Аксаков «Аленький цветочек». Характеристика главных героев.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
УМК «Перспектива». Урок литературного чтения.
4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Перспектива». Урок литературного чтения.
4 класс
Аксаков «Аленький цветочек». Характеристика главных героев.
Цели урока:
- продолжить работу со сказкой;
- развивать умение анализировать поступки героев, выражать своё отношение
к героям сказки;
- воспитывать неравнодушное отношение к окружающему ребёнка миру;
- учить детей осмысливать текст, выделять главное, опираясь на ключевые
слова, развивать критическое мышление;
- воспитывать бережное отношение к книге;
- развивать умения взаимодействия в группе.
Оборудование урока:
- портрет Т. С. Аксакова
- кластер;
- выставка рисунков учащихся;
- смайлики (весёлый, грустный), снежинки.
Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте!
- Отрабатываем скорочтение. Читаем в ритме скороговорки.
(Чтение слоговой таблицы (дети стоят за столами, которые поставлены буквой «Т», 4 группы, по 6 человек)
(на доске)
БА БО БУ БЫ БИ БЕ БЯ ВА ВО ВУ ВЫ ВИ ВЕ ВЯ ГА ГО ГУ ГЫ ГИ ГЕ ГЯ ДА ДО ДУ ДЫ ДИ ДЕ ДЯ ЗА ЗО ЗУ ЗЫ ЗИ ЗЕ ЗЯ КА КО КУ КЫ КИ КЕ КЯ ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ ЛЕ ЛЯ МА МО МУ МЫ МИ МЕ МЯ НА НО НУ НЫ НИ НЕ НЯ РА РО РУ РЫ РИ РЕ РЯ СА СО СУ СЫ СИ СЕ СЯ ТА ТО ТУ ТЫ ТИ ТЕ ТЯ |
Проверка домашнего задания.
- С каким русским писателем мы познакомились с вами на прошлом уроке? (Сергей Тимофеевич Аксаков)
- Как называется сказка ключницы Пелагеи? («Аленький цветочек»)
- Назовите главных героев сказки. (купец, сёстры, меньшая дочь - Настенька)
- Что было задано домой? (1. сделать иллюстрацию той части сказки, которая больше всего понравилась;
2. рассказать почему выбрали этот эпизод; (отвечают 4 ученика))
- У вас на столах лежит синквейн, но он без первой строчки. Определите первое слово синквейна). Работайте группой.
(1 и 3 группы) | (2 и 4 группы) | |
1. ------------------ (дочь, Настенька) 2. Отзывчивая, участливая 3. Заботится, оберегает, жертвует 4. Умеет жить ради других. 5. Меньшая | 1. --------------------------------- (сёстры) 2. Хорошие, пригожие 3. Воображают, хвастаются, капризничают 4. Не выручат из беды. 5. Красавицы |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (зарядка для глаз, по специально нарисованному кругу)
- Я ещё раз читаю синквейн.
- Попробуете назвать тему урока.
- А теперь попробуйте сформулировать цели нашего урока (учиться находить в тексте слова характеризующие героев, анализировать поступки героев, уметь работать с текстом).
На доске:
УЗНАТЬ |
НАУЧИТЬСЯ |
НАХОДИТЬ |
АНАЛИЗИРОВАТЬ |
ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ |
ИСПОЛЬЗОВАТЬ |
- Сейчас мы будем перечитывать сказку. И в ходе работы постараемся дать характеристики главным героям.
- В тексте встретятся слова, которые уже не употребляются в современной речи. Давайте вспомним их значение.
На доске:
- Прочитаем хором:
СУПРОТИВНЫЙ | (находящийся на противоположном конце от чего – либо) |
ТУВАЛЕТ | (столик для женщин с зеркалом, за которым они прихорашиваются) |
ТОРНАЯ | (гладкая, ровная дорога) |
ЧЕРТОГ | (большое, пышное, великолепно убранное помещение, жилище) |
Читаем первый фрагмент сказки (стр. 54 – 56, с этих страниц сделаны ксерокопии на каждого ученика) самостоятельно, по тем листочкам, которые лежат у вас в конверте. Прочитайте задание. Для каждой группы свой текст, в котором вы должны выделить зелёным маркером слова, которые характеризуют купца, а розовым – дочерей.
Самостоятельное чтение (1 – 2 мин.)
Вопросы:
- Что вы узнали о семье купца?
- Какие подарки попросили сёстры?
- Согласны ли вы с тем, что купец любил своих дочерей?
Задание:
- Составляем кластер. Называем слова, которые характеризуют главных героев.
- Читаем дальше. (Второй фрагмент, стр. 56 - 59);(чтение производиться по абзацам)
Вопросы:
- В какой лес попал купец? (волшебный)
- Как вы думаете, случайно ли это произошло, и мог ли он оттуда выбраться самостоятельно? (нет)
- Как он (отец) понял, что нашёл тот самый цветок? (затряслись и руки, и ноги у купца, и возговорил он голосом радостным: - Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете.)
- Как должен быть наказан купец? (умереть за свою вину смертью безвременной)
- Почему он (отец) вернулся домой? (с дочерьми повидаться, и коли они избавить от смерти его не захотят, то приготовиться к смерти)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (зарядка для глаз, по специально нарисованному кругу)
- Читаем дальше. (Фрагмент третий. Стр. 59 – 62); (чтение производится по абзацам)
Вопросы:
- Как встретили дочери отца? (стали старшие допрашивать, не потерял ли он своего богатства великого; меньшая о богатстве не думает, просит открыть своё горе сердешное).
- Почему младшая дочь решила вернуться вместо отца к чудовищу? (потому что любила)
- Ребята, подумайте, легко ли сделать такой выбор: отправиться на погибель вместо близкого вам человека? ( Надо сильно любить и нести ответственность за свои поступки)
Задание:
- Дополним кластеры о сёстрах и дадим характеристику меньшой сестре.
Вопрос:
- Кто был примером для младшей дочери в её выборе поступков (отец, потому что он обладает самыми лучшими человеческими качествами: умеет любить, дарить добро, творить чудеса).
Оценки за урок.
Домашнее задание:
- Кратко пересказать сказку.
Итог урока:
- Давайте вернёмся к целям нашего урока. Справились ли мы с ними? (да)
- Урок окончен.
- А теперь подарите свои снежинки Смайликам. Весёлому – мне всё понравилось! Грустному – мне всё не понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина С. Аксаков "Аленький цветочек"
Литературная викторина....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/12/picture-47100.jpg)
Презентация С.Т. Аксаков "Аленький цветочек"
Презентация может использоваться при изучении сказки Акксакова "Аленький цветочек"...
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек
1. Познакомить с творчеством С.Т. Аксакова и его сказкой «Аленький цветочек». Учить работать с детской книгой.2. Развивать:а) умения давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, с...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/28/picture-373662-1388237829.jpg)
открытый урок литературного чтения в 4-ом классе УМК"Школа России" С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогаща...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/18/picture-385271-1390024292.jpg)
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
материалы для проведения урока литературного чтения А.Аксаков "Аленький цветочек", 4 класс
Материалы включают в себя конспект урока, методические рекомендации, буклет, игру, презентацию к уроку...