Рабочие программы (2 класс)
рабочая программа (2 класс) по теме
Рабочие программы. УМК "Начальная школа 21 века" для 2 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочие программы 2 класс-УМК "Начальная школа 21 века" | 780.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель ПС __________/Негода С.В./ «___»________ 2015г | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ – СОШ с. Озерное __________/Киреева Н.Н./ «___»________ 2015 г | «Утверждено» Руководитель МОУ – СОШ с. Озерное __________/Лазарева С. А./ Приказ № ___ от «___»________ 2015 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Горькова Анна Николаевна
_____ квалификационная категория
по _математике__
(предмет)
___2___
(класс)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___от
«___»__________2015 г
2015– 2016 учебный год
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по математике разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса математике.
Цель курса: общеинтеллектуальное развитие, развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.
Задачи курса:
Познавательные:
- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения, универсальные учебные умения и навыки;
- формировать у обучающих общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между математическими явлениями;
Развивающие:
- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);
- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;
- творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;
- развивать математическую речь;
Воспитательные:
- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».
Место курса в учебном плане
На изучение предмета «Математика» во 2 классе 34 часа (1час в неделю, 34 учебные недели).
Программа ориентирована на работу по учебно - методическому комплекту:
Рудницкая В.Н. и др. Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н.Ф. Виноградова.- М.: Вентана-Граф, 2012.
Кочурова Е.Э. Математика 2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2012
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы универсальных учебных действий и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса детей к мыслительной деятельности и урокам математики.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Принципы программы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Реалистичность
- Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия курса должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Методы проведения занятий
- Словесные
- Наглядные
- Практические
- Исследовательские
Формы проведения занятий
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные принципы распределения учебного материала:
- от простого к сложному;
- увеличение объёма материала;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена различных видов деятельности;
- увеличение количества часов на выполнение логических заданий.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания;
- олимпиады, конкурсы.
Содержание учебного предмета
Сравнение, обобщение, классификация (5 ч). Поиск лишнего объекта. Выделение признаков предметов. Сравнение. Разбиение предметов на группы по какому-либо признаку. Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках, геометрических фигурах. Нахождение закономерностей. Распределение по группам.
Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания (3 ч). Математические и словесные лабиринты. Числовые треугольники. Оригами. Изучение свойств квадрата.
Логические задания (9 ч). Занимательные вопросы и задачи. Математические загадки. Ребусы. Математические квадраты 3х3. Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки. Шарады. Задачи в стихах.
Комбинаторика и конструкции (5 ч). Математические фокусы со спичками. Занимательные задачи. Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры. Занимательная геометрия. Головоломки. Графический диктант.
Творческие задания (10 ч). Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам. Продолжи ряд. Составь свой ряд. Игра «Шифровальщик». Палиндромы. Задачи-шутки. Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка».
Диагностика (2 ч). Диагностика степени владения логическими операциями.
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Количество часов на год: всего 34 ; в неделю - 1
№ п/п | Содержание | Общее кол-во часов по разделу | кол-во часов по теме | Планируемые результаты | Форма контроля | Использование ИКТ | Дата | ||
План | Корректировка плана | ||||||||
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия (УУД) | ||||||||
1 | Вводный урок. Диагностика мыслительных способностей. | 1 | Выявление уровня развития мыслительных способностей. | Личностные -определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); -в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы. Метапредметные Регулятивные УДД: -определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; -учиться высказывать свое предположение (версию); учиться работать по предложенному педагогом плану; -учиться отличать верно выполненное задание от неверного; -учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УДД: -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; -учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; -учиться овладевать измерительными инструментами. Коммуникативные УДД: -учиться выражать свои мысли; -учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; -овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. | 07.09.2015 | ||||
2 | Занимательные вопросы. Математические загадки. Ребусы. | 1 | Развитие логического мышления | 14.09.2015 | |||||
3 | Математические фокусы со спичками | 1 | Развитие логического мышления | 21.09.2015 | |||||
4 | Математические лабиринты. Числовые треугольники. | 1 | Совершенствование мыслительных операций | 28.09.2015 | |||||
5 | Закончи предложения. Собери поговорки. | 1 | Совершенствование мыслительных операций | 05.10.2015 | |||||
6 | Собери поговорки. Придумай загадку к словам. | 1 | Совершенствование мыслительных операций | 12.10.2015 | |||||
7 | Математические квадраты 3х3. Логические вопросы. | 1 | Развитие логического мышления | 19.10.2015 | |||||
8 | Сложение в пределах 20. | 1 | Тренировка вычислительных операций | 26.10.2015 | |||||
9 | Лишнее слово. Выделение признаков предметов. Сравнение. | 1 | Тренировка зрительной памяти | 09.11.2015 | |||||
10 | Разбиение по какому-либо признаку. Игра «Посели в свой домик» | 1 | Развитие внимание и мышления. | 16.11.2015 | |||||
11 | Задачи на смекалку. Логически-поисковые задания. | 1 | Развитие логического мышления | 23.11.2015 | |||||
12 | Занимательные лесенки. Логически-поисковые задания. | 1 | Развитие логического мышления | 30.11.2015 | |||||
13 | Чтение изографов. Словесные лабиринты. | 1 | Развитие внимания и мышления. | 07.12.2015 | |||||
14 | Анаграммы. Игра «Собери фигуру». | 1 | Тренировка слуховой памяти | 14.12.2015 | |||||
15 | Анаграммы. Объёмные фигуры. | 1 | Тренировка слуховой памяти | 21.12.2015 | |||||
16 | Найди закономерность. Продолжи ряд. Составь свой ряд. | 1 | Тренировка зрительной памяти, развитие мышления и внимания | 28.12.2015 | |||||
17 | Логические вопросы. Математические лабиринты. | 1 | Развитие логического мышления | 11.01.2016 | |||||
18 | Логические вопросы. Числовые головоломки. | 1 | Развитие логического мышления | 18.01.2016 | |||||
19 | Игра «Шифровальщик». Палиндромы. | 1 | Развитие логического мышления | 25.01.2016 | |||||
20 | Игра «Шифровальщик». Палиндромы. | 1 | Тренировка слуховой памяти | 01.02.2016 | |||||
21 | Занимательная геометрия. Головоломки со спичками | 1 | Развитие мышления | 08.02.2016 | |||||
22 | Занимательная геометрия. Графический диктант. | 1 | Графический диктант Развитие мышления | 15.02.2016 | |||||
23 | Логические задачи. Шарады. Математические квадраты 3х3. | 1 | Развитие логического мышления | 22.02.2016 | |||||
24 | Логические задачи. Шарады. Сложение в пределах 100. | 1 | Развитие логического мышления Тренировка вычислительных операций | 29.02.2016 | |||||
25 | Задачи-шутки. Нестандартные задачи. | 1 | Совершенствование мыслительных операций | 07.03.2016 | |||||
26 | Задачи-шутки. Нестандартные задачи. | 1 | 14.03.2016 | ||||||
27 | Оригами. Изучение свойств квадрата. | 1 | Развитие мыслительных операций | 21.03.2016 | |||||
28 | Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка». | 1 | Совершенствование мыслительных операций | 04.04.2016 | |||||
29 | Весёлые вопросы. Игра «Змейка». | 1 | 11.04.2016 | ||||||
30 | Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках. | 1 | Нахождение сходств и различий. | 18.04.2016 | |||||
31 | Нахождение общего признака в словах, математических цепочках, в геометрических фигурах. | 1 | Совершенствование мыслительных операций | 25.04.2016 | |||||
32 | Нахождение закономерностей. Распределение по группам. | 1 | устанавливать общие признаки находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов, распределение на группы | 16.05.2016 | |||||
33 | Задачи в стихах. Ребусы. | 1 | Развитие мыслительных операций | 23.05.2016 | |||||
34 | Конкурс эрудитов. | 1 | Выявление уровня развития мыслительных способностей. | 30.05.2016 |
4. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
№ п/п | Наименование темы /раздела | Количество часов | Основные изучаемые вопросы | Виды и формы контроля | Требования к знаниям и умениям обучающихся (по данной теме) |
1 | Сравнение, обобщение, классификация | 5ч | Поиск лишнего объекта. Выделение признаков предметов. Сравнение. Разбиение предметов на группы по какому-либо признаку. Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках, геометрических фигурах. Нахождение закономерностей. Распределение по группам. | Индивидуальные Фронтальные работа в парах коллективные | Называть любое следующее (предыдущее) при счёте число в пределах 100, а также любой отрезок натурального ряда чисел от 20 до 100 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; пересчитывать предметы десятками, выражать числом получаемые результаты. Характеризовать расположение чисел на числовом луче. Называть координату данной точки, указывать (отмечать) на луче точку с заданной координатой. Сравнивать числа разными способами: с использованием числового луча, по разрядам. Упорядочивать данные числа (располагать их в порядке увеличения или уменьшения) |
2 | Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания | 3ч | Индивидуальные Фронтальные работа в парах коллективные устный опрос | Моделировать алгоритмы сложения и вычитания чисел с помощью цветных палочек с последующей записью вычислений столбиком. Выполнять действия самоконтроля и взаимоконтроля: проверять правильность вычислений с помощью микрокалькулятора Воспроизводить результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления. Называть (вычислять) одну или несколько долей числа и число по его доле. | |
3 | Логические задания | 9ч | Занимательные вопросы и задачи. Математические загадки. Ребусы. Математические квадраты 3х3. Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки. Шарады. Задачи в стихах. | Индивидуальные Фронтальные работа в парах коллективные устный опрос | Называть несколько следующих объектов в данной последовательности Характеризовать данное утверждение (верно, неверно), обосновывать свой ответ, приводя подтверждающие или опровергающие примеры. Доказывать истинность или ложность утверждений с опорой на результаты вычислений, свойства математических объектов или их определения Искать и находить все варианты решения логической задачи. Выделять из текста задачи логические высказывания и на основе их сравнения делать необходимые выводы |
4 | Комбинаторика и конструкции | 5ч | Математические фокусы со спичками. Занимательные задачи. Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры. Занимательная геометрия. Головоломки. Графический диктант. | Индивидуальные Фронтальные работа в парах коллективные устный опрос | Выбирать умножение или деление для решения задачи. Анализировать текст задачи с целью поиска способа её решения. Планировать алгоритм решения задачи. |
5 | Творческие задания | 10ч | Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам. Продолжи ряд. Составь свой ряд. Игра «Шифровальщик». Палиндромы. Задачи-шутки. Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка». | Индивидуальные, работа в парах, коллективные, устный опрос | Обосновывать выбор необходимых арифметических действий для решения задачи. Воспроизводить письменно или устно ход решения задачи. Оценивать готовое решение (верно, неверно). Сравнивать предложенные варианты решения задачи с целью выявления рационального способа. |
6 | Диагностика | 2ч | Диагностика степени владения логическими операциями. | Диагностические работы |
.5. Планируемые результаты освоения курса.
К концу обучения во втором классе ученик научится:
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
- решать словесные и картинные ребусы;
- заполнять магические квадраты размером 3х3;
- находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
- проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
- объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением;
- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
Личностными результатами являются:
-осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
-осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
-установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
-способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
- умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
- умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6.Перечень учебно-методического обеспечения.
Для учителя:
1. Рудницкая В.Н. Математика: программа 1 - 4 классы. - 2-е изд. испр. - М.: Вентана-Граф, 2013. – 128с.: ил.
2.Математика 2 класс: методика обучения/ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева.- 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.- 240с.
3. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика в начальной школе: Проверочные и контрольные работы. – М.: Вентана-Граф, 2013- (Оценка знаний)
4. Рудницкая В.Н. и др. Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н.Ф. Виноградова.- М.: Вентана-Граф, 2012.
5. Кочурова Е.Э. Математика 2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2012
Для учащихся:
1. Рудницкая В.Н. и др. Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н.Ф. Виноградова.- М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Кочурова Е.Э. Математика 2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2015
7.Список литературы (основной и дополнительной).
1.Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ Е.В. Губанова – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2008. – 84 с.
2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования РФ.
3.Примерные программы для начальной школы. Министерство образования РФ.
4.Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана – Граф, 2009.- 176с.
5. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ. Математика в начальной школе. Проверочные и контрольные работы. В.Н. Рудницкая, Юдачева Т.В. - М.: Вентана – Граф, 2013.
6.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. Санкт-Петербург, 1994;
7.Борзова В.А., Борзов А.А. «Развитие творческих способностей у детей. Самара. Дом печати, 1994 г.
8.Волина В. Праздник числа: занимательная математика для детей. М., 1993;
9.Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. 2 класс. М., 1999;
10.Журналы «Начальная школа».
11.Зак А. Путешествие в сообразилию: поиск девятого. М., 1993;
12.Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике (1-4 класс). М., 2011;
13.Логическая математика для младших школьников. М., Поматур, 1998;
14.Погодин В.Н. Математические разминки. 2 класс. М., 2009;
15.Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992;
16.Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. Пособие для четырёхлетней начальной школы: 1-2 классы. М., 2005;
17.Улицкий А.Т., Улицкий Л.А. Игры со спичками. Минск, Вуал, 1993 г.
18.Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М., 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...