Литературное чтение, 4 класс ("Школа России")
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "Знакомство с разделом "Родина".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Оргмомент
- Сегодня на уроке литературного чтения у нас присутствует много гостей. Поприветствуем гостей и друг друга доброй улыбкой, ибо человек только с хорошим настроением может начинать доброе дело.
II. Речевая разминка
(на столах учащихся стихотворение)
- - Прочитайте стихотворение самостоятельно («птичий базар»)
Т.Бокова
Родина
Родина – слово большое-большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок и … я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком.
И на щёчке родинка –
Это тоже Родина!
- Кому понравилось стихотворение?
- Какое настроение оно вызывает?
- Чтение стихотворения разными способами
а) по слогам (все вместе);
б) медленно;
в) с ускорением;
г) с замедлением;
д) быстро;
е) выразительно (сначала про себя, 2 человека вслух)
III. Проверка домашнего задания
- беседа
- Можно ли включить это стихотворение в раздел «Поэтическая тетрадь 3»?
- Почему?
- Какие стихотворения вы хотели бы включить еще в изученный раздел?
- Чтение стихотворений наизусть
- Какие сочинения по теме раздела вы подготовили? (3-4 сочинения)
- Чтение мини-сочинений
IV. Актуализация знаний. Сообщение темы, постановка целей урока.
- Какой раздел мы закончили изучать?
- Я предлагаю вам объединиться в 2 большие группы – мальчики и девочки.
- У вас на столах карточки с буквами, которые помогут вам определить название нового раздела литературного чтения. Соберите это слово и наклейте на лист.
(дети собирают слова «Родина», «родина» и помещают на доску)
- В какой раздел учебника мы сегодня откроем дверь?
- Какие цели вы хотите поставить перед собой?
- Но сначала давайте разберёмся, почему одно и то же слово написано по-разному. В каком из этих слов допущена ошибка?
(слайд 1)
(слайд 2)
V. Работа по теме урока
1) беседа
(слайд 3)
- Прочитайте тему нового раздела.
- Какие произведения могут быть помещены в этот раздел?
2) работа с учебником (с.127)
- Прочитайте, с чем вы познакомитесь в этом разделе.
- Чему вы научитесь?
- Чему будете учиться?
- Есть ли здесь что-то, чего вы еще никогда не пробовали делать?
- Скажите хором, как называется новый раздел?
- Прочитайте на слайде эпиграф к уроку и объясните его смысл.
3) беседа
- Что человек называет своей Родиной?
- Как вы думаете, от какого слова образовалось слово «Родина»?
- Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).
а) работа в группах
- Придумайте как можно больше однокоренных слов с корнем «род» (записывают на листочках)
(Учащимся предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род» (слайд 4).
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
4) повторное чтение стихотворения из речевой разминки
- Почему это стихотворение называется «Родина»?
- О какой родине рассказывает автор этого стихотворения?
- Попробуйте продолжить этот ассоциативный ряд (в тетради).
- Можно ли включить это стихотворение в новый раздел учебника?
5) чтение стихотворения Г.Ладонщикова (у каждого на листочках)
а) «жужжащее чтение»
б) чтение в парах
в) выразительное чтение (парами)
Г.Ладонщиков
Холмы, перелески,
Луга и поля –
Родная, зелёная
Наша земля,
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог
И понял, что это
Раздолье полей –
Частица великой
Отчизны моей.
- Как бы вы озаглавили это стихотворение?
- О какой Родине говорит нам автор?
- Почему автор называет её Отчизной?
- Какой еще синоним можно подобрать к слову «Родина»?
(слайд 5)
- Можно ли это стихотворение поместить в новый раздел?
- Почему?
6) знакомство с произведениями раздела «Родина»
- Познакомимся с произведениями, которые уже есть в новом разделе. (содержание, с.222)
- Произведения каких авторов вам предстоит прочитать?
- Фамилия какого автора вам уже знакома?
- Чем схожи названия новых стихотворений?
7) создание выставки книг (работа в группе)
- У вас на столах лежат книги. Найдите среди них те, которые вы хотели бы разместить на выставке книг в соответствии с сегодняшней темой урока.
(учащиеся объясняют свой выбор)
8) беседа о нашем государстве
(слайд 6)
- Глядя на карту мира, что вы можете сказать о размерах нашей страны по сравнению с другими странами?
- Как называется государство, в котором мы живём?
- Назовите столицу России.
- У каждого народа есть множество пословиц о своей Родине. Немало их и у русских людей.
9) работа с пословицами (тетрадь, работа в парах)
- Прочитайте пословицы и объясните их смысл.
10) игра «Доскажи словечко»
(работа в группе, дети читают, ищут недостающее слово, один читает вслух, хором произносят пропущенное слово)
Подрасту, и вслед за братом
Тоже стану я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять мою … (страну).
Брат сказал: «Не торопись –
В школе лучше ты учись!
Будешь там отличником –
Станешь … (пограничником).
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном … (корабле).
Самолёт парит, как птица,
Там – воздушная граница.
На том посту и днём и ночью
Наш офицер – военный … (лётчик).
Можешь ты солдатом стать,
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота –
Что же ждёт тебя? … (пехота).
Любой профессии военной
Учиться нужно непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Сберечь Россию от … (войны).
11) беседа о г.Старый Оскол
- Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен (слайд 7).
Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина (слайд 8).
- Кому знакомо это место нашего города? (слайд 9)
- Как называется это место?
- Почему в нашем городе не так давно появилась площадь Победы?
- Когда г. Старый Оскол было присвоено звание города Воинской Славы?
- А сколько лет нашему городу?
12) выразительное чтение стихотворения о г. Старый Оскол (после самостоятельной подготовки)
Старый Оскол, милый Оскол, За новые школы,
Ты особенный город! Больницы и парки.
Старым напрасно назвали тебя: Всё это, мой город,
Ты так прекрасен и молод! Твой почерк яркий!
Город мой милый, город мой славный, Ты – созидатель,
К тебе обращаюсь я с буквы заглавной… Ты – счастья творец,
Сегодня тебе говорю я спасибо, Ты – наш вдохновитель,
За то, что ты есть, Наш мудрый отец.
Что дерзаешь красиво! В ответ разрушителям
За грохот веселый Родины нашей
Вбиваемых свай, Ты стал ещё лучше!
Что быстро и звонко Ты стал ещё краше!
Мчит нас трамвай, Тамара Ярошенко.
VI. Итог урока
- Какой раздел учебника вы начинаете изучать?
- Какие произведения включены в этот раздел?
- Что для вас значит слово «Родина»?
VIII. Рефлексия
VII. Дом. задание
С.140-141 (выбрать тему проекта)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Литературное чтение УМК "Школа России" 2 класс
Конспект урока по теме "Коврик и плетка для дедушки". Н Носов "Бобик в гостях у Барбоса"....
Программа по литературному чтению УМК "Школа России" авторов Л. Ф Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1- 4 класс»
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по литера...
Учебно-методический комплект по литературному чтению УМК "Школа России" (технологическая карта урока "А.Л. Барто «В школу», «Вовка – добрая душа»" + учебная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2а...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Литературное чтение 1класс. Школа России.Тема "Чтение слов с буквой Фф
Папка содержит технологическую карту урока, презентацию . Урок разработан по азбуке В Горецкого.....
Спецификация Контрольно-измерительных материалов для проведения итогового мониторинга качества образования по литературному чтению обучающихся 3класса по литературному чтению.УМК «Школа России»
Спецификация Контрольно-измерительных материалов для проведения итогового мониторинга качества образования по литературному чтению обучающихся 3класса...