Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ Новониколаевская ООШ
Рассмотрено на заседании МС Протокол № __ от __________ Руководитель ______ / Дрозд Т.Н. / | Утверждено Директор школы ___________ / Макаренко С.А. / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
для 1 КЛАССА
Учитель: Сокол Лариса Юрьевна
2015 – 2016 учебный год
1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа».
Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец; приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности - вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в ее рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
- духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);
- духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);
- литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы));
- библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).
2.Общая характеристика учебного предмета
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).
Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных (то есть с короткой строчкой) текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения чтения); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызывать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учетом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную нравственно-эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырех лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца XX - начала XXI века.
Начальным этапом в первом классе является курс «Обучение грамоте».
Учебник «Азбука. Обучение грамоте и чтению», 1 класс (авторы Н.Г. Агаркова и Ю.А. Агарков), является составной частью завершенной предметной линии «Русский язык» комплекта «Перспективная начальная школа», направленной на реализацию государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель курса «Обучение грамоте» — обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка.
Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Задачи обучения грамоте решаются на уроках русского языка и литературного чтения. Содержание курса «Обучение грамоте» подчёркивает интегрированный характер этого периода с учётом специфики учебных предметов «Русский язык» и «Литературное чтение». После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Рабочая программа разработана на основе Программы по предмету «Литратурное чтение» Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской и по курсу «Обучение грамоте» Н.Г. Агарковой и обеспечена:
1) Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Учебник по обучению грамоте и чтению. Под ред. М.Л. Каленчук. - М.: Академкнига/Учебник.
2) Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Обучение грамоте и чтению: 1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник.
3) Лаврова Н.М. Азбука. Поурочно-тематические разработки. 1 класс: Методическое пособие.- М.: Академкнига/Учебник.
4) Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.
5) Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.
6) Малаховская О.В. Литературное чтение. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник.
7) Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
8) Чуракова Р.Г. Итоговая комплексная работа на основе единого текста. 1 кл./Р.Г. Чуракова, Н.А. Чуракова, С.Н. Ямшинина. – 2-е изд., испр. - М.: Академкнига/Учебник.
9) Чуракова Р.Г. Итоговая комплексная работа (методические указания по организации и проведению), 1 кл./ Р.Г. Чуракова, Н.А. Чуракова, С.Н. Ямшинина.- 2-е изд., испр. + электронное приложение. — М.: Академкнига/Учебник.
Задачи обучения грамоте решаются на уроках русского языка и литературного чтения. Содержание курса «Обучение грамоте» подчёркивает интегрированный характер этого периода с учётом специфики учебных предметов «Русский язык» и «Литературное чтение». Продолжительность курса «Обучение грамоте» (23 учебные недели, 9 ч в неделю, 207 часов в год, из них 92 часа на изучение литературного чтения) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
В 1-ом классе максимальное количество часов на изучение предмета «Литературное чтение» составляет 40 часов, во 2-ом, 3-ем и 4-ом классах — по 136 часов в год (4 часа в неделю). Из них 1 час –на проверку навыков чтения за 4 четверть.
Региональный компонент на уроках литературного чтения реализуется интегрировано. Количество часов с включением регионального компонента – 13, что составляет 10 % от общего количества часов.
Уроки с включением регионального компонента отмечены в программе «*».
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. В силу особенностей учебного предмета выделяют:
• Ценность патриотизма, гражданственности - любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.
• Ценность нравственных чувств - нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.
• Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие,
• Ценность природы, окружающей среды - родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.
• Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения
В области общих учебных действий обучающиеся научатся:
• ориентироваться в учебной книге, то есть читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (в конце учебника) нужную иллюстрацию;
• работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и хрестоматией), то есть сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; находить нужный раздел тетради для самостоятельной работы и хрестоматии.
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся
получат возможность научиться:
• понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;
• обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.
Обучающиеся научатся:
• читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;
• понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;
• читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;
• отличать прозаическое произведение от стихотворного;
• различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;
• находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, звукопись, рифмы);
• рассказывать наизусть 3–4 стихотворения разных авторов;
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
• рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженными в тексте.
Обучающиеся в процессе самостоятельной и парной работы получат возможность научиться:
• находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведение в книге, ориентируясь на «Содержание»;
• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.
• различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докучной сказок;
• обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора и литературы (прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка — закличку; рассказ — сказку и т. д.);
• осваивать на практике малые фольклорные жанры (загадку, закличку, считалку, небылицу, колыбельную) и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация);
• находить в разделе «Музейный Дом» («Выставка работ Юрия Васнецова») иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам (закличкам, прибауткам, небылицам), сравнивать тексты и иллюстрации.
6. Содержание учебного предмета
Программа 1 класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказок. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как созвучных словах, находящихся в конце строчек; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.
Итогом первого года обучения является формирование мотива и начальных умений и навыков осознанного чтения и короткого устного высказывания (в рамках ответа на конкретный вопрос учебника). Дети получают общее представление о малых жанрах фольклора, о различиях прозы и поэзии, знакомятся с понятиями «автор» и «название произведения»; называют персонажей произведения, высказывают свое отношение к происходящему в тексте, находят повторы и рифмы.
Главная задача обучения в 1 классе — формирование мотива и совершенствование начальных умений и навыков чтения — остается актуальной и на протяжении второго года обучения.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Умение воспринимать на слух и удерживать в памяти короткий текст, прочитанный учителем. Умение понимать смысл короткого текста, воспринятого на слух.
Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм с предварительным (в случае необходимости) подчеркиванием случаев расхождения произношения и написания слов. Чтение отдельных предложений из текстов с интонационным выделением знаков препинания. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.
Чтение по ролям, чтение по цепочке.
Чтение про себя коротких маркированных в тексте фрагментов текста.
Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя.
Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, уметь дополнить чужой ответ новым содержанием.
Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.
Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически игровой характер малых жанров фольклора. Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения.
Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном.
Формирование библиографической культуры
Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» (практическое освоение)
Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка.
Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).
Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.
Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение.
Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев.
Стихотворение. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса — нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств — мимики, движений, жестов (чтение вслух закличек, небылиц, колыбельных песенок, шуточных авторских стихов).
Сравнительный анализ текстов малых фольклорных жанров и музейных иллюстраций к этим текстам с выражением эмоционального отношения к ним.
Чтение по ролям шуточных авторских стихотворений и маркированных отрывков из прозаических произведений.
Сочинение и инсценирование коротких текстов малых игровых форм фольклора (заклички, докучной сказки, колыбельной песенки).
Раздел «Круг чтения»
Малые жанры фольклора: прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички.
Русские народные сказки
Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака». Кумулятивные сказки (сказки-цепочки): «Репка», «Теремок»*, «Три медведя»*, «Маша и медведь»*.
Русские писатели и поэты: Л. Толстой «Косточка»*; М. Горький «Воробьишко».
Современная русская и зарубежная литература
Поэзия
А. Барто, Д. Хармс, Тим. Собакин, Э. Успенский, Б. Заходер, И. Пивоварова, В. Лунин, И. Токмакова, С. Козлов, А. Дмитриев, А. Усачев, Е. Благинина, М. Бородицкая, А. Кушнер, С. Черный, С. Маршак*, Дж. Ривз.
Проза
Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок);
Г. Остер «Эхо»;
С. Воронин «Необыкновенная ромашка»;
Ю. Коваль «Полет»*, «Снегири и коты»*, «Береза»;
Д. Биссет «Шшшшш!»*, «Бац»*, «Под ковром»;
Н. Друк «Сказка»;
Б. Заходер «Серая звездочка»*
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности уч-ся | Вид оценки планируемых результатов |
1 | Подготовительный период | 10 | Слушание (аудирование) текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки. Составление предложений на тему иллюстраций. Соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста. Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией. Анализ элементов построения текста. Пересказ рассказа на основе его графической модели. Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту. Выборочный пересказ. Заучивание стихотворений наизусть. Анализ поэлементного состава букв. | |
2 | Основной период | 70 | Артикулирование звуков, выделенных из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Последовательное интонирование всех звуков в модели слова. Характеристика заданного звука. Классификация звуков по заданному основанию. Соотнесение отличительных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функцией в минимальных парах сравниваемых слов. Сравнение слов, отличающихся одним звуком. Усвоение и конструирование форм печатных букв, с помощью которых обозначаются все сонорные звуки. Чтение закрытых неприкрытых слогов и открытых слогов-слияний с твердыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком [й`] на конце и в середине слова. Упражнение в чтении слогов, слов и предложений. Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую. Усвоение правил использования букв Я, Ё, Ю, Е. Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком. Дифференциация мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова. Конструирование форм печатных букв (строчных и прописных): я Я, ё Ё, ю Ю, е Е, ь. Упражнение в чтении слогов, слов и предложений. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков. Усвоение и конструирование форм 24 печатных (строчных и прописных) букв: д Д, т Т, з 3, с С, г Г, к К, в В, ф Ф, б Б, п П„ ж Ж, ш Ш. Упражнение в произношении минимальных пар слов, напри-мер: жар-шар, Луша-лужа, отличающихся звуками [ж]-[ш]. Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи-ши. Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов. Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки. Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте. Чтение звуковой схемы слов со звуком [й`], перекодирование в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем — орфоэпически. Конструирование печатных знаков Ь ь, Ъ ъ, усвоение их форм. Отработка артикуляции звуков [х, х', ч', щ', ц]. Перекодирование слов из звуковой формы в буквенную. Упражнение в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: же, ше, шо, шё, жо, жё, че; чо, чё, ще, чк, чн, чт, щн, щр. Чтение слогов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение содержания текста. Пересказ. Составление предложений по иллюстрациям и моделирование их. Усвоение и конструирование форм 8 печатных (строчных и прописных) букв: х X, ч Ч, щ Щ, ц Ц. Формирование в памяти детей дифференцированных зрительных образов всех печатных букв. | |
3 | Заключительный период | 12 | Формирование навыка сознательного чтения текстов разных жанров при условии орфоэпического произнесения слов, чтении «трудных» слов в тексте (длинных и незнакомых по значению) возможно возвращение на уровень слогового их прочтения. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания как в предложениях, так и между ними. Воспроизведение заданной интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной. Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять начало или конец текста и в связи с этим давать ему новое название. Умение находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие трем его структурным компонентам: а) вступление, начало: с чего все началось; б) главная часть: что произошло с героями; в) заключение: чем все завершилось. Умение передать отношение гороя и читающего ученика к описанным в тексте событиям. | |
4 | На огородах Бабы-Яги | 11 ч | Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. | |
5 | Пещера Эхо | 6 ч | Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), | |
6 | На пути в Волшебный лес | 3 ч | узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). | |
7 | Клумба с колокольчиками | 4 ч | Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями. | |
8 | В Лесной школе | 4 ч | Создание собственных текстов, аудирование, чтение вслух и про себя. | |
9 | Музей Бабы-яги. Тайна особого зрения | 4 ч | Работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения. | |
10 | На выставке рисунков Юрия Васнецова | 8 ч | Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями. | Проверка навыков чтения |
7. Календарное планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Образовательные ресурсы | Вид диагностики | |
Обучение грамоте. Подготовительный период (10 ч) | |||||
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником | Учебник – с.2-3 | Вводная | ||
2 | Слушание сказки «Заюшкина избушка», беседа | Учебник – с.4-5 | Вводная | ||
3 | Сказка «Колобок» | Учебник – с.6 | Текущая | ||
4* | Как хлеб на стол пришёл? Речь устная и письменная. Предложение. Интонация | Учебник – с.7 | Текущая | ||
5* | «Доброе дело». Текст. Предложение. Слово. Слова-предметы. Живые и неживые предметы | Учебник – с.8 | Текущая | ||
6* | «Попугай». Текст. Живые и неживые предметы | Учебник – с.9 | Текущая | ||
7* | «Неудачная прогулка». Слова-действия | Учебник – с.10 | Текущая | ||
8* | «Догадливая лягушка». Слова-признаки | Учебник – с.11 | Текущая | ||
9* | «Зимние заботы». Слова-помощники | Учебник – с.12 | Текущая | ||
10* | «Наши гости». Слова-помощники | Учебник – с.12 | Текущая | ||
Обучение грамоте. Основной период (70 ч) | |||||
11 | Звук [а], буквы А, а | Учебник – с.13 | Текущая | ||
12 | Звук [а], буквы А, а | Учебник – с.14 | Текущая | ||
13 | Звук [о], буквы О, о | Учебник – с.15 | Текущая | ||
14 | Звук [о], буквы О, о | Учебник – с.16 | Текущая | ||
15 | Звук [у], буквы У, у | Учебник – с.17 | Текущая | ||
16 | Звук [у], буквы У, у | Учебник – с.18 | Текущая | ||
17 | Звук [э], буквы Э, э | Учебник – с.19 | Текущая | ||
18 | Звук [э], буквы Э, э. Повторение | Учебник – с.19 | Коррекция | ||
19 | Звук [ы], буква ы | Учебник – с.20 | Текущая | ||
20 | Звук [и], буквы И, и | Учебник – с.21 | Текущая | ||
21 | Звук [и], буквы И, и | Учебник – с.21 | Текущая | ||
22 | Гласные звуки-ртораскрыватели: [а], [о], [у], [э], [ы], [и] | Учебник – с.22 | Текущая | ||
23 | Слог, ударение. Смыслоразличительная роль ударения | Учебник – с.23 | Вводная | ||
24 | Звуки [м], [м`], буквы М, м. Две работы буквы М | Учебник – с.24-25 | Текущая | ||
25 | Звуки [м], [м`], буквы М, м. И-показатель мягкости предшествующих согласных звуков | Учебник – с.25 | Текущая | ||
26 | Звуки [н], [н`], буквы Н, н. Две работы буквы И | Учебник – с.26-27 | |||
27 | Звуки [н], [н`] и [м], [м`]. Повторение и обобщение | Учебник – с.28 | Коррекция | ||
28 | Звуки [л], [л`], буквы Л, л. | Учебник – с.29-30 | Текущая | ||
29 | Звуки [л], [л`], буквы Л, л. Закрепление | Учебник – с.31 | Текущая | ||
30 | Звуки [р], [р`], буквы Р, р. | Учебник – с.32-33 | Текущая | ||
31 | Звуки [р], [р`], буквы Р, р. Повторение | Учебник – с.33-34 | Коррекция | ||
32 | Звуки [й`], буква й | Учебник – с.35-36 | Текущая | ||
33 | Звуки [й`], буква й. Закрепление | Учебник – с.36 | Текущая | ||
34 | Буквы Я, я в начале слова и перед гласной – два звука: [й`а] | Учебник – с.37 | Текущая | ||
35 | Буква я – показатель мягкости предшествующего согласного | Учебник – с.38 | Текущая | ||
36 | Буквы Ё, ё в начале слова и перед гласной – два звука: [й`о] | Учебник – с.39 | Текущая | ||
37 | Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного | Учебник – с.40 | Текущая | ||
38 | Буквы Ю, ю в начале слова и перед гласной – два звука: [й`у] | Учебник – с.41 | Текущая | ||
39 | Буква ю – показатель мягкости предшествующего согласного | Учебник – с.42 | Текущая | ||
40 | Буквы Е, е в начале слова и перед гласной – два звука: [й`э] | Учебник – с.43-44 | Текущая | ||
41 | Буква е – показатель мягкости предшествующего согласного | Учебник – с.44 | Текущая | ||
42 | Буква ь для обозначения мягкости согласных | Учебник – с.45 | Текущая | ||
43 | Звуки [д], [д`], буквы Д, д | Учебник – с.46-47 | Текущая | ||
44 | Звуки [д], [д`], буквы Д, д. Повторение | Учебник – с.47-48 | Коррекция | ||
45 | Звуки [т], [т`], буквы Т, т | Учебник – с.49-50 | Текущая | ||
46 | Звуки [т], [т`], буквы Т, т | Учебник – с.50 | Текущая | ||
47 | Звуки [д], [д`] - [т], [т`]. Повторение и обобщение | Учебник – с.51-52 | Текущая | ||
48 | Звуки [з], [з`], буквы З, з | Учебник – с.53-54 | Текущая | ||
49 | Звуки [з], [з`], буквы З, з | Учебник – с.54-55 | Текущая | ||
50 | Звуки [с], [с`], буквы С, с | Учебник – с.56-57 | Текущая | ||
51 | Звуки [с], [с`], буквы С, с. Повторение | Учебник – с.57 | Коррекция | ||
52 | Звуки [з], [з`] - [с], [с`]. Повторение и обобщение | Учебник – с.58-59 | Текущая | ||
53 | Звуки [г], [г`], буквы Г, г | Учебник – с.60-61 | Текущая | ||
54 | Звуки [г], [г`], буквы Г, г | Учебник – с.62 | Текущая | ||
55 | Звуки [к], [к`], буквы К, к | Учебник – с.63-64 | Текущая | ||
56 | Звуки [г], [г`] - [к], [к`]. Повторение и обобщение | Учебник – с.65-66 | Текущая | ||
57 | Звуки [в], [в`], буквы В, в | Учебник – с.67-68 | Текущая | ||
58 | Звуки [в], [в`], буквы В, в | Учебник – с.68-69 | Текущая | ||
59 | Звуки [ф], [ф`], буквы Ф, ф | Учебник – с.70-71 | Текущая | ||
60 | Звуки [в], [в`] - [ф], [ф`] | Учебник – с.71-72 | Текущая | ||
61 | Звуки [б], [б`], буквы Б, б | Учебник – с.73-74 | Текущая | ||
62 | Звуки [б], [б`], буквы Б, б | Учебник – с.74 | Текущая | ||
63 | Звуки [п], [п`], буквы П, п | Учебник – с.75-76 | Текущая | ||
64 | Звуки [б], [б`] - [п], [п`] | Учебник – с.76-77 | Текущая | ||
65 | Звук [ж], буквы Ж, ж | Учебник – с.78-80 | Текущая | ||
66 | Звук [ж], буквы Ж, ж (закрепление) | Учебник – с.80-81 | Текущая | ||
67 | Звук [ш], буквы Ш, ш | Учебник – с.82-83 | Текущая | ||
68 | Звуки [ж] - [ш] | Учебник – с.84-85 | Текущая Текущая | ||
69 | ья, ье, ьё, ью | Учебник – с.86-87 | Текущая | ||
70 | ья, ье, ьё, ью | Учебник – с.87-88 | Текущая | ||
71 | ъя, ъе, ъё, ъю | Учебник – с.89-90 | Текущая | ||
72 | ъя, ъе, ъё, ъю | Учебник – с.90-91 | Текущая | ||
73 | Звуки [х], [х`], буквы Х, х | Учебник – с.92-93 | Текущая | ||
74 | Звуки [х], [х`], буквы Х, х (закрепление) | Учебник – с.93-94 | Текущая | ||
75 | Звуки [ч`], буквы Ч, ч | Учебник – с.95-96, 98-99 | Текущая | ||
76 | Звуки [ч`], буквы Ч, ч | Учебник – с.97, 100-102 | Текущая | ||
77 | Звуки [щ`], буквы Щ, щ | Учебник – с.103-106 | Текущая | ||
78 | Звуки [щ`], буквы Щ, щ | Учебник – с.107-109 | Текущая | ||
79 | Звук [ц], буквы Ц, ц | Учебник – с.110-113 | Текущая | ||
80 | Звук [ц], буквы Ц, ц. Закрепление | Учебник – с.112-115 | Текущая | ||
Обучение грамоте. Заключительный период (12 ч) | |||||
81* | «Весна». «Осень». В народе говорят. Приговорка. Г. Граубин «Шишкопад» | Учебник – с.113-116, 124 | Текущая | ||
82* | «Весна». «Осень». В народе говорят. Приговорка. Г. Граубин «Шишкопад» | Учебник – с.113-116, 124 | Текущая | ||
83* | «Белая акация» | Учебник – с.118-119 | Текущая | ||
84* | «Белая акация» | Учебник – с.118-119 | Текущая | ||
85 | А. Блок. «Ветхая избушка» | Учебник – с.120-121 | Текущая | ||
86 | А. Блок. «Ветхая избушка» | Учебник – с.120-121 | Текущая | ||
87* | Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть» | Учебник – с.122-123 | Текущая | ||
88* | Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть» | Учебник – с.122-123 | Текущая | ||
89 | Б. Заходер «Песня игрушек» | Учебник – с.124-125 | Текущая | ||
90 | Б. Заходер «Песня игрушек» | Учебник – с.124-125 | Текущая | ||
91 | В. Берестов «Читалочка». Алфавит | Учебник – с.126 | Текущая | ||
92 | В. Берестов «Читалочка». Алфавит | Учебник – с.126 | Текущая | ||
Литературное чтение. На огородах Бабы-яги (11 ч) | |||||
93 | Начало пути: Волшебные предметы и помощники | Учебник – с.3-5, тетрадь – с.3-4 | Вводная | ||
94 | Знакомство с хрестоматией | Хрестоматия – с.3-5 | Текущая | ||
95 | Законы докучной сказки. «Сказка про белого бычка» | Учебник – с.6-7, тетрадь – с.5 | Текущая | ||
96 | Законы докучной сказки. «Сказка про сороку и рака» | Учебник – с.8-9, тетрадь – с.6 | Текущая | ||
97 | Наши докучные сказки | ||||
98 | Секреты считалок | Учебник – с.10-11, тетрадь – с.6-7 | Текущая | ||
99 | Древние считалки | Учебник – с.12-13, тетрадь – с.7-8 | Текущая | ||
100 | Тайны загадок | Учебник – с.14-17, тетрадь – с.9-10 | Текущая | ||
101 | Как устроена загадка | Учебник – с.17-19, тетрадь – с.11-12 | Текущая | ||
102 | Заклички. Обращение к природе | Учебник – с.20-21, тетрадь – с.13-14 | Текущая | ||
103 | Трудности скороговорок | Учебник – с.22-23, тетрадь – с.15-16, хрестоматия – с.15-16 | Текущая | ||
Литературное чтение. Пещера Эхо (6 ч) | |||||
104 | Созвучные хвосты слов. Г.Остер «Эхо» | Учебник – с.24-25, тетрадь – с.17 | Вводная | ||
105 | Созвучные хвосты слов. Даниил Хармс, Нина Гернет «Очень-очень вкусный пирог» | Учебник – с.26-27, тетрадь – с.18-19 | Текущая | ||
106 | Рифма и смысл. Н.Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) | Учебник – с.28-29, тетрадь – с.19-20 | Текущая | ||
107 | Рифма и смысл. Н.Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) | Учебник – с.30-31, тетрадь – с.21 | Текущая | ||
108 | Шуточные стихи. И.Пивоварова. Э. Успенский, А.Дмитриев | Учебник – с.32-33, тетрадь – с.22 | Текущая | ||
109 | Шуточные стихи. Джеймс Ривз | Учебник – с.34-35, тетрадь – с.22-23 | Текущая | ||
Литературное чтение. На пути в Волшебный лес (3 ч) | |||||
110 | Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка» | Учебник – с.35-37, тетрадь – с.24-25 | Вводная | ||
111 | Сказка-цепочка. «Теремок». С. Маршак «Багаж» | Учебник – с.37, тетрадь – с.26, хрестоматия – с.72-79 | Текущая | ||
112 | Сказка-цепочка | Учебник – с.38-39, хрестоматия – с.61-62, 71 | Текущая | ||
Литературное чтение. Клумба с колокольчиками (4 ч) | |||||
113 | Звучащие стихи. Е.Благинина, А.Усачёв, Джеймс Ривз |
| Учебник – с.39-41, тетрадь – с.26-27 | Вводная | |
114 | Звукопись в поэзии и прозе. А. Усачёв «Буль-буль», М.Горький «Воробьишко» (в сокращении) | Учебник – с.42-44, тетрадь – с.28-29 | Текущая | ||
115 | В гостях у колокольчиков: звучащие стихи | Хрестоматия – с.12-13, тетрадь – с.29 | Текущая | ||
116 | В читальном зале: сказочные звуки | Хрестоматия– с.7-10 | Текущая | ||
Литературное чтение. В Лесной школе (4 ч) | |||||
117 | Считалка, скороговорка или дразнилка? | Учебник – с.45-47, тетрадь – с.30, хрестоматия – с.20-23 | Текущая | ||
118 | Чувство юмора в поэзии. Тим Собакин, Б. Заходер | Учебник – с.48-50, тетрадь – с.30-31 | Текущая | ||
119 | Стихи про мальчиков и девочек. В. Лунин, Э. Успенский. | Учебник – с.52-53, тетрадь – с.32 | Текущая | ||
120 | Фантазия в литературе. Б. Заходер. | Учебник – с.54-55, тетрадь – с.32 | Текущая | ||
Литературное чтение. Музей Бабы-яги. Тайна особого зрения (4 ч) | |||||
121 | Особый взгляд на мир. И.Токмакова | Учебник – с.56-57 | Текущая | ||
122 | Особый взгляд на мир. С.Козлов | Учебник – с.58-59, тетрадь – с.33 | Текущая | ||
123 | Что видит и слышит поэт. С.Воронин «Необыкновенная ромашка» | Учебник – с.60-63, тетрадь – с.34-35 | Текущая | ||
124 | Что видит и слышит поэт | Учебник – с.63-64, тетрадь – с.34, 36 | Текущая | ||
Литературное чтение. На выставке рисунков Юрия Васнецова (8 ч) | |||||
125 | Прибаутка и небылица | Учебник – с.65-67, тетрадь – с.37-38 | Текущая | ||
126 | Дразнилка, прибаутка или небылица | Учебник – с.67, 75, тетрадь – с.39-40 | Текущая | ||
127 | Искусство иллюстрации. Что видит художник | Учебник – с.69-70, тетрадь – с.40-41 | Текущая | ||
128 | Рифмующиеся слова и изображения | Учебник – с.71-80, тетрадь – с.41-43 | Текущая | ||
129 | Проверка навыков чтения | Задания для проверки | Тематическая | ||
130 | Л. Толстой «Косточка» | Хрестоматия – с.52 | Текущая | ||
131 | Мы-юные читатели» | Тетрадь – с.46-48 | Текущая | ||
132 | Мы-юные читатели» | Текущая |
Используемая технология * - разноуровневое обучение, реализуемое на каждом уроке.
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия:
1.Сабельникова С.И. Сборник текстов для проверки навыков чтения: 1 класс. – М.: ВАКО.
2.Детские книги с изучаемыми произведениями.
3.Литературное чтение. 1 класс: система уроков по учебнику Н.А. Чураковой/ авт.- сост. Смирнова, С.В. Николаева. - Волгоград: Учитель, 2013.
4.Жданова Р.А. О проверке умения читать в начальной школе: Методические рекомендации. - Ростов н/Д: Изд-во облИУУ.
Оборудование: компьютер, проектор, звуковые колонки, экран.
Цифровые образовательные ресурсы: www.akademkniga.ru
naych_club@mail.ru
9. Инструмент оценки планируемых результатов
В 1 классе исключена система отметочного оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей отметку. Допускается лишь словесная объяснительная оценка.
Оценивание результатов учащихся по предмету «Литературное чтение» осуществляется во время текущего, тематического и итогового контроля.
Вводная диагностика включает: тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение.
Текущая диагностика включает: ответы на вопросы, пересказ с опорой на иллюстрацию, выборочный пересказ, чтение, выразительное чтение, чтение наизусть, словесное рисование, задания в тетради для самостоятельной работы.
Итоговый контроль включает: итоговую комплексную работу проверочную работу за 3 четверть (на основе единого текста), проверку навыков чтения за 4 четверть.
Коррекция включает: повторные тесты, индивидуальные консультации.
Используемый для контроля материал: учебник, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие, поурочное планирование, сборник текстов для проверки навыков чтения.
Материалы для тематического и итогового контроля оформлены в Приложении.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проверка навыков чтения за 4 четверть
Прочитай текст вслух и приготовься ответить на вопросы.
Муравей и голубка
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет – и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
(62 слова)
Ответь на вопросы.
- Как голубка помогла муравью?
- Какая опасность грозила голубке?
- Почему муравей спас голубку?
- Чему учит рассказ?
СХЕМА УЧЁТА НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
Ф.И. учащегося | Способ чтения | Темп чтения вслух | Правильность чтения | Сознательность чтения | Общая оценка | ||||||||||
Не читает | По буквам | По слогам | Слог + слово | Целыми словами | 25-30 слов | Больше 30 слов | Меньше 25 слов | Без ошибок | 1-2 ошибки | 3 и больше | Ответил правильно на все вопросы | Ответил правильно на 1-3 вопроса | Нет правильных ответов | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению (тат.) для 1 класса. УМК "Перспективная начальная школа"
1 нче класс өчен Әдәби уку буенча эш программасы Федераль дәүләт стандартларына туры китерелеп, үстерелешле укыту принциплары белән традицион ныклы белем үзләштерү принциплары үзара тыгыз бәйлән...
Рабочая программа по литературному чтению (тат.) для 2 класса. УМК "Перспективная начальная школа"
2 нче класс өчен Әдәби укудан эш программасы Федераль дәүләт стандартларына туры китерелеп, “Перспектив башлангыч мәктәп” концепциясенә нигезләнеп төзелде....
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая прграмма политературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов, КТП для 1 класса. Программа "Начальная школа 21 века"
Пояснительная записка по литературному чтению составлена на весь курс (1-4классы), календарно-тематическое планирование составлено для 1 класса. Рабочая программа может быть использована учителями нац...
Рабочая программа по литературному чтению УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....