Урок литературного чтения в 4 классе. «В.И.Даль- необычный сказочник 19 века».
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Пастер-Штейн Наталья Вадимовна

Урок литературного чтения в 4 классе.

«В.И.Даль- необычный сказочник 19века"

 

Урок  формирует правильный тип читательской деятельности, понимание текста на уровне содержания и смысла , понимание замысла автора. Знакомит с удивительным человеком В.И. Далем. Учит видеть красоту, поэзию русской речи, ее меткость, образность и колорит.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Урок литературного чтения в  4 классе

Тема урока:

«В. И. Даль - необычный сказочник 19 века»

(Русская сказка в обработке В. И. Даля «Война грибов с ягодами»)

Учитель высшей категории: Пастер-Штейн Н. В.

Идентификатор: 290-893-841

г. Санкт-Петербург


Тема урока:

«В. И. Даль - необычный сказочник 19 века»

(Русская сказка в обработке В. И. Даля «Война грибов с ягодами»)

Цели:

  1. Предметные:

- создать условия для формирования продуктивного чтения, т.е. формирования типа правильной читательской деятельности, достижение понимания текста на уровне содержания и смысла, видение картин, понимания замысла автора.

Развитие умений всех видов речевой деятельности: чтения, слушания, говорения письма.

  1. Метапредметные:

         а) Коммуникативные: (донесение своей и понимание чужой позиции, умение общаться в парах, вести диалог, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения). Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Читать вслух и по себя текст, вести диалог с автором, (прогнозировать будущее в чтении) отделять новое от известного, выделять главное. Учиться уважительно относиться к позиции другого (работа в парах).

б) Познавательные: Создать условия для наблюдения, анализа, преобразования информации из одной формы в другую, виде таблицы текста. Сравнивать и группировать, делать выводы на основе обобщения умозаключений.

в) Регулятивные: Создать условия для определения цели деятельности и соотнесения результата с целью и оценивание его.

г) Личностные самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве, делать выбор, какой поступок совершить.

Учиться видеть красоту, поэзию русской речи, её образность, меткость

Художественная задача текста  - поучительная сказка, передающая поэзию, красоту русской речи, ее образность и меткость, колорит.

Жанр – сказка.

Тип урока – 1-й урок в работе с новым текстом.

(Русская сказка в обработке В. И. Даля «Война грибов с ягодами»)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прим. На доске

1. Организационный момент

2. Работа с текстом до чтения.

- На прошлом уроке мы пришли к выводу, что А. С. Пушкин и В. А. Жуковский, используя народные сюжеты, создали авторские литературные сказки, которые с удовольствием читали и читают.

- А чьи сказки советовал читать А. С. Пушкин

- А в каком веке жил В. И. Даль?

- А как вы думаете каким сказочником он был?

- С каким произведением Даля мы сегодня познакомимся?

Откройте стр. 157

- Какая же будет тема урока?

- Как вы понимаете выражение в обработке Даля?

 - О чем пойдет речь?

- Посмотрите на название, иллюстрацию,

Кто будет героем?

- В. И. Даля

- В 19 веке

-дети высказывают свои предположения

- Это значит,     что   В.И.Даль использовал народный сюжет сказки и внес свои авторские особенности в язык и колорит сказки.

Портрет Даля

В. И. Даль - … сказочник 19 века.

  1. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение

Прочитаем сказку.

-Оправдались ли наши предположения?

- Что в ней необычно?

- Понравилась ли сказка? Чем?

- чтение по цепочке

- да

  1. Вторичное прочитывание абзацами с комментированием.

Перечитаем сказку, может быть встретим ещё что-нибудь необычное в ней.

- Что же необычного в этой сказке?

1. Необычные сравнения

2.Простонародные слова.

3.Зачем Даль сохранил эти слова?

3.К чему близка эта сказка?

Что в ней есть?

Где они спрятались?

Зачем простые люди оживляли свою речь рифмой?

Мы нашли сравнения, рифмы, простонародные слова, какая же это сказка?

- он любил русский народ, его богатый, образный язык.

- к стихотворению

- рифмы

Волнушки старушки

Опенки – ноги тонки

Сморчки – старички

Эти слова создают прелесть сказки.

- Это игра и помощь в работе

  1. Физпауза «Игра Кузовок»

В. И. Даль придумал игру «Кузовок»

Любой текст начинает играть

- Что положим  в кузовок?

Волнушки – в кадушки

Опенки – в бочонки

Грузди - в кузовки

- Платок,

  1. Работа с текстом. Обобщающая беседа.

Рассказ о писателе. Работа в парах.

Как вы думаете, что хотел сказать нам автор этой сказки? Зачем он обработал её для детей? Что в сказке наказывается?

- Что вы узнали, что пригодиться в жизни?

- Какой вывод можно сделать по всей сказке?

- Что можно сказать о писателе? О его личности после прочтения сказки?

Какой он?

Найдите дополнительные сведения об авторе.

Зачем нужно собирать слова, песенки и т.п.?

Итак, каким же сказочником был В. И. Даль?

- Всяк ценен по своему.

- Гордыня

- сказка необычная

- они рождаются, живут. Естественны  в этом тексте, колоритны.

-необычным

Листок с рассказом о В.И.Дале.

  1. Рефлексия

Домашнее задание

Что вам запомнилось на уроке?

За что можно себя похвалить?

- Что бы вы желали своим одноклассникам?

Выполнить иллюстрацию,

Подписать строчкой из текста. Чтение по ролям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения по теме "В.И. Даль "Девочка - Снегурочка" 2 класс

Данный урок рекомендован для урока литературного чтения во 2 классах по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект к уроку литературного чтения по теме "В.И. Даль "Девочка - Снегурочка" 2 класс

Данный материал предоставляется учителям, работающим по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Урок литературного чтения 2 класс В,И,Даль Девочка Снегурочка

ПредметЛитературное чтение.Тема урокаЗнакомство с произведением В.И. Даля «Девочка  Снегурочка».УМК, руководитель проекта УМК «Начальная школа XXI века», чл.-корр. РАО про...

Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения , 3 класс, В.И. Даль "Девочка Снегурочка". Сравнение авторской и литературной сказок.

Данный урок разработан по технологии продуктивного чтения, технологии  развития  критического мышления через чтение и письмо,...