«Мир животных в произведениях А. И. Куприна»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе по теме:
«Мир животных в произведениях А. И. Куприна»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_zhivotnykh_a.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе по теме:
«Мир животных в произведениях А. И. Куприна»
учитель начальных классов Ярукина Ольга Васильевна
МБОУ «Гимназия № 2» г.Чебоксары
Цели урока:
- Воспитание доброго и внимательного отношения к животному миру.
- Формирование умений ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения.
- Развитие способностей детей внимательно и вдумчиво относиться к художественному слову.
Оборудование урока:
Тексты рассказов на каждой парте.
Портрет А.И. Куприна.
Выставка книг.
Иллюстрации к произведениям писателя.
Предварительная подготовка:
Чтение рассказов А.И. Куприна о животных.
Индивидуальное задание ученикам: устное сообщение о писателе.
Подбор иллюстраций к рассказам Куприна.
План урока:
- Вступительное слово учителя.
- Сообщение учащихся о писателе А.И. Куприне.
- Работа с текстом.
- Работа с иллюстрациями, нарисованными (подобранными) детьми
- Работа в группах (сочинение детьми рассказов о животных).
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из художников так превосходно воссоздавал их нравы и характеры, привычки и верность человеку. Писатель любил и хорошо знал повадки многих животных. По словам Л. В. Крутиковой, А. И. Куприн был великим «зверолюбом». У Александра Ивановича Куприна более 30-ти рассказов о животных. Эти рассказы, рассыпанные по разным изданиям, могли бы составить целую книгу. И сегодня на уроке мы поговорим о своеобразии рассказов А.И. Куприна, посвящённых миру животных.
2. Выступление учащихся (добавленное учителем)
Александр Иванович Куприн (1870–1938) был большим любителем животных. Он относился к ним с пониманием и уважением. У него самого были кошки, собаки-сенбернары, лошади. В молодости он ездил по России с бродячим цирком, хорошо знал цирковой мир, в том числе повадки четвероногих артистов.
Пройдя ещё в детстве через ряд разнообразных испытаний, принуждённый приспособиться к жестокой среде Сиротского училища, кадетского корпуса, юнкерского училища, Куприн сберёг в душе способность не причинять боль, сохранил умение сострадать, сочувствовать.
Один из друзей писателя вспоминал, что он ни разу не видел, чтобы Куприн прошёл мимо пса на улице и не остановился, чтобы его не погладить. Куприн создал целую серию рассказов о собаках: «Белый пудель», «Пиратка», «Собачье счастье», «Барбос и Жулька», «Завирайка», «Барри», «Бальт», «Ральф» и другие.
Находясь в эмиграции во Франции, писатель часто обращается к существам самым чистым и честным в этом мире – детям и животным. А.И. Куприн заметил однажды, что дети вообще стоят к животным гораздо ближе, чем это думают взрослые. Рассказы Куприна о животных несут в себе высокое, человеческое, доброе…
Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал. Все животные, о которых он писал, жили на самом деле: многие из них в доме Куприна, другие – у друзей, о судьбе некоторых он узнавал из газет. С теми животными, которые жили у него, Куприн много занимался: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила смертельная опасность. Знаменитый укротитель Анатолий Дуров даже писал в своих афишах, посвящённых зверям:
Сам Куприн — писатель
С нами был приятель.
«Все наши животные – собаки, лошади, кошки, козы, обезьяны, медведи и другие звери – были у нас членами семьи, – вспоминала дочь Куприна. – С нежным и пристальным вниманием следил мой отец за их жизнью и нравами». Куприн так сильно любил животных, что высказывал сожаление о том, что художники слова меньше стали уделять внимания к изображению их жизни.
«В 1930 году, – пишет О.М. Михайлов, – писатель со скорбью говорил одному из журналистов: «А вы заметили, что сейчас в литературе почти не осталось ни собак, ни лошадей».
Как бы желая восполнить образовавшийся пробел, Куприн, уже тяжело больной, в последние годы жизни задумал написать целую книгу о животных «Друзья человека». Но осуществить свой замысел писатель не успел. Он создал только один рассказ из задуманного цикла – «Ральф» (1934 г.).
3. Работа с текстом.
Название рассказа содержит и цель – описать кошку с такой экзотической кличкой: не Машка, не Белка, а Ю-Ю. Давайте поучимся мастерству описания у великолепного художника слова!
1-й отрывок. «Сначала это был только пушистый комок с двумя веселыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом... И мы сами не помним, когда это вдруг вместо черно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу города и предмет зависти любителей.
Выросла, словом, всем кошкам кошка. Темно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанинах, хвост как ламповый ерш!..»
-Как мы озаглавим эту часть?
«Пушистый комок».
Беседа.
-Что в «портрете» котёнка выделяет автор?
Куприн выделяет:
- форму тела: пушистый комок
-глаза весёлые
-нос: бело-розовый
-повадки : лакал, жмурясь и мурлыча, ловил, катался, играя бумажкой – подвижный, неугомонный;
-окраску: чёрно-рыже-белый комок
2-ой отрывок.
Выросла, словом, всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанишках, хвост, как ламповый ёрш.
-Как мы озаглавим эту часть?
«Всем кошкам кошка».
-Чем закончился первый отрывок, в котором котёнок противопоставлен взрослой кошке?
И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.
План описания Ю-Ю.
- Общий вид: большая, стройная, гордая, первая красавица.
- Окраска: тёмно-каштановая, с огненными пятнами на груди.
- Особые приметы: на груди пышная белая манишка.
- Мордочка: усы в четверть аршина (аршин – около метра, т.е. усы очень длинные, выразительные),глаза, нос.
- Шерсть: длинная и вся лоснится, т.е. блестящая, гладкая, здоровая.
- Лапки: в широких штанишках.
- Хвост: как ламповый ёрш (ламповый ёрш – это пушистая круглая щётка, которую используют для чистки керосиновых ламп, т.е. хвост очень пушистый).
-Хотелось бы вам иметь такую красавицу дома?
-Почему мы представляем Ю-Ю как живую?
Благодаря выразительному письму Куприна.
-Назовите все приёмы художественного языка Куприна в этом описании.
Ответы:
- большая, стройная, тёмно-каштановая, длинная – просто прилагательные, рисующие физические свойства кошки;
- гордая осанка, огненные пятна, т.е. яркие, горящие, пышная манишка – эпитеты;
- метафоры: пятно от грудки до шеи – манишка, т.е. белый воротник; шерсть на задних лапах – широкие штанишки;
- сравнение: хвост – ламповый ёрш (форма, пушистость, округлость).
Ты заметь, милая Ника: живем мы рядом со многими животными и совсем о них ничего не знаем. Просто - не интересуемся. Возьмем, например, всех собак, которых мы с тобой знали. У каждой - своя особенная душа, свои привычки, свой характер. То же у кошек. То же у лошадей. И у птиц. Совсем как у людей... (То есть животные – совсем как люди? Правильно?)
И никогда не верь тому, что тебе говорят дурного о животных. (Почему?) Тебе скажут: осел глуп. Когда человеку хотят намекнуть, что он недалек умом, упрям и ленив, - его деликатно называют ослом. Запомни же, что, наоборот, осел - животное не только умное, но и послушное, и приветливое, и трудолюбивое. Но если его перегрузить свыше его сил и вообразить, что он скаковая лошадь, то он просто останавливается и говорит: "Этого я не могу. Делай со мной что хочешь". И можно бить его сколько угодно - он не тронется с места. Желал бы я знать, кто в этом случае глупее и упрямее: осел или человек? (То есть, люди обвиняют животных в собственных грехах). Лошадь - совсем другое дело. Она нетерпелива, нервна и обидчива. Она сделает даже то, что превышает ее силы, и тут же подохнет от усердия...
Говорят еще: глуп, как гусь... А умнее этой птицы нет на свете. (И как об этом можно догадаться?) Гусь знает хозяев по походке. Например, возвращаешься домой среди ночи. Идешь по улице, отворяешь калитку, проходишь по двору - гуси молчат, точно их нет. А незнакомый вошел во двор - сейчас же гусиный переполох: "Га-га-га! Га-га-га! Кто это шляется по чужим домам?"
А какие они... Ника, не жуй бумагу. Выплюнь... А какие они славные отцы и матери, если бы ты знала! (И какие?) Птенцов высиживают поочередно - то самка, то самец. Гусь даже добросовестнее гусыни. Если она в свой досужный час заговорится через меру с соседками у водопойного корыта, - по женскому обыкновению, - господин гусь выйдет, возьмет ее клювом за затылок и вежливо потащит домой, ко гнезду, к материнским обязанностям. Вот как-с! (Почти как люди)
И очень смешно, когда гусиное изволит прогуливаться. (И что в этом смешного ?) Впереди он, хозяин и защитник. От важности и гордости клюв задрал к небу. На весь птичник глядит свысока. Но беда неопытной собаке или легкомысленной девочке вроде тебя, Ника, если вы ему не уступите дороги: сейчас же зазмеит над землею, зашипит, как бутылка содовой воды, разинет жесткий клюв, а назавтра Ника ходит с огромным синяком на левой ноге, ниже колена, а собачка все трясет ущемленным ухом.
А за гусем - гусенята, желто-зеленые, как пушок на цветущем вербном барашке. (Вот кого он защищает) Жмутся друг к дружке и пищат. Шеи у них голенькие, на ногах они не тверды - не веришь тому, что вырастут и станут, как папаша. Маменька - сзади. Ну ее просто описать невозможно - такое вся она блаженство, такое торжество! "Пусть весь мир смотрит и удивляется, какой у меня замечательный муж и какие великолепные дети. Я хоть и мать и жена, но должна сказать правду: лучше на свете не сыщешь". И уж переваливается с боку на бок, уж переваливается... И вся семья гусиная - точь-в-точь как добрая немецкая фамилия на праздничной прогулке. (Опять прямое сравнение с людьми).
И отметь еще одно, Ника: реже всего попадают под автомобили гуси и собачки таксы, похожие на крокодилов, а кто из них на вид неуклюжее, - трудно даже решить. (Не верь тому, что кажется на первый взгляд)
Или, возьмем, лошадь. Что про нее говорят? Лошадь глупа. У нее только красота, способность к быстрому бегу да память мест. А так - дура дурой, кроме того еще, что близорука, капризна, мнительна и непривязчива к человеку. Но этот вздор говорят люди, которые держат лошадь в темных конюшнях, которые не знают радости воспитать ее с жеребячьего возраста, которые никогда не чувствовали, как лошадь благодарна тому, кто ее моет, чистит, водит коваться, поит и задает корм. (То есть, люди, не знающие лошадей?) У такого человека на уме только одно: сесть на лошадь верхом и бояться, как бы она его не лягнула, не куснула, не сбросила. В голову ему не придет освежить лошади рот, воспользоваться в пути более мягкой дорожкой, вовремя попоить умеренно, покрыть попонкой или своим пальто на стоянке... За что же лошадь будет его уважать, спрашиваю я тебя? (То есть, приписывают животным дурные человеческие чувства, а сами ведут себя с ними не по-человечески)
А ты лучше спроси у любого природного всадника о лошади, и он тебе всегда ответит: умнее, добрее, благороднее лошади нет никого, - конечно, если только она в хороших, понимающих руках. (Значительное условие)
У арабов - лучшие, какие только ни на есть, лошади. Но там лошадь - член семьи. (И в чем это может выражаться?) Там на нее, как на самую верную няньку, оставляют малых детей. Уж будь спокойна, Ника, такая лошадь и скорпиона раздавит копытом, и дикого зверя залягает. А если чумазый ребятенок уползет на четвереньках куда-нибудь в колючие кусты, где змеи, лошадь возьмет его нежненько за ворот рубашонки или за штанишки и оттащит к шатру: "Не лазай, дурачок, куда не следует".
И умирают иногда лошади в тоске по хозяину, и плачут настоящими слезами.
3-й отрывок.
Бывали у меня с Ю-ю особенные часы спокойного семейного счастья. Это тогда, когда я писал по ночам. Царапаешь, царапаешь пером, вдруг не хватает какого-то очень нужного слова. И вздрогнешь от мягкого упругого толчка. Это Ю-ю легко вскочила с пола на стол.
Поворочается немного на столе, помнётся, облюбовывая место, сядет рядышком со мною у правой руки, пушистым, горбатым в лопатках комком; все четыре лапки подобраны и спрятаны, только две передние бархатные перчаточки чуть-чуть высовываются наружу.
-Как назовём третью часть?
«Часы семейного счастья»
-Чем отличается этот отрывок от предыдущего?
Там портрет статичный, неподвижный, в этом описании даны повадки Ю-ю, её характер.
-Какая часть речи вытеснила обилие прилагательных?
Глагол.
-Каков характер Ю-ю в повадках?
Мягкий упругий толчок, вскочила …поворочалась, помялась, облюбовывая место, села рядышком , превратилась в пушистый горбатый комок; превратилась вмаленькое изваяние, скульптуру: четыре лапки подобраны, спрятаны, две передние бархатные перчаточки высовываются чуть-чуть.
-Какова же обобщающая мысль о характере Ю-ю?
Лёгкая, подвижная, грациозная; преданная, любящая, помощница хозяина, чуткая, в минуты трудности всегда рядом.
План.
- Пушистый комок.
- «Всем кошкам кошка»:
а) общий вид.
б) окраска.
в) особые приметы.
г) мордочка (усы, глаза, нос).
д) шерсть.
е) лапы.
ж) хвост.
3) Часы семейного счастья:
а) повадки Ю-ю;
б) характер Ю-ю.
- Предположите, почему этот рассказ построен как разговор писателя с девочкой Никой? С какой целью А.И. Куприн адресует своё произведение ребёнку?
- На протяжении всего рассказа писатель опровергает те «истины», которые многим кажутся общепринятыми: «осёл глуп», «глуп, как гусь», «лошадь глупа... у неё только красота, способность к быстрому бегу да память мест», «кошка –животное эгоистическое... она привязывается к жилью, а не к человеку». Какие доводы против этих «истин» приводит Куприн? Чему он учит Нику? («И никогда не верь тому, что тебе говорят дурного о животных».)
- А.И. Куприн говорит, что у собак есть «своя особенная душа, свои привычки, свой характер». Докажите текстом рассказа, что у Ю-ю
тоже есть душа, привычки и характер.
(Индивидуальная работа – составление блок-схемы «Характер Ю-ю)
- В каких отношениях находятся рассказчик и Ю-ю? Можно ли сказать, что они нужны друг другу? (Отвечая на эти вопросы, надо заметить, что рассказчик любуется Ю-ю, рисуя нам её портрет, уважает её и слушается, восхищается её преданностью больному Коле, нуждается в ней во время ночной работы. Он замечает: «Люди вообще весьма медленно и тяжело понимают животных; животные –людей гораздо быстрее и тоньше».)
Подводим итог: Ю-ю делами доказывает существование у нее чувств, мыслей, привязанностей. Она действительно «всем кошкам кошка».
4. Работа с иллюстрациями, нарисованными (подобранными) детьми.
Учащиеся по очереди показывают иллюстрации всему классу. Надо определить, к какому рассказу сделан рисунок, какой момент отображён. Затем своё предположение подтвердить цитированием.
А.И. Куприн был убеждён в том, что животные отличаются своей памятью, способностью различать время, пространство, звуки и даже цвета. У них, по его мнению, бывают привязанности и отвращение, любовь и ненависть, благодарность и признательность, гнев и смирение, радость и горе.
5. Работа в группах. Ребята делятся на группы. Командир группы , не глядя, достаёт из пакета игрушку. У каждой группы животное разное. Задание: составить рассказ, в котором главным героем будет данное животное.
6. Подведение итогов
– Чему учат рассказы Александра Ивановича Куприна? (Александр Иванович Куприн призывает своими рассказами к единству между человеком и животным миром. Его произведения воспитывают чувства бережного отношения человека к природе).
Главным итогом должно стать углубление понимания смысла названия раздела «Мы не можем без них, а они без нас».
7. Домашнее задание: прочитать новые рассказы о животных Куприна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕСТ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ. А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
Работа в классе. 2 урока....
Кроссворд по произведениям А. Куприна
В данном материале представлены вопросы для учащихся начальных классов по детским произведения А. Куприна...
Тест по произведениям о животных Д.Н. Мамина-Сибиряка и И.А. Куприна (3 класс)
Итоговый тест составлен по материалам учебника литературного чтения Л.А. Ефросининой...
Произведения А.И.Куприна. Рассказ «Барбос и Жулька».
Цели урока:Познакомить детей с рассказом А.Куприна «Барбос и Жулька».Отрабатывать навык осознанного, беглого, правильного, выразительного чтения.Учить анализировать поступки героев, с целью выявления ...
Произведение А.И. Куприна "Барбос и Жулька" (УМК "Начальная школа XXI века")
Тема урока: Произведение А.И. Куприна «Барбос и Жулька»Цели урока:- познакомить учащихся с произведением А. Куприна «Барбос и Жулька»- создать условия для первичного знакомства с произведением, обеспе...
Тест по литературному чтению на родном языке по произведению А.И. Куприна "Чудесный доктор"
Тест поможет проверить усвоение изученного произведения А.И. Куприна "Чудесный доктор"...