Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) на тему
Рабочая программа к учебнику "Литературное чтение" 2 класс, авторы Л.ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. составлена в соответствии с требованиями ФГОС. В программу включены личностные, метапредметные, познавательные, коммуникативные УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по чтению 2 класс | 463.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
2 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 2 класс создана на основе:
- Федерального Государственного стандарта начального общего образования;
- Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. – М.: Просвещение, 2011
- Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: «Просвещение», 2009 г., планируемых результатов начального общего образования.
- Учебного плана НОУ Школы «Ника» на 2013-2014 учебный год.
Литературное чтение – один из основных предметов в начальной школе,
объединяет два ключевых направления:
— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой
развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.
Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программы и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека.
Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения
с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям.
В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.
Цели обучения
Программа направлена на достижение следующих целей:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи.
- Развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
- Учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление.
- Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление.
- Развивать поэтический слух.
- Формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей.
- Обогащать чувственный опыт ребёнка.
- Формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни.
- Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров.
- Обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами: 1. Виды речевой деятельности. Культура речевого общения. 2.Виды работы с текстом. Коммуникативно –познавательная деятельность. 3. Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно – нравственная деятельность. 4. Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
Раздел. «Виды речевой и читательской деятельности.
Культура речевого общения».
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Раздел « Работа с разными видами текста.
Коммуникативно – познавательная деятельность».
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг/изданий: книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Раздел « Работа с текстом художественного произведения.
Эстетическая и духовно – нравственная деятельность».
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным,
учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Раздел « Круг детского чтения.Круг читательской деятельности».
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Ф. Тютчева и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Описание места учебного предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
- овладение функциональной грамотностью;
- овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
- определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
- приобщение к литературе как искусству слова;
- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Содержание учебного предмета.
Виды речевой и читательской деятельности. Умение слушать (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи; умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения; определение последовательности событий; осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев .Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию .Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения. Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XXвв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся(на основе литературных произведений)Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
1.Обогащение опыта эстетического восприятия:
- формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,
- развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,
- формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи.
2. Развитие умения выразить свои впечатления:
- проводить игры со словами,
- коллективно сочинять различные истории,
- составлять рассказы на свободные темы.
3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:
- рисование красками,
- словесными описаниями,
- рассказ по собственному рисунку,
- придумывание своей концовки.
4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:
- приобщать к миру поэзии,
- развивать поэтический вкус.
5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:
Знать:
средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),
жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение),
знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка).
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА.
В результате изучения литературного чтения учащийся должен
знать/понимать
• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
• читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения;
• пересказывать текст;
• делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
• создавать небольшой устный текст на заданную тему;
• приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
Реализация программы обеспечивает достижение учениками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказыватьнебольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты:
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»
является сформированность следующих умений:
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
размышлять о характере и поступках героя;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную ( авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Содержание тем учебного курса.
Самое великое чудо на свете (2 ч)
Введение.
Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»
Устное народное творчество (12 ч)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.
Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...»Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень (8 ч)
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (14 ч)
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке».
И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».
Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших (9 ч)
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов (5 ч)
1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».
Писатели – детям ( 20 ч)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли».«Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).
Я и мои друзья (10 ч)
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».
Люблю природу русскую. Весна (11 ч)
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин. «Матери»; А. Плещеев. «В бурю»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».
И в шутку и всерьез (15 ч)
1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран (21 ч)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»), братья Гримм «Бременские музыканты».
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов по плану | Всего часов |
1 | Самое великое чудо на свете | 2 | 2 |
2 | Устное народное творчество | 12 | 12 |
3 | Люблю природу русскую. Осень | 8 | 8 |
4 | Русские писатели | 14 | 14 |
5 | О братьях наших меньших | 9 | 9 |
6 | Из детских журналов | 5 | 5 |
7 | Люблю природу русскую. Зима | 9 | 9 |
8 | Писатели – детям | 20 | 20 |
9 | Я и мои друзья | 10 | 10 |
10 | Люблю природу русскую. Весна | 11 | 11 |
11 | И в шутку и всерьез | 15 | 15 |
12 | Литература зарубежных стран | 21 | 15 |
Итого | 136 | 130 |
В связи с объёмом содержания материала учебника, каникулярными и праздничными днями в тематическое планирование внесены изменения.
Контроль и оценка.
Критерии оценок:
В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:
- Способ чтения: чтение целыми словами.
- Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
- Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
- Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность.
Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Темп чтения не менее 35 слов в минуту в I полугодии, во втором полугодии - 50 слов в минуту.
Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:
- Выразительное чтение текста;
- Пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
- Выразительное чтение наизусть;
- Составление простого плана;
- Создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
- Работа с детской книгой и т.д.
В ходе фронтального опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
- Для учителя:
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Рабочие программы. Литературное чтение 1- 4 классы.. ФГОС.М.: «Просвещение»,2011.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение.
Учебник для 2 класса начальной школы, часть 1. М.: «Просвещение», 2013, 223 с.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение.
Учебник для 2 класса начальной школы, часть 2. М.: «Просвещение», 2013, 223 с.
Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации.
М.: «Просвещение»,2013
Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. М: «Просвещение», 2010.
- Для учеников:
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Р Литературное чтение.
Учебник для 2 класса начальной школы, часть 1. М.: «Просвещение», 2013, 223 с.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение.
Учебник для 2 класса начальной школы, часть 2. М.: «Просвещение», 2013, 223 с.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение.
Рабочая тетрадь для 2 класса начальной школы, часть 1. М.: «Просвещение», 2013.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение.
Рабочая тетрадь для 2 класса начальной школы, часть 2. М.: «Просвещение», 2013.
Аудиоприложение на электронном носителе.
Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом. 2 класс М.: «Экзамен», 2013.
Рабочая программа по литературному чтению на 2013-2014 учебный год.
№ п\п | № урока в теме | Тема урока тип урока | Количество часов | Характеристика деятельности учащегося Дидактические единицы образовательного процесса | Описание ценностных ориентиров содержания урока | Использование компьютерного оборудования, прогр. обеспеч., дидакт. средств | |||||||||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||
Самое великое чудо на свете (2 ч) | |||||||||||||||
1 | 1 | Введение. «Самое великое чудо на свете». Знакомство с учебником. | 1 час | Учится называть элементы учебной книги, быстро в них ориентироваться; формулирует учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности; работает в паре; проявляет бережное отношение к учебной книге, называет правила выбора обложки. Ориентируется в учебнике по литературному чтению. Рассматривает иллюстрации, соотносит их содержание с содержанием текста в учебнике. Знает и применяет систему условных обозначений при выполнении заданий. Находит нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Пользуется словарём в конце учебника. | Формирование ценностных представлений о книге, о чтении, побуждение у второклассников интереса к самостоятельному чтению, приобщение к миру книг, формирование библиографических умений. | Учебник, рабочая тетрадь, электронноеаудиоприложение к учебнику, ноутбук, телевизор, выставка книг. | |||||||||
2 | 2 | Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». Работа над содержанием проекта. | 1 час | ||||||||||||
Устное народное творчество (12 ч) | |||||||||||||||
3 | 1 | УНТ. Малые и большие жанры. Пословицы и поговорки. Работа над распределением пословиц на тематические группы. | 1 час | Узнает и называет малые фольклорные жанры, знает признаки сказки, отличает от других жанров УНТ, знает классификацию сказок; называет с опорой на схему элементы волшебной сказки; сравнивает малые фольклорные жанры между собой, работает в паре, строит взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе. Читает вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читает, выражая настроение произведения. Читает с выражением, опираясь на ритм произведения. Объясняет смысл пословиц. Соотносит пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывает рассказ по пословице; соотносит содержание рассказа с пословицей. Находит созвучные окончания слов в песне. Сочиняет колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества. | Приобщение школьников к культурному и духовному наследию русского народа; пробуждение чувства гордости за свой народ, его эстетические идеалы и нравственные принципы, воспитание уважения к народному творчеству, художественным ремеслам и промыслам, чувства восхищения мастерством и смекалкой, чувством юмора и трудолюбием русского народа. | Учебник, рабочая тетрадь.электронное аудиоприложение к учебнику, ноутбук, телевизор. | |||||||||
4 | 2 | Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. | 1 час | ||||||||||||
5 | 3 | Потешки и прибаутки – малые жанры УНТ. Слова как средство создания образа. | 1 час | ||||||||||||
6 | 4 | Считалки и небылицы – малые жанры УНТ. Ритм – основа считалки. | 1 час | ||||||||||||
7 | 5 | Загадки – малые жанры УНТ. Разделение загадок по тематическим группам. | 1 час | ||||||||||||
8 | 6 | Пословицы и поговорки русского народа. Отличие пословиц от поговорок. | 1 час | ||||||||||||
9 | 7 | Сказки. Русские народные сказки. Сказка «Петушок и бобовое зернышко». Рассказывание сказки на основе картинного плана. | 1 час | ||||||||||||
10 | 8 | Сказка «У страха глаза велики». Обучение подробному пересказу с сохранением особенностей сказки. | 1 час | ||||||||||||
11 | 9 | Сказка «Лиса и тетерев». Работа над выразительным чтением сказки. | 1 час | ||||||||||||
12 | 10 | Сказка «Лиса и журавль». Работа над вопросами к сказке. | 1 час | ||||||||||||
13 | 11 | Сказка «Каша из топора». Чтение сказки по ролям. | 1 час | ||||||||||||
14 | 12 | «Гуси – лебеди». Составление плана. | 1 час | ||||||||||||
Люблю природу русскую. Осень. (8 ч) | |||||||||||||||
15 | 1 | Прогнозирование содержания раздела. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. | 1 час | Знает особенности художественного и научно – познавательного текстов, умеет формировать учебную задачу урока вместе с группой учащихся, прогнозирует содержание текста на основе заголовка; осуществляет самоконтроль по изученной теме при помощи тестов или контрольных вопросов; оценивает результаты своей деятельности на уроке. Читает стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивает стихи разных поэтов на одну тему; выбирает понравившиеся, объясняет свой выбор. Различает стихотворный и прозаический текст. Сравнивает художественный и научно-познавательный текст. Наблюдает за жизнью слов в художественном тексте. Объясняет интересные выражения в лирическом тексте. Придумывает собственные сравнения. Слушает звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивает звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; Представляет картины осенней природы. Наблюдает за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находит средства художественной выразительности; подбирает свои собственные придуманные слова; Оценивает свой ответ. Исправляет допущенные ошибки при повторном чтении. Контролирует себя в процессе чтения, самостоятельно оценивает свои достижения. Русские писатели(14 ч) | Ознакомление учащихся с великими русскими поэтами, их творчеством; формирование чувства признательности и уважения к своей Родине, породившей такое количество талантливых поэтов, мастеров художественного слова; развитие эмоциональной впечатлительности и чуткости, зоркости к художественному слову, умения ценить и понимать поэтическое искусство. | Учебник, рабочая тетрадь.электронное аудиоприложение к учебнику, ноутбук, телевизор. | |||||||||
16 | 2 | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» Выразительное чтение. | 1 час | ||||||||||||
17 | 3 | К. Бальмонт. «Поспевает брусника». Выразительное чтение. | 1 час | ||||||||||||
18 | 4 | А. Плещеев «Осень наступила». Описание природы осенью. | 1 час | ||||||||||||
19 | 5 | А. Фет. «Ласточки пропали…» Выразительное чтение. | 1 час | ||||||||||||
20 | 6 | А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». С Есенин, «Закружилась листва золотая…». М. Пришвин, «Осеннее утро». Средства художественной выразительности: эпитет. | 1 час | ||||||||||||
21 | 7 | В. Брюсов. «Сухие листья…». И. Токмакова «Опустел скворечник…». М Пришвин. «Осеннее утро» Составление вопросов. | 1 час | ||||||||||||
22 | 8 | В. Берестов «Хитрые грибы». Научно – познавательный текст «Грибы». Обобщение по разделу. | 1 час | ||||||||||||
23 | 1 | А.С. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Выразительное чтение. | 1 час | Читает выразительно, осознанно, целыми словами, замедляет и увеличивает темп чтения. Находит в тексте стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения. Находит нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Проверяет себя и самостоятельно оценивает свои достижения на основе диагностической работы. | Приобщение школьников к классике русской литературы, формирование на основе их произведений нравственных суждений, убеждений, оценок, погружение в проблему нравственного выбора, его обоснование; создание условий для духовно-нравственного роста и развития ребенка. | Учебник, рабочая тетрадь.электронное аудиоприложение к учебнику, ноутбук, телевизор. | |||||||||
24 | 2 | А.С. Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин»: «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…» Работа по вопросам. | 1 час | ||||||||||||
25 | 3 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. | 1 час | ||||||||||||
26 | 4 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Описание картины моря в сказке. | 1 час | ||||||||||||
27 | 5 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения Пересказ сказки по плану. | 1 час | ||||||||||||
28 | 6 | И. А. Крылов. Басня «Лебедь, Щука и Рак». Сравнение басни и сказки. | 1 час | ||||||||||||
29 | 7 | И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и муравей». Выразительное чтение. | 1 час | ||||||||||||
30 | 8 | Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».Соотнесение басни с пословицами. | 1 час | ||||||||||||
31 | 9 | Л. Н. Толстой. «Филиппок».Пересказ по вопросам. | 1 час | ||||||||||||
32 | 10 | Л. Н. Толстой «Правда всего дороже». Соотнесение поступка мальчика с ценностями. | 1 час | ||||||||||||
33 | 11 | Л. Н. Толстой. «Котенок». Подробный пересказ. | 1 час | ||||||||||||
34 | 12 | И Токмакова «Десять птичек – стайка». Работа над сочинением стихотворений. | 1 час | ||||||||||||
35 | 13 | Проект «Литературная гостиная. Подготовка информации. Составление плана. | 1 час | ||||||||||||
36 | 14 | Проект «Литературная гостиная» Презентация проекта. | 1 час | ||||||||||||
О братьях наших меньших. (9ч.) | |||||||||||||||
37 | 1 | Веселые стихи о животных. Н. Сладков. «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем становится».Работа над выразительным чтением. | 1 час | Устанавливает аналогии, формулирует собственное мнение и позицию, выделяет существенную информацию. Устанавливает причинно-следственные связи. Осуществляет построение логической цепи рассуждений, доказательств. Воспринимает на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Строит логическую цепь рассуждений, доказательств. Обменивается мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | Пробуждение нравственных чувств, формирование бережного и ответственного отношения к окружающему животному миру, развитие представлений о том, что с чуткого отношения к братьям нашим меньшим начинается отношение к людям, человечеству и своей родине. | Учебник, рабочая тетрадь.электронное аудиоприложение к учебнику, ноутбук, телевизор. | |||||||||
38 | 2 | Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…». И Пивоварова «Жила –была собака…» Работа над составлением вопросов. | 1 час | ||||||||||||
39 | 3 | В. Берестов «Кошкин щенок».Составление рассказа по рисунку. | 1 час | ||||||||||||
40 | 4 | М. Пришвин «Ребята и утята».Выразительное чтение. | 1 час | ||||||||||||
41 | 5 | М. Пришвин «Ребята и утята». Выборочный пересказ. | 1 час | ||||||||||||
42 | 6 | Е. Чарушин. «Страшный рассказ». Составление плана. | 1 час | ||||||||||||
43 | 7 | Б. Житков. «Храбрый утенок». Составление рассказа с заменой главного героя. | 1 час | ||||||||||||
44 | 8 | В. Бианки. «Музыкант». Пересказ по вопросам. | 1 час | ||||||||||||
45 | 9 | В. Бианки «Сова». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 1 час | ||||||||||||
Из детских журналов (5 ч.) | |||||||||||||||
46 | 1 | Проект «Мой любимый детский журнал» Умение составлять вопросы. | 1 час | Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Люблю природу русскую. Зима. (9 часов) | Ознакомление школьников с различными типами журналов для детей, в том числе и с журналами прошлых лет, их назначением, структурой; формирование умений ориентироваться в структуре журнала, отличать журнал от книги, находить в нем нужную информацию, создавать свой журнал. | Учебник, рабочая тетрадь.электронное аудиоприложение к учебнику, ноутбук, телевизор. | |||||||||
47 | 2 | Д. Хармс «Игра», «Вы знаете?» Выразительное чтение. | 1 час | ||||||||||||
48 | 3 | Д.Хармс, С. Маршак «Веселые чижи». Ответы на вопросы к стихотворению. | 1 час | ||||||||||||
49 | 4 | Д.Хармс «Что это было?» «Очень-очень вкусный пирог». Ю. Владимиров «Чудаки». Выразительное чтение. | 1 час | ||||||||||||
50 | 5 | А. Введенский «Ученый Петя», «Лошадка». Инсценирование стихов. | 1 час | ||||||||||||
51 | 1 | Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. | 1 час | Знает особенности художественного и научно – познавательного текстов, умеет формировать учебную задачу урока вместе с группой учащихся, прогнозирует содержание текста на основе заголовка; осуществляет самоконтроль по изученной теме при помощи тестов или контрольных вопросов; оценивает результаты своей деятельности на уроке. | Ознакомление учащихся с великими русскими поэтами, их творчеством; формирование чувства признательности и уважения к своей Родине, породившей такое количество талантливых поэтов, мастеров художественного слова; развитие эмоциональной впечатлительности и чуткости, зоркости к художественному слову, умения ценить и понимать поэтическое искусство. | Учебник, рабочая тетрадь.электронное аудиоприложение к учебнику, ноутбук, телевизор, проектор, экран. | |||||||||
52 | 2 | Стихотворения русских поэтов на тему «Первый снег». И. Бунин «Зимним холодом пахнуло…» Выразительное чтение. | 1 час | ||||||||||||
53 | 3 | К. Бальмонт. «Снежинка» (в сокращении). Выразительное чтение. | 1 час | ||||||||||||
54 | 4 | Я. Аким. «Утром кот принес на лапах…» Ответы на вопросы. | 1 час | ||||||||||||
55 | 5 | Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» Выразительное чтение. | 1 час | ||||||||||||
56 | 6 | С. Есенин «Поет зима аукает…» ( в сокращении), «Береза». Выразительное чтение. | 1 час | ||||||||||||
57 | 7 | Сказка «Два Мороза». Составление плана. | 1 час | ||||||||||||
58 | 8 | С. Михалков «Новогодняя быль». Ответы на вопросы. | 1 час | ||||||||||||
59 | 9 | А. Барто «Дело было в январе…». С. Дрожжин «Улицей гуляет…» Выразительное чтение. | 1 час | ||||||||||||
Часть 2 | |||||||||||||||
60 | 1 | К. И. Чуковский «Путаница». Знакомство с творчеством писателя. | 1 час | Писатели – детям (20ч.) Прогнозирует содержание раздела. Читает выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимает на слух художественный текст. Определяет смысл произведения. Соотносит смысл пословицы с содержанием произведения. Объясняет лексическое значение некоторых слов на основе словаря ученика и толкового словаря. Определяет особенности юмористического произведения; характеризует героя, используя слова-антонимы. Находит слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Рассказывает о героях , отражая собственное отношение к ним;выразительно читает юмористические эпизоды из произведения. Составляет план произведения,пересказывает текст подробно на основе плана. Пересказывает текст подробно на основе картинного плана, высказывает своё мнение. Планирует возможный вариант исправления допущенных ошибок. Читает тексты в паре, организовывает взаимоконтроль, оценивает своё чтение. Я и мои друзья. (10 ч.) | Ознакомление второклассников с современными детскими поэтами и писателями, чьи произведения составляют золотой фонд детской литературы; формирование представлений школьников о преемственности традиций классической литературы и литературы современных авторов, о том, что нравственные проблемы, волнующие великих классиков литературы, остаются актуальными и для современных писателей, формирование нравственных чувств, нравственного сознания, духовное обогащение учащихся нравственными идеалами, раскрытыми авторами в своих произведениях. | Учебник, рабочая тетрадь.электронное аудиоприложение к учебнику, ноутбук, телевизор, проектор, экран. | |||||||||
61 | 2 | К. И. Чуковский «Путаница». Выразительное чтение. | 1 час | ||||||||||||
62 63 | 3 4 | К. И. Чуковский «Радость». Работа над рифмой. К. И. Чуковский «Федорино горе». Чтение по ролям. | 1 час | ||||||||||||
64 | 5 | К. И. Чуковский «Федорино горе». Ответы на вопросы.. | 1 час | ||||||||||||
65 | 6 | К. И. Чуковский «Федорино горе». Работа над составлением вопросов. | 1 час | ||||||||||||
66 | 7 | С.Я. Маршак «Кот и лодыри».Соотнесение пословиц к стихотворению. | 1 час | ||||||||||||
67 | 8 | С.В. Михалков «Мой секрет». Знакомство с творчеством поэта. | 1 час | ||||||||||||
68 | 9 | С.В. Михалков «Сила воли». Работа над пересказом по вопросам. | 1 час | ||||||||||||
69 | 10 | С.В. Михалков «Мой щенок». Составление объявления о пропаже щенка. | 1 час | ||||||||||||
70 | 11 | А. Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука». Выразительное чтение. | 1 час | ||||||||||||
71 | 12 | А. Барто «Веревочка». Знакомство с творчеством поэтессы. | 1 час | ||||||||||||
72 | 13 | А. Барто «В школу». Перекрестная дискуссия. | 1 час | ||||||||||||
73 | 14 | А. Барто «Вовка – добрая душа». Составление рассказа о книге. | 1 час | ||||||||||||
74 | 15 | Н,Н. Носов «Затейники». Пересказ от лица одного из героев рассказа. | 1 час | ||||||||||||
75 | 16 | Н.Н. Носов «Живая шляпа». Чтение по ролям. | 1 час | ||||||||||||
76 | 17 | Н.Н. Носов «Живая шляпа». Пересказ по плану. | 1 час | ||||||||||||
77 | 18 | Н.Н. Носов « На горке». Сочинение своего варианта концовки рассказа. | 1 час | ||||||||||||
78 | 19 | Подготовка к проекту. «Мы – авторы» | 1 час | ||||||||||||
79 | 20 | Презентация творческих работ. | 1 час | ||||||||||||
80 | 1 | В. Берестов «За игрой». Выразительное чтение. | 1 час | Предполагает на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Обсуждает в классе понятия: доброжелательность, терпение, уважение. Составляет план пересказа; сопоставляет придуманный план с планом в учебнике. Определяет главную мысль произведения, соотносит главную мысль с пословицей. Умеет договариваться друг с другом и инсценировать произведение. | Формирование ценностей дружбы, взаимовыручки, поддержки в трудную минуту, ценности доброжелательных взаимоотношений между людьми. Осуждение предательства. | Учебник, рабочая тетрадь.электронное аудиоприложение к учебнику, ноутбук, телевизор, проектор, экран. | |||||||||
81 | 2 | В. Берестов «Гляжу с высоты на обиду», Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду». Сравнение стихотворений. | 1 час | ||||||||||||
82 | 3 | В. Лунин «Я и Вовка». Беседа «Жизнь дана на добрые дела». | 1 час | ||||||||||||
83 | 4 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» Работа над сочинением продолжения рассказа. | 1 час | ||||||||||||
84 | 5 | Ю. Ермолаев «Два пирожных». Пересказ произведения. | 1 час | ||||||||||||
85 | 6 | В. Осеева «Волшебное слово». Работа над составлением словесного портрета Павлика. | 1 час | ||||||||||||
86 | 7 | В. Осеева «Волшебное слово». Составление плана. | 1 час | ||||||||||||
87 | 8 | В. Осеева «Хорошее». Составление плана на основе опорных слов. | 1 час | ||||||||||||
88 | 9 | В. Осеева «Почему?» Придумывание продолжения истории. | 1 час | ||||||||||||
89 | 11 | Обобщение по разделу. | 1 час | ||||||||||||
Люблю природу русскую. Весна (11 ч). | |||||||||||||||
90 | 1 | Весенние загадки. Работа над составлением загадок по теме. | 1 час | Знает особенности художественного и научно – познавательного текстов, умеет формировать учебную задачу урока вместе с группой учащихся, прогнозирует содержание текста на основе заголовка; осуществляет самоконтроль по изученной теме при помощи тестов или контрольных вопросов; оценивает результаты своей деятельности на уроке. | Ознакомление учащихся с великими русскими поэтами, их творчеством; формирование чувства признательности и уважения к своей Родине, породившей такое количество талантливых поэтов, мастеров художественного слова; развитие эмоциональной впечатлительности и чуткости, зоркости к художественному слову, умения ценить и понимать поэтическое искусство. | Учебник, рабочая тетрадь.электронное аудиоприложение к учебнику, ноутбук, телевизор, проектор, экран. | |||||||||
91 | 2 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится…» Выразительное чтение. | 1 час | ||||||||||||
92 | 3 | Ф. Тютчев «Весенние воды». Составление вопросов к стихотворению. | 1 час | ||||||||||||
93 | 4 | А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». Соотнесение строк стихотворений с вопросами. | 1 час | ||||||||||||
94 | 5 | А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот…» Выразительное чтение наизусть. | 1 час | ||||||||||||
95 | 6 | И. Бунин «Матери» ( в сокращении). Работа над вопросами. | 1 час | ||||||||||||
96 | 7 | А. Плещеев «В бурю». Составление вопросов к стихотворению. | 1 час | ||||||||||||
97 | 8 | Е. Благинина «Посидим в тишине». Работа над главной мыслью стихотворения. | 1 час | ||||||||||||
98 | 9 | Э. Мошковская «Я маму свою обидел…» Соотнесение пословиц и стихотворения. | 1 час | ||||||||||||
99 | 10 | С. Васильев «Белая береза». Выразительное чтение наизусть. | |||||||||||||
100 | 11 | Проект «Газета. «День победы – 9 Мая». | |||||||||||||
И в шутку и в серьез(15ч). | |||||||||||||||
101 | 1 | Б. Заходер «Товарищам детям». Выразительное чтение. | 1 час | Прогнозирует содержание раздела. Планирует виды работы с текстом. Читает произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Понимает особенности юмористического произведения. Анализирует заголовок произведения. Сравнивает героев произведения; характеризует их поступки, используя слова с противоположным значением. Восстанавливает последовательность событий на основе вопросов. Пересказывает подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них. Инсценирует стихотворение и фрагменты рассказов. Пересказывает весёлые рассказы. Придумывает собственные весёлые истории. Оценивает свой ответ. Планирует возможный вариант исправления допущенных ошибок. | Формирование правильных представлений о юморе, его назначении в жизни человека, умений адекватно воспринимать юмор, улавливать оттенки юмористических высказываний, в некоторых ситуациях относиться с юмором к себе. | Учебник, рабочая тетрадь, электронноеаудиоприложение к учебнику, ноутбук, телевизор, проектор, экран. | |||||||||
102 | 2 | Б.Заходер «Что красивей всего?» Инсценирование. | 1 час | ||||||||||||
103 | 3 | Б. Заходер «Песенки Винни –Пуха». Выразительное чтение. Сочинение песенок. | 1 час | ||||||||||||
104 | 4 | Э. Успенский «Чебурашка» (из сказки «Крокодил Гена и его друзья»). Составление сценария спектакля. | 1 час | ||||||||||||
105 | 5 | Э. Успенский «Чебурашка» (из сказки «Крокодил Гена и его друзья»). Инсценировка спектакля. | 1 час | ||||||||||||
106 | 6 | Э. Успенский «Если б был бы я девчонкой…» Составление рассказа о помощи маме. | 1 час | ||||||||||||
107 | 7 | Э. Успенский «Над нашей квартирой». Пересказ на основе картинного плана. | 1 час | ||||||||||||
108 | 8 | Э. Успенский «Память». Отношение к герою стихотворения. | 1 час | ||||||||||||
109 | 9 | В. Берестов «Знакомый». Придумывание продолжения истории. | 1 час | ||||||||||||
110 | 10 | В. Берестов «Путешественники», «Кисточка». Дополнение плана на основе предложенного. | 1 час | ||||||||||||
111 | 11 | И. Токмакова «Плим», «В чудной стране». Выразительное чтение. | 1 час | ||||||||||||
112 | 12 | Г. Остер «Будем знакомы». Разыгрывание диалога. | 1 час | ||||||||||||
113 | 13 | В. Драгунский «Тайное становится явным». Подробный пересказ по коллективно составленному плану | 1 час | ||||||||||||
114 | 14 | Проект «Сочиняем сценарий» | |||||||||||||
115 | 15 | Презентация совместного проекта. | |||||||||||||
Литература зарубежных стран (21 ч.) | |||||||||||||||
116 | 1 | Восстановление сюжета знакомых сказок по иллюстрациям. | 1 час | Прогнозирует содержание раздела. Выбирает книгу для самостоятельного чтения. Читает вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимает на слух художественное произведение. Сравнивает песенки разных народов с русскими песенками; находит общее и различия. Объясняет значение незнакомых слов. Определяет героев произведений. Сравнивает героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находит общее и различия. Дает характеристику героев произведения. Придумывает окончание сказок. Сравнивает сюжеты литературных сказок разных стран. Составляет план сказки, определяет последовательность событий. Участвует в проектной деятельности. Создает свои собственные проекты. Находит книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; составляет списки книг для чтения летом (с учителем). Оценивает свой ответ. Планирует возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверяет себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивает свои достижения. | Соотношение нравственных проблем, раскрытых авторами в произведениях отечественной классики, с проблемами, освещаемыми авторами зарубежья; формирование умения видеть схожесть общечеловеческих проблем, нравственных исканий, предпочитаемых вариантов нравственного выбора. | Учебник, рабочая тетрадь. электронное аудиоприложение к учебнику, ноутбук, телевизор, проектор, экран. | |||||||||
117 | 2 | Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог».сравнение зарубежных и русских народных песен. | 1 час | ||||||||||||
118 | 3 | Английские народные песенки «Перчатки»(перевод К Чуковского), «Храбрецы» (перевод С. Маршака). Выразительное чтение. | 1 час | ||||||||||||
119 | 4 | Французская народная песенка «Сюзон и мотылек», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». Нахождение пословиц, соответствующих песенки. | 1 час | ||||||||||||
120 | 5 | Ш Перро «Кот в сапогах». Чтение сказки. | 1 час | ||||||||||||
121 | 6 | Ш Перро «Кот в сапогах». Описание героев сказки. | 1 час | ||||||||||||
122 | 7 | Ш Перро «Кот в сапогах». Составление вопросов по содержанию сказки. | 1 час | ||||||||||||
123 | 8 | Ш. Перро «Красная шапочка».Составление краткого отзыва на сказку. | 1 час | ||||||||||||
124 | 9 | Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Пересказ сказки на основе опорных слов. | 1 час | ||||||||||||
125 | 10 | Э. Хогарт «Мафин и паук».Особенности литературной сказки. | 1 час | ||||||||||||
126 | 11 | Э. Хогарт «Мафин и паук». Соотнесение сказки с пословицами. | 1 час | ||||||||||||
127 | 12 | Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 час | ||||||||||||
128 | 13 | Проект « Читать – это здорово!» | 1 час | ||||||||||||
129 | 14 | Презентация проекта. | 1 час | ||||||||||||
130 | 15 | Что читать летом? Подготовка списка художественной литературы. | 1 час | ||||||||||||
131 | 16 | Обобщение. Как выбрать книгу для чтения. Учимся читать с пометками. | 1 час | ||||||||||||
132 | 17 | Повторение. Восстановление сюжета знакомых сказок по иллюстрациям. | 1 час | ||||||||||||
133 | 18 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 час | ||||||||||||
134 | 19 | Сочиняем, придумываем, анализируем. | 1 час | ||||||||||||
135 | 20 | Обобщение и проверка знаний. | 1 час | ||||||||||||
136 | 21 | Обобщение знаний. | 1 час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...