Конспект урока литературного чтения "В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница"". 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения "В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница"".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
Класс: 4
Тема урока: В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».
Базовый учебник: «Литературное чтение» 4 класс Л.А. Ефросинина
Цель урока: развитие умений предполагать содержание текста, осознанно, правильно читать вслух и про себя, размышлять над поступками героев, оценивать их, выражать свое отношение к ним, анализировать и оценивать происходящие события, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; создание условий для развития интереса к дальнейшему чтению сказки.
Планируемые результаты (предметные): умеют самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользуются справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Воспринимают художественное произведение на уровне главной мысли, умеют пользоваться понятиями «тема», «главная мысль», «сюжет», «эпизод», определяют жанр и тему произведения; различают содержание и форму произведения; выявляют точку зрения автора и выражают свою; художественные детали, раскрывающие образы героев.
Личностные результаты: имеют представления о ценности и уникальности природного мира.
Универсальные учебные действия: познавательные: выделяют в художественном произведении примеры описаний, рассуждений, повествований, диалогов и монологов героев; делят текст на части, комментируют ответы;
регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей;
коммуникативные: работают в группах , совместно решая поставленную перед группой задачу, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий
Формы работы учащихся: работа в группах, индивидуальная.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс Л.А. Ефросинина, рабочая тетрадь «Литературное чтение»1часть
Ход урока.
1.Организационный момент (1-2минуты)
Прозвенел для нас звонок,
Пригласил нас на урок.
Ты историю послушай,
Умом-разумом смекай
Да на ус себе мотай.
- Проверим готовность к уроку.
2.Проверка домашнего задания.(5минут)
На дом было задано произведение «В.М.Гаршина « Сказание о гордом Агее».
-Посмотрите на выставку рисунков (иллюстрации к легенде).
-Ребята, дайте рисункам заглавие и расположите их последовательно.
-Можно по рисункам составить план текста? (Нет)
-Добавьте пункт плана, устно нарисовав картину к пропущенному эпизоду.
-Какова основная мысль произведения?
-Кто автор легенды? ( В.М.Гаршин)
-В.М.Гаршин писал не только легенды, но и сказки.
3. Определение темы и цели урока.(2минуты)
-Сегодня мы познакомимся со сказкой В.М.Гаршина, а о ком она вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Не зверь, не птица,
Всего боится.
Половит мух –
И в воду плюх! (Лягушка)
4. Новая информация о писателе (рубрика «Обратите внимание)
Сказка, которую написал В.М.Гаршин называется «Лягушка – путешественница»
-Почему лягушку назвали путешественницей?
-Кто такие путешественники?
-Любите ли вы путешествовать?
-А на чём можно путешествовать?
-«Лягушка-путешественница» - это сказка.
-На чём можно путешествовать в сказках?
-Наверное, вам интересно узнать, как путешествовала лягушка.
-Какие задачи поставим на уроке? Дети сами ставят задачи.(Познакомиться с текстом, понять его содержание, обсудить характер героини сказки)
5.Знакомство с текстом. Анализ произведения.(20 минут)
1)Чтение текста учителем по частям.
Чтение первой части.
-Где жила лягушка?
-Куда летели утки?
-С какой просьбой лягушка обратилась к уткам?
Чтение второй части.
Попутно дети выясняют значение слова ПАЯЦ-шут, клоун.
-Почему лягушка решила лететь на юг?
-Что она придумала, чтобы полететь на юг?
– Как вы думаете, почему утки согласились взять лягушку с собой?
-Что она увидела, поднявшись в воздух?
-Что утки говорили о лягушке?
– Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).
Чтение третьей части.
-Почему лягушка упала в пруд?
-Что она рассказала местным лягушкам?
-Почему утки не вернулись за ней?
-Понравилась вам сказка?
-А теперь расскажите о своих чувствах, которые возникли во время чтения сказки.
-Назовите главных героев сказки.
-Что в этом произведении напоминает сказку?
-А что действительность?
2)Дифференцированная работа в группах (10 минут)
Дети читают отрывок из сказки и посовещавшись отвечают на вопрос.
Задание для 1 группы,
– Как автор относился к героине?
-Какие слова и выражения использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке.
Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком."Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! - думала она. - Какое это наслаждение - жить на свете!"Дождик моросил по ее пестренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают, - на это есть весна, - и что, заквакав, она может уронить свое лягушечье достоинство. Поэтому она промолчала и продолжала нежиться. (Наслаждалась, какая прекрасная, восхитительно, приятно нежилась) (карточки выставляются на доску)
(Он её любит, она ему нравится, он ею восхищается).
Задание для 2группы. Какой способ передвижения придумала лягушка? Прочитай.
Пять минут прошло, утки совсем было собрались лететь, как вдруг из воды, около сучка, на котором она сидела, показалась ее морда, и выражение этой морды было самое сияющее, на какое только способна лягушка.
-Я придумала! Я нашла! - сказала она. - Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и все будет превосходно.
Задание для 3группы.
Для чего лягушка попросила уток лететь пониже? Прочитай.
Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах; оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили рожь. Люди смотрели на стаю уток и, замечая в ней что-то странное, показывали на нее руками. И лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что о ней говорят. На следующем отдыхе она сказала:- Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно. И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса:
- Смотрите, смотрите! - кричали дети в одной деревне, - утки лягушку несут! Лягушка услышала это, и у нее прыгало сердце.
- Смотрите, смотрите! - кричали в другой деревне взрослые, - вот чудо-то. Знают ли они, что это придумала я, а не утки?" - подумала квакушка.
- Смотрите, смотрите! - кричали в третьей деревне.
- Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?
Задание для 4 группы.
-Какие слова и выражения использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке в конце сказки?
- Это я! Я!
И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.
(полетела вверх тормашками, бедная спутница, дрыгала всеми лапами, бултыхнулась в воду)
(карточки выставляются на доску, рядом с первой группой
Физминутка.(1минута)
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Видим, скачут по опушке
Две весёлые лягушки.
– А теперь посмотрите на доску и прочитайте ещё раз. Какими пользовался словами Гаршин в начале сказки.
– А теперь, какими словами он пользовался в конце.
– Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине, судя по
тому, как он описывает падение? (На доске карточки со словами)
В начале сказки | В конце сказки |
Наслаждалась | полетела вверх тормашками |
какая прекрасная | бедная спутница |
восхитительно | дрыгала всеми лапами |
приятно нежилась | бултыхнулась в воду) |
- Как вы думаете, какое качество лягушки было причиной изменения отношения к ней автора?
6. Проверка понимания прочитанного: ( 3 минут)
1. Тестовое задание для слабоуспевающих учеников.
2. В рабочей тетради «Литературное чтение» на стр. 62-63 оставшиеся учащиеся, выполняют работу под №2 и №3.
Задание№1 : Тестирование.
1.Где жила лягушка до путешествия?
А) в лесу
Б) на болоте
В) в парке
2.Какое прозвище было у лягушки?
А) старушка
Б) квакушка
3.Чем она питалась?
А) комарами и мошками
Б) утками
4.Как она познакомилась с утками?
А) утки спустились на болото, где жила лягушка
Б) лягушка сама подошла к ним
5.Что хотела узнать у уток лягушка?
А) какой формы Земля
Б) какая Земля сверху
В) что такое юг
8. Рефлексия.(4 минуты) Составление синквейна.
1.Лягушка.
2.Находчивая, хвастливая.
3.Придумала, летела, упала.
4.Утки несли лягушку на прутике.
5.Квакушка.
Оцените самостоятельно свою работу на уроке. Если вы довольны своей работой, то поднимите желтую карточку, а, если вы считаете, что не всегда справляетесь с заданиями, то – синюю. Молодцы!
7. Домашнее задание.(1-2минуты)1.Прочитать сказку с.34-37
Творческое задание: 1.Придумать своё окончание сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по теме "А.Милн «Винни-Пух».
Цели: - познакомить с песенками Винни-Пуха, вызывать интерес к содержанию и героям;- обобщить знания детей по главе 3 книги А.Милна«Винни-Пух в пересказе Б.Заходера»;- развивать навыки правильного, ос...
Конспект урока литературного чтения для 2-го класса по теме "Русские писатели. Обобщение знаний"
Урок по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России", тема "Русские писатели"....
Конспект урока литературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.
1. Название разработки - уроклитературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.2....
Конспект урока литературного чтения во 2-м классе "Жанры устного творчества русского народа."
Приглашаю вас на импровизированный урок литературного чтения "Жанры устного творчества русского народа"! Урок обобщения и систематизации знаний проводится с элементами игры и соревнования. Желаю прият...
Конспект урока литературного чтения во 2-3 классе малокомплектной школы
Папка содержит конспект урока литературного чтения во 2-3 классе малокомплектной школы, где 2 класс идет по программе "Школа России" ФГОС, а 3 класс по той же , но обычной программе. Урок чтения...
Конспект урока литературного чтения во 2-3 классе малокомплектной школы
Папка содержит конспект урока литературного чтения во 2-3 классе малокомплектной школы, где 2 класс идет по программе "Школа России" ФГОС, а 3 класс по той же , но обычной программе. Урок чтения...
конспект урока литературного чтения в 3-м классе Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…"
Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.Задачи урока:1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью, беглостью, в...