Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе авторской программы по литературному чтению Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкого, М. В. Голованова «Просвещение», 2012 год, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и в соответствии с нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 79.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Примерной программы по предмету «Литературное чтение» на основе авторской программы начального общего образования по литературному чтению Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкого, М. В. Голованова «Просвещение», 2012 год, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
- Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
- Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 24.08.2012 года № 01-03/06321.
- Положение о структуре, порядке разработки рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) средней общеобразовательной школы №39 ОАО «РЖД» г. Россошь.
- Учебный план средней общеобразовательной школы №39 ОАО «РЖД» г. Россошь на 2014-2015 учебный год.
Цели курса
Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
развитие художественно творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Задачи учебного предмета
1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы),который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т.е.в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты. Поскольку курс литературного чтения для 1 —4 классов является первой ступенью непрерывного курса литературы в средней общеобразовательной школе, то на этом этапе наряду с формированием умений осмысленно читать вслух и про себя идет подготовка к изучению литературы на уровне, доступном детям 6 —10 лет.
2.Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов,
ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне)средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
4.Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
- МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 4 классе на изучение учебного предмета «Литературное чтение» отводится 4 часа в недолю, всего 136 часов (34 учебные недели).
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой...
Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Личностными результатами обучения в начальной школе являются:
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
полноценное восприятие художественной литературы;
эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:
освоение приёмов поиска нужной информации;
овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.),
умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
формирование необходимого уровня читательской компетентности;
овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
умение пользоваться словарями и справочниками;
осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях),
устно передавать содержание текста по плану,
составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
умение декламировать читать наизусть; стихотворные произведения,
выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание- характеристика героев);
умение написать отзыв на прочитанное произведение.
Виды речевой деятельности
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух.
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя.
Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно популярных - и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно изобразительных материалов.
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга: учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочноиллюстративный материал). Типы книг (изданий):книга произведение ,книга сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения.
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, народное или авторское произведение, структура (композиция). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя),пересказ, рассказ по иллюстрациям.
Характеристика героя произведения с использованием художественно выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола)данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя)причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет.
Характеристика героя произведения. Герой рассказа: мир ценностей героев, основанный на общечеловеческих ценностях. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика исторического героя - защитника Отечества. Осознание понятия «Родина ». Проявление характера в поступках: преодоление собственных недостатков, воспитание нравственных принципов.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей) пересказ.
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана - в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными и научно популярными текстами.
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей учебного и научно популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-популярному, художественному тексту).Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.
Монолог как форма речевого высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений(из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX -XX вв., классиков детской литературы. Произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России)и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Произведения, хорошо знакомые детям по дошкольному опыту; предназначенные для младшего школьного возраста; книги, изучение которых предполагается в средней школе. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научнопопулярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературная пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор(рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер),рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение(композиция).Литературная(авторская)сказка.
Рассказ, пьеса, стихотворение, басня, очерк - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) и работа с информацией
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, изложение с (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников, изложения с элементами сочинений, создание собственного текста на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Учебно – тематический план
Введение (1 час)
Былины Летописи. Жития (11 часов)
Чудесный мир классики (25 часов)
Поэтическая тетрадь (10 часов)
Литературные сказки (18 часов)
Делу время - потехе час(7 часов)
Страна детства (7 часов)
Поэтическая тетрадь (6 часов)
Природа и мы (14 часов)
Поэтическая тетрадь (7 часов)
Родина (7 часов)
Страна Фантазия (6 часов)
Зарубежная литература (18 часов)
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ», 4 КЛАСС (4 часа в неделю, всего 136 часов)
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся |
1 четверть | ||||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч) | ориентироваться в учебнике; знать и применять систему условных обозначений; предполагать на основе названия содержание главы; пользоваться словарем в конце учебника; составлять связное высказывание по иллюстрациям учебника. | |||
Знакомство с учебником. Внеклассное чтение Самые интересные книги прочитанные летом. | ||||
Былины. Летописи. Жития (11 ч) | ||||
Древнерусские летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда…». | познакомить с литературными произведениями древней Руси – летописями; через наблюдение над текстом проследить путь, приведший к появлению светской авторской литературы; учить понимать смысл, заключённый в летописях; сравнивать летописный текст; формировать знания об особенностях таких жанров, как былина, сказание, житие; развивать умение выделять существенные признаки каждого жанра; учить чувствовать и понимать язык былинного сказа; формировать творческую самостоятельность; совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; прививать интерес к истории русского народа, к его героям и творчеству. | |||
Особый язык летописей. Фрагмент летописи «И вспомнил Олег коня своего». | ||||
Былины как жанр русского фольклора. «Ильины три поездочки». | ||||
Былины. «Ильины три поездочки». Составление плана | ||||
Составление творческого пересказа былины от имени героя. И. Карнаухова «Три поездки Ильи Муромца» | ||||
Древнерусские жития. «Житие Сергия Радонежского»- памятник древнерусской литературы. | ||||
«Житие Сергия Радонежского» Характеристика главного героя. | ||||
Внеклассное чтение Былины. Летописи. | ||||
Обобщение по теме: « Былины. Летописи. Жития». Урок-путешествие по земле русской, богатырской. | ||||
Проверочная работа по теме: былины, летописи, сказания. | ||||
Проект «Создание календаря исторических событий». | ||||
Чудесной мир классики (25 ч) | ||||
П.П.Ершов. «Конёк-горбунок» (отрывок). Выразительное чтение. | познакомить с произведениями русской классики; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства; формировать умение передавать впечатление от общения с художественным произведением с помощью высказываний и рисунков; развивать умение самостоятельно устанавливать последовательность смысловых частей текста, составлять план прочитанного; развивать умение подбирать материал для высказывания о действующих лицах, оценивать их поступки, выражать своё отношение к ним, составлять рассказ о действующем лице; развивать умение сжато передавать содержание прочитанного рассказа по самостоятельно составленному плану; умение находить в рассказе и объединять материал на ту или иную тему; развивать навыки чтения; прививать интерес к творчеству изучаемых авторов. | |||
П. П. Ершов. «Конёк-горбунок» Характеры главных героев в сказке. Обучение чтению по ролям. | ||||
П. П. Ершов. «Конёк-горбунок» Поступки героев и их оценка | ||||
П. П. Ершов. «Конёк-горбунок» Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова | ||||
А. С. Пушкин. Стихи. Настроение, выраженное в стихах. | ||||
Внеклассное чтение Стихи А.С. Пушкина | ||||
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Стихотворная форма записи сказки. Изобразительность и выразительность слова. | ||||
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. | ||||
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Коллективное составление сопоставительных характеристик царицы и царевны. | ||||
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана. | ||||
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Пересказ основных эпизодов сказки. | ||||
М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» | ||||
Внеклассное чтение Стихи М.Ю. Лермонтова | ||||
М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» Хорошие и плохие поступки людей | ||||
М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб». Средства художественной выразительности, язык сравнения в сказке. | ||||
Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» ». Работа над умением анализировать текст | ||||
Л.Н.Толстой. «Как мужик убрал камень». Басня. Умный и находчивый герой. | ||||
Внеклассное чтение Л. Н. Толстой. Книги для детей: рассказы, сказки, басни. | ||||
А.П.Чехов. «Мальчики». Смысл произведения. Сравнение характеров главных действующих лиц. | ||||
А.П.Чехов. «Мальчики». Деление текста на части, составление плана. | ||||
А.П.Чехов. «Мальчики». Пересказ по плану. | ||||
Обобщение по разделу: «Чудесный мир классики». | ||||
Проверочная работа по теме: Чудесный мир классики. | ||||
Внеклассное чтение № 6 А. П. Чехов «Каштанка» | ||||
2 четверть | ||||
Поэтическая тетрадь (10 ч) | ||||
Ф.И.Тютчев. Стихи. Образные языковые средства. Тоска по родине и красоте родной природы. | познакомить детей с произведениями русской поэзии; формировать речевые умения, навыки слушания; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства; развивать поэтический слух детей; развивать умение сравнивать состояние природы в разное время года; видеть, «открывать» для себя многоцветие мира, многообразие форм и настроений природы, эмоционально открываться на её красоту; развивать умение выражать в слове свои впечатления, своё видение предмета, состояния природы и человека; развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову, умение находить в тексте образные средства выразительности; воспитывать чуткость, отзывчивость, любовь к Родине. | |||
А.А.Фет. Стихи. «Весенний дождь», «Бабочка» Своеобразие ритма и построения строк в стихотворениях. | ||||
Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Где сладкий шепот...» Сравнение состояния природы в разное время. | ||||
А.Н.Плещеев. «Дети и птичка». Картина сельского быта. | ||||
И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями…». Тема любви к Родине в стихотворении | ||||
Н.А.Некрасов. «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки…».Тема детства | ||||
И.А.Бунин. «Листопад». Неповторимый красочный образ Родины. | ||||
Внеклассное чтение Стихи русских поэтов о природе | ||||
Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь». | ||||
Проверочная работа по теме: Поэтическая тетрадь | ||||
Литературные сказки (18 ч). | ||||
В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий. | познакомить детей с литературными сказками учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства; формировать умение передавать впечатление от общения с художественным произведением с помощью высказываний и рисунков; развивать умение самостоятельно устанавливать последовательность смысловых частей текста, составлять план прочитанного; развивать умение подбирать материал для высказывания о действующих лицах, оценивать их поступки, выражать своё отношение к ним, составлять рассказ о действующем лице; развивать умение сжато передавать содержание прочитанного рассказа по самостоятельно составленному плану; умение находить в рассказе и объединять материал на ту или иную тему; развивать навыки чтения. | |||
В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки. | ||||
В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Составление плана сказки. Выборочный пересказ | ||||
В М Гаршин «Сказка о жабе и розе» Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке | ||||
В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Сюжетная линия произведения. | ||||
В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Сжатый пересказ. | ||||
Внеклассное чтение Успенский Э Н «Вниз по волшебной реке» | ||||
П.П.Бажов. «Серебряное копытце» Мотивы народных сказок в авторском тексте. | ||||
П.П.Бажов. «Серебряное копытце» Отражение в сказке реальной жизни. Особенности речи героев. | ||||
П.П.Бажов. «Серебряное копытце» Выразительное чтение по ролям. | ||||
Внеклассное чтение П.Бажов «Голубая змейка» | ||||
С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Народные волшебные сказки и сказки литературные. | ||||
Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». | ||||
С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке. | ||||
С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Деление текста на части. Выборочный пересказ. | ||||
Обобщение по разделу: « Литературные сказки». | ||||
Проверочная работа по теме: Литературные сказки. | ||||
Внеклассное чтение Н. Сладков «Ключик» | ||||
3 четверть | ||||
Делу время – потехе час (7 ч) | ||||
Е.Д.Шварц. «Сказка о потерянном времени». Сказка как жанр литературного произведения. | познакомить детей с новыми произведениями; учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства; формировать умение передавать впечатление от общения с художественным произведением с помощью высказываний и рисунков; развивать умение самостоятельно устанавливать последовательность смысловых частей текста, составлять план прочитанного; развивать умение подбирать материал для высказывания о действующих лицах, оценивать их поступки, выражать своё отношение к ним, составлять рассказ о действующем лице; развивать умение сжато передавать содержание прочитанного рассказа по самостоятельно составленному плану; умение находить в рассказе и объединять материал на ту или иную тему; развивать навыки чтения; показать справедливость пословицы «Скучен день до вечера, коли делать нечего». | |||
Е.Д.Шварц. «Сказка о потерянном времени» Воспитательное значение сказки. Поговорки при работе над произведением. | ||||
В.Ю.Драгунский. «Главные реки». Средства создания комического | ||||
В.Ю.Драгунский. «Что любит Мишка». Характер героя, отношение автора к своему герою. | ||||
Внеклассное чтение Юмористические рассказы В. Ю.Драгунского | ||||
В.В.Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». Авторское отношение к герою в рассказе. Пересказ с элементами рассуждения. | ||||
.Обобщение по разделу: «Делу время – потехе час» Проверочная работа по теме: Делу время – потехе час | ||||
Страна детства (7 ч) | ||||
Знакомство с произведением Б.С.Житкова «Как я ловил человечков». | познакомить детей с произведениями русской классики; с жанровым разнообразием произведений; учить видеть за предметным содержанием смысл событий; учить осознавать идею произведения, правильно оценивать её; активизировать мыслительную деятельность и творческое воображение; учить пересказу: близкому к тексту, выборочному, сжатому; учить составлению вопросов по содержанию читаемых произведений, а также элементарной характеристики литературных героев; фиксировать и называть чувства, возникающие при чтении; совершенствовать навыки чтения. | |||
Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых. Творческое продолжение истории. | ||||
К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий. Сравнение и олицетворение. | ||||
К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. Музыка Э.Грига | ||||
М.М.Зощенко. «Ёлка». Словесное рисование портретов героев. Составление плана. Краткий пересказ. | ||||
Внеклассное чтение Произведения К.Г. Паустовского "Спешите делать добро" | ||||
Обобщение по разделу: «Страна детства». Проверочная работа по теме: Страна детства. | ||||
Поэтическая тетрадь (6 ч) | ||||
В. Я. Брюсов «Опять сон» Развитие чувства в лирическом стихотворении. | учить детей понимать замысел произведения, познавать его суть; учить детей понимать образность, ёмкость, красоту поэтического слова; прививать любовь к поэзии; показать красоту, точность, звучность поэтического слова; расширять кругозор учащихся; развивать воображение, наблюдательность учащихся; учить грамотно формулировать свои мысли и излагать их; воспитывать бережное, доброе отношение к окружающим нас людям, ко всему живому. | |||
В. Я. Брюсов «Детская» Выразительное чтение. | ||||
С. А. Есенин «Бабушкины сказки» Работа над содержанием и выразительностью. | ||||
М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…» Словесное рисование. | ||||
М. И. Цветаева «Наши царства» Работа над выразительным чтением. | ||||
Обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь» Конкурс чтецов. | ||||
Природа и мы (14 ч) | ||||
Знакомство с произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш». Анализ заголовка. | познакомить учащихся с новыми произведениями; учить детей понимать скрытый смысл произведения, проникать в его глубину; через художественные произведения, включённые в эту тему, способствовать осуществлению задач художественного воспитания, литературного и эстетического развития; продолжить работу по совершенствованию всех сторон навыка чтения и устной речи; обогатить словарный запас учащихся; формировать такие умения, как составление плана прочитанного, сжатый и точный пересказ текста; учить детей использовать свой опыт непосредственных наблюдений в природе. | |||
Д.Н.Мамин-Сибиряк«Приёмыш». Мир животных и птиц в произведении. Роль рассуждений и диалогов в рассказе. | ||||
Д.Н.Мамина-Сибиряка«Приёмыш». Составление плана для подробного пересказа. | ||||
А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Тема самопожертвования в рассказе. | ||||
А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе | ||||
М.М.Пришвин «Выскочка». Писательская наблюдательность. | ||||
.М.М.Пришвин. «Выскочка». Работа над содержанием. Характеристика героя на основе поступка.. | ||||
Внеклассное чтение №14 М. Пришвин – певец русской природы | ||||
Е.И.Чарушин. «Кабан». Характеристика героя. | ||||
В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Научно-естественные сведения о природе в рассказе. | ||||
В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление устных рассказов-характеристик о главных действующих лицах. | ||||
В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части, составление плана. Выборочный пересказ. | ||||
Обобщение по теме: «Природа и мы». Проверочная работа № 7 по теме: Природа и мы. | ||||
Проект «Природа и мы». | ||||
Поэтическая тетрадь (7 ч) | ||||
Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени. Средства худож.выразительности. | учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; выразительные средства; формировать умение передавать впечатления от общения с художественным произведением с помощью высказываний и рисунков; продолжить работу по совершенствованию всех сторон навыка чтения и устной речи; работать над содержанием художественного произведения, его идейной направленностью; художественными средствами, позволившими писателю создать определённые картины и вызвать глубокое эмоциональное воздействие на читателя; обогащать словарный запас у учащихся. | |||
Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах | ||||
Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето» | ||||
Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь» | ||||
Мотивы народного творчества С. А. Есенина «Лебедушка» | ||||
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | ||||
4 четверть | ||||
Внеклассное чтение Мои любимые стихи | ||||
Родина (7 ч) | ||||
И.С.Никитин «Русь». Образ привольной Руси в произведениях автора. | учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства; развивать поэтический слух детей; развивать умение выражать в слове свои развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову, умение находить в тексте образные средства выразительности; воспитывать чуткость, отзывчивость, любовь к Родине. | |||
С.С.Дрожжин «Родине». Патриотическое звучание, выразительность стихотворения. | ||||
Красота и величие природы в стихотворении А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…» | ||||
Тема войны в произведении | ||||
Внеклассное чтение Стихи о Родине | ||||
Проект «Они защищали Родину». | ||||
Обобщение по разделу «Родина». Проверочная работа по теме: Родина. | ||||
Страна Фантазия (6ч) | ||||
Знакомство с произведением Е. С. Велтистова «Приключения Электроника». Особенности фантастастического жанра. | учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; выразительные средства; формировать умение передавать впечатления от общения с художественным произведением с помощью высказываний и рисунков; учить находить материал для высказываний о действующих лицах, оценивать их поступки, выражать своё отношение к ним; составлять рассказ о действующем лице; развивать воображение, фантазию, ассоциативное мышление, образное восприятие окружающего мира; учить пользоваться при чтении справочными источниками с целью уточнения значения слов; развивать все стороны техники чтения; прививать интерес к чтению, литературе | |||
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа. Анализ поступков героев. | ||||
Знакомство с произведением Кира Булычева «Путешествие Алисы». Сравнение сказки и фантастического рассказа. | ||||
Кир Булычев «Путешествие Алисы». Составление картинного плана. | ||||
Внеклассное чтение. 17 Научно-фантастическая литература для детей. | ||||
Обобщающий урок-путешествие по «Стране Фантазии». | ||||
Зарубежная литература (18 ч) | ||||
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Фантастические события, персонажи в произведении. | познакомить учащихся с зарубежными писателями и зарубежной литературой; расширять кругозор учеников; работать над развитием фантазии, воображения детей; пробуждать в детях добрые чувства, учить сопереживать, сострадать, понимать других; воспитывать у детей чувство гуманизма через мир больших и чистых человеческих чувств, глубоких и благородных мыслей; учить свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений; формировать умение характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом; развивать монологическую речь, творчество и воображение; прививать интерес к литературе, любовь к чтению. | |||
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Составление плана для пересказа. | ||||
Жизнь и творчество Г.Х.Андерсена. Знакомство с произведением «Русалочка». | ||||
Г.Х.Андерсен «Русалочка». Аналитический разбор - правдивое и сказочное в произведении. | ||||
Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке | ||||
Г.Х.Андерсен «Русалочка». Деление текста на части. Составление плана. | ||||
Г.Х.Андерсен «Русалочка». Творческий пересказ. | ||||
Внеклассное чтение Сказки Г.Х. Андерсена | ||||
Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера» | ||||
Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен. «Приключения Тома Сойера» | ||||
Библейские сказания. С. Лагерлеф. «Святая ночь» Эстетическое восприятие через слово и живопись. | ||||
С. Лагерлеф. «Святая ночь» Краткий пересказ текста | ||||
Сказания о Христе. С. Лагерлеф. «В Назарете» | ||||
С.Лагерлёф. «В Назарете. Святое семейство. Иисус и Иуда» Иллюстрация и её значение при работе с текстом. | ||||
Урок обобщения. Игра «Литературные тайны». Проверочная работа по теме: Зарубежная литература | ||||
Внеклассное чтение От благодарных читателей (Художественные произведения, героям которых установлены памятники). | ||||
Проект «В стране литературных героев» | ||||
Обобщающий урок за курс 4 класса. Книги, рекомендуемые для прочтения летом. |
- МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение: Рабочие программы: 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2012г.;
- Стефаненко Н.А., Горелова Е.А. Литературное чтение: Методические рекоммендации: 4 класс. – М.: Просвещение, 2013г.;
- Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение Учебник для 4 класса начальной школы в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014г.;
- Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение. Тетрадь для 4 класса начальной школы в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014г.;
- Кутявина Контрольно - измерительные материалы. Литературное чтение. 4 класс.- М.:ВАКО, 2014г.;
- Голубь В.Т. Текстовый тренажер. 4 класс. ФГОС
- Кутявина С.В. - Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс - М.:ВАКО, 2014г.;
- Литературное чтение. Электронное приложение к учебнику Климановой Л. Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В. и др. 4 класс . – М.: Просвещение, 2014г.;
- Персональный компьютер
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.
Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...
рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России в рабочем конструкторе
Рабочая программа составлена в в соответствии обновленному стандарту ФГОС в рабочем коеструкторе....