"В.Осеева "Волшебное слово"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Решеткина Алевтина Васильевна

Урок литературного чтения соответствует ФГОС. УМК "Школа России",  2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План - конспект урока.37.56 КБ

Предварительный просмотр:

        

Тема:  Валентина Осеева «Волшебное слово»

Цель урока: познакомить детей с биографией В.А.Осеевой и ее произведениями, показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека.

  Задачи:     формировать у учащихся универсальные учебные   действия:  

личностные (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация):

- воспитывать внимательное отношение к слову; воспитывать умение понимать других людей и сопереживать им,

 - формировать чувство прекрасного на основе художественных текстов;

познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями,      выполнение логических операций):

- формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)

регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность):

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе.

- формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

I. ОРГ.МОМЕНТ

Дыхательная гимнастика.

      Вдох через нос – выдох через нос;

      Вдох через нос – выдох через нос; (частями)

      Вдох через рот – выдох через рот;

      Вдох через рот  – выдох через рот; (частями)

- Доброе утро! Придумано кем-то

Просто и мудро при встрече здороваться!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится  до вечера!

- Повернитесь друг к другу - улыбнитесь!

- Повернитесь и улыбнитесь мне!

- Садитесь!

Выполняют дыхательную гимнастику.

Улыбаются друг другу.

-инициативное сотрудничество (Коммуниктивные УУД)

II. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Итак, у нас с вами урок чтения. Мы с вами продолжаем путешествовать по стране «Успешное чтение».

 - Я предлагаю прочесть и объяснить смысл пословиц и поговорок. Слайд

«От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет» «Ласковое слово — что весенний день»

«Невежа и бога гневит»

- Ребята, о каких словах мы будем говорить сегодня на уроке?

- Девизом сегодняшнего урока будет такая пословица:  «Волшебное слово помочь всегда готово» Слайд

- Ребята, а вы согласны, что доброе слово всегда нам помогает?

- А в конце урока проверим, действительно ли это так и волшебное слово всегда готово прийти нам на помощь?

И начнем наш урок с традиционной разминки!

  1. Артикуляционная гимнастика

В одном маленьком домике жил язычок!

Как всегда по утрам дверка домика открывалась (открыли широко рот).

И оттуда появлялся язычок!

А вот и язычок показался! Потянулся! (высунуть язык).

Посмотрел направо, посмотрел налево (язык в стороны).

Полежал на крылечке (пожевали язычок и замерли)

Затем вернулся в домик и  побежал чистить зубки! (рот закрыт, круговые движения языком по зубам)

Ну, вот теперь наш  язычок готов работать вместе с нами!

  1. Работа со слоговыми таблицами в парах

(покажите - горизонтальная строка, вертикальная строка) работаем с 9-ой горизонтальной строкой)

-чтение столбика слогов

– читать четко, правильно

-игра «Найди и назови слово» (по слоговым таблицам)

  1. Жужжащее чтение – ежедневное чтение  (дополнительная книга)

Учитель - Зря страницы не листай!

Вывод: Молодцы, мы хорошо с вами выполнили разминку и можем продолжать наш урок.

Чтение.

Рассуждения учащихся.

- О добрых, волшебных, вежливых и т.д.

Произносят хором.

Ответы детей.

- общеучебные, логические (Познавательные УУД)

-формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (Коммуникативные УУД)

-целеполагание

(Регулятивные УУД)

- смыслообразование (Личностные УУД)

- взаимодействие (Коммуникативные УУД)

- саморегуляция, взаимоконтроль

 (Регулятивные УУД)

-общеучебные, логические

(Познавательные УУД)

-саморегуляция (Регулятивные УУД)

Выполнение артикуляционной гимнастики.

Работа учащихся в парах.

Используются книги учащихся или классной библиотеки.

Дети –      Где закладка – открывай!

III.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Вспомните, как называется  раздел, с которым мы работаем?

- Какое произведение мы читали  на предыдущем уроке чтения?  

-Кто его автор?

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

А сейчас проверим, как вы выполнили домашнее задание!

  1. Ответы на вопросы:

-Сколько дочерей было у женщины?

-Как звали старшую дочь?

-Как звали младшую дочь?

  1. Выборочное чтение

Начало предложений на слайде

 (Повторить, что такое предложение!)

а) В это время…

б) Я тоже сейчас…

в) Вокруг меня…

Вывод: Ребята, вы - молодцы. Отлично подготовились дома.

-Я и мои друзья. 

 -Два пирожных.

-Юрий Ермолаев.

Ответы учащихся.

…дети их отыскивают и зачитывают полностью.  

 

-анализ (Познавательные УУД)

- информационные (Познавательные  УУД)

IV.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Ребята, вы все заметили, что   последние дни у нас очень тёплые и мы все так ждём весны, чтобы ваши глазки отдохнули, вы будете следить за птичками, которые к нам скоро прилетят, только помним о том, что голова не поворачивается. (используется электронная физкультминутка для глаз) Слайд.

V.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ  И  ЦЕЛЕЙ УРОКА

1. Ребята, сегодня мы начинаем знакомиться  с произведениями Валентины Александровны Осеевой. Слайд Фото автора

-А сейчас ребята, которым было дано дополнительное задание, расскажут нам о биографии Валентины Александровны.

А еще я хочу добавить:

1.Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.

2. Большой успех выпал на долю повести “Динка"(1959), имеющей автобиографический характер. Позже по ней снимут фильмы “Найди меня, Леня” (1971) и “Раннее, раннее утро...”
3. Призы и награды

Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

4.Похоронена писательница в Москве на Ваганьковском кладбище.

- А у группы ребят было задание организовать для нас выставку книг В. Осеевой (с чем они успешно справились).

2. Корректурная проба

Ребята, а чтобы узнать, с каким произведением мы будем работать на уроке – надо выполнить корректурную пробу. Возьмите, пожалуйста, листочки и зачеркните буквы английского алфавита. Так,  с каким произведением мы будем сегодня работать?

ВVОSЛШWЕБRНОIЕ   СLЛОGВQО

Итак, рассказ Валентины  Осеевой «Волшебное слово». Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?

- Какие слова мы называем «волшебными»?

- А вы часто употребляете в своей речи «волшебные» слова?

3.РАБОТА В ПАРАХ (конверты со словами)

Хорошо, следующее задание.

Вам нужно выбрать из предложенных слов – волшебные слова.

Проверка – спросить некоторые из пар.

- Все согласны? Были ошибки?

- Ребята, а почему эти слова называют волшебными?

- Какой вывод мы сделаем?

А ведь и, правда, волшебные слова существуют. И если ты будешь добрым, вежливым с окружающими, то и к тебе будут относиться с добром – «За добро - добром и платят»

Рассказывают дети которым заранее были даны материалы об авторе.

Биография автора.

1 Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей.

2 Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры.

3 В своих книгах она рассказывала детям о том «что такое хорошо, и что такое плохо». Первый рассказ  - «Гришка». Первая книга - «Рыжий кот». А за книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» получила государственную премию.

Один из учащихся кратко рассказывает о том, где они взяли эти книги и в чём была трудность.

Ответы детей.

Ответы детей.

Выслушиваются ответы детей.

-Волшебные слова творят чудеса, помогают людям стать добрее, внимательнее друг к другу.

Ответы детей.

- информационные (Познавательные УУД)

- планирование учебного сотрудничества, управление коммуникацией (Коммуникативные УУД)

- общеучебные, знаково-символические (Познавательные УУД)

- самоопределение

 (Личностные УУД)

- взаимодействие (Коммуникативные УУД)

- коррекция

(Регулятивные УУД)

- общеучебные (Познавательные УУД)

VI.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Итак, сегодня мы с вами прочитаем первую часть рассказа и попробуем догадаться, о каком таком волшебном слове идет речь в этом рассказе.

Первоначальное чтение рассказа  учителем до слов «Он вскочил и побежал домой…»

- Какие слова вам были непонятны? (Словарная работа)

Первичная проверка понимания:

-Понравилась ли  вам первая часть рассказа?

-О ком этот рассказ?

-Что случилось с Павликом?

-Как об этом узнал старик?

-А, как разговаривал Павлик со стариком?

-Как вы думаете, какое слово шепнул старик Павлику на ухо?

-Кто из ребят был прав, давая свое объяснение? Чей ответ вам понравился больше?

-Напомните мне, как нужно произносить это волшебное слово?

-Давайте попробуем произнести это слово!

-Повернитесь друг к другу – произнесите это слово так, как советует старичок из нашего рассказа!

+ хорошо читающие дети

Работа со словарями.

Выслушиваются все ответы детей.

        

Дети произносят слова.

- саморегуляция

(Регулятивные УУД)

-саморегуляция

 (Регулятивные УУД)

- знаково-символические, информационные (Познавательные УУД)

- учёт разных мнений и умение обосновать собственное (Коммуникативные УУД)

- взаимооценка

(Регулятивные УУД)

- слушать и понимать речь других, взаимодействие

(Коммуникативные УУД)

VII.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ну, вот и настало время отдохнуть. Вышли из-за парт.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

Руки на пояс!

Пожалуйста, руки на пояс!

Выполняем приседания!

Приседаем 2 раза, пожалуйста!

Прыгаем, как зайчики!

Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

Пожалуйста, садимся на свои места!

Вывод: Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!

VIII.ПРОДОЛЖЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Продолжение чтения второй части рассказа.

- Ребята, помогло «волшебное» слово Павлику?

- Как помогло?

- Скажите, а вам помогали «волшебные» слова и в каких случаях?

- Как вы думаете, нужно их использовать?

- Вы себя считаете вежливыми людьми?

Дети читают вторую часть самостоятельно.

Ответы детей.

- смысловое чтение (Познавательные УУД)

-нравственно-этическая ориентация (Личностные УУД)

        X.ИТОГ УРОКА

Ребята, мы сегодня с вами очень много успели сделать, мы очень постарались.

- Ребята, с каким произведением познакомились на уроке?

- Кто написал этот рассказ?

-Какой девиз нашего урока? Слайд («Волшебное слово помочь всегда готово»)

- Ребята, в чем мы убедились, прочитав этот рассказ?

Д/з. Подготовить выразительное чтение рассказа.

«Волшебное слово»

В. Осеева.

Ответы детей (вежливые слова нужны, они нам помогают)

- слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД)

XI.РЕФЛЕКСИЯ

Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и прикрепите свое сердечко рядом с этим высказыванием.

  1. Я  уважителен и доброжелателен к людям.
  2. Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.
  3. Мне трудно быть уважительным и вежливым.

- самооценка;

- осознанность учения;

- адекватное реагирование на трудности

(Личностные УУД)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.

Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....