Рабочая программа по литературному чтению (2 класс)
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Драенкова Ольга Анатольевна

Рабочая программа по литературному чтению (2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_2014_2_kl.doc927 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования  и авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой.

Цели обучения

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и

зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
-развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
— 
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
— 
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
— 
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
— 
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
— 
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
— 
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
— 
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
— 
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
— 
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

— работать с различными типами текстов;
— 
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
      
Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.

Ценностные  ориентиры  содержания учебного предмета

В  программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.

Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).

Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.

Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая

обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

Общая характеристика организации учебного процесса.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения .

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы. 

Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:

Уровневая дифференциация

ИКТ

Здоровьесберегающие технологии

Проблемное обучение

Игровые технологии

Виды речевой и читательской деятельности:

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение:

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного - и их сравнение. Определение целей и задач создание этих видов текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способен организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текст; на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстра-тивный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Работа с текстом художественного произведения. При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.

Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п.

Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей), вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учетом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.

Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учетом многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников.

Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам.-- Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.

Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.

Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.

Место предмета в базисном учебном плане

На изучение литературного чтения отводится 472 часа.

Рабочая программа рассчитана:

         в 1 классе - 93 учебных часов (в период обучения грамоте),

                             39 учебных часов (литературное чтение) в год, 4 часа  в неделю,

         во 2 классе – 136 учебных часов в год,  4 часа  в неделю,

         в 3 классе –   102 учебных часов в год,  3 часа  в неделю,

         в 4 классе –   102 учебных часов в год,  3 часа  в неделю.

Планируемые результаты

  Личностными результатами обучения в начальной школе являются :

           -   осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам,  формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

      выпускник научится: полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

    выпускник получит возможность: познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. Д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;

    выпускник начнёт понимать: значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;

       выпускник освоит: восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;

     выпускник полюбит: чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;

      выпускник приобретёт: первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.

К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.

Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио и видеоиллюстрации, видеосюжеты и анимации и др.).

 

                      Предметными результатами обучения в начальной школе являются :

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

-  осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

-  осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;

- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

-  работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

-  читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

-  читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;

-  ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

-  ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

-   использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;

-  использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;

-  передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

-  коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

-   ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

-   составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;

-     самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются :  

- освоение приёмов поиска нужной информации, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.),

-  умением высказывать и пояснять свою точку зрения, знакомство с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром,  формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в начальной школе  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

Формировать умение работать в группах и парах.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 2 класса 

Обучающиеся должны:

  • владеть навыками осознанного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 50 слов в минуту;
  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять главную мысль прочитанного текста и выражать ее своими словами;
  • составлять пересказ ( краткий, полный) прочитанного текста;
  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
  • осознанно и полно воспринимать содержание читаемого произведения, устного ответа товарища;

Обучающиеся должны знать:

  • наизусть не менее 5 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
  • название, темы и сюжеты нескольких произведений фольклорных жанров;
  • содержание 3-4 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 3 пословиц, 2-3 крылатых выражения.

Виды и формы организации учебного процесса

Фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Комбинированные, обобщающие, уроки-драматизации, импровизации, игры, концерты.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Выпускник получит возможность научиться:

-   воспринимать художественную литературу как вид искусства;

-   осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

-  осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

-  определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

-  доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

-  на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

-   писать отзыв о прочитанной книге;

-  работать с тематическим каталогом;

-   работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Выпускник научится:

-  читать по ролям литературное произведение;

-   использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);

-  создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Выпускник получит возможность научиться:

-    творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

-    создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

-     работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

способам написания изложения.

Литературоведческая пропедевтика

Выпускник научится:

-  сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

-   отличать прозаический текст от поэтического;

-    распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

-    сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

-   определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

-    создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (472 час)

Круг чтения и опыт читательской деятельности

Круг чтения. Произведения устного народного творчества.

Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

Разделы круга детского чтения

Кол-во часов в курсе

Часов за курс нач. школы

Часов по гос. станд.

Примечание

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

фольклор

26

15

8

8

57

47-57

русская литература ХIХ века

3

19

42

42

106

71-94

Часов больше за счет резервного времени

отечественная литература ХХ века

69

56

45

40

210

189-212

национальная литература (в переводе и на русском языке)

4

9

17

17

47

47

Изучается в рамках внеклассного чтения.

В 3-4 классах на внеклассное чтение отводится 20 минут один раз в неделю.

Содержательно представлены в других разделах

зарубежная литература

30

37

7

12

86

94

В учебниках представлено недостаточно произведений

Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема - (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Литературный материал представлен по этапам обучения следующим образом: 1-2 год обучения – фольклор (малые фольклорные формы, сказки); отечественная литература (сказки, стихотворения, рассказы); 3-4 год обучения – фольклор, литературная сказка; отечественная и зарубежная художественная и научно-познавательная литература XIX-XX веков (рассказы, стихотворения, повести); приключенческая, историческая, справочная книга, энциклопедии.

Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Виды речевой деятельности.

Слушание (аудирование)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Чтение

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов (I класс), искажения окончаний (II класс), искажения ударений (III-IV классы). Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки). Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).

Класс

I полугодие

II полугодие

1

Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов.

Темп чтения - не менее 20 - 25 слов в минуту. 

  Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам.

Темп чтения - не менее 25 - 30 слов в минуту. 

2

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам.

Темп чтения - не менее 40 - 50 слов в минуту.

  Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций.

Темп чтения - не менее 55 - 60 слов в минуту. 

3

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.

Темп чтения - не менее 60 - 70 слов в минуту. 

  Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.

Темп чтения - не менее 70 - 75 слов в минуту. 

4

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. 

Темп чтения - не менее 75 - 80 слов в минуту.

  Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию.

Темп чтения - не менее 85 - 100 слов в минуту. 

Говорение

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.

Письмо

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).

Виды речевой деятельности

Кол-во часов в курсе

Часов за курс нач. школы

Часов по гос. станд.

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Слушание (аудирование)

30

30

20

20

100

80-100

Чтение

67

71

50

50

238

190-240

Говорение

30

30

25

25

110

100-110

Письмо

5

5

7

7

24

20-25

Содержание учебного материала

2 КЛАСС (136ч)

Круг произведений для чтения

      В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
      Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

 Вводный урок (1 ч) 

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём. Самое великое чудо на свете (4 ч)

 Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.

Устное народное творчество (15 часов) 

Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».

Люблю природу русскую. Осень (8ч) 

Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.

Русские писатели (14ч) 

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.

О братьях наших меньших (12 ч) Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.

Из детских журналов (9 ч) 

Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.

Люблю природу русскую. Зима (9 ч) 

Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина. Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.

Писатели детям (17 ч) 

К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова. Я и мои друзья (10 ч) 

Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.

Люблю природу русскую. Весна (9 ч) 

Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.

И в шутку и всерьёз (14 ч) 

Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.

Литература зарубежных стран (12 ч) Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина. Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка». Г.С.Андерсен. «Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».

Заключение (2ч)

Проверка техники чтения (1 ч)

Итоговый урок (1ч)


Тематическое планирование

по ____литературному чтению

предмет

Классы __2

Учитель___Драенкова Ольга Анатольевна

Количество часов:

Всего  136  часов; в неделю __4__ час.

Плановых контрольных уроков __2 ч.

Табличное представление тематического планирования по литературному чтению

п/п

 Наименование разделов и тем

Всего

часов

Вид занятий

Виды и формы учебной деятельности

Исполь-зование лабора-торного оборудо-вания

Контрольные работы                 (тема,кол-во)

I

Вводный урок.

1

Ориентироваться в учебнике.

Находить нужную главу в содержании учебника.

Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Находить в словаре непонятные слова

1.1

Вводный урок.

Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь

1

П

1, 2

II.

Самое великое чудо на свете

4

Прогнозировать содержание раздела.

Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Выбирать книгу по заданному параметру.

Воспринимать на слух произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения.

Объяснять название произведения.

Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт.

Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев.

 

2.1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

П

1, 2,9

2.2

Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг.

1

П

1, 2,9

2.3

Проект «О чем может рассказать школьная библиотека» Старинные и современные книги.

1

П

  1, 2,9

2.4

Высказывание о книгах Л. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний. Напутствие читателю Р. Сефа.

1

Т+П

1, 2,6

III.

Устное народное творчество

15

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-читать с выражением, опираясь на ритм произведения;

-объяснять смысл пословиц;

-придумывать рассказ по пословице;

- сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы;

-находить различия в потешках и прибаутках;

-находить слова, которые помогают представить героя произведений УНТ;

-анализировать загадки;

-распределять загадки и пословицы по тематическим группам;

-характеризовать героев сказки;

-соотносить качества с героями сказок;

-

придумывать свои собственные сказочные сюжеты;

-исправлять допущенные ошибки при повторном чтении;

-контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

3.1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

П

1, 2

3.2

Малые и большие жанры устного народного творчества

1

Т+П

1, 2,6

3.3

Пословицы, поговорки. В. Даль – собиратель пословиц русского народа.

1

Т+П

1, 2,6,9

3.4

Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма.

1

Т+П

1, 2,6

3.5

Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Отличия потешки и прибаутки.

1

Т+П

1, 2,6

3.6

 Считалки и небылицы– малые жанры устного народного творчества. Ритм – основа считалки. Сравнение считалки и небылицы

1

Т+П

1, 2,6

3.7

Загадки– малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам

1

Т+П

1, 2,6

3.8

СКАЗКИ. Народные сказки

1

Т+П

1, 2,6

3.9

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Характеристика героев сказки

1

Т+П

1, 2,6

3.10

Сказка «У страха глаза велики». Соотнесение смысла пословиц со сказочным текстом

1

Т+П

1, 2,6

3.11

Сказка «Лиса и журавль» Рассказывание сказки по рисунку.

1

Т+П

1, 2,6

3.12

Сказка «Лиса и тетерев». Характеристика героев сказки

1

Т+П

1, 2,6

3.13

Сказка «Каша из топора» Соотнесение смысла пословиц со сказочным текстом

1

Т+П

1, 2,6

3.14

Сказка «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки по плану

1

Т+П

1, 2,6

3.15

Урок – викторина по сказкам Оценка достижений

1

П

1, 2,6,8

+

IV.

Люблю природу русскую. Осень.

8

читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;

сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему;

-различать стихотворный и прозаический текст;

-сравнивать художественный и научно-познавательный текст;

-наблюдать за жизнью слов в художественном тексте;

-продумывать собственные сравнения;

-представлять картины осенней природы;

-находить средства художественной выразительности;

-оценивать свой ответ;

-составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок;

-подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту;

-контролировать себя в процессе чтения.

4.1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Осенние загадки. Образ осени в загадках

1

П

1, 2,6

4.2

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» Средства художественной выразительности.

1

Т+П

1, 2,6,9

4.3

К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…». Интонация стихотворения

1

Т+П

1, 2,6,9

4.4

А.Фет «Ласточки пропали…». Выразительное чтений стихотворения

1

Т+П

1, 2,6,9

4.5

Осенние картины природы в стихотворениях русских поэтов

1

Т+П

1,3,4,5, 2,6,9

 

4.6

В.Берестов «Хитрые грибы»

Т+П

1, 2,6,9

4.7

М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…» Сравнение поэтического и прозаического текстов.

Т+П

1, 2,6,9

4.8

Урок- игра.Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень» Оценка достижений

П

1, 2,6,8,9

+

V.

Русские писатели

14

-прогнозировать содержание раздела;

-читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках;

-сравнивать авторские и народные произведения;

-отличать басню от стихотворения и рассказа;

-знать особенности басенного текста;

-соотносить пословицы и смысл басенного текста;

-характеризовать героев басни с опорой на текст;

-наблюдать за жизнью слов в художественном тексте;

-определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты);

-придумывать собственные эпитеты, создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания, тексты-повествования;

 находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения;

-составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение по сказке;

-определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые;

-объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте;

-слушать звуки, переданные в лирическом тексте;

-представлять картины природы;

-воспринимать на слух художественные произведения;

-соотносить пословицы и смысл прозаического текста;

-пересказывать текст подробно, выборочно;

-характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок;

-выбирать книги по авторам и по темам;

-пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения;

5.1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»

1

П

1, 2,6,9

5.2

Стихи А Пушкина. Средства художественной выразительности

1

Т+П

1, 2,6,9

5.3

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев сказки

1

Т+П

1, 2,6,9

5.4

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке

1

Т+П

1, 2,6,9

5.5

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок

1

Т+П

1, 2,6,9

5.6

Обобщение по теме «Сказки Пушкина»

1

П

1, 2,6,8,9

5.7

И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука». Структура басни, модель басни.

1

Т+П

1, 2,6,9

5.8

И. Крылов «Стрекоза и Муравей». Характеристика героев. Соотнесение смысла басни с пословицей.

1

Т+П

1, 2,6,9

5.9

Л. Толстой «Старый дед и внучек». Нравственный смысл басен.

1

Т+П

1, 2,6,9

5.10

Л. Толстой «Филипок » Характеристика героев

1

Т+П

1, 2,6,9

5.11

Л. Толстой «Филипок. Подробный пересказ

1

П

1, 2,6,9

5.12

Л. Толстой «Котёнок» Характеристика героев

1

П

1, 2,6,9

5.13

Л. Толстой «Правда всего дороже» Подробный пересказ

1

П

1, 2,6,9

5.14

Урок – конкурс. Обобщение по разделу «Русские писатели» Оценка достижений

1

П

Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе.

1, 2,6,8,9

+

VI.

 О братьях наших меньших

12

прогнозировать содержание раздела;

-планировать работу с произведением;

-выбирать виды деятельности на уроке;

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-воспринимать на слух прочитанное;

-сравнивать художественный и научно-познавательный тексты;

-сравнивать сказки и рассказы о животных;

-определять последовательность событий;

-составлять план произведения;

-пересказывать подробно по плану произведение;

-видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях;

-определять героев произведения, характеризовать их;

-выражать своё собственное отношение к героям;

-давать нравственную оценку поступкам героев;

-оценивать свой ответ;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок;

-проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике;

-выбирать книги по темам и по авторам;

-пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

6.1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

П

1,2

6.2

Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…». Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения

1

Т+П

1, 2,6,9

6.3

В.Берестов «Кошкин щенок» Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Рифма.

1

Т+П

1, 2,6,9

6.4

Научно-популярный текст Н. Сладкова

1

Т+П

1, 2,6,9

6.5

М.Пришвин «Ребята и утята». Герои рассказа

1

Т+П

1, 2,6,9

6.6

М.Пришвин «Ребята и утята». Нравственный смысл поступков

1

П

1, 2,6,9

6.7

Е Чарушин «Страшный рассказ» Характеристика героев

1

Т+П

1, 2,6,9

6.8

Е Чарушин «Страшный рассказ» Подробный пересказ

1

П

1, 2,6,9

6.9

Б.Житков «Храбрый утёнок» Характеристика героев

1

Т+П

1, 2,6,9

6.10

В.Бианки «Музыкант» Подробный пересказ

1

Т+П

1, 2,6,9

6.11

В.Бианки «Сова» Подробный пересказ

1

Т+П

1, 2,6,9

6.12

Урок –игра.

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» Оценка достижений

1

П

1, 2,6,8,9

VII.

 Из детских журналов

9

7.1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

П

1, 2

7.2

Д.Хармс «Игра» Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью

1

Т+П

1, 2,6,9

7.3

 Д.Хармс «Вы знаете?...» Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма.

1

Т+П

1, 2,6,9

7.4

Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи» Д.Хармс «Игра» Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью

1

П

1, 2,6,9

7.5

Д.Хармс «Что это было?» ?...» Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма.

1

П

1, 2,6,9

7.6

Н.Гернет, Д.Харм. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма.

1

П

1, 2,6,9

7.7

Ю.Владимиров «Чудаки» Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью

1

Т+П

1, 2,6,9

7.8

А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма.

1

П

1, 2,6,9

7.9

Проект «Мой любимый детский журнал»Обобщение по разделу «Из детских журналов» Оценка достижений

1

П

1, 2,6,9

VIII

Люблю природу русскую. Зима

9

прогнозировать содержание раздела;

-рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника;

-соотносить загадки и отгадки;

-читать выразительно, отражая настроение стихотворения;

-воспринимать на слух художественный текст;

-соотносить пословицы с главной мыслью произведения;

сравнивать произведения разных поэтов на одну тему;

-рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения;

-подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку;

-наблюдать за жизнью слов в художественном тексте;

-чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть;

-понимать особенности были и сказочного текста;

-сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков;

-использовать слова-антонимы для характеристики героев;

-планировать возможный вариант

8.1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Зимние загадки.

1

п

1, 2

8.2

Лирические стихотворения К. Бальмонта, Я. Акима

1

Т+П

1, 2,6,9

8.3

Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою». Настроение стихотворения. Авторское отношение к зиме.

Т+П

1, 2,6,9

8.4

Урок – конкурс. С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза» Настроение стихотворения. Авторское отношение к зиме.

1

П

1, 2,6,8,9

+

8.5

Сказка «Два Мороза» Характеристика героев. Соотнесение пословицы с главной мыслью

1

Т+П

1, 2,6,9

8.6

С.Михалков «Новогодняя быль» Особенности жанра. Чтение по ролям

1

Т+П

1, 2,6,9

8.7

А.Барто «Дело было в январе»

1

П

8.8

Урок – конкурс.

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима»

1

П

1, 2,6,8,9

+

8.9

Игра «Поле чудес»Оценка достижений

1

П

1, 2,6,9

IX

Писатели – детям

17

прогнозировать содержание раздела;

-читать выразительно, отражая настроение стихотворения;

-воспринимать на слух художественный текст;

-определять смысл произведения;

-соотносить смысл пословицы с содержанием произведения;

-объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря;

-определять особенности юмористического произведения;

-характеризовать героя, используя слова-антонимы;

-находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения;

-рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним;

-выразительно читать юмористические эпизоды из произведения;

-составлять план произведения;

-пересказывать текст подробно на основе плана;

-пересказывать текст на основе картинного плана, высказывать своё мнение;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок;

-читать тексты в паре;

-организовывать взаимоконтроль;

-оценивать своё чтение.

9.1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

П

1, 2

9.2

К.Чуковский «Путаница». Настроение стихотворения. Рифма.

1

Т+П

1, 2,6,9

9.3

К.Чуковский «Радость» Настроение стихотворения. Рифма.

1

П

1, 2,6,9

9.4

К.Чуковский «Федорино горе» Авторское отношение к изображаемому.

1

Т+П

1, 2,6,9

9.5

К. Чуковский «Федорино горе». Чтение по ролям

1

П

1, 2,6,9

9.6

С.Маршак «Кот и лодыри» Соотнесение смысла пословиц с содержанием

1

Т+П

1, 2,6,9

9.7

С.Михалков «Мой секрет», «Сила воли». Герои произведений.

1

П

1, 2,6,9

9.8

С.Михалков «Мой щенок». Характеристика героев.

1

Т+П

1, 2,6,9

9.9

А.Барто «Верёвочка». Заголовок. Настроение стихотворения.

1

П

1, 2,6,9

9.10

А.Барто «Мы не заметили жука», «В школу». Заголовок. Настроение стихотворения.

1

П

1, 2,6,9

9.11

А.Барто «Вовка добрая душа». Звукопись как средство создания образа.

1

П

1, 2,6,9

9.12

Н.Носов «Затейники». Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним.

1

Т+П

1, 2,6,9

9.13

Н.Носов «Живая шляпа» Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним.

1

П

1, 2,6,9

9.14

Н.Носов «Живая шляпа». Составление плана текста. Пересказ на основе плана.

1

П

1, 2,6,9

9.15

Н.Носов «На горке» Герои рассказа. Авторское отношение к ним.

1

П

1, 2,6,9

9.16

Н.Носов «На горке». Пересказ на основе картинного плана.

1

П

1, 2,6,9

9.17

Урок – игра.Обобщение по разделу «Писатели- детям» Оценка достижений

1

П

1, 2,6,8,9

+

X

Я и мои друзья

10

прогнозировать содержание раздела;

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-воспринимать на слух художественное произведение;

-определять последовательность событий в произведении;

-придумывать продолжение рассказа;

-соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей;

-объяснять нравственный смысл рассказов;

-объяснять и понимать поступки героев;

-понимать авторское отношение к героям и их поступкам;

-выразительно читать по ролям;

-составлять план рассказа;

-пересказывать по плану;

-оценивать свой ответ в соответствии с образцом;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок;

-составлять короткий рассказ на предложенную тему.

10.1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

П

1, 2

10.2

Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина.

1

Т+П

1, 2,6,9

10.3

Н.Булгаков «Анна, не грусти». Смысл названия рассказа

1

Т+П

1, 2,6,9

10.4

Ю.Ермолаев «Два пирожных» Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей

1

Т+П

1, 2,6,9

10.5

В.Осеева «Волшебное слово» Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей

1

Т+П

1, 2,6,9

10.6

В.Осеева «Волшебное слово» Составление плана рассказа

1

П

1, 2,6,9

10.7

В.Осеева «Хорошее» Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей

1

Т+П

1, 2,6,9

10.8

В.Осеева «Почему?» Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей

1

П

1, 2,6,9

10.9

В.Осеева «Почему?» Составление плана рассказа

1

Т+П

1, 2,6,9

10.10

Урок – конкурс. Обобщение по разделу «Я и мои друзья» Оценка достижений

1

П

1, 2,6,8,9

+

XI

Люблю природу русскую. Весна.

9

-прогнозировать содержание раздела;

-читать стихотворения, загадки с выражением;

-передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса;

-наблюдать за жизнью слова;

-отгадывать загадки;

-соотносить отгадки с загадками;

-сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок;

-представлять картины весенней природы;

-находить слова в стихотворении, которые помогают представить героя;

-объяснять отдельные выражения в лирическом тексте;

-сравнивать стихотворения о весне разных поэтов;

-придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению;

-оценивать свой ответ;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок;

-контролировать и оценивать своё чтение;

-оценивать свои достижения.

-прогнозировать содержание раздела;

-читать стихотворения, загадки с выражением;

-передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса;

-наблюдать за жизнью слова;

-отгадывать загадки;

-соотносить отгадки с загадками;

-сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок;

-представлять картины весенней природы;

-находить слова в стихотворении, которые помогают представить героя;

-объяснять отдельные выражения в лирическом тексте;

-сравнивать стихотворения о весне разных поэтов;

-придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению;

-оценивать свой ответ;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок;

-контролировать и оценивать своё чтение;

-оценивать свои достижения.

11.1

Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение загадок.

1

П

1, 2

11.2

Стихи Ф.Тютчева о весне. Настроение стихотворений.

1

Т+П

1, 2,6,9

11.3

Урок – конкурс. Стихи А.Плещеева о весне. Настроение стихотворений.

1

П

1, 2,6,8,9

+

11.4

А.Блок «На лугу» Настроение стихотворений.

1

Т+П

1, 2,6,9

11.5

С.Маршак «Снег теперь уже не тот…». Прием контраста в создании картин зимы и весны

1

Т+П

1, 2,6,9

11.6

И.Бунин «Матери».

А. Плещеев «В бурю».

 Настроение стихотворений.

1

Т+П

1, 2,6,9

11.7

Е. Благинина Настроение стихотворения «Посидим в тишине»

1

Т+П

1, 2,6,9

11.8

Э.Мошковская «Я маму мою обидел» Настроение стихотворений.

1

Т+П

1, 2,6,9

11.9

Урок – конкурс. Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» Оценка достижений

1

П

1, 2,6,8,9

XII

И в шутку и всерьез

14

12.1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

П

прогнозировать содержание раздела;

-планировать виды работ с текстом;

-читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя;

-понимать особенности юмористического произведения;

-анализировать заголовок произведения;

-сравнивать героев произведения;

-характеризовать поступки героев, используя слова с противоположными значениями;

-восстанавливать последовательность событий на основе вопросов;

-пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них;

-инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов;

-пересказывать весёлые рассказы;

-придумывать собственные весёлые истории;

-оценивать свой ответ;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

1, 2

12.2

Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» Анализ заголовка. Заголовок – «входная» дверь в текст

1

Т+П

1, 2,6,9

12.3

Б.Заходер. Песенка Винни-Пуха. Ритм стихотворения. Чтение на основе ритма.

1

П

1, 2,6,9

12.4

Б.Заходер Песенка Винни-Пуха Инсценирование стихотворения.

1

П

1, 2,6,9

12.5

Э.Успенский «Чебурашка» Герои произведения

1

Т+П

1, 2,6,9

12.6

Э.Успенский «Если бы я был девчонкой…» Инсценирование стихотворения.

1

П

1, 2,6,9

12.7

Стихи Э.Успенского Ритм стихотворения. Чтение на основе ритма.

1

П

1, 2,6,9

12.8

Стихи В.Берестова Ритм стихотворения. Чтение на основе ритма.

1

Т+П

1, 2,6,9

12.9

Стихи И.Токмаковой Ритм стихотворения. Чтение на основе ритма. Инсценирование стихотворения.

1

Т+П

1, 2,6,9

12.10

Г.Остер «Будем знакомы» Герои произведения

1

Т+П

1, 2,6,9

12.11

Г.Остер «Будем знакомы» Пересказ текста на основе вопросов

1

П

1, 2,6,9

12.12

В.Драгунский «Тайное становится явным» Герои произведения

1

Т+П

1, 2,6,9

12.13

В.Драгунский «Тайное становится явным» Пересказ текста на основе вопросов

1

П

1, 2,6,9

12.14

Урок – игра. Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз» Оценка достижений

1

П

1, 2,6,8,9

+

XIII

Литература зарубежных стран

12

13.1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

П

-прогнозировать содержание раздела;

-выбирать книгу для самостоятельного чтения;

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-воспринимать на слух художественное произведение;

-сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия;

-объяснять значение незнакомых слов;

-определять героев произведений;

-сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок;

-давать характеристику героев произведения;

-придумывать окончание сказок;

-сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран;

-составлять план сказки, определять последовательность событий;

-пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке;

-участвовать в проектной деятельности;

-создавать свои собственные проекты;

-инсценировать литературные сказки зарубежных писателей;

-находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках;  

-составлять списки книг для чтения летом (с учителем);

-оценивать свой ответ;

-планировать возможный вариант исправления ошибок;

-проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.

1, 2

13.2

Американская и английские народные песенки. Сравнение русских и зарубежных песенок.

1

Т+П

1, 2,6

13.3

Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети». Сравнение русских и зарубежных песенок.

1

Т+П

1, 2,6

13.4

Ш.Перро «Кот в сапогах». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок.

1

Т+П

1, 2,6,9

13.5

Ш.Перро «Кот в сапогах» Творческий пересказ: дополнение содержания сказки

1

П

1, 2,6,9

13.6

Ш.Перро «Красная Шапочка» Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок.

1

П

1, 2,6,9

13.7

Ш.Перро «Красная Шапочка» Творческий пересказ: дополнение содержания сказки

1

П

1, 2,6,9

13.8

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине» Герои зарубежных сказок.

1

П

1, 2,6,9

13.9

Э.Хогарт «Мафин и паук» Герои зарубежных сказок.

1

Т+П

1, 2,6,9

13.10

Э.Хогарт «Мафин и паук» Составление плана сказки для подробного пересказа.

1

П

1, 2,6,9

13.11

Проект: «Мой любимый писатель-сказочник»

1

П

1, 2,6,9

13.12

Урок – игра.

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран» Оценка достижений

1

П

1, 2,6,8,9

+

XIV

Заключение

2

14.1

Проверка  техники чтения

1

П

Проверим себя и оценим свои достижения.

14.2

Итоговый урок

1

П

Итого

136

Материально – техническое и учебно-методическое  обеспечения

1.Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования  

2. Литературное чтение 2класс. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий и др. М.: Просвещение, 2011.

3. Поурочные разработки по литературному  чтению.2класс. Автор – составитель: Кутявина С.В. – М.: ВАКО, 2013.- 144с. – (В помощь учителю).

Технические средства:

1.Классная   магнитная  доска .

2. Персональный ноутбук   с принтером.

3. Ксерокс.

Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование

  1. Набор  предметных картинок.
  2. Портреты поэтов и писателей , краткая биография.
  3. Набор букв и слогов на магнитной  основе.

Материально- техническое  обеспечение

1.УМК  «Школа  России» по  литературному  чтению

2.Словари

3.Ноутбук

4.Экран

5.Проектор

           6.Печатные  пособия (таблицы, плакаты)

           7. Презентации по темам  для  уроков  чтения

8.Раздаточный  материал (тесты, карточки )

9. Учебное оборудование

10..Интернет – ресурсы.

Список дополнительной литературы  для  учителя и родителей

1. Бекетова, С.В. Логопедические разминки [Текст] / С.В. Бекетова // Начальная школа. – 2004.- №3.- С. 60. – Библиогр.: с. 60.

2. Булдаков С.В. Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышение грамотности и развитие речи [Текст] / С.В. Булдаков // Начальная школа. – 2004.- №3. – С. 61 – 63.- Библиогр.: с.62.

1934.- 311с. – Библиогр.: с. 255- 256.

3.Гризик, Т.И. Звуки вокруг нас [Текст] / Т.И. Гризик // Веселые уроки. – 2006. - №3.-С.8-11. – Библиогр.: с.9.

4. Дриц С.С. Многозначность слова, синонимы, антонимы, омонимы [Текст]/ С.С. Дриц // Начальная школа. – 2007.- №4. С. 71- 73.Библиогр.: с.72.

5. Казаева, Т.Н. Развитие речи младших школьников[Текст] / Т.Н. Казаева // Начальная школа .-2007.-№6.-С.76-79.- Библиогр.: с. 77-78.

6. Курлыгина, О.Е. Лексическая работа на уроках русского языка в классе с многонациональным составом учащихся [Текст] / О.Е. Курлыгина// Начальная школа. – 2005. №2.- С.60 -63. – Библиогр.: с. 61- 62.

7. Кутейникова, З.М. Формирование навыков правильного произношения [Текст] / З.М. Кутейникова// Начальная школа.- 2009.- №6.- С. 49- 52.- Библиогр.: с.48-49.

8. Лаптева, Л.С. Как работать со словарными словами?[Текст] / Л.С. Лаптева// Начальная школа. – 2007.- №4.- С.70.- Библиогр.: с.70.

9.Политова, Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках  русского языка [Текст] / Н.И. Политова. - М.- 1984. – 321с. –  Библиогр.: с.56-58.

10.Панкратова, Н.В. Развитие речи младших школьников в играх и игровых  упражнениях  [Текст] / Н.В. Панкратова // Начальная школа. – 1992. -  № 9. – С. 24-28. – Библиогр. – с. 27.

11.Рыбина, А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей [Текст]: речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста/ А.Ф. Рыбина. – Волгоград: Учитель, 2003.- 91с.- Библиогр.: с.91.

12. Сильченкова, Л.С. Формирование фонематического слуха [Текст] / Л.С. Сильченкова// Начальная школа.- 2005. - №1.- С. 110- 118.- Библиогр.:   с.114-115.

13. Сунагатуллина, И.И. Особенности речевой деятельности младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи [Текст] / И.И. Сунагатуллина //Начальная школа.-2009. -№2.-С.4-10.-Библиогр.:с.4-5.

14.Соловейчик, М.С. Работа над словом как лексической единицей [Текст] / М.С. Соловейчик  // Начальная школа. – 1992. - № 8. – С. 14-18. – Библиогр.: с. 15.

15. Шишкина, Т.В. Новые методы и приемы в работе по развитию речи [Текст] / Т.В. Шишкина // Начальная школа.-2006.- №9.-С.44-47.-Библиогр.: с.44 - 47.

16. Шумейко, В.А. Русский язык [Текст]: сборник проверочных и контрольных работ (1 – 4 классы) / В.А. Шумейко.- М.: Вентана - Граф,2007.-360с.-Библиогр.: с.6 -7, 14 – 24.

Лист  внесения  изменений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...