Конспекты по чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Алексеева Наталья Алексеевна

Данный материал пригодится при подготовке к урокам по литературному чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: № 152                                                                                                                                      

Класс: 3г                                                                                                                                          Алексеева Н.А

Тема урока: «У каждого своё место в природе»

Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Дмитрия Мамина-Сибиряка «Медведко»

Планируемые результаты:

Предметные:

 • прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
Личностные:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
Тип урока: Открытие нового знания.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока.

Учебник « Литературное чтение» 3 класс, 2 часть ( Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).

Этапы урока/методы и приёмы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

2. Актуализация знаний.

Словесный: устный анализ.

Словесный: прогнозирование темы урока.

6 мин

Проверка домашнего задания.

- Повторите стихотворение, которое вы выбрали.

- Проверим, как громко и выразительно вы умеете рассказывать стихи наизусть.

- Посмотрите на доску. Перед вами написано предложение. Попробуйте составить рассказ, опираясь лишь на эти данные.

 «Мы все вздохнули свободно, когда наконец избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришёл в прежний порядок».

- Что мы можем узнать из этого предложения?

- О ком или о чем идет речь?

- Как вы думаете, что это за зверь?

- Как к нему относятся?

- Как смысл вложил автор в это предложение?

- Составьте рассказ по этому предложению.

Вариант рассказа:

У людей в доме жил зверь. Сначала, когда зверь только появился, он всем понравился, потому что был очень милый. Но потом всё изменилось: зверь нарушил весь уклад жизни в доме, всё пошло не так, и людям было нелегко. С трудом удалось от зверя избавиться, тогда все почувствовали себя свободно и жизнь снова наладилась.

– Вся эта информация содержится в предложении. Мы ничего не добавили от себя.

- Подумайте, как работа над этим предложением может помочь нам определить тему урока.

- Каковы ваши предположения?

- Попробуйте определить цели урока, исходя из ваших предположений.

Составлять рассказ по предложению.

Высказывать свои предположения.

Предполагать тему и цели урока.

Познавательные:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять небольшие тексты.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

3. Постановка и решение учебных задач.

Практический: чтение и анализ произведения.

Словесный: беседа.

15 мин

Рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Медведко».

– Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте название рассказа. Вы догадались, кого так зовут – Медведко? (На иллюстрации есть маленький медвежонок, может быть, это его кличка.)

– Нам предстоит знакомство с новым писателем, его имя – Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

– Какие предположения о содержании рассказа вы можете высказать, если я вам скажу, что предложение, по которому мы составляли рассказ, взято именно из произведения Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»?

МЕДВЕДКО

– Барин, хотите вы взять медвежонка? – предлагал мне мой кучер Андрей. (Судя по словам «барин» (обращение к богатому, знатному человеку), «кучер» (человек, управляющий лошадьми, запряжёнными в экипажи) и по времени написания рассказа, действие происходит где-то в конце XIX – самом начале XX века.)

– А где он?

– Да у соседей. Им знакомые охотники подарили. Славный такой медвежонок, всего недель трёх. Забавный зверь, одним словом.

– Зачем же соседи отдают, если он славный?

– Кто их знает. Я видел медвежонка: не больше рукавицы. И так смешно переваливает.

Я жил на Урале, в уездном городе. (Уездный город в конце XIX – начале XX века – то же, что сейчас у нас районный центр, т.е. небольшой город.) Квартира была большая. Отчего же и не взять медвежонка?

В самом деле, зверь забавный. Пусть поживёт, а там увидим, что с ним делать. (Обратите внимание: повторяется слово «забавный» – от слова «забава» – развлечение. То есть крохотного медвежонка пока берут для забавы, «а там увидим, что с ним делать».)

Сказано – сделано. Андрей отправился к соседям и через полчаса принёс крошечного медвежонка, который действительно был не больше его рукавицы, с той разницей, что эта живая рукавица так забавно ходила на своих четырёх ногах и ещё забавнее таращила такие милые синие глазёнки. (Действительно симпатичный медвежонок, забавный, крохотный – с рукавицу, то есть… с варежку).

Попав в комнаты, медвежонок нимало не смутился (то есть нисколько, совсем не смутился), а, напротив, почувствовал себя очень свободно, точно пришёл домой. Он спокойно всё осмотрел, обошёл вокруг стен, всё обнюхал, кое-что попробовал своей чёрной лапкой и, кажется, нашёл, что всё в порядке.

Мои гимназисты натащили ему молока, булок, сухарей. («Мои гимназисты» – кто это может быть? – Очевидно, дети рассказчика, которые учатся в гимназии.) Медвежонок принимал всё как должное и, усевшись в уголке на задние лапы, приготовился закусить. Он делал всё с необыкновенной комичной важностью. (То есть… со смешной важностью). Да, малыш вёл себя важно и поэтому был очень смешной.)

– Медведко, хочешь молочка?

– Медведко, вот сухарики.

– Медведко!.. (Вот и имя медвежонку придумали!)

Медвежонок преспокойно съел молоко и булку, а потом забрался ко мне на колени, свернулся клубочком и замурлыкал, как котёнок.

– Ах, какой он милый! – повторяли гимназисты в один голос. – Мы его оставим у нас жить... Он такой маленький и ничего не может сделать.

– Что ж, пусть его поживёт, – согласился я, любуясь притихшим зверьком.

Да и как было не любоваться! Он так мило мурлыкал, так доверчиво лизал своим чёрным языком мои руки и кончил тем, что заснул у меня на руках, как маленький ребёнок. (Понравился медвежонок и взрослым, и детям! Действительно, чудесный малыш.)

- Дальше будем читать вслух по цепочке.

- В1-м абзаце трижды встречается слово забавно: медвежонок действительно весь день всех развлекал.

- Обратим также внимание, что, когда рассказчик был разбужен во второй раз, он уже называет медвежонка «упрямый зверь», а в конце 2-й части: «Эта возня начинала мне надоедать».

– Как вы думаете, удастся ли рассказчику выспаться этой ночью?

– А Медведко приживётся в доме?

Рассматривать иллюстрацию к рассказу.

Предполагать примерное содержание рассказа по названию и иллюстрации.

Слушать и анализировать чтение учителя и одноклассников.

Отвечать на вопросы.

Познавательные:

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Ориентироваться на развороте учебника.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Регулятивные:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

4. Физминутка

1 мин

5. Решение учебной задачи.

Практический: чтение и анализ произведения.

Словесный: беседа.

16 мин

- Обратили внимание, что теперь рассказчик называет медвежонка разбойником, а кухарка – поганым зверем.

(ларь – большой деревянный ящик для муки)

– Как вы думаете, как теперь поступит рассказчик?

Признаться сказать, я очень раскаивался, что взял медвежонка (раскаивался – т.е. признал свою вину, понял, что совершил ошибку), и очень был рад, когда нашёлся знакомый, который его взял.

– Помилуйте, какой милый зверь! – восхищался он. – Дети будут рады. Для них – это настоящий праздник. Право, какой милый.

(Мы уже знаем, что ждёт новых хозяев «милого зверя»? Вы обратили внимание: знакомый рассказчика повторяет его ошибку. Какую? Берёт для развлечения, чтобы порадовать детей, дикого зверя в дом.)

– Да, милый... – соглашался я.

Мы все вздохнули свободно, когда наконец избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришёл в прежний порядок.

Но наше счастье продолжалось недолго (можно предположить почему?), потому что мой знакомый возвратил медвежонка на другой же день. Милый зверь накуролесил на новом месте ещё больше, чем у меня. (Накуролесил – то есть… набезобразничал. Что же он натворил? Вопрос ставим, но ответа от детей не требуем, это риторический вопрос.) Забрался в экипаж, заложенный (запряжённый) молодой лошадью, зарычал. Лошадь, конечно, бросилась стремглав и сломала экипаж.

Мы попробовали вернуть медвежонка на первое место, откуда его принёс мой кучер, но там отказались принять его наотрез. (Наотрез – то есть… не соглашались ни в какую. Догадались, почему Медведко попал к нашему рассказчику?)

– Что же мы будем с ним делать? – взмолился я, обращаясь к кучеру. – Я готов даже заплатить, только бы избавиться.

На наше счастье, нашёлся какой-то охотник, который взял его с удовольствием.

– Вам понравился Медведко?

– В какой момент вы догадались, что он не приживётся в доме?

– Подчеркните в тексте слова, которыми называют медвежонка.

(Забавный, живая рукавица, милый, как маленький ребёнок, маленький увалень, упрямый зверь, маленький гость (гость – значит, не навсегда, на время…); маленький квартирант (тот, кто снимает квартиру, – т. е. не свой, не член семьи), беспокойный гость, разбойник, поганый зверь.)

– Прочитайте подряд все названия, понаблюдайте, как меняется отношение к медвежонку, когда становится понятно, что он не останется в доме.

 – Каким человеком вам представляется рассказчик? Можно ли назвать его злым, жестоким по отношению к животным?

– В чём он раскаивается?

- Рассмотрите еще раз иллюстрацию к произведению.

– Озвучьте иллюстрацию словами из текста.

– Как вы думаете, почему автор выбрал такое заглавие: не «Медведь», не «Медвежонок», а «Медведко»? (Детские и юношеские годы Д. Мамина-Сибиряка прошли на Урале. Медвежонка часто там называют медведко.

- Прислушайтесь к звучанию этого слова. В нём – трогательность, мягкость, доброта.)

Слушать и анализировать чтение учителя и одноклассников.

Отвечать на вопросы.

Личностные:

Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Коммуникативные:

Развивать умение слушать и понимать речь других.

Выразительно читать текст.

Оформлять свои мысли в устной форме.

6. Домашнее задание

1 мин

1. Подготовить пересказ текста от 3-го лица (например, от лица кучера Андрея, или кухарки, или одного из гимназистов).

2. Прочитать главу – «Ханг и Чанг»

7. Итог урока/ рефлексия

Метод: ответы на вопросы.

2 мин

– Что нового узнали?

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Отвечать на вопросы. Анализировать свою деятельность на уроке.

Регулятивные:

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.



Предварительный просмотр:

Школа: № 152                                                                                                                                      

Класс: 3г                                                                                                                                          Алексеева Н.А

Тема урока: Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом» и Г.Сапгира «Морская собака»

Цели урока: познакомить учащихся со стихотворениями В. Берестова «Прощание с другом» и Г.Сапгира «Морская собака»

Планируемые результаты:

Предметные:

 • прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
Личностные:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
Тип урока: Открытие нового знания.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока.

Учебник « Литературное чтение» 3 класс, 2 часть ( Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).

Этапы урока/методы и приёмы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. орг.момент

Проверьте свое рабочее место. Все готово? Садитесь.

Настраиваться на урок

2. Актуализация знаний.

Словесный: устный анализ.

Наглядный: зрительная наглядность.

Словесный: прогнозирование темы урока.

5 мин

– Прочитайте отрывок из стихотворения Б. Заходера.

Все-все,

Все на свете

На свете нужны,

И мошки

Не меньше нужны,

Чем слоны.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мёд

И кто делает яд.

Нельзя обойтись

– Определите тему стихотворения.

(Без чудищ нелепых

И даже без хищников –

Злых и свирепых.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется...)

– Как бы вы его озаглавили? Эта «Песенка о всех на свете» звучит в мультфильме «О всех на свете», герои которого – Ягнёнок, щенок Чмок, маленький Котёнок.

– Почему мы начали урок с этого стихотворения? Как вы думаете, о чём будут произведения следующего раздела?

– Вспомните сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Какие строчки из сказки могли бы стать эпиграфом этого раздела? («Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».)

– Если бы вы были художниками-оформителями учебника, какие рисунки вынесли бы на разворот раздела?

– Теперь откроем учебник и прочитаем название раздела.

– О каких животных мы будем читать? Как догадались? (По иллюстрациям.)

– Произведения о животных каких авторов вы любите читать?

– Какие произведения о домашних животных вы уже читали? (Ю. Коваль «Дик и черника», С. Михалков «Щенок», Е. Чарушин «Томкины сны».) Что предстоит прочесть? (Чтение «Содержания», с. 207.)

– Какие животные есть у вас дома?

– Что бы вы хотели ещё узнать об их жизни?

Как вы думаете, какая тема нашего урока? Какие поставим цели?

Читать стихотворение, определять его тему.

Высказывать свои предположения.

Вспоминать авторов, которые писали о животных.

Вспоминать произведения про животных.

Определять тему и цели урока.

Познавательные:

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Ориентироваться на развороте учебника.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Регулятивные:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Постановка и решение учебных задач.

Практический: чтение и анализ стихотворения.

Словесный: беседа.

15 мин

Стихотворение В. Берестова «Прощание с другом».

– Прочитайте фамилию автора, название стихотворения, рассмотрите иллюстрацию.

– О каком друге мы узнаем из стихотворения?

– Предположите, какие это стихи: весёлые или грустные?

- Прочитайте стихотворение самостоятельно про себя.

– Подтвердились ли наши предположения о герое, настроении?

- Прочитайте стихотворение вслух.

- Как изменились наши предположения?

- Вернется ли ёж к своему хозяину? Почему?

Валентин Берестов

ПРОЩАНИЕ С ДРУГОМ

Он сбежал у меня на глазах. («...у меня на глазах» –

т.е. герой … (видел, как убегает его друг – ёж). О чём сразу хочется

спросить автора? (Почему? Что случилось?))

Я его провожаю в слезах.

Мы с ежом замечательно жили,

Уважали друг дружку, дружили,

Позволял он потрогать брюшко.

Он с ладошки лизал молоко. (Действительно, дружили по-настоящему.)

У него была милая рожица.

Не любил он колоться и ёжиться. (Значит, ёжику тоже нравилась такая замечательная жизнь?)

Но открытой

Оставили дверь,

И сердитый

Бежит он теперь.

Как чужой, и шипит он, и колется. (Что же случилось? Почему так изменилось поведение ежа?)

Проводил я его до околицы. (То есть до конца деревни.)

И в колючей траве он исчез,

И, свободный, отправился в лес. (Получили мы ответ на наш вопрос?)

-Чьими глазами мы видим жизнь друзей («замечательно жили»)?

- А ёж был согласен с тем, что его жизнь замечательная?

- Сердится ли герой стихотворения на своего друга-ежа?

- Как понимаете последнюю строчку стихотворения? (Как бы хорошо ни жилось ежу в доме героя, он был в неволе. Теперь по-настоящему свободным спешит в родной лес.)

- Сколько в стихотворении частей? Какие? (Две: как жили и что

случилось.)

- Какие картинки вы бы нарисовали к каждой части?

- Почему автор именно так озаглавил стихотворение, а не «Прощание с ежом»?

- Подготовьтесь к выразительному чтению самостоятельно, расставьте логические ударения и паузы.

- Прочитайте стихотворения выразительно.

– Каким вы представляете автора стихотворения Валентина Берестова?

- Да, он очень любил животных. Вот несколько названий его стихотворений: «Котёнок», «Воробушки», «Рыбка строит дом», «Верблюжонок».

- Читая стихи В. Берестова, мы видим его разным. Перед нами то ироничный собеседник, то добрый сказочник, то озорной выдумщик.

– Как вы думаете, почему это стихотворение открывает раздел? (Автору удалось передать доброе отношение к четвероногому другу, пробудить гуманные чувства у читателя, заставить задуматься, кого мы называем друзьями и как им живётся рядом с нами.)

Рассматривать иллюстрации.

Отвечать на вопросы.

Читать стихотворение про себя и вслух.

Анализировать содержание стихотворения.

Читать стихотворение выразительно.

Личностные:

Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Коммуникативные:

Развивать умение слушать и понимать речь других.

Выразительно читать текст.

Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Физминутка

1 мин

5. Решение учебной задачи.

Практический: чтение и анализ стихотворения.

Словесный: беседа.

16 мин

Стихотворение Г. Сапгира «Морская собака».

– Мы уже не раз встречались со стихотворениями Генриха Вениаминовича Сапгира. Какие это были стихи? («Нарисованное солнце», «Четыре конверта» – весёлые, озорные, ритмичные…)

– Что ждёте от встречи со стихотворением Г. Сапгира, которое называется «Морская собака»? О чём хотите сразу спросить?

- Прочитайте стихотворения про себя.

– Вы поняли, о какой собаке идёт речь? (О морском животном.)

А почему такая иллюстрация на с. 89? (Это шутка художника.)

– Как вам кажется, автор придумал эту историю или она произошла на самом деле?

– Какое это стихотворение? (Весёлое, шутливое, озорное.)

(После первого четверостишия):

– Почему по ошибке? (Герой удивлён: вроде похоже животное на собаку, но с рыбьим хвостом.) А почему слово не договорил до конца? (От удивления.) Попробуйте прочитать первые четыре строчки и передать это удивление.

После второго четверостишия:

– Наш герой пытается убедить морскую собаку, что на настоящую она вовсе не похожа. А что же в ответ? Читаем дальше.

После чтения до конца:

– Расстроилась ли морская собака, что не очень похожа на настоящую?

(Нет, конечно! Главное – у неё есть хвост, и им можно вилять!)

– Оправдались ваши ожидания?

– Да, стихотворение весёлое, озорное, шутливое. А художник тоже оказался человеком с чувством юмора и нарисовал… настоящую собаку, но с рыбьим хвостом!

- Прочитайте стихотворение выразительно.

Рассматривать иллюстрации.

Отвечать на вопросы.

Читать стихотворение про себя и вслух.

Анализировать содержание стихотворения.

Читать стихотворение выразительно.

Личностные:

Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Коммуникативные:

Развивать умение слушать и понимать речь других.

Выразительно читать текст.

Оформлять свои мысли в устной форме.

6. Домашнее задание/

Итог урока/ рефлексия

Метод: ответы на вопросы.

3 мин

- Давайте прочитаем авторский текст на с. 76.

- О чем говорится в этом тексте?

- Как изменилась бы жизнь людей, если бы рядом не было домашних животных?

– В этом разделе мы прочитаем разные произведения: и серьёзные, и весёлые, но все они будут очень интересные!

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Д/з: выучить одно из стихотворений.

Отвечать на вопросы. Анализировать свою деятельность на уроке.

Регулятивные:

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.



Предварительный просмотр:

Школа: № 152                                                                                                                                      

Класс: 3г                                                                                                                                          Алексеева Н.А

Тема урока: «Замечательные собаки»

Цели урока: познакомить учащихся с главой «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой»

Планируемые результаты:

Предметные:

 • прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
Личностные:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
Тип урока: Открытие нового знания.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока.

Учебник « Литературное чтение» 3 класс, 2 часть ( Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).

Этапы урока/методы и приёмы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

2. Актуализация знаний.

6 мин

Проверка домашнего задания.

- Перескажите текст произведения «Медведко» от третьего лица.

Пересказывать от третьего лица.

3. Постановка и решение учебных задач.

Практический: чтение и анализ произведения.

Словесный: беседа.

15 мин

«Ханг и Чанг».

Вопросы к тем детям, которые читали главу дома:

– Что больше всего понравилось?

– А что больше всего удивило?

- Давайте рассмотрим иллюстрацию к произведению.

- Кто или что на ней изображено?

- Что делают нарисованные герои?

- Почему вокруг них летают ноты?

- Что это может означать?

- Каковы будут ваши предположения?

- Сколько собак нарисовано?

- Кто рядом с ними, как вы думаете?

- Тема нашего урока «Замечательные собаки», предположите, почему она так названа?

- Какие поставим цели на урок?

- Прочитайте еще раз название произведения.

- Предположите, почему оно так названо.

- Кого могут назвать Ханг и Чанг?

- Сколько героев мы встретим в произведении?

- Проверим ваши предположения, прочитав этот рассказ.

- Начнем читать по цепочке, громко и выразительно.

- Что мы узнаем из первой главы?

- Подтвердились ли наши предположения о героях произведения?

Рассматривать иллюстрацию к рассказу.

Предполагать примерное содержание рассказа по названию и иллюстрации.

Слушать и анализировать чтение учителя и одноклассников.

Отвечать на вопросы.

Познавательные:

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Ориентироваться на развороте учебника.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Регулятивные:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Физминутка

1 мин

Решение учебной задачи.

Практический: чтение и анализ произведения.

Словесный: беседа.

16 мин

- Продолжим чтение.

- Что нового мы узнаем о героях?

- Какие они?

- Давайте составим сравнительную таблицу, куда внесём все качества Ханга и Чанга.

- Опишите наших героев с помощью имен прилагательных.

- Чем схожи характеры этих собак?

- А чем различаются?

- Какая из собак вам более симпатична? Почему?

- Что необычного произошло с собаками?

- Кто из них начал петь?

- Как это было? Найдите это в тексте.

- Прославились ли собаки?

- Что захотели сделать люди, когда узнали о талантливых собаках?

- Продал ли их дядя? Почему?

Слушать и анализировать чтение учителя и одноклассников.

Отвечать на вопросы.

Личностные:

Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Коммуникативные:

Развивать умение слушать и понимать речь других.

Выразительно читать текст.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Домашнее задание

1 мин

1. Подготовиться к устному рассказу.

2. Прочитать часть 1-ю рассказа «Дымка и Антон»

Итог урока/ рефлексия

Метод: ответы на вопросы.

2 мин

– Чем же замечательны собаки, о которых рассказали Юрий Коринец?

– А вам приходилось наблюдать что-то подобное?

Отвечать на вопросы. Анализировать свою деятельность на уроке.

Регулятивные:

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.



Предварительный просмотр:

Школа: № 152                                                                                                                                      

Класс: 3г                                                                                                                                          Алексеева Н.А

Тема урока: «Замечательные собаки»

Цели урока: познакомить учащихся с рассказом В. Драгунского «Дымка и Антон»

Планируемые результаты:

Предметные:

 • прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
Личностные:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
Тип урока: Открытие нового знания.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока.

Учебник « Литературное чтение» 3 класс, 2 часть ( Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).

Этапы урока/методы и приёмы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

2. Актуализация знаний.

6 мин

Проверка домашнего задания.

-Какой рассказ читали на прошлом уроке?

-Что больше всего понравилось в этом рассказе?

-Назовите героев этого рассказа.

-Что больше всего удивило?

(пересказ интересного эпизода)

-Почему рассказчик взял сразу двух собак?

- Какой же характер был у Чанга и у Ханга?

-Чем же замечательны Ханг и Чанг?

- Можно ли назвать хозяина этих собак тоже замечательным? Почему?

- Сегодня продолжается тема урока «Замечательные собаки»

Пересказывать от третьего лица.

3. Постановка и решение учебных задач.

Практический: чтение и анализ произведения.

Словесный: беседа.

15 мин

Рассказ «Дымка и Антон».

– Какие предположения у вас возникли, когда прочитали название рассказа?

-Вы подумали, что Дымка – это кто? А Антон?

- Ну а на самом деле что оказалось?

– Вас что-то удивило в этом рассказе? Подходит ли он к теме урока – «Замечательные собаки»?

-Прочтите фамилию автора. Вы знакомы с ним?

-Что мы читали недавно у В Драгунского?

-Что можно ждать от произведения,  автор которого В. Драгунский?

- Рассмотрим иллюстрацию .Кто изображен на ней?

-Почему собачки очень большие, больше дома?

-Как называется рассказ?

-Как вы думаете, кого так звали?

- Как ведут себя собаки? (как люди).

- Как вы думаете, случайно ли, что у собак в рассказе В. Драгунского человеческие фамилии, а приятеля Дымки и вовсе зовут Антон Дыхов?

- Вы узнали что-то новое о писателе Викторе Драгунском?

-Понравились эти собачки? Чем?

-Почему собак на даче у дяди Володи называли по имени и фамилии?

-Собаки были злые и кусались?

-Как выглядела Дымка?

--Почему собаку Антон звали Антон Дыхов?

-Что вы узнали про собаку Антон Дыхов?

- А почему Дениска понимает язык животных? (Автор использует приём олицетворение, наделяет животных качествами человека.)

- Какой ещё приём использовал автор?

- Как вы думаете, схожи ли эти животные друг с другом по характеру? - Вот это мы сейчас и выясним.

- Давайте подумаем, какими чертами характера обладали Дымка и Антон.

-  Чем похожи столь разные собаки? Могли бы они дружить?

Какое качество Дымки раскрывает этот эпизод?

-Почему Антон не стал сразу есть кость, когда украл у Дымки?

-Почему Дымка сразу поняла , что кость украл Антон?

-Как показала Дымка, что она обиделась на Антона?

-Почему Дениска  решил заступиться за Дымку?

-Почему Антон все же принес Дымке кость?

-Чем же закончился рассказ?

-Можно ли сказать, что у собак есть характер?

-Как вы думаете, случайно ли, что у собак в рассказе В. Драгунского человеческие фамилии, а  приятеля Дымки и вовсе зовут Антон Дыхов?

Рассматривать иллюстрацию к рассказу.

Предполагать примерное содержание рассказа по названию и иллюстрации.

Слушать и анализировать чтение учителя и одноклассников.

Отвечать на вопросы.

Познавательные:

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Ориентироваться на развороте учебника.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Регулятивные:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Физминутка

1 мин

Решение учебной задачи.

Практический: чтение и анализ произведения.

Словесный: беседа.

16 мин

-Что вы узнали нового о писателе В. Драгунском?

-Чем же замечательны собаки в рассказе В. Драгунского?

А вам приходилось наблюдать что-то подобное?

- А сейчас найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о том:

1 ряд - Что помешало Дымке грызть кость?

2 ряд - Как Дымка догадалась, что кость стащил Антон?

3 ряд - Кто "помог" Антону исправиться?

Все - Как догадался Дениска, что Дымка простила Антона?

- На чьей стороне ваши симпатии-Дымки или Антона?

- Как вы думаете, почему Антон утащил кость?

- Почему же он всё-таки вернул её?

- А что вы можете рассказать о Дениске?

- Ребята, чем понравился вам этот рассказ?

- А кто может сформулировать его основную мысль? Что же хотел донести автор до каждого из нас?

(У собаки есть характер. Только любящий животных человек понимает их, воспитывает и заботится о них. Мы в ответе за тех, кого приручили)

Слушать и анализировать чтение учителя и одноклассников.

Отвечать на вопросы.

Личностные:

Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Регулятивные:

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Коммуникативные:

Развивать умение слушать и понимать речь других.

Выразительно читать текст.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Домашнее задание

1 мин

- Дома я предлагаю вам выполнить одно из трёх заданий на выбор:

1. Проиллюстрировать наиболее понравившийся эпизод.

2. Подготовить пересказ 2 части от лица Антона.

3. Предположи, как изменится жизнь собак через год. Написать сочинение-миниатюру об одной из собак.

Итог урока/ рефлексия

Метод: ответы на вопросы.

2 мин

– Чем же замечательны собаки, о которых рассказали Виктор Драгунский?

– А вам приходилось наблюдать что-то подобное?

- Возьмите кружочки, лежащие на парте, и нарисуйте смайлики. Улыбку, если вам понравилось на уроке, грусть, если нет. Затем опустите их в конвертики.

- Ребята, любите животных, и они ответят вам тем же!

Отвечать на вопросы. Анализировать свою деятельность на уроке.

Регулятивные:

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Конспект урока чтения Тема : Апрель. С.Маршак Учебник 2 класс: Книга для чтения. Барская Н.М., Ильина С.Ю.

К конспекту занятия прикладывается презентация, карточка для групповой и индивидуальной работе, фотография Маршака, подснежника.Конспект урока предусматривает формирование у учащихся навыка запоминани...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».

Цели:·        формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;·        обучение выразительному чтению стихо...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение рассказа Е.Кононенко «Резеда»

Цели:- продолжить работу над формированием навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;- учить детей выделять главную мысль в тексте;- обогащать речь учащихся определениями, учи...

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"

Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...

Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"

Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...

План-конспект урока чтения в 1 классе. Тема: «Чтение слогов, слов, предложений с буквой в ».

Цели :1) учить соотносить звук с буквой, со­ставлять слоги и слова из усвоенных слоговых структур;2) развивать фонематический слух; зри­тельное и слуховое восприятие; на­глядно-действ...