Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Кузнецова Ирина Александровна

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter_perspektiva_4_kl.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых  результатов начального  общего образования.

           Литературное чтение- один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отраженные в его названии,- изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формирование коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребенка и его успешность обучение по другим школьным дисциплинам.

       Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусство слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию- важное средство самообразования.

       Цели обучения литературному чтению:

         - развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

          -приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений.

     Задачи обучения литературному чтению:

        - обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

        - введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интерес к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

                                                                       

             Общая характеристика курса

            Литературное  чтение как систематический курс идет параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процесс чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки. Понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведение как искусство слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения  работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и свое отношение к героям и произведению в целом.

             Основой составляющей содержание курса являются  художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира(логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида(художественных и научно-познавательных) создает условия для более глубокого понимания словесного  искусства.

               Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической  ценности, развивает чувство сопричастности великой духовно-нравственной культуре России.

             Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

         Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

        Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная  деятельность.

        Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.

        Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

        Первый раздел программы- «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения»- ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умение читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

       Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает  во внутри плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приемов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умение интонационно объединять слова в словосочетания  и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения(беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и. как следствие, успеваемость ребенка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70-80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.

       Содержание курса включает формирование умения слушать речь(высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность ее анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

        Развитие умения говорить(высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог)обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения(кто, что и кому говорить? Как и зачем?). учащиеся учатся ставить перед собой цели (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать свое высказывание , оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

        Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложение и небольшие сочинения на основе прочитанных текстов.

        Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

         Следующий раздел-«Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».

         Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений(деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умение кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов(текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умений соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать. Как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текста (с помощью учителя).          

            Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности. Формирование нравственно-эстетических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных текстах, понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведений, создавать собственные тексты.

           Программа предусматривает знакомства детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

1. Развитие навыка чтения.

— Способ чтения: беглое чтение словами, сочетаниями слов.

— Увеличение «поля» чтения путем овладения приемами целостного чтения: интонационное объединение слов в составе словосочетаний, предложений и фраз.

— Осознанное чтение про себя произведений различных жанров с последующим воспроизведением их содержания.

— Качества навыка чтения: сознательное, правильное и выразительное чтение с темпом 80—90 слов в минуту, умение

самостоятельно подготовиться к выразительному чтению, передать через интонацию свое отношение к прочитанному.

2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.

— Умение самостоятельно пересказать текст (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий.

— Умение выделить основной смысл прочитанного текста и сформулировать его главную мысль своими словами.

— Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки и др.) и рассуждения; с заменой диалога повествованием.

— Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанными, включение в рассказ элементов описания, рассуждения.

3. Воспитание культуры речи и чтения.

— Культура общения с собеседником: точность выражения мысли; содержательность речи; умение слушать и понимать смысл речи собеседника, проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление доброжелательного стиля общения с собеседником.

— Формирование выразительной стороны речи и чтения: работа над интонацией (темпом, ритмом, логическим ударением и паузой, мелодикой речи), умением произносить текст с различными смысловыми оттенками (подтекстом): похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т. д.

— Ориентировка в учебной книге по ее оглавлению. Самостоятельное использование методического, ориентировочного и справочного материала книги, вопросов и заданий

к текстам, сносок. Ориентировка в таких понятиях, как: красная строка, абзац, заголовок, подзаголовок.

— Формирование умения самостоятельно выбрать и прочитать детскую книгу (художественную и научно-познавательную), ориентируясь на собственный интерес, рекомендованный список литературы.

Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусств и наблюдений за окружающим миром

1. Опыт эстетического восприятия мира на основе наблюдений.

— Формирование умения видеть и открывать красоту окружающего мира, многообразие его форм. Сопоставление своих впечатлений с эстетическим восприятием мира художником слова, изобразительного искусства.

— Умение эмоционально откликаться на различное состояние природы и выражать свое настроение в слове, красках,музыке; выбирать произведения искусства, созвучные своемунастроению.

— Развитие наблюдательности, умения находить необычное в обычном, сравнивать, сопоставлять предметы (приметы окружающего мира, явления), давать им эстетическую оценку.

— Наблюдение за настроением людей в различных ситуациях.

2. Слушание художественных произведений.

— Развитие интереса к слушанию рассказов, стихов, басен, стимулирование при их воспроизведении активности детей.

— Умение сопоставлять эмоциональное состояние при слушании литературных произведений и восприятии музыки, картин, объединенных общей темой, общим настроением.

— Заучивание стихотворений наизусть. Развитие поэтического слуха, наблюдение за мелодикой поэтической речи; воспитание эстетической отзывчивости на прочитанное.

— Слушание литературных произведений (по выбору учащихся).

3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.

— Размышление над прочитанным произведением, выявление вопросов и проблем, интересных для обсуждения.

— Нахождение при самостоятельном чтении точных слов и выражений для описания героя, места действия, конфликтных ситуаций и т. д.

— Сравнение стихотворений различных авторов на одну и ту же тему и выявление художественных особенностей текста, настроения героев и авторского видения.

— Формирование своего отношения к прочитанному; определение главной мысли произведения; отношения автора к героям.

— Развитие наблюдательности при чтении поэтического текста, умение находить в нем с помощью учителя сравнения,

метафоры (без терминов), умение оценить выбор автором средств художественной выразительности.

— Устное рисование портрета героя с опорой на художественный текст.

— Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев.

— Умение воссоздавать различные эмоциональные состояния героя на основе слов, характеризующих его настроение.

4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

— Драматизация прочитанных произведений (по выбору).

— Сравнение произведений с описанием одного и того же предмета (лилии, ромашки, щенка и т. д.). Самостоятельное описание предмета по аналогии с прочитанным, использование сравнений, олицетворений, эпитетов.

— Придумывание сказочных историй об окружающих предметах по аналогии со сказками Г. Х. Андерсена.

— Развитие умения переделывать рассказанную смешную историю в грустную и т. д.

— Развитие умения самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для текстов с пропусками в художественном описании природы или какого-либо предмета.

— Формирование умения описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции.

— Различение жанров художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины; выделение их характерных признаков.

Былина — героико-патриотическая песня, сказание об исторических событиях и богатырях Древней Руси. Былина  жанр, имеющийся только в русском фольклоре.

Рассказ — небольшое прозаическое художественное повествование о каком-либо случае, эпизоде из жизни героя.

Стихотворение — небольшое художественное произведение, написанное стихами. Оно ритмически организовано, имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью, передает чувства, настроение и мысли человека (лирического героя).

— Умение сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой.

— Совершенствование умения по созданию своего варианта сказки на известный сюжет.

— Развитие умения составлять загадки с использованием метафор; развитие творческого воображения учащихся.

— Формирование умения составлять собственные произведения с использованием различных типов текста: описания, повествования, рассуждения.

— Умение сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их нравственно-этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображенных событий; составление обобщенного представления об авторе произведения.

Основные требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

— отличительные особенности произведений различных жанров: сказки (элементы чудесного, волшебные предметы, волшебные события), стихотворения, басни;

— наизусть 10—12 стихотворений;

— 5—6 книг по темам детского чтения.

Учащиеся должны уметь:

— читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в минуту;

— читать про себя произведения различных жанров;

— читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;

— передавать при чтении свое отношение к содержанию, героям произведения;

— выражать свое отношение к прочитанному как к произведению словесного искусства;

— находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;

— находить метафоры и сравнения на примере загадки;

— различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии их авторов;

— пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;

— соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;

— составлять план, озаглавливать текст;

— различать художественный и научно-познавательный текст, высказывать свое отношение к прочитанным произведениям;

— пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;

— выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;

— находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;

— находить в произведении слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;

— пользоваться ориентировочносправочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, задания, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);

— выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на фамилию автора, заглавие и тематику книг;

— определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие.

                                                                       Содержание курса

№ п/п

Разделы

Количество часов

1

Книга в мировой культуре

2

2

Истоки литературного творчества

14

3

О Родине, о подвигах, о славе.

8

4

Жить по совести, любя друг друга.

8

5

Литературная сказка.

10

6

Великие русские писатели.

23

7

Литература как искусство слова.

2

8

Словарь.

1

Итого:

68

 

                                                         Список литературы

  1. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2ч. Ч.1 / Сост. Л.Ф.Климанова, Горецкий , М.П., 2011г.
  2. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2ч. Ч.2 / Сост. Л.Ф.Климанова, Гг.орецкий,М.П.,2011

                                                              Тематическое планирование по литературному чтению в  4 «б» классе

(2ч.в нед., 68ч. в год)

Кол-во час.

Дата проведения

Тема

Тип урока

Элементы содержания

Требования к  уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, вид самостоятельной работы

Домашняя работа

1 четверть

1-2

2

Вводный. Книга в мировой культуре. ТБ

Урок повторения изученного

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Текущий контроль: устный рассказ

Создать энциклопедию книг

3

1

Истоки литературного творчества. Пословицы разных народов.

Урок повторения изученного

 

Осознанное чтение целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих уровню текста

Текущий контроль: чтение пословиц наизусть

Разбить на группы (1-2 вар)

4

1

Святой источник (библия, каран).

Прочитать и перессказать

5

1

Из книги притчи Соломоновых. Притча о сеятеле.

Урок обобщения изученного

Виды речевой деятельности: чтение, говорение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ притчей

Знать названия, основное содержание притчей

Уметь:

– определять главную мысль притчей, анализировать

– читать отрывки из былин наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Текущий контроль: осознанное чтение

Прочитать и перессказать

6-7

2

Былины. Исцеление Ильи Муромца.

Урок введения новых знаний

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои былин. Виды речевой деятельности

Найти другие былины

8

1

Ильины три поездочки.

Урок обобщения и контроля изученного

Жанры произведений. Понимание содержания литературного произведения

Знать сод.

9

1

Славянский миф.

Урок обобщения изученного

Виды речевой деятельности: слушание, говорение. Постановка вопросов, устные ответы на них. Связный рассказ о произведении по плану, о своих впечатлениях. Выразительное чтение фрагментов

перессказать

10

1

Мифы Древней Греции. Деревянный конь.

Урок развития связной речи

Виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо. Текст-рассуждение. Простейший рассказ

о своих впечатлениях

Найти мифы

11

1

Болтливая птичка.

Урок введения новых знаний

Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

Осмысление цели чтения

Перессказать, сделать иллюстрацию

12

1

Три бабочки.

Урок введения новых знаний

Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий контроль: осмысленное чтение текста

Провести беседу с родителями

13

1

Контрольное тестирование по теме «Истоки литературного творчества».

Урок развития умений

Урок обощения и контроля изученного

Жанры. Связный рассказ о прочитанном

Текущий контроль: выразительное чтение «летописных» текстов

14

1

Работа над ошибками

Урок обобщения и контроля изученного

Жанры. Связный рассказ о прочитанном

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Прочитать любой рассказ

15

1

Семейное чтение. Царь и кузнец.

Урок обобщения

Жанры. Связный рассказ о прочитанном

Жанры. Связный рассказ о прочитанном

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Читать произведения с родителями

Совместное чтение с родителями, проанализировать

16

1

Семейное чтение. Шрамы на сердце.

Текущий контроль: чтение наизусть нескольких строк из летописи

Совместное чтение с родителями, проанализировать

2 четверть

17

1

О Родине, о подвигах, о славе. Наше Отечество. К.Ушинский.

Урок повторения изученного

Различие жанров произведений: стихотворение. Выразительное чтение, использование интонаций

– читать стихотворные произведения наизусть

Текущий контроль: выразительное чтение отрывка

Знать содержание

18

1

Мой друг! Н.Языков. Русь. С.Романовский.

Урок развития умений

и навыков

Герои произведений. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать стихотворные произведения наизусть

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

анализ

19

1

Александр Невский.

Урок изучения новой темы

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

Текущий контроль: выразительное чтение

Сравнить с историей

20

1

Слово о побоище ледовом. Н.Кончаловская.

Урок закрепления изученного

Иллюстрация в книге

и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий контроль: выразительное чтение

перессказать

21

1

Дмитрий Донской.

Урок повторения изученного

Устное изложение текста по плану.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Текущий контроль: чтение отрывка наизусть

Составить план ответа

22

1

Куликовская битва.

Урок обобщения изученного

Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки. Литературная сказка. Главная мысль

– различать жанры художественной литературы

Осмысленное чтение текста

Сделать карту

23

1

Михаил Кутузов.

Урок закрепления изученного

Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них

– читать  произведения;

– различать жанры художественной литературы

Осмысленное чтение текста

Содержан ие произведения

24

1

Великая Отечественная война.

Комбиниро-ванный

Жанры. Главная мысль

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Текущий контроль: краткий пересказ текста

содержание

25

1

Жить по совести, любя друг друга. Детство. А.Толстой.

Урок обобщения изученного

 Библиографические сведения (автор, титульный лист, аннотация)

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Осмысленное чтение текста

Прочитать и сост. план

26

1

Детсво. И.Суриков.

Урок повторения изученного

Средства выразительности и описание. Понимание содержания литературного произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

Текущий контроль

Сравнительная характеристика 2-х произведений

27

1

Тимур и его команда. А.Гайдар.

Урок сообще-ния инфор-мации о правилах работы с книгой

Умение работать

с книгой

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

Текущий контроль:

Осознанное чтение

Дочитать до конца, знать содержание

28

1

Самое главное. М.Зощенко.

Урок изучения новой темы

Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– различать жанры художественной литературы

Текущий кон-троль: чтение текста

Солержание текста

29

1

Итоговая контрольная работа за  полугодие по теме «О родине, о подвигах, о славе»

Урок закрепления изученного

Использовать полученные знания

Текущий контроль

30

1

Работа над ошибками

Урок закрепления изученного

Виды текстов: описание, повествование. Герой-персонаж, его поступки, характер

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

Текущий контроль: выразительное чтение

Сделать анализ любимой книги

31

1

Смеялись мы  -- хи-хи.И.Пивоварова.

Урок повторения изученного

Выразительное чтение

Выразительное чтение

Сделать иллюстрацию, перессказать

32

1

Дневник Коли Синицина. Н.Носов.

Урок развития знаний

и умений

Знакомство с писателем. Творчество писателя.  

Текущий: чтение стихотворения (отрывка) наизусть

содержание

3 четверть

33

1

Литературная сказка. Якоб и Вильгельм Гримм. Белоснежка и семь гномов.

Урок повторения изученного

Текст-описание. Формулирование вопросов и ответов на них

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

О сознанное чтение сказок

перессказать

34

1

Шарль Перро. Мальчик-с-пальчик.

Комбиноро-ванный

Правильное, сознательное чтение

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Итоговый: чтение текста вслух и про себя

перрессказать

35

1

Шарль Перро. Спящая красавица. Блиц турнир.

Урок закрепления изученного

Главная мысль. Жанр. Элементы

Текущий контроль: чтение по ролям

перессказать

36

1

Ганс-Христиан Андерсен. Дикие лебеди.

Уроки повторения изученного

Работа со сказками. Язык писателя. Жанр путевого очерка. Работа с текстом

Текущий контроль: чтение по ролям

Перессказать

37

1

Ганс-Христиан Андерсен. Пятеро из одного стручка.

Урок повторения изученного

Главная мысль. Словарное богатство русского языка. Составление плана

Тематический контроль: творческие задания в тетради

по чтению

Перессказать, сделать иллюстрацию

38

1

Ганс-Христиан Андерсен. Чайник.

Урок комби-нированный

Связной рассказ. Элементы

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Тематический контроль: творческая работа

содержание

39

1

Сказочка о счастье. И.Токмакова.

Урок повторения изученного

Герой-персонаж: характер, поступки. Главная мысль.

Устное изложение текста по плану

Тематический контроль: выявление художественных средств

содержание

40

1

Аленький цветочек. С.Т.Аксаков.

Урок развития знаний

и умений

Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения

Текущий контроль: осознанное выразительное чтение

Пересказ

41

1

Мафин печет пирог. Э.Хоггарт.

Урок обобщения изученного

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Тематический контроль: творческий пересказ

перессказать

42

1

Маленькие и большие секреты страны литературии.

Комбини-рованный

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Использовать знания

Любое произведение проанализировать

43

1

Великие русские писатели. А.С.Пушкин. Сказки Пушкина.

Урок закрепления изученного

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Литературная сказка

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

Текущий контроль: выразительное чтение

Выучить отрывок

44-45

2

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

Урок закрепления изученного

Иллюстрация в книге

и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

– различать жанры художественной литературы

Текущий контроль: выразительное чтение

Сравительная характеристика произведений Пушкина

46

1

Осень. А.С.Пушкин.

Урок повторения изученного

Устное изложение текста по плану.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений

Текущий контроль: чтение отрывка наизусть

Выучить стих.

47

1

«Гонимы вешними лучами…»

Урок обобщения изученного

Сюжет,  Главная мысль

Чтение отрывка наизусть

выучить

48

1

«Еще земли печален вид…» Ф.Тютчев.

Урок повторения изученного

Сюжет, герой-персо-наж. Богатство языка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

выучить

49

1

Вечерний звон. И.И.Козлов.

Урок обобщения изученного

Различие жанров произведений

Текущий контроль: чтение (отрывка) наизусть

выучить

50

1

Контрольное тестирование по теме «Литераурная сказка».

Урок развития умений

и навыков

Урок обощения и контроля изученного

Использовать полученные знания

Тематический кон троль

51

1

Работа над ошибками.

Урок развития связной речи

Создание небольших письменных ответов по прочитанному

Тематический контроль: творческая работа

Продолжить  аблицу

52

1

Сказочный марафон.

Урок закрепления изученного

Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них

– читать отрывки из сказкок

– различать жанры художественной литературы

Анализ прочитанных сказок

4 четверть

53

1

М.Ю.Лермонтов. «Горные вершины…»

Урок обобщения изученного

 Библиографические сведения (автор, титульный лист, аннотация)

Различать жанры художественной литературы

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

выучить

54

1

Дары Терека. Утес.

Урок закрепления изученного

Тема стихотворения. Средства выразительности. Выразительное чтение

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Текущий кон-троль: чтение отрывка наизусть

выучить

55

1

 Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Бородино

Урок закрепления изученного

Аналитическое чтение стихотворений. Сравнение текста стихотворения с закличкой-веснянкой, со сказкой. «Разыгрывание» стихотворения

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть (отрывок)

Выучить отрывок

56

1

Бородино.

Урок закрепления изученного

Виды текстов: описание, повествование. Герой-персонаж, его поступки, характер

Текущий контроль: выразительное чтение

выучить

57

1

Л.Н.Толстой. Маман. Ивины.

Урок повторения изученного

Осознанное чтение,

58

1

И.С.Никитин. «Вечер ясен и тих…»

Урок развития знаний

и умений

Знакомство с писателем. Творчество писателя.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

Текущий: чтение стихотворения (отрывка) наизусть

выучить

59

1

И.А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…»

Урок закрепления изученного

Текст-описание. Формулирование вопросов и ответов на них

Текущий: коллективное составление схемы рассказа

выучить

60

1

Н.А.Некрасов. Мороз, Красный нос.

Урок повторения изученного

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Рассказать сод.

61

1

Экскурсия в музей школы.

Урок экскурсия

Правила поведения в библиотеке

чтение текста вслух и про себя

 Составить рассказ

62

1

Л.Н.Толстой. «Был русский князь Олег…»

Урок закрепления изученного

Главная мысль. Жанр. Элементы

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Текущий контроль: чтение по ролям

перессказать

63

1

Произведения Л.Н.Толстого.

Уроки повторения изученного

Работа с рассказами. Язык писателя. Жанр путевого очерка. Работа с текстом

Главная мысль. Словарное богатство русского языка. Составление плана

Связной рассказ. Элементы

Текущий контроль: осознанное чтение

содержание

64

1

Инсценировка басни И.А.Крылова «Ворона и лисица».

Урок повторения изученного

Тематический контроль: творческие задания в тетради

по чтению

Выучить роли

65

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Тематический контроль: творческая работа

Составить план к прочитанному

66

1

Итоговая контрольная работа за год по теме «Маленькие и большие секреты страны Литературии».

Урок контроля знаний и умений

Использование полученных знаний на практике

Уметь использовать полученные знания

Тематический контроль

67

1

Работа над ошибками.

Урок развития знаний

и умений

Урок обобщения изученного

Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения

Тематический контроль: творческий пересказ

68

1

Закрепление навыков работы со словарями.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Уметь пользоваться со словарем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...