Урок чтения в 3 классе " Крылов И.А. Ворона и лисица"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Цель: познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова, вспомнить другие, ранее изученные; ответить на вопросы викторины- «знаешь ли ты басни Крылова?»
Задачи:
развивать художественный вкус учащихся, память, внимание, фантазию;
продолжить работу над формированием навыка правильного беглого чтения, над умением выразительно читать художественные произведения; расширять кругозор;
воспитывать доброе отношение к людям.
Ход урока.
1.Актуализация знаний.
Чтение книг-3 мин., чтение отрывка-1 мин., подсчёт слов. Чтение детьми ещё раз( этот же отрывок глазами про себя)
2.Проверка домашнего задания.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова. Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации к басням дедушки Крылова, с названиями и отрывками из них. Но пока мы были на перемене, в открытое окно залетел ветер- озорник и все карточки перемешал. Я даже теперь не могу разобраться , что к чему. Помогите мне, пожалуйста! Мы сделаем вот что. На доске я поставлю иллюстрации, а вот эти карточки раздам вам. Вы попытайтесь установить, из какой они басни.
Работа по вариантам. У одних детей будут карточки с крылатыми выражениями, у других – карточки с названиями басен.
«Кто виноват из них, кто прав- судить не нам;
Да только воз и ныне там» (Лебедь, Рак и Щука)
«Вперёд чужой беде не смейся, Голубок» (Чиж и Голубь)
«Ты всё пела- это дело:
Так поди же попляши».(Стрекоза и Муравей).
«Квартет», «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Слон и Моська».
У. Молодцы! Хорошо справились с работой.
Видите, как много басен дедушки Крылова вам уже известно. Давайте, вспомним некоторые из них.
1.Чтение наизусть басни - «Стрекоза и Муравей».
У. Какие недостатки людей высмеивает автор?
Д. Он осуждает беспечность ( надо думать о завтрашнем дне), чёрствость и эгоизм.
2. Чтение наизусть детьми басни « Лебедь, Щука и Рак».
У.Какова мораль басни?
Д. Да только воз и ныне там.
У. Это выражение стало « крылатым». Когда так говорят?
Д. Когда делают общие дела, а между героями идёт раздор. В итоге ничего не получается.
У. А теперь, ребята, давайте вспомним интересные эпизоды из жизни баснописца.
1.Подготовленные ученики рассказывают о Крылове.
Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире , согласии, счастье. Его оружием были басни. Басни- это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни.
2.И. А. Крылов очень много работал. Он трудился с раннего утра до ночи,
А когда голова отказывалась работать, когда за окном стучал дождь и выходить никуда не хотелось, Крылов брал в руки скрипку. «Этот человек – загадка и великая»- писали о нём современники. Одна из них – обилие музыкальных сюжетов и персонажей в его творчестве. Всё это далеко не случайно. Не мог человек, далёкий от музыки, так вдохновенно воспеть искусство артиста:
Тут Соловей являть своё искусство стал:
Защёлкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался…(«Осёл и Соловей»)
3.И.А. Крылов был не любителем, а профессиональным музыкантом. Вот как пишет о нём П.А.Плетнёв- первый биограф поэта- « Как музыкант он в молодые годы славился в столице игрою на скрипке и обыкновенно участвовал в дружеских квартетах первых виртуозов.
У. И не случайно, одним из произведений его является басня «Квартет».
Итак, слушаем выразительное чтение этой басни.( Проверка домашнего задания).
Выразительное чтение басни по ролям .
Вопросы детям:
У.Как вы думаете, почему Крылов в судьи выбирает соловья?
Д. Соловей- очень музыкален, его трели, пение – красивы, их хочется слушать и слушать.
У. В чём мораль басни?
Д. «А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
Музыкальный слух, талант зависят не от того, как будешь сидеть; это природное дарование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_chteniyu_.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьского района Республики Мордовия
Конспект урока по чтению
в 3 классе
«И.А.Крылов. « Ворона и лисица»
подготовила
учитель начальных классов
Руженкова Татьяна Александровна
г.Саранск
2015
И.А.Крылов «Ворона и лисица»
Цель: познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова, вспомнить другие, ранее изученные; ответить на вопросы викторины- «знаешь ли ты басни Крылова?»
Задачи:
развивать художественный вкус учащихся, память, внимание, фантазию;
продолжить работу над формированием навыка правильного беглого чтения, над умением выразительно читать художественные произведения; расширять кругозор;
воспитывать доброе отношение к людям.
Ход урока.
1.Актуализация знаний.
Чтение книг-3 мин., чтение отрывка-1 мин., подсчёт слов. Чтение детьми ещё раз( этот же отрывок глазами про себя)
2.Проверка домашнего задания.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова. Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации к басням дедушки Крылова, с названиями и отрывками из них. Но пока мы были на перемене, в открытое окно залетел ветер- озорник и все карточки перемешал. Я даже теперь не могу разобраться , что к чему. Помогите мне, пожалуйста! Мы сделаем вот что. На доске я поставлю иллюстрации, а вот эти карточки раздам вам. Вы попытайтесь установить, из какой они басни.
Работа по вариантам. У одних детей будут карточки с крылатыми выражениями, у других – карточки с названиями басен.
«Кто виноват из них, кто прав- судить не нам;
Да только воз и ныне там» (Лебедь, Рак и Щука)
«Вперёд чужой беде не смейся, Голубок» (Чиж и Голубь)
«Ты всё пела- это дело:
Так поди же попляши».(Стрекоза и Муравей).
«Квартет», «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Слон и Моська».
У. Молодцы! Хорошо справились с работой.
Видите, как много басен дедушки Крылова вам уже известно. Давайте, вспомним некоторые из них.
1.Чтение наизусть басни - «Стрекоза и Муравей».
У. Какие недостатки людей высмеивает автор?
Д. Он осуждает беспечность ( надо думать о завтрашнем дне), чёрствость и эгоизм.
2. Чтение наизусть детьми басни « Лебедь, Щука и Рак».
У.Какова мораль басни?
Д. Да только воз и ныне там.
У. Это выражение стало « крылатым». Когда так говорят?
Д. Когда делают общие дела, а между героями идёт раздор. В итоге ничего не получается.
У. А теперь, ребята, давайте вспомним интересные эпизоды из жизни баснописца.
1.Подготовленные ученики рассказывают о Крылове.
Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире , согласии, счастье. Его оружием были басни. Басни- это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни.
2.И. А. Крылов очень много работал. Он трудился с раннего утра до ночи,
А когда голова отказывалась работать, когда за окном стучал дождь и выходить никуда не хотелось, Крылов брал в руки скрипку. «Этот человек – загадка и великая»- писали о нём современники. Одна из них – обилие музыкальных сюжетов и персонажей в его творчестве. Всё это далеко не случайно. Не мог человек, далёкий от музыки, так вдохновенно воспеть искусство артиста:
Тут Соловей являть своё искусство стал:
Защёлкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался…(«Осёл и Соловей»)
3.И.А. Крылов был не любителем, а профессиональным музыкантом. Вот как пишет о нём П.А.Плетнёв- первый биограф поэта- « Как музыкант он в молодые годы славился в столице игрою на скрипке и обыкновенно участвовал в дружеских квартетах первых виртуозов.
У. И не случайно, одним из произведений его является басня «Квартет».
Итак, слушаем выразительное чтение этой басни.( Проверка домашнего задания).
Выразительное чтение басни по ролям .
Вопросы детям:
У.Как вы думаете, почему Крылов в судьи выбирает соловья?
Д. Соловей- очень музыкален, его трели, пение – красивы, их хочется слушать и слушать.
У. В чём мораль басни?
Д. «А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
Музыкальный слух, талант зависят не от того, как будешь сидеть; это природное дарование.
3. Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз- росой она умылась,
Два- изящно покружилась.
Три- нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
Зарядка для глаз
Посмотрите вдаль в окно, а теперь на свои пальчики. Ладошки прикасаются так: левая рука сжата в кулак, а правая прикрывает её сверху. Раскрывайте свои пальчики, как будто бутон раскрывается на заре, теперь сложите пальчики, как вечером закрываются лепестки цветка. Раскройте их и сложите.
4.Открытие нового материала.
Познакомиться с новой басней Крылова- значит узнать что-то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы познакомимся с ещё одной басней «Ворона и Лисица».
Звучит запись.
У.Каковы главные басенные персонажи?
Д. Ворона и Лисица.
У.Они близки к образам русских народных сказок. Именно сказки явились для поэта той сокровищницей, из которой он черпал характерные черты и признаки для своих героев и это придаёт им национальный русский характер. По этому поводу Н. В. Гоголь писал о Крылове -«звери у него мыслят и поступают слишком по- русски». Давайте вспомним какой выступает в русских народных сказках –Лиса?
Д.Лиса- хитрая. Лукавая, вездесущая кумушка, льстивая, коварная плутовка.
Ворона же изображается – неповоротливой, медлительной, тугоумной, простоватой.
У. В этой басне так же, как и в других, есть трудные слова, устаревшие или непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать.
На доске
Бог послал -автор подчёркивает, что ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно. Сыр является с незапамятных времён на Руси редкостью и считался заморским лакомством. Тем ценнее для Вороны оказалась её диковинная находка.
Взгромоздиться –взобраться и устроиться с трудом на чём – либо, на верху чего- либо.
Пленить- покорить чем- либо, очаровать.
Ангельский голосок- отличающийся кротостью, нежностью, добротой.
Вещуньина голова- от слова вещунья ( предсказательница недоброго)
Царь – птица- лучшая из всех птиц.
Всё не впрок – не на пользу.
Лесть- лицемерное , угодливое восхваление.
« Жужжащее» чтение басни вслух.
5.Закрепление. Работа по содержанию басни.
Послушаем басню ещё раз. Чтение подготовленным учеником.
У. Где заключён главный смысл басни?
Д. В морали.
У. Прочитайте её и объясните , как вы её понимаете .
Д. «Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна , вредна;
Но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
- Не нужно поддаваться на лесть.
-Нужно не быть глупой и доверчивой, понимать, где правда, а где – ложь.
У.Прочитайте , как Лисица льстила Вороне. Как она обращалась к Вороне? Как называла её?
Что говорила об её красоте? Для чего она это делала?
Какова Ворона в действительности?
Почему Лисице удалось обмануть Ворону?
Сравните поведение Лисы и Вороны.
6. Подготовка к выразительному чтению.
Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую неуклюжую глупую Ворону, а рядом – умную хитрую, лживую плутовку Лису.
7.Разделить басню и озаглавить каждую часть.
8.Выразительное чтение басни по ролям.
9. Чтение пословиц, объяснение их смысла:
Верь своим очам, а не чужим речам.
На языке – медок, а на сердце – ледок.
У лести нет чести.
У. Как вы их понимаете, объясните…
10. Итог урока.
Закончить наш урок мне хотелось бы следующим.
Более 200 басен было создано И.А.Крыловым. Многие художники делали к ним иллюстрации.
Замечательный русский скульптор Пётр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним , чуть ниже , фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.
Почему же народ так высоко чтит память о великом баснописце? Почему около « дедушки Крылова» всегда цветы?
Д. Крылов учил людей узнавать самих себя, помогал обнаружить недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться.
-Крылов учил мудрости жизни.
-Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.
11. Рефлексия.
Что понравилось на уроке? Что не очень?
Покажите смайликом, какое настроение у вас после нашего урока?
12.Домашнее задание.
Выучить наизусть басню и передать при чтении характер Лисы.
Список использованной литературы
1. Климанова Л.Ф. Горецкий В.Г. и др. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013
2.Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь к УМК Л.Ф. Климановой. ФГОС, 2014
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Видеокассета «Басня И.А. Крылова. Ворона и Лисица», 2006 г.
2.nsc.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица"
Урок построен с учётом современных образовательных технологий....
Конспект урока по чтению 3 класс Крылов И.А. "Ворона и Лисица"
Урок чтения по басням Крылова "Ворона и Лисица" + презентация...
Урок литературного чтения в 3 классе по теме Эзоп "Ворон и лисица", И. А. Крылов «Ворона и лисица». Сравнение басен.
Басни: Эзоп «Ворон и Лисица», И.А. Крылов«Ворона и Лисица». Сравнение басен.Урок литературного чтения в 3 классе для учителей, работающих по программе "Начальна...
Технологическая карта урока чтения 3 класс И.А. Крылов басня "Ворона и лисица"
Технологическая карта урока чтения 3 класс И.А. Крылов басня "Ворона и лисица"...
урок чтения 3 класс Ворона и лисица"
Разработка урока чтения 3 класс "Ворона и лисица"...
Презентация к уроку литературное чтение 3 класс "Басня И.Крылова " Ворона и лисица"
Презентация к уроку литературное чтение 3 класс "Басня И.Крылова " Ворона и лисица"...
Литературное чтение, 3 класс. Технологическая карта урока. Работа с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»: тема, мораль, герои, особенности языка
Тема: Работа с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»: тема, мораль, герои, особенности языка Тип урока: урок изучения нового материалаМетод обучения: деловая игра....