Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс.
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu._1_klass.docx | 87.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №1»
г. Сафоново Смоленской области
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ___________________ Протокол № _____ от «____» _______2014г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ№1» ________________________ «____» _______2014г | «Утверждено» Руководитель МБОУ «СОШ№1» ______________________ Сидоренкова И. В. Приказ №_______ от «____» _______2014г |
Рабочая программа
по
литературному чтению
1 класс «Б»
Составитель программы
Носикова Наталья Николаевна
учитель начальных классов высшей категории
г. Сафоново
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе
программы «Обучение грамоте. (обучение чтению) Горецкий В. Г. и др Москва «Просвещение» 2011,
«Литературное чтение. Климанова Л. Ф. Бойкина М. В. Москва «Просвещение» 2011,
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:
- Законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Федеральным перечнем учебников на 2014-2015 учебный год, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 № 1047;
- "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"" 29 декабря 2010 г № 189
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Рекомендациями по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ);
- Учебным планом школы на 2014-2015 учебный год;
- Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов школы
Общая характеристика курса «Литературное чтение»
Цели
Формирование навыка чтения;
Развитие речевых умений;
Обогащение и активизация словаря;
Совершенствование фонематического слуха;
Осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.
Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре и зле, дружбе, правде и ответственности; воспитание уважения и интереса к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
Развитие коммуникативных умений;
Развитие нравственных и эстетических чувств;
Развитие способностей к творческой деятельности
Курс литературного чтения начинается с обучения грамоте (обучение чтению) Обучение чтению идет параллельно с обучением письму, с учетом принципа координации устной и письменной речи.
Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему литературного образования и охватывает изучение первых гласных звуков и их буквенных обозначений. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развития устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Содержание букварного периода охватывает изучение согласных звуков и букв, знакомство с гласными буквами, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма.
Послебукварный – повторительно-обобщающий этап. На данном этапе осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетикиЮ лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты, включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которого происходит осмысление знаний, полученных в период обучения грамоте.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с разными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках, энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака; осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; овладение умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения курса формируются умения, связанные с информационной культурой: умение читать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах: текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка. Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, сборники творческих работ и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте (обучение чтению)
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Курс Литературное чтение» рассчитан на 448 ч
В первом классе на изучение литературного чтения отводится 92 часа – на обучение грамоте (обучение чтению), 40 часов – литературное чтение. (4 часа в неделю,33 учебных недели)
Количество часов в год – 132ч
Количество часов в неделю –4ч
Количество часов в I четверти – 9 ч
Количество часов во II четверти – 7 ч
Количество часов в III четверти– 9 ч
Количество часов в IV четверти-8 ч
2-4 классах по 136 часов( 4 часа в неделю, 34 учебных недели в каждом классе)
Результаты изучения курса.
Личностные результаты:
Чувства гордости за свою Родину, русский народ и историю России; сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентиров;
Целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций;
Установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческой работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметне результаты
Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, содержащем средства для его решения;
Сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия (2-3 этапа) в соответствии с поставленной задачей;
Начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.
Умение осознанно читать, строить речевые высказывания;
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
Начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
Начальные умения излагать своё мнение и аргументировать;
Начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное чтение»;
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Умение определять общую цель и пути её достижения;
Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений.
Содержание учебного предмета.
По программе | Изменения | ||
Обучение грамоте (обучение чтению) | 92 ч | - | |
1 | Добукварный период. Обучение чтению | 14 ч | - |
2 | Букварный период . Обучение чтению | 53ч + 9ч (резерв)=62 ч | - |
3 | Послебукварный период. Обучение чтению | 16 ч | - |
ИТОГО | 92ч | - | |
Литературное чтение. | 40ч | - | |
4 | Вводный урок | 1 ч | - |
5 | Жили – были буквы | 7 ч | - |
6 | Загадки. Сказки. Небылицы. | 7 ч | - |
7 | Апрель, апрель! Звенит капель… | 5ч+ 1ч (резерв)=6 ч | - |
8 | И в шутку и всерьёз | 6+1ч (резерв)=7 ч | - |
9 | Я и мои друзья | 5ч + 2ч (резерв)=7 ч | - |
10 | О братьях наших меньших | 5 ч | - |
ИТОГО | 40 ч | - | |
ИТОГО | 132 яч |
Содержание программы
«Литературное чтение. Обучение грамоте (обучение чтению)»
Виды речевой деятельности.
Слушание. Осознание цели и ситуации общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Обучение грамоте.
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Круг детского чтения. Сказки А. С. Пушкина. Рассказы для детей Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского. Сказки К. И. Чуковского. В. В. Бианки «Первая охота». С. Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршака, А. Барто, В. Осеевой. Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова.
«Литературное чтение»
Слушание. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира
Жили-были буквы
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
Сказки, загадки, небылицы
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
Апрель, апрель! Звенит капель
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
И в шутку и всерьез
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
Я и мои друзья
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.
О братьях наших меньших
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Учебно-методическое обеспечение.
Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. и др. Азбука. 1 кл. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2013.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 1 кл. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2013.
Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 1 класс (Диск CD-ROM), автор Л. Ф. Климанова.
Электронное приложение к учебнику «Азбука», 1 класс (Диск CD-ROM), автор В. Г. Горецкий.
Жиренко О. Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте к УМК В. Г. Горецкого и др «Школа России» Москва «Вако» 2014
Обучение грамоте. Поурочные разработки. Технологические карты уроков 1 класс. Москва, Санкт-Петербург «Просвещение»2013
Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л. Ф. Климанова и др (Школа России)
Литературное чтение. Поурочные разработки. Технологические карты уроков 1 класс. Москва, Санкт-Петербург «Просвещение»2013
Планируемые результаты изучения учебного предмета
учащиеся научатся:
Называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия
Правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
Вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; различать гласные и согласные звуки в словах;
Выделять слоги, различать ударные и безударные;
Определять место ударения в слове, вычленять слова из предложения;
Устно составлять 3-5 предложений на определённую тему.
учащиеся получат возможность научиться:
Слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;
Выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде звуковой модели;
Различать буквы гласных, обозначающих твёрдость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один;
Правильно, плавно читать по слогам и целыми словами небольшие тексты со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка;
Соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого.
учащиеся научатся:
Под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных источников;
Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения принятых морально-этических норм;
Делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план;
Передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (подробного, выборочного, краткого);
Высказывать собственное мнение и подтверждать его фактами из текста.
учащиеся получат возможность научиться:
Понимать прочитанное по ходу чтения;
Определять авторскую позицию и выражать своё отношение к герою и его поступкам;
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
Календарно-тематическое планирование литературному чтению.
1 класс «Б»
1четверть | 36ч | ||||
Добукварный период Обучение чтению | 14 ч | ||||
1.1.1 | «Азбука» — первая учебная книга. | 1 | с. 4—5 | ||
2.2.2 | Речь устная и письменная. Предложение. | 1 | с. 6—7 | ||
3.3.3 | Слово и предложение. | 1 | с. 8—9 | ||
4.4.4 | Слог. | 1 | с. 10—11 | ||
5.5.5 | Ударение. | 1 | с. 12—13 | ||
6.6.6 | Звуки в окружающем мире и в речи. | 1 | с. 14—15 | ||
7.7.7 | Звуки в словах. | 1 | с. 16—17 | ||
8.8.8 | Слог-слияние | 1 | с. 18—19 | ||
9.9.9 | Повторение и обобщение пройденного материала. | 1 | с. 20—21 | ||
10.10.10 | Урок 10 (с. 22—25). Гласный звук а, буквыА, а. | 1 | с. 22—25 | ||
11.11.11 | Гласный звук о, буквыО, о | 1 | с. 26—29 | ||
12.12.12 | Гласный звук и, буквыИ, и. | 1 | с. 30—33 | ||
13.13.13 | Гласный звук ы, буква ы. | 1 | с. 34—37 | ||
14.14.14 | Гласный звук у, буквыУ, у. | 1 | с. 38—41 | ||
Букварный период Обучение чтению. Количество часов увеличено на 20 ч, за счёт 20 резервных уроков. | 53ч + 9ч (резерв)=62 ч 62 ч | ||||
15.15.1 | Согласные звуки н, н’, буквы Н, н. | 1 | с. 42—45 | ||
16.16.2 | Согласные звуки с, с’, буквыС, с. | 1 | |||
17.17.3 | Согласные звуки с, с’, буквыС, с. | 1 | |||
18.18.4 | Согласные звуки к, к’, буквыК, к. | 1 | |||
19.19.5 | Согласные звуки к, к’, буквыК, к. | 1 | |||
20.20.6 | Согласные звуки т, т′, буквыТ, т. | 1 | |||
21.21.7 | Согласные звуки т, т′, буквыТ, т. | 1 | |||
22.22.8 | Согласные звуки [ л], [л ], буквы Л, л | 1 | |||
23.23.9 | Согласные звуки [ л], [л ], буквы Л, л | 1 | |||
24.24.10 | Согласные звуки р, р’, буквы Р, р. | 1 | |||
25.25.11 | Согласные звуки р, р’, буквы Р, р. | 1 | |||
26.26.12 | Согласные звуки в, в’, буквыВ, в. | 1 | |||
27.27.13 | Согласные звуки в, в’, буквыВ, в. | 1 | |||
28.28.14 | Гласные буквыЕ, е. | 1 | |||
29.29.15 | Гласные буквыЕ, е. | 1 | |||
30.30.16 | Согласные звуки п, п’, буквы П, п. | 1 | |||
31.31.17 | Согласные звуки п, п’, буквы П, п. | 1 | |||
3232.18 | Согласные звуки м, м’, буквы М, м. | 1 | |||
33.33.19 | Согласные звуки м, м’, буквы М, м. | 1 | |||
34.34.20 | Согласные звуки з, з’, буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. | 1 | |||
35.35.21 | Согласные звуки з, з’, буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. | 1 | |||
36.36.22 | Согласные звуки б, б’, буквыБ, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | 1 | |||
2четверть | 28ч | ||||
37.1.23 | Согласные звуки б, б’, буквыБ, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | 1 | |||
38.2.24 | Согласные звуки б, б’, буквыБ, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | 1 | |||
39.3.25 | Согласные звуки д, д’, буквыД, д. | 1 | |||
40.4.26 | Согласные звуки д, д’, буквыД, д. | 1 | |||
41.5.27 | Согласные звуки д, д’, буквыД, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. | 1 | |||
42.6.28 | Гласные буквы Я, я | 1 | |||
43.7.29 | Гласные буквы Я, я. | 1 | |||
44.8.30 | Гласные буквы Я, я. | 1 | |||
45.9.31 | Согласные звуки г, г’, буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | 1 | |||
46.10.32 | Согласные звуки г, г’, буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | 1 | |||
47.11.33 | Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч. | 1 | |||
48.12.34 | Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч. | 1 | |||
49.13.35 | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | 1 | |||
50.14.36 | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | 1 | |||
51.15.37 | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | 1 | |||
52.16.38 | Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 1 | |||
53.17.39 | Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 1 | |||
54.18.40 | Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 1 | |||
55.19.41 | Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 1 | |||
56.20.42 | Твёрдый согласный звук ж, буквыЖ, ж. Сопоставление звуков ж и ш. | 1 | |||
57.21.43 | Твёрдый согласный звук ж, буквыЖ, ж. Сопоставление звуков ж и ш. | 1 | |||
58.22.44 | Закрепление материала. | 1 | |||
59.23.45 | Гласные буквыЁ, ё. | 1 | |||
60.24.46 | Гласные буквыЁ, ё. | 1 | |||
61.25.47 | Закрепление материала. | 1 | |||
62.26.48 | Звук j’, буквы Й, й. | 1 | |||
63.27.49 | Согласные звуки х, х’, буквы Х, х. | 1 | |||
64.28.50 | Согласные звуки х, х’, буквы Х, х. | 1 | |||
3четверть | 36 ч | ||||
65.1.51 | Гласные буквы Ю, ю. | 1 | |||
66.2.52 | Гласные буквы Ю, ю. | 1 | |||
67.3.53 | Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц | 1 | |||
68.4.54 | Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц | 1 | |||
69.5.55 | Гласный звук э, буквыЭ, э. | 1 | |||
70.6.56 | Гласный звук э, буквыЭ, э. | 1 | |||
71.7.57 | Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ. | 1 | |||
72.8.58 | Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ. | 1 | |||
73.9.59 | Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф. | 1 | |||
74.10.60 | Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф. | 1 | |||
75.11.61 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | 1 | |||
76.12.62 | Русский алфавит. | 1 | |||
Послебукварный период. Обучение чтению | 16 ч | ||||
77.13.1 | Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Герои произведения. Чтение по ролям. | 1 | |||
78.14.2 | Одна у человека мать; одна и родина. К.Ушинский. Наше Отечество. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдения над значением слов. Пословицы и поговорки о Родине | 1 | |||
79.15.3 | История славянской азбуки. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале познавательного текста (В. Крупин.Первоучители словенские.) Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации | 1 | |||
80.16.4 | В. Крупин. Первый букварь. Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки | 1 | |||
81.17.5 | А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг | 1 | |||
82.18.6 | Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка | 1 | |||
83.19.7 | К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей | 1 | |||
84.20.8 | К.И. Чуковский. Телефон. Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей | 1 | |||
85.21.9 | К.И. Чуковский. Путаница. Небылица. Особенности стихотворения — небылицы. | 1 | |||
86.22.10 | В.В. Бианки. Первая охота. Самостоятельноеозаглавливание текста рассказа | 1 | |||
87.23.11 | С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два. Приёмы заучивания стихотворений наизусть | 1 | |||
88.24.12 | М.М. Пришвин. Предмайское утро. Знакомство с текстом описанием. Дополнение текста — описания. Глоток молока. Герой рассказа. Рассказ о герое рассказа | 1 | |||
89.25.13 | Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева. Сравнение стихотворений и рассказов | 1 | |||
90.26.14 | Весёлые стихи Б. Заходера. В. Берестова. Песенка — азбука. Выразительное чтение стихотворений | 1 | |||
91.27.15 | Проект: «Живая Азбука» | 1 | |||
92.28.16 | Наши достижения. Планируемые результаты изучения | 1 | |||
Вводный урок | 1 ч | ||||
93.29.1 | Знакомство с учебником. Система условных обозначений | 1 | |||
Жили – были буквы | 7 ч | ||||
94.30.1 | В.Данько «Загадочные буквы». И.Токмаков «Аля, Кляксич и буква А». | 1 | |||
95.31.2 | С.Чёрный «Живая азбука» Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет» | 1 | |||
96.32.3 | Г.Сапкир «Про медведя» М.Бородицкая «Разговор с пчелой» И.Гамазкова «Кто как кричит?» | 1 | |||
97.33.4 | И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука» С.Маршак «Автобус №26» | 1 | |||
98.34.5 | Из старинных книг. Разноцветные страницы. | 1 | |||
99.35.6 | Творческая работа: волшебные превращения | 1 | |||
100.36.7 | Проекты «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок» | 1 | |||
4четверть | 32 ч | ||||
Загадки. Сказки. Небылицы. | 7 ч | ||||
101.1.1 | Русская народная сказка «Теремок» | 1 | |||
102.2.2 | Русская народная сказка «Рукавичка» | 1 | |||
103.3.3 | Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы. | 1 | |||
104.4.4 | Рифмы Матушки Гусыни. Король Пипин. Дом, который построил Джек. | 1 | |||
105.5.5 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Русская народная сказка «Петух и собака» | 1 | |||
106.6.6 | К.Ушинский «Гусь и Журавль» Л.Толстой «Зайцы и лягушки». | 1 | |||
107.7.7 | Разноцветные страницы. Викторина по сказкам. | 1 | |||
Апрель, апрель! Звенит капель… | 6 ч | ||||
108.8.1 | А.Майков «Ласточка примчалась…» А.Блещеев «Травка зеленеет..» | 1 | |||
109.9.2 | А.Майков «Весна» Т Белозёров «Подснежники» | 1 | |||
110.10.3 | С.Маршак «Апрель» И.Токмакова «Ручей» Л.Ульяницкая Фонарик». Л.Яхнин «У дорожки». | 1 | |||
111.11.4 | Е.Трутнева, И.Токмакова «Когда это бывает?» В.Берестов «Воробушки» | 1 | |||
112.12.5 | Р.Сеф «Чудо» А.Майков «Христос Воскрес». Разноцветные страницы. | 1 | |||
113.13.6 | Проект «Составляем сборник загадок» | 1 | |||
И в шутку и всерьёз | 7 ч | ||||
114.14.1 | И.Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я.Тайц «Волк» | 1 | |||
115.15.2 | Г.Кружков «Ррры». Н.Артюхова «Саша-дразнилка» | 1 | |||
116.16.3 | К.ЧуковскийФедотка» О.Дриз «Привет» О.Григорьев «Стук» | 1 | |||
117.17.4 | И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». | 1 | |||
118.18.5 | К.Чуковский «Телефон» | 1 | |||
119.19.6 | М.Пляцковский «Помощник». | 1 | |||
120.20.7 | Из старинных книг. К.Ушинский «Что хорошо и что дурно?», «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому». | 1 | |||
Я и мои друзья | 7 ч | ||||
121.21.1 | Ю.Ермолаев «Лучший друг» Е.Благинина «Подарок» | 1 | |||
122.22.2 | В.Орлов «Кто первый?» С.Михалков «Бараны» Р.Сеф «Совет» | 1 | |||
123.23.3 | И.Пивоварова «Вежливый ослик» В.Берестов «В магазине игрушек» В Орлов «Если дружбой…» | 1 | |||
124.24.4 | Я.Аким «Моя родня» А.Барто «Вот так защитник!» | 1 | |||
125.25.5 | С.Маршак «Хороший день» По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль» Ю.Энтин «Про дружбу» | 1 | |||
126.26.6 | Д.Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка». Разноцветные страницы. | 1 | |||
127.27.7 | Проект «Наш класс - дружная семья» | 1 | |||
О братьях наших меньших | 5 ч | ||||
128.28.1 | С.Михалков «Трезор» Р.Сеф «Кто любит собак…» | 1 | |||
129.29.2 | В.Осеева «Собака яростно лаяла» И.Токмакова «Купите собаку» | 1 | |||
130.30.3 | М Пляцковский «Цап Царыпыч» Г.Сапгир «Кошка» В.Берестов «Лягушата» | 1 | |||
131.31.4 | В.Лунин «Никого не обижай» С.Михалков «Важный совет» Д.Хармс «Храбрый ёж» | 1 | |||
132.32.5 | Н.Сладков «Лисица и ёж» Из старинных книг. С.Аскаков «Гнездо» Разноцветные страницы. | 1 |
Календарно – тематическоепланирование составлено на основе программы по литературному чтению издательства «Просвещение» 2011 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...