Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК ПНШ
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, на основе Примерной образовательной программы по литературному чтению, авторской программы Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской и концепцией учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_soderzhanie_rabochey_programmy_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 106.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса «Литературное чтение. 3 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, на основе Примерной образовательной программы по литературному чтению, авторской программы Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской и концепцией учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа».
Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с её поиска в рамках одного текста или в разных источниках и заканчивая её интерпретацией и преобразованием.
Цель курса «Литературное чтение» - сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.
Основная цель выражается в главных идеях:
- сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы;
- познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и контрастом;
- на материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве.
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
- духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);
- духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого дот воспитания чуткости к отдельной детали);
- литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эффект (художественные приёмы));
- библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).
Общая характеристика предмета
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).
Программа 3-го класса знакомит школьников с такими древними жанрами, как сказка о животных, басня, пословица. Именно в 3-м классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский интерес младших школьников. Основной литературой для анализа является по-прежнему классическая и современная детская литература, русская и зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям, и взрослым.
Продолжается знакомство младших школьников с живописными произведениями, которые не являются сюжетными аналогами изучаемых литературных произведений, но представляют собой каждый раз живописную параллель тому восприятию, которое разворачивается в литературном произведении. Программа предусматривает знакомство с некоторыми важными особенностями поэтической формы. Не пользуясь специальной терминологией, школьники будут иметь возможность оценить содержательную выразительность парной и перекрестной рифмы, познакомятся с понятием ритма, создающегося чередованием разного вида рифм.
Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведении.
В процессе работы по данной программе используются такие формы организации учебного процесса, как индивидуальная работа по карточкам, коллективная работа, работа в группах, работа в парах. Наряду с традиционными методами обучения используются методы развивающего обучения: проблемный вопрос, эвристическая беседа, исследование, проектирование.
С целью проверки знаний используются следующие виды контроля: фронтальный и индивидуальный опрос, проверка техники чтения, тестовые работы, которые содержат задания, как базового уровня, так и задания повышенного и высокого уровня сложности
Описание места предмета в учебном плане
В 3 классе максимальное количество часов на изучение предмета «Литературное чтение» составляет 136 часов в год (4 часа неделю).
В конце учебного года проводится контрольный тест, а также в течение года применяются организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.
Содержание предмета
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов |
1. | Учимся наблюдать и копим впечатления | 23 |
2. | Постигаем секреты сравнения | 13 |
3. | Пытаемся понять, почему люди фантазируют | 17 |
4. | Учимся любить | 16 |
5. | Набираемся житейской мудрости | 13 |
6. | Продолжаем разгадывать секреты смешного | 14 |
7. | Как рождается герой | 23 |
8. | Сравниваем прошлое и настоящее | 17 |
Итого | 136 |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
Система контрольных и проверочных работ
№ урока | Дата проведения | Вид работы | Тема |
9 | Текущая диагностика | Проверочная работа № 1 по теме «Красота вокруг нас» | |
23 | Тематическая диагностика | Тест № 1 по теме «Учимся наблюдать и копим впечатления» | |
34 | Текущая диагностика | Проверочная работа № 2 по теме «Сравнение» (Лента времени) | |
36 | Тематическая диагностика | Тест № 2 по теме «Постигаем секреты сравнения» | |
50 | Текущая диагностика | Проверочная работа № 3 по теме «Фантазёры» | |
53 | Тематическая диагностика | Тест № 3 по теме «Почему люди фантазируют» | |
63 | Текущая диагностика | Проверочная работа № 4 по теме «Способность любить» | |
69 | Тематическая диагностика | Тест № 4 по теме «Учимся любить» | |
80 | Текущая диагностика | Проверочная работа № 5 по теме «Басни» | |
82 | Тематическая диагностика | Тест № 5 по теме «Набираемся житейской мудрости» | |
95 | Текущая диагностика | Проверочная работа № 6 по теме «Юмористические истории» | |
96 | Тематическая диагностика | Тест № 6 по теме «Продолжаем разгадывать секреты смешного» | |
117 | Текущая диагностика | Проверочная работа № 7 по теме «Главный герой» | |
119 | Тематическая диагностика | Тест № 7 по теме «Как рождается герой» |
График прохождения программы по литературному чтению
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания или характеристика деятельности | Требования к уровню подготовки (знать, уметь) | При мене ние ИКТ | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 четверть | |||||||
Учимся наблюдать и копим впечатления (23 часа) | |||||||
1 | Повторный инструктаж по охране труда. С. Козлов «Июль». Поход в «Музейный дом». Слушаем музыку. ЭОР | Урок «откры тия» нового знания | Произведения о природе. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – с живописными и музыкальными произведениями. | Знать понятие «олицетворение». Уметь находить в тексте примеры использования олицетворения; работать с картиной; работать с Толковым словарем | |||
2 | Работа с хрестоматией. В.Берестов. «Первый листопад». Проект-исследование № 1 по теме «Красота окружающего мира» | Урок «откры тия» нового знания | Формирование деятельности наблюдения | Знать названия и авторов литературных произведений. Уметь правильно применять литературоведческий термин «сравнение», работать с дополнительной литературой | |||
3 | Ю. Коваль. «Березовый пирожок». Поход в «Музейный дом». Слушаем музыку | Урок «откры тия» нового знания | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. | Знать понятие «репродукция». Уметь давать характеристику герою-рассказчику; высказывать свое мнение; работать с Толковым словарем; работать с картиной. | |||
4 | Работа с хрестоматией. В. Лунин. «Идём в лучах зари». «Музейный Дом. Выставка рисунка». ЭОР | Урок «откры тия» нового знания | Любознательность и наблюдательность. Объяснение деталей живописного произведения и порождение целостного впечатления от картины | Уметь замечать ориентироваться в тексте, просматривать его и подтверждать свои ответы фрагментами текста | + | ||
5 | В. Маяковский. «Тучкины штучки». С. Козлов. «Мимо белого…». С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…». Слушаем музыку | Урок «откры тия» нового знания | Особенности поэтического взгляда мир с помощью художественных приёмов сравнения и олицетворения | Знать понятие «сравнение». Уметь самостоятельно обнаруживать в стихотворениях художественные приёмы сравнения и олицетворения. | |||
6 | Работа с хрестоматией. В. Лунин. «Ливень» | Урок «откры тия» нового знания | Особенности поэтического взгляда мир с помощью художественных приёмов сравнения и олицетворения | Знать понятие «сравнение». Уметь самостоятельно обнаруживать в стихотворениях художественные приёмы сравнения и олицетворения. | |||
7 | А. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…» | Урок «откры тия» нового знания | Произведения выдающихся представителей русской литературы. | Знать произведения А. С. Пушкина. Уметь находить и анализировать средства художественной выразительности; работать с Толковым словарем; работать с картиной. | |||
8 | Дзёсо. «И поля, и горы…». Басё. «Ей только девять дней…» | Урок «откры тия» нового знания | Особенности волшебного помощника и представление волшебного мира в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | Уметь различать жанры художественных произведений. Иметь представление о приеме художественной выразительности – олицетворении | |||
9 | Работа с хрестоматией. В. Берестов. «Отражение». «Музейный Дом. Выставка рисунка». Проверочная работа № 1 по теме «Красота вокруг нас» | Урок «откры тия» нового знания | Сравнительный анализ народных сказок и зарубежных сказок о животных | Знать народные сказки о животных. Уметь анализировать построение русской народной сказки, соотносить данную сказку со сказкой – цепочкой, читать вслух и про себя, различать сказки авторские и народные | |||
10 | В. Шефнер. «Середина марта». Басё. «Уродливый ворон…» | Урок «откры тия» нового знания | Произведения зарубежной литературы. | Иметь представление о том, как записывается японское хокку. Уметь видеть прекрасное в простом; сравнить два произведения; находить олицетворения в хокку; работать с Толковым словарем; устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного. | |||
11 | Поход в «Музейный дом». Н. Матвеева. «Гуси на снегу». Бусон. «Муравей…» | Урок «откры тия» нового знания | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. | Знать понятия «звукопись» и «контраст». Уметь анализировать и выделять общее в произведениях разных поэтов; находить и анализировать средства художественной выразительности; анализировать иллюстрации. | |||
12 | Э. Мошковская. «Где тихий-тихий пруд». С.Козлов «Сентябрь» | Урок «откры тия» нового знания | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. | Знать понятие «повтор». Уметь делить произведение на смысловые части; отвечать на вопросы строчками из текста; работать с Толковым словарем; работать с иллюстрацией; находить в тексте повторы. | |||
13 | С. Козлов. «Как оттенить тишину» | Урок «откры тия» нового знания | Главный герой произведения | Знать, что в сказках о животных хитрец и проказник – часто самый главный герой. Уметь подтверждать свое мнение строчками из текста, делить текст на части | |||
14 | И. Бунин. «Листопад». | Урок «откры тия» нового знания | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Мониторинг УУД | Уметь делить текст на части; находить и объяснять сравнения; читать по цепочке, объяснять, как последняя часть текста связана с первой; передавать при чтении атмосферу красоты и тишины осеннего леса. | |||
15 | 5. Работа с хрестоматией. В.Берестов. «Урок листопада» | Урок «откры тия» нового знания | Произведения выдающихся представителей русской литературы. | Уметь делить текст на части; находить и объяснять сравнения; читать по цепочке, объяснять, как последняя часть текста связана с первой; передавать при чтении атмосферу красоты и тишины осеннего леса. | |||
16 | Записная книжка Кости Погодина | Урок «откры тия» нового знания | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Герой произведения. | Уметь анализировать внутренний мир автора; подтверждать ответы строчками из текста; сочинять и записывать историю про какие-нибудь предметы. | |||
17 | Очередное заседание клуба «Учимся переживать красоту вместе». А. Пушкин. «Зимнее утро». ЭОР | Урок «откры тия» нового знания | Произведения выдающихся представителей русской литературы. | Знать произведения А. С. Пушкина. Уметь анализировать внутренний мир героя-рассказчика; определять количество строф в стихотворении; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты. | |||
18 | В. Берестов. «Большой мороз», «Плащ». Поход в «Музейный дом» | Урок «откры тия» нового знания | Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении. | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь делить текст на смысловые части; подтверждать ответы словами из стихотворения; видеть необычное в обычном. | |||
19 | С. Козлов. «Разрешите с вами посумерничать» | Урок «откры тия» нового знания | Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. | Уметь работать с Толковым словарем; анализировать характеры героев; высказывать свое мнение. | + | ||
20 | 6. Работа с хрестоматией. А. Иванов. «Как Хома картины собирал». «Музейный Дом. Выставка рисунка» | Урок «откры тия» нового знания | Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении. | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь делить текст на смысловые части; подтверждать ответы словами из стихотворения; видеть необычное в обычном. | |||
21 | Ю. Коваль. «Вода с закрытыми глазами». | Урок «откры тия» нового знания | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь анализировать состояние души автора текста; подтверждать ответы строчками из текста; работать с иллюстрацией; работать с Толковым словарем. | |||
22 | Ранран. «Осенний дождь во мгле!..». «Музейный Дом. Выставка рисунка» | Урок «откры тия» нового знания | Учиться видеть не только глазами, но и сердцем. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Уметь делить текст на части; находить и объяснять сравнения; читать по цепочке, объяснять, как последняя часть текста связана с первой; передавать при чтении атмосферу красоты и тишины осеннего леса. | |||
23 | Обобщение по теме. Тест № 1 по теме «Учимся наблюдать и копим впечатления» | Урок обучающего и развивающего контроля | Знать имена классиков русской литературы. Уметь находить и различать средства художественной выразительности | ||||
Постигаем секреты сравнения (13 часов) | |||||||
24 | Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пришли болезни и лекарства» | Урок «откры тия» ново го знания | Сказки разных народов мира. Различение жанров произведений | Знать сказки разных народов мира. Иметь представление о том, что самые древние сказки объясняли, почему у животных такая внешность. Уметь работать с Толковым словарем; читать по ролям; отвечать на вопросы. | |||
25 | Африканская сказка «Гиена и черепаха». Алтайская сказка «Нарядный бурундук» | Урок «откры тия» ново го знания | Сходство и различие авторской и народной сказки. Произведения устного народного творчества. | Иметь представление о том, что самые древние сказки постепенно изменялись. Уметь работать с Толковым словарем; определять, чему учит сказочная история; читать по ролям. | |||
26 | Работа с хрестоматией. Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки» | Урок «откры тия» ново го знания | Произведения зарубежной литературы. Герой произведения. | Знать, что самые древние сказки у многих народов начинаются одинаково. Уметь работать с Толковым словарем; пересказывать текст. | |||
27 | Проект № 2 «Самые древние сказочные истории». Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» | Урок «откры тия» нового знания | Произведения зарубежной литературы. Высказывание оценочных суждений. | Знать особенности самых древних сказочных сюжетов – их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида). Иметь представление о простейшей ленте времени: самая древняя сказочная история, просто древняя и менее древняя сказочная история. Уметь пользоваться библиотекой; выбирать нужные книги; определять общую тему предложенных произведений. | |||
28 | Корейская сказка «Как барсук и куница судились». Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне» | Урок «откры тия» нового знания | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. | Знать особенности просто древних сказок – начинает цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство). Уметь сравнивать сказочные истории по содержанию; работать с Толковым словарем; сравнивать героев разных сказок по характеру; анализировать построение сказочных историй. | + | ||
29 | Проект № 3 «Бродячие сказочные истории в сказках о животных». Индийская сказка «Золотая рыбка». ЭОР | Урок «откры тия» нового знания | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. | Знать сказки о животных и волшебные сказки. Иметь представление о бродячих сюжетах (сказочных историях). Уметь определять, чем похожи бродячие сказочные истории; работать с Толковым словарем; ориентироваться на странице «Содержание». | |||
30 | Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав – маха» | Урок «откры тия» нового знания | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений. | Знать особенности менее древней сказки – её нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благородным. Иметь представление о том, что все бродячие сказочные истории похожи героями, событиями, сходным поведением героев и построением сказок. Уметь анализировать поступки героев; сравнивать построение и содержание разных сказочных историй. | |||
31 | Работа с хрестоматией. Д. Дмитриев. «Встреча» | Урок «откры тия» нового знания | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь определять, чем похожи бродячие сказочные истории; работать с Толковым словарем; ориентироваться на странице «Содержание». | |||
32 | Индийская сказка «Хитрый шакал» | Урок «откры тия» нового знания | Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений. | Уметь работать с Толковым словарем; находить в тексте самые главные слова; анализировать построение сказочной истории; давать характеристику героям произведения; определять время создания сказки. | |||
33 | Бурятская сказка «Снег и заяц». Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»» | Урок «откры тия» нового знания | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений. | Знать понятие «лента времени»; о развитии сказки о животных во времени. Уметь анализировать тексты двух разных сказок; определять вид сказки (сказка о животных, волшебные сказки); ориентироваться на ленте времени; доказывать свой ответ. | |||
34 | Проверочная работа № 2 по теме «Сравнение» (Лента времени) | Урок контроля знаний и умений | Текущая диагностика | Иметь представление о простейшей ленте времени: самая древняя сказочная история, просто древняя и менее древняя сказочная история. Уметь ориентироваться на ленте времени; доказывать письменно свой ответ. | |||
35 | Работа с хрестоматией. Шведская сказка. «По заслугам расчёт» | Урок «откры тия» нового знания | Произведения зарубежной литературы. Герой произведения. | Знать, что самые древние сказки у многих народов начинаются одинаково. Уметь работать с Толковым словарем; пересказывать текст. | |||
2 четверть | |||||||
36 | Урок - обобщения. Тест № 2 по теме «Постигаем секреты сравнения» | Урок обобщения и систематизации знаний | Тематическая диагностика | Иметь представление о простейшей ленте времени: самая древняя сказочная история, просто древняя и менее древняя сказочная история. Уметь анализировать тексты разных сказок; определять вид сказки (сказка о животных, волшебные сказки); ориентироваться на ленте времени; доказывать письменно свой ответ. | |||
Пытаемся понять, почему люди фантазируют (17 часов) | |||||||
37 | Проект № 4 «Фантазия». Н. Матвеева. «Картофельные олени» | Урок «откры тия» нового знания | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. | Знать понятия «фантазия», «фантазер». Уметь доказывать на примере стихотворения, что в основе фантазии могут быть такие приемы, как сравнение и олицетворение. | |||
38 | Работа с хрестоматией. М. Яснов. «Мы и птицы» | Урок «откры тия» ново го знания | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. | Знать понятия «фантазия», «фантазер». Уметь доказывать на примере стихотворения, что в основе фантазии могут быть такие приемы, как сравнение и олицетворение. | |||
39 | Саша Чёрный. «Дневник Фокса Микки». Отрывок «О Зине, о еде, о корове и т. п.» | Урок «откры тия» ново го знания | Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. | Уметь работать с Толковым словарем; анализировать и объяснять название произведения; определять, от какого лица идет повествование; отвечать на вопросы строками из текста; анализировать внутренний мир героя-рассказчика. | |||
40 | Саша Чёрный. «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Осенний кавардак» | Урок «откры тия» нового знания | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. | Уметь работать с Толковым словарем; объяснять название произведения; находить в тексте подтверждение того, что в доме кавардак; приводить примеры из текста; анализировать фантазии героя-рассказчика. | |||
41 | Саша Чёрный. «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Я один» | Урок «откры тия» нового знания | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. | Уметь работать с Толковым и Фразеологическим словарями; ориентироваться в тексте; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать характер героя. | + | ||
42 | Работа с хрестоматией. Э. Мошковская. «Мотылёк». ЭОР | Урок «откры тия» ново го знания | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. | Знать понятия «фантазия», «фантазер». Уметь доказывать на примере стихотворения, что в основе фантазии могут быть такие приемы, как сравнение и олицетворение. | |||
43 | Очередное заседание клуба «Почему люди фантазируют». Т. Пономарева. «Автобус» | Урок «откры тия» нового знания | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. | Знать понятия «небылица», «сказка», «рассказ»; чем отличаются литературные жанры. Уметь определять количество действующих лиц в произведении; анализировать характер героя; определять жанр произведения. | |||
44 | Т. Пономарева. «В шкафу». Поход в «Музейный Дом» | Урок «откры тия» ново го знания | Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. | Знать, что в рассказе события развиваются так, как в обычной жизни, а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам. Уметь работать с иллюстрациями; работать с Толковым словарем; определять цель и идею текста; анализировать характер героев; подтверждать свое мнение выдержками из текста; сравнивать героев рассказов «В шкафу» и «Автобус». | |||
45 | Работа с хрестоматией. Э. Мошковская. «Осенняя вода» | Урок «откры тия» ново го знания | Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. | Знать, что в рассказе события развиваются так, как в обычной жизни, а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам. Уметь работать с иллюстрациями; работать с Толковым словарем. | |||
46 | Э. Мошковская. «Вода в колодце» | Урок «откры тия» ново го знания | Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. | Знать, что в рассказе события развиваются так, как в обычной жизни, а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам. Уметь работать с иллюстрациями; работать с Толковым словарем; определять цель и идею текста; анализировать характер героев; подтверждать свое мнение выдержками из текста. | |||
47 | Герой-выдумщик. Б. Житков. «Как я ловил человечков» | Урок «откры тия» ново го знания | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях. | Знать, что самые обычные предметы становятся под взглядом поэта чудесными, полными неожиданностей. Уметь анализировать название произведения; различать позиции автора и героя стихотворения; пользоваться Толковым словарем для выяснения значения слов. | + | ||
48 | Работа с хрестоматией. С. Козлов. «Звуки и голоса» | Урок «откры тия» ново го знания | Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. | Знать, что в рассказе события развиваются так, как в обычной жизни, а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам. Уметь работать с иллюстрациями; работать с Толковым словарем; определять цель и идею текста; анализировать характер героев; подтверждать свое мнение выдержками из текста | |||
49 | Изобретательность главного героя. Б. Житков. «Как я ловил человечков» | Урок «откры тия» нового знания | Высказывание оценочных суждений. | Знать понятия «наблюдательность», «изобретательность». Уметь различать понятия «фантазер», «выдумщик», «обманщик»; подтверждать ответы строчками из текста; анализировать черты характера главного героя. | |||
50 | Тим. Собакин. «Игра в птиц». Проверочная работа № 3 по теме «Фантазёры» | Урок «откры тия» нового знания | События, составляющие основу произведения. | Уметь работать с Толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать ответы строчками из текста; анализировать внутренний мир героя; определять жанр произведения. | |||
51 | Работа с хрестоматией. О. Кургузов. «Мальчик-папа». «Музейный Дом. Выставка рисунка» | Урок «откры тия» ново го знания | Высказывание оценочных суждений. | Знать понятия «наблюдательность», «изобретательность». Уметь различать понятия «фантазер», «выдумщик», «обманщик»; подтверждать ответы строчками из текста; анализировать черты характера главных героев. | |||
52 | К. Бальмонт. «Гномы». Поход в «Музейный дом». Слушаем музыку. ЭОР | Урок «откры тия» ново го знания | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрациями; анализировать характер главного героя-рассказчика. | |||
53 | Урок - обобщения. Тест № 3 по теме «Почему люди фантазируют» | Урок обобщения и систематизации знаний | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. | Знать изученные произведения раздела. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрациями; анализировать характер главного героя-рассказчика. | + | ||
Учимся любить (16 часов) | |||||||
54 | Проект № 5 «Способность любить». Т. Пономарева. «Прогноз погоды» | Урок «откры тия» нового знания | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Понимание смысла названия рассказа. | Уметь пересказывать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента, с целью определить основную мысль текста. | |||
55 | Т. Пономарева. «Лето в чайнике» | Урок «откры тия» ново го знания | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Способность любить. | Уметь пересказывать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента, с целью определить основную мысль текста. Уметь работать со страничкой «Содержание» в учебнике. | |||
56 | Поход в «Музейный Дом». Слушаем музыку. М. Вайсман. «Лучший друг медуз» | Урок «откры тия» ново го знания | Связь названия с темой текста; мысль текста. | Уметь анализировать характер героя-рассказчика; обосновывать свое мнение; объяснять название произведения. | |||
57 | Работа с хрестоматией. Э. Мошковская. «Когда я уезжаю» | Урок «откры тия» ново го знания | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Способность любить. | Уметь пересказывать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента, с целью определить основную мысль текста. | |||
58 | А. Куприн. «Слон» | Урок «откры тия» ново го знания | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях. | Уметь, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что происходит в душе героев рассказа, что их волнует и что является мотивом их поступков. | |||
59 | А. Куприн. «Слон» | Урок «откры тия» нового знания | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. | Уметь неоднократно просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента, с целью определить основную мысль текста. | |||
60 | А. Куприн. «Слон» | Урок «откры тия» нового знания | Герои произведения. Сила настоящей и искренней детской привязанности. | Уметь неоднократно просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента, с целью определить основную мысль текста. | |||
61 | Работа с хрестоматией. В. Драгунский. «Кот в сапогах» | Урок «откры тия» ново го знания | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Проявление родительской любви. | Уметь, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что происходит в душе героев рассказа, что их волнует и что является мотивом их поступков. | |||
62 | А. Куприн. «Слон» | Урок «откры тия» нового знания | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. | Уметь неоднократно просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента. | |||
63 | Проверочная работа № 4 по теме «Способность любить» | Урок контроля знаний и умений | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Произведения о детях. Способность любить. | Уметь неоднократно просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента. Уметь письменно доказывать свой ответ. | |||
64 | К. Паустовский. «Заячьи лапы» | Урок «откры тия» ново го знания | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. | Уметь работать с Толковым словарем; внимательно и осознанно читать произведение, анализировать внутренний мир героев; определять жанр произведения. | |||
3 четверть | |||||||
65 | Работа с хрестоматией. Т. Собакин. «Самая большая драгоценность» | Урок «откры тия» ново го знания | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Ценность общения, дружбы, привязанности. | Уметь, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что происходит в душе героев рассказа, что их волнует и что является мотивом их поступков. | |||
66 | К. Паустовский. «Заячьи лапы» | Урок «откры тия» нового знания | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Две истории спасения. | Уметь сравнивать два прозаических произведения сточки зрения выраженного в них закона жизни, подтверждать примерами из обоих рассказов. | |||
67 | С. Козлов «Если меня совсем нет». Поход в «Музейный Дом». О. Ренуар. «Портрет Жанны Самари». Слушаем музыку. ЭОР | Урок «откры тия» нового знания | Живописные произведения из «Музейного Дома». Понимание содержания литературного произведения. | Знать правила вежливого общения и Законы написания письма. Уметь работать со страничкой «Содержание» в учебнике. Уметь, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои. Уметь отличать сказки-переживания, сказки- размышления от сказки о животных. | |||
68 | Работа с хрестоматией. Э. Мошковская. «Нужен он» | Урок «откры тия» ново го знания | Осознанное и выразительное чтение, чтение по ролям. Глубокое философское переживание. | Уметь, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что происходит в душе героев рассказа, что их волнует и что является мотивом их поступков. | |||
69 | Урок - обобщения. Тест № 4 по теме «Учимся любить» | Урок обобщения и систематизации знаний | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Ценность общения, дружбы, привязанности. | Уметь работать со страничкой «Содержание» в учебнике. Уметь неоднократно просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента. Уметь письменно доказывать свой ответ. | |||
Набираемся житейской мудрости (13 часов) | |||||||
70 | Проект № 6 «Жанр басни». Эзоп. «Рыбак и рыбешка»; «Соловей и ястреб» | Урок «откры тия» ново го знания | Различение жанров литературных произведений. Понимание основного содержания басни. | Знать жанр басни; понятия «повествовать», «мораль». Уметь пользоваться Этимологическим словарем; сравнивать басню и сказку; находить вывод в басне; анализировать события в басне. | |||
71 | Эзоп. «Отец и сыновья»; «Быки и лев» | Урок «откры тия» ново го знания | Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. | Иметь представление о двучленной структуре басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Уметь определять тему басни; находить две части в басне; подбирать пословицы к литературному произведению; сравнивать две басни; формулировать общую мысль. | |||
72 | Работа с хрестоматией. Ж. Лафонтен. «Волк и журавль». «Музейный Дом. Выставка рисунка». ЭОР | Урок «откры тия» ново го знания | Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. | Иметь представление о двучленной структуре басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Уметь определять тему басни; находить две части в басне; подбирать пословицы к литературному произведению; сравнивать две басни; формулировать общую мысль. | |||
73 | Самостоятельная жизнь басенной морали. Эзоп «Ворон и лисица»; И Крылов «Ворона и лисица». Иллюстрация В. Серова к басне | Урок «откры тия» ново го знания | Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения. | Знать понятие «обстоятельства». Иметь представление о происхождении сюжетной части басни из сказки о животных. Уметь сравнивать 2 басни; находить мораль в басне; объяснять мораль басни; подбирать пословицы к литературному произведению; работать с иллюстрацией. | |||
74 | Происхождение сюжетной части басни. И. Крылов «Ворона и лисица»; Эзоп «Лисица и виноград» | Урок «откры тия» ново го знания | Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения. | Знать понятие «обстоятельства». Иметь представление о происхождении сюжетной части басни из сказки о животных. Уметь сравнивать 2 басни; находить мораль в басне; объяснять мораль басни; подбирать пословицы к литературному произведению; работать с иллюстрацией. | + | ||
75 | Работа с хрестоматией. Ж. Лафонтен. «Ворона в павлиньих перьях». «Музейный Дом. Выставка рисунка» | Урок «откры тия» нового знания | Живописные произведения из «Музейного Дома». Понимание содержания литературного произведения. | Знать о международной популярности жанра басни и о развитии этого жанра во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин. Уметь анализировать басни; работать с Толковым словарем; подбирать пословицы к басне. | |||
76 | Происхождение сюжетной части басни. И. Крылов «Ворон и лисица», Эзоп «Лисица и виноград» | Урок «откры тия» нового знания | Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения. | Знать понятие «обстоятельства». Иметь представление о происхождении сюжетной части басни из сказки о животных. Уметь сравнивать 2 басни; находить мораль в басне; объяснять мораль басни; подбирать пословицы к литературному произведению; работать с иллюстрацией. | |||
77 | И. Крылов «Квартет». Иллюстрация В. Серова. ЭОР | Урок «откры тия» нового знания | Связь названия с темой текста, мысль текста. Басни. | Знать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям. Уметь сравнивать басни И. Крылова; находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени. | |||
78 | Работа с хрестоматией. И. Крылов. «Волк и журавль» | Урок «откры тия» ново го знания | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. | Знать о международной популярности жанра басни и о развитии этого жанра во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин. Уметь анализировать басни; работать с Толковым словарем; подбирать пословицы к басне. | |||
79 | И. Крылов «Лебедь, щука и рак» | Урок «откры тия» ново го знания | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. | Знать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям. Уметь сравнивать басни И. Крылова; находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени. | |||
80 | Проверочная работа № 5 по теме «Басни» | Урок контроля знаний и умений | Задания «Проверь Себя». Лента времени. | Знать, что такое пословицы, чем басня отличается от сказки. Уметь анализировать басни; работать с Толковым словарем; подбирать и записывать пословицы к басне; письменно приводить примеры данного жанра | |||
81 | Работа с хрестоматией. Индийская сказка «О радже и птичке» | Урок «откры тия» ново го знания | Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении. | Иметь представление о самостоятельной жизни басенной морали: сходство с пословицей. Уметь использовать пословицу «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации; подбирать пословицы для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов. | |||
82 | Урок - обобщения. Тест № 5 по теме «Набираемся житейской мудрости» | Урок обобщения и систематизации знаний | Задания «Проверь Себя». Лента времени. | Знать, что такое пословицы, чем басня отличается от сказки. Уметь анализировать басни; работать с Толковым словарем; подбирать и записывать пословицы к басне; письменно приводить примеры данного жанра | + | ||
Продолжаем разгадывать секреты смешного (14 часов) | |||||||
83 | Проект № 7 «Секреты смешного». Л. Каминский «Сочинение» | Урок «откры тия» ново го знания | Произведения о детях. Герои произведения. | Уметь объяснять значения слова; выделять секреты смешного в произведении; указывать, над чем смеется автор; ориентироваться в тексте. | |||
84 | И. Пивоварова «Сочинение» | Урок «откры тия» ново го знания | Произведения о детях. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам. | Уметь делить тест на смысловые части; находить строчки в тексте, которые вызывают смех; перечитывать смешные фрагменты. | |||
85 | М. Бородицкая «На контрольной» | Урок «откры тия» ново го знания | Герой произведения. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения. | Уметь анализировать поведение и характер героя стихотворения; читать наизусть. | |||
86 | Работа с хрестоматией. Н. Носов. «Мишкина каша» | Урок «откры тия» ново го знания | Произведения о детях. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам. | Уметь делить тест на смысловые части; находить строчки в тексте, которые вызывают смех; перечитывать смешные фрагменты. | |||
87 | Л.Яковлев «Для Лены». М. Яснов «Подходящий угол» | Урок «откры тия» ново го знания | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам. | Уметь разгадывать секрет смешного в литературном произведении; анализировать поведение и характер героя стихотворения. | |||
88 | Н.Тэффи «Преступник» | Урок «откры тия» ново го знания | Юмористические произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения. | Уметь работать с Толковым словарем; определять возраст героя; находить в тексте контраст; подтверждать свои ответы отрывками из текста; объяснять значение и смысл выделенных фрагментов в тексте. | |||
89 | Н.Тэффи «Преступник» | Урок «откры тия» нового знания | Осмысление цели чтения. Различение жанров произведений. | Уметь анализировать поведение и характер героя; находить в тексте самые смешные строчки; объяснять название текста; сопоставлять название произведения с последним абзацем текста. | |||
90 | Работа с хрестоматией. М. Вайсман. «Приставочка моя любименькая» | Урок «откры тия» ново го знания | Осмысление цели чтения. Различение жанров произведений. | Уметь анализировать поведение и характер героя; находить в тексте самые смешные строчки; объяснять название текста; сопоставлять название произведения с последним абзацем текста. | |||
91 | К.Чуковский «От двух до пяти» | Урок «откры тия» ново го знания | Юмористические произведения для детей. Построение небольшого монологического высказывания. | Уметь выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строчки в тексте, которые вызывают смех; анализировать причину смешного. | |||
92 | Г.Остер «Вредные советы». Т.Пономарева «Помощь». ЭОР | Урок «откры тия» ново го знания | Юмористические произведения для детей. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. | Уметь отвечать на вопросы по тексту; объяснять название произведения; определять, с чьей точки зрения автор дает такие советы; определять жанр произведения. | |||
93 | В. Драгунский «Ровно 25 кило» | Урок «откры тия» ново го знания | Юмористические произведения для детей. Построение небольшого монологического высказывания. | Уметь выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строчки в тексте, которые вызывают смех; анализировать причину смешного. | |||
94 | В. Драгунский «Ровно 25 кило». Проверочная работа № 6 по теме «Юмористические истории» | Урок «откры тия» нового знания | Юмористические произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения. | Уметь объяснять название произведения; делить тест на смысловые части; понимать секрет смешного в литературном произведении. | |||
95 | Работа с хрестоматией. Т. Кочиев. «Такая яблоня» | Урок «откры тия» ново го знания | Современные юмористические произведения для детей. Связь названия с темой текста, мысль текста. | Уметь объяснять название произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте. | |||
96 | Урок - обобщения. Тест № 6 по теме «Продолжаем разгадывать секреты смешного» | Урок обобщения и систематизации знаний | Разная эмоциональная и смысловая окраска смеха. | Уметь объяснять название произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте; обнаруживать причины смешного в текстах. | |||
Как рождается герой (23 часа) | |||||||
97 | Проект № 8 «Рождение героя». ЭОР | Урок «откры тия» ново го знания | Черты настоящего сказочного героя. | Знать понятие «сказочный герой»; знать, что герои многих сказок ведут себя сходным образом. Уметь определять, кто является сказочным героем; анализировать сказки русские народные современные авторские. | + | ||
98 | Что характерно для сказочного героя. Б. Заходер «История гусеницы» (начало) | Урок «откры тия» ново го знания | Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания | Знать понятие «сказочный герой»; знать, что герои многих сказок ведут себя сходным образом. Уметь определять, кто является сказочным героем; анализировать сказки русские народные современные авторские. | + | ||
99 | Б. Заходер «История гусеницы». Ю. Мориц «Жора Кошкин» | Урок «откры тия» ново го знания | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Тема и главная мысль текста. | Уметь определять тему каждой смысловой части текста; указывать главную мысль литературного произведения; сравнивать темы разных частей текста; сравнивать между собой строчки, выделенные одинаково. | |||
100 | Б. Заходер «История гусеницы». Л. Яхнин «Лесные жуки» | Урок «откры тия» ново го знания | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. | Уметь анализировать характер героя; работать с деформированным текстом; делить текст на смысловые части; придумывать название каждой части текста. | |||
101 | Б. Заходер «История гусеницы». Л. Яхнин «Лесные жуки» | Урок «откры тия» нового знания | Тема и главная мысль текста. Черты характера героя. Чтение по ролям. | Уметь осмысленно и выразительно читать, сравнивать отрывок из сказки и стихотворения и обнаруживать в них общий смысл. | + | ||
102 | Б. Заходер «История гусеницы» (окончание) | Урок «откры тия» нового знания | Литературная сказка. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. | Уметь составлять план; пересказывать текст по плану; анализировать шуточные стихотворения. | |||
4 четверть | |||||||
103 | Работа с хрестоматией. С. Махотин. «Самый маленький» | Урок «откры тия» ново го знания | Литературная сказка. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. | Уметь работать с Фразеологическим словарем; ориентироваться в тексте; определять главную мысль текста; работать с Толковым словарем; анализировать, изменился ли характер (поведение и речь) героя. | + | ||
104 | Б. Заходер «История гусеницы» | Урок «откры тия» нового знания | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. | Уметь работать с Фразеологическим словарем; ориентироваться в тексте; определять главную мысль текста; работать с Толковым словарем; анализировать, изменился ли характер (поведение и речь) героя. | |||
105 | М. Яснов «Гусеница - бабочке». | Урок «откры тия» нового знания | Юмористические произведения для детей. Возможность использования научного смысла в сказке и в стихотворении. | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь анализировать шуточные стихотворения; определять тип текста.. | |||
106 | М. Яснов «Гусеница - бабочке». Поход в «Музейный Дом». Слушаем музыку | Урок «откры тия» нового знания | Юмористические произведения для детей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь анализировать шуточные стихотворения; определять тип текста; работать с иллюстрацией; следить за чтением учителя. | |||
107 | Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» | Урок «откры тия» ново го знания | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях. | Знать понятия «герой рассказа», «пейзажное описание», «описание-натюрморт». Уметь делить текст на смысловые части; объяснять поведение героя, опираясь на выделенные слова; определять особенности характера и мира чувств главного героя рассказа; проводить сравнительный анализ характеров героев. | |||
108 | Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» | Урок «откры тия» нового знания | Различение жанров произведений. Герои произведения. Черты характера героя, его высказывания и поступки. | Уметь указывать способы выражения авторской оценки в рассказе (портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя). | + | ||
109 | Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» | Урок «откры тия» нового знания | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Высказывание оценочных суждений. | Знать понятие «внутренний мир героя». Уметь анализировать слова автора; ориентироваться в тексте; определять, какие чувства испытывает герой в различных ситуациях. | |||
Работа с хрестоматией. Л. Муур. «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду. ЭОР» | Урок «откры тия» ново го знания | Различение жанров произведений. Герои произведения. Черты характера героя, его высказывания и поступки. | Уметь указывать способы выражения авторской оценки в рассказе (портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя). | ||||
111 | Л. Пантелеев «Честное слово» | Урок «откры тия» ново го знания | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Внутренний мир героя. | Уметь работать с Толковым словарем; определять внутренний мир героя; объяснять название рассказа. | |||
112 | Л. Пантелеев «Честное слово» | Урок «откры тия» нового знания | Произведения о детях. Герои произведения. Серьёзное отношение к ситуации. | Уметь сравнивать героя сказки и героя рассказа; читать по ролям; высказывать свое мнение; анализировать слова автора. | |||
113 | Л. Пантелеев «Честное слово». Поход в «Музейный Дом» | Урок «откры тия» нового знания | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрацией; анализировать характеры героев произведения. | |||
114 | Н. Некрасов «На Волге» | Урок «откры тия» ново го знания | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. | Уметь работать с Толковым словарем; определять отношение героя к природе; находить в тексте сравнения; ориентироваться в тексте; объяснять выделенное в тексте выражение. | |||
115 | Н. Некрасов «На Волге» | Урок «откры тия» нового знания | Черты характера героя, его интересы. Судьба героя произведения. | Уметь проводить сравнительный анализ мироощущений героев. Уметь внимательно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям. | |||
116 | Н. Некрасов «На Волге». Поход в «Музейный Дом». Слушаем музыку | Урок «откры тия» нового знания | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрацией; сравнивать литературное и художественное произведения по содержанию. | |||
117 | Проверочная работа № 7 по теме «Главный герой» | Урок контроля знаний и умений | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Внутренний мир героя. | Знать, что в сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции, а в рассказе оно зависит от его внутреннего мира; изученные произведения раздела. | |||
118 | Работа с хрестоматией. А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане». ЭОР | Урок «откры тия» нового знания | Различение жанров произведений. Герои произведения. Черты характера героя, его высказывания и поступки. | Уметь работать с Толковым словарем; определять внутренний мир героя; объяснять название рассказа. Уметь находить по системе вопросов общие черты и отличия между героями разных произведений. | |||
119 | Урок - обобщения. Тест № 7 по теме «Как рождается герой» | Урок обобщения знаний | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Внутренний мир героя. | Знать понятие «внутренний мир героя». Уметь анализировать слова автора; ориентироваться в тексте; определять, какие чувства испытывает герой в различных ситуациях. | |||
Сравниваем прошлое и настоящее (17 часов) | |||||||
120 | Поход в «Музейный Дом». Иллюстрация Бориса Кустодиева «Масленица». ЭОР | Урок «откры тия» ново го знания | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрацией; сравнивать литературное и художественное произведения о народных праздниках. | + | ||
121 | К. Паустовский «Растрепанный воробей» | Урок «откры тия» ново го знания | Итоговая стандартизированная диагностика. Черты характера героя, его интересы. | Уметь вычленять разные линии повествования в тексте, смотреть на ситуацию в рассказе, с точки зрения разных её участников, разных героев рассказа. | |||
122 | К. Паустовский «Растрепанный воробей» | Урок «откры тия» нового знания | Произведения классиков детской литературы. | Уметь определять время действия событий в тексте; сравнивать внешний облик героев произведения. | |||
123 | К. Паустовский «Растрепанный воробей». Поход в «Музейный Дом» | Урок «откры тия» нового знания | Устное изложение текста по плану. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. | Уметь работать с Толковым словарем; определять главное чудо в рассказе; ориентироваться в тексте; высказывать свое мнение. Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. | |||
124 | А. Пушкин «Цветок» | Урок «откры тия» ново го знания | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя стихотворения. | Знать произведения А. С. Пушкина. Уметь анализировать внутренний мир героя-рассказчика; ориентироваться в тексте; характеризовать чувства людей, живших в прошлых веках. | |||
125 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма») | Урок «откры тия» ново го знания | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. | Уметь пользоваться Толковым словарем; предполагать возраст героев; сравнивать содержание двух рассказов о семье; сравнивать характеры героев произведения. | |||
126 | Работа с хрестоматией. Ю. Коваль. «Под соснами». «Музейный Дом. Выставка рисунка» | Урок «откры тия» нового знания | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. | Уметь вычленять разные линии повествования в тексте, смотреть на ситуацию в рассказе, с точки зрения разных её участников, разных героев рассказа. | |||
127 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма») | Урок «откры тия» нового знания | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. | Уметь анализировать внутренний мир героя-рассказчика; ориентироваться в тексте; пересказывать текст. | |||
128 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Дорога к отцу») | Урок «откры тия» нового знания | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Участие в диалоге о прочитанном. | Уметь высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев. | |||
129 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот и приехали») | Урок «откры тия» нового знания | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях. | Уметь пересказывать текст от третьего лица; высказывать свое мнение; подтверждать ответы строчками из текста. | |||
130 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке») | Урок «откры тия» нового знания | Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану. | Уметь пересказывать текс от третьего лица; высказывать свое мнение; подтверждать ответы строчками из текста. | |||
131 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот оно счастье») Поход в «Музейный Дом». | Урок «откры тия» нового знания | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрацией; сравнивать литературное и художественное произведения; делить текст на смысловые части; озаглавливать части. | |||
132 | Работа с хрестоматией. К. Паустовский. « Стальное колечко». «Музейный Дом. Выставка рисунка» | Урок «откры тия» ново го знания | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. | Уметь вычленять разные линии повествования в тексте, смотреть на ситуацию в рассказе, с точки зрения разных её участников, разных героев рассказа. | |||
133 | Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» Проект № 9 «Литературная гостиная» | Урок обобщения и систематизации знаний | Понимание основного содержания услышанного произведения | Уметь писать письмо в клуб «Ключ и заря» | |||
134-136 | Резервные уроки |
Планируемые результаты освоения программы
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Самоопределение (связано с коммуникацией как взаимодействием): система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учёт чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.
- Смыслообразование
а) Поэтические и прозаические тексты, посвящённые формированию базовых нравственно-этических ценностей:
- быть наблюдательным;
- любить и ценить окружающий мир;
- открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном – значит понимать, в чём истинное богатство жизни;
- наблюдать то, что можно увидеть глазами и то, что трудно увидеть глазами;
- находить связь между богатым воображением, развитой фантазией и особым взглядом на мир;
- развивать способность сопереживать, сочувствовать всему живому;
- проблеме разных точек зрения.
б) Поэтические и прозаические тексты и живописные произведения, на основе которых можно формировать базовые историко-культурные ценности:
- чувство причастности к истории и культуры своей страны.
в) Вопросы, цель которых опереться на опыт ребёнка, побуждать школьника каждый раз все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя, формировать опыт переживаний, опыт «примерок».
- Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результатов деятельности: в 3 классе система заданий и вопросов включает суждения сквозных героев по поводу обсуждаемых литературных произведений, - их мнения и переживания, оценки и позиции.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД (контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результатов учебной деятельности).
2)ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
- Общеучебные универсальные действия
1) Поиск и выделение необходимой информации в словарях.
2) Поход в школьную библиотеку с целью выполнения конкретного задания.
3) Поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения.
4) Работа с музыкальным произведением.
5) Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, определение темы и главной мысли текста, поиск нужных частей текста, нужных строчек, литературных приёмов (сравнения, олицетворения, контраста).
6) Работа с маркированными в тексте словами и строчками.
7) Самостоятельное маркирование.
8) Работа с дидактическими иллюстрациями.
9) Поиск нужной библиографической и содержательной информации.
- Универсальные логические действия
- Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:
1) анализ названий сказок разных народов с целью выявления среди них «самых древних» сказочных историй и «просто древних» сказочных историй;
2) сравнение «бродячих» сказочных историй разных народов с целью обнаружить в них общие черты: сходство построения самих сказок, событий и характеров героев;
3) анализ текста сказки с целью обнаружить в ней черты «менее древней сказки» (ценность благородного поведения героев), черты «просто древней сказки» (ценность хитрости и ловкого обмана) и одновременно черты «самой древней сказки» (этиологический смысл);
4) сравнение литературного и живописного произведения с целью обнаружения сходства или различия темы или заключённого в них главного переживания (настроения) автора;
5) анализ названий и текстов сказок разных народов мира с целью выявления их жанровой принадлежности (сказки о животных или волшебные сказки); принадлежности к временному периоду («самые древние» сказки о животных или «просто древние»); вычленения из сказок народов мира сказок народов России;
6) анализ басен с точки зрения сходства темы или истории (сюжета) и вывода (морали, главной мысли) с целью доказать, что в них использованы «бродячие истории»;
7) сравнение героев рассказа и сказочного героя с целью обнаружения их сходства и отличия.
- Подведение под понятие:
1) завершающий этап формирования понятия «олицетворение»: анализ самого термина и обнаружение данного приёма в стихотворении и прозаических текстах самостоятельно и с помощью наводящих вопросов;
2) формирование понятия «сравнение» через анализ стихотворных текстов;
3) формирование понятия «контраст» через анализ стихотворных текстов;
4) формирование понятия «звукозапись» через анализ в поэтических текстах стечения звуков, вызывающих ассоциации с шёпотом, свистом, шелестом и т. д.;
5) формирование представления о «самых древних», «просто древних» и «менее древних» сказочных сюжетах через анализ сказок разных народов мира;
6) формирование понятия «бродячий сюжет» (в учебнике «бродячая история») через анализ сказок разных народов мира с похожими событиями, похожими героями, сходным поведением героев и сходным построением самих сказок, а также через анализ сходных по сюжету басен разных авторов;
7) формирования понятия «рассказ» путём сравнения текстов рассказов с текстами знакомых детям жанров( сказка, небылица) и обозначения их жанровой цели и принципа построения;
8) формирование понятия «басня» через обращение к словарю происхождения слов; анализ родственных слов (побасенка, байка); сравнение со сказкой о животных; выяснение структуры и смысла басни;
9) формирование представления о природе смешного через анализ системы приёмов, нацеленных на создание комического эффекта;
10) формирование понятия «герой сказки» через выделение присущих герою признаков (особенностей поведения) и обнаружение их в знакомых школьникам сказочных сюжетах и авторских сказках;
11) формирования понятия «герой рассказа» через сравнение его поведения с поведением сказочного героя.
- Установление причинно-следственных связей:
1) между фактом наделения неживого предмета чертами одушевлённого ЛИЦА и наличием приёма оЛИЦЕтворения;
2) между богатым воображением, развитой фантазией и особым взглядом на мир, которым отличаются писатели и поэты (их способностью одухотворять, оживлять явления природы, использовать сравнения, контраст, звукозапись, олицетворение);
3) между базовыми ценностями, выраженными в народной сказке, и временным периодом, которому она принадлежит;
4) между наличием в сказках и баснях похожих событий или (и) героев, сходного построения самих сказок и фактом использования в них международного «бродячего сюжета» («бродячая история»);
5) между базовыми ценностями, выраженными в басне ( например: басня осуждает глупость и поощряет хитрость, или: басня поощряет мудрость и благородство), и временным периодом, к которому она принадлежит .
- Коммуникативные УУД
- Коммуникация как кооперация: чтение по цепочке и по ролям.
- Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации): учёт позиции собеседника.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся должны знать/понимать:
- наизусть 6-8 стихотворений разных авторов;
- имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; название и содержание их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе.
Обучающиеся должны уметь:
- читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;
- различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
- различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
- рассказывать о любимом литературном герое;
- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
- выявлять авторское отношение к герою;
- находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
- составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного выбора книги и определения содержания книги по ее элементам;
- самостоятельного чтения выбранных книг;
- высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;
- работы со словарями и справочниками.
Нормы оценок тестовых работ по литературному чтению:
«высокий» - выполнены правильно все задания;
«средний» - выполнены все задания с незначительными погрешностями;
«низкий» - выполнены отдельные задания.
Нормы оценок техники чтения:
«5» - 70-75 слов в минуту, чтение без ошибок, целыми словами, соблюдая все интонационные нормы, умение безошибочно пересказать прочитанный текст, ответить на вопросы.
«4» - 61-69 слов в минуту, чтение целыми словами, соблюдая все интонационные нормы, возможны 1-2 ошибки, умение пересказать прочитанный текст, ответить на вопросы.
«3» - 55-60 слов в минуту, чтение целыми словами, сложные слова по слогам, не всегда соблюдая интонационные нормы, возможны 3-4 ошибки, затрудняется в пересказе прочитанного текста, ответах на вопросы;
«2» - 50-54 слов в минуту, чтение целыми словами и по слогам, не всегда соблюдая интонационные нормы, возможны 4 и более ошибки, затрудняется в пересказе прочитанного текста, ответах на вопросы.
Нормы оценок за пересказ текста:
«5» - умение безошибочно пересказать прочитанный текст, ответить на вопросы;
«4» - умение пересказать прочитанный текст, ответить на вопросы, возможны 1-2 ошибки;
«3» - затрудняется в пересказе прочитанного текста, ответах на вопросы, возможны 3-4 ошибки;
«2» - затрудняется в пересказе прочитанного текста, ответах на вопросы.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Хрестоматия. Под ред. Малаховской О.В. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.
3. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2 – Малаховская О.В. -
М.: Академкнига/Учебник, 2013.
4. Чуракова Н.А., Борисенкова О.В.,Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Методическое пособие. –
М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса:
- интерактивная доска;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- магнитная доска;
- телевизор
- персональный компьютер;
- видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса русского языка;
- магнитофон;
- компьютерные программы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...