Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе УМК ПНШ
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему

Лопасова Елена Николаевна

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования,  на основе Примерной образовательной программы по литературному чтению, авторской программы Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской и концепцией учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_soderzhanie_rabochey_programmy_po_literaturnomu_chteniyu.docx106.23 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «Литературное чтение. 3 класс»

Пояснительная  записка

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования,  на основе Примерной образовательной программы по литературному чтению, авторской программы Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской и концепцией учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа».

Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с её поиска в рамках одного текста или в разных источниках и заканчивая её интерпретацией  и преобразованием.

Цель курса «Литературное чтение» - сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.

Основная цель выражается в главных идеях:

  • сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы;
  • познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и контрастом;
  • на материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве.

Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и  в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

  • духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);
  • духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого дот воспитания чуткости к отдельной детали);
  • литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эффект (художественные приёмы));
  • библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным  до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).

Общая  характеристика предмета

Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).

Программа 3-го класса знакомит школьников с такими древними жанрами, как сказка о животных, басня, пословица. Именно в 3-м классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский интерес младших школьников. Основной литературой для анализа является по-прежнему классическая и современная детская литература, русская и зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям, и взрослым.

Продолжается знакомство младших школьников с живописными произведениями, которые не являются сюжетными аналогами изучаемых литературных произведений, но представляют собой каждый раз живописную параллель тому восприятию, которое разворачивается в литературном произведении. Программа предусматривает знакомство с некоторыми важными особенностями поэтической формы. Не пользуясь специальной терминологией, школьники будут иметь возможность оценить содержательную выразительность парной и перекрестной рифмы, познакомятся с понятием ритма, создающегося чередованием разного вида рифм.

Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного  образа в прозаическом и поэтическом произведении. 

В процессе работы по данной программе используются такие формы организации учебного процесса, как индивидуальная работа по карточкам, коллективная работа, работа в группах, работа в парах.  Наряду с традиционными методами обучения используются методы развивающего обучения: проблемный вопрос, эвристическая беседа,  исследование, проектирование.

С целью проверки знаний используются следующие виды контроля: фронтальный и индивидуальный опрос, проверка техники чтения, тестовые работы, которые содержат задания, как базового уровня, так и задания повышенного и высокого уровня сложности

Описание  места предмета в учебном плане

В 3 классе максимальное количество часов на изучение предмета «Литературное чтение» составляет 136 часов в год (4 часа неделю).

В конце учебного года проводится контрольный тест, а также в течение года применяются организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.

        Содержание  предмета

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

1.

Учимся наблюдать и копим впечатления

23

2.

Постигаем секреты сравнения

13

3.

Пытаемся понять, почему люди фантазируют

17

4.

Учимся любить

16

5.

Набираемся житейской мудрости

  13

6.

Продолжаем разгадывать секреты смешного

14

7.

Как рождается герой

23

8.

Сравниваем прошлое и настоящее

17

Итого

136

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

Система контрольных и проверочных работ

№ урока

Дата проведения

Вид работы

Тема

9

Текущая диагностика

Проверочная работа № 1 по теме «Красота вокруг нас»

23

Тематическая диагностика

Тест № 1 по теме «Учимся наблюдать и копим впечатления»

34

Текущая диагностика

Проверочная работа № 2 по теме «Сравнение» (Лента времени)

36

Тематическая диагностика

Тест № 2 по теме «Постигаем секреты сравнения»

50

Текущая диагностика

Проверочная работа № 3 по теме «Фантазёры»

53

Тематическая диагностика

Тест № 3 по теме «Почему люди фантазируют»

63

Текущая диагностика

Проверочная работа № 4 по теме «Способность любить»

69

Тематическая диагностика

Тест № 4 по теме «Учимся любить»

80

Текущая диагностика

Проверочная работа № 5 по теме «Басни»

82

Тематическая диагностика

Тест № 5 по теме «Набираемся житейской мудрости»

95

Текущая диагностика

Проверочная работа № 6 по теме «Юмористические истории»

96

Тематическая диагностика

Тест № 6 по теме «Продолжаем разгадывать секреты смешного»

117

Текущая диагностика

Проверочная работа № 7 по теме «Главный герой»

119

Тематическая диагностика

Тест № 7 по теме «Как рождается герой»

График прохождения программы  по литературному чтению

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания или

характеристика деятельности

Требования к уровню подготовки (знать, уметь)

При

мене

ние ИКТ

Дата проведения

По плану

По факту

1

2

3

4

5

6

7

8

1 четверть

Учимся наблюдать и копим впечатления (23 часа)

1

Повторный инструктаж по охране труда.

С. Козлов «Июль».

 Поход в «Музейный дом».

Слушаем музыку. ЭОР

Урок «откры

тия» нового знания

Произведения о природе. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства –

с живописными и музыкальными произведениями.

Знать  понятие «олицетворение».

Уметь находить в тексте примеры использования олицетворения; работать с картиной; работать с Толковым словарем

2

Работа с хрестоматией. В.Берестов. «Первый листопад».

Проект-исследование № 1 по теме «Красота окружающего мира»

Урок «откры

тия» нового знания

Формирование деятельности наблюдения

Знать названия и авторов литературных произведений.

Уметь правильно применять литературоведческий термин «сравнение», работать с дополнительной литературой

3

Ю. Коваль. «Березовый пирожок».

Поход в «Музейный дом».

Слушаем музыку                          

Урок «откры

тия» нового знания

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства.

Знать понятие «репродукция».

Уметь давать характеристику герою-рассказчику; высказывать свое мнение; работать с Толковым словарем; работать с картиной.

4

 Работа с хрестоматией. В. Лунин. «Идём в лучах зари».

 «Музейный Дом. Выставка рисунка». ЭОР

Урок «откры

тия» нового знания

Любознательность и наблюдательность. Объяснение деталей живописного произведения и порождение целостного впечатления от картины

Уметь замечать ориентироваться в тексте, просматривать его и подтверждать свои ответы фрагментами текста

+

5

В. Маяковский. «Тучкины штучки».

С. Козлов. «Мимо белого…». С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…».

 Слушаем музыку

Урок «откры

тия» нового знания

Особенности поэтического взгляда мир с помощью художественных приёмов сравнения и олицетворения

Знать понятие «сравнение».

Уметь самостоятельно обнаруживать в стихотворениях

художественные приёмы сравнения и олицетворения.

6

Работа с хрестоматией.

В. Лунин. «Ливень»

Урок «откры

тия» нового знания

Особенности поэтического взгляда мир с помощью художественных приёмов сравнения и олицетворения

Знать понятие «сравнение».

Уметь самостоятельно обнаруживать в стихотворениях

художественные приёмы сравнения и олицетворения.

7

А. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…»,

«Опрятней модного паркета…»

Урок «откры

тия» нового знания

Произведения выдающихся представителей русской литературы.

Знать произведения А. С. Пушкина.

Уметь находить и анализировать средства художественной выразительности; работать с Толковым словарем; работать с картиной.

8

Дзёсо. «И поля, и горы…».

Басё. «Ей только девять дней…»

Урок «откры

тия» нового знания

Особенности волшебного помощника и представление волшебного мира в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Уметь различать жанры художественных произведений.

Иметь представление о приеме художественной выразительности – олицетворении

9

 Работа с хрестоматией.

В. Берестов. «Отражение». «Музейный Дом. Выставка рисунка».

Проверочная работа № 1 по теме «Красота вокруг нас»

Урок «откры

тия» нового знания

Сравнительный анализ народных сказок и зарубежных сказок о животных

Знать народные сказки о животных.

Уметь анализировать построение русской народной сказки, соотносить данную сказку со сказкой – цепочкой, читать вслух и про себя, различать сказки авторские и народные

10

В. Шефнер. «Середина марта».

Басё. «Уродливый ворон…»

Урок «откры

тия» нового знания

Произведения зарубежной литературы.

Иметь представление о том, как записывается японское хокку.

Уметь видеть прекрасное в простом; сравнить два    произведения; находить олицетворения в хокку; работать с Толковым словарем; устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного.

11

Поход в «Музейный дом».

Н. Матвеева. «Гуси

на снегу».

Бусон. «Муравей…»

Урок «откры

тия» нового знания

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства.

Знать понятия «звукопись» и «контраст».

Уметь анализировать и выделять общее в произведениях разных поэтов; находить и анализировать средства художественной выразительности; анализировать иллюстрации.

12

Э. Мошковская. «Где тихий-тихий пруд».

С.Козлов «Сентябрь»

Урок «откры

тия» нового знания

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства.

Знать понятие «повтор».

Уметь делить произведение на смысловые части; отвечать на вопросы строчками из текста; работать с Толковым словарем; работать с иллюстрацией; находить в тексте повторы.

13

С. Козлов. «Как оттенить тишину»

Урок «откры

тия» нового знания

Главный герой произведения

Знать, что в сказках о животных хитрец и проказник – часто самый главный герой.

Уметь подтверждать свое мнение строчками из текста, делить текст на части

14

И. Бунин. «Листопад».

Урок «откры

тия» нового знания

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Мониторинг УУД

Уметь делить текст на части; находить и объяснять сравнения; читать по цепочке, объяснять, как последняя часть текста связана с первой; передавать при чтении атмосферу красоты и тишины осеннего леса.

15

5. Работа с хрестоматией.

В.Берестов.

 «Урок листопада»

Урок «откры

тия» нового знания

Произведения выдающихся представителей русской литературы.

Уметь делить текст на части; находить и объяснять сравнения; читать по цепочке, объяснять, как последняя часть текста связана с первой; передавать при чтении атмосферу красоты и тишины осеннего леса.

16

Записная книжка Кости Погодина

Урок «откры

тия» нового знания

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Герой произведения.

Уметь анализировать внутренний мир автора; подтверждать ответы строчками из текста; сочинять и записывать историю про какие-нибудь предметы.

17

Очередное заседание клуба «Учимся переживать красоту вместе».

А. Пушкин. «Зимнее утро». ЭОР

Урок «откры

тия» нового знания

Произведения выдающихся представителей русской литературы.

Знать произведения А. С. Пушкина.

Уметь анализировать внутренний мир героя-рассказчика; определять количество строф в стихотворении; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты.

18

В. Берестов. «Большой мороз», «Плащ».

Поход в «Музейный дом»

Урок «откры

тия» нового знания

Различение жанров произведений.

Оценочные высказывания

о прочитанном произведении.

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь делить текст на смысловые части; подтверждать ответы словами из стихотворения; видеть необычное в обычном.

19

С. Козлов. «Разрешите с вами посумерничать»

Урок «откры

тия» нового знания

Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя.

Уметь работать с Толковым словарем;  анализировать характеры героев; высказывать свое мнение.

+

20

6. Работа с хрестоматией.

А. Иванов. «Как Хома картины собирал». «Музейный Дом. Выставка рисунка»

Урок «откры

тия» нового знания

Различение жанров произведений.

Оценочные высказывания

о прочитанном произведении.

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь делить текст на смысловые части; подтверждать ответы словами из стихотворения; видеть необычное в обычном.

21

Ю. Коваль. «Вода с закрытыми глазами».

Урок «откры

тия» нового знания

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства.

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь анализировать состояние души автора текста; подтверждать ответы строчками из текста; работать с иллюстрацией; работать с Толковым словарем.

22

Ранран. «Осенний дождь во мгле!..».

«Музейный Дом. Выставка рисунка»

Урок «откры

тия» нового знания

Учиться видеть не только глазами, но и сердцем. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Уметь делить текст на части; находить и объяснять сравнения; читать по цепочке, объяснять, как последняя часть текста связана с первой; передавать при чтении атмосферу красоты и тишины осеннего леса.

23

Обобщение по теме. Тест № 1 по теме «Учимся наблюдать и копим впечатления»

Урок обучающего и развивающего контроля

Знать имена классиков русской литературы.

Уметь находить и различать средства художественной выразительности

 Постигаем секреты сравнения (13 часов)

24

Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пришли болезни и лекарства»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Сказки разных народов мира. Различение жанров произведений

Знать сказки разных народов мира. Иметь представление о том, что самые древние сказки объясняли, почему у животных такая внешность.

Уметь  работать с Толковым словарем; читать по ролям; отвечать на вопросы.

25

Африканская сказка «Гиена и черепаха».

Алтайская сказка «Нарядный бурундук»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Сходство и различие авторской и народной сказки. Произведения устного народного творчества.

Иметь представление о том, что самые древние сказки постепенно изменялись. Уметь работать с Толковым словарем; определять, чему учит сказочная история; читать по ролям.

26

Работа с хрестоматией.

Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Произведения зарубежной литературы. Герой произведения.

Знать, что самые древние сказки у многих народов начинаются одинаково.

Уметь работать с Толковым словарем; пересказывать текст.

27

Проект  № 2 «Самые древние сказочные истории». Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

Урок «откры

тия» нового знания

Произведения зарубежной литературы. Высказывание оценочных суждений.

Знать особенности самых древних сказочных сюжетов – их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида).

Иметь представление о простейшей ленте времени: самая древняя сказочная история, просто древняя и менее древняя сказочная история.

Уметь пользоваться библиотекой; выбирать нужные книги; определять общую тему предложенных произведений.

28

Корейская сказка «Как барсук и куница судились». Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне»

Урок «откры

тия» нового знания

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

Знать особенности просто древних сказок – начинает цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство).

Уметь сравнивать сказочные истории по содержанию; работать с Толковым словарем; сравнивать героев разных сказок по характеру; анализировать построение сказочных историй.

+

29

Проект № 3 «Бродячие сказочные истории в сказках о животных». Индийская сказка  «Золотая рыбка». ЭОР

Урок «откры

тия» нового знания

Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя.

Знать сказки о животных и волшебные сказки.

Иметь представление о бродячих сюжетах (сказочных историях).

Уметь определять, чем похожи бродячие сказочные истории; работать с Толковым словарем; ориентироваться на странице «Содержание».

30

Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав – маха»

Урок «откры

тия» нового знания

Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений.

Знать особенности менее древней сказки – её нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благородным.

Иметь представление о том, что все бродячие сказочные истории похожи героями, событиями, сходным поведением героев и построением сказок.

Уметь анализировать поступки героев; сравнивать построение и содержание разных сказочных историй.

31

Работа с хрестоматией.

Д. Дмитриев. «Встреча»

Урок «откры

тия» нового знания

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения

Уметь определять, чем похожи бродячие сказочные истории; работать с Толковым словарем; ориентироваться на странице «Содержание».

32

Индийская сказка «Хитрый шакал»

Урок «откры

тия» нового знания

Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений.

Уметь работать с Толковым словарем; находить в тексте самые главные слова; анализировать построение сказочной истории; давать характеристику героям произведения; определять время создания сказки.

33

Бурятская сказка «Снег и заяц».  

Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»»

Урок «откры

тия» нового знания

Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений.

Знать понятие «лента времени»; о развитии сказки о животных во времени.

Уметь анализировать тексты двух разных сказок; определять вид сказки (сказка о животных, волшебные сказки); ориентироваться на ленте времени; доказывать свой ответ.

34

Проверочная работа № 2 по теме «Сравнение» (Лента времени)

Урок контроля знаний и умений

Текущая диагностика

Иметь представление о простейшей ленте времени: самая древняя сказочная история, просто древняя и менее древняя сказочная история.

Уметь ориентироваться на ленте времени; доказывать письменно свой ответ.

35

Работа с хрестоматией.

Шведская сказка. «По заслугам расчёт»

Урок «откры

тия» нового знания

Произведения зарубежной литературы. Герой произведения.

Знать, что самые древние сказки у многих народов начинаются одинаково.

Уметь работать с Толковым словарем; пересказывать текст.

2 четверть

36

Урок - обобщения. Тест № 2 по теме «Постигаем секреты сравнения»

Урок обобщения и систематизации

знаний

Тематическая диагностика

Иметь представление о простейшей ленте времени: самая древняя сказочная история, просто древняя и менее древняя сказочная история.

Уметь анализировать тексты разных сказок; определять вид сказки (сказка о животных, волшебные сказки); ориентироваться на ленте времени; доказывать письменно свой ответ.

Пытаемся понять, почему люди фантазируют (17 часов)

37

Проект № 4 «Фантазия». Н. Матвеева. «Картофельные олени»

Урок «откры

тия» нового знания

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

Знать понятия «фантазия», «фантазер».

Уметь доказывать на примере стихотворения, что в основе фантазии могут быть такие приемы, как сравнение и олицетворение.

38

 Работа с хрестоматией.

М. Яснов. «Мы и птицы»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

Знать понятия «фантазия», «фантазер».

Уметь доказывать на примере стихотворения, что в основе фантазии могут быть такие приемы, как сравнение и олицетворение.

39

Саша Чёрный. «Дневник Фокса Микки». Отрывок «О Зине, о еде, о корове и т. п.»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

Уметь работать с Толковым словарем; анализировать и объяснять название произведения; определять, от какого лица идет повествование; отвечать на вопросы строками из текста; анализировать внутренний мир героя-рассказчика.

40

Саша Чёрный. «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Осенний кавардак»

Урок «откры

тия» нового знания

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

Уметь работать с Толковым словарем; объяснять название произведения; находить в тексте подтверждение того, что в доме кавардак; приводить примеры из текста; анализировать фантазии героя-рассказчика.

41

Саша Чёрный. «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Я один»

Урок «откры

тия» нового знания

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность.

Уметь работать с Толковым и Фразеологическим словарями; ориентироваться в тексте; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать характер героя.

+

42

Работа с хрестоматией.

Э. Мошковская. «Мотылёк». ЭОР

Урок «откры

тия» ново

го знания

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

Знать понятия «фантазия», «фантазер».

Уметь доказывать на примере стихотворения, что в основе фантазии могут быть такие приемы, как сравнение и олицетворение.

43

Очередное заседание клуба «Почему люди фантазируют».

Т. Пономарева. «Автобус»

Урок «откры

тия» нового знания

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения.

Знать понятия «небылица», «сказка», «рассказ»; чем отличаются литературные жанры.

Уметь определять количество действующих лиц в произведении; анализировать характер героя; определять жанр произведения.

44

Т. Пономарева. «В шкафу».

Поход в «Музейный Дом»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства.

Знать, что в рассказе события развиваются так, как в обычной жизни, а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам.

Уметь работать с иллюстрациями; работать с Толковым словарем; определять цель и идею текста; анализировать характер героев; подтверждать свое мнение выдержками из текста; сравнивать героев рассказов «В шкафу» и «Автобус».

45

Работа с хрестоматией.

Э. Мошковская. «Осенняя вода»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства.

Знать, что в рассказе события развиваются так, как в обычной жизни, а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам.

Уметь работать с иллюстрациями; работать с Толковым словарем.

46

Э. Мошковская. «Вода в колодце»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства.

Знать, что в рассказе события развиваются так, как в обычной жизни, а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам.

Уметь работать с иллюстрациями; работать с Толковым словарем; определять цель и идею текста; анализировать характер героев; подтверждать свое мнение выдержками из текста.

47

Герой-выдумщик.

 Б. Житков. «Как я ловил человечков»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях.

Знать, что самые обычные предметы становятся под взглядом поэта чудесными, полными неожиданностей.

Уметь анализировать название произведения; различать позиции автора и героя стихотворения; пользоваться Толковым словарем для выяснения значения слов.

+

48

Работа с хрестоматией.

С. Козлов. «Звуки и голоса»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства.

Знать, что в рассказе события развиваются так, как в обычной жизни, а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам.

Уметь работать с иллюстрациями; работать с Толковым словарем; определять цель и идею текста; анализировать характер героев; подтверждать свое мнение выдержками из текста

49

Изобретательность главного героя. Б. Житков. «Как я ловил человечков»

Урок «откры

тия» нового знания

Высказывание оценочных суждений.

Знать понятия «наблюдательность», «изобретательность».

Уметь различать понятия «фантазер», «выдумщик», «обманщик»; подтверждать ответы строчками из текста; анализировать черты характера главного героя.

50

Тим. Собакин. «Игра в птиц». Проверочная работа № 3 по теме «Фантазёры»

Урок «откры

тия» нового знания

События, составляющие основу произведения.

Уметь работать с Толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать ответы строчками из текста; анализировать внутренний мир героя; определять жанр произведения.

51

 Работа с хрестоматией.

О. Кургузов.

 «Мальчик-папа». «Музейный Дом. Выставка рисунка»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Высказывание оценочных суждений.

Знать понятия «наблюдательность», «изобретательность».

Уметь различать понятия «фантазер», «выдумщик», «обманщик»; подтверждать ответы строчками из текста; анализировать черты характера главных героев.

52

К. Бальмонт. «Гномы». Поход в «Музейный дом». Слушаем музыку. ЭОР

Урок «откры

тия» ново

го знания

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства.

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь работать с иллюстрациями; анализировать характер главного героя-рассказчика.

53

Урок - обобщения. Тест № 3 по теме «Почему люди фантазируют»

Урок обобщения и систематизации знаний

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства.

Знать изученные произведения раздела. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь работать с иллюстрациями; анализировать характер главного героя-рассказчика.

+

Учимся любить (16 часов)

54

Проект № 5 «Способность любить».

Т. Пономарева. «Прогноз погоды»

Урок «откры

тия» нового знания

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Понимание смысла названия рассказа.

Уметь пересказывать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента, с целью определить основную мысль текста.

55

Т. Пономарева.  «Лето в чайнике»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Способность любить.

Уметь пересказывать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента, с целью определить основную мысль текста.

Уметь работать со страничкой  «Содержание» в учебнике.

56

Поход в «Музейный Дом». Слушаем музыку.  

М. Вайсман. «Лучший друг медуз»                

Урок «откры

тия» ново

го знания

Связь названия с темой текста; мысль текста.

Уметь анализировать характер героя-рассказчика; обосновывать свое мнение; объяснять название произведения.

57

Работа с хрестоматией.

Э. Мошковская. «Когда я уезжаю»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Способность любить.

Уметь пересказывать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента, с целью определить основную мысль текста.

58

А. Куприн. «Слон»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях.

Уметь, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что происходит в душе героев рассказа, что их волнует  и что является мотивом их поступков.

59

А. Куприн. «Слон»

Урок «откры

тия» нового знания

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения.

Уметь неоднократно просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента, с целью определить основную мысль текста.

60

А. Куприн. «Слон»

Урок «откры

тия» нового знания

Герои произведения. Сила настоящей и искренней детской привязанности.

Уметь неоднократно просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента, с целью определить основную мысль текста.

61

Работа с хрестоматией.

В. Драгунский. «Кот в сапогах»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

Проявление родительской любви.

Уметь, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что происходит в душе героев рассказа, что их волнует  и что является мотивом их поступков.

62

А. Куприн. «Слон»

Урок «откры

тия» нового знания

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

Уметь неоднократно просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента.

63

Проверочная работа № 4 по теме «Способность любить»

Урок контроля знаний и умений

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Произведения о детях. Способность любить.

Уметь неоднократно просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента.

Уметь письменно доказывать свой ответ.

64

К. Паустовский. «Заячьи лапы»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

Уметь работать с Толковым словарем; внимательно и осознанно читать произведение, анализировать внутренний мир героев; определять жанр произведения.

3 четверть

65

 Работа с хрестоматией.

Т. Собакин. «Самая большая драгоценность»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Ценность общения, дружбы, привязанности.

Уметь, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что происходит в душе героев рассказа, что их волнует  и что является мотивом их поступков.

66

К. Паустовский. «Заячьи лапы»

Урок «откры

тия» нового знания

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

Две истории спасения.

Уметь сравнивать два прозаических произведения сточки зрения выраженного в них закона жизни, подтверждать примерами из обоих рассказов.

67

С. Козлов «Если меня совсем нет». Поход в «Музейный Дом».

О. Ренуар. «Портрет Жанны Самари». Слушаем музыку. ЭОР

Урок «откры

тия» нового знания

Живописные произведения из «Музейного Дома». Понимание содержания литературного произведения.

Знать правила вежливого общения и Законы написания письма.

Уметь работать со страничкой  «Содержание» в учебнике.

Уметь, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои.

Уметь отличать сказки-переживания, сказки- размышления от сказки о животных.

68

 Работа с хрестоматией.

Э. Мошковская. «Нужен он»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Осознанное и выразительное чтение, чтение по ролям.

Глубокое философское переживание.

Уметь, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что происходит в душе героев рассказа, что их волнует  и что является мотивом их поступков.

69

Урок - обобщения. Тест № 4 по теме «Учимся любить»

Урок обобщения и систематизации знаний

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Ценность общения, дружбы, привязанности.

Уметь работать со страничкой  «Содержание» в учебнике.

Уметь неоднократно просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента.

Уметь письменно доказывать свой ответ.

Набираемся житейской мудрости (13 часов)

70

Проект № 6  «Жанр басни». Эзоп. «Рыбак и рыбешка»; «Соловей и ястреб»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Различение жанров литературных произведений. Понимание основного содержания басни.

Знать жанр басни; понятия «повествовать», «мораль».

Уметь пользоваться Этимологическим словарем; сравнивать басню и сказку; находить вывод в басне; анализировать события в басне.

71

Эзоп. «Отец и сыновья»; «Быки и лев»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность.

Иметь представление о двучленной структуре басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение).

Уметь определять тему басни; находить две части в басне; подбирать пословицы к литературному произведению; сравнивать две басни; формулировать общую мысль.

72

Работа с хрестоматией.

Ж. Лафонтен. «Волк и журавль». «Музейный Дом. Выставка рисунка». ЭОР

Урок «откры

тия» ново

го знания

Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность.

Иметь представление о двучленной структуре басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение).

Уметь определять тему басни; находить две части в басне; подбирать пословицы к литературному произведению; сравнивать две басни; формулировать общую мысль.

73

Самостоятельная жизнь басенной морали. Эзоп «Ворон и лисица»; И Крылов «Ворона и лисица».

Иллюстрация  В. Серова

к басне

Урок «откры

тия» ново

го знания

Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения.

Знать понятие «обстоятельства».

Иметь представление о происхождении сюжетной части басни из сказки о животных.

Уметь сравнивать 2 басни; находить мораль в басне; объяснять мораль  басни; подбирать пословицы к литературному произведению; работать с иллюстрацией.

74

Происхождение сюжетной части басни. И. Крылов «Ворона и лисица»;

Эзоп «Лисица и виноград»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения.

Знать понятие «обстоятельства».

Иметь представление о происхождении сюжетной части басни из сказки о животных.

Уметь сравнивать 2 басни; находить мораль в басне; объяснять мораль  басни; подбирать пословицы к литературному произведению; работать с иллюстрацией.

+

75

Работа с хрестоматией.

Ж. Лафонтен. «Ворона в павлиньих перьях». «Музейный Дом. Выставка рисунка»

Урок «откры

тия» нового знания

Живописные произведения из «Музейного Дома». Понимание содержания литературного произведения.

Знать о международной популярности жанра басни и о развитии этого жанра во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин.

Уметь анализировать басни; работать с Толковым словарем; подбирать пословицы к басне.

76

Происхождение сюжетной части басни. И. Крылов «Ворон и лисица»,

Эзоп «Лисица и виноград»

Урок «откры

тия» нового знания

Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения.

Знать понятие «обстоятельства».

Иметь представление о происхождении сюжетной части басни из сказки о животных.

Уметь сравнивать 2 басни; находить мораль в басне; объяснять мораль  басни; подбирать пословицы к литературному произведению; работать с иллюстрацией.

77

И. Крылов «Квартет».

Иллюстрация  В. Серова. ЭОР

Урок «откры

тия» нового знания 

Связь названия с темой текста, мысль текста. Басни.

Знать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям.

Уметь сравнивать басни И. Крылова; находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени.

78

Работа с хрестоматией.

И. Крылов. «Волк и журавль»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность.

Знать о международной популярности жанра басни и о развитии этого жанра во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин.

Уметь анализировать басни; работать с Толковым словарем; подбирать пословицы к басне.

79

И. Крылов «Лебедь, щука и рак»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность.

Знать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям.

Уметь сравнивать басни И. Крылова; находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени.

80

Проверочная работа № 5

по теме «Басни»

Урок контроля знаний и умений

Задания «Проверь Себя».

Лента времени.

Знать, что такое пословицы, чем басня отличается от сказки.

Уметь анализировать басни; работать с Толковым словарем; подбирать и записывать пословицы к басне; письменно приводить примеры данного жанра

81

Работа с хрестоматией.

Индийская сказка  «О радже и птичке»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении.

Иметь представление о самостоятельной жизни басенной морали: сходство с пословицей.

Уметь использовать пословицу «к слову»,  «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации; подбирать пословицы для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов.

82

Урок - обобщения. Тест № 5 по теме «Набираемся житейской мудрости»

Урок обобщения и систематизации знаний

Задания «Проверь Себя».

Лента времени.

Знать, что такое пословицы, чем басня отличается от сказки.

Уметь анализировать басни; работать с Толковым словарем; подбирать и записывать пословицы к басне; письменно приводить примеры данного жанра

+

Продолжаем разгадывать секреты смешного (14 часов)

83

Проект № 7 «Секреты смешного». Л. Каминский «Сочинение»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Произведения о детях.  Герои произведения.

Уметь объяснять значения слова; выделять секреты смешного в произведении; указывать, над чем смеется автор; ориентироваться в тексте.

84

И. Пивоварова «Сочинение»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Произведения о детях. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам.

Уметь делить тест на смысловые части; находить строчки в тексте, которые вызывают смех; перечитывать смешные фрагменты.

85

М. Бородицкая «На контрольной»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Герой произведения. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения.

Уметь анализировать поведение и характер героя стихотворения; читать наизусть.

86

Работа с хрестоматией.

Н. Носов. «Мишкина каша»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Произведения о детях. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам.

Уметь делить тест на смысловые части; находить строчки в тексте, которые вызывают смех; перечитывать смешные фрагменты.

87

Л.Яковлев «Для Лены».

М. Яснов «Подходящий угол»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам.

Уметь разгадывать секрет смешного в литературном произведении; анализировать поведение и характер героя стихотворения.

88

Н.Тэффи «Преступник»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Юмористические произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения.

Уметь работать с Толковым словарем; определять возраст героя; находить в тексте контраст; подтверждать свои ответы отрывками из текста; объяснять значение и смысл выделенных фрагментов в тексте.

89

Н.Тэффи «Преступник»

Урок «откры

тия» нового знания

Осмысление цели чтения. Различение жанров произведений.

Уметь анализировать поведение и характер героя; находить в тексте самые смешные строчки; объяснять название текста; сопоставлять название произведения с последним абзацем текста.

90

Работа с хрестоматией.

М. Вайсман. «Приставочка моя любименькая»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Осмысление цели чтения. Различение жанров произведений.

Уметь анализировать поведение и характер героя; находить в тексте самые смешные строчки; объяснять название текста; сопоставлять название произведения с последним абзацем текста.

91

К.Чуковский «От двух до пяти»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Юмористические произведения для детей. Построение небольшого монологического высказывания.

Уметь выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строчки в тексте, которые вызывают смех; анализировать причину смешного.

92

Г.Остер «Вредные советы».

Т.Пономарева «Помощь». ЭОР

Урок «откры

тия» ново

го знания

Юмористические произведения для детей. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность.

Уметь отвечать на вопросы по тексту; объяснять название произведения; определять, с чьей точки зрения автор дает такие советы; определять жанр произведения.

93

В. Драгунский «Ровно 25 кило»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Юмористические произведения для детей. Построение небольшого монологического высказывания.

Уметь выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строчки в тексте, которые вызывают смех; анализировать причину смешного.

94

В. Драгунский «Ровно 25 кило».

 Проверочная работа № 6

по теме «Юмористические истории»

Урок «откры

тия» нового знания

Юмористические произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения.

Уметь объяснять название произведения; делить тест на смысловые части; понимать секрет смешного в литературном произведении.

95

Работа с хрестоматией.

Т. Кочиев. «Такая яблоня»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Современные юмористические произведения для детей. Связь названия с темой текста, мысль текста.

Уметь объяснять название произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте.

96

Урок - обобщения. Тест № 6 по теме «Продолжаем разгадывать секреты смешного»

Урок обобщения и систематизации знаний

Разная эмоциональная и смысловая окраска смеха.

Уметь объяснять название произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте; обнаруживать причины смешного в текстах.

Как рождается герой (23 часа)

97

Проект № 8

«Рождение героя». ЭОР

Урок «откры

тия» ново

го знания

Черты настоящего сказочного героя.

Знать понятие «сказочный герой»; знать, что герои многих сказок ведут себя сходным образом.

Уметь определять, кто является сказочным героем; анализировать сказки русские народные современные авторские.

+

98

Что характерно для сказочного героя. Б. Заходер «История гусеницы» (начало)

Урок «откры

тия» ново

го знания

Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания

Знать понятие «сказочный герой»; знать, что герои многих сказок ведут себя сходным образом.

Уметь определять, кто является сказочным героем; анализировать сказки русские народные современные авторские.

+

99

Б. Заходер «История гусеницы». Ю. Мориц «Жора Кошкин»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Тема и главная мысль текста.

Уметь определять тему каждой смысловой части текста; указывать главную мысль литературного произведения; сравнивать темы разных частей текста; сравнивать между собой строчки, выделенные одинаково.

100

Б. Заходер «История гусеницы».  

Л. Яхнин «Лесные жуки»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность.

Уметь анализировать характер героя; работать с деформированным текстом; делить текст на смысловые части; придумывать название каждой части текста.

101

Б. Заходер «История гусеницы».  

Л. Яхнин «Лесные жуки»

Урок «откры

тия» нового знания

Тема и главная мысль текста. Черты характера героя. Чтение по ролям.

Уметь осмысленно и выразительно читать, сравнивать отрывок из сказки и стихотворения и обнаруживать в них общий смысл.

+

102

Б. Заходер «История гусеницы» (окончание)

Урок «откры

тия» нового знания

Литературная сказка. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность.

Уметь составлять план; пересказывать текст по плану; анализировать шуточные стихотворения.

4 четверть

103

Работа с хрестоматией.

С. Махотин. «Самый маленький»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Литературная сказка. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность.

Уметь работать с Фразеологическим словарем; ориентироваться в тексте; определять главную мысль текста; работать с Толковым словарем; анализировать, изменился ли характер (поведение и речь) героя.

+

104

Б. Заходер «История гусеницы»

Урок «откры

тия» нового знания

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения.

Уметь работать с Фразеологическим словарем; ориентироваться в тексте; определять главную мысль текста; работать с Толковым словарем; анализировать, изменился ли характер (поведение и речь) героя.

105

М. Яснов «Гусеница - бабочке».

Урок «откры

тия» нового знания

Юмористические произведения для детей. Возможность использования научного смысла в сказке и в стихотворении.

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).  

Уметь анализировать шуточные стихотворения; определять тип текста..

106

М. Яснов «Гусеница - бабочке».

Поход в «Музейный Дом».

Слушаем музыку

Урок «откры

тия» нового знания

Юмористические произведения для детей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства.

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).  

Уметь анализировать шуточные стихотворения; определять тип текста; работать с иллюстрацией; следить за чтением учителя.

107

Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях.

Знать понятия «герой рассказа», «пейзажное описание», «описание-натюрморт».

Уметь делить текст на смысловые части; объяснять поведение героя, опираясь на выделенные слова; определять особенности характера и мира чувств главного героя рассказа; проводить сравнительный анализ характеров героев.

108

Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»

Урок «откры

тия» нового знания

Различение жанров произведений. Герои произведения. Черты характера героя, его высказывания и поступки.

Уметь указывать способы выражения авторской оценки в рассказе (портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя).

+

109

Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»

Урок «откры

тия» нового знания

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Высказывание оценочных суждений.

Знать понятие «внутренний мир героя».

Уметь анализировать слова автора; ориентироваться в тексте; определять, какие чувства испытывает герой в различных ситуациях.

110

Работа с хрестоматией.

Л. Муур. «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду. ЭОР»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Различение жанров произведений. Герои произведения. Черты характера героя, его высказывания и поступки.

Уметь указывать способы выражения авторской оценки в рассказе (портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя).

111

Л. Пантелеев «Честное слово»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Внутренний мир героя.

Уметь работать с Толковым словарем; определять внутренний мир героя; объяснять название рассказа.

112

Л. Пантелеев «Честное слово»

Урок «откры

тия» нового знания

Произведения о детях. Герои произведения. Серьёзное отношение к ситуации.

Уметь сравнивать героя сказки и героя рассказа; читать по ролям; высказывать свое мнение; анализировать слова автора.

113

Л. Пантелеев «Честное слово».

Поход в «Музейный Дом»

Урок «откры

тия» нового знания

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства.

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).  

Уметь работать с иллюстрацией; анализировать характеры героев произведения.

114

Н. Некрасов «На Волге»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность.

Уметь работать с Толковым словарем; определять отношение героя к природе; находить в тексте сравнения; ориентироваться в тексте; объяснять выделенное в тексте выражение.

115

Н. Некрасов «На Волге»

Урок «откры

тия» нового знания

Черты характера героя, его интересы. Судьба героя произведения.

Уметь проводить сравнительный анализ мироощущений героев.

Уметь внимательно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям.

116

Н. Некрасов «На Волге».

Поход в «Музейный Дом».

Слушаем музыку

Урок «откры

тия» нового знания

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства.

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).  

Уметь работать с иллюстрацией; сравнивать литературное и художественное произведения по содержанию.

117

Проверочная работа № 7

по теме «Главный герой»

Урок контроля знаний и умений

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Внутренний мир героя.

Знать, что в сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции, а в рассказе оно зависит от его внутреннего мира; изученные произведения раздела.

118

Работа с хрестоматией.

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане». ЭОР

Урок «откры

тия» нового знания

Различение жанров произведений. Герои произведения. Черты характера героя, его высказывания и поступки.

Уметь работать с Толковым словарем; определять внутренний мир героя; объяснять название рассказа.

Уметь находить по системе вопросов общие черты и отличия между героями разных произведений.

119

Урок - обобщения. Тест № 7 по теме «Как рождается герой»

Урок обобщения знаний

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Внутренний мир героя.

Знать понятие «внутренний мир героя».

Уметь анализировать слова автора; ориентироваться в тексте; определять, какие чувства испытывает герой в различных ситуациях.

Сравниваем прошлое и настоящее (17 часов)

120

Поход в «Музейный Дом». Иллюстрация Бориса Кустодиева «Масленица». ЭОР

Урок «откры

тия» ново

го знания

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства.

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).  

Уметь работать с иллюстрацией; сравнивать литературное и художественное произведения о народных праздниках.

+

121

 К. Паустовский «Растрепанный воробей»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Итоговая стандартизированная диагностика. Черты характера героя, его интересы.

Уметь вычленять разные линии повествования  в тексте, смотреть на ситуацию в рассказе, с точки зрения разных её участников, разных героев рассказа.

122

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

Урок «откры

тия» нового знания

Произведения классиков детской литературы.

Уметь определять время действия событий в тексте; сравнивать внешний облик героев произведения.

123

К. Паустовский «Растрепанный воробей».

Поход в «Музейный Дом»

Урок «откры

тия» нового знания

Устное изложение текста по плану. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства.

Уметь работать с Толковым словарем; определять главное чудо в рассказе; ориентироваться в тексте; высказывать свое мнение.

Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного.

124

А. Пушкин «Цветок»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя стихотворения.

Знать произведения А. С. Пушкина.

Уметь анализировать внутренний мир героя-рассказчика; ориентироваться в тексте; характеризовать чувства людей, живших в прошлых веках.

125

А. Гайдар «Чук и Гек»

(отрывок «Телеграмма»)

Урок «откры

тия» ново

го знания

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность.

Уметь пользоваться Толковым словарем; предполагать возраст героев; сравнивать содержание двух рассказов о семье; сравнивать характеры героев произведения.

126

Работа с хрестоматией.

Ю. Коваль. «Под соснами». «Музейный Дом. Выставка рисунка»

Урок «откры

тия» нового знания

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства.

Уметь вычленять разные линии повествования  в тексте, смотреть на ситуацию в рассказе, с точки зрения разных её участников, разных героев рассказа.

127

А. Гайдар «Чук и Гек»

(отрывок «Телеграмма»)

Урок «откры

тия» нового знания

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения.

Уметь анализировать внутренний мир героя-рассказчика; ориентироваться в тексте; пересказывать текст.

128

А. Гайдар «Чук и Гек»

(отрывок «Дорога к отцу»)

Урок «откры

тия» нового знания

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Участие в диалоге о прочитанном.

Уметь высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев.

129

А. Гайдар «Чук и Гек»

(отрывок «Вот и приехали»)

Урок «откры

тия» нового знания

Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях.

Уметь пересказывать текст от третьего лица; высказывать свое мнение; подтверждать ответы строчками из текста.

130

А. Гайдар «Чук и Гек»

(отрывок «Одни в лесной сторожке»)

Урок «откры

тия» нового знания

Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану.

Уметь пересказывать текс от третьего лица; высказывать свое мнение; подтверждать ответы строчками из текста.

131

А. Гайдар «Чук и Гек»

(отрывок «Вот оно счастье»)

Поход в «Музейный Дом».

Урок «откры

тия» нового знания

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства.

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).  

Уметь работать с иллюстрацией; сравнивать литературное и художественное произведения; делить текст на смысловые части; озаглавливать части.

132

Работа с хрестоматией.

К. Паустовский. « Стальное колечко».

«Музейный Дом. Выставка рисунка»

Урок «откры

тия» ново

го знания

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства.

Уметь вычленять разные линии повествования  в тексте, смотреть на ситуацию в рассказе, с точки зрения разных её участников, разных героев рассказа.

133

Итоговое заседание клуба «Ключ и заря»

Проект № 9 «Литературная гостиная»

Урок обобщения и систематизации знаний

Понимание основного содержания услышанного произведения

Уметь писать письмо в клуб «Ключ и заря»

134-136

Резервные уроки

Планируемые результаты освоения программы

ЛИЧНОСТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Самоопределение (связано с коммуникацией как взаимодействием): система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учёт чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.
  • Смыслообразование

а) Поэтические и прозаические тексты, посвящённые формированию базовых нравственно-этических ценностей:

- быть наблюдательным;

- любить и ценить окружающий мир;

- открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном – значит понимать, в чём истинное богатство жизни;

- наблюдать то, что можно увидеть глазами и  то, что трудно увидеть глазами;

- находить связь между богатым воображением, развитой фантазией и особым взглядом на мир;

- развивать способность сопереживать, сочувствовать всему живому;

- проблеме разных точек зрения.

б) Поэтические и прозаические тексты и живописные произведения, на основе которых можно формировать базовые историко-культурные ценности:  

- чувство причастности к истории и культуры своей страны.

в) Вопросы, цель которых опереться на опыт ребёнка, побуждать школьника каждый раз все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя, формировать опыт переживаний, опыт «примерок».

  • Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результатов деятельности: в 3 классе  система заданий и вопросов включает суждения сквозных героев по поводу обсуждаемых литературных произведений, - их мнения и переживания, оценки и позиции.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД (контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результатов учебной деятельности).

2)ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

  1. Общеучебные универсальные действия

1) Поиск и выделение необходимой информации в словарях.

2) Поход в школьную библиотеку с целью выполнения конкретного задания.

3) Поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения.

4) Работа с музыкальным произведением.

5) Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, определение темы и главной мысли текста, поиск нужных частей текста, нужных строчек, литературных приёмов (сравнения, олицетворения, контраста).

6) Работа с маркированными в тексте словами и строчками.

7) Самостоятельное маркирование.

8) Работа с дидактическими иллюстрациями.

9) Поиск нужной библиографической и содержательной информации.

  1. Универсальные логические действия
  • Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:

1) анализ названий сказок разных народов с целью выявления среди них «самых древних» сказочных историй и «просто древних» сказочных историй;

2) сравнение «бродячих» сказочных историй разных народов  с целью обнаружить в них общие черты: сходство построения самих сказок, событий и характеров героев;

3) анализ текста сказки с целью обнаружить в ней черты «менее древней сказки» (ценность благородного поведения героев), черты «просто древней сказки» (ценность хитрости и ловкого обмана) и одновременно черты «самой древней сказки» (этиологический смысл);

4) сравнение литературного и живописного произведения с целью обнаружения сходства или различия темы или заключённого в них главного переживания (настроения) автора;

5) анализ названий и текстов сказок разных народов мира с целью выявления их жанровой принадлежности (сказки о животных или волшебные сказки); принадлежности к временному периоду («самые древние» сказки о животных или «просто древние»); вычленения из сказок народов мира сказок народов России;

6) анализ басен с точки зрения сходства темы или истории (сюжета) и вывода (морали, главной мысли) с целью доказать, что в них использованы «бродячие истории»;

7) сравнение героев рассказа и сказочного героя с целью обнаружения их сходства и отличия.

  • Подведение под понятие:

1) завершающий этап формирования понятия «олицетворение»: анализ самого термина и обнаружение данного приёма в стихотворении и прозаических текстах самостоятельно  и с помощью наводящих вопросов;

2) формирование понятия «сравнение» через анализ стихотворных текстов;

3) формирование понятия «контраст» через анализ стихотворных текстов;

4) формирование понятия «звукозапись» через анализ  в поэтических текстах стечения звуков, вызывающих ассоциации с шёпотом, свистом, шелестом и т. д.;

5) формирование представления  о «самых древних», «просто древних» и «менее древних» сказочных сюжетах через анализ сказок разных народов мира;

6) формирование понятия «бродячий сюжет» (в учебнике «бродячая история») через анализ сказок разных народов мира с похожими событиями, похожими героями, сходным поведением героев и сходным построением самих сказок, а также через анализ сходных по сюжету басен разных авторов;

7) формирования понятия «рассказ» путём сравнения текстов рассказов с текстами знакомых детям жанров( сказка, небылица) и обозначения их жанровой цели и принципа построения;

8) формирование понятия «басня» через обращение к словарю происхождения слов; анализ родственных слов (побасенка, байка); сравнение со сказкой о животных; выяснение структуры и смысла басни;

9) формирование представления  о природе смешного через анализ системы приёмов, нацеленных на создание комического эффекта;

10) формирование понятия «герой сказки» через выделение присущих герою признаков (особенностей поведения) и обнаружение их в знакомых школьникам сказочных сюжетах и авторских сказках;

11) формирования понятия «герой рассказа» через сравнение его поведения с поведением сказочного героя.

  • Установление причинно-следственных связей:

1) между фактом наделения неживого предмета чертами одушевлённого ЛИЦА и наличием приёма оЛИЦЕтворения;

2) между богатым воображением, развитой  фантазией и особым взглядом на мир, которым отличаются писатели и поэты (их способностью одухотворять, оживлять  явления природы, использовать сравнения, контраст, звукозапись, олицетворение);

3) между базовыми ценностями, выраженными в народной сказке, и временным периодом, которому она принадлежит;

4) между наличием в сказках и баснях похожих событий или (и) героев, сходного построения самих сказок и фактом использования в них международного «бродячего сюжета» («бродячая история»);

5) между базовыми ценностями, выраженными в басне ( например: басня осуждает глупость и поощряет хитрость, или: басня поощряет мудрость и благородство), и временным периодом, к которому она принадлежит .

  1. Коммуникативные УУД
  • Коммуникация как кооперация: чтение по цепочке и по ролям.
  • Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации): учёт позиции собеседника.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающиеся  должны  знать/понимать:

  • наизусть 6-8 стихотворений разных авторов;
  • имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; название и содержание их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе.

Обучающиеся  должны  уметь:

  • читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;
  • различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
  • различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
  • рассказывать о любимом литературном герое;
  • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
  • выявлять авторское отношение к герою;
  • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
  • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного выбора книги и определения содержания книги по ее элементам;
  • самостоятельного чтения выбранных книг;
  • высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;
  • работы со словарями и справочниками.

Нормы оценок тестовых  работ по литературному чтению:

«высокий» - выполнены правильно все задания;

«средний» - выполнены все задания с незначительными погрешностями;

«низкий» - выполнены отдельные задания.

Нормы оценок техники чтения:

«5» - 70-75 слов в минуту, чтение без ошибок, целыми словами, соблюдая все интонационные нормы, умение безошибочно пересказать прочитанный текст, ответить на вопросы.

«4» - 61-69 слов в минуту, чтение целыми словами, соблюдая все интонационные нормы, возможны 1-2 ошибки, умение пересказать прочитанный текст, ответить на вопросы.

«3» - 55-60 слов в минуту, чтение целыми словами, сложные слова по слогам, не всегда соблюдая интонационные нормы, возможны 3-4 ошибки, затрудняется в пересказе прочитанного текста, ответах на вопросы;

«2» - 50-54 слов в минуту, чтение целыми словами и по слогам, не всегда соблюдая интонационные нормы, возможны 4 и более ошибки, затрудняется в пересказе прочитанного текста, ответах на вопросы.

Нормы оценок за пересказ текста:

«5» - умение безошибочно пересказать прочитанный текст, ответить на вопросы;

«4» - умение пересказать прочитанный текст, ответить на вопросы, возможны 1-2 ошибки;

«3» - затрудняется в пересказе прочитанного текста, ответах на вопросы, возможны 3-4 ошибки;

«2» - затрудняется в пересказе прочитанного текста, ответах на вопросы.

Описание  учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:

1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.

2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Хрестоматия. Под ред. Малаховской О.В. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.

3. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2 – Малаховская О.В. -

М.: Академкнига/Учебник, 2013.

4. Чуракова Н.А., Борисенкова О.В.,Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Методическое пособие. –

М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

  • интерактивная доска;
  •  классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;  
  •  магнитная доска;
  • телевизор
  • персональный компьютер;
  • видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса русского языка;
  • магнитофон;
  • компьютерные программы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России в рабочем конструкторе

Рабочая программа составлена в в соответствии обновленному стандарту ФГОС в рабочем коеструкторе....