Природа в стихах. Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Цели урока:
Образовательные: формировать знания о весенних явлениях в природе, познакомить учащихся с новыми произведениями о весне, отрабатывать навыки выразительного чтения, продолжить знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева , учить выражать эмоциональное отношение к прочитанному, правильно называть произведение( фамилию автора и заглавие) ;
Развивающие: развивать умение работать с поэтическим текстом, развивать навыки выразительного чтения: выделять голосом главную мысль произведения, выбирать нужный тон и темп чтения; развивать воображение учащихся;
Воспитывающие: воспитывать любовь к родному языку, родной природе; оказывать эстетическое воздействие на детей через слово и живопись, прививать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_literaturnoe_chtenie.doc | 56 КБ |
urok_0.ppt | 881.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Природа в стихах. Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою».
(Программа «Школа России», литературное чтение, 2 класс, Климанова Л.Ф.Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.)
Тип урока: формирование навыков работы с текстом.
Форма урока: урок-игра.
Цели урока:
Образовательные: формировать знания о весенних явлениях в природе, познакомить учащихся с новыми произведениями о весне, отрабатывать навыки выразительного чтения, продолжить знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева , учить выражать эмоциональное отношение к прочитанному, правильно называть произведение( фамилию автора и заглавие) ;
Развивающие: развивать умение работать с поэтическим текстом, развивать навыки выразительного чтения: выделять голосом главную мысль произведения, выбирать нужный тон и темп чтения; развивать воображение учащихся;
Воспитывающие: воспитывать любовь к родному языку, родной природе; оказывать эстетическое воздействие на детей через слово и живопись, прививать бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник «Литературное чтение», 2 класс, портрет Ф.И.Тютчева , репродукции картин, карточки из словаря настроений, рисунки детей о весне, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.
-Ребята, сегодня мы с вами будем играть. Кто любит играть?
1.Речевая разминка. Игра «Минутка».
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать.
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово чётко.
- О чём эта скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить).
- Какие слова нужно выделить? Это должны быть самые важные слова. Прочитайте, выговаривая чётко слова.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение понравившихся стихотворений о зиме. Защита рисунков.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка цели урока. Игра «Угадай». Каждое время года прекрасно, удивительно, неповторимо, и когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. Он старается передать эту красоту красками, словами, звуками. И люди, которые слушают его стихи, музыку, смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту. Сегодня мы отправимся в зимний лес. Войдём мы туда под звуки музыкальной зарисовки великого итальянского композитора Вивальди (слайд).
(Входит девочка в костюме снежинки)
МЫ СНЕЖИНКИ
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок -
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
-О каком времени года мы будем говорить?( Мы обобщим знания о зимних изменениях в природе, научимся красиво и выразительно читать стихотворение «Чародейкою Зимою»).
IV. Работа по теме урока.
1.Введение в тему урока.
- Произнесите слово «зима». Какое чувство возникло? Какое настроение?
- Какие признаки зимы знаете?
- Как изменяется температура воздуха зимой?
- Как изменяется характер осадков зимой? Почему?
-Что происходит с водоёмами ? Какие зимние месяцы знаете?
- Какие природные явления мы наблюдаем зимой?
2.Работа с репродукциями картин известных художников. Игра «Художник».
- Весну рисуют не только дети, но и известные художники. Посмотрите на картины. Какое у вас настроение? (Радостное, весёлое, хочется выбежать на улицу и погулять).
-Что изобразил художник И.И.Шишкин на своих картинах?
- Подберите слова, с помощью которых можно описать эти картины. Вывод. Зима – замечательное время года. Она бывает разной: радостной, весёлой, торжественной, величавой, солнечной, тёплой.
3. Физкультминутка.
4.Знакомство с новым материалом.
- Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Ф.И.Тютчева. Будем выразительно читать стихотворение «Чародейкою Зимою».
5.Сообщение об авторе.
Ф.И.Тютчев (1803 -1873) родился в деревне, в Орловской губернии. Его наставником был поэт и переводчик Семён Егорович Раич. Он научил Тютчева понимать литературу, открыл ему красоту поэзии и поощрял его собственное стихотворчество. В15 лет стал студентом Московского университета, через два года окончил курс и был принят в Коллегию иностранных дел. В качестве дипломата служил в Мюнхене и в Турине. Именно за границей у Тютчева усилилась потребность в литературном творчестве и начал развиваться талант поэта.
В1836 году тетрадка его стихов попала в руки к Пушкину, который высоко оценил произведения неизвестного поэта и напечатал их в «Современнике». Стихи Тютчева полюбила вся Россия. Поэт воспел все времена года, но больше любил весну и лето, чаще посвящал им стихи.
М.М.Пришвин(1873 -1954) родился в Ельце в купеческой семье. Он замечательно сформулировал то, что каждый писатель должен помнить всегда: «писать для взрослых так, чтобы детям было понятно, «а для детей так, чтобы взрослым было интересно».Книги «В краю непуганных птиц», «За волшебным колобком», «В краю дедушки Мазая», «Кладовая солнца», «Золотой луг» и другие.
6. Первичное чтение стихотворения учителем. Игра «Читалочка».
-Какое чувство возникло у вас, когда слушали стихотворение?
Природа одушевлённая ,персонажи очеловечены и наделены определёнными характерами.
7. Повторное чтение стихотворения учащимися самостоятельно.
8. Анализ содержания.
- А теперь , ребята, давайте подумаем и поработаем над содержанием стихотворения.
- О каком времени года это стихотворение?
- Почему Зиму поэт называет чародейкою? Докажите.
- Какое волшебство она совершила?
-Почему слово Зима написано с заглавной буквы? Прочитайте.
-Ещё раз прочитайте стихотворение, почему Зима, лес ,солнце показаны как живые существа?
9. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
- Ребята, давайте подумаем , как мы будем читать стихотворение. С каким чувством читать каждую часть?
- В каком темпе будем читать: быстро или неторопливо? Тихо или громко? Грустно, весело, радостно?
- Где будем делать небольшие остановки при чтении?( В конце каждой строки, там, где стоят знаки препинания).
- Какие слова будем выделять голосом?
-Какие особенности зимнего леса можете отметить и на картине, и в стихотворении?
10. Отработка выразительного чтения стихотворения.
V. Подведение итога урока.
1.Групповая работа (учащиеся работают под музыку Вивальди). Первая группа получает задание : выполнить рисунок на интерактивной доске на тему: «Зима». Учащиеся рисуют зимние пейзажи.
Вторая и третья группа дополняют текст образными словами и выражениями.
Волшебница – зима. . Пришла………..зима. Сосны и ели она нарядила в…………..шубы. На верхушки деревьев до самых бровей надела ……….. шапки. На рябинку накинула………. покрывало. Веточки берёз украшены …….. инеем. Раздвинуло солнышко тучку. Под его лучами ……..снег. …………картина кругом!
2. Народные приметы и поговорки.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Декабрь - шапка зимы.
Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.
Декабрь спросит, что летом припасено.
Если январь холодный, июль будет сухой и жаркий.
Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.
Рано в январе начинает стучать дятел - к ранней весне.
В январе висит много частых и длинных сосулек - урожай будет хороший.
Морозный январь – урожайный год.
Февраль - месяц лютый, спросит: как обутый?
Утром кричат синицы - к морозу.
Бежит вьюга по снегу, а следу нету.
Начало февраля погожее - весну жди раннюю, пригожую.
Снег прилипает к деревьям - к теплу.
-Что объединяет эти приметы? (Они о зиме).
VI. Рефлексия.
-Назовите произведение, над которым мы работали. Кто автор?
- Кто считает, что поработал на уроке хорошо и научился читать стихотворение выразительно? Если вам было интересно и комфортно на уроке, то закрасьте свои снежинки голубым цветом, а если вам было скучно, однообразно и не уютно, то закрасьте свои снежинки фиолетовым цветом.
- Давайте посмотрим, какая картина настроений у нас получилась? (На доске).
-Какое настроение у вас сейчас?
VII. Выставление оценок за урок
VIII. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ф. Тютчев. Чародейкою зимою...
Презентация к уроку. Последняя часть - слайд 30 в общей презентации с наложением музыки:http://mp3baza.net/mp3/Chaykovskiy/Schelkunchik_Stsena_v_sosnovom_lesu...
Конспект открытого урока по чтению "Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою ...»
Цель урока :1. Развивать представление о лирике как роде художественной литературы и искусства и о слове как средстве создания художественного образа .2. Форм...
Курмашева А.С Ф.Тютчев "Чародейкою зимою"
Конспект урока для коррекционных классов...
Курмашева А.С. Ф.Тютчев "Чародейкою зимою"
Конспект урока для коррекционных классов....
Учебная презентация к уроку литературного чтения, 2 класс (УМК "Школы России") Тема: Ф.Тютчев "Чародейкою зимою..."
Презентация иллюстрирует стихотворение Ф.Тютчева " Чародейкою зимою... ". Возможно чтение учителем, слайды меняются по щелчку. Используемая презентация создаёт образы зимы, созданные в стихотворени и ...
Природа в стихах. Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою».
Цели урока:Образовательные: формировать знания о весенних явлениях в природе, познакомить учащихся с новыми произведениями о весне, отрабатывать навыки выразительного чтения, продолжить зн...
«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)
Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на группы по интере...