Коеспект урока: И.А. Крылов "Ворона и лиса"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Этапы | Хронометраж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Орг. момент | 09:30 09:32 | - Здравствуйте, ребята! Садитесь! Эмоциональный настрой: На доске светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно! | Приветствовать, слушать учителя. | Положительное отношение к урокам литературного чтения, формирование ценностных ориентаций. |
2. Постановка учебной задачи Наглядный: демонстрация Словесный метод: беседа Словесный: беседа | 09:32 09:49 | - На доске отрывки из произведений: 1. Сидит лиса на берегу речки и думает: «Как бы мне рыбки свежей поесть?» Смотрит лиса, - а по речке бревно плывет, на бревне чайки сидят… 2. Мне надоело жить в городе и весной я уехал в деревню к знакомому рыбаку Михею. Михеев домик стоял на самом берегу речки Северки… 3. Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блести… Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. - Скажите, какой это жанр литературного чтения? - Это новый для вас жанр – басня. - Ребята, что такое басня? Басня (по Ожегову)- краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ. Басня (по Далю)- вымышленное происшествие, выдумка для прикрас, иносказательное, повествовательное, где принято выводить животных и даже вещи словесными.) - Предположите, какова тема нашего урока? - Сформулируйте цели нашего урока? - Рассмотрите книжную выставку. - Как вы думаете с произведениями, какого автора мы познакомимся? - Прочитайте высказывание Ивана Андреевича Крылова. « Люблю, где случай есть, пороки пощипать» - Какое слово вам здесь не понятно? (порок) - А что такое «порок»? я давала вам задание: найти значение этого слова (Порок - предосудительный недостаток, позорящее свойство.) - Как вы понимаете это высказывание? Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать правду ему в глаза. Хотя перед нами предстают звери, птицы, предметы, мы всегда понимаем, что речь идет о людях. - Почему басни еще называют нравоучительными произведениями? - С помощью чего в басне подчеркивается нравоучительный смысл? (мораль) - А что такое мораль, кто нашел значение этого слова? (это нравственный вывод из чего-нибудь, нравственный урок) - Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен Крылова. Выясним, какие пороки он высмеивает. | Читают отрывки Отвечают на вопросы Формулируют тему и цели урока Читают высказывание Отвечают на вопросы | Р: принимают и сохраняют уч задачу Л: Положительное отношение к урокам литературного чтения, учебно-познавательный интерес к новому материалу. Р: принимают и сохраняют учебную задачу. П: воспринимают информацию. |
3. Решение частных задач
Наглядный: иллюстрации Физминутка Словесный: беседа Словесный метод: беседа Словесный: беседа Наглядный: иллюстрации Словесный: беседа Словесный: беседа Практический: выполняют задание | 09:49 10:10 | - Давайте сначала познакомимся с биографией Крылова. Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. За свою жизнь Крылов написал около 200 басен. Родился в семье армейского офицера. Семья была бедной, и маленький Ваня не смог получить хорошего образования. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец, поэтому мальчику пришлось поступить на работу. Басни Крылов стал писать, когда ему было уже 37 лет. Басни его не стареют. Они переведены больше, чем на 50 языков. Когда в 1844 году умер И.А.Крылов, в Петербурге пошли разговоры о том, что надо бы поставить «дедушке Крылову» памятник. В России тогда ни одного памятника писателю не было. Правительство императора Николая 1 в деньгах отказало, и тогда решили собрать средства на создание монумента у народа. Два года шел сбор денег. В конкурсе на создание памятника среди скульпторов победителем был признан Петр Карлович Клодт. Памятник решили поставить в Летнем саду. У скульптора Крылов сидит в своем обычном сюртуке, держит раскрытую книгу, словно читая ребятишкам свои мудрые басни. Памятник поэту был открыт 12 мая 1855 года. - Познакомится с басней Крылова – значит, узнать что-то новое и важное о себе, о людях. ФИЗМИНУТКА - Сегодня мы познакомимся с басней « Ворона и Лисица» - Как вы понимаете значение следующих слов? Лесть – угодливое восхваление Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо, на верху чего-либо. Пленить- покорить чем – ибо, очаровать Ангельский (голосок) – отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью. Вещуньина (голова)- от слова вещунья – предсказательница Царь птица – лучшая из всех птиц Бог послал - так раньше говорили о чем – либо, случайно добытом или полученном. Все не впрок – не на пользу - Послушайте басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица» - Какая история приключилась с Вороной? - Какая же история приключилась с Вороной? - Замените слова и словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст. Хитрит, лукавит, заискивает - вертит хвостом Смотрит пристально, не отрываясь – глаз не сводит Подходит тихо, осторожно - на цыпочках подходит Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова Каркнула очень громко - во все горло Исчезла, скрылась - была такова Трудно дышать – дыхание сперло - Прочитайте басню еще раз и попробуйте разделить басню, исключая мораль, на три части. Озаглавьте каждую часть.
- Назовите главных героев басни. Ворона и Лисица – главные герои басни. Но наряду с ними важное значение приобретает и объект, на который направлены все усилия и действия героев. Какой? (сыр) С незапамятных времен сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась ее диковинная находка. - Какое выражение употребляет Крылов, подчеркивая, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно? Вместо того, чтобы сразу съесть сыр, птица раздумывает о посланном ей богом лакомстве. - Проследите по тексту, какие глаголы использует Крылов, описывая действия Вороны? (Взгромоздилась, Собралась , Призадумалась, Держала, Вскружилась, Каркнула) - На что они указывают? Какой предстает Ворона? - Какие звуки подобраны для неуклюжей, глупой Вороны? - Случайно ли появление Лисицы? Подтвердите ответ словами из текста. - Проследите, как действует на Лисицу сыр. - Каким метким словом называет Крылов Лисицу? (плутовка) Что обозначает это слово? - Почитайте, как Лисица льстила Вороне. Как Лисица обращалась к ней? Как называла Ворону? Что говорила о ее красоте? О ее голосе? - Рассмотрите, как выглядит ворона в действительности. Опишите ее по внешнему виду. - Для чего же Лисица так расхваливала Ворону? - Прочитайте еще раз речь Лисицы, обратите внимание на то, как расхваливает Лисица Ворону, как она постепенно подбирается к «ангельскому голоску» - Как вы думаете, если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? - Как же действуют на Ворону ласковые слова Лисицы? - Почему Крылов не забыл упомянуть в басне о способности ворон быть вещими птицами? - Как же прореагировала Ворона на лесть, как об этом написал Крылов? - Почему Лисице удалось обмануть Ворону? Сравните поведение Вороны и Лисицы. - Какими качествами вы наделите Ворону? Лисицу? - Прочитайте басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую ворону, а рядом умную, хитрую, лживую плутовку Лисицу. Проведем конкурс чтецов. (предлагается трем ученикам участие в конкурсе. По впечатлениям учеников выбирается лучший чтец ) - Найдите мораль басни. Как вы понимаете смысл первых трех строк? А что означают слова: «И в сердце льстец отыщет уголок» - Скажите, о чем предупреждает своих читателей И.А.Крылов? - О чем он советует помнить постоянно? - Какие пороки людей осуждаются? - Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды. Кого из персонажей басни они вам напомнят? - Какие строки из басни «Ворона и Лисица» стали крылатыми, т.е. употребляются как пословицы? (в сердце льстец всегда отыщет уголок) - Соберите пословицы. Как вы их понимаете? Как они соотносятся с содержанием басни? Верь своим очам, а не чужим речам. На языке - медок, а на сердце - ледок. Голос соловьиный, да рыло свиное У всякого плута свой расчет. У лести нет чести | Слушаают и воспринимают информацию. Работают над новыми словами Слушать и воспринимать информацию. Читают басню Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы. Выборочное чтение Отвечают на вопросы с помощью используемых в тексте выражений, характеризовать героя. Отвечать на вопросы Читать вслух и про себя, отвечать на вопросы, проводить самоанализ. Отвечают на вопросы Выполняют задание | К: Развивать умение слушать и понимать речь других. К: Строить речевые высказывания К.: Развивать умение слушать и понимать речь других. П: строить объяснение в устной форме Р: Контролировать свою деятельность К: формулировать собственное мнение и позицию. П: Воспринимать информацию. Р: Контролировать свою деятельность П: строить объяснение в устной форме. К: формулировать собственное мнение и позицию. К: формулировать собственное мнение и позицию. |
4. Итог урока. Рефлексия | 10:10-10:15 | Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали. - Солнышко по–прежнему смотрит на вас. Ему интересно, не загрустили ли вы на уроке? У вас на столе лежат солнышки – грустные и веселые, покажите мне то солнышко, которое соответствует вашему настроению после проведенного урока. - Какова наша тема урока? -Назовите цели сегодняшнего урока? -Что нового узнали? - Что такое басня? -Что понравилось на уроке? -Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе? Записываем Д/з : учебник-стр.53 – 54 выучить басню | Подводить итоги, делать нравственный выбор, оценивать свои достижения. | Отслеживать цель учебной деятельности, строить речевые высказывания и рассуждения, осуществлять итоговый контроль. |
МБОУ СОШ №22 Студентки: Кулешова Н.,
Учитель: Валькеева Н. А. Группа: 45
Класс: 3 «а» Методист: Зубарева Н.С.
Кабинет: 311
Дата: 26.02.2015
Тема: Жанр басни. И.А. Крылов «Ворона и Лиса»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: Познакомить учащихся с биографией И.А. Крылова; познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Ворона и Лисица»
Планируемые результаты:
Предметные: читать правильно и выразительно вслух, учиться навыкам выразительного и выборочного чтения; учитывать индивидуальный темп чтения; анализировать содержание басни; анализировать смысл названия басни.
Личностные: создание условий для положительной мотивации к учению; оценки собственной деятельности; знакомиться с культурно-историческими и общечеловеческими ценностями.
Оборудование: Литературное чтение : 3 кл.: В 2ч./ В. Ю. Свиридова; презентация, карточки для работы в группах;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения 1 класс " Лиса и журавль" программа " Начальная школа 21 век"-презентация
Презентация содержит материал для определения темы урока, для работы над содержанием сказки , для подведения итогов урока...
Конспект урока развития речи. Сочинение-описание. Лисичка.
Конспект урока развития речи. Сочинение-описание животного по плану. Лисичка....
Конспект урока литературного чтения "С.Козлов "Лисичка", 4 класс, ПНШ
Конспект урока чтения...
Открытый урока чтения Русская народная сказка «Лиса и Журавль»
Открытый урока чтения в 3 классе.Русская народная сказка«Лиса и Журавль»...
Коеспекты уроков по математике 2 класс
конспекты уроков...
Презентация к уроку литературного чтения по сказке "Лиса и Тетерев"
Презентация содержит материал к уроку по русской народной сказки "Лиса и Тетерев" 1 класс по программе "Планета Знаний"...
Презентация урока литературного чтения 2 класс "Лиса и Журавль"
презентация к уроку литер чтение 2 класс "Лиса и Журавль"...