В.В.Бианки "Приключения Муравьишки"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока литературного чтения

3 класс

Тема: В.В. Бианки «Приключения Муравьишки»

Дидактическая цель: создать условия для осмысления содержания книги В.В. Бианки «Приключения Муравьишки» и понимания основной мысли произведения.

Задачи:

образовательные:

  • расширять и накапливать читательский опыт;
  • создать условия для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения;

развивающие:

  • создать условия для развития навыков работы с художественным текстом, исследовательских умений, умений сравнивать, анализировать, обобщать, коммуникативных умений;
  • развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;
  • развивать речь детей;
  • расширять представления об окружающем мире живой природы;

воспитательные:

  • создать условия для формирования умения работать в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.

Планируемые результаты:

  • осознанно читать текст с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
  • использовать такие виды чтения, как изучающее, поисковое;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о прочитанном тексте, о поступках героев;
  • находить в тексте примеры, доказывающие подтверждение приведённого утверждения;
  • преобразовывать информацию из сплошного текста в схему, дополнять схему информацией из текста;
  • сопоставлять полученную информацию с информацией, полученной из других источников и жизненным опытом.

Оборудование:

  • Книга В.В. Бианки «Приключения Муравьишки», другие книги писателя для выставки;
  • портрет В.В. Бианки;
  • презентация;
  • компьютер;
  • экран;
  • проектор;
  • колонки.
  • карточки с заданием

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая, работа в парах.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Речевая разминка. (слайд № 1)

--Прочитайте текст выразительно, быстро, медленно, грустно, весело.

3. Сообщение темы и целей урока

--Прочитайте пословицы ( слайд № 2)

--Как вы понимаете их смысл?

-- Что вы знаете о муравьях?

-- Сегодня мы будем читать произведение о муравьишке автора, которого вы уже знаете. Расшифруйте надпись на доске и вы узнаете автора.

ЙИЛАТИВ  ИКНАИБ ( Виталий Бианки)

--Что вы уже знаете об этом писателе?

-- Какие произведения читали?

-- О чём пишет В. Бианки?

-- Прочитайте стихотворение ( слайд №3)

Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях –
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь.
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.

--Давайте поближе познакомимся с В. Бианки ( Слайды № 5-15)

Родился 11 февраля в Петербурге в семье учёного-орнитолога. Атмосфера, царившая в доме будущего писателя, определила его интерес к природе.

--О первой встрече маленького Бианки нам расскажет Даша( пересказ заранее подготовленного рассказа)

 А первая встреча с природой была неожиданной: Виталий вдруг увидел голубых лягушек, поймал одну из них, зажал в кулак и побежал показывать чудо. Прибежав, домой, он с криком «Голубые лягушки!» разжал кулак, и все увидели на ладони обыкновенную бурую лягушку. Валентин Львович  сразу объяснил сыну, в чем дело: оказывается, некоторые земноводные, когда они сыты, здоровы и им тепло, любят «петь» и от огромного количества воздуха, которое они вбирают в себя, меняют цвет. Зажатая в руке лягушка оказалась обыкновенной. Чуда не произошло, но произошло очень важное событие: для маленького Бианки совершенно с новой стороны раскрылись законы природы. Он вдруг понял, как природа интересна, полна тайны, сколько в ней богатства и волшебства.

 Окончив естественнонаучное отделение Петербургского университета, В. Н. Бианки побывал в экспедициях по всей России, записывая свои наблюдения. 
В. В. Бианки - писатель-натуралист, его можнo считать одним из основоположников природоведческого направления в детской литературе.

Литературную деятельность начал в 1923 г., опубликовав сказку «Путешествие красноголового воробья». Затем были и другие сказки: «Первая охота» (1924), «Чей нос лучше?» (1924), «Лесные домишки» (1924), «Хвосты» (1928), «Мышонок Пик» (1928), «Теремок» (1929) , «Приключения муравьишки» (1936) и т. д. Известны также повести и рассказы писателя «Одинец» (1927), «Последний выстрел» (1928), «Страна зверей» (1935), «Джульбарс» (1937), «Заячьи хитрости» (1941), «Лесные были и небылицы» (1952) и др. Большой интерес для юных читателей представляет знаменитая «Лесная газета» (1928).

Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные научные сведения о природе.

4.Решение учебных задач.

--Ребята мы продолжаем изучать раздел « Люби все живое»

Словарная работа ( Слайд № 16)

-- Прочитайте слова.

--Как вы понимаете их значение?

-- Обратимся к толковому словарю и прочитаем значение незнакомых слов.

Знакомство с текстом.

– Итак, вместе с героями В.В. Бианки мы отправляемся в путешествие.

Прослушивание аудиозаписи произведения. Дети следят заходом повествования  по тексту учебника.

Физминутка

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше!

Работа по содержанию.

--От чьего имени ведется повествование?

--Кто главный герой?

-- Для чего он залез на березу?

-- Что произошло?

-- Кто помог муравьишке?

--Кто первым встретился муравьишке? (Слайд № 17)

--Найдите и прочитайте отрывок.

Дети повторяют по порядку всех героев сказки и зачитывают соответствующие отрывки.

( Слайды № 18-26)

5. Обобщение.

 Анализ поведения героев.

– Кто же помог Муравьишке добраться домой?

– Можем ли мы назвать этих животных друзьями Муравьшки? Обоснуйте своё мнение.

– Все ли насекомые сразу соглашались помочь Муравьишке?

– Кто отказал ему? (Гусеница – Листовёртка).

– Почему она отказала? (Она была занята работой).

– Как на это отреагировал Муравьишка? (Укусил гусеницу).

– Прочитаем этот отрывок по ролям.

– Давайте попробуем рассудить, кто из них (Муравьишка или Гусеница – Листовёртка) поступили не совсем правильно?

– Какой вывод для себя мы должны сделать, проанализировав поступки этих героев?

Анализ  произведения.

-- К какому жанру можно отнести произведение?

-- Почему?

- Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз  получаем достоверные сведения о природе.

- Где мы можем почерпнуть научные сведения о чём-либо? (книги, учёные)

- Можно ли Бианки назвать учёным? (ответы детей)

- Бианки  - писатель или учёный?

- Кто такой учёный?

- Уточним в толковом словаре.

Писатель   – человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения

Учёный  – человек много знающий, образованный. Специалист в какой-нибудь области науки.

-  Какова задача писателя?

(Создать художественный образ, используя художественные приёмы)

- Какова задача учёного?

(дать точные научные знания, сообщить факты)

Работа в парах.

- Сравним тексты, взятые из детских энциклопедий о природе, напечатанные на карточках и отрывки из сказки В,Бианки «Приключения муравьишки»

- Прочитайте и подчеркните одинаковые слова и выражения, которые использованы при описании насекомых.

- Проверим.

- Сделайте вывод о том, совпадают ли наблюдения и знания Бианки с научным описанием.

Жужелица.

У неё мощные челюсти и длинные ноги. Многие жужелицы окрашены в тёмные тона и активны в сумерках. На своих  шести ногах жужелица может пробежать километр, а то и два в поисках добычи.

Отрывок из энциклопедии

«Что такое кто такой» Том 1  

                                 

Жужелица.

   Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у неё ровные длинные, как у коня.

   Бежит шестиногий конь, бежит, не трясётся, будто по воздуху летит.

Отрывок из сказки В.Бианки

«Приключения муравьишки»

Водомерка.

На поверхности воды живут клопы-водомерки. Удерживаться на поверхности воды  водомеркам помогают длинные, широко расставленные ноги и то, что нижняя сторона их тела не смачивается водой. Скользя по воде, они охотятся на мелких, падающих в воду насекомых.

      Отрывок из энциклопедии

   «Что такое кто такой» Том 1

Водомерка.

Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик.

   Затрещал по-своему, глядь – бежит по воде лодочка на ножках.

   Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп.

- Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.

- Ладно, садись, перевезу.

 Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху. А солнце уж совсем низко.

- Миленький, шибче! – просит Муравьишка.-Меня домой не пустят.

- Можно и пошибче, - говорит Водомер.

Да как припустит! Оттолкнётся, оттолкнётся ножками и катит-скользит по воде, как по льду.

        Отрывок из сказки В.Бианки

       «Приключения муравьишки»

- Что вы можете сказать о В. Бианки как об учёном?

- Как хорошо он знает жизнь природы?

Вывод: Наблюдения Бианки совпадают с научным описанием.

- Сравнивая научные тексты  и отрывки из сказки, можно отметить сходство в описании разных насекомых, В.Бианки использует точные и научные слова и выражения, а значит,  его можно назвать учёным.                                                                            

7. Подведение итогов.

– Понравилось вам произведение В.В. Бианки «Приключения Муравьишки»?

– Что нового о жизни животных вы узнали?

– Что вас удивило?

– Что заинтересовало?

– Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор своим произведением?

– Произведения В.В. Бианки сказочные, потому что в них и животные, и растения могут разговаривать, думать, переживать. Но во многих сказках есть научное обоснование многих явлений природы и особенностей жизни растений и животных!

И мы должны заботиться и бережно относиться ко всему живому, будь то огромное красивое животное или крошечное, неприметное насекомое!

2) Рефлексия.

  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Теперь я знаю, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа"Насекомые родного края с презентацией сказки В.Бианки"Приключение Муравьишки"

Мероприятие проводится в нетрадиционной форме, дети на занятии играют, сидят за круглым столом, работают у доски, смотрят мультфильм.На занятии развиваются представления о насекомых, их приспособленно...

Интегрированный урок окружающего мира и внеклассного чтения «Кто такие насекомые. В Бианки «Приключения Муравьишки».

Интегрированный урокОкружающего мира и внеклассного чтения Тема урока: «Кто такие насекомые». В.Бианки «Приключения Муравьишки». Тип урока: урок формирования первоначальных предметных ...

Тематическое планирование программы дополнительного образования туристко-экскурсионной направленности "Муравьишка"

С введением Федерального государствеееного образовательного стандарта возникла необходимость разработки данной программы .В ходе ее изучения обучающиеся знакомятся с родной школой,родным городом и его...

Музыкальная сказка на экологическую тему: "Как Муравьишка искал секретики здоровья"

Музыкальная сказка « Как Муравьишка искал секретики здоровья»  представляет  интересный опыт сочетания музыкально-эстетического воспитания и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставши...

Как муравьишка домой спешил

Презентация к уроку  литературного чтения 3 класс (УМК Перспектива) "Как муравьишка домой спешил" В.Бианки...

В. Бианки "Приключения муравьишки"

Во внеурочной деятельности "В мире книг" я предлагаю использовать презентацию для суперчитателей....

Тест. В.Бианки "Как муравьишка домой спешил"

Тест по произведению  В.Бианки "Как муравьишка домой спешил"...