Конспект урока, презентация Зощенко "Ёлка", 4 класс, чтение
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Познакомить учащихся с новым произведением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zoshchenko_prezentatsiya.rar | 2.29 МБ |
zoshchenko_elka.rar | 9.33 КБ |
Подписи к слайдам:
к
Речевая разминка
У ёлки иголки колки
ёлка
йт
снег
ывц
щэ
мороз
йфя
пурга
ж
Сыплет снегопад с неба снег
Дагни Педерсен
Эдвард Григ
рояль
М.М.Зощенко(1894-1958)
Словарная работа
золотушный ребёнок
больной ребёнок
длинновязая
высокая
церемонится
проявлять излишнюю мягкость, стеснение
пастилка
кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
Игорь Ильинский актер театра и кино
Лёля
Минька
было 7 лет
ударило 5 лет
высокая, длинновязая
удивительно маленького роста
исключительно бойкая
тихий
могла высоко достать
ничего нельзя достать
моментально съедает
откусываю
не церемонится
чуть не заревел
Тепло родного очага
На что и клад, если в семье лад.
Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.
Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.
Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. Михаил Зощенко
активный
внимательный
артистичный
Предварительный просмотр:
Тип урока: Изучение нового материала.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с новым произведением;
- отрабатывать навык выразительного чтения.
Развивающие:
- корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
- пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
- развивать связную устную речь учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам.
Ход урока
I. Организационный момент
– Весело звенит звонок. Начинается урок.
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
II. Речевая разминка (Слайд 2)
1. Развитие внимания
- кёлкайтснегывц (елка, снег)
- щэморозйфяпургаж (мороз, пурга)
а) Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.
Задание: Найти общее понятие для этих слов. Какое лишнее? Почему?
2. Артикуляционная гимнастика.
Скороговорки
- У елки иголки колки.
- Сыплет снегопад с неба снег.
– После такой разминки мы должны читать и говорить как?
– Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно.
III. Проверка домашнего задания (5 мин.) (Слайд 3)
1. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку и прочитать выразительно.
2. Составить синквейн на тему «Рояль», «Дагни Педерсен», «Эдвард Григ».
Памятка:
- Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом (обычно существительным).
- Вторая строка – описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
- Третья Строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (обычно глаголами).
- Четвертая строка – фраза, показывающая отношение к теме (чувство).
- Пятая строка – это одно слово, которое повторяет суть темы.
IV. Подготовка к первичному восприятию (Слайды 4, 5, 6)
1. Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958)
Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.
Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.
2. Словарно-лексическая работа (Слайд 7)
- Золотушный ребенок – больной ребенок
- Длинновязая – высокая
- Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
- Церемонится – проявлять излишнюю мягкость, стеснение
V. Первичное восприятие текста (Слайд 8)
Текст рассказа читает знаменитый актер Малого театра Игорь Ильинский (прослушивание текста – 7 мин.)
VI. Проверка первичного восприятия
– Понравился рассказа?
– Кто главные герои рассказа?
– Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки)
– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?
– А рассказ получился весёлым?
– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?
Физминутка (Слайд 9)
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
VII. Повторное восприятие (Слайд 10)
1. Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки:
Выборочное чтение.
У каждого ученика на столе листок с вопросами. Девочки дают характеристику Леле, а мальчики Миньке.
| Девочки | Мальчики |
| Леля | Минька |
Возраст | Было 7 лет | Ударило 5 лет |
Рост | Высокая, длинновязая | Удивительно маленького роста |
Характер | Исключительно бойкая | Тихий |
Что могут достать? | Могла высоко достать | Ничего нельзя достать |
Как ест? | Моментально съедает | Откусываю |
Поведение | Не церемонится | Чуть не заревел |
2. Работа по группам.
1 группа (Эля, Толик, Карина, Рада, Гена)
Самостоятельная работа ответить на вопросы:
- Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…. (Разбойником)
- Как хотела наказать мама Лёлю? (Поставить в угол носом)
- Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? (C вами водиться, что в крапиву садиться!)
- Что произошло с фарфоровой куклой? (У нее отломили ручку)
- Что хотела мама подарить Миньке? (Паровозик)
- Чему удивилась мама? (Что мы остались одни)
2 группа (Слайды 11–16)
Выборочное чтение.
К рисунку на слайде найдите в тексте соответствующие слова.
- 1 рисунок – стр.60
- 2 рисунок – стр.60
- 3 рисунок – стр.62
- 4 рисунок – стр.62
- 5 рисунок – стр.63
- 6 рисунок – стр.64
Проверка 1 группы
– Давайте проверим, как вы ответили на вопросы.
Физминутка (Упражнение для глаз)
(Слайд 17)
3. Выяснение главного смысла рассказа
– В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?
(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)
– Чему учит этот рассказ?
Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке. (Слайд 18)
– Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых?
– Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких?
Работа с пословицами:
- На что и клад, если в семье лад.
- Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.
- Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.
Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.
VI. Итог урока
– Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко: (Слайд 19)
Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.(Михаил Зощенко)
VII. Домашнее задание
- Приготовить пересказ от лица Миньки.
- Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.
VIII. Рефлексия
(Слайд 20)
Самооценивание
А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – желтый цвет, если вы были артистичными – зеленый.
Пожалуйста, покажите свой выбор.
Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплекс (конспект урока+презентация) по литературному чтению 2 класс "Школа России" «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составл...
Учебно-методический комплекс (конспект урока+презентация) по литературному чтению 2 класс "Школа России" «Ю. Ермолаев Два пирожных»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «Ю. Ермолаев «Два пирожных»»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Ю. Ермолаева «Два пирожных»; помочь осознать главную мысль п...
Конспект урока + презентация по литературному чтению на тему: Р. Сеф «Веселые стихи»,3 кл, УМК "Школа России"
Конспект урока литературного чтения Тема: Р. Сеф «Веселые стихи».Цели деятельности учителя: продолжить знакомить учащихся с творчеством Р. Сефа; учить детей видеть смешное, развивать чувство юмо...
Конспект урока + презентация по литературному чтению "Знакомство с разделом "Люби живое" в 3 классе
Литературное чтение 3 класс...
Конспект урока+презентация по литературному чтению на тему: "Моя Родина", 3 класс
Литературное чтение...
Конспект урока + презентация по литературному чтению по теме: "Капалуха"
КОнспект урока по литературному чтению...