Произведения А.И.Куприна. Рассказ «Барбос и Жулька».
презентация урока для интерактивной доски по чтению (4 класс) на тему
Цели урока:
- Познакомить детей с рассказом А.Куприна «Барбос и Жулька».
- Отрабатывать навык осознанного, беглого, правильного, выразительного чтения.
- Учить анализировать поступки героев, с целью выявления мотивов поступков.
- Воспитывать такие чувства как: сострадание, сопереживание, желание иметь друзей. Формировать навыки сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuprin_barbos_i_zhulka.doc | 52 КБ |
kuprin_barbos_i_zhulka.pptx | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Произведения А.И.Куприна. Рассказ «Барбос и Жулька».
Учитель: Бубина О.Э.
Цели урока:
- Познакомить детей с рассказом А.Куприна «Барбос и Жулька».
- Отрабатывать навык осознанного, беглого, правильного, выразительного чтения.
- Учить анализировать поступки героев, с целью выявления мотивов поступков.
- Воспитывать такие чувства как: сострадание, сопереживание, желание иметь друзей. Формировать навыки сотрудничества.
Оборудование:
Компьютер, проектор.
Оргмомент | Проверьте готовность к уроку… |
Постановка учебной задачи. Биография Куприна (подготовленный ученик) Чтение рассказа учителем и подготовленным учеником. | Посмотрите, пожалуйста, на доску и попробуйте догадаться, что мы с вами будем сегодня делать на уроке? (Познакомимся с творчеством писателя –Александра Ивановича Куприна и его произведением «Барбос и Жулька») Фамилия Куприн происходит от названия речки в Тамбовской губернии. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было и четырех лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме. Мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион. Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре. Несколько позднее – на самолете едва не погиб, когда самолет начал падать. Носился с рыбаками в бурю в старой лодке. Спускался в скафандре на морское дно. Случалось ему работать корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его зоркий взгляд всегда светится добротой, любовью, талантом. Творчество Александра Ивановича Куприна дышит любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе, могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах. На обложке книги мы видим, что нарисована только одна собака. Как вы думаете, это Барбос или Жулька? Давайте прочитаем этот рассказ и проверим себя. Подумайте, почему Куприн называет этот рассказ не «Барбос», не «Жулька», а «Барбос и Жулька» -Какое впечатление на вас произвел рассказ? |
Анализ произведения Итог урока. | -Какие отношения были у Барбоса и Жульки? Составление сравнительной характеристики. Давайте обратимся к тексту и сравним внешность и характер собак. Прочитайте, как выглядел Барбос. Озаглавьте этот отрывок. (Внешность Барбоса). С чем сравнивает автор шерсть Барбоса? А его уши? Прочитайте, что обозначают эти слова. Сталактит – имеющий форму сосульки спускающийся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями. Фестон – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок. Прочитайте, как выглядела Жулька. Озаглавьте этот отрывок. (Внешность Жульки). Физминутка. Зарядка для глаз. -А теперь послушайте вопрос, над которым нужно подумать. Почему описание внешности Жульки занимает одно предложение, а описание внешности Барбоса – целый абзац? Автор настраивает читателя на необычность, незаурядность Барбоса и на правильность, обычность Жульки. -Скажите, а эти две собаки отличались только внешностью? Давайте назовём черты характера персонажей. Для этой работы будем использовать выборочное чтение. Вы называете черту характера и доказываете цитатой из текста. Сделайте вывод. Да, внешность и характеры собак различны. Послушайте вопрос, над которым нужно подумать. Почему А.И. Куприн в начале новеллы рассказывает о разной внешности собак, затем снова большое внимание уделяет описанию разности характеров? К какому выводу подталкивает нас автор? Да, Барбос смелее, наглее, драчливее, значит, он должен быть героем рассказа, он должен совершить что-то необычное. А что же произошло на самом деле? Кто из собак совершает незаурядный поступок? Анализ кульминационного момента. Мы подошли к кульминации, к самому напряжённому моменту рассказа. Кто ворвался во двор? Бешеная собака – это больное животное. (Ученик читает небольшое сообщение о бешенстве.) Теперь вы знаете, чем опасно это заболевание. Вот почему все, даже Барбос, боялись бешеной собаки. Попробуйте передать голосом напряжённость ситуации. Перечитаем момент столкновения Жульки с бешеной собакой. Первое предложение мы прочитаем вместе. Жулька совершила необычный поступок. Маленькая, несмелая, очень воспитанная собачка выгнала из двора чужого больного пса. Но за свой поступок Жулька поплатилась здоровьем: она заболела. Как автор описывает болезнь собаки? Чем была она больна? Бешенством? Кто хочет поспорить и найти предложение-доказательство? Выразительное чтение отрывка. Закройте глаза. Послушайте музыкальный отрывок и подумайте, какой части рассказа созвучна музыка Баха. Под музыку дети отвечают на вопросы: Зачем Жульку отнесли в сарай? Как Барбос прощался со своим другом? Как все узнали о смерти Жульки? Прочитайте конец рассказа. Почему рассказ назван «Барбос и Жулька»? (Об отношении двух собак – верности, преданности.) Какая иллюстрация больше подойдёт к этому произведению.
Ребята, а, может быть, вы назовёте ещё произведение о верности и преданности друзей-животных? Правильно, это быль Л.Н. Толстого «Лев и собачка». Ребята, что в отношениях двух собак вас тронуло? Удивило? Запомнилось? Дома приготовьте сравнительное описание Барбоса и Жульки. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Александр Иванович Куприн писатель корреспондент воздухоплаватель л ётчик в одолаз р ыбак г рузчик
А.Куприн «Барбос и Жулька »
А.Куприн «Барбос и Жулька » Сталактит – имеющий форму сосульки спускающийся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.
А.Куприн «Барбос и Жулька » Фестон – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок .
А.Куприн «Барбос и Жулька » Барбос большой лохматый н еаккуратный смелый н езависимый бесстрашный г ордый верный трусливый Жулька м аленькая т онконогая д еликатная з астенчивая в ежливая н ежная д ружелюбная с мелая бесстрашная
А.Куприн «Барбос и Жулька » Бе́шенство — инфекционное заболевание, вызываемое вирусом бешенства. Вирус бешенства вызывает воспаление головного мозга у животных и человека. Передаётся со слюной при укусе больным животным.
А.Куприн «Барбос и Жулька » Учимся читать выразительно Попробуйте передать голосом напряжённость ситуации
Подведём итог урока Какое произведение о верности и преданности друзей-животных вы знаете? А.Куприн «Барбос и Жулька »
А.Куприн «Барбос и Жулька » Домашнее задание Подготов ьте сравнительное описание Барбоса и Жульки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕСТ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ. А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
Работа в классе. 2 урока....
Тест по рассказу А.И.Куприна "Барбос и Жулька"
Тест по рассказу А.И. Куприна" Барбос и Жулька" для обучающихся 4 класса содержит 14 вопросов с выбором ответа, с полными ответами, с подтверждением ответов....
А.И. Куприн "Барбос и Жулька". Поступок как характеристика героя произведения
Урок по литературному чтению в 4 классе....
Произведение А.И. Куприна "Барбос и Жулька" (УМК "Начальная школа XXI века")
Тема урока: Произведение А.И. Куприна «Барбос и Жулька»Цели урока:- познакомить учащихся с произведением А. Куприна «Барбос и Жулька»- создать условия для первичного знакомства с произведением, обеспе...
Тест по литературному чтению по рассказу А. Куприна "Барбос и Жулька"
Тест по литературному чтению по рассказу А. Куприна "Барбос и Жулька"...
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе на тему: Рассказ И.А.Куприна "Барбос и Жулька"
Название презентации: рассказ И.А.Куприна "Барбос и Жулька". Презентация составлена для проведения урока литературного чтения в 4 классе. Количество слайдов :14 слайдов с вопросами и ответам...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «ТЕМА ДРУЖБЫ И ВЕРНОСТИ В РАССКАЗЕ А. КУПРИНА «БАРБОС И ЖУЛЬКА»
Данный методический материал может быть использован педагогами для организации образовательной деятельности обучающихся 4 класса по предмету «Литературное чтение» в соответствии с учебно-м...