урок чтения
методическая разработка по чтению на тему

Евглевская Вера Михайловна

ЧТЕНИЕ Тема: Юрий Бондарёв «Поздним вечером»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТЕНИЕ

Тема: Юрий Бондарёв «Поздним вечером»

Цель: приобщить детей к искусству художественной литературы, формировать у детей умения читать новый текст правильно, бегло, выразительно, анализировать текст по вопросам, развивать воображение, волю, побуждать эмоции, познакомить с диалогом на примере текста.

Ключевые слова: ревёт непогода, задрожать от страха, стонут стёкла под порывами ветра, с дрожащим холодком, как бы мамка не заблудилась, при солнышке тепло, при матери добро.

  1. фонетическая зарядка
  2.  скороговорка на выдохе. От топота копыт пыль по полю летит.

- Сегодня мы будем читать произведение Ю. Бондарёва «Поздним вечером». Давайте представим себе поздний зимний вечер. Какие у вас возникают ассоциации? Какое настроение вызывает эта картина? (тревога, грусть, тоска, сонное настроение, хочется спать)

- К этому произведению я выписала на доску ключевые слова, давайте прочитаем их и, может быть, они помогут нам точнее определить о чём пойдёт речь в этом произведении. (высказывания детей)

- А сейчас давайте прочитаем это произведение и посмотрим, совпадут ли наши мысли с мыслями автора.

- Читаем 1 часть до слов… (ты садись рядом)

- Как понимаете слово разочарованно? – А что об этом слове говорит нам словарь? (чувство неудовлетворения от чего-нибудь несбывшегося) – А кто прочитает с нужной интонацией? Кого ждут мальчики? (маму) - А из каких слов это поняли? (показалось, я думал, что это мама)

Неустанно и сонно тикают часы. Это как? ( Без остановки, непрерывно.)

- О ком беспокоится  Коля? Где это прослеживается в тексте? Докажите. Какие слова использовал автор при описании природы за окном? Как в тексте автор связывает  описание природы с настроением, состоянием мальчиков? (Кажется, страшновато, состояние волнения)

- Читаем дальше до слов… (странную радость)

Как мальчики стараются отогнать страшную мысль? Что можно сказать про Колю? Мишку? Найдите и прочитайте слова, которые помогают мальчикам преодолеть страх? (Отец, пример отца, не боится ничего)

     Почему Коля отпускает Мишку домой?

        - Читаем дальше до слов… (отнять у него мать)  Почему после ухода Миши быстро проходит радость? Где это прослеживается в тексте? Зачитать. (Вздрагивает, становится пусто) Почему от слов маминой записки у него сосёт под ложечкой? (Мальчик переживает и боится за мать)

        - Читаем дальше до слов… (где она). Как Коля представляет себе путь мамы домой? (едет домой в санях, едва плетётся). Как в этом отрывке показано состояние Коли? (сердце бьётся так быстро, громко, что не слышно, как стучат часы). Как вы думаете, сумеет Коля преодолеть страх? А что ему помогло справиться со страхом? (нож).

Какими строчками можно подтвердить, что мальчик перестал бояться? (боится не за себя, а за мать)

        - Читаем последнюю часть. Что происходит с Колей, когда приехала мать? Почему он решил, что быть одному дома совсем не страшно? Что можно сказать об отношении мамы и мальчика? (тёплые, дружеские, заботится о маме). Докажите словами текста. Прочитайте с нужной интонацией. (ты всё ждал меня? Колька, ты мой, Колька!)

        В учебнике есть иллюстрация. С каким отрывком можно соотнести её? А к какому виду жанра можно отнести это произведение?

        Ребята, в начале урока я назвала произведение и автора. Читали ли мы произведения этого писателя? Мы сегодня первый раз познакомились с этим автором. А как вы думаете, это детский писатель или он писал для взрослых? Почему?

        А зачем, с какой целью Бондарёв написал это произведение для детей        ? чему он нас учит? Какие уроки вы должны извлечь из этого рассказу?

(воспитывать волю, характер, преодолевать страх, темноту) А кому из вас приходилось оставаться дома одному вечером? Как вы преодолеваете страх?

        В тексте часто ведётся разговор двух лиц, мамы и Коли, Коли и Миши. Как называется ракой приём в литературе?

Домашнее задание: внимательно ещё раз перечитать текст, найти диалог, выделить карандашом, нарисовать словесную картинку.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.

Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного  чтения, элементарного  литерат...

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)

Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке  Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся  выполняют задания и повторяют материал ...