Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе УМК "Перспектива"
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме
Готовая рабочая программа с тематическим планированием УМК "Перспектива" 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
УМК "Перспектива" рабочая программа по литературному чтению 1 класс | 106.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 133
Г. УССУРИЙСК УССУРИЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«Утверждаю» Директор гимназии ___________ Борсук И.Л. Приказ №______от «____»_________________2013г. | «Согласовано» Заместитель директора гимназии по УВР ____________Синенко Е.Б. «____»__________________2013г. | «Согласовано» Руководитель МО ____________Миненко И. И.. Протокол №__ от «____»_________________ 2013г. |
Рабочая программа
по литературному чтению
I ступень
1 класс
на 2013 -2014 учебный год
Учитель начальных классов
Миненко Ирина Игоревна
г. Уссурийск
2013 г.
Пояснительная записка.
Статус документа
Данная рабочая программа составлена в соответствии с
- Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2010 г);
- Федеральному закону «Об образовании в РФ» (ст. 28 п. 3 пп. 6, ст. 32 п. 2 пп.7);
и разработана на основе
- Примерной программы начального общего образования, (комплект «Перспектива» программы для начальной школы, Москва «Просвещение», 2011), Примерной программы по русскому языку и с учётом специфики
- И авторской программы по русскому языку под редакцией Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г;
- Учебного плана МБОУ гимназии № 133г. Уссурийска на 2013-2014г
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение литературного чтения отводится 132 часов в год (4 часов в неделю),в том числе период обучения грамоте 92 ч, литературное чтение 40 ч. Из них : Подготовительный период – 9 часов; Основной этап обучения – 64 часов; Обобщающий (послебукварный) период обучения – 19 часов; Литературное чтение –40 ч.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.
Литературное чтение способствует: развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений; формирует читательскую компетенцию — важное средства самообразования
Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:
- развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
- обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
- введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Уже сами названия трех разделов азбуки — «Давайте знакомиться!», «АБВГДейка», «Про все на свете» — говорят о том, что дети не только обучаются первоначальному чтению и письму, но и вводятся в мир общения, чтобы осознать язык как важнейшее средство общения и познания окружающего мира. Изучение языка начинается со слова, которое в коммуникативно-речевых ситуациях рассматривается с разных сторон: смысловой (лексической), звуковой и графической — и выступает как составной элемент предложения.
1. Подготовительный этап («Давайте знакомиться!») начинается с курса общения. Его цель — ввести детей в мир общения, помочь установить контакты между ними, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Коммуникативно-речевые ситуации стимулируют развитие речи учащихся, побуждают детей к высказыванию своего мнения и суждения.
На уроках параллельно с устной речью начинает формироваться письменная речь: от ее предметно-практического уровня (жесты, мимика, пиктограммы и др.) к знаково-символическому и алфавитному, звукобуквенному письму.
Усвоение языка начинается с конкретных представлений о слове и его номинативной функции, о слове как имени человека, как названии предметов окружающего мира («Мы узнаем мир по именам»). Из слов, записанных с помощью пиктограмм, дети составляют предложения и тексты.
Постепенно слово, выступающее перед ребенком сначала со стороны значения (смысла), раскрывается для него со стороны звучания (звуковой формы). Вводятся модели слов, которые дают наглядное представление о взаимосвязи звуковой формы со значением слова. Привлечь внимание детей к звучанию слова помогают рифмовки, считалки, стишки с элементами звукоподражания, акцентирующие внимание на звуковой стороне слова.
Звуковой анализ проводится на всем диапазоне звуков русского языка. Изображение звуков в схемах мотивированно — оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком.
Умение общаться развивается у детей при изучении таких микротем, как «Общение в мире людей», «Общение в мире природы», «Общение с использованием знаков-посредников». Дети учатся различать устные и письменные формы общения, обращают внимание на слова как средства общения людей, учатся решать не только речевые, но и нравственные задачи в процессе общения. Одновременно с азбукой дети работают с Прописью 1 «Рисуй, думай, рассказывай», которая готовит руку ребенка к письму, учит ориентироваться на рабочей строке, упражняться в развитии логического и ассоциативного мышления.
2. Основной этап обучения. Учащиеся работают с материалом из второго раздела азбуки, который имеет одинаковое с ней название — «АБВГДейка». Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Школьники обучаются первоначальному чтению и письму, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре.
При обучении первоначальному чтению применяется все разнообразие аналитико-синтетических упражнений, представленных в игровой наглядно-образной форме.
Установка на чтение словами реализуется в материалах, подобранных с учетом универсальных принципов различения и узнавания буквенного состава слова и ориентированных на одновременно целостное и дифференцированное восприятие слова. Активно используются разные формы чтения: послоговое, целыми словами, темповое, интонационное, выразительное.
Развитию творческой самостоятельности учащихся способствуют разнообразные коммуникативно-речевые задачи, ставящие детей в ситуацию выбора учебного материала и заданий к нему. Это отвечает природе ребенка и развивает положительное отношение к учению. Вводится работа в парах (постоянного и переменного состава), которая предусматривает помощь в чтении отстающим детям со стороны более подготовленных. На уроках складываются условия для взаимообучения и интенсивного продвижения вперед каждого из учеников.
«АБВГДейка» обеспечивает активную деятельность всех учащихся, имеющих различный уровень подготовки к школе. В самом начале учебника читающим детям предлагаются тексты для чтения. Интерес ребят к чтению, к книге всемерно поддерживается: на страницах азбуки ребенок встречается с любимыми героями детских книг, знакомится с новыми произведениями.
Лексика «АБВГДейки» ориентирована на большую и разнообразную работу со словом. На простейших моделях учащиеся знакомятся с многозначными словами, синонимами, антонимами и омонимами, фразеологическими выражениями.
Значительное место отводится развитию речевых умений при составлении предложений и текстов. Систематическая работа со словом создает условия для формирования орфографических навыков и постижения образного языка художественных текстов.
При обучении письму вводится печатный шрифт, освоение которого способствует созданию у детей зрительно-двигательного образа буквы, благоприятно сказывается на ее усвоении. Однако основное внимание уделяется освоению письменного шрифта.
Дети осваивают правила русской графики, у них активно формируются первоначальные орфографические умения, отрабатывают навыки письма и орфографические умения в Прописях 1 и 2.
3. Обобщающий (послебукварный) этап строится на материале третьего раздела азбуки «Про все на свете».. Основная задача этого периода — закрепить навыки осознанного чтения, обеспечить переход от послогового чтения к чтению словами.
Литературная часть азбуки ориентирована не только на развитие навыка чтения, но и на развитие умения понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах. «Литературные секреты», представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образный язык художественных произведений. Имеются задания, стимулирующие литературное творчество детей, помогающие учителю строить уроки-диалоги, уроки общения читателя с писателем, книгой, ее героями.
Курс «Литературное чтение» ставит следующие задачи:
- целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
- свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
- приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
- формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
- обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
- научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
- развивать интерес к литературному творчеству;
- духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.
Общие принципы, реализующие указанные цели:
- принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;
- принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;
- принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;
- принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;
- принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;
- культурно-исторический принцип;
- принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.
Круг детского чтения. Тематика
1. Жанровый блок. Знакомство детей с жанром сказки (русские народные сказки, сказки народов России). Загадки, пословицы, потешки, небылицы.
2. Тематический блок. Темы, посвященные семье и детям, их взаимоотношениям, общению с природой и миром животных. Учащиеся перечитывают произведения классиков детской литературы (К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов).
Тематический блок включает юмористические стихи, рассказы, сказки, а также научно-познавательные тексты.
Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения
1. Развитие навыка чтения:
- способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных и трудных слов;
- качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах. Чтение в темпе 30—40 слов в минуту.
2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения:
- полные ответы на вопросы по содержанию текста;
- нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребенка;
- пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста;
- воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы;
- формирование умения сосредоточиться на чтении текста.
3. Воспитание культуры речи и чтения:
- формирование умения слушать собеседника;
- развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении;
- развитие умения делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения;
- развитие грамматически правильной речи, ее эмоциональности и содержательности;
- воспитание доброжелательного отношения и внимания к собеседнику — сверстнику и взрослому;
- увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к чтению двусложных слов при выполнении упражнения на целостное восприятие слов.
Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром
1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки:
- формирование способности воспринимать красоту весенней природы; умение выразить свое отношение к ней. Отражение весеннего настроения в произведениях художников и музыкантов;
- наблюдение за поведением и движениями животных, умение передать свои впечатления в устной речи и через рисунок;
- сравнение художественных текстов о весне с произведениями живописцев.
2. Слушание художественных произведений:
- слушание сказок, стихотворений и рассказов в исполнении мастеров художественного слова. Побуждение к обмену впечатлениями от услышанного;
- слушание и заучивание наизусть небольших стихотворений о весне, детях, животных.
3. Перечитывание художественного произведения и его анализ:
- высказывание собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное;
- соотнесение содержания произведения с иллюстрациями к нему;
- нахождение в художественном произведении отрывков, созвучных иллюстрациям;
- воспитание внимательного отношения к авторскому слову в художественном тексте;
- наблюдение за языком художественного произведения (с помощью учителя); нахождение слов, помогающих ярко и точно изобразить природу;
- понимание значения слов и выражений исходя из контекста; сопоставление синонимов;
- умение назвать героев (действующих лиц) произведения; найти в тексте слова, характеризующих их.
4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами:
- воспроизведение диалоговых сцен из прочитанных произведений;
- сравнение сказок разных авторов с одним и тем же сюжетом;
- придумывание своего варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя);
- умение различать сказку, рассказ и стихотворение (на практическом уровне).
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы используются:
Формы организации учебного процесса: работа в группах и в парах, проектная работа, дидактические игры, дифференциация процесса.
Элементы педагогических технологий: игровая, проблемное обучение, уровневая дифференциация, компьютерная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др.
Контроль и оценка планируемых результатов Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
-контрольные работы:
- Комплексная работа по итогам обучения
- Стандартизированная контрольная работа.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
В 1 классе предусматривается безотметочное обучение Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по русскому языку осуществляется согласно уставу ОУ и Положению о порядке проведения аттестации обучающихся начальных классов. В конце учебного года предусмотрена тестовая контрольная работа по основным темам года и интегрированная проверочная работа.
Формирование универсальных учебных действий:
Вид УУД | Что формируется |
Метапредметные универсальные действия: | |
Коммуникативные ууд |
|
Регулятивные ууд |
|
Познавательные универсальные действия: | |
Общеучебные: |
|
Логические: |
|
Личностные | |
Личностные: |
|
Распределение часов
Четверть | Кол-во недель | Кол-во часов | Контрольные работы | |||
диктант | Интегрированная комплексная проверочная работа | Проверочное списывание | Стартовая диагностика | |||
1 | 9 | 45 | 1 | |||
2 | 7 | 35 | 1 | 1 | ||
3 | 9 | 45 | 1 | |||
4 | 8 | 40 | 2 | 1 | 1 | |
Всего за год | 33 | 165 | 4 | 1 | 2 | 1 |
Промежуточная и итоговая аттестация
четверть | Название контрольной работы | дата |
1 | Стартовая диагностика | 29.09 |
2 | Проверочное списывание №1 Проверочный диктант №1 | 2.12 22.12 |
3 | Проверочный диктант №2 | 15.03 |
4 | Проверочное списывание №2 Проверочный диктант № 3 Итоговый контрольный диктант Комплексная интегрированная проверочная работа | 18.04 24.04 15.05 17.05 |
Тематическое планирование: обучение грамоте (92 ч)
Подготовительный период – 20 часов; Основной этап обучения – 64 часов; Обобщающий (послебукварный) период обучения – 8 часов;
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Давайте знакомиться (подготовительный этап) (20ч) | |
Введение в мир общения. Устная форма общения; умение говорить, слушать. Диалоговая форма общения, собеседники. | Моделировать ситуацию общения (кто с кем общается, какие слова использует). Составлять диалоги при работе в паре. Разыгрывать сценки общения героев сказок. |
Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении. Номинативная функция слова (служащая для называния чего-либо). Слова — названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением | Называть предметы по рисункам. Употреблять слова речевого этикета. Подбирать слова с обобщающим значением. Составлять рассказ по названию и картинкам. |
Помощники слова в общении. Общение без слов. Как понять животных. Разговаривают ли предметы? Слова и предметы (4 ч) | |
Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация. «Общение» с животными, с неодушевлёнными предметами, с героями литературных произведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов | Разыгрывать сценки по сюжетам народных сказок; наблюдать за жестами, мимикой и интонацией героев сказок. Рассказывать эпизоды из сказок, использовать жесты и различные виды интонации. Наблюдать за ролью интонации в речи. Использовать разные виды интонации для выражения своего отношения к предмету рассказывания. Составлять рассказы с помощью предметов. Сравнивать степень точности выражения мысли в рассказе, составленном с помощью предметов, и в рассказе, составленном с помощью слов. |
Использование в общении посредников (предметов, меток, рисунков, символов, знаков) как подготовка к осмыслению письменной речи.Рисунки, знаки-символы как способ обозначения предметов и записи сообщений.Сообщения, записанные знаками-символами.Знаки-символы в учебно-познавательной деятельности для обозначения коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.Условные знаки. Знакомство со знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и др.Сообщения, количество и последовательность слов в сообщениях.Первоначальное обобщение: жесты, рисунки, знаки, слова — наши посредники в общении с людьми, средства общения.Слово как главное средство общения. | Моделировать ситуацию общения с использованием меток, рисунков, знаков. Составлять рассказ-объяснение «Как найти дорогу» с использованием меток, знаков, символов. Составлять простейшие сообщения. Овладевать знаково-символической деятельностью: составлять устные высказывания, «записывать» их с помощью рисунков, пиктограмм или условных знаков (с помощью учителя). Создавать свои знаки-символы для обозначения парной и познавательной работы; сравнивать их с условными знаками в учебнике. Коллективно составлять знаки-символы, обозначающие результаты работы, их оценку (хорошо, отлично, удовлетворительно).Расшифровывать знаки: понимать их значение, придумывать и рисовать (запись) простейшие знаки-символы. Делить сообщения на слова, определять их количество, последовательность. Составлять простейшие сообщения, оформлять их на письме с помощью схем. Обозначать слово любыми средствами: фишками, символическим рисунком, знаком Выполнять задания по образцу, контролировать выполнение упражнения |
Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные (4 ч) | |
Звуковая структура слова.Звуки в природе.Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. Символы для их обозначения. Мягкие и твёрдые согласные звуки, их обозначение.Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями). | Выполнять один из элементов звукового анализа: интонационно выделять в словах звуки речи.Фиксировать их последовательность с помощью бусинок, фишек, условных обозначений. Определять последовательность звуков в слове. Выделять гласные и согласные звуки, различать их и характеризовать. Сравнивать и характеризовать твёрдые и мягкие согласные звуки, использовать условные знаки для их обозначения. Моделировать структуру слова: указывать его значение, заполнять звуковые схемы (самостоятельно и в паре). Сравнивать слова по звучанию; составлять группы слов с одинаковым звуком в начале. Подбирать слова с искомым звуком. Фиксировать звуки в слове на звуковых схемах. |
Слог — минимальная единица произношения и чтения. Слова и слоги: слово — номинативная (назывная) единица, слог — единица произношения. Слогообразующая функция гласных.Ударение. Ударный гласный звук в слове. Образно-символическое обозначение ударения.Смыслоразличительная роль ударения (зáмок — замóк, кружки — кружки). | Делить слова на слоги. Называть в слоге гласный звук. Моделировать слова, характеризовать их слоговую структуру. Проводить слого-звуковой анализ слов. Использовать условные обозначения слога (дуга, вертикальные линии). Расставлять знак ударения в звуковых схемах слов. Находить ударный слог в словах, обозначать его знаком ударения. Воспроизводить звучание слова с ориентировкой на знак ударения. |
Первоначальное представление о предложении. Сравнение и различение предложения и слова.Модель предложения, графическое обозначение его начала и конца.Общее представление о речи на основе наглядно-образных моделей и поэтических текстов.Обобщение. Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударений в словах. Слово, его значение и звучание. Предложение, схема предложения. | Различать слово и предложение по их функциям (без терминологии), назначению. Оформлять начало и конец предложения с ориентировкой на модель предложения. Записывать сообщение с помощью графической схемы. Переводить устные сообщения в предложения, записывать их с помощью схем. Давать характеристику звуков в звуковой схеме. Воссоздавать сюжет сказки с опорой на схемы предложений. Писать элементы букв. Соотносить написанные элементы с образцом. Оценивать самостоятельно свою работу на основе образца |
Страна АБВГДЕйка (букварный (основной) этап) (64 ч[1]) | |
Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами.Знакомство с шестью гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ).Звучание и значение слова. | Проводить звуковой анализ слов. Различать и соотносить звуки и буквы. Объяснять роль букв (обозначение звуков). Характеризовать гласные звуки, обозначать шесть гласных звуков буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте. Находить изученные буквы в тексте. |
Согласные звуки, обозначение их буквами. Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их артикуляция. Обозначение звуков буквами.Смыслоразличительная функция звуков.Мягкие и твёрдые согласные.Обозначение на письме мягкости согласных.Звонкие и глухие согласные.Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого-звуковой анализ слов. Открытый и закрытый слоги.Роль гласных букв в открытых слогах, правила чтения открытых слогов с гласными буквами: [ы — и], [о — ё], [а — я], [э — е], [у — ю].Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. | Подписывать изученные буквы под звуковыми схемами. Различать согласные и гласные звуки, обозначать согласные звуки на схеме условными знаками и буквами. Характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Сравнивать слова-омонимы (без терминологии) по значению и по звучанию. Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения и тексты. Анализировать примеры звукописи в стихотворной речи, в скороговорках. Наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков в словах. Делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Читать открытые слоги с гласными буквами: [ы — и], [о — ё], [а — я], [э — е], [у — ю]. |
Двойное значение букв е, ё, ю, я (в зависимости от места в слове): обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного звука; обозначение двух звуков: звука й и гласного а, о, у, э (в абсолютном начале слова, после гласных, после разделительных мягкого и твёрдого знаков). | Находить буквы е, ё, ю, я в словах, различать их функцию: обозначать два звука или указывать на мягкость предшествующего согласного. Обозначать мягкость согласных с помощью букв е, ё, ю, я (лук — люк, мак — мяч). Читать слова с соблюдением элементарных правил орфоэпии, т. е. так, как они произносятся, с элементами самоконтроля за пониманием прочитанного. Делить слова на слоги. Произносить сложные по звуко-слоговой структуре слова в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением правильного ударения. |
Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков.Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака. Употребление ь и ъ как разделительных знаков.Обозначение на письме мягкости предшествующего согласного звука с помощью мягкого знака и букв я, и, ю, е, ё.Сравнение слов с разделительными мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласных.Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками (первоначальные наблюдения).Анализ графических элементов изучаемых букв | Обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака (угол — уголь). Объяснять функцию мягкого знака как показателя мягкости. Читать небольшой текст с использованием правил выразительности: делать паузы между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания. Самостоятельно выразительно читать небольшие тексты. Анализировать графическую форму изучаемых букв. Писать слова с разделительными мягким и твёрдым знаками. Писать соединения букв, слова, предложения |
Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания). Старинные азбуки, старые названия букв. Назначение азбук. Их обучающая и воспитательная роль. Письмо предложений и текстов с соблюдением норм каллиграфии | Объяснять различия звуков и букв. Изображать слово с помощью модели. Объяснять происхождение слов «азбука» и «букварь». Формулировать (с помощью учителя) основную мысль текстов. Списывать и записывать под диктовку небольшие предложения с соблюдением норм каллиграфии. Применять самоконтроль при оценивании написанного |
Про всё на свете (послебукварный период) (8 ч) | |
Общение. Позитивная модель общения, основанная на доброжелательности и внимании к собеседнику.Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содержание).Звуко-слоговой состав слов. Слово и предложение. Знаки препинания в конце предложения.Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак.Простейший анализ предложений. Порядок слов и смысл в предложении, их взаимосвязь. | Использовать в общении формулы речевого этикета, ориентируясь на положительный стиль общения: относиться к собеседнику внимательно, терпеливо, выслушивать его; задавать вопросы, уточнять сказанное. Выделять гласные и согласные звуки; обозначать их буквами.. Владеть сознательным, плавным слоговым чтением с переходом на чтение целыми словами (25—30 слов в минуту). Создавать (вместе с учителем) партитуры чтения: расставлять и обозначать в словах ударения, обозначать слоги в многосложных словах с помощью дуг. Оформлять предложения на письме. Составлять предложение по картинке. Определять количество слов в предложении. Отличать предложение от набора слов. Осмыслять роль предложения (высказывания) в речевом общении. Выделять предложения из речи, оформлять их. Записывать предложение, графически правильно оформлять его начало и конец. Устанавливать связь слов в предложении при изменении порядка слов. Составлять простые предложения по рисунку (серии рисунков), определять количество слов в предложении. Объединять слова в предложения, устанавливать их связь в предложении. Определять в тексте количество предложений и записывать их. Определять последовательность предложений в деформированном тексте |
Литературное чтение
1 класс (40 ч)
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Вводный урок (1 ч) | |
Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены |
Книги — мои друзья (3 ч) | |
1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книга, читатель, писатель. Книги — мои друзья. С. Маршак. Новому читателю( заучивание наизусть). Кто говорит молча? Загадки о книге. Пословицы о книге. Возникновение письменности. Предметное письмо. Узелковое письмо. Наскальные рисунки. Иероглифы. Сочинение своего письма с помощью рисунков. 2. С. Михалков. Как бы жили мы без книг? Выставка книг. Герои детских книг. Мы идём в библиотеку. Экскурсия. Тематические указатели. Мои любимые писатели. А.С. Пушкин. Словесное рисование картин к вступлению к поэме «Руслан и Людмила». 3. Самостоятельное чтение. В.Осеева. Чтение по ролям. Семейное чтение. Из книг К.Д. Ушинского. Нравственный смысл произведений К.Д. Ушинского. 4. Наш театр. К. Чуковский. Айболит. Инсценирование. 5. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель. Сравнивать слова с противоположным значением: трудолюбие — леность, честность — ложь, доброта — злость, объяснять их смысл. Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека. Понимать, в чём ценность книги. Обсуждать иллюстрации книги. Называть элементы книги (обложка, иллюстрации, фамилия автора, название произведения). Участвовать в обсуждении проблемной ситуации «Как бы жили мы без книг?». Объяснять нравственный смысл различных слов, употребляемых в произведениях К.Д. Ушинского. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Придумывать свои записи с помощью различных рисунков. Учиться выбирать книгу в библиотеке. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Рассказывать о своих любимых книгах (называть автора, название, тему, основные события). Рассказывать о возникновении письменности. Описывать (представлять) устно картины, изображённые в произведении А.С. Пушкина. Читать, представляя себя в роли разных героев рассказа В. Осеевой. Определять героев произведения К. Чуковского. Распределять роли. Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение |
Радуга-дуга (4 ч) | |
Самостоятельное чтение. Рифмы матушки-гусыни. 2. Загадки. Сравнение загадок с отгадками. Классификация загадок. Сочинение загадок. Пословицы и поговорки разных народов. Нравственный смысл пословицы. По следам семейного чтения. Мудрые мысли разных народов. 3. Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. Выставка книг. 4. Наш театр. Перчатки. Английская народная песенка. Подготовка спектакля по произведению. 5. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассказывать о жанровом разнообразии произведений устного народного творчества разных народов. Определять нравственный смысл пословицы и поговорки (какая народная мудрость заключена в пословицах и поговорках разных народов). Изменять (убыстрять или замедлять) темп чтения в зависимости от поставленной задачи. Воспроизводить по памяти понравившиеся пословицы и поговорки, обсуждать их смысл. Сравнивать фольклорные произведения разных народов. Называть изученные жанры фольклора, высказываться о своём отношении к русским народным песенкам, загадкам, пословицам, к фольклорным произведениям других народов России. Соотносить загадку и отгадку. Распределять загадки по тематическим группам. Объяснять смысл пословицы. Учить выбирать книги для самостоятельного чтения в школьной библиотеке, ориентируясь на название книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки. Читать вслух произведения малых жанров устного народного творчества. Читать выразительно, учитывая интонацию. Различать виды малых жанров устного народного творчества: пословицы, поговорки, песенки, загадки. Сочинять загадки на основе заданных свойств предмета. Придумывать жизненные ситуации, в которых можно было бы использовать одну их прочитанных пословиц. Анализировать содержание текста; называть героев произведения; определять особенности характера героев. Инсценировать произведение |
Здравствуй, сказка! (5 ч) | |
1. Вводный урок. Основные понятия раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Узнай сказку. Рассказывание сказок по рисункам. Работа с книгой. 2. Жили-были буквы. Г. Юдин. Почему «А» первая? Т. Коти. Катя и буквы. Буквы — сказочные герои. Самостоятельного чтения. И. Гамазкова. Живая азбука. Сравнение сказок. Русская народная сказка. Курочка Ряба. С. Маршак. Курочка Ряба и десять утят. 3. Русская народная сказка. Кот, лиса и петух. Главные герои сказки. Л. Пантелеев. Две лягушки. Сравнение героев сказки. По следам семейного чтения. Сказки разных народов. Сравнение русских сказок со сказками народов России. 4. Наш театр. С. Михалков. Сами виноваты. Инсценирование сказки. 5. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. 6. Семейное чтение. Три дочери. Два лентяя. Заяц и черепаха | Рассказывать о своём отношении к сказкам. Высказывать своё мнение о прочитанной сказке. Обсуждать проблемную ситуацию «Как бы ты поступил на месте этих героев?». Выбрать сказку после рассматривания иллюстраций и чтения названия. Называть 1—2 сказки народов России. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Находить нужную сказку в книге. Читать выразительно диалоги сказочных героев. Сравнивать сказки со сходным содержанием. Сравнивать героев сказки: их действия, характеры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Читать сказку вслух. Рассказывать сказку по серии рисунков. Придумывать возможный конец сказки. Следить за развитием сюжета в народной и литературной сказке. Определять реальное и волшебное в литературной сказке, в стихотворении. Определять героев произведения. Определять характер героев произведения, называть их качества. Распределять роли. Инсценировать произведение |
Люблю всё живое (6 ч) | |
1. Вводный урок. Основные понятия раздела: общение, диалог. В. Лунин. Никого не обижай.( заучивание наизусть) Е. Благинина. Котёнок. Нравственный смыл произведений. Семейное чтение. Л. Толстой. Пожарные собаки. Б. Житков. Вечер. 2. Приём звукописи как средство создания образа. И. Токмакова. Лягушки. Разговор синицы и дятла. В. Бианки. Разговор птиц в конце лета. 3. Мы в ответе за тех, кого приручили. И. Пивоварова. Всех угостила. С. Михалков. Зяблик. Герой стихотворения. Самостоятельное чтение. С. Маршак. В зоопарке. Общение с миром природы. Н. Сладков. Без слов. Создание газеты «Жизнь леса». Создание плаката «Охраняй природу». 4. Мы идём в библиотеку. Книги о природе и животных. Л.Н. Толстой. Обходиться добром со всяким. Не мучить животных. 5. Наш театр. С. Маршак. Волк и лиса. 6. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Определять нравственный смысл содержания раздела «Люби всё живое». Рассказывать о своём отношении к животным и растениям. Работать в паре, проявляя внимание к собеседнику: высказывать своё мнение, задавать вопросы о прочитанном. Соблюдать нормы общения со старшими, друг с другом. Выражать своё отношение к животным; составлять рассказ о любимой собаке (кошке). Сравнивать понятия: делать хорошо, делать плохо; объяснять их смысл. Участвовать в диалоге; слушать друг друга; договариваться друг с другом. Отбирать материал для создания плаката, газеты в соответствии с темой. Представлять собственный творческий продукт. Классифицировать книги на выставке по подтемам. Сравнивать научный и художественный тексты. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Читать выразительно стихотворение, передавая особенности разговора различных птиц, своё собственное отношение. Различать научный и художественный тексты. Освоить приём звукописи как средство создания образа. Находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы. Находить слова в прозаическом и стихотворном текстах, характеризующие героя. Определять героев произведения и их характеры. Распределять роли. Инсценировать произведение. Создавать произведение по серии рисунков. Определять тему выставки книг, находить нужную книгу |
Хорошие соседи, счастливые друзья (7 ч) | |
1. Вводный урок. Основные понятия раздела: рассказ, герой рассказа. С. Михалков. Песенка друзей. ( заучивание наизусть)М. Танич. Когда мои друзья со мной. А. Барто. Сонечка. Выразительное чтение стихотворений. 2. Характеристика героя произведения. Сравнение произведений по теме, содержанию и главной мысли. Е. Пермяк. Самое страшное. В. Осеева. Хорошее. Э. Шим. Брат и младшая сестра. 3. Мы идём в библиотеку. Книги о детях. 4. Самостоятельное чтение. Е. Благинина. Паровоз, паровоз, что в подарок нам привёз… В. Лунин. Мне туфельки мама вчера подарила… Тема стихотворений. 5. Наш театр. М. Пляцковский. Солнышко на память. Ю. Мориц. Это — да! Это — нет! Чтение по ролям. 6. Семейное чтение. Л. Толстой. Не лениться. Косточка. Нравственно-этический смысл произведений. Главная мысль произведения. 7. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассуждать о том, кого можно назвать другом, объяснять, что такое настоящая дружба. Различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давать оценку своим и чужим поступкам. Обсуждать с другом значение понятий: дружба, забота, взаимопомощь, милосердие; приводить примеры из прочитанных рассказов. Общаться друг с другом, не обижая собеседника. Оказывать поддержку друг другу, помогать друг другу. Сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли. Находить книгу в библиотеке по заданным параметрам. Классифицировать книгу по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: рассказ, герой рассказа. Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. Читать по ролям произведение. Определять общую тему произведений. Определять героев произведения. Характеризовать героя произведения по его речи и поступкам. Находить главную мысль произведения, соотносить содержание произведения с пословицей. Распределять роли. Определять тему выставки книг |
Край родной, навек любимый (9 ч) | |
1. Вводный урок. Основные понятия раздела: стихи, рифма. Составление устных сообщений о красоте родного края. П. Воронько. Лучше нет родного края. 2. Стихотворения русских поэтов о природе. Произведения русских художников о природе. А. Плещеев. Весна. С. Есенин. Черёмуха. С. Дрожжин. Пройдёт зима холодная… И. Суриков. Лето. Н. Греков. Летом. А. Пушкин. За весной, красой природы… А. Плещеев. Миновало лето… И. Суриков. Зима. ( заучивание наизусть по выбору) 3. Репродукции картин И. Грабаря, И. Шишкина, И. Левитана, И. Репина, В. Поленова, П. Кончаловского. Выразительное чтение. Приём сравнения как средство создания образа. Рифма. Сравнение произведение литературы и живописи. 4. Образ природы в литературной сказке. В. Сухомлинский. Четыре сестры. Сочинение сказки. В. Берестов. Любили без особых причин… Г. Виеру. Сколько звёзд на ясном небе! Н. Бромлей. Какое самое первое слово? А. Митяев. За что люблю маму. 5. Стихи для папы. Сравнение произведений на одну и ту же тему. Составление рассказа о своей семье. 6. Мы идём в библиотеку. Книги о Родине. Выставка книг. 7. Самостоятельное чтение. Е. Пермяк. Первая рыбка. Рассказ о своей семье. 8. Семейное чтение. И. Косяков. Всё она. Л. Толстой. Мальчик и отец. К. Ушинский. Лекарство. Объяснение смысла произведений. 9. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Рассказывать о своей Родине; о своей семье; о своих чувствах к Родине, месту, где родился и вырос; о любви к своей семье, своим родителям, братьям и сестрам. Передавать при чтении стихов настроение в соответствии с речевой задачей: выразить радость, печаль. Объяснять значение слов «Родина», «Отечество». Знать названия страны и города, в котором живешь. Выразительно читать стихи, посвященные столице. Объяснять смысл выражения «Родина-мать». Рассуждать о том, в чём проявляется заботливое отношение к родным в семье, что такое внимание и любовь к ним. Работать в паре; выслушивать друг друга; договариваться друг с другом. Сравнивать произведения на одну и ту же тему. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; находить общее и различия. Находить нужную книгу в библиотеке по тематическому указателю. Классифицировать книгу по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: стихи, рифма. Читать произведения, выражая настроение и собственное отношение к изображаемому. Объяснять смысл прочитанных произведений. Находить рифму в стихотворении. Находить сравнения. Наблюдать за использованием сравнений. Придумывать сравнения. Определять ритм стихотворения; читать на основе ритма. Чувствовать настроение автора к изображаемому в произведении. Сочинять сказки самостоятельно. Определять тему выставки книг |
Сто фантазий (1 ч) | |
Основные понятия раздела: творчество. Р. Сеф. Совершенно непонятно. В. Маяковский. Тучкины штучки. В. Викторов. Поэт нашел в себе слова…. Ю. Мориц. Сто фантазий. И. Пивоварова. Я палочкой волшебной… Г. Цыферов. Про меня и про цыпленка. Сочинение своих собственных историй на основе художественных текстов | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Сочинять свои собственные истории. Объяснять значение понятия «творчество». Сочинять небольшой рассказ или сказку, подражая писателю прочитанных произведений |
Календарно – тематическое планирование
Литературное чтение (обучение чтению)
№ п/п | Тема раздела и урока | Дата | Примечания | |
план | факт | |||
Подготовительный этап обучения – (20 часов) | ||||
1 | «Давайте знакомиться!» Введение понятия «общение». Цель и результат речевого общения. Приветствие. Знакомство. | 1.09 | ||
2 | Мои любимые книжки». Цель и средства речевого общения. Мы узнаем мир по именам — роль слова в общении. Имя собственное | 5.09 | ||
3 | «Первый школьный звонок». Жест и его значение. Общение с помощью жестов. Роль слов и жестов в общении. Культура общения. | 6.09 | ||
4 | «Слова и жесты в общении» Культура общения. Слова-названия конкретных предметов и слова обобщающего характера (юла — игрушка). | 7.09 | ||
5 | «В мире природы». Выразительные движения, позы животных; значение телодвижений и выразительных поз у животных. | 8.09 | ||
6 | «Мы пришли в театр». Мимика и её роль в общении. Устные рассказы по мотивам известных сказок. Наблюдение над жестами и мимикой героев сказок. Словесное рисование. | 12.09 | ||
7 | «Вспомни и расскажи сказку». Интонация, ее роль в общении. Наблюдение над образованием слов с переносным значением. | 13.09 | ||
8 | «Слова или предметы?». Различение слова и предмета, им обозначаемого. | 14.09 | ||
9 | «Рисунки и знаки в общении» Общение с использованием рисунков. | 15.09 | ||
10 | «Условные знаки в городе и дома». Кому адресованы знаки? «Чтение» знаков (извлечение смысла значения знаков). | 19.09 | ||
11 | «Путешествие по цветочному городу». Условные знаки в городе. | 20.09 | ||
12 | «Знаки по охране природы». Обобщение представлений о знаках. | 21.09 | ||
13 | «Загадочное письмо», «Письмо в рисунках». Закрепление представлений о слове. | 22.09 | ||
14 | «Мир полный звуков». Различение звуков речи и звуков окружающего мира. | 26.09 | ||
15 | Звуки гласные и согласные.. Модели слов, различение звучания слова и его значения. | 27.09 | ||
16 | Стартовая диагностика | 28.09 | ||
17 | «Звучание слова и его значение». Звуковой анализ слов. Модели слов. Классификация слов. | 29.09 | ||
18 | «Слог. Деление слов на слоги». Сопоставление понятий: слово — слог. Умение произносить слово по слогам. | 3.10 | ||
19 | «Ударение в слове». | 4.10 | ||
20 | «Слово, предложение». «Речь».. | 5.10 | ||
Основной этап обучения – (64 часа) | ||||
21 | Ознакомление со звуком [а] и буквами А, а. | 6.10 | ||
22 | Ознакомление со звуком [о] и буквами О, о. | 10.10 | ||
23 | Ознакомление со звуком [у] и буквами У, у. | 11.10 | ||
24 | Ознакомление со звуком [и] и буквами И, и | 12.10 | ||
25 | Ознакомление со звуком [ы] и буквой ы. | 13.10 | ||
26 | Ознакомление со звуком [э] и буквами Э, э | 17.10 | ||
27 | Закрепление изученного материала | 18.10 | ||
28 | Ознакомление с согласными звуками [м], [м,], буквами М, м | 19.10 | ||
29 | Ознакомление с согласными звуками [с], [с,], буквами С,с | 20.10 | ||
30 | Ознакомление с согласными звуками [н], [н,], буквами Н, н | 24.10 | ||
31 | Ознакомление с согласными звуками [л], [л,], буквами Л, л | 25.10 | ||
32 | Закрепление изученного | 26.10 | ||
33 | Ознакомление с согласными звуками [т], [т,], буквами Т,т | 27.10 | ||
34 | Ознакомление с согласными звуками [к], [к,], буквами К, к | .31.10 | ||
35 | Закрепление изученных букв («Узелки на память») | 1.11 | ||
36 | Повторение изученных букв | 7.11 | ||
37 | Ознакомление с согласными звуками [р], [р,], буквами Р, р | 8.11 | ||
38 | Ознакомление с согласными звуками [в], [в,], буквами В, в | 9.11 | ||
39 | Ознакомление с согласными звуками [п], [п,], буквами П, п | 10.11 | ||
40 | Ознакомление с согласными звуками [г], [г,], буквами Г, г | 14.11 | ||
41 | Формирование умения сравнивать звуки[г],[к], [г,], [к,] | 15.11 | ||
42 | Формирование умения читать слова с изученными буквами | 16.11 | ||
43 | Закрепление изученных букв (р,п,г,к) | 17.11 | ||
44 | Знакомство с буквами Е, е в начале слова и после гласной | 21.11 | ||
45 | Знакомство с буквами Ё,ё в начале слова и после гласной | 21.11 | ||
46 | Формирование умения читать слова с изученными буквами | 23.11 | ||
47 | Закрепление изученного материала | 24.11 | ||
48 | Повторение и обобщение по пройденному материалу | 28.11 | ||
49 | Ознакомление с согласными звуками [б], [б,], буквами Б,б | 29.11 | ||
50 | Ознакомление с согласными звуками [з], [з,], буквами З, з | 30.11 | ||
51 | Сопоставление произношения звуков [з], [з,] со звуками [c], [с,] | 1.12 | ||
52 | Чтение текстов с изученными буквами | 5.12 | ||
53 | Ознакомление с согласными звуками [д], [д,], буквами Д, д. Сравнение звуков[д] и [т], [д,] и [т,] Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами | 6.12 | ||
54 | Ознакомление с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж | 7.12 | ||
55 | Формирование умения читать целыми словами | 8.12 | ||
56 | Закрепление изученных букв | 12.12 | ||
57 | Формирование умения читать тексты с изученными буквами | 13.12 | ||
58 | Упражнения в чтении | 14.12 | ||
59 | Знакомство с буквами Я, я, обозначающими звуки [йа] | 15.12 | ||
60 | Закрепление умения читать тексты с изученными буквами | 19.12 | ||
61 | Знакомство с согласны ми буквами Х, х, обозначающими согласные звуки [х], [х,] | 20.12 | ||
62 | Повторение изученных букв | 21.12 | ||
63 | Знакомство с буквой ь – показателем мягкости согласных звуков. | 22.12 | ||
64 | Знакомство со звуком [й] и буквами Й,й | 26.12 | ||
65 | Знакомство с буквами Ю, ю, обозначающими звуки [йу]. | 27.12 | ||
66 | Буква ю – показатель мягкости согласных звуков | 28.12 | ||
67 | Знакомство с произведениями устного народного творчества | 29.12 | ||
68 | Закрепление изученного материала («Узелки на память») | 16.01 | ||
69 | Чтение текстов с изученными буквами | 17.01 | ||
70 | Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. | 18.01 | ||
71 | Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч,].,] | 19.01 | ||
72 | Согласные буквы Щ,щ, обозначающие согласный звук [щ | 23.01 | ||
73 | Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. | 24.01 | ||
74 | Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф,] | 25.01 | ||
75 | Повторение и обобщение по изученному материалу | 26.01 | ||
76 | Знакомство с разделительными мягким знаком и твердым знаками | 30.01 | ||
77 | Знакомство с произведениями из детской энциклопедии | 31.01 | ||
78 | Знакомство с произведениями Л.Н.Толстого | 1.02 | ||
79 | Закрепление пройденного материала: чтение и анализ произведений (узелки на память) | 2.02 | ||
80 | Чтение и анализ произведений о буквах | 6.02 | ||
81 | Повторение знаний о записи слов при помощи знаков | 7.02 | ||
82 | Знакомство со значением слова в речи | 8.02 | ||
83 | Стихи, рассказы, сказки | 9.02 | ||
84 | Урок-путешествие «По страницам старинных букварей и книг для чтения» Рассказы и басни К.Ушинского и Л. Толстого | 20.02 | ||
Послебукварный период – 8 часов | ||||
85 | «Про все на свете» Упражнение в подборе рифмы. Знакомство с произведения писателей для детей | 21.02 | ||
86 | «Как общаются люди» Знакомство с различными способами передачи чувств людьми | 22.02 | ||
87 | «Умеет ли разговаривать природа?»Знакомство с произведениями о животных | 23.02 | ||
88 | « Загадки» Знакомство с одним из жанров устного народного творчества - загадками | 27.02 | ||
89 | «Об одном и том же по-разному.» Развитие у детей способности фантазировать, выдумывать свои истории | 28.02 | ||
90 | «Волшебство слова» Знакомство с колыбельными песнями | 29.02 | ||
91 | Знакомство с жанром устного народного творчества - считалка | 1.03 | ||
92 | Знакомство с составными частями сказки | 5.03 |
Календарно-тематическое планирование
Литературное чтение ( 40ч.)
№ п/п | Тема раздела и урока | Дата | Примечания | |
план | факт | |||
Книги – мои друзья» (7ч.) | ||||
1 | «Книги – мои друзья». С.Маршак. «Новому читателю». (Книга – читатель – мыслитель.) | 6.03 | ||
2 | «Как хорошо уметь читать» Загадки, пословицы о книге..Возникновение письменности. | 7.03 | ||
3 | «Как бы жили мы без книг?» С.Михалков. «Как бы жили мы без книг | 12.03 | ||
4 | Вн.чт.А.Барто.«Стали грамотными».С.Маршак. «Разговор с первым классом».Б.Заходер. «Живая азбука». | 13.03 | ||
5 | «Мои любимые писатели» . А.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок) – «У лукоморья дуб зелёный…». Любимый отрывок из сказки А.Пушкина | 14.03 | ||
6 | «Сказки К.Чуковского» Сказка К.Чуковского «Айболит». Вн.чт. Книги К.Чуковского.. | 15.03 | ||
7 | «Из книг К.Ушинского» К.Ушинский. «Худо тому, кто добра не делает никому»; «Из книг К.Ушинского». В.Осеева. «Мама принесла Тане новую книгу…» | 19.03 | ||
«Радуга-дуга» 4ч. | ||||
8 | «Пословица – мудрость народная» Загадки. Пословицы, поговорки. | 20.03 | ||
9 | «Песенки разных народов» Песенки народов разных стран. | 21.03 | ||
10 | Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Сборники загадок, пословиц, народных игр и словесных забав. | 22.03 | ||
11 | «Маленькие и большие секреты страны Литературии» «Шутки – минутки». | 2.04 | ||
«Здравствуй, сказка!» 9ч. | ||||
12 | «Узнай сказку» Г.Юдин. «Почему «А» первая». | 3.04 | ||
13 | «Узнай сказку» Т.Коти. «Катя и буквы». | 4.04 | ||
14 | «Сравни сказки» Н.Кончаловская. «Козлята». В.Лунин. «Волк». Т.Павлова. «Рассказ мудрой вороны» (по выбору). | 5.04 | ||
15 | «Сравни сказки» Вн.чт. Народные сказки. «Курочка Ряба». С.Маршак. «Курочка Ряба и десять утят». | 9.04 | ||
16 | «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!» «Лиса, заяц и петух». Русская народная сказка. Л.Пантелеев. «Две лягушки». | 10.04 | ||
17 | «Сказки народов России» «Два лентяя» , «Заяц и черепаха». | 11.04 | ||
18 | «Сказки народов России» Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Сборники русских народных сказок. | 12.04 | ||
19 | «Лень до добра не доведёт» С.Михалков. «Сами виноваты». | 16.04 | ||
20 | «Маленькие и большие секреты страны Литературии» Представление о народной и авторской сказке | 17.04 | ||
«Люблю всё живое» 8ч. | ||||
21 | «Никого не обижай» В.Лунин. «Никого не обижай».3. Е.Благинина. «Котёнок».И.Токмакова. «Лягушки». | 18.04 | ||
22 | «Разговоры, разговоры, разговоры…» И.Токмакова. «Разговор синицы и дятла». В.Бианки. «Разговор птиц в конце лета». Вн.чт. Произведения В.Бианки. | 19.04 | ||
23 | «Мы в ответе за тех, кого приручили» И.Пивоварова. «Всех угостила».С.Михалков. «Зяблик». | 23.04 | ||
24 | «Общение с миром природы» Н.Сладков. «Без слов». | 24.04 | ||
25 | «Обходиться добром со всяким» Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Произведения о животных.. Л.Толстой. «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных». | 25.04 | ||
26 | «Эй, не стойте слишком близко – я тигрёнок, а не киска!» С.Маршак. «В зоопарке». Б.Житков. «Вечер» Стихотворения о животных. Загадки о животных | 26.04 | ||
27 | «Маленькие и большие секреты страны Литературии» С.Маршак. «Волк и лиса». В.Берестов. «Лягушата». | 2.05 | ||
28 | Вн.чт. Произведения С.Я.Маршака. | 3.05 | ||
«Хорошие соседи, счастливые друзья» 5ч. | ||||
29 | «Когда мои друзья со мной» С.Михалков. «Песенка друзей»..Пословицы. А.Барто. «Сонечка». | 7.05 | ||
30 | «Нет друга – ищи, а нашёл – береги» Е.Пермяк. «Самое страшное». | 8.05 | ||
31 | «Нет друга – ищи, а нашёл – береги» В.Осеева. «Хорошее».Э.Шим. «Брат и младшая сестра». Вн.чт. Произведения о дружбе. | 9.05 | ||
32 | «Доброе слово лучше мягкого пирога» Стихотворения Е.Благининой, В.Лунина. М.Пляцковский. «Солнышко на память». | 10.05 | ||
33 | «Маленькие и большие секреты страны Литературии» В.Сутеев. «Чей это гриб?». Л.Толстой. «Не лениться», «Косточка». | 14.05 | ||
«Край родной, навек любимый» 6ч. | ||||
34 | «Лучше нет родного края» П.Воронько. «Лучше нет родного края»А.Плещеев. «Весна»; И.Грабарь. «Март» | 15.05 | ||
35 | «Лучше нет родного края» Вн.чт. Стихи русских поэтов. С.Есенин. «Черёмуха».С.Дрожжин. «Пройдёт зима холодная…». | 16.05 | ||
36 | «Стихотворения русских поэтов о родной природе» Времена года: осень, зима. А.Пушкин. «За весной, красой природы…»;А.Плещеев. «Миновало лето…». | 17.05 | ||
37 | «Стихотворения русских поэтов о родной природе» И.Суриков. «Зима». «Четыре сестры». Сказка.А.Майков. «Ласточка»; Н.Сладков. «Первая ласточка». | 21.05 | ||
38 | «Родина любимая, что мать родимая» В.Берестов. «Любили тебя без особых причин…». Г.Виеру. «Сколько звёзд…»; Н.Бромлей. «Какое самое первое слово?». | 22.05 | ||
39 | «Родина любимая, что мать родимая» А.Митяев. «За что люблю маму.Л.Толстой. «Мальчик и отец».В.Берестов. «Стихи для папы». | 23.05 | ||
40 | «Мы идём в библиотеку» Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Произведения о Родине. | 24.05 |
Планируемые результаты освоения программы
Вид УУД | Обучающиеся научаться Обучающиеся получат возможность научиться |
предметные | Учащиеся должны знать: наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы; автора и заглавие 3—4 прочитанных книг; имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе. Учащиеся должны уметь: читать небольшой текст плавно целыми словами с элементами послогового чтения; читать текст в темпе не менее 30 слов в минуту; соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого; отвечать на вопросы к прочитанному тексту; воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему; высказать свое отношение к прочитанному. 1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. 2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности. 3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова. 4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России. 5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении. 6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. 7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. 8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. |
Личностные | 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. 4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. 5. Формирование эстетических чувств. 6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. 8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. |
Метапредметные | 1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. 2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач. 3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. 4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений. 5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла. (Курс литературного чтения вводится сразу после завершения обучения грамоте, которое продолжается 23 учебные недели.) 6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления. 7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
Материально-технического обеспечения образовательного предмета
Состав учебно-методического комплекта по предмету
для учащихся | Для учителя |
1. Климанова Л.ФВ., С.Г.Макеева «Азбука» в 2-х частях Просвещение, 2011 2.Литературное чтение . 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений./Л.Ф. Климанова, Т.В. В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2011. 3Климанова Л.Ф.. Литературное чтение . Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений..М.: Просвещение, 2011. | 1.Рабочие программы. Л.ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Литературное чтение Предметная линия учебников «Перспектива». 1-4 классы, Издательство Просвещение, 2011 2. . Климанова Л.Ф., В.И.Романина, Л.Н.Борейко Прописи «Рисуй, думай рассказывай,Климанова Л.А. «Мой алфавит» № 1-2 Л.Ф.Климанова « Пишу красиво» Рабочая тетрадь 1 класс 3.Уроки обучения грамоте. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2011. 4.СD «Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой «Азбука» |
Таблицы:
- Звуки и буквы. Фонетический разбор слов. Разрезные слоги для составления слов Слово и слог. Деление на слоги и для переноса Ударение. Ударные и безударные гласные
- Картинный словарь
- Лента букв
- Алфавит
- Традиционные написания слов (жи-ши, ча-ща, чу-щу, ЧК-чн, нч, нщ)
Необходимый иллюстративный материал к урокам включен авторами в учебники и «Рабочие тетради»
Технические средства обучения.
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок
- Магнитная доска
- Компьютер с монитором с диагональю 64 см
- Принтер лазерный
Литература и интернет ресурсы:
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. Просвещение
- Оценка достижения планируемых результатов. Начальная школа. Часть 1. / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой
- О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева
Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. Просвещение - Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина Русский язык Программа. Сборник Рабочих программ. Начальные классы, «Перспектива» М., Просвещение, 2011.
- Концепция о непрерывном образовании. Дошкольное и начальное обучение. – Нач. школа, № 4, 2000.
- Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., Просвещение, 1991.
- Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования – на основную. – Нач. школа, № 8, 2004.
- Основы теории речевой деятельности// Под ред. А.А. Леонтьева. – М., 1974.
- Типовая программа на основе Госстандарта. – Информационный вестник Министерства образования и науки, № 2, 2005.
- Федеральный государственного образовательный стандарт. Серия «Стандарты второго поколения»
- «Начальная школа 1200 диктантов по русскому языку» Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. М., «Дрофа»2005г
- «500 контрольных диктантов по русскому языку» Узорова О.В.АСТ Астрель 2009г.
- «Итоговое тестирование 1 кл. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова АСТ Астрель 2009г.
- Мониторинг качества знаний . Русский язык 1-4 кл. Г.Г. Шамрицкая из – во «Учитель» 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.
Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...
рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России...
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...