Развитие речи младших школьников
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему
Развитие речи младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_mladshih_shkolnikov.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи младших школьников»
Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, что зачастую порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать. Как писал известный русский ученый А.М.Пешковский: «…там, где дети усиленно учатся говорить, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому, что лучше понимают друг друга».
В объяснительной записке программы по русскому языку для начальной школы подчеркивается, что « … развитие речи придает всему процессу изучения русского языка практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще…»
От уровня развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников, так как развитие речи неразрывно связано с развитием мышления и недоразвитие речи – сигнал о недостаточном развитии мышления.
Речевое развитие ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным – это способ введения ученика в культуру, условия его саморазвития, его способности общаться. Кроме того, речевая деятельность является первоосновой любой деятельности человека.
Понимая важность речевого развития у учащихся начальных классов, я пыталась найти ответы на вопросы:
- Как преодолеть противоречие: между реальным уровнем речевого развития младших школьников и программными требованиями?
- Как реализовать потенциал речевых возможностей?
Формирование речевой деятельности учащихся 1-х классов предполагает развитие умений:
- слушать и понимать обращенную речь;
- общаться с учителем ( поддерживать диалог);
- отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их;
- ориентироваться в ситуации общения ( знать Зачем? О чем? Кому? Как говорить?);
- правильно строить свое высказывание в зависимости от ситуации общения.
Требования к речи:
- правильность грамматическая;
- ясность – доступность речи для понимания другими людьми;
- чистота речи – отсутствие «паразитических слов»;
- точность – умение передать свою мысль, рассказать о каком-либо случае, описать предмет или явление в соответствии с действительностью;
- выразительность – умение ярко, убедительно, и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на слушателя;
- богатство языковых средств.
Для составления полноценного высказывания необходимо, чтобы говорящий обладал достаточным запасом слов, четкой артикуляцией, грамматически правильно строил предложения.
Поэтому работу по формированию речевой деятельности в 1 классе вела по таким направлениям:
- работа над развитием речевого аппарата;
- уточнение и обогащение словарного запаса;
- формирование грамматического навыка;
- работа над связной речью;
- формирование умений воспринимать высказывания
Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке я использовала:
- игровые приемы;
- занимательный текстовый материал;
- задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения.
1. Работа над развитием речевого аппарата включает в себя
1) Постановку правильного дыхания .
Навыки правильного дыхания пригодятся детям в последующей работе. Читая выразительно стихи, тексты, они смогут произносить прочитанное не взахлеб, а спокойно, соблюдая паузы в нужном месте.
· чередование: медленный вдох – быстрый выдох.
2) Развитие правильного звукопроизношения (внятности речи), чем способствуют чистоговорки, скороговорки, артикуляционная зарядка.
Чистоговорки и скороговорки произносятся медленно, работая над каждым звуком.
· У ежа ежата, у ужа ужата.
Цель этой работы заключается в формировании умений интонационно выделять какой-то звук, вслушиваться в произношение, в стремлении повторить его как можно чище.
3) Достижение выразительности речи на материале скороговорок, стихов. Предлагаю такие задания:
- прочитай шепотом, беззвучно, тихо, громко
- прочитай с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно
2. Уточнение и обогащение словарного запаса.
1) Уточнение словарного запаса возможно через:
- беседы о рассматриваемых предметах ( название, назначение, детали предмета, внешний вид)
- формулирование значения слова
2) Обогащение словарного запаса осуществляется через:
- введение новых слов в этапы работы:
а) толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:
* контекстуальный;
* подбор синонима, антонима;
* наглядный;
* развернутое описание.
б) актуализация слова.
Работа нал образцами употребления слова ( готовыми словосочетаниями и предложениями)
в) использование слова в речи
Интеллектуальные игры и задания:
1) Игра в слова: ( фрукты, овощи, деревья, мебель и т.д.)
2) «Признак»: ( железо - железный; бумага - …; стекло - …)
3) Подбор антонимов ( мокрый – сухой; ходить - …)
4) Подбор синонимов ( дом – терем – дворец; большой -…)
5) - Подбор прилагательных (собака ( какая?) большая, лохматая, веселая)
– «Что бывает?»
( зеленый – помидор, ель, трава, дом; тихий - …; добрый - …)
- «Узнавание»
( зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная – береза)
6) «Кто что делает?» ( обогащение лексического запаса детей словами-действиями) (учитель … ( учит); кузнец - …)
7) «Сравни»
a. по вкусу – лимон и мед
b. по цвету – грушу и сливу
c. по высоте – куст и дерево
8) «Угадайка» ( загадки). Как догадались, о чем идет речь?
9) «Уменьшение» ( трава - травка; стул - …; тигр- …)
10) Объясни значение, поменяв одну букву ( бочка – точка)
11) Наблюдение над многозначностью слов ( коса; ключ; кисть)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)
В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...
Доклад " Роль скороговорок в развитии речи младших школьников".
Роль скороговорок в развитии речи младших школьников...
Развитие речи младших школьников
Презентация.Как писать сочинение по картине в начальной школе....
"Развитие речи младших школьников"
Отчёт по теме самообразования....
Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"
Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...
"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"
Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...
Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".
Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....