Урок литературного чтения по теме "В. Гаршин. Лягушка - путешественница"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Цели урока:
- Формировать полноценное восприятие художественного произведения – на уровне главной мысли.
- Развивать навыки антиципации.
- Определять жанр и тему произведения.
- Учить пользоваться понятиями «ирония», «аллегория».
- Учить пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, просмотровым, поисковым).
- Учить составлять план пересказа и пересказывать по нему текст.
- Развивать навыки оценивания и самооценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_klass.docx | 44.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа № 8 города Мценска
(303036, Орловская область, город Мценск, м-н «Коммаш», д.12)
Тема: урок литературного чтения в 4 классе.
Подготовила и провела Гудничева Л. В., учитель высшей категории.
Тема: В. Гаршин. «Лягушка – путешественница»
Цели урока:
- Формировать полноценное восприятие художественного произведения – на уровне главной мысли.
- Развивать навыки антиципации.
- Определять жанр и тему произведения.
- Учить пользоваться понятиями «ирония», «аллегория».
- Учить пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, просмотровым, поисковым).
- Учить составлять план пересказа и пересказывать по нему текст.
- Развивать навыки оценивания и самооценивания.
Оборудование:
- мультимедиапроектор, экран;
- учебник Л. А. Ефросинина «Литературное чтение 4 класс»;
- рабочая тетрадь;
- таблицы для определения темы урока;
- карточки-опоры для формулирования целей урока;
- карточки со словарными словами;
- схемы для моделирования обложки;
- сигналы для самооценки;
- выставка книг.
Ход урока.
- Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
У нас сегодня на уроке присутствуют гости, и я надеюсь, что вы будете активными на уроке и покажете свои знания и умения.
Сядут девочки, затем мальчики.
- Проверка домашнего задания.
Что готовили дома? (Выразительное чтение стихотворения В. М. Гаршина «Пленница»).
Сейчас мы послушаем, как подготовились ребята и оценим их подготовку.
(Опрашиваются 3 человека, оценивание чтения обучающимися, дети доказывают правильность отметки)
- Тема урока.
- Определите, произведение какого автора мы будем изучать сегодня? (На экране надпись)
Нарвсекивожилодгардомшин (Всеволод Гаршин)
- Вспомните, какие произведения какого жанра писал В. Гаршин? Приведите примеры. (На экране схема)
В. Гаршин
сказки стихотворения сказания
«Сказка о жабе и розе», «Пленница» «Сказание о гордом Аггее»
«Принцесса Аталия»
- Определите, какое произведение мы будем сегодня изучать? (На экране таблицы для определения темы урока)
А | А | - | П | |||||||
Ц | Л | К | Т | У | ||||||
И | Я | Ш | Е | |||||||
Н | Г | У | Ш | Е | ||||||
Н | Е | В | Т | С |
(«Лягушка-путешественница»)
- Цели урока. (На экране карточки-опоры)
Используя карточки-опоры, сформулируйте цели урока.
- Познакомиться с произведением В. Гаршина «Лягушка-путешественница».
- Учиться правильно и выразительно читать произведение В. Гаршина «Лягушка-путешественница».
- Отвечать на вопросы к тексту
- Пересказывать произведение В. Гаршина «Лягушка-путешественница» по составленному плану.
- Словарная работа.
В тексте нам встретятся новые слова, значение которых мы не знаем.
(На экране слова с лексической статьей)
ПАЯЦ - клоун в цирке, балаганный шут (устар.)
СКИРДА – (в тексте) сложенные по особому способу снопы хлеба для хранения под открытым небом.
ЦЕП – ручное орудие для молотьбы.
- Первичное знакомство с текстом.
Как вы думаете, о чём это произведение?
Текст читает учитель и хорошо читающие дети.
- Беседа по первичному восприятию.
Понравилось вам это произведение?
Кто является главным героем этого произведения?
Правильно ли мы с вами предугадали, о чём это произведение?
- Моделирование обложки.
Дети делают на доске и в тетради
Определите жанр и тему. Докажите. (Это сказка, т.к. животные разговаривают, начинается словами жила-была. Это сказка авторская)
Оцените работу у доски.
- Работа по тексту.
- Выборочное чтение.
Прочтите, как жила лягушка в родном болоте? (с. 94)
Что случилось однажды?
Куда и почему собирались лететь лягушки, прочитайте? (с. 95)
О чём попросила лягушка уток?
Прочитайте, что придумала лягушка, чтобы ей улететь на юг? (с. 95)
Рассмотрите иллюстрацию на с. 96.
Зачитайте отрывок, который к ней подходит. (с. 96)
Как чувствовала себя лягушка в воздухе? Прочтите.
Долетела ли лягушка до юга? Почему?
Как произошло, что лягушка упала?
Прочтите, куда упала лягушка? (с. 97)
О чём рассказывала лягушка на новом месте? Прочтите. (с. 98)
А на самом деле слетала лягушка на юг?
- Характеристика главного героя.
А) Охарактеризуйте лягушку, пожалуйста, доказывая свой ответ.
(Умная, воспитанная, храбрая, любопытная, очень гордилась собой, хвастливая)
Б) Работа в тетради с 56 № 2
Как автор говорит о своей героине? (С иронией)
Сто такое ирония? (Скрытая насмешка)
В) Работа в тетради с 56 № 3
Какие слова передают ироничное отношение автора к лягушке? (Шлёпнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками)
Г) Какой приём использует В. Гаршин в сказке? (Аллегорию)
Что такое аллегория? (Иносказание)
Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории, рассказывая о поведении лягушки? Какой порок людей иносказательно осуждает автор в образе лягушки?
(Рассказывая о поведении лягушки, Гаршин иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых. Образ лягушки – это иносказание хвастовства и нескромности)
- Пересказ текста по коллективно составленному плану.
Давайте поделим текст на части и озаглавим каждую часть.
План.
- Жизнь в родном болоте.
- Находчивость лягушки.
- Бесславное путешествие.
А) Полёт.
Б) Падение.
В) Жизнь в пруду.
А сейчас попробуйте пересказать сказку по плану.
11. Работа с выставкой.
Сказка В. М. Гаршина была написана в 1887 году и опубликована в детском журнале «Родник». Это последнее произведение писателя. Написана она была в 19 веке, а издают её и читают до сих пор, и дальше будут читать. Обратите внимание на выставку книг. Здесь представлены книги одного и того же произведения, но изданные в разные годы. Кто заинтересовался этой выставкой, позже можете посмотреть эти книги.
- Задание на дом.
Попробуйте определить, что будет задано на дом?
А дома вы будете готовить пересказ сказки по плану от лица лягушки.
А как вы начнёте свой рассказ? (Я жила в болоте…)
Кому трудно будет подготовить рассказ от лица лягушки, подготовьте выразительное чтение последней части сказки по ролям.
- Итог урока.
С каким произведением мы работали на уроке?
Кто его автор?
Оцените нашу работу на уроке.
Молодцы! Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературного чтения в 3 классе "Лягушка-путешественница" Гаршин В.М.
урок литературного чтения разработан с применением различных технологий , позволяющим эффективно внедрять в учебный процесс СОТ...
Конспект урока литературного чтения. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»
Урок литературного чтения, УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница». Цель: знакомство с литературной сказкой В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница». Задачи...
Конспект урока литературного чтения "В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница"". 4 класс
Конспект урока литературного чтения "В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница""....
Презентация к уроку литературное чтение В.М.Гаршин " Лягушка путешественница"
Урок практическим примером применения технологии критического мышления, составление синквейна....
Разработка урока по литературному чтению «В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
Предмет Литературное чтениеКласс 3вТема урока В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»Цель урока познакомить детей с произведением В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница»; ...
Конспект открытого урока по литературному чтению. В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница»
Тема "Литературные сказки"...