведения в зависимости от его смысловой нагрузки Беседа об особенностях произведений устного народного творчества; знакомство с народными промыслами | Фольклор, заклички, перевёрты-ши, лукошко, невзгодою, кликати Докучать, докучный, стружок | Уметь различать жанры устного народного творчества. Уметь работать в парах. | Текущий | |||
3 | Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Рус. нар. сказка | 1ч. | Словесное составление портретов героев сказки; чтение по образцам | Купец, ведьма | Владеть беглым и осознанным чтением, умением находить нужный отрывок в тексте по вопросу. | Текущий | |||
4 | Иван-царевич и серый волк. | 1ч. | Первичное знакомство со сказкой; беседа по усвоению содержания сказки; составление портретов героев на основе личных впечатлений Выборочное чтение; чтение по ролям; работа над пословицами; деление текста на части | Караулы, позарился, наутёк | Уметь работать с текстом, находить нужный отрывок в тексте по вопросу, давать характеристику героям. | пересказ | |||
5 | Сивка-бурка. Контрольное чтение. | 1ч. | Организация диалога при обсуждении прочитанного; обучение выражению личного отношения к прочитанному, умению доказывать свою точку зрения | Бурка, вещий каурка | пересказ | ||||
6 | Сивка-бурка. | 1ч. | Организация диалога при обсуждении прочитанного; обучение выражению личного отношения к прочитанному, умению доказывать свою точку зрения | Бурка, вещий каурка | Уметь находить нужный отрывок в тексте по вопросу, анализировать сказку. | пересказ | |||
7 | Никита Кожемяка. | 1ч. | Разные виды работы с текстом и иллюстрациями; организация диалога и элементов монологической речи в ходе работы над основной мыслью и сюжетом сказки | Владеть навыком быстрого и осознанного чтения, уметь давать характеристику героям. | Текущий | ||||
8 | Добрыня Никитич. Былины. | 1ч. | Организация диалога и элементов монологической речи в ходе работы над основной мыслью и сюжетом | Былина | Уметь отличать былины от других жанров устного народного творчества. Уметь прогнозировать содержание. | Текущий | |||
9 | Добрыня и змей. Былины. | 1ч. | Организация диалога и элементов монологической речи в ходе работы над основной мыслью и сюжетом | Былина | Уметь отличать былины от других жанров устного народного творчества, давать характеристику героям. Владеть навыком выразительного чтения. | Текущий | |||
10 | Исцеление Ильи Муромца. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Былины. | 1ч. | Творческая работа в группах; работа с дополнительными информационными источниками (доп.литература, энциклопедии, дет.журналы); обучение приёмам обобщения и систематизации материала | Уметь отличать былины от других жанров устного народного творчества. Уметь прогнозировать содержание. | Текущий | ||||
Страницы русской классики (10 ч) | |||||||||
11 | Обобщение изученного Ф. Тютчев «Весенняя гроза» | 1ч. | Сведения об авторе; анализ стихотворения; работа над образными средствами языка (эпитеты, олицетворение), приём «звукоподражания» (аллитерация); способы передачи эмоционального состояния автора (голос, мимика, жесты) | Перлы, гам | Уметь читать стихотворные произведения, видеть и чувствовать настроение поэта и лирического героя. | Текущий | |||
12 | А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…», «Зреет рожь…» | 1ч. | Чтение и анализ стихотворений; работа над понятием «рифма», нахождение рифмы в стихах; работа над передачей настроения стихотворений | Рифма, тороватый, прихотли-вый, смежает | Уметь выразительно читать стихотворные произведения и понимать настроение лирического героя. | наизусть | |||
13 | А. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…», «Звонче жаворонка…» | 1ч. | Знакомство с биографией автора; работа над содержанием стихотворения; составление текстов-описаний сменяющихся картин природы на основе поэтического произведения; работа над образными средствами языка (олицетворение) | Уметь понимать смысл стихотворений, уметь связно рассказывать о своих впечатлениях | Текущий | ||||
14 | А. Майков «Весна», «Колыбельная песня», «Летний дождь» | 1ч. | Анализ стихотворения; работа над образными средствами языка; установление изменений динамичности картин при помощи поэтической речи; деление на части | Владеть навыком выразительного и осознанного чтения. Уметь анализировать стихотворение, уметь пользоваться толковым словарем. | наизусть | ||||
15 | А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», «За весной, красой…» | 1ч. | Расширение знаний о жизни и творчестве поэта; работа со стихотворными текстами; особенности поэтического языка; работа над интонацией | Сень, куртины, лоно | Уметь выразительно читать стихотворные произведения, понимать настроение лирического героя, уметь пользоваться толковым словарем. | наизусть | |||
16 | А. Пушкин. «Зимнее утро», «Зимний вечер» | 1ч. | Анализ стихотворений; работа над образными средствами языка; словесное рисование с опорой на текст; обучение сравнительному анализу произведений | Нега, Аврора, мгла, кровля, обветшалая ветхая, лачужка | Уметь выразительно читать стихотворные произведения, понимать настроение лирического героя, уметь пользоваться толковым словарем. | наизусть | |||
17 | А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане» Контрольное чтение. | 1ч. | Анализ стихотворений; работа над образными средствами языка; словесное рисование с опорой на текст; обучение сравнительному анализу произведений | Светлица, аршин, грамота, указ, лук, зыбец, клёв, чародей, маковки церквей | Уметь выразительно читать стихотворные произведения, понимать настроение лирического героя, уметь пользоваться толковым словарем. | Текущий | |||
18 | А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане» Обобщение. | 1ч. | Работа по выявлению осмысленности читаемого текста; расширение и активизация словарного запаса; работа над описанием героев сказки | Светлица, аршин, грамота, указ, лук, зыбец, клёв, чародей, маковки церквей | Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста. Уметь интонацией передавать настроение, делить текст на части, выделять главную мысль и составлять картинный план. | Отрывок, наизусть | |||
2 четверть | |||||||||
19 | И. Крылов. «Мартышка и очки». «Ворона и Лисица» | 1ч. | Знакомство с биографией И.А.Крылова; беседа о возникновении жанра басни, её особенности на данном примере; образ Мартышки; мораль басни | Басня, мораль, нанижает, комич-ность, невежда-невежа | Уметь отличать басни от других произведений, находить мораль. | наизусть | |||
20 | М. Лермонтов «Утёс», «Осень», «Два великана» | 1ч. | Знакомство с биографией автора; чтение стихотворений с соблюдением орфоэпических норм; работа над характером произведений и скрытым смыслом их; работа над обогащением эмоционально-чувственного опыта через взаимосвязь музыки, поэзии и живописи | Мгла, риза | Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста, уметь интонацией передавать настроение. | Текущий | |||
Любимые детские писатели (2ч) | |||||||||
21 | Л. Толстой. «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» | 1ч. | Расширение знаний о жизни и творчестве писателя; анализ произведения; выборочное чтение; обмен мнениями с последующим предположением событий | Артилле-рист, фитиль, палуба Мачта, каюта | Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста, уметь интонацией передавать настроение. | Текущий | |||
22 | А. Куприн. « Слон» | 1ч. | Знакомство с биографией автора; чтение рассказа, жанровые особенности Анализ текста; разбор сюжетной линии; деление на части, знакомство с понятиями «краткий план» и «развёрнутый план», работа над составлением плана | Вершок, пуд | Владеть навыком беглого и осознанного чтения, уметь находить нужный отрывок в тексте, читать по ролям. | Текущий | |||
Страницы русской классики (6 ч) | |||||||||
23 | И. Никитин. «Полно, степь моя…», «Утро», «Встреча зимы» | 1ч. | Знакомство с биографией автора; работа над содержанием стихотворения; составление текстов-описаний сменяющихся картин природы на основе поэтического произведения; работа над образными средствами языка (олицетворение) | Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста, уметь связно рассказывать о своих впечатлениях, уметь сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию. | Отрывок наизусть | ||||
24 | А.Плещеев «Весна», «Мой садик» | 1ч. | Знакомство с биографией автора; анализ стихотворения; | Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста, уметь связно рассказывать о своих впечатлениях. Уметь пользоваться толковым словарем. | Текущий Выраз. чтение | ||||
25 | И.Суриков. «Детство» | 1ч. | Знакомство с биографией автора; анализ стихотворения; выделение смысловых частей; работа над определением смысловой нагрузки каждой части и выбором соответствующей интонации | Лапти, светец | Владеть четкой дикцией, техникой чтения, анализом стихотворного текста, уметь связно рассказывать о своих впечатлениях, сопоставлять и сравнивать стихи разных поэтов. | наизусть | |||
26 | И.Суриков. «Зима» | 1ч. | Знакомство с биографией автора; анализ стихотворения; выделение смысловых частей; работа над определением смысловой нагрузки каждой части и выбором соответствующей интонации | Лапти, светец | Владеть четкой дикцией, техникой чтения, анализом стихотворного текста, уметь связно рассказывать о своих впечатлениях, сопоставлять и сравнивать стихи разных поэтов. | наизусть | |||
27 | С.Дрожжин «В крестьянской семье» | 1ч. | Систематизация знаний об образных средствах поэтической речи; выразительное чтение стихотворений; знакомство с понятием «ритм», особенности построения стихотворений | Рифма, ритм. Эпитеты | Владеть навыком выразительного чтения, уметь находить образные языковые средства, сравнивать и сопоставлять стихотворения. | Текущий | |||
28 | С.Дрожжин «Деревня». Обобщение. | 1ч. | Систематизация знаний об образных средствах поэтической речи; выразительное чтение стихотворений; знакомство с понятием «ритм», особенности построения стихотворений | Рифма, ритм. Эпитеты | Владеть навыком выразительного чтения, уметь находить образные языковые средства, сравнивать и сопоставлять стихотворения. | Текущий | |||
Литературные сказки (4 ч) | |||||||||
29 | В. Одоевский. «Мороз Иванович» | 1ч. | Знакомство со сказкой и её автором; тема и жанр произведения; анализ сюжета Разные виды чтения; работа с иллюстрациями; сравнение со сказкой «Морозко»; работа с пословицами | Исстари, платки рубить, горница, почивать | Уметь делить сказку на части; уметь давать характеристику героям по плану; уметь передавать зрительную информацию в словесную. Уметь отличать народную сказку от авторской. | Текущий | |||
30 | В. Одоевский. «Мороз Иванович» | 1ч. | Знакомство со сказкой и её автором; тема и жанр произведения; анализ сюжета Разные виды чтения; работа с иллюстрациями; сравнение со сказкой «Морозко»; работа с пословицами | Исстари, платки рубить, горница, почивать | Уметь делить сказку на части; уметь давать характеристику героям по плану; уметь передавать зрительную информацию в словесную. Уметь отличать народную сказку от авторской. | Текущий | |||
31 | В. Одоевский. «Мороз Иванович» Контрольное чтение | 1ч. | Знакомство со сказкой и её автором; тема и жанр произведения; анализ сюжета Разные виды чтения; работа с иллюстрациями; сравнение со сказкой «Морозко»; работа с пословицами | Исстари, платки рубить, горница, почивать | Уметь делить сказку на части; уметь давать характеристику героям по плану; уметь передавать зрительную информацию в словесную. Уметь отличать народную сказку от авторской. | Пересказ к/р | |||
32 | Обобщающий урок «Литературные сказки» | Разные виды чтения; работа с иллюстрациями; сравнение со сказкой «Морозко»; работа с пословицами | Уметь делить сказку на части; уметь давать характеристику героям по плану; уметь передавать зрительную информацию в словесную. Уметь отличать народную сказку от авторской. | текущий | |||||
3 четверть Любимые детские писатели (5ч) | |||||||||
33 | М. Горький. «Случай с Евсейкой» | 1ч. | Знакомство с понятиями «быль» и «небылица»; знакомство с биографией автора; чтение и анализ произведения; отношение автора к главному герою, подтверждение словами текста; составление словесного портрета Евсейки | Знать краткую биографию писателя. Владеть навыком правильного, беглого, смыслового чтения. | Текущий | ||||
34 | К. Паустовский. «Растрёпанный Воробей» | 1ч. | Чтение и параллельное выявление понимания прочитанного; определение темы, главных героев и второстепенных героев | Сварливая,торб | Уметь отвечать на вопросы, работать с текстом, находить в тексте заданные отрывки. Уметь давать характеристику персонажу | Текущий | |||
35 | В. Катаев. «Дудочка и кувшинчик» | 1ч. | Чтение и параллельное выявление понимания прочитанного; | Знать краткую биографию писателя. Владеть навыком быстрого, правильного и осознанного чтения. | Текущий | ||||
36 | В. Медведев. «Как воробьишка придумал голосами меняться» | 1ч. | Чтение и параллельное выявление понимания прочитанного; | Владеть навыком выразительного чтения, уметь интонацией передавать настроение и чувства героев, уметь прогнозировать содержание по иллюстрации. | Текущий | ||||
37 | А. И. Куприн «Слон» (повторение) | 1ч. | Обучение диалогической и монологической речи; выявление эмоционального настроения произведений; развитие фантазии при помощи сочинительства мини-сказок «Неизвестные разговоры известных предметов» | Владеть навыком выразительного чтения. | Текущий | ||||
Страницы русской классики (3 ч) | |||||||||
38 | Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка» | 1ч. | Краткие сведения об авторе; анализ стихотворений; отношение автора к своим персонажам; работа над интонированием стихотворений | Капут, вьюшка, Пичужка | Уметь понимать содержание стихотворений, эмоциональный настрой каждого стихотворения, уметь выражать свои эмоции и впечатления при помощи выразительного чтения. | Текущий | |||
39 | А. Блок «Ветхая избушка», «Сны» | 1ч. | Краткие сведения об авторе; определение жанровых особенностей произведений; сравнительный анализ произведений; работа над средствами выразительного чтения; работа с иллюстрациями | Лампадка, внемлю, латы | Уметь видеть образные языковые средства- метаморфозы, олицетворения, сравнения. Связно рассказывать о своих впечатлениях. | Текущий | |||
40 | С. Есенин «Черёмуха» | 1ч. | Знакомство с биографией автора; анализ образных средств языка и их роль в выборе интонации чтения; работа над выразительным чтением; словесное рисование пейзажа; | Пряная, вкрадчиво | Владеть навыком правильного и осознанного чтения, любить природу и животных. | Текущий | |||
Любимые детские писатели (12ч) | |||||||||
41 | М. Пришвин. «Моя Родина» | 1ч. | Сведения об авторе; анализ произведения; работа над развитием монологической речи в ходе составления рассказа; работа с однокоренными словами и их лексической нагрузкой; работа над выразительным чтением рассказа | Кладовая | Владеть навыком выразительного и осознанного чтения. | Текущий | |||
42 | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек» | 1ч. | Чтение и анализ произведения; выявление жанровых особенностей; работа с заголовком; составление характеристики героя с опорой на текст | Владеть навыком беглого, выразительного и осознанного чтения. | Текущий | ||||
43 | В. Белов. «Малька провинилась» | 1ч. | Чтение и анализ произведения; разные виды чтения; работа над формированием умения сознательно перечитывать фрагменты текста с целью переосмысления или получения ответа на вопрос; эмоциональное отношение к героине, нравственные уроки | Плёсо | Владеть навыком беглого чтения; уметь работать над картинным планом. | Текущий | |||
44 | В. Белов. «Ещё про Мальку» | 1ч. | Чтение и анализ произведения; разные виды чтения; работа над формированием умения сознательно перечитывать фрагменты текста с целью переосмысления или получения ответа на вопрос; эмоциональное отношение к героине, нравственные уроки | Плёсо | Владеть навыком беглого чтения; уметь работать над картинным планом. | Текущий | |||
45 | В. Бианки. «Мышонок Пик» | 1ч. | Знакомство с биографией автора; чтение частей и работа над осмыслением их содержания; выборочное чтение | Владеть навыком беглого чтения. Уметь читать по ролям. | Текущий | ||||
46 | Б. Житков. «Про обезьянку» | 1ч. | Знакомство с биографией автора; чтение рассказа с параллельным выявлением понимания прочитанного; работа с иллюстрациями | Уметь работать с картинным планом, пересказывать по плану, уметь находить отрывок из рассказа по вопросам. | Текущий | ||||
47 | В. Дуров. «Наша Жучка» | 1ч. | Сведения об авторе; обсуждение прочитанного; деление на части; изменение интонации в зависимости от эмоционального содержания части | Укромный, жребий | Уметь делить текст на части, озаглавливать каждую часть, любить животных. | Текущий | |||
48 | В. Астафьев. «Капалуха» | 1ч. | Анализ произведения; различные виды чтения; наблюдение за развитием сюжета; обсуждение роли смысловой нагрузки некоторых фраз в понимании эмоционального состояния героя | Валежник, космы | Уметь работать с текстом, любить и оберегать природу родного края. | Текущий | |||
49 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» | 1ч. | Анализ произведения; различные виды чтения; наблюдение за развитием сюжета; обсуждение роли смысловой нагрузки некоторых фраз в понимании эмоционального состояния героя | Уметь работать с текстом, любить и оберегать природу родного края. | Текущий | ||||
50 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» | 1ч. | Анализ произведения; различные виды чтения; наблюдение за развитием сюжета; обсуждение роли смысловой нагрузки некоторых фраз в понимании эмоционального состояния героя | Уметь работать с текстом, любить и оберегать природу родного края. | Текущий | ||||
51 | Обобщение. Контрольное чтение. | 1ч. | Анализ произведения; различные виды чтения; наблюдение за развитием сюжета; обсуждение роли смысловой нагрузки некоторых фраз в понимании эмоционального состояния героя | Владеть навыком выразительного и осознанного чтения. | контрольный | ||||
52 | Обобщение «Люби живое» | 1ч. | различные виды чтения; наблюдение за развитием сюжета; обсуждение роли смысловой нагрузки некоторых фраз в понимании эмоционального состояния героя | Уметь работать с текстом. | Текущий | ||||
4 четверть Страницы русской классики (4 ч) | |||||||||
53 | С. Маршак. «Голос в лесу» «Гроза днём» | 1ч. | Расширение знаний учащихся о творчестве поэта; анализ стихотворений; работа над выразительным чтением | Уметь анализировать текст, подтверждать высказывания цитатами из текста. Уметь находить и понимать главную мысль стихотворения, уметь анализировать стихотворный текст. | Текущий | ||||
54 | А. Барто. «Разлука» «В театре» С. Михалков. «Если» «Рисунок» | 1ч. | Чтение и анализ произведения; работа над эмоциональной содержательностью стихотворения; выделение главной мысли; составление словесного портрета героя на основании его мыслей и поступков; обучение составлению рассказа на основе стихотворения | Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста. | Текущий | ||||
55 | Е. Благинина. «Кукушка» «Котёнок» | 1ч. | Сообщение об авторе; анализ стихотворений; обсуждение отношения детей к окружающему миру; образные средства языка; работа над выразительным чтением | Уметь находить и понимать главную мысль стихотворения. Любить животных и оберегать их. | Текущий | ||||
56 | Произведения Г. Остера Роман Сеф. «Весёлые стихи» Обобщающий урок. | 1ч. | Знакомство с биографией автора; чтение и обсуждение произведений; жанровое своеобразие произведений; сравнение терминов «сказка» и «легенда»; творческая работа по преобразованию речевого материала | Легенда | Уметь пользоваться толковым словарем. Владеть навыком выразительного чтения. | Текущий | |||
Любимые детские писатели (7 ч) | |||||||||
57 | Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» А. Платонов. « Цветок на земле» | 1ч. | Сведения об авторе; обсуждение прочитанного; словесное рисование; характеристика героев; чтение в лицах | Осерчал | Владеть навыком беглого чтения, уметь находить пословицы в тексте. | Текущий | |||
58 | А. Платонов. «Ещё мама» | 1ч. | Чтение и анализ произведения; чтение в лицах; деление на части | Оробел, ступай | Знать несколько произведений писателя, уметь выразительно читать, уважать пожилых людей. | Текущий | |||
59 | В. Распутин. «Мама куда-то ушла» | 1ч. | Чтение и анализ произведения; | Уметь выразительно и осознанно читать, любить и уважать старших, родителей. | Текущий | ||||
60 | М. Зощенко. «Золотые слова» | 1ч. | Разные виды работы с текстом; чтение эпизодов в лицах; обсуждение причин и последствий поступков героев | Владеть навыком выразительного чтения, уметь анализировать прочитанное. | Текущий | ||||
61 | М. Зощенко. «Великие путешественники» | 1ч. | Разные виды работы с текстом; восстановление последовательности событий; составление плана | Космография | Знать краткую биографию писателя. Уметь находить главную мысль, выражать свое отношение к прочитанному. | Текущий | |||
62 | Н. Носов. «Федина задача» | 1ч. | Знакомство с биографией автора; обсуждение прочитанного; роль юмора в произведении; чтение в лицах | Титулярный советник, полуденный | Уметь выразительно читать, читать по ролям, уметь логически мыслить. Подробно излагать прочитанное или услышанное. | Текущий | |||
63 | Н. Носов. «Телефон» Обобщение изученного материала | 1ч. | Отработка чтения текста в лицах; разбор ситуации, выводы, советы ребятам; инсценирование произведения | Прозаическое произведение | Уметь выразительно читать, читать по ролям, уметь логически мыслить. Подробно излагать прочитанное или услышанное. Владеть навыком выразительного и осознанного чтения. | Текущий | |||
64 | Мифы и легенды Древней Греции. Рождение героя. Храбрый Персей. | 1ч. | Работа по содержанию прочитанного; характеристика героя на основе текста и иллюстрации | Миф, скитался, вельможи | Знать что такое миф. Осознанно читать текст и уметь отвечать на вопросы по тексту. Уметь составлять план, пересказывать текст, анализировать и сравнивать. | Текущий | |||
65 | Братья Гримм. «Принц-Лягушонок, или Генрих Железное сердце» | 1ч. | Знакомство с биографией автора; знакомство с произведением; работа по выявлению осмысления прочитанного Анализ произведения; характеристика героев; разные виды чтения; составление устных иллюстраций и зарисовок, передача состояния героя через цветовое решение | Владеть навыком выразительного чтения. Уметь анализировать сказку. | Текущий | ||||
66 | Ш. Перро. «Рике с хохолком» | 1ч | Знакомство с биографией автора; знакомство с произведением; работа по выявлению осмысления прочитанного Анализ произведения; характеристика героев; разные виды чтения; составление устных иллюстраций и зарисовок, передача состояния героя через цветовое решение | Владеть навыком беглого и осознанного чтения. Уметь работать с текстом, читать по ролям. | Текущий | ||||
67 | Х.К. Андерсен. «Гадкий утёнок» | 1ч. | Знакомство с биографией автора; знакомство с произведением; работа по выявлению осмысления прочитанного Анализ произведения; характеристика героев; разные виды чтения; составление устных иллюстраций и зарисовок, передача состояния героя через цветовое решение | Орава, Несуразный Ликующий | Владеть навыки беглого и осознанного чтения, уметь составлять картинный план к сказке. | Текущий | |||
68 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | 1ч. | Обобщение и систематизация изученных произведений, авторов; игровая программа | Текущий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "Литературное чтение"
программа "Гармония", автор О.В. Кубасова, 2 класс...
Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс
По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.
Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...
Рабочая программа Литературное чтение 2 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...
Рабочая программа "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"
Представлена рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России" на 2 часа в неделю...