рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по программе "Начальная школа 21 век"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по программе "Начальная школа 21 век"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_4.docx | 47.95 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), на основе требований основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Каменно-Бродская ООШ». Программа разработана на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «Литературное чтение. 1-4 классы».
Основная цель урока литературного чтения в начальных классах - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Задачи курса «Литературное чтение»:
• обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
• научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
• систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
• включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
• формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
• расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
2. Система работы над навыками чтения.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:
1. Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.
2. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературными произведениями как искусством слова с учётом их специфической структуры и жанровых особенностей.
3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
4. Сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения.
5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.
6. Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведений, ориентировка в мире книг.
7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Данный курс носит интегрированный характер, что обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, технологии, музыки), и позволяет реализовать их в интеллектуально практической деятельности ученика:
• на уроках русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (рас сказов, сказок) о героях литературных произведений;
• на уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
• на уроках музыки: слушание музыкальных отрывков по теме изученных произведений;
• на уроках технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка по изученным произведениям или разделам);
• на уроках окружающего мира: рассматривание изучаемых предметов и явлений с позиций ученого и художника.
В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.
В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами, новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются сами произведения и способы работы с ними. Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
В соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком на 2014-2015 учебный год, рабочая программа рассчитана на 101 час в год при 3 часах в неделю.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
1. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2013. - (Начальная школа XXI века).
2. Литературное чтение: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2013. - (Начальная школа XXI века).
3. Литературное чтение: 4 класс: учебные хрестоматии для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание программного материала |
1. | Произведения фольклора. Сказки. Легенды, былины, героические песни |
2. | Басни. Русские баснописцы |
3. | Произведения В.А. Жуковского |
4. | Произведения А.С. Пушкина |
5. | Произведения М.Ю. Лермонтова |
6. | Произведения П.П. Ершова |
7. | Произведения В.М. Гаршина |
8. | Произведения русских писателей о детях |
9. | Произведения зарубежных писателей |
10. | В мире книг |
11. | Произведения Л.Н. Толстого |
12. | Стихи А.А. Блока |
13. | Стихи К.Д. Бальмонта |
14. | Произведения А.И. Куприна |
15. | Стихи И.А. Бунина |
16. | Произведения С.Я. Маршака |
17. | Стихи Н.А. Заболоцкого |
18. | Произведения о детях войны |
19. | Стихи Н.М. Рубцова |
20. | Произведения С.В. Михалкова |
21. | Юмористические произведения |
22. | Очерки |
23. | Путешествия. Приключения. Фантастика |
Итого |
Содержание программы (101 час)
Круг чтения
Произведения фольклора (сказки, легенды, былины, сказы, героические песни, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки) народов России и мира.
Басни русских баснописцев (И.А. Крылова, И.И. Хемницера, Л.Н. Толстого, А.Е. Измайлова, И.И. Дмитриева).
Произведения русской классической литературы (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, П.П. Ершов, В.М. Гаршин, Н.Г. Гарин-Михайловский, К.М. Станюкович, Н.А. Некрасов).
Произведения и книги зарубежных писателей-классиков (Марка Твена, Х.-К. Андерсена, Виктора Гюго).
Произведения отечественной и зарубежной литературы разных жанров о детях и для детей.
Произведения отечественной литературы XX в. (А.Н. Толстого А А. Блока, К.Д. Бальмонта, А.И. Куприна, И.А. Бунина, С.Я. Маршака, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова, С.В. Михалкова, В.П. Катаева, А.П. Платонова).
Научно-популярные произведения: очерки и воспоминания С.В. Михалкова, К.И. Чуковского, К.Г. Паустовского, А.И. Куприна, В. Рыбакова, В.М. Песков, Р. Сефа, М.А. Шолохова, И.С. Соколова-Микитова, Н.С. Шер.
Произведения и книги о путешествиях и приключениях (А.П. Платонова, Н.П. Вагнера, Дж. Свифта).
Детские периодические журналы («Костёр», «Чудеса и тайны планеты Земля», «Отчего и почему?», «Чудеса и приключения», «Юный эрудит»).
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения
Создание условий для полноценного восприятия произведем// в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора., высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.
Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя. Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.
Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении - реальных и фантастических.
Чтение. Осознанное, правильное, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги.
Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).
Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.
Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, пословицы, былины, легенды, сказы. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии, из летописи. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Примерная тематика. Художественные произведения о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве, о путешествиях и приключениях. Научно-познавательные произведения: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях.
Жанровое разнообразие. Расширение знаний в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам. Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа. Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т.д.), гиперболы (преувеличении), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).
Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.
Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: эмоционально-образное описание героев, интересных случаев из их жизни, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.
Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма, средства выразительности.
Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, художественные описания природы, художественный образ и познавательная, реальная информация.
Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия; термины; развитие логических связей, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.
Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.
Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса- сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.
Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.
Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.
Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.
Чтение: работа с информацией
Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации, содержания. Информация о произведении до чтения (фамилия автора, заголовок, подзаголовок); прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Сбор информации о произведении после чтения (жанр, тема, структура).
Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Работа с таблицами, схемами, моделями. Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации.
Нахождение информации, применение ее для решения учебных задач. Определение порядка учебных действий, составление алгоритма (памятки) решения учебной задачи.
Оценка полученной информации о книге и литературных героях.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т. д.);
с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;
с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в четвертом классе ученик достигнет следующих результатов и научится:
• проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;
• воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития; способ приобретения знаний и опыта;
• понимать и оценивать духовные ценности, которые несет в себе художественная литература; объяснять понятия: честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло;
• понимать значение литературы как предмета отечественной и зарубежной литературы, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;
• осознавать себя гражданином России, понимать ценности многонациональной литературы своей страны и мира;
• проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к литературе других народов;
• работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними о книгах, произведениях, героях и их поступках, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников);
• пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями по организации своей работы с литературными произведениями (принимать и понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
• пользоваться чтением для решения учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;
• пользоваться умением читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, а молча — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);
• читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения и алгоритм действий;
• пользоваться разными видами чтения: ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным); осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;
• различать тексты художественной, научно-популярной, учебной и справочной литературы;
• ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного самостоятельно: определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы по содержанию произведения; задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;
• работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микро-темы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их конкретными сведениями, заданными в явном виде;
• понимать и объяснять поступки героев, высказывать свое мнение о них, соотносить эти поступки с нравственными нормами;
• передавать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, рассказывать отдельные эпизоды произведения или о его героях;
• различать тексты стихотворной и прозаической формы, учебные, научно-популярные произведения по теме, жанру и авторской принадлежности;
• составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
• пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту;
• пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.
Ученик получит возможность научиться:
• определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам;
• сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделять две-три отличительные особенности;
• работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
• различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, художественный и научно-популярный;
• сопоставлять структуры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка);
• использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор — рассказчик, главный герой, положительные и отрицательные герои произведения;
• практически находить в тексте произведения эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;
• подбирать к словам из произведений синонимы и антонимы.
Ученик получит возможность научиться:
• сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);
• находить и читать диалоги и монологи героев произведений, описания пейзажей и портретов героев, повествования и рассуждения;
• различать понятия: произведение, книга, периодические издания (газеты, журналы), использовать их в речи и для решения учебных задач.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
• читать по ролям и инсценировать литературное произведение, моделировать живые картинки к эпизодам произведения или этапам сюжета (вступление, кульминация, заключение);
• создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;
• выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты, собирать информацию; оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках;
• писать небольшие сочинения о произведениях, о героях произведений, по иллюстрациям к произведению или репродукциям картин, соответствующих теме изучаемых литературных произведений.
Ученик получит возможность научиться:
• пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;
• пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;
• писать небольшие сочинения о произведениях, о героях, о своих впечатлениях от книги.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
• находить информацию в тексте произведения;
• прогнозировать содержание книги, исходя из анализа ее структуры (фамилия автора, заглавие, оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);
• работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;
• использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев.
Ученик получит возможность научиться:
• находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте произведения;
• находить необходимую информацию о книгах, авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях;
• собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор.
Планируемые результаты освоения программы
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У четвероклассника продолжится:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У четвероклассника продолжится:
1) овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У четвероклассника продолжится формирование:
1) понимания литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознания значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимания роли чтения, использования разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); способности осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) способности самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Критерии оценивания
Система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует следующие функции:
• социальную (позволяет установить соответствие личных достижений каждого ученика требованиям программы, познакомить учащихся и их родителей с направлениями и критериями оценивания успехов в учении, опираясь на результаты проверки; учесть все факторы, влияющие на учебно-познавательный процесс и уровень обученности ученика, чтобы наметить перспективу развития его индивидуальных возможностей);
• воспитательную (учитель отслеживает динамику продвижения каждого ученика в обучении и развитии, а также сформированность его личных качеств; система проверочных и контрольных работ выполняет не только контролирующую, но и обучающую роль; вовлечение учащихся в оценочную деятельность снимает у них страх и тревожность, побуждая к решению задач различных видов и поиску ответов даже на сложные вопросы);
• образовательную (учитель определяет уровень усвоения материала, анализирует успехи и просчеты, вносит коррективы в содержание и планирование учебного материала; каждый ученик, зная результат своей работы, знакомится с допущенными ошибками, осознает, что он уже умеет, а что нужно еще повторить или доучить);
• эмоционально-развивающую (эмоциональная реакция каждого ученика на полученный результат — радость, огорчение, безразличие — может укрепить его учебную мотивацию или породить неуверенность в себе и нежелание учиться дальше).
Объектом оценки предметных результатов служит способность четвероклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых четвероклассниками с предметным содержанием. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по литературному чтению.
Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Это:
• комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);
• литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);
• тесты по изученному произведению, теме, разделу;
• тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;
• диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;
• тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);
• тексты и задания для проверки навыка чтения молча;
• комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);
• итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ).
Задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии можно определить триадой «знаю, понимаю, могу».
Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более шести баллов, работа считается выполненной):
«5» — ученик набрал 9-10 баллов;
«4» — ученик набрал 7-8 баллов;
«3» — ученик набрал 5-6 баллов;
«2» — ученик набрал менее 5 баллов.
Для индивидуализации проверки и оценки текущие и контрольные работы даны в трех вариантах, различающихся тремя уровнями сложности. Первый вариант заданий соответствует обязательному минимуму содержания программы и, следовательно, первому уровню подготовки. Второй и третий варианты включают задания повышенной сложности и соответствуют второму и третьему уровням подготовки.
Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценивать по сумме верных ответов:
«5» — если все задания выполнены верно;
«4» — если выполнено не менее 1/4 всех заданий;
«3» — если выполнено не менее 1/2 всех заданий;
«2» — если выполнено менее 1/2 всех заданий.
Формой проверки литературной эрудиции являются литературные диктанты трех видов:
• Лексические диктанты предлагают слова и выражения из словарей, которые сопровождают тексты произведений в учебниках.
• Литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультурные понятия.
• Информационные диктанты содержат имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений.
Количество слов в четвертом классе - 12-15. Проверка диктантов проводится учащимися самостоятельно, с использованием учебника и учебной хрестоматии. Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки:
«5» — если в работе нет ошибок;
«4» — если в работе одна ошибка;
«3» — если в работе две ошибки;
«2» — если в работе более двух ошибок.
В четвертом классе проверяются: овладение синтетическим способом чтения (словосочетаниями и синтагмами), темп чтения вслух (не менее 90 слов в минуту) и молча (не менее 110 слов в минуту), осознанная и интонационно правильная передача смысла, умение правильно и выразительно пересказывать прочитанный текст, выразительное чтение подготовленного текста с листа и наизусть - стихотворений, басен, отрывков из прозаических произведений. О замере времени учащимся не сообщается.
Отметка «5» — ученик читает целыми словами, со скоростью не меньше 90 слов в минуту вслух и более 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставлять факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые части прочитанного текста.
Отметка «4» — ученик читает текст целыми словами, со скоростью не меньше 70 слов в минуту и больше 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя, может составить рассказ о герое; умеет высказать свое мнение.
Отметка «3» — ученик читает целыми словами со скоростью не менее 60 слов в минуту и не меньше 80 слов молча; определяет основную мысль произведения и с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).
Отметка «2» — ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».
«Технические» ошибки: замена и искажение читаемых слов; замена и перестановка букв, слогов, слов; пропуски или добавления слов; ошибки ударения.
Понимание слова: включает верное объяснение его прямого и переносного значения, значения в данном предложении, тексте.
Понимание текста: проверяется с помощью ответов на вопросы, пересказа, выразительного чтения (показатель целостного восприятия и осмысления текста).
Ошибки понимания: тон и темп чтения не соответствуют содержанию произведения; интонация не соответствует знакам препинания.
Текущая проверка навыка чтения вслух (фронтальная или индивидуальная) осуществляется на каждом уроке. Учащиеся по очереди читают текст по частям в течение 3-5 минут, а учитель по своему экземпляру текста определяет количество слов, прочитываемых каждым учеником за одну минуту. Определяются способ чтения, темп чтения (количество слов), правильность (количество ошибок) и понимание (объяснение слов).
Текущая проверка выразительности чтения включает чтение подготовленного дома текста (отрывка) и выразительное чтение наизусть изученных программных произведений.
Контрольная проверка выразительности чтения проводится в конце четверти, а итоговая - в конце полугодия и года индивидуально. Для проверки подбирается доступный по лексике и содержанию незнакомый текст.
Проверка навыка чтения молча (полное исключение речедвижения) проводится фронтально, индивидуально или с группой учащихся. По команде учителя дети начинают читать предложенный им текст и через две минуты отмечают слово, до которого они дочитали.
Четвероклассники должны знать наизусть стихотворения и отрывки из произведений классической художественной литературы. В четвертом классе - 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы (из них 15 произведений - контрольное чтение наизусть). Навык сформирован, если ученик читает правильно, понимает прочитанный текст, умеет выразительно читать подготовленное произведение.
Примерное планирование проверочных и контрольных работ
№ | Компетенция. Вид проверки Время выполнения | |
Первое полугодие | ||
1. | Навык чтения вслух. Текущая проверка | Сентябрь |
2. | Навык чтения молча. Текущая проверка | Октябрь |
3. | Выразительность чтения. Текущая проверка | Сентябрь — октябрь |
4. | Начитанность и читательские умения. Текущая проверка | Октябрь — ноябрь |
5. | Тест (вид текущей проверки) | Сентябрь — октябрь |
6. | Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Текущая проверка | В конце четверти |
7. | Навык чтения вслух. Итоговая проверка | Ноябрь |
8. | Навык чтения молча. Итоговая проверка | Ноябрь — декабрь |
9. | Выразительность чтения. Итоговая проверка | Декабрь |
10. | Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка | Декабрь |
11. | Тест (вид итоговой проверки) | Декабрь |
12. | Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка | В течение полугодия |
13. | Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Итоговая проверка | В конце полугодия |
Второе полугодие | ||
1. | Навык чтения вслух. Текущая проверка | Январь — февраль |
2. | Навык чтения молча. Текущая проверка | Февраль |
3. | Выразительность чтения изученных произведений. Текущая проверка | Один раз в четверть |
4. | Начитанность и читательские умения. Текущая проверка | Март |
5. | Тест (вид текущей проверки) | Март |
6. | Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Текущая проверка | В конце четверти |
7. | Навык чтения вслух. Итоговая проверка | Апрель |
8. | Навык чтения молча. Итоговая проверка | Май |
9. | Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка | Май |
10. | Тест (вид итоговой проверки) | Май |
11. | Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка | В течение полугодия |
12. | Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Итоговая проверка | В конце года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Программа разработана к учебникам Л. Ефросининой, 2011 год издания, Учебник+ учебная христоматия (3 ч в неделю)...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс разработана на основе примерной программы по литературному чтению...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС НОО и рассматривает: планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-те...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС
Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века")
Календарно-тематическое планирование учебного курса "Литературное чтение" 3 класс (УМК " Начальная школа XXI века")...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21век"
Рабочая программа курса "Литературное чтение" разработана на основе авторской программы Л.А.Ефросининой (Сборник программ к УМК "Начальная школа XXI века"). Программа рассчитана на 102 часа, содержит ...