Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе по программе УМК «Перспектива»
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Котенёва Надежда Николаевна

Составлена в соответствии с программой начального общего образования по литературному чтению, 1-4 классы, базовый уровень, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, издательство "Просвещение", 2013 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx102.9 КБ

Предварительный просмотр:

Восточное Управление Образования г. Москвы

НОУ СОШ «Академическая гимназия»

                                                                                    Утверждаю     _______________

                                                                                    Генеральный директор С. Е. Хмельницкий

Рабочая программа

по литературному чтению в 3 классе на 2013-2014 учебный год по программе УМК «Перспектива»,

составленный учителем начальных классов Котеневой Н. Н.

(количество часов по учебному плану 102)

Составлен в соответствии с программой начального общего образования по литературному чтению, 1-4 классы, базовый уровень, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, издательство "Просвещение", 2013 год.

План рассмотрен и утвержден на методическом объединении учителей начальных классов    

Дата_______________                              Методист начальных классов

                                                                                                                           ______________(ФИО)

Москва   2013

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению

  Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана на основе:

  • Федерального и регионального компонентов  Государственного стандарта начального общего образования;  
  • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2013 год;
  • Учебного плана школы на 2013-2014 учебный год.

Дидактическое обеспечение.

  • Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.  Литературное чтение. Учебник.3 класс в 2-х частях  М. Просвещение, 2013
  • Климанова Л.Ф., Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений  М. Просвещение, 2013

Методическое обеспечение.

  • Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.. Уроки чтения  3 класс. М.: Просвещение,2013
  • Технологические карты Литературное чтение (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva)

Количество часов в неделю по программе                                 3

Количество часов в неделю по учебному плану                        3

Количество часов в год                                                                 102

               

Курс «Литературное чтение»ставит следующие цели:

-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;

   приобщение ребенка к литературе как искусству слова;

 -духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей  младших школьников.

Основные задачи:

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

1. Развитие навыка чтения.

— Способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных и трудных слов.

— Качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах.

2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.

— Полные ответы на вопросы по содержанию текста.

— Нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребенка.

— Пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста.

— Воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы.

— Формирование умения сосредоточиться на чтении текста.

3. Воспитание культуры речи и чтения.

— Формирование умения слушать собеседника.

— Развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении.

— Развитие умения делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения.

— Развитие грамматически правильной речи, ее эмоциональности и содержательности.

— Воспитание доброжелательного отношения и внимания к собеседнику — сверстнику и взрослому.

— Увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к чтению двусложных слов при выполнении упражнений на целостное восприятие слов.

Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром

1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки.

— Формирование способности воспринимать красоту весенней природы; умение выразить свое отношение к ней. Отражение весеннего настроения в произведениях художников и музыкантов.

— Наблюдение за поведением и движениями животных, умение передать свои впечатления в устной речи и через рисунок.

— Сравнение художественных текстов о весне с произведениями живописцев.

2. Слушание художественных произведений.

— Слушание сказок, стихотворений и рассказов в исполнении мастеров художественного слова. Побуждение к обмену впечатлениями от услышанного. Слушание и заучивание наизусть небольших стихотворений о весне, детях, животных.

3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.

— Высказывание собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное.

— Соотнесение содержания произведения с иллюстрациями к нему.

— Нахождение в художественном произведении отрывков, созвучных иллюстрациям.

— Воспитание внимательного отношения к авторскому слову в художественном тексте.

— Наблюдение за языком художественного произведения (с помощью учителя). Нахождение слов, помогающих ярко точно изобразить природу.

— Понимание значения слов и выражений исходя из контекста. Сопоставление синонимов.

— Умение назвать героев (действующих лиц) произведения; найти в тексте слова, характеризующих их.

4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

— Воспроизведение диалоговых сцен из прочитанных произведений.

— Сравнение сказок разных авторов с одним и тем же сюжетом.

— Придумывание своего варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

— Умение различать сказку, рассказ и стихотворение (напрактическом уровне).

Межпредметные связи:

  • с уроками письма: составление и запись предложений о героях литературных произведений;
  • с уроками изо: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
  • с уроками труда: изготовление книг - самоделок, групповые творческие работы.

Содержание учебного материала

Наряду с развитием предметных умений важное значение приобретает целенаправленное формирование универсальных учебных действий и духовно-нравственное, личностное развитие учащихся.

Результаты любого обучения, в том числе и обучения  литературному чтению, должны на каждом этапе отражать решение определённых промежуточных задач.

В 3 классе планируется:

* овладение элементарными литературоведческими представлениями и знаниями;

* формирование умения грамотно читать и понимать прочитанное произведение (это умение предполагает осмысленное освоение учащимися содержания текста, а также понимание художественного замысла и подтекста);

* развитие опыта творческой деятельности, то есть умения интерпретировать прочитанный текст;

* формирование библиографических умений, то есть умения учащихся квалифицированно отобрать необходимую книгу на основе авторского или тематического каталога.

                                                     

Учебник «Литературное чтение» для третьего класса включает  восемь разделов:

1. Книги—мои друзья  - 3 уроков.

Знакомство с новой учебной книгой; книги, прочитанные летом; рукописные книги Древней Руси; Поучения Владимира Мономаха; первопечатник (друкарь) Иван Фёдоров; «Азбука»—главная книга первопечатника Ивана Фёдорова; поучительные наставления из Библии в «Азбуке»; музей книги.

2. Жизнь дана на добрые дела  - 12 уроков.

Система нравственных ценностей: благородный поступок, честность, верность слову. Владимир Даль— собиратель мудрости народной («Пословицы и поговорки русского народа»). Работа с текстом повествовательного характера: определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка выборочного пересказа, составление текста-отзыва.

3. Волшебные сказки   -  14 уроков.

Народные сказки: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Особенности построения волшебной сказки. Язык волшебной сказки. Сказочные предметы. Сказочные превращения. Герои волшебной сказки. Библиотека: тематический каталог, алфавитный каталог, библиографическая карточка, каталожная карточка.

4.Люби всё живое  -  15 уроков.

Художественный рассказ. Автор — рассказчик. Характеристика героя произведения. Научно познавательный рассказ. Энциклопедия. Периодическая литература. Журнал.

5. Картины русской природы  -  8 уроков.

Лирическое стихотворение. Наблюдение. Пейзаж. Средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты. Выразительное чтение лирического стихотворения.

6. Великие русские писатели  -  21 уроков.

Литературная сказка; сказка в стихах; мотивы народной сказки; особенности построения сказки. Басня; особенности построения басни; характеристика героев. Иллюстрация; иллюстратор.

7. Литературная сказка  -  15 уроков.

Сказки народные; сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана.

8. Картины родной природы  -  14 уроков.

Творчество. Стихотворение; лирическое стихотворение; настроение; картины природы. Рассказ; лирический рассказ; настроение; картины природы.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Сформировать основные универсальные учебные действия.

Регулятивные:

*принимать и сохранять учебную задачу (цель чтения: ради чего и зачем читать);

*планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (составление плана урока на основе цели чтения и определённой темы); *осуществлять итоговый и пошаговый контроль (соотносить результат действия с образцом).

Познавательные:

существлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий (находить нужную информацию в библиотеке, в справочной и энциклопедической литературе, в периодической печати);

*подробно, кратко пересказывать произведение, создавать тексты по аналогии; *интерпретировать различные тексты;

*устанавливать причинно-следственные связи (определять элементы сюжета).

Коммуникативные:

опускать возможность существования у людей разных точек зрения на поступки героя, на изображаемое событие;

*формулировать собственное аргументированное мнение;

*самостоятельно задавать вопросы по прочитанному произведению;

*строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.

Научить:

*полноценно воспринимать художественное произведение;

*эмоционально откликаться на прочитанное, аргументировано высказывать свою позицию по поводу прочитанного произведения;

*определять главную мысль (идею) произведения, называть героев произведения, характеризовать их на основе коллективно составленного плана, передавать прочитанное с разной степенью подробности.

Основным критерием эффективности уроков литературного чтения в начальной школе является личностное развитие ребёнка, которое проявляется в формировании его эмоциональной, духовной и интеллектуальной сферы.

*   Владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения  целыми словами при темпе чтения не менее 70 слов в мин.

           

Планируемые результаты изучения курса "Литературное чтение", 3 класс

Планируемые результаты
по итогам обучения в 3 классе

Личностные результаты

В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 3 класса у ребенка будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
  • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
  • первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
  • умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»;
  • умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
  • способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;
  • умения осознавать, что такое «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;
  • умение осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг.
  • умение понимать, что для меня значит «моя родина».

Метапредметные результаты

Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
  • составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
  • учитывать правило в планировании и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом;
  • умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
  • умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой.

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
  • умения владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
  • готовить самостоятельно проекты;
  • создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Предметные результаты

Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:

  • Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
  • Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
  • Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
  • умения сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
  • умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
  • умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:

  • Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
  • Самостоятельно составлять аннотацию;
  • Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
  • Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • Умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
  • Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:

  • Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
  • Выявлять особенности героя художественного рассказа;
  • Выявить особенности юмористического произведения;
  • Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
  • Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
  • Выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
  • Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
  • Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;
  • Сравнивать былину и сказочный текст;
  • Сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
  • Определять ритм стихотворения.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:

  • Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
  • Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
  • Умения писать отзыв на книгу.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;

  Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.

Календарно - тематический план


п./п.

Наименование разделов и тем программы.

Всего часов

Организация урока

Материал для закрепления

Характеристика

деятельности

обучающихся

на уроке по

формированию

УУД (мета-

предметных

умений)

Характеристика

деятельности

обучающихся

на уроке по

формированию

предметных

умений и навыков

Новые

понятия

и термины,

которые

будут введены

(или закреплены)

в ходе урока

Что подлежит

контролю

и виды контроля

усвоения учебного

материала в ходе

данного  урока.

1 четверть  (25 ч)

   I

Книги—мои друзья.

4

1

Вводный урок раздела. Наставления детям Владимира Мономаха.

1

Работа в группе.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Учить работать с книгой.

Учить работать в паре, группе

Обложка

Титульный лист

Книжная мудрость

Печатная книга

Друкарь.

Формирование умений находить необходимую информацию

в книге;

формирование умения взаимодействовать в  группе.

Уч. с. 4-5;

2

Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров.

Первая Азбука Ивана Фёдорова. Наставления Библии.

1

Работа в паре.

Управление поведением партнёра.

Учить работать с разными информационными текстами, фото_

графиями, репродукциями картин; иллюстрациями;

Рисуночное письмо, узелковое письмо, зарубки на дереве.

Киноварь, заставница.

Блаженный, святой,

добродетельный.

Согрешения.

Создание текста на основе отбора ключевых (опорных) слов;

осмысление правил взаимодействия в паре и группе

Уч. с.6-9;

Подготовить рассказ о статье Б. Горбачевского, подготовить проект « Мы идём в музей книги»

3

 Проект. Мы идём в музей книги.

1

Работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Формировать умение определять тему;

учить извлекать информацию из различных источников.

Музей.

Экспозиция.

Экспонат.

Рукопись.

Миряне.

Определение темы урока, которая представлена различными

объектами;

осмысление правил взаимодействия в  группе.

Уч. с. 10-11;

Создание музея книги: фото.

4

Проверка техники чтения за 2 класс.

1

Контроль и оценка .

  II

ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА

12

 

5

 Вводный урок раздела. Пословицы разных народов о человеке и его делах.

1

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми вы сталкиваетесь в жизненных ситуациях.

Поступок.

Честность

Верность

слову

Осмысление понятий «благородный поступок», «честность»,

«верность слову», пословицы «Жизнь дана на добрые дела».

Уч. с. Р.т. с. 12-13 ;

выполнить задания

6

В. И. Даль. Пословицы  и поговорки русского народа.

1

Работа в паре.

Управление поведением партнёра.

Учить работать с пословицами и поговорками.

Расширение словарного запаса.

Уч. с.13-14

7

Н. Носов. Огурцы.

1

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми сталкиваетесь в жизненных ситуациях.

Осмысление понятий «благородный поступок», «честность»,

«верность слову», пословицы «Жизнь дана на добрые дела»;

Уч. стр. 15-19 пересказ, придумать продолжение рассказа.

8

Н. Носов. Огурцы.

1

Работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Учить работать с текстом.

Учить работать в  группе.

Благородный поступок.

Определение главной мысли в тексте, определение последовательности событий; отбор опорных (ключевых) слов для создания

собственного текста;

осмысление правил взаимоотношений в обществе.

Сделать иллюстрации к рассказу

9

М. Зощенко. Не надо врать.

1

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми  сталкиваетесь в жизненных ситуациях.

Смысл поступка

Осмысление понятий «благородный поступок», «честность», пословицы «Жизнь дана на добрые дела»

Уч. стр. 20-25 пересказ

10

М. Зощенко. Не надо врать.

1

Работа в группе.

Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

Учить работать с текстом.

Осмысление понятий «Что значит ложь во спасение»

«неправда», «враньё», «ложь»

Определение главной мысли в тексте, определение последовательности событий; отбор опорных (ключевых) слов для создания

собственного текста.

Сделать иллюстрации

11

Л. Каминский. Сочинение.

1

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми  сталкиваетесь в жизненных ситуациях.

«честность», «фантазия», «обман», «вымысел»,

 Осмысление понятий «честность», «фантазия», «обман», «вымысел», пословицы «Жизнь дана на добрые дела»

Уч. стр. 26 -28 пересказ, стр. 29 отв. на вопросы

12

Л. Каминский. Сочинение.

Отзыв на книгу.

1

Работа в паре.

Управление поведением партнёра.

Использование критериев для обоснования своих суждений.

Высказывать собственное суждение, отражающее отношение

к произведению;

Учить работать в паре.

Отзыв на книгу

Определение главной мысли текста, последовательности событий; отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного

Текста.

Уч. с.26- 29; анализ рассказа

13

М. Зощенко. Через тридцать лет.

1

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Учить работать с текстом.

Учить работать с книгой.

Отзыв

Поступок героя

Формирование умения давать оценку герою произведения, опираясь на текст;

умение объяснять свои чувства, расширение словарного запаса.

Уч. стр. 30-33 пересказ, придумать свой заголовок к тексту

14

 Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

1

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Учить осмысливать понятие «юмористическая литература»;

Учить работать в библиотеке (находить нужную книгу на выставке, в тематическом и алфавитном каталоге)

«Юмористическая литература»

Осмысление понятия «юмористическая литература»;

осуществление поиска нужной книги по каталогам библиотеки.

Найти юмористические произведения для детей

15

Наш театр.

В. Драгунский. Где это видано, где это слыхано...

1

Работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Осмыслить содержание произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано...»;

Учить распределять роли; коллективно обсуждать прочитанное;

договариваться друг с другом;

Учить читать по ролям, передавая особенности характера героя

при помощи мимики, жестов и интонации.

Инсценирование

Формирование умения коллективно обсуждать прочитанное;

формирование умения принимать участие в драматизации.

Подготовить костюмы и элементы костюмов для разыгрывания спектакля, подготовить программку, билеты

16

 Маленькие и большие секреты

страны Литературии.

Обобщение по разделу.

1

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Учить составлять план текста;

учить подробно, кратко, выборочно пересказывать текст;

учить составлять монологическое высказывание на тему.

Деление текста на смысловые части, составление плана;

подробный, краткий, сжатый пересказ прочитанного;

Уч. с.46-47;

17

Проверочная работа

1

Проверить сформированность умения работать

с учебной книгой.

Проверить сформированность предметных и над-

предметных (чтение и работа с информацией) умений.

 

 III

ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА

13

 

18

Вводный урок раздела.  

1

Выведение следствий.

Постановка и формулирования проблемы.

Познакомить с особенностями волшебной сказки;

учить отличать героя волшебной сказки от героев других сказок;

Народные сказки

Присказка

Сказочные предметы

Осмысление особенностей волшебной сказки, умение давать характеристику герою волшебной сказки.

Уч. с.48-49;

Найти в домашней библиотеке книгу сказок. Представить эту книгу по плану.

19

Русская народная сказка. Иван-царевич и Серый Волк.

1

Исследовательская работа.

Выявление особенностей волшебной сказки.

Познакомить с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый Волк».

Народные сказки

Присказка

Сказочные предметы

Осмысление особенностей волшебной сказки, характеристика

героев волшебной сказки.

Уч. с. 50-61;

Письменно дать характеристику Ивану Царевичу на основе составленного плана

20

Русская народная сказка. Иван-царевич и Серый Волк.

1

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Учить устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, составлять простой план,

Характеристика героя

Выявление причинно-следственных связей, составление плана,

подготовка подробного пересказа.

Уч. с. 50-61;

Пересказ сказки

21

В. Васнецов. Иван-царевич и Сером волке.

1

Работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Учить работать с репродукцией картины; выявлять основные

объекты, видеть содержательные линии картины, создавать свой

собственный текст.

Художник

картине

Формирование умения находить необходимую информацию в книге, тексте, репродукции картины.

Осмысление правил взаимодействия в  группе.

Уч. с.51, 61;

22

Проверка читательских умений.

1

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

23

 Русская народная сказка. Летучий корабль.

1

Исследовательская работа.

Выявление особенностей волшебной сказки.

Познакомить с русской сказкой «Летучий корабль»;

учить работать с книгой.

Особенности волшебной сказки

Поиск необходимой информации.

Уч. с.62-73;

Найти в сказке мотивы

24

Русская народная сказка. Летучий корабль.

1

Выведение следствий.

Постановка и формулирования проблемы.

Работа в группе.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Учёт разных мнений

Осмыслить отличительные черты волшебной сказки.

Учить устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, составлять простой план, подробно пересказывать текст сказки.

Характеристика героев

Выявление особенностей волшебной сказки, пересказ сказки;

характеристика героев сказки.

Презентация информации на

основе рассказа, пересказа, сочинения (как собственного текста на

основе реального объекта информации);

осмысление правил взаимодействия в  группе.

План, иллюстрация

Уч. стр. 62-73 пересказ

25

 Мы идём в библиотеку.

1

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация.

Формировать мотивированный интерес к книге и чтению.

Сборники сказок

Тематический каталог

Узнавание книги по обложке; сравнение разных книг; их классификация; обобщение представленного; составление собственного

текста по итогам исследования на основе фактов;

Уч. с. 74-75;

Сочинить дома сказку, перечислить героев сказки, черты их характера

2 четверть  (21 ч)

25

Русская народная сказка. Морозко.

1

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Учить работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий в тексте, устанавливать их взаимосвязь.

Определение главной мысли, последовательности событий в тексте; отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста;

Уч. с.76-80.

Пересказ

26

Русская народная

сказка. По щучьему веленью.

1

Работа в группе.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Учёт разных мнений

Учить распределять роли; коллективно обсуждать прочитанное;

договариваться друг с другом.

Реквизит

костюм

Формирование умения коллективно обсуждать прочитанное

(умение работать в группе, распределять роли).

Уч. с. 86-93;

Подготовить костюмы для спектакля

27

 Наш театр.

 Русская народная

сказка «По щучьему велению»

1

Групповая работа.

Достижение  договорённостей и согласование  общего решения.

Учить читать по ролям, передавая голосом характер каждого героя;

использовать при чтении по ролям мимику, жесты, интонацию.

Инсценирование

Формирование умения принимать участие в драматизации.

Уч. с.86-93;

28

 Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Обобщающий урок.

1

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Учить составлять план текста;

учить подробно пересказывать текст;

Обобщить знания о сказках;

определять смысл пословиц, соотносить пословицы с темой

изучаемого раздела

деление текста на смысловые части, составление плана;

подробный пересказ прочитанного.

Знание особенностей сказок; умение характеризовать героя

сказочного текста; умение сравнивать сказочные сюжеты; умение сравнивать сказочных героев;

поиск необходимой информации в соответствии с задание

Уч. стр. 94 -95;

 № 9

29

Проверочная работа.

1

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 IV

ЛЮБИ ВСЁ ЖИВОЕ.

15

 

30

Вводный урок раздела.

1

Работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Познакомить с энциклопедическими справочниками; учить работать с ними; искать, находить, перерабатывать информацию в соответствии с заданием; объяснять значение слов при помощи разных

видов словарей.

Художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик,

периодическая литература.

Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и научно-познавательной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

Уч. с. 96-97;

Найти научно-познавательные и художественные книги о природе

31

К. Паустовский. Барсучий нос.

1

Исследовательская работа.

Выявление особенностей  художественно-повествовательных текстов..

Учить находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором

образ;

учить работать с текстом повествовательного характера.

Художественный текст

Умение работать с текстом повествовательного характера.

Уч. с. 98-102;

Найти информацию о барсуках в книге

32

К. Паустовский. Барсучий нос.

1

Групповая работа.

Достижение  договорённостей и согласование  общего решения.

Сравнивать художественный и научно-познавательный текст;

определять тему, главную мысль, основные особенности содержания.

Эпитет,

 сравнение,

метафора, олицетворение,

энциклопедия

Осмысление базовых ценностей (любовь, малая родина, природа);

формирование умения сравнивать художественный и научно-популярный текст; определение отличительных особенностей одного

и другого текста.

Уч. с.98-102;

Рассказать о барсуке используя рассказ К. Паустовского

33

Б. Заходер. Вредный кот.

1

Работа в группе.

Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Учить работать с текстом поэтического характера

«юмор», «юмористическое произведение»;

эпитет, сравнение, метафора, олицетворение

Осмысление понятий «юмор», «юмористическое произведение»;

освоение операции сравнения художественных (поэтических)

текстов;

определение в художественном тексте средств художественной

выразительности.

Уч. стр. 105-106;наизусть, найти юмористическое стихотворение

34

В. Бианки «Приключения  Муравьишки.

1

Работа в парах.

Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Познакомить с произведениями В. Бианки и О. Полонского

Правда и вымысел

Определение жанра произведения и его специфических особенностей;.

Уч. с. 107-114;

Найти информацию о жизни муравьёв , составить рассказ о встрече Муравьишки и Стрекозы;

35

Создание текста по аналогии. Как муравьишке  бабочка помогала добраться домой.

1

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация.

Учить сравнивать художественный и научно-познавательный

текст; находить общее и различия;

Научно-популярный текст

Освоение операции сравнения художественного и научно-познавательного текстов.

Уч. с.114;

36

О. Полонский Муравьиное царство.

1

Работа в группе.

Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Учить находить в художественном тексте средства художественной

выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ.

Научно-популярный текст

Определение в художественном тексте средств художественной

выразительности

Уч. с.115-116; краткий пересказ;

37

Тим Собакин. Песни бегемотов.

1

Проектная работа.

Работа в группе.

Выявление особенностей  поэтических текстов.

Использование критериев для обоснования своего суждения.

Познакомить с творчеством Тима Собакина;

Темп,

тон,

интонация.

Определение жанра произведения и специфических особенностей данного жанра.

Уч. стр. 117;

Найти книги Тима Собакина,

наизусть

38

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

1

Познавательная инициатива.

Формировать мотивированный интерес к книге и чтению.

Сборники произведений

Узнавание книги по обложке; сравнение разных книг;

их классификация; обобщение представленного; составление собственного

текста по итогам исследования на основе фактов;

Уч. с.118;

принести книги для выставки;

39

Периодическая печать.  Журналы для детей.

1

Поиск необходимой информации. Работа в группе.

Формировать мотивированный интерес к журналам и чтению.

Журнал

Книга

учебник

Узнавание журналы  по обложке; сравнение разных журналов;

их классификация;

Уч. с. 119; принести детские журналы;

40

Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка.

1

Работа в группе.

Учёт разных мнений.

Формировать мотивированный интерес к книге и чтению;

учить работать с текстом;

Формирование умения определять главную мысль произведения, определять последовательность событий в тексте.

Уч. с.120-127; пересказ;

41

Н. Носов. Карасик.

1

Работа в группе.

Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Познакомить учащихся с различными детскими журналами;

учить находить информацию в журнале; сравнивать журналы.

Поступок

Формирование умения узнавать книги, журналы по обложке;

сравнивать разные книги; классифицировать их.

Уч. с.128-134; Характеристика героев произведения;

42

М. Горький. Воробьишко.

1

Работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Учить распределять роли;

коллективно обсуждать прочитанное;

договариваться друг с другом.

Реквизит

Костюмы

Театральные билеты

Формирование умения коллективно обсуждать прочитанное

(умение работать в группе, распределять роли)

Уч. с.135-138;

Подготовить костюмы для спектакля

43

Проверка техники чтения

1

Контроль и оценка

 44

 Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Обобщающий урок

1

Постановка и формулирование проблемы.

Работа в группе.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Учить составлять план текста;

учить подробно пересказывать текст.

Обобщить знания о художественных и научно-познавательных

текстах (знать особенности их построения, героев, основные отличительные черты их характера).

Умение делить текст на смысловые части, составлять план;

умение подробно пересказывать прочитанное.

Знание особенностей научно-познавательного и художественного текстов;

умение их сравнивать

Уч. с.139-141;

Составить отзыв на книгу из домашней библиотеки;

Написать сочинение о любом интересном явлении природы

45

Проверочная работа

1

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

.

 V

КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ.

8

 

46

Вводный урок раздела.

И. Шишкин. Зимой в лесу.

1

Постановка и формулирование проблемы.

Учить формулировать тему урока на основе ключевых слов;

составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана;

Прозаические тексты.

Средства художественной выразительности.

Тема,

главная мысль, композиция.

 Формирование умения составлять план урока.

Формирование умения находить необходимую информацию

в произведении живописи.

Уч. с.143;

Нарисовать пейзаж, дать ему название

3 четверть (32 ч)

47

Н. Некрасов. Славная осень.

 

1

Работа в группе.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Учить анализировать лирический текст.

Учить анализировать произведение фотографического искусства.

Наблюдение

Пейзаж

Средства художественной выразительности;Художник-пейзажист.

Осмысленное чтение лирических текстов.

Поиск необходимой информации по фотографии; осмысление

объектов;

 понимание смыслов.

Осмысление правил взаимодействия в  группе.

Свой альбом фотографий «Славная осень…»,уч. стр. 144 учить

48

М. Пришвин. Осинкам холодно.

Ф. Тютчев. Листья.

1

Работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Учить сравнивать поэтические и прозаические произведения,

художественные произведения и фотографии.

Контраст

Приём  олицетворения как средство создания образа. Средства выразительности.

Лирическая зарисовка.

Умение сравнивать разные произведения;

осмысление правил взаимодействия в  группе.

Сделать фото на тему «Листья»,;

Уч. стр. 146-147 наизусть

49

А. Фет. Осень.

1

Самооценка на основе критерия успешности.

Развивать интерес к чтению лирических текстов.

Настроение стихотворения.

Осмысленное чтение лирических текстов; понимание настроения стихотворения; определение своего собственного отношения.

Уч. с. 148;

Написать сочинение по картине В.Поленова « Ранний снег»

50

 И. Бунин. Первый снег.

В. Поленов. Ранний снег.

1

Работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Учить сравнивать поэтические и прозаические произведения,

художественные произведения и фотографии

Сравнение произведений литературы и живописи.

 Формирование умения составлять план урока.

Формирование умения находить необходимую информацию

в произведении живописи

Уч. с. 149;

Выучить стихотворение о снежинке.

51

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений  о природе.

1

Извлечение из текстов необходимой информации.

Учить работать с книгой;

учить пользоваться тематическим каталогом.

Настроение стихотворения

Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге;

узнавание книги по обложке;

сравнение разных книг; классификация их.

Уч. с. 150;

Написать сочинение по картине

52

К. Бальмонт. Снежинка.

И. Остроухов. Парк.

А. Саврасов. Зима.

1

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познакомить с текстом поздравления;

учить писать поздравление; осмысливать его основное содержание.

Любовь,

 Уважение к близким, старшим, родным,

Забота,

милосердие.

Формирование основных базовых ценностей.

Создание текста-поздравления по аналогии с текстом поздравительной открытки.

Уч. с. 151-153;

Подготовить поздравительные открытки

53

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Извлечение из текстов необходимой информации.

Учить определять настроение лирического текста;

 находить необходимые средства выразительности;

учить готовить монологическое высказывание на тему.

Знание особенностей лирического текста;

создание монологических высказываний на тему.

Уч. с. 154;

Проверка читательских умений.

Контроль и оценка

VI

ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ.

21

 

54

Вводный урок по содержанию раздела.

А. С. Пушкин. Зимнее утро.

И. Грабарь. Зимнее утро.

1

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Учить формулировать тему урока на основе ключевых слов.

Сказка в стихах

Басня

Иллюстрация

Олицетворение.

Сравнение.

Организация работы по составлению плана урока.

Уч. с. 4-7;

55

А.С.Пушкин. Зимний вечер.

1

Выдвижение гипотез и их обоснование

Учить работать с лирическим текстом.

Картины зимней природы

Настроение стихотворения

Умение наблюдать слово в художественном тексте.

Уч. с.8-9;

Выучить наизусть одно из стихотворений

56

Ю. Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзажтс избушкой.

1

Самооценка на основе критерия успешности

Учить сравнивать произведения литературы и произведения живописи.

Живопись

Картина

Произведения

Умение наблюдать слово в произведении живописи..

Уч. с.8-9;

А.С.Пушкин. Опрятней модного паркета…

П. Брейгель. Зимний пейзаж.

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Учить определять настроение лирического текста;

 находить необходимые средства выразительности;

учить готовить монологическое высказывание на тему.

Сравнение произведения литературы и произведения живописи.

Умение наблюдать слово в художественном тексте.

Уч. с.10-11;

Выучить наизусть

57

 В. Суриков. Взятие снежного городка.

1

Работа в группе.

Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

Учить анализировать произведение живописи

Картина

Живопись

Умение осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи

Уч. с. 10;

Написать сочинение по картине

58

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане...

1

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Формировать нравственные ценности, отражённые в поэтической сказке А. С. Пушкина.

Нравственный смысл

Литературная сказка

Осмысление нравственных ценностей сказки.

Уч. с. 12-42;

Иллюстрации к сказке

59

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

1

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Учить работать с текстом сказки в поэтической форме

Особенности сюжета

Структура сказочного героя

Умение самостоятельно составлять план урока.

Уч. с. 12-42;

60

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

1

Постановка и формулирование проблемы

Учить анализировать произведение живописи; соотносить текст

сказки с произведением живописи;

Характеристика героев

Умение ориентироваться в художественной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

Уч. стр. 12-43; читать

61

А. С. Пушкин «Сказка о царе

Салтане...»

1

Работа в группе.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Соотносить текст

сказки с произведением живописи;

определять тему и главную

мысль;

характеризовать героев картины.

Особенность языка литературной сказки.

Поиск необходимой информации в произведении живописи соотнесение произведения живописи с литературным текстом.

Уч. с. 12-42;

Иллюстрации к сказке, пересказ

62

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

1

Работа в группе.

Планирование учебного сотрудничества.

Учить работать в группе.

Приём звукозаписи для создания образа: моря, комара, шмеля, мухи;

Осмысление правил взаимодействия в группе

Уч. с. 12-42;

Выучить любой фрагмент из сказки

63

Сказки А. С. Пушкина.

И. Я. Билибин - иллюстратор сказок А. с. Пушкина.

1

Групповая работа.

Достижение  договорённостей и согласование  общего решения.

Учить создавать мизансцены, используя различные средства.

Иллюстратор

Формирование умения принимать участие в драматизации.

Уч. с. 43;

64

И. А. Крылов. Басни. Викторина по басням.

1

Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

Осмысление нравственных ценностей, которые даны в баснях

И. Крылова.

«наставления», «иносказания», «нравоучительный комический рассказ»

баснописец.

Понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт басня.

Уч. с. 44-47;

Выучить басню наизусть, прочитать другие басни И. Крылова

65

И. А.Крылов. Слон и Моська.

1

Определение основной и второстепенной информации.

Учить работать с текстом басни.

«наставления», «иносказания», «нравоучительный комический рассказ»

Осмысление понятий «наставления», «иносказания», «нравоучительный комический рассказ»;

умение работать с текстом.

Уч. с. 48;

Сделать иллюстрацию к любой басне И. Крылова

66

И. А. Крылов. Чиж и голубь.

1

Определение основной и второстепенной информации

Выявление структурных особенностей басни, характеристика героев басни;

определение морали.

Особенности структуры басни

Умение осуществлять поиск необходимой информации.

Уч. с. 49;

Написать сочинение «Чужой беде не смейся, голубок»

67

Великие русские писатели. Л. Н. Толстой.

1

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Формировать нравственные позиции на основе чтения высоко-художественных текстов.

рассказ,

 герой,

лирический текст,

 сюжет;

Осмысление базовых ценностей: благородство, дружба,

 понимание, сочувствие.

Уч. с. 50-51;

Найти произведения Л. Толстого

68

Л.Н.Толстой. Лев и собачка.

1

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Учить работать с прозаическим текстом.

Сюжет

Быль

рассказ,

герой,

 лирический текст,

 сюжет;

Умение работать с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли.

Уч. с. 52-53;

Пересказ любого произведения Л. Толстого

69

Л.Н.Толстой. Лебеди.

1

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Учить работать с прозаическим текстом.

рассказ,

 герой,

 лирический текст,

 сюжет;

Умение работать с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли.

Уч. с. 54-55; составление плана

70

Л.Н.Толстой. Акула.

1

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Учить работать с прозаическим текстом

рассказ,

 герой,

 лирический текст,

сюжет;

Умение работать с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли.

Уч. с. 56-58;

Составление плана

71

 Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей.

А. С. Пушкин,

Л. Н. Толстой,

И. А. Крылов.

1

Смыслообразование.

Формировать интерес к творчеству Л. Толстого.

«благородство», «честность», «любовь»;

Осознание понятий «благородство», «честность», «любовь»;

Уч. с. 59;

Найти произведения Л. Толстого для детей

72

Наш театр.

И. Крылов. Квартет.

1

Работа в группе.

Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях.

Формировать умение выслушивать друг друга, договариваться;

осмыслить содержание произведения И. Крылова «Квартет».

Инсценирование,

мимика,

 жесты,

интонация

Осмысление произведения И. Крылова «Квартет»;

формирование умения коллективно обсуждать прочитанное.

Уч. с. 63-64;

Подготовить костюмы для спектакля

73

 Маленькие и большие секреты страны

Литературии. Обобщающий урок.

1

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, представленных в текстах.

Согласие

Самостоятельное чтение произведений русских писателей,

включение их в свой круг чтения.

Уч. с. 65-67;

Найти книги великих русских писателей

74

Проверочная работа

1

Контроль и оценка

 

VI

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ.

15

75

Вводный урок раздела.

В. Даль. Девочка Снегурочка.

1

Исследовательская работа.

Выявление особенностей  литературной и народной сказок.

Выведение следствий.

Формировать понятие «литературная сказка»; сравнивать литературную и народную сказку.

Сравнение

Литературная сказка,

герой,

структура сказки

Осмысление литературоведческих понятий );

осмысление авторской сказки, её основных особенностей.

Уч. с. 68-75;

Сделать иллюстрацию к сказке, найти сказки В. Даля

76

В. Даль

«Девочка Снегурочка»

1

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Познакомить с авторской сказкой В. Даля «Девочка Снегурочка»;

учить работать с повествовательным текстом.

Литературная сказка,

герой,

структура сказки

Умение давать характеристику героям произведения.

Уч. с. 75;

Пересказ сказки

77

В. Одоевский. Мороз Иванович.

1

Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге;

самостоятельный и целе_

направленный выбор книги.

Усвоить понятие «литературная сказка»

учить работать с повествовательным текстом.

Литературная сказка

 герой литературной сказки,

структура сказки

Осмысление литературоведческих понятий;

осмысление авторской сказки, её основных особенностей, понимание главной мысли.

Уч. с. 76 – 85;

пересказ

78

Проверка техники чтения

1

Контроль и оценка

79

 Д.Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.

1

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Формировать понятие «литературная сказка»

Структура сказки,

герой сказки

Осмысление литературоведческих;

осмысление основных особенностей текста; понимание главной

мысли.

Уч. с. 86-94;

4 четверть (25 ч)

80

Д.Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.

1

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Познакомить с авторской сказкой

 Д. Мамина-Сибиряка

учить работать с повествовательным текстом.

Герои

Характеристика героев произведения;

поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

Уч. стр. 86- 94; пересказ от лица Алёнушки

81

Переводная литература для детей.

Б. Заходер. Винни-Пух.

1

Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге;

самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

Формировать понятие «переводная литература»;

познакомить с авторской сказкой переводной литературой

 Б. Заходера.

учить работать с повествовательным текстом.

«Переводная»

литература;

Осмысление литературоведческих понятий;

характеристика героев произведения.

Уч. с. 86;

Найти описание Винни –Пуха в книге Б. Заходера.

82

 Р. Киплинг. Маугли.

1

Извлечение из текстов необходимой информации.

Учить работать с повествовательным текстом.

«Переводная»

литература;

Поиск необходимой информации в книге.

Умение работать с повествовательным текстом.

Уч. с. 97-110

Найти произведение

Р. Киплинга «Маугли»

83

Р. Киплинг. Маугли.

1

Работа в группе.

Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях.

Познакомить с литературной сказкой Р. Киплинга «Маугли»;

осмысливать понятие «человек»;

обсудить, какие человеческие

качества были присущи Маугли.

  Герои

Характеристика героев произведения;

осмысление правил взаимодействия в  группе.

Уч. с. 97-110;

Пересказ сказки

84

Дж. Родари. Волшебный барабан.

1

Классифицировать книги по разным основаниям, антиципировать произведение по обложке книги, находить нужное произведение в книге.

Формировать понятие «переводная литература»;

познакомить с литературной сказкой.

«Переводная» литература;

Осмысление литературоведческого понятия «переводная литература».

Уч. с. 111-116;

Найти книги Дж. Родари, придумать ещё одно окончание сказки

85

Дж. Родари. Волшебный барабан.

1

Работа в группе.

Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях.

Учить работать с повествовательным текстом.

«Переводная» литература

Характеристика героев произведения;

поиск необходимой информации в тексте.

Уч. 111-116;

Рассказать одну из сказок Дж. Родари;

Сочинение возможного конца сказки;

86

Мы идём в библиотеку. Литературные  сказки.

1

Понимание текстов, извлечение нужной информации.

Учить работать с текстом зарубежных сказок.

Литературная сказка

Определение главной мысли в тексте, последовательности событий.

Уч. с. 117;

Найти книги по теме урока

87

Тим Собакин. Лунная сказка.

1

Понимание текстов, извлечение нужной информации.

Обобщить знания о русских сказках

Литературная сказка

 Определение главной мысли в тексте, последовательности событий.

Уч. с. 118-119;

Найти книги по теме урока

88

 Наш театр. С. Михалков. Упрямый козлёнок.

1

Исследовательская работа.

Выявление особенностей  зарубежной и русской сказок.

Выведение следствий

Формировать мотивированный интерес к книге и чтению.

Инсценирование;

Узнавание книги по обложке;

сравнение разных книг, классификация их; обобщение представленного материала; составление

собственного текста по итогам исследования.

Уч. с. 128-134;

Представить понравившееся произведение

89

 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, представленных в текстах.

Самостоятельное чтение произведений русских писателей,

включение их в свой круг чтения.

Уч. с. 135-137;

Проверочная работа.

Контроль и оценка

VII

КАРТИНЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ

14

 

90

Вводный урок раздела. Картины родной природы.

1

Понимание текстов, извлечение нужной информации.

Формировать интерес к  картинам родной природы.

Творчество

Стихотворение

Рассказ

Настроение

 Самостоятельное чтение произведений русской природе,

включение их в свой круг чтения.

Уч. с. 138;

Сделать иллюстрации к созданному тексту

90

Б. Заходер. Что такое стихи.

1

Сравнение произведений литературы и живописи

Учить формулировать тему урока на основе ключевых слов;

составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана;

Особенность поэтического жанра

 Формирование умения составлять план урока.

Формирование умения находить необходимую информацию

в произведении живописи.

Уч. с. 139;

Обсудить с родителями ,что такое стихотворение

91

И. Соколов – Микитов. Март в лесу.

 

1

Понимание стихов, извлечение нужной информации.

Учить анализировать лирический текст.

Учить анализировать произведение фотографического искусства.

Лирическая зарисовка

Осмысленное чтение лирических текстов.

Поиск необходимой информации по фотографии; осмысление

объектов;

 понимание смыслов.

Осмысление правил взаимодействия в  группе.

Уч. с. 140 иллюстрация

91

А. Майков. Весна.

Е. Волков. В конце зимы.

Е. Пурвит. Последний снег.

1

Работа в группе.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Учить сравнивать поэтические и прозаические произведения,

художественные произведения и фотографии.

Приём сравнения,

олицетворения

Умение сравнивать разные произведения;

осмысление правил взаимодействия в  группе.

Уч. с. 141; наизусть

92

С. Есенин. Сыплет черёмуха.

В. Борисов-Мусатов.

Весна.

1

Работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Развивать интерес к чтению лирических текстов.

Сравнение

олицетворение

Осмысленное чтение лирических текстов; понимание настроения стихотворения; определение своего собственного отношения.

Уч. стр. 143-144;

выучить любое понравившееся стихотворение

92

 Ф. Тютчев. Весенняя гроза.

1

Самооценка на основе критерия успешности.

Развивать интерес к чтению лирических стихов.

Олицетворение

Создание образа

Организация работы по составлению плана урока.

Уч. с. 145;

Найти художественные произведения, в которых описывается дождь

93

А. Васнецов. После дождя.

И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу.

1

Самооценка на основе критерия успешности

Развивать интерес к чтению лирических стихов.

Сравнение произведений искусства.

Уч.с.146;

94

Проверка техники чтения

1

Контроль и оценка

95

О. Высотская. Одуванчик.

З. Александрова.                 Одуванчик.

1

Работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Учить работать с книгой;

учить пользоваться тематическим каталогом.

Сравнение образов

Умение наблюдать слово в художественном тексте.

Уч. стр. 147; наизусть

96

М. Пришвин.  Золотой луг.

1

Извлечение из текстов необходимой информации.

Развивать интерес к чтению лирических стихов.

Сравнение поэтических и прозаических текстов.

Умение осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи

Выучить наизусть фрагмент текста Уч. стр. 148;

97

А. Толстой Колокольчики мои, цветики степные…

1

Самооценка на основе критерия успешности

Формировать интерес к творчеству А. Толстого.

Авторское отношение к изображаемому.

Осмысленное чтение лирических текстов; понимание настроения стихотворения;

Уч. стр. 149;

наизусть

98

Саша Чёрный .

Летом.

А. Рылов. Зелёный шум.

1

Извлечение из текста необходимой информации

Формировать интерес к  картинам родной природы.

Сравнение произведений живописи и литературы.

Умение наблюдать слово в художественном тексте.

Уч. с. 150-151;

Сделать иллюстрацию к стихотворению

99

Ф. Тютчев. В небе тают облака…

А. Саврасов. Сосновый бор на берегу реки.

1

Самооценка на основе критерия успешности

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, представленных в текстах.

Сравнение произведений живописи и литературы.

Осмысленное чтение лирических текстов; понимание настроения стихотворения; определение своего собственного отношения.

Уч. стр. 152-153; выразительное чтение

100

Г. Юдин. Поэты.

Я. Аким. Как я написал первое стихотворение.

1

Познавательная инициатива.

Формировать мотивированный интерес к книге и чтению.

Очерковая литература

Узнавание книги по обложке; сравнение разных книг;

их классификация; обобщение представленного; составление собственного

текста по итогам исследования на основе фактов;

Уч. с. 154-155;

Найти книгу о природе

101

Итоговая проверочная работа

1

Контроль и оценка

102

Мы идём в библиотеку.

Обобщающий урок

1

Извлечение из текстов необходимой информации.

Учить работать с книгой;

учить пользоваться тематическим каталогом.

Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге;

узнавание книги по обложке;

сравнение разных книг; классификация их.

Сделать к книге о природе каталожную карточку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному чтению 1 класс Климанова УМК Перспектива

программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с УУД, технологические карты....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. УМК "Перспектива"...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по УМК "Перспектива"

Календарно-тематическое планирование, учебно-тематический план,пояснительная записка, технологические карты с диагностическими работами....

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по УМК "Перспектива"

Календарно-тематическое планирование, учебно-тематический план,пояснительная записка, технологические карты с диагностическими работами....

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по УМК "Перспектива"

Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с ФГОС и на основании программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф. М.. Данная программа реализуется в р...

Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе УМК "Перспектива"

Готовая рабочая программа с тематическим планированием УМК "Перспектива" 1 класс...