Урок обучения грамоте (чтение) Тема: Звук и буква «Р».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Соломенцева Наталья Владимировна
Цели урока: Познакомить детей с буквенным обозначением звука [р], сформировать навык чтения прямых и обратных слогов, односложных слов с буквой р. 1) образовательные: - формирование умения выделять первый звук в слове, устанавливать порядок звуков и букв в слогах и односложных словах; -закрепление навыка буквослияний в прямых и обратных слогах, односложных и двусложных словах структуры СГСГ словах; 2) по развитию речи: - формирование умений участвовать в учебной беседе, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; -уточнение или автоматизация артикуляции звуков [р], [р']; 3) коррекционно-развивающие: - развитие аналитико-синтетической деятельности на материале звуко-буквенного анализа и синтеза слогов, односложных слов, конструктивного праксиса, пространственных ориентировок, ручного праксиса; -формирование номинативной функции речи; -развитие навыков участия в учебном диалоге (понимание вопросов и ответов других учащихся, построение ответов, дополнение ответов других детей). 4) Воспитательные: -воспитание интереса к урокам чтения, эмоциональной отзывчивости, культуры поведения на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.docx38.69 КБ

Предварительный просмотр:

ГКС(к)ОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа №33» города Ставрополя

Урок обучения грамоте (чтение)

Тема: Звук и буква «Р».

Подготовила

учитель начальных классов

Соломенцева Н.В.

Ставрополь, 2011г.

Цели урока:

Познакомить детей с буквенным обозначением звука [р], сформировать навык чтения прямых и обратных слогов, односложных слов с буквой р.

1) образовательные:

- формирование умения выделять первый звук в слове, устанавливать порядок звуков и букв в слогах и односложных словах;

-закрепление навыка буквослияний в прямых и обратных слогах, односложных и двусложных словах структуры СГСГ словах;

2) по развитию речи:

- формирование умений участвовать в учебной беседе, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;

-уточнение или автоматизация артикуляции звуков [р], [р'];

3) коррекционно-развивающие:

-  развитие аналитико-синтетической деятельности на материале звуко-буквенного анализа и синтеза слогов, односложных слов, конструктивного праксиса, пространственных ориентировок, ручного праксиса;

-формирование номинативной функции речи;

-развитие навыков участия в учебном диалоге (понимание вопросов и ответов других учащихся, построение ответов, дополнение ответов других детей).

4) Воспитательные:

-воспитание интереса к урокам чтения, эмоциональной отзывчивости, культуры поведения на уроке.

Межпредметные связи: логопедия, психология, развитие речи;

Структура:

  1. Организационный момент:
  1. Разминка;
  2. Артикуляционная гимнастика;
  1. Введение в тему:
  1. Выделение звука (р) в начале слова;
  2. Уточнение артикуляции звука (р);
  1. Изучение нового материала:
  1. Знакомство с буквой Р;
  2. Составление слогов;
  3. Чтение слоговых таблиц;
  1. Физминутка для глаз «Крошка Енот»;
  2. Закрепление:
  1. Игра «Молчанка»;
  1. Работа с учебником;
  2. Физминутка;
  3. Занимательный материал;
  4. Домашнее задание;
  5. Итог урока.

Оборудование урока: презентация урока, карточка с буквой Рр, картинки (рычащая собака, рыба, шар, рак, сыр), слоговые таблицы, касса букв и слогов, полоски и полукольца для конструирования.

                        

ХОД УРОКА:

  1.   Организационный момент:

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости! (На экране появляется герой мультфильма Бараш) Все вы знаете героя мультфильма «Смешарики» - Бараш. Сегодня он будет давать вам задания и следить, как вы будете их выполнять!

1. Разминка.

Учитель дает задание детям: сядет тот, кто выполнит упражнение правильно.

Как на горке снег, снег (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой (приседаем),

И на елке (встаем, руки в стороны),

И под елкой (обхватываем себя руками),

А под снегом спит медведь (пальчик к губам)

Тише, тише, не шуметь (шепотом, поворачиваясь в разные стороны)

Все ребята выполнили упражнение правильно, поэтому все садятся!

2. Артикуляционная гимнастика.

А) «Варенье»:

Ах, какое наслажденье

Есть вишневое варенье!

(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.)

Б) «Красим забор»:

Ловко кисточкой забор

Красят Петя и Егор.

(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «покрасить» верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх).

     В) «Лошадка» :

          На лошадках по дорожке

          Скачут Аня и Сережка.

(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая  язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать. (Как лошадка цокает  копытами.)

  1. Введение в тему.

1. Выделение звука [р] в начале слова. Работа с загадкой.

        - Отгадайте загадку:

В реке большая драка:
Поссорились два ... (рака)

  • Рассмотрите картинку. Назовите, кто это? (рак)
  •  Какой первый звук в слове «рак»?

2. Уточнение артикуляции звука [р]

  • Как рычит собака? ( Сначала хором, затем по одному).
  • Произнесите Р.  Свободно ли проходит струя воздуха через рот или во рту есть преграда? Что мешает прохождению струи воздуха? (Язык)
  • Р – это гласный или согласный звук? (согласный)
  • Каким  цветом  будет  обозначена буква, которая обозначает этот звук? (синим)

  1. Изучение нового материала

1. Знакомство с буквой Р.

        - Звук Р обозначается буквой Р (демонстрация буквы Р)

        - Из каких элементов состоит буква Р?

        - Конструирование буквы р  (каждый ребёнок составляет букву из синей полосы и синего      полукольца).

        - Посмотрите, на что похожа буква (картинка, на которой изображена рука и сжатый кулачок).

Стихотворение (образ буквы Р):

Крепко сжата левая рука,

Она напомнит Р наверняка.

(Дети рассматривают картинку, показывают соответствующую позу руки и пальцев).

2. Составление слогов из букв разрезной азбуки (индивидуальные кассы).

  • Составьте слог АР (учитель составляет слово на доске из магнитных  букв). Какой звук первый? Какая буква нужна? Второй? Какую букву поставим на второе место?
  • Прочитайте составленный слог.
  • Поменяйте буквы местами. Почитайте, какой слог получился? (РА)
  • Замените букву А на О? Прочитайте слог (РО) и т.д.

        (АР – РА – РО – ОР – УР – РУ – РЫ – ЫР)

3. Чтение слоговых таблиц:

Прочитайте слоги, составьте слова из слога и буквы р.

                                                        

4. Игра «Молчанка».

 Соедините слоги в слова. Найдите соответствующие картинки и покажите их.

РА – К

РЫ – БА

РУ – КА

ША – РЫ

  1.  Физминутка для глаз.

«Крошка Енот»

  1. Работа с учебником.

Работа с букварной страницей (стр. 48)

1) Называние буквы.

2) Звукоподражание (рычание собаки)

3) Чтение текста «Наш хор»;

4) Задание.

- Придумайте слова на букву Р.

  1. Физминутка.

Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.

  1. Занимательный материал.

Игра на развитие фонематического слуха «Отгадай».

1) Загадка №1

                Блещет в речке чистой 
                Спинкой серебристой.

Ответ: Рыба

(Учитель показывает картинку с изображением рыбы. Дети делят слово на слоги, составляют слово по слогам из букв разрезной азбуки. Читают составленное слово.)

        2) Загадка №2

          Сегодня все ликует!
         В руках у детворы
        От радости танцуют
        Воздушные ... (Шары).

(Аналогичная работа.)

         3) Загадка №3

Хоть в нем очень много дыр, мышка очень любит ...(сыр)

(Учитель показывает картинку с изображением сыра. Дети делят слово на слоги, составляют слово по слогам из букв разрезной азбуки. Читают составленное слово).

  1. Итог урока
  • С какой буквой познакомились?
  • Какого цвета  эта буква? Почему?

  1. Домашнее задание.

1. Чтение букварной страницы

2. Обвести по трафарету букву Р.

- Каким цветом закрасите букву р? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. Чтение. Тема «Буквы Б, б, звуки [б,], [б]»

Урок-путешествие, который помогает :развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание;учить правильному, плавному, сознательному и выразительному чтению;воспитывать любознательность, ...

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЧТЕНИЕ. ТЕМА: Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

УРОК  ОБУЧЕНИЯ  ГРАМОТЕ. ЧТЕНИЕ.1 класс, 2 четверть ТЕМА: Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.ЦЕЛИ: образовательные:- познакомить с новым согласным звуком и буквами Ц, ц;- учить чита...

Урок обучения грамоте. Чтение. Тема «Буквы Б, б, звуки [б,], [б]»

ЦЕЛИ:·    познакомить с буквами Б, б, обозначающими согласные звуки [б,], [б];·    учить давать характеристику звукам;·    развивать фонематический слух, р...

Урок обучения грамоте (чтение) Тема: Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н

Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие:  развивать фонематический слух, речь, внимание, н...

Урок обучения грамоте (чтение) Тема: Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н

Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие:  развивать фонематический слух, речь, внимание, н...

Урок обучения грамоте. Чтение. Тема урока: Согласные звонкие звуки [г ], [г\' ], буквы Г, г

. Мотивация. Девиз урока: Если хочешь много знать,Многого добиться,Обязательно читатьДолжен научиться!Зачем надо научиться читать?ll. Актуализация знаний Работа в группах.  У каждой группы конвер...