Урок чтения в 3 классе " Крылов И.А. Ворона и лисица"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Руженкова Татьяна Александровна

 

Цель:  познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова, вспомнить другие, ранее изученные; ответить на вопросы викторины- «знаешь ли ты басни Крылова?»

Задачи:

 развивать художественный вкус учащихся, память, внимание,   фантазию;

  продолжить работу над формированием навыка правильного беглого чтения, над умением выразительно читать художественные произведения; расширять кругозор;

   воспитывать доброе отношение к людям.

 

Ход урока.

1.Актуализация знаний.

Чтение книг-3 мин., чтение отрывка-1 мин., подсчёт слов. Чтение детьми ещё раз( этот же отрывок глазами про себя)

2.Проверка домашнего задания.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова. Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации к басням дедушки Крылова, с названиями и отрывками из них. Но пока мы были на перемене, в открытое окно залетел ветер- озорник и все карточки перемешал. Я даже теперь не могу разобраться , что к чему. Помогите мне, пожалуйста! Мы сделаем вот что. На доске я поставлю иллюстрации, а вот эти карточки раздам вам. Вы попытайтесь установить, из какой они басни.

Работа по вариантам. У одних детей будут карточки с крылатыми выражениями, у других – карточки с названиями  басен.

«Кто виноват из них, кто прав- судить не нам;

Да только воз и ныне там» (Лебедь, Рак и Щука)

«Вперёд  чужой беде не смейся, Голубок» (Чиж и Голубь)

«Ты всё пела- это дело:

Так поди же попляши».(Стрекоза и Муравей).

«Квартет», «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Слон и Моська».

У. Молодцы! Хорошо справились с работой.

Видите, как много басен дедушки Крылова вам уже известно. Давайте, вспомним некоторые из них.

1.Чтение наизусть басни - «Стрекоза и Муравей».

У.  Какие недостатки людей высмеивает автор?

Д. Он осуждает беспечность ( надо думать о завтрашнем дне), чёрствость и эгоизм.

2. Чтение наизусть детьми  басни « Лебедь, Щука и Рак».

У.Какова мораль басни?

Д. Да только воз и ныне там.

У. Это выражение стало  « крылатым». Когда так говорят?

Д. Когда делают общие дела, а между героями идёт раздор. В итоге ничего не получается.

У. А теперь, ребята, давайте вспомним интересные эпизоды из жизни баснописца.

1.Подготовленные ученики рассказывают о Крылове.

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире , согласии, счастье. Его оружием были басни. Басни- это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни.

2.И. А. Крылов очень много работал. Он трудился с раннего утра до ночи,

А когда голова отказывалась работать, когда за окном стучал дождь и выходить никуда не хотелось, Крылов брал в руки скрипку. «Этот человек – загадка и великая»- писали о нём современники. Одна из них – обилие  музыкальных сюжетов и персонажей в его творчестве. Всё это далеко не случайно. Не мог человек, далёкий от музыки, так вдохновенно воспеть искусство артиста:

Тут Соловей являть своё искусство стал:

Защёлкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался…(«Осёл и Соловей»)

3.И.А. Крылов был не любителем, а профессиональным музыкантом. Вот как пишет о нём П.А.Плетнёв- первый биограф поэта- « Как музыкант он в молодые годы славился в столице игрою на скрипке и обыкновенно участвовал в дружеских квартетах первых виртуозов.

У. И не случайно, одним из произведений его является басня «Квартет».

Итак, слушаем выразительное чтение этой басни.( Проверка домашнего задания).

Выразительное чтение басни по ролям .

Вопросы детям:

У.Как вы думаете, почему Крылов в судьи выбирает соловья?

Д. Соловей- очень музыкален, его трели, пение – красивы, их хочется слушать и слушать.

У. В чём мораль басни?

Д. «А вы, друзья, как ни садитесь,

      Всё в музыканты не годитесь».

Музыкальный слух, талант зависят не от того, как будешь сидеть; это природное дарование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_chteniyu_.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»

Октябрьского района Республики Мордовия

Конспект урока по чтению
в 3 классе

«И.А.Крылов. « Ворона и лисица»

подготовила

учитель начальных классов

Руженкова Татьяна Александровна

г.Саранск
2015

И.А.Крылов «Ворона и лисица»

Цель:  познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова, вспомнить другие, ранее изученные; ответить на вопросы викторины- «знаешь ли ты басни Крылова?»

Задачи:

 развивать художественный вкус учащихся, память, внимание,                фантазию;

  продолжить работу над формированием навыка правильного беглого чтения, над умением выразительно читать художественные произведения; расширять кругозор;

   воспитывать доброе отношение к людям.

Ход урока.

1.Актуализация знаний.

Чтение книг-3 мин., чтение отрывка-1 мин., подсчёт слов. Чтение детьми ещё раз( этот же отрывок глазами про себя)

2.Проверка домашнего задания.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова. Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации к басням дедушки Крылова, с названиями и отрывками из них. Но пока мы были на перемене, в открытое окно залетел ветер- озорник и все карточки перемешал. Я даже теперь не могу разобраться , что к чему. Помогите мне, пожалуйста! Мы сделаем вот что. На доске я поставлю иллюстрации, а вот эти карточки раздам вам. Вы попытайтесь установить, из какой они басни.

Работа по вариантам. У одних детей будут карточки с крылатыми выражениями, у других – карточки с названиями  басен.

«Кто виноват из них, кто прав- судить не нам;

Да только воз и ныне там» (Лебедь, Рак и Щука)

«Вперёд  чужой беде не смейся, Голубок» (Чиж и Голубь)

«Ты всё пела- это дело:

Так поди же попляши».(Стрекоза и Муравей).

«Квартет», «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Слон и Моська».

У. Молодцы! Хорошо справились с работой.

Видите, как много басен дедушки Крылова вам уже известно. Давайте, вспомним некоторые из них.

1.Чтение наизусть басни - «Стрекоза и Муравей».

У.  Какие недостатки людей высмеивает автор?

Д. Он осуждает беспечность ( надо думать о завтрашнем дне), чёрствость и эгоизм.

2. Чтение наизусть детьми  басни « Лебедь, Щука и Рак».

У.Какова мораль басни?

Д. Да только воз и ныне там.

У. Это выражение стало  « крылатым». Когда так говорят?

Д. Когда делают общие дела, а между героями идёт раздор. В итоге ничего не получается.

У. А теперь, ребята, давайте вспомним интересные эпизоды из жизни баснописца.

1.Подготовленные ученики рассказывают о Крылове.

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире , согласии, счастье. Его оружием были басни. Басни- это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни.

2.И. А. Крылов очень много работал. Он трудился с раннего утра до ночи,

А когда голова отказывалась работать, когда за окном стучал дождь и выходить никуда не хотелось, Крылов брал в руки скрипку. «Этот человек – загадка и великая»- писали о нём современники. Одна из них – обилие  музыкальных сюжетов и персонажей в его творчестве. Всё это далеко не случайно. Не мог человек, далёкий от музыки, так вдохновенно воспеть искусство артиста:

Тут Соловей являть своё искусство стал:

Защёлкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался…(«Осёл и Соловей»)

3.И.А. Крылов был не любителем, а профессиональным музыкантом. Вот как пишет о нём П.А.Плетнёв- первый биограф поэта- « Как музыкант он в молодые годы славился в столице игрою на скрипке и обыкновенно участвовал в дружеских квартетах первых виртуозов.

У. И не случайно, одним из произведений его является басня «Квартет».

Итак, слушаем выразительное чтение этой басни.( Проверка домашнего задания).

Выразительное чтение басни по ролям .

Вопросы детям:

У.Как вы думаете, почему Крылов в судьи выбирает соловья?

Д. Соловей- очень музыкален, его трели, пение – красивы, их хочется слушать и слушать.

У. В чём мораль басни?

Д. «А вы, друзья, как ни садитесь,

      Всё в музыканты не годитесь».

Музыкальный слух, талант зависят не от того, как будешь сидеть; это природное дарование.

3. Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,

 Потянулась, улыбнулась.

Раз- росой она умылась,

Два- изящно покружилась.

Три- нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

Зарядка для глаз

Посмотрите вдаль в окно, а теперь на свои пальчики. Ладошки прикасаются так: левая рука сжата в кулак, а правая прикрывает её сверху. Раскрывайте свои пальчики, как будто бутон раскрывается на заре, теперь сложите пальчики, как вечером закрываются лепестки цветка. Раскройте их и сложите.

4.Открытие нового материала.

Познакомиться с новой басней Крылова- значит узнать что-то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы познакомимся с ещё одной басней «Ворона и Лисица».

Звучит запись.

У.Каковы главные басенные  персонажи?

Д. Ворона и Лисица.

У.Они близки к образам русских народных сказок. Именно сказки явились для поэта той сокровищницей, из которой он черпал характерные черты и признаки для своих героев и это придаёт им национальный русский характер. По этому поводу Н. В. Гоголь писал о Крылове  -«звери  у него мыслят и поступают слишком по- русски». Давайте вспомним  какой выступает в русских народных сказках –Лиса?

Д.Лиса- хитрая. Лукавая, вездесущая кумушка, льстивая,  коварная плутовка.

Ворона же изображается – неповоротливой, медлительной, тугоумной, простоватой.

У. В этой басне так же, как и в других, есть трудные слова, устаревшие или непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать.

На доске

Бог послал -автор подчёркивает, что ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно. Сыр является с незапамятных времён на Руси редкостью и считался заморским лакомством. Тем ценнее для Вороны оказалась её диковинная находка.

Взгромоздиться –взобраться и устроиться  с трудом на чём – либо, на верху чего- либо.

Пленить- покорить чем- либо, очаровать.

Ангельский голосок- отличающийся кротостью, нежностью, добротой.

Вещуньина голова- от слова вещунья ( предсказательница недоброго)

Царь – птица- лучшая из всех птиц.

Всё не впрок – не на пользу.

Лесть- лицемерное , угодливое восхваление.

« Жужжащее» чтение басни вслух.

5.Закрепление. Работа по содержанию басни.

Послушаем басню ещё раз. Чтение подготовленным учеником.

У. Где заключён главный смысл басни?

Д. В морали.

У. Прочитайте её  и объясните , как вы её понимаете .

Д. «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна , вредна;

Но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

- Не нужно поддаваться на лесть.

-Нужно не быть глупой и доверчивой, понимать, где правда, а где – ложь.

У.Прочитайте , как Лисица льстила Вороне. Как она обращалась к Вороне? Как называла её?

Что говорила об её красоте? Для чего она это делала?

Какова Ворона в действительности?

Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

Сравните поведение Лисы и Вороны.

6. Подготовка к выразительному чтению.

Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую неуклюжую глупую Ворону, а рядом – умную хитрую, лживую плутовку Лису.

7.Разделить басню и озаглавить каждую часть.

8.Выразительное чтение басни по ролям.

9. Чтение пословиц, объяснение их смысла:

Верь своим очам, а не чужим речам.

На языке – медок, а на сердце – ледок.

У лести нет чести.

У. Как вы их понимаете, объясните…

10. Итог урока.

Закончить наш урок мне хотелось бы следующим.

Более 200 басен было создано И.А.Крыловым. Многие художники делали к ним иллюстрации.

Замечательный русский скульптор Пётр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник  великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним , чуть ниже , фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.

Почему же народ так высоко чтит память о великом баснописце? Почему около « дедушки Крылова» всегда цветы?

Д. Крылов учил людей узнавать самих себя, помогал обнаружить недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться.

-Крылов учил мудрости жизни.

-Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.

11. Рефлексия.

Что понравилось на уроке? Что не очень?

Покажите смайликом, какое настроение у вас после нашего урока?

12.Домашнее задание.

Выучить наизусть басню и передать при чтении характер Лисы.

 

Список использованной литературы

1.  Климанова Л.Ф. Горецкий В.Г. и др. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013

2.Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь к УМК Л.Ф. Климановой. ФГОС, 2014


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.  Видеокассета «Басня И.А. Крылова. Ворона и Лисица», 2006 г.
2.nsc.1september.ru

3.center.fio.ru/som/es/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица"

Урок построен с учётом современных образовательных технологий....

Конспект урока по чтению 3 класс Крылов И.А. "Ворона и Лисица"

Урок чтения по басням Крылова "Ворона и Лисица" + презентация...

Урок литературного чтения в 3 классе по теме Эзоп "Ворон и лисица", И. А. Крылов «Ворона и лисица». Сравнение басен.

Басни: Эзоп «Ворон и Лисица», И.А. Крылов«Ворона и Лисица». Сравнение басен.Урок литературного чтения в 3 классе для учителей, работающих по программе "Начальна...

Технологическая карта урока чтения 3 класс И.А. Крылов басня "Ворона и лисица"

Технологическая карта урока чтения 3 класс  И.А. Крылов басня  "Ворона и лисица"...

урок чтения 3 класс Ворона и лисица"

Разработка урока чтения 3 класс "Ворона и лисица"...

Презентация к уроку литературное чтение 3 класс "Басня И.Крылова " Ворона и лисица"

Презентация к уроку литературное чтение 3 класс "Басня И.Крылова " Ворона и лисица"...

Литературное чтение, 3 класс. Технологическая карта урока. Работа с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»: тема, мораль, герои, особенности языка

Тема: Работа с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»: тема, мораль, герои, особенности языка  Тип урока: урок изучения нового материалаМетод обучения: деловая игра....