Конспект к уроку литературного чтения "Подкидыш"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения Д.Н. Мамин -Сибиряк "Подкидыш"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_mamin-sibiryak.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»
Цель: создать условие для знакомства учащихся с произведением «Приемыш»
Д. Н. Мамина – Сибиряка, с жизнью и творчеством писателя.
Задачи:
- Формирование навыков связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения.
- Развитие мыслительной деятельности, правильной речи, логического и творческого мышления;
- Формирование художественно – эстетического восприятия учащихся;
- Воспитание нравственных качеств личности, любви к природе, личного отношения к окружающей действительности и приобщение детей к самостоятельной читательской деятельности.
Оборудование: Учебник, , презентация, рабочая тетрадь.
Ход урока
- Организационный момент. (1 мин.)
Ты улыбкой, как солнышком, брызни
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь!
Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и всем гостям. Приятного всем дня.
- Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.(9 мин)
Домашним заданием было повторить стихи из раздела «Стихи русских поэтов»
Стихи каких поэтов мы с вами изучали?
Какие строки вам больше запомнились и почему?
Какая тема объединяет творчество изученных поэтов?
Задание «Стихотворение ищет свое название» (Определить автора стихотворения, его название и рассказать наизусть)
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
( С Дрожжин «Привет»).
Край небес алеет
Утренней зарёй,
Божий храм белеет
На горе крутой.
(С. Дрожжин . «Зимний день»).
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
(И. Никитин «Утро»),
Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.
(И Суриков «Детство»).
3. Сообщение темы и цели урока. Подготовка к восприятию нового материала. (2 мин.)
Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Об этом качестве говорится в стихотворении:
Слово это серьезное, главное, важное.
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка, тепло и любовь.
В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живет
И о боли других позабыть не дает.
И оно поважней, чем лица красота
Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА.
Что такое доброта? ( Это все хорошее, красивое, счастливое. Например мама, весна, солнце и т.д.
Что же есть зло? (Нечто противоположное добру: дурное, плохое, зависть, вражда …)
Вот сейчас речь пойдет об одном таком человеке из рассказа Дмитрия Наркисовича Мамина –Сибиряка из рассказа «Приемыш». Тема нашего урока: Д.Н.Мамин- Сибиряк «Приемыш». (слайд1 )
- Работа над новым материалом. (4 мин.)
Сведения об авторе. Чтобы лучше вы узнали о жизни и творчестве писателя, сегодня Настя и Лера расскажут нам о нем. ( слайд 2)
Ученик: Русский писатель Д.Н.Мамин - Сибиряк родился в 1852 году. Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился на Урале в заводском поселке в семье бедного заводского священника и сельской учительницы. Родители научили мальчика любить книгу, он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова. Семья выписывала для детей журнал “Детский мир”. В мальчике рано проявилась страсть к литературе. С 16 лет он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения о жизни родного края, Урала. Публикуя свои произведения, он подписывался Д.Сибиряк. Так появилась фамилия из двух слов.
Ученик:
- Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок.
Записал Мамин – Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Алёнушкины сказки». Книга нравится всем детям. Советую её прочитать.
Учитель:
- Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на «братьев наших меньших».
Любовь к родному Уралу автор пронёс через всю жизнь. Эти слова – эпиграф к уроку. Писатель писал:
«Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зелёные горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше, дышу чудным горным воздухом, и без конца слушаю, что шепчет столетний лес…»
А Вы знаете, где находится этот Урал? (Урал – это регион, где располагаются Уральские горы.
- Как назвать одним словом то, чем восхищался писатель?)
Правильно-Родина.
5. Работа с текстом. (20 мин.)
А) Составление плана исследования
- О чем бы вам захотелось узнать, прочитав название этого произведения?
( Кто такой приемыш, кто герои, охарактеризовать их и т.д.)
Я предлагаю вам план работы: (слайд
Д, Н, Мамин –Сибиряк «Приемыш»
План работы
Прочитав произведение
-познакомится с героями
-определить, кто такой приемыш
-охарактеризовать главных героев
- выяснить главную мысль рассказа
-высказать свое отношение к прочитанному
Б) Словарная работа (Слайд )
При чтении встретятся трудные слова, попробуем объяснить их смысл.
Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением
Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания
Бобылём - в одиночестве
Увечить - физически расправляться, калечить
Хиреет - болеет, чахнет
Божья тварь - всё живое, созданное Богом.
Как называется это произведение? (Приёмыш)
Какие ассоциации у вас возникают при слове приемыш?
Как вы думаете , что обозначает это слово? (сирота, которого взяли на воспитание чужие люди)
Какие чувства вызывает у вас это слово? (жалости, сочувствия, доброты, милосердия, любви)
Ребята, можете вы по названию, определить, о чём пойдет речь в этом произведении?
Давайте проверим , верны ли ваши предположения?
7.Первичное чтение текста по частям и работа над его содержанием.
Слушая 1 часть исследуем
*Где происходят события?
* Кто герои?
1 часть- Рогулина Я
Итак, ответим на вопросы.
Слушая 2 часть исследуем
*Кто оказался Приемышем?
*Как «Приемыш» оказался в избушке у Тараса ?
2 часть- Лосев А, Овсянников Н.
Отвечаем на вопросы
Какие слова в учебнике характеризуют «Приемыша»?
-Оказывается, приемыш-это не только человек, в рассказе это кто?
-Почему лебедь -сирота?
А что можете сказать о Соболько ? Является ли он главным героем ?
Что общего в жизни собаки и лебедя ?
Работаем над 3 часть
*Прослушав 3 часть , выбрать слова и сочетания слов, характеризующие Тараса и его жизнь.
3 часть- учитель
Что вы узнали о жизни Тараса?
(жил на озере 40 лет, жил бобылем, родные умерли, князь князем, очень старый)
Прогнозирование
Как вы думаете, каким будет конец этой истории?
(заслушаем несколько историй)
*Совпадет ли ваше мнение с концом истории?
4 часть- я
-Совпало ваше мнение с авторским?
-А мог ли Тарас не отпустить птицу?
-Что же Мамин - Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил? ( дети приходят к выводу, что подружиться легко, а расставаться тяжело).
Подумайте и скажите, где можно применить знания, полученные в рассказе?
Физминутка
8. Закрепление изученного
Работа в группах "Проталинки"
Впишите слова -действия, глаголы
9. Итог урока.
(слайд )(2 мин.)
- Теперь проверим, выполнили ли мы план работы, намеченный в начале урока
(дети зачитывают и отвечают) Д, Н,Мамин –Сибиряк «Приемыш»
План работы
Прочитав произведение
-познакомится с героями
-определить, кто такой приемыш
-охарактеризовать главных героев
- выяснить главную мысль
-высказать свое отношение
Сегодня на уроке мы говорили о доброте. Какое же доброе дело совершил главный герой рассказа.
- А какие добрые дела вы совершали или можете еще совершить?
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? Что для этого нужно иметь?
( добрую душу и доброе сердце)
- Пусть ваша душа и сердце будут добрыми как у героя рассказа «Приемыш».
10.Рефлексия (2мин.)
- Я предлагаю высказать свое мнение в следующих предложениях (слайд 14)
Закончи предложения:
Рассказ «Приемыш» вызвал у меня чувства…
Рассказ помог понять…
Для меня было сложным…
Мне понравилось …
11.Домашее задание и оценки
Выучить наизусть один из монологов Тараса
-Оценки за работу получают…..
Теперь послушайте отрывок из стихотворения Н А Заболоцкого “Просьба”.
Птицы, рыбы, звери
В душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди.
Не убивайте зря.
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
А земля без зверей – не земля.
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно
И должно быть сердце, сердце человечье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока « Литературное чтение и окружающий мир » во 2 классе
« Литературное чтение и окружающий мир » во 2 классеЦель урока: - создание условий для ознакомления обучающихся с песенным фольклором зарубежных стран.Формы обучения:фронтальная, самостоят...
Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе "Как Малышу нашли маму"
Данный урок является вторым уроком курса литературного чтения в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века» УМК Н.Ф. Виноградовой раздела «Читаем сказки, пословицы, считалки». Тема рассчитан...
План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".
План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний по сказкам зарубежных писат...
Конспект к уроку литературного чтения "Б. Окуджава "Весна"
Урок развивает творческие способности. Работа проводится в группах, созданных по желанию детей. Использовано экспериментальное задание. Много внимания уделено развитию речи...
План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.
План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....
Конспект к уроку литературного чтения Е.Чарушин "Кабан"
Предмет: литературное чтениеКласс: 4УМК «Школа России"Учебник: Л.Ф.Климанова, Родная речь. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2- 3-е изд.-М..:Просвещение,2008Тема раздела: «Природа и ...
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...