Рабочая программа по литературному чтению, 1-4 классы. УМК "Начальная школа XXI века". ФГОС.
рабочая программа по чтению на тему
Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте 1 класс Л. И. Журовой "Обучение грамоте", Москва, "Вентана-Граф", 2012 год; по литературному чтению 1-4 классы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой "Литературное чтение", Москва, "Вентана-Граф", 2012 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_1-4.doc | 353.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Белореченский район посёлок Родники
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 31 им. В. В. Толкуновой
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2013 года протокол № 13
Председатель педсовета
_____________ Назаров С.С.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературному чтению
Уровень образования (класс) начальное общее, 1 - 4 классы
Количество часов 506
Учитель Щербакова И. В.
Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте 1 класс Л.И. Журовой «Обучение грамоте». Москва. «Вентана-Граф», 2012 год; по литературному чтению 1-4 классы Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой «Литературное чтение». Москва. «Вентана-Граф», 2012 год.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению 1-4 классы Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой «Литературное чтение». Москва. «Вентана-Граф», 2012 год.
Литературное чтение - один из основных предметов в системе обучения младшего школьника. Наряду с русским языком этот предмет формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию. Успешное освоение курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |||||||
Авторская программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам | |||||||
1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | ||||||
1 класс | |||||||||
Обучение грамоте. | 132 | 132 | 132 | ||||||
1. | Раздел I. Предложение и слово | 13 | 13 | ||||||
1.1 | Тема 1. Выделение предложения из речевого потока. Слово. | 6 | |||||||
1.2 | Тема 2. Различение слова и предложения. | 7 | |||||||
2. | Раздел II. Восприятие художественного произведения | 32 | 32 | ||||||
3. | Раздел III. Звуковой анализ | 43 | 43 | ||||||
3.1 | Тема 1. Выделение звуков в слове. | 6 | |||||||
3.2 | Тема 2. Гласные и согласные звуки. Твердость и мягкость согласных звуков | 6 | |||||||
3.3 | Тема 3. Построение моделей звукового состава слова. | 4 | |||||||
3.4 | Тема 4. Слог как минимальная произносительная единица. | 6 | |||||||
3.5 | Тема 5. Ударение. Выделение ударного гласного звука. | 6 | |||||||
3.6 | Тема 6. Слоговой анализ слов» | 5 | |||||||
3.7 | Тема 7. Подбор слов, соответствующих заданной модели. | 4 | |||||||
3.8 | Тема 8. Знакомство с особенностями ь и ъ. | 6 | |||||||
4. | Раздел IV. Чтение | 20 | 20 | ||||||
4.1 | Тема 1. Живые буквы. | 7 | |||||||
4.2 | Тема 2. Ребята и зверята. | 8 | |||||||
4.3 | Тема 3. Бывает и так. | 5 | |||||||
Литературное чтение. | 24 | 24 | |||||||
5. | Раздел V. Читаем сказке | 7 | 7 | ||||||
6. | Раздел VI. Учимся уму-разуму | 6 | 6 | ||||||
7. | Раздел VII. Читаем о родной природе | 6 | 6 | ||||||
8. | Раздел VIII. О наших друзьях животных | 5 | 5 | ||||||
2 класс | |||||||||
Литературное чтение. | 136 | 136 | 136 | ||||||
1. | Раздел I. О нашей Родине | 5 | 5 | ||||||
2. | Раздел II. Народная мудрость | 5 | 5 | ||||||
3. | Раздел III. О детях и для детей | 18 | 18 | ||||||
3.1 | Тема 1. Делу время. | 4 | |||||||
3.2 | Тема 2. Учимся уму разуму. | 9 | |||||||
3.3 | Тема 3. Сказки | 5 | |||||||
4. | Раздел IV. О родной природе | 34 | 34 | ||||||
4.1 | Тема 1. Уж небо осенью дышало. | 6 | |||||||
4.2 | Тема 2. Снежок порхает, кружится. | 28 | |||||||
4.3 | Тема 3. Идёт волшебница-зима | 9 | |||||||
4.4 | Тема 4. И вот уже трещат морозы | 9 | |||||||
4.5 | Тема 5. Здравствуй, праздник новогодний | 10 | |||||||
5. | Раздел V. Произведения о животных | 26 | 26 | ||||||
5.1 | Тема 1. О наших друзьях-животных | 6 | |||||||
5.2 | Тема 2. Сказки о животных. | 10 | |||||||
5.3 | Тема 3. Зарубежные сказки. | 10 | |||||||
6. | Раздел VI. Рассказы, стихи, сказки о семье | 16 | 16 | ||||||
6.1 | Тема 1. Произведения разных жанров о семье. | 6 | |||||||
6.2 | Тема 2. При солнышке тепло, при матери добро. | 10 | |||||||
7. | Раздел VII. Весна, весна красная | 25 | 25 | ||||||
7.1 | Тема 1. Произведения о весне. | 10 | |||||||
7.2 | Тема 2. Весенний гам. | 7 | |||||||
7.3 | Тема 3. День Победы. | 4 | |||||||
7.4 | Тема 4. Весенние деньки | 4 | |||||||
8. | Раздел VIII. Волшебные сказки | 7 | 7 | ||||||
3 класс | |||||||||
Литературное чтение | 136 | 136 | 136 | ||||||
1. | Раздел I. Устное народное творчество | 16 | 16 | ||||||
1.1 | Тема 1. Малые формы фольклора | 4 | |||||||
1.2 | Тема 2. Русские народные сказки | 7 | |||||||
1.3 | Тема 3. Былины. | 5 | |||||||
2. | Раздел II . Басни | 5 | 5 | ||||||
3. | Раздел III. Произведения А.С.Пушкина | 10 | 10 | ||||||
4. | Раздел IV. Стихи русских поэтов | 30 | 30 | ||||||
4.1 | Тема 1. Стихи о природе Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, И. Бунина. | 5 | |||||||
4.2 | Тема 2. Стихи о детях и природе Н.А. Некрасова | 7 | |||||||
4.3 | Тема 3. Стихи о Родине и природе И. Никитина, И.Сурикова, Дрожжина. | 7 | |||||||
4.4 | Тема 4. Поэзия С. А. Есенина о Родине и природе | 7 | |||||||
4.5 | Тема 5. С. Я. Маршак для детей | 4 | |||||||
5. | Раздел V. Русские писатели детям | 61 | 61 | ||||||
5.1 | Тема 1. Нравоучительные произведения Л.Н.Толстого. | 11 | |||||||
5.2 | Тема 2. Рассказы А.П.Чехова для детей. | 6 | |||||||
5.3 | Тема 3. Сказки и рассказы о животных Д.Н.Мамина-Сибиряка. | 7 | |||||||
5.4 | Тема 4. «Произведения А.И.Куприна для детей» | 7 | |||||||
5.5 | Тема 5. Рассказы К.Г.Паустовского. | 8 | |||||||
5.6 | Тема 6. Рассказы В.Астафьева и И.Тургенева | 4 | |||||||
5.7 | Тема 7. Честь и отвага в произведениях Л.Пантелеева. | 6 | |||||||
5.8 | Тема 8. Повести и рассказы А.П. Гайдара о дружбе. | 5 | |||||||
5.9 | Тема 9.Произведения М.М Пришвина о Родине. | 7 | |||||||
6. | Раздел VI. Произведения зарубежных писателей | 14 | 14 | ||||||
6.1 | Тема 1. Сказки Ш.Перро, Ц.Топелиуса, Г.Х.Андерсена. | 4 | |||||||
6.2 | Тема 2. Рассказы Д.Лондона и Э.Сетон-Томпсона. | 10 | |||||||
4 класс | |||||||||
Литературное чтение | 136 | 102 | 102 | ||||||
1. | Раздел I. Повторение. Произведения фольклора | 4 | 4 | ||||||
2. | Раздел II . Героическая песня, легенда, библейское предание | 6 | 6 | ||||||
2.1 | Тема 1. «Народные песни» | 2 | |||||||
2.2 | Тема 2. Легенды | 2 | |||||||
2.3 | Тема 3. Библейское предание | 2 | |||||||
3. | Раздел III. Басни. Русские баснописцы | 6 | 6 | ||||||
4. | Раздел IV. Стихи русских поэтов | 28 | 28 | ||||||
4.1 | Тема 1. Произведения В.А. Жуковского | 6 | |||||||
4.2 | Тема 2. Произведения А.С. Пушкина | 4 | |||||||
4.3 | Тема 3. Произведения М.Ю. Лермонтова | 4 | |||||||
4.4 | Тема 4. Произведения А.А. Блока и К.Д. Бальмонта о Родине | 4 | |||||||
4.5 | Тема 5. Произведения И.А. Бунина о природе | 4 | |||||||
4.6 | Тема 6. Стихи Н.А. Заболоцкого | 3 | |||||||
4.7 | Тема 7. Стихи Н.М. Рубцова | 3 | |||||||
5. | Раздел V. «Русские писатели детям» | 26 | 26 | ||||||
5.1 | Тема 1. Волшебные сказки. Произведения П.П. Ершова | 4 | |||||||
5.2 | Тема 2. Произведения В.М. Гаршина | 5 | |||||||
5.3 | Тема 3. Произведения Н.Г. Гарина-Михайловского | 3 | |||||||
5.4 | Тема 4. Произведения Л.Н. Толстого | 4 | |||||||
5.5 | Тема 5. Произведения А.И. Куприна | 2 | |||||||
5.6 | Тема 6. Произведения С.Я. Маршака | 5 | |||||||
5.7 | Тема 7. Произведения С.В. Михалкова | 3 | |||||||
6. | Раздел VI. Произведения зарубежных писателей | 7 | 7 | ||||||
7. | Раздел VII. Мифы народов мира | 7 | 7 | ||||||
7.1 | Тема 1..Древнегреческие мифы | 2 | |||||||
7.2 | Тема 2. Славянские мифы | 1 | |||||||
7.3 | Тема 3. Древнеиндийские мифы | 1 | |||||||
7.4 | Тема 4. Китайские мифы | 3 | |||||||
8. | Раздел VIII. Книги Древней Руси | 4 | 4 | ||||||
9. | Раздел IX. Юмористические произведения | 4 | 4 | ||||||
9.1 | Тема 1. Юмористические рассказы | 2 | |||||||
9.2 | Тема 2. Юмористические стихи | 2 | |||||||
10 | Раздел X. Очерки | 3 | 3 | ||||||
11. | Раздел XI. Путешествия, приключения, фантастика | 7 | 7 | ||||||
Общее количество часов: | 540 | 506 | 132 | 136 | 136 | 102 |
- Общая характеристика учебного предмета
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
- изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
- в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
- дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
- сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
- работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;
- одновременная работа над языком произведения и речью детей;
- сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
- различение художественных и научно-популярных произведений;
- формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
- освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).
3. Место учебного предмета в учебном плане
Программа учебного курса «Литературное чтение» рассчитана на обучение с 1 по 4 класс. Всего на курс «Литературное чтение» в 1 классе – 132 ч. В первом полугодии предмет «Литературное чтение входит в курс обучения грамоте и обеспечивается учебником «Букварь», ч.1. Во втором полугодии – учебниками «Букварь», ч.2 и «Литературное чтение». Уроки литературного чтения проводятся после окончания обучению чтению. Во 2 -3 классах – 4 часа на 34 учебных недели (136 часов). В 4 классе – 3 часа на 34 учебных недели (102 часа).
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно- нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).
Программа решает вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое качение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств
информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет
«литературное чтение» должны отражать:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
- Содержание учебного предмета
На начальном этапе (в 1 и 2 классах) используются тематический жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах. На основном этапе (3–4 классы) произведения группируются по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в «золотой фонд» классической детской литературы, а также произведения народного творчества, современных детских отечественных и зарубежных писателей. Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного автора. Например, разделы, посвященные творчеству Л.Н. Толстого помогут детям увидеть, насколько богата палитра писателя: художественные сюжетные рассказы, рассказы-описания природы, рассказы о животных, сказки, былины, басни, научно-популярные произведения, а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авторов, в том числе со схожим сюжетом.
В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально - чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности. Как осуществляется процесс обучения литературному чтению в 1–4 классах?
В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания — слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).
Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, воспринимать содержание читаемого произведения, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных
произведений.
В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения. Дети знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), выделяют особенности жанров.
В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами, новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются сами произведения и способы работы с ними.
Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
1 класс
В период обучения грамоте 1 ч в неделю приводится урок литературного слушания, после обучения грамоте — 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).
Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения).
Работа с текстом. Практическое отличие текс та от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.
Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.
Чтение: работа с информацией
Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.
Межпредметные связи:
- с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
- с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
- с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).
2 класс (136 ч)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.
Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Круг чтения
Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных
произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из ее персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д.). Подготовка и проведение уроков- сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Чтение: работа с информацией
Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема. Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.
Межпредметные связи:
- с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини- текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;
- с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
- с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);
- с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).
3 класс (136 ч)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли. Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Чтение. Чтение вслух и молча (про себя) небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам. Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги- справочники.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах, во имя Родины, людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие. Более сложные, чем изучаемые в 1 и 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.
Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений. Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль. Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов. Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.
Чтение: работа с информацией
Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах.
Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.
Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.
Межпредметные связи:
- с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
- с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
- с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
- с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.
4 класс (102 ч)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения.
Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.
Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.
Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.
Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении – реальных и фантастических.
Чтение. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча.
Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги.
Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).
Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.
Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, пословицы, былины, легенды, сказы. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии, из летописи. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно- познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Примерная тематика. Художественные произведения о жизни детей- сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве, о путешествиях и приключениях. Научно-познавательные произведения: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях.
Жанровое разнообразие. Расширение знаний в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.
Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.
Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).
Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.
Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: эмоционально-образное описание героев, интересных случаев из их жизни, возбуждающее воображение читателя.
Отношение автора к своим героям.
Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма, средства выразительности.
Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, художественные описания природы, художественный образ и познавательная, реальная информация.
Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.
Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.
Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.
Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных
произведений)
Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.
Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.
Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.
Чтение: работа с информацией
Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации, содержания. Информация о произведении до чтения (фамилия автора, заголовок, подзаголовок); прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Сбор информации о произведении после чтения (жанр, тема, структура).
Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Работа с таблицами, схемами, моделями.
Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации.
Нахождение информации, применение ее для решения учебных задач.
Определение порядка учебных действий, составление алгоритма (памятки) решения учебной задачи.
Оценка полученной информации о книге и литературных героях.
Межпредметные связи:
- с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т. д.);
- с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;
- с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.
- Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
Содержание учебного предмета, курса | Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||
1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | |||
Аудирование (слушание) | 17 | 15 | 22 | 3 | ||
Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий); особенностей поведения и описания героев автором; определение жанра художественных произведений | Слушание произведений разных жанров в исполнении учителя, подготовленных учащихся. Восприятие основного содержания текстов. Эмоциональное восприятие поэтических текстов. Восприятие учебного текста: цель, осмысление системы заданий | Воспринимать на слух художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся): понимать общее содержание произведения, отвечать на вопросы по основной сюжетной линии, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать учебный текст (инструкцию, объяснение, высказывание): понимать цель высказывания, адекватно реагировать, отвечать на вопросы | ||||
Чтение | 13 | 62 | 76 | 67 | ||
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения; орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и по типу текстов; интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации | Чтение вслух и про себя Чтение вслух слогов, слов, предложений, постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Чтение про себя несложных текстов разных жанров. Чтение прозаических произведений: эмоциональная оценка. Выразительное чтение стихотворных произведений: постановка знаков препинания в простом предложении. Чтение наизусть несложных стихотворений | Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами.Читать про себя несложные тексты (учебные, художественные, научно-популярные). Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Интонационно верно читать простые предложения с разными знаками препинания.Выразительно читать несложные поэтические |
Содержание учебного предмета, курса | Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||
1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | |||
Работа с разными видами текста | ||||||
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное определение темы текста, главной мысли; структуры текста (главы, части; сборник произведений); деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его характером (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст. Привлечение справочных иллюстративно-изобразительных материалов. Самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием художест- венно-выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики по вопросам учителя, пересказ, рассказ по иллюстрациям. Высказывание своего отношения к художественному произведению. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств эпитет, сравнение, гипербола). Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Характеристика героя по предложенному плану. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт. Подробный пересказ текста (определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана - в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания). Самостоятельное свободное использование выборочного пересказа - по заданному фрагменту, по собственному выбору: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Виды текстов: художественные, учебные, научно-познавательные. Практическое сравнение различных видов текста. Подробный и краткий (передача основных мыслей текста) пересказы учебного и научно-популярного текстов. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Виды информации: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Выходные данные, структура книги: автор, заглавие, подзаголовок; оглавление, аннотация, предисловие и послесловие, иллюстрации. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке | Текст Отличие текста от набора предложений. Художественный текст. Научно-познавательный текст. Учебный текст. Заголовок в тексте Антиципация заголовка: предположение, о чем будет рассказываться в данном тексте. Цель и назначение заглавия произведения. Выбор заголовка из предложенных учителем. Тема текста Определение темы текста (о животных, природе, детях, войне, людях) с помощью учителя. Уточнение темы текста (на основе содержания произведения: об участии детей в Великой Отечественной войне, о пробуждении природы весной, о взаимоотношениях взрослых и детей). Главная мысль текста Обсуждение главной мысли произведения (коллективно, в парах, в группах) с помощью учителя: что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора. Работа с текстом Составление плана текста Определение главной мысли текста. Определение темы каждой части: деление текста на части. Выделение опорных слов части текста. Озаглавливание частей текста (с помощью учителя). Подробный пересказ текста Определение главной мысли. Определение темы каждой части: деление текста на части. Выделение опорных слов фрагмента. Пересказ фрагмента текста. Пересказ текста. Рассказ по внутритекстовой иллюстрации Анализ иллюстрации (кто изображен, когда, где) с помощью учителя. Подбор соответствующего фрагмента текста с помощью учителя. Озаглавливание иллюстрации. Выделение опорных слов текста для рассказа по иллюстрации. Составление рассказа с помощью учителя по коллективно составленному плану. Самостоятельный рассказ по иллюстрации. Работа с книгой Знакомство с книгой (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Выбор книги с помощью учителя из ряда предложенных. Знакомство с библиотекой. Выбор книги по рекомендованному списку | Узнавать учебный текст и понимать его особенности: задания, вопросы, пояснения и т.п. Характеризовать текст художественного произведения: определять тему, главную мысль, последовательность событий (с помощью учителя). Кратко характеризовать героев произведения и их поступки. Коллективно обсуждать ответ на вопрос: «Что хотел сказать автор этим произведением? Какими чувствами, мыслями хотел поделиться с нами?» Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, определять главную мысль произведения с помощью учителя. Пересказывать текст художественного произведения: на основе опорных слов, по плану, по иллюстрациям Описывать структуру книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Выбирать книгу в библиотеке (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно) по рекомендованному списку. | ||||
Культура речевого общения | 5 | 57 | 29 | 20 | ||
Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого общения. Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно - выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, олицетворение, гипербола) для создания собственного устного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; самостоятельное построение композиции собственного высказывания; анализ авторского замысла; передача основной мысли текста в высказывании. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему | Диалог Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. Правила речевого общения. Вежливость — первое правило общения. Как задать вопрос собеседнику: правила постановки вопроса. Выражение сомнения, огорчения, просьбы в вопросе. Устное сочинение Определение темы высказывания. Определение главной мысли (что самое главное я хочу донести до слушателя). Структура высказывания. Презентация своего высказывания окружающим | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с темой и правилами речевого общения; формулировать вопрос (с использованием вопросительных слов и интонации). Конструировать монологическое высказывание (по предложенному плану и образцу) | ||||
Культура письменной речи | - | 6 | 13 | 12 | ||
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев, жанра произведения), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях типа текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение, рассказ на заданную тему, отзыв | Определение темы своего высказывания (о чем я бы хотел сказать) | Определять тему своего будущего письменного высказывания (о чем я бы хотел сказать) | ||||
Круг детского чтения | ||||||
Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX— XX вв. (например, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А.Крылов, Ф.И.Тютчев, А. А, Фет, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, А.П.Чехов, А.Н. Толстой, В.В.Маяковский, С.А.Есенин, М. Джалиль, Р. Гамзатов, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу и др.), классиков детской литературы. Произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, животных, добре и зле, юмористические и др. | Произведения устного народного творчества. Малые формы устного народного творчества: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. Большие формы устного народного творчества: сказки. Классики детской литературы. Классики русской литературы XIX—XX вв. Произведения отечественной и зарубежной авторской литературы: рассказы, сказки, стихотворения. Детские журналы: о природе, художественно-развлекательные. Темы детского чтения Произведения о детях, природе, взаимоотношениях людей, животных, Родине, приключения, фантастика | |||||
Литературоведческая пропедевтика | ||||||
Малые жанры фольклора: загадка, считалка, песенка, пословицы и поговорки. Жанры произведений: рассказ, стихотворение, сказка. Прозаическая и стихотворная речь. Звукопись. Тема произведения. Главная мысль произведения. Развитие действия (сюжетная линия текста). Герой произведения. Характер героя | ||||||
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) | ||||||
Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация; создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа (подробный, выборочный, краткий, художественный, творческий), создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) | Постановка живых картин Определение фрагмента для постановки живых картин. Освоение различных ролей в тексте. Выразительные средства для инсценировки (мимика, жесты). Постановка живых картин. Чтение по ролям Выбор фрагмента для чтения по ролям. Распределение ролей. Выразительные средства (тон, темп, интонация) для чтения по ролям. Чтение по ролям | Читать по ролям: отбирать фрагмент текста для чтения по ролям, распределять роли, выбирать выразительные средства (тон, темп интонация) для чтения по ролям |
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. | 1.Ефросинина Л.А. Оморокова М.И. Литературное чтение. Программа. 1-4 классы.-М.: Вентана-Граф. 2012г. 2.Ефросинина Л.А. Литературное чтение 1класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф. 2011г. 3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 1 – М.: Вентана-Граф. 2012г. 4. Ефросинина Л.А. Литературное чтение 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 2 – М.: Вентана-Граф. 2012г. 5. Ефросинина Л.А. Литературное чтение 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 1 – М.: Вентана-Граф. 2013г. 6. Ефросинина Л.А. Литературное чтение 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 2 – М.: Вентана-Граф. 2013г. | |
2. | Словари по русскому языку | |
3. | Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ. | |
2.Печатные пособия | ||
4. | 1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2011г. 2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение 2 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2012г. 3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение 2 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2012г. 4. Ефросинина Л.А. Литературное слушание 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2011г. 5. Ефросинина Л.А. Литературное чтение 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2013г. 6. Ефросинина Л.А. Литературное чтение 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2013г. 7. Ефросинина Л.А. Литературное чтение 1 класс: методическое пособие. - М.: Вентана-Граф. 2010г. 8. Ефросинина Л.А. Литературное чтение 2 класс: методическое пособие. - М.: Вентана-Граф. 2011г. 9. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Уроки слушания 1 класс: методическое пособие. - М.: Вентана-Граф. 2010г. | |
3.Технические средства обучения | ||
5. | Магнитная доска | 1 |
6. | Мультимедийный проектор | 1 |
7. | Компьютер | 1 |
4.Экранно-звуковые пособия | ||
5.Оборудование класса | ||
7. | Таблицы по литературному чтению. | |
8. | Портреты писателей. |
СОГЛАСОВАНО: протокол заседания МО учителей начальных классов от 30 августа 2013 года № 1 __________Е.А.Полубояринова | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УМР ___________ Е.Г.Громова 30 августа 2013 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа разработана на основе УМК "Начальная школа 21 века" под ред. Н.Ф. Виноградовой и ФГОС. Данная программа рассчитана на 4 года обучения. В нее включены следующие разделы: пояснительная...
Рабочая программа по литературному чтению. 1 - 4 класс. "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по литературному чтению....
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса начальная школа XXI века
В рабочей программе содержится:пояснительная записка, общая характеристика предмета, место предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты изучения, содержание предмета, КТП (с пунктом "хар...
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса, УМК "Школа России" по ФГОС.
Учебно-методическая разработка содержит рабочую программу по литературному чтению для 2 класса, к УМК "Школа России", программа составлена на основе авторской программы Л.И.Климановой, программа соста...
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса.Начальная школа 21 века.
Данная программа по литературному чтению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (основного общего образования, ср...
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 1-4 класс Начальная школа 21 века
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области Примерной основной обр...
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс "Начальная школа 21 века"...