В.В.Бианки "Приключения Муравьишки"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока литературного чтения
3 класс
Тема: В.В. Бианки «Приключения Муравьишки»
Дидактическая цель: создать условия для осмысления содержания книги В.В. Бианки «Приключения Муравьишки» и понимания основной мысли произведения.
Задачи:
образовательные:
- расширять и накапливать читательский опыт;
- создать условия для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения;
развивающие:
- создать условия для развития навыков работы с художественным текстом, исследовательских умений, умений сравнивать, анализировать, обобщать, коммуникативных умений;
- развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;
- развивать речь детей;
- расширять представления об окружающем мире живой природы;
воспитательные:
- создать условия для формирования умения работать в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.
Планируемые результаты:
- осознанно читать текст с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
- использовать такие виды чтения, как изучающее, поисковое;
- определять тему и главную мысль текста;
- использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о прочитанном тексте, о поступках героев;
- находить в тексте примеры, доказывающие подтверждение приведённого утверждения;
- преобразовывать информацию из сплошного текста в схему, дополнять схему информацией из текста;
- сопоставлять полученную информацию с информацией, полученной из других источников и жизненным опытом.
Оборудование:
- Книга В.В. Бианки «Приключения Муравьишки», другие книги писателя для выставки;
- портрет В.В. Бианки;
- презентация;
- компьютер;
- экран;
- проектор;
- колонки.
- карточки с заданием
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая, работа в парах.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Речевая разминка. (слайд № 1)
--Прочитайте текст выразительно, быстро, медленно, грустно, весело.
3. Сообщение темы и целей урока
--Прочитайте пословицы ( слайд № 2)
--Как вы понимаете их смысл?
-- Что вы знаете о муравьях?
-- Сегодня мы будем читать произведение о муравьишке автора, которого вы уже знаете. Расшифруйте надпись на доске и вы узнаете автора.
ЙИЛАТИВ ИКНАИБ ( Виталий Бианки)
--Что вы уже знаете об этом писателе?
-- Какие произведения читали?
-- О чём пишет В. Бианки?
-- Прочитайте стихотворение ( слайд №3)
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях –
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь.
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
--Давайте поближе познакомимся с В. Бианки ( Слайды № 5-15)
Родился 11 февраля в Петербурге в семье учёного-орнитолога. Атмосфера, царившая в доме будущего писателя, определила его интерес к природе.
--О первой встрече маленького Бианки нам расскажет Даша( пересказ заранее подготовленного рассказа)
А первая встреча с природой была неожиданной: Виталий вдруг увидел голубых лягушек, поймал одну из них, зажал в кулак и побежал показывать чудо. Прибежав, домой, он с криком «Голубые лягушки!» разжал кулак, и все увидели на ладони обыкновенную бурую лягушку. Валентин Львович сразу объяснил сыну, в чем дело: оказывается, некоторые земноводные, когда они сыты, здоровы и им тепло, любят «петь» и от огромного количества воздуха, которое они вбирают в себя, меняют цвет. Зажатая в руке лягушка оказалась обыкновенной. Чуда не произошло, но произошло очень важное событие: для маленького Бианки совершенно с новой стороны раскрылись законы природы. Он вдруг понял, как природа интересна, полна тайны, сколько в ней богатства и волшебства.
Окончив естественнонаучное отделение Петербургского университета, В. Н. Бианки побывал в экспедициях по всей России, записывая свои наблюдения.
В. В. Бианки - писатель-натуралист, его можнo считать одним из основоположников природоведческого направления в детской литературе.
Литературную деятельность начал в 1923 г., опубликовав сказку «Путешествие красноголового воробья». Затем были и другие сказки: «Первая охота» (1924), «Чей нос лучше?» (1924), «Лесные домишки» (1924), «Хвосты» (1928), «Мышонок Пик» (1928), «Теремок» (1929) , «Приключения муравьишки» (1936) и т. д. Известны также повести и рассказы писателя «Одинец» (1927), «Последний выстрел» (1928), «Страна зверей» (1935), «Джульбарс» (1937), «Заячьи хитрости» (1941), «Лесные были и небылицы» (1952) и др. Большой интерес для юных читателей представляет знаменитая «Лесная газета» (1928).
Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные научные сведения о природе.
4.Решение учебных задач.
--Ребята мы продолжаем изучать раздел « Люби все живое»
Словарная работа ( Слайд № 16)
-- Прочитайте слова.
--Как вы понимаете их значение?
-- Обратимся к толковому словарю и прочитаем значение незнакомых слов.
Знакомство с текстом.
– Итак, вместе с героями В.В. Бианки мы отправляемся в путешествие.
Прослушивание аудиозаписи произведения. Дети следят заходом повествования по тексту учебника.
Физминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше!
Работа по содержанию.
--От чьего имени ведется повествование?
--Кто главный герой?
-- Для чего он залез на березу?
-- Что произошло?
-- Кто помог муравьишке?
--Кто первым встретился муравьишке? (Слайд № 17)
--Найдите и прочитайте отрывок.
Дети повторяют по порядку всех героев сказки и зачитывают соответствующие отрывки.
( Слайды № 18-26)
5. Обобщение.
Анализ поведения героев.
– Кто же помог Муравьишке добраться домой?
– Можем ли мы назвать этих животных друзьями Муравьшки? Обоснуйте своё мнение.
– Все ли насекомые сразу соглашались помочь Муравьишке?
– Кто отказал ему? (Гусеница – Листовёртка).
– Почему она отказала? (Она была занята работой).
– Как на это отреагировал Муравьишка? (Укусил гусеницу).
– Прочитаем этот отрывок по ролям.
– Давайте попробуем рассудить, кто из них (Муравьишка или Гусеница – Листовёртка) поступили не совсем правильно?
– Какой вывод для себя мы должны сделать, проанализировав поступки этих героев?
Анализ произведения.
-- К какому жанру можно отнести произведение?
-- Почему?
- Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные сведения о природе.
- Где мы можем почерпнуть научные сведения о чём-либо? (книги, учёные)
- Можно ли Бианки назвать учёным? (ответы детей)
- Бианки - писатель или учёный?
- Кто такой учёный?
- Уточним в толковом словаре.
Писатель – человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения
Учёный – человек много знающий, образованный. Специалист в какой-нибудь области науки.
- Какова задача писателя?
(Создать художественный образ, используя художественные приёмы)
- Какова задача учёного?
(дать точные научные знания, сообщить факты)
Работа в парах.
- Сравним тексты, взятые из детских энциклопедий о природе, напечатанные на карточках и отрывки из сказки В,Бианки «Приключения муравьишки»
- Прочитайте и подчеркните одинаковые слова и выражения, которые использованы при описании насекомых.
- Проверим.
- Сделайте вывод о том, совпадают ли наблюдения и знания Бианки с научным описанием.
Жужелица.
У неё мощные челюсти и длинные ноги. Многие жужелицы окрашены в тёмные тона и активны в сумерках. На своих шести ногах жужелица может пробежать километр, а то и два в поисках добычи.
Отрывок из энциклопедии
«Что такое кто такой» Том 1
Жужелица.
Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у неё ровные длинные, как у коня.
Бежит шестиногий конь, бежит, не трясётся, будто по воздуху летит.
Отрывок из сказки В.Бианки
«Приключения муравьишки»
Водомерка.
На поверхности воды живут клопы-водомерки. Удерживаться на поверхности воды водомеркам помогают длинные, широко расставленные ноги и то, что нижняя сторона их тела не смачивается водой. Скользя по воде, они охотятся на мелких, падающих в воду насекомых.
Отрывок из энциклопедии
«Что такое кто такой» Том 1
Водомерка.
Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик.
Затрещал по-своему, глядь – бежит по воде лодочка на ножках.
Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп.
- Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- Ладно, садись, перевезу.
Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху. А солнце уж совсем низко.
- Миленький, шибче! – просит Муравьишка.-Меня домой не пустят.
- Можно и пошибче, - говорит Водомер.
Да как припустит! Оттолкнётся, оттолкнётся ножками и катит-скользит по воде, как по льду.
Отрывок из сказки В.Бианки
«Приключения муравьишки»
- Что вы можете сказать о В. Бианки как об учёном?
- Как хорошо он знает жизнь природы?
Вывод: Наблюдения Бианки совпадают с научным описанием.
- Сравнивая научные тексты и отрывки из сказки, можно отметить сходство в описании разных насекомых, В.Бианки использует точные и научные слова и выражения, а значит, его можно назвать учёным.
7. Подведение итогов.
– Понравилось вам произведение В.В. Бианки «Приключения Муравьишки»?
– Что нового о жизни животных вы узнали?
– Что вас удивило?
– Что заинтересовало?
– Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор своим произведением?
– Произведения В.В. Бианки сказочные, потому что в них и животные, и растения могут разговаривать, думать, переживать. Но во многих сказках есть научное обоснование многих явлений природы и особенностей жизни растений и животных!
И мы должны заботиться и бережно относиться ко всему живому, будь то огромное красивое животное или крошечное, неприметное насекомое!
2) Рефлексия.
- Было интересно…
- Было трудно…
- Теперь я знаю, что…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа"Насекомые родного края с презентацией сказки В.Бианки"Приключение Муравьишки"
Мероприятие проводится в нетрадиционной форме, дети на занятии играют, сидят за круглым столом, работают у доски, смотрят мультфильм.На занятии развиваются представления о насекомых, их приспособленно...
Интегрированный урок окружающего мира и внеклассного чтения «Кто такие насекомые. В Бианки «Приключения Муравьишки».
Интегрированный урокОкружающего мира и внеклассного чтения Тема урока: «Кто такие насекомые». В.Бианки «Приключения Муравьишки». Тип урока: урок формирования первоначальных предметных ...
Тематическое планирование программы дополнительного образования туристко-экскурсионной направленности "Муравьишка"
С введением Федерального государствеееного образовательного стандарта возникла необходимость разработки данной программы .В ходе ее изучения обучающиеся знакомятся с родной школой,родным городом и его...
Музыкальная сказка на экологическую тему: "Как Муравьишка искал секретики здоровья"
Музыкальная сказка « Как Муравьишка искал секретики здоровья» представляет интересный опыт сочетания музыкально-эстетического воспитания и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставши...
Как муравьишка домой спешил
Презентация к уроку литературного чтения 3 класс (УМК Перспектива) "Как муравьишка домой спешил" В.Бианки...
В. Бианки "Приключения муравьишки"
Во внеурочной деятельности "В мире книг" я предлагаю использовать презентацию для суперчитателей....
Тест. В.Бианки "Как муравьишка домой спешил"
Тест по произведению В.Бианки "Как муравьишка домой спешил"...