Урок обучения грамоте (чтение) Тема: Звук и буква «Р».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote.docx | 38.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКС(к)ОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа №33» города Ставрополя
Урок обучения грамоте (чтение)
Тема: Звук и буква «Р».
Подготовила
учитель начальных классов
Соломенцева Н.В.
Ставрополь, 2011г.
Цели урока:
Познакомить детей с буквенным обозначением звука [р], сформировать навык чтения прямых и обратных слогов, односложных слов с буквой р.
1) образовательные:
- формирование умения выделять первый звук в слове, устанавливать порядок звуков и букв в слогах и односложных словах;
-закрепление навыка буквослияний в прямых и обратных слогах, односложных и двусложных словах структуры СГСГ словах;
2) по развитию речи:
- формирование умений участвовать в учебной беседе, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;
-уточнение или автоматизация артикуляции звуков [р], [р'];
3) коррекционно-развивающие:
- развитие аналитико-синтетической деятельности на материале звуко-буквенного анализа и синтеза слогов, односложных слов, конструктивного праксиса, пространственных ориентировок, ручного праксиса;
-формирование номинативной функции речи;
-развитие навыков участия в учебном диалоге (понимание вопросов и ответов других учащихся, построение ответов, дополнение ответов других детей).
4) Воспитательные:
-воспитание интереса к урокам чтения, эмоциональной отзывчивости, культуры поведения на уроке.
Межпредметные связи: логопедия, психология, развитие речи;
Структура:
- Организационный момент:
- Разминка;
- Артикуляционная гимнастика;
- Введение в тему:
- Выделение звука (р) в начале слова;
- Уточнение артикуляции звука (р);
- Изучение нового материала:
- Знакомство с буквой Р;
- Составление слогов;
- Чтение слоговых таблиц;
- Физминутка для глаз «Крошка Енот»;
- Закрепление:
- Игра «Молчанка»;
- Работа с учебником;
- Физминутка;
- Занимательный материал;
- Домашнее задание;
- Итог урока.
Оборудование урока: презентация урока, карточка с буквой Рр, картинки (рычащая собака, рыба, шар, рак, сыр), слоговые таблицы, касса букв и слогов, полоски и полукольца для конструирования.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент:
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости! (На экране появляется герой мультфильма Бараш) Все вы знаете героя мультфильма «Смешарики» - Бараш. Сегодня он будет давать вам задания и следить, как вы будете их выполнять!
1. Разминка.
Учитель дает задание детям: сядет тот, кто выполнит упражнение правильно.
Как на горке снег, снег (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой (приседаем),
И на елке (встаем, руки в стороны),
И под елкой (обхватываем себя руками),
А под снегом спит медведь (пальчик к губам)
Тише, тише, не шуметь (шепотом, поворачиваясь в разные стороны)
Все ребята выполнили упражнение правильно, поэтому все садятся!
2. Артикуляционная гимнастика.
А) «Варенье»:
Ах, какое наслажденье
Есть вишневое варенье!
(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.)
Б) «Красим забор»:
Ловко кисточкой забор
Красят Петя и Егор.
(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «покрасить» верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх).
В) «Лошадка» :
На лошадках по дорожке
Скачут Аня и Сережка.
(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать. (Как лошадка цокает копытами.)
- Введение в тему.
1. Выделение звука [р] в начале слова. Работа с загадкой.
- Отгадайте загадку:
В реке большая драка:
Поссорились два ... (рака)
- Рассмотрите картинку. Назовите, кто это? (рак)
- Какой первый звук в слове «рак»?
2. Уточнение артикуляции звука [р]
- Как рычит собака? ( Сначала хором, затем по одному).
- Произнесите Р. Свободно ли проходит струя воздуха через рот или во рту есть преграда? Что мешает прохождению струи воздуха? (Язык)
- Р – это гласный или согласный звук? (согласный)
- Каким цветом будет обозначена буква, которая обозначает этот звук? (синим)
- Изучение нового материала
1. Знакомство с буквой Р.
- Звук Р обозначается буквой Р (демонстрация буквы Р)
- Из каких элементов состоит буква Р?
- Конструирование буквы р (каждый ребёнок составляет букву из синей полосы и синего полукольца).
- Посмотрите, на что похожа буква (картинка, на которой изображена рука и сжатый кулачок).
Стихотворение (образ буквы Р):
Крепко сжата левая рука,
Она напомнит Р наверняка.
(Дети рассматривают картинку, показывают соответствующую позу руки и пальцев).
2. Составление слогов из букв разрезной азбуки (индивидуальные кассы).
- Составьте слог АР (учитель составляет слово на доске из магнитных букв). Какой звук первый? Какая буква нужна? Второй? Какую букву поставим на второе место?
- Прочитайте составленный слог.
- Поменяйте буквы местами. Почитайте, какой слог получился? (РА)
- Замените букву А на О? Прочитайте слог (РО) и т.д.
(АР – РА – РО – ОР – УР – РУ – РЫ – ЫР)
3. Чтение слоговых таблиц:
Прочитайте слоги, составьте слова из слога и буквы р.
4. Игра «Молчанка».
Соедините слоги в слова. Найдите соответствующие картинки и покажите их.
РА – К
РЫ – БА
РУ – КА
ША – РЫ
- Физминутка для глаз.
«Крошка Енот»
- Работа с учебником.
Работа с букварной страницей (стр. 48)
1) Называние буквы.
2) Звукоподражание (рычание собаки)
3) Чтение текста «Наш хор»;
4) Задание.
- Придумайте слова на букву Р.
- Физминутка.
Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.
- Занимательный материал.
Игра на развитие фонематического слуха «Отгадай».
1) Загадка №1
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Ответ: Рыба
(Учитель показывает картинку с изображением рыбы. Дети делят слово на слоги, составляют слово по слогам из букв разрезной азбуки. Читают составленное слово.)
2) Загадка №2
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные ... (Шары).
(Аналогичная работа.)
3) Загадка №3
Хоть в нем очень много дыр, мышка очень любит ...(сыр)
(Учитель показывает картинку с изображением сыра. Дети делят слово на слоги, составляют слово по слогам из букв разрезной азбуки. Читают составленное слово).
- Итог урока
- С какой буквой познакомились?
- Какого цвета эта буква? Почему?
- Домашнее задание.
1. Чтение букварной страницы
2. Обвести по трафарету букву Р.
- Каким цветом закрасите букву р? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте. Чтение. Тема «Буквы Б, б, звуки [б,], [б]»
Урок-путешествие, который помогает :развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание;учить правильному, плавному, сознательному и выразительному чтению;воспитывать любознательность, ...
Урок Обучения грамоте. Чтение. Тема: «Звук [А], Буквы Аа, Яя»
УМК "Гармония"...
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЧТЕНИЕ. ТЕМА: Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЧТЕНИЕ.1 класс, 2 четверть ТЕМА: Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.ЦЕЛИ: образовательные:- познакомить с новым согласным звуком и буквами Ц, ц;- учить чита...
Урок обучения грамоте. Чтение. Тема «Буквы Б, б, звуки [б,], [б]»
ЦЕЛИ:· познакомить с буквами Б, б, обозначающими согласные звуки [б,], [б];· учить давать характеристику звукам;· развивать фонематический слух, р...
Урок обучения грамоте (чтение) Тема: Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н
Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие: развивать фонематический слух, речь, внимание, н...
Урок обучения грамоте (чтение) Тема: Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н
Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие: развивать фонематический слух, речь, внимание, н...
Урок обучения грамоте. Чтение. Тема урока: Согласные звонкие звуки [г ], [г\' ], буквы Г, г
. Мотивация. Девиз урока: Если хочешь много знать,Многого добиться,Обязательно читатьДолжен научиться!Зачем надо научиться читать?ll. Актуализация знаний Работа в группах. У каждой группы конвер...