Конспект открытого урока по литературному чтению. В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема "Литературные сказки"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению в 3 «Б» классе
Тема: Литературные сказки.
В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница»
Технологическая карта урока
Тема: | «В.М. Гаршин. Лягушка – путешественница» |
Цели урока: | Образовательные: познакомить детей с произведением В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница»; его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения. Развивающие: развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей, устную речь учащихся, умение анализировать, обобщать, сопоставлять, формировать коммуникативные навыки в ходе групповой работы. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свои поступки, взаимоуважение, умение работать дружно. |
Формируемые УУД | Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, осуществление самоконтроля по результату деятельности. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, умение находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Тип урока: | Комбинированный |
Ресурсы: | Оборудование учителя: мультимедийный проектор; ноутбук; экран; мультимедийная презентация к уроку учебник "Литературное чтение", авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, ч. 1, 3 класс; самоанализ урока комплекс упражнений для расслабления глаз по методу Бейтса; творческие работы (рисунки) учащихся предыдущего выпуска; аудио-сказка «Лягушка-путешественница». Оборудование учащихся: учебник " Литературное чтение " Л.Ф. Климанова, Ч. 1, 3 класс; толковые словари: С.И. Ожегова; дополнительный материал о лягушках; разрезные карточки с пословицами; листы настроения. |
Организация пространства | Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа |
Ход урока
Этап урока/время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Самоопределение к деятельности. / 1 мин Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Мотивирует учащихся на работу. | Приветствуют учителя. | А теперь проверь, дружок, ты готов начать урок? Всё ль на месте, все ль в порядке? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку пять. (Слайд №1) | Внутренняя позиция школьника. Положительное отношение к процессу познания. | |
II. Актуализация знаний./ 7 мин. Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Организует повторение изученного. | Повторяют изученный ранее материал. | -Какое произведение мы изучили на прошлом уроке? -Чему учит это произведение? | Знать произведение Д.Н. Мамина-Сибиряка "Сказка про Храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост" | Мотивационная основа учебной деятельности; описание содержания рассказа по иллюстрации; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
III. Постановка учебной задачи. / 3 мин. Цель. Формулирование темы урока . | Организует работу учащихся по формулированию темы урока, в форме подводящего диалога. | Формулируют тему урока, определяют жанр произведения. (приложение 1) | У вас на партах лежат листочки с текстом, прочитайте его жужжащим чтением, отгадайте загадку. Едят комаров,а болото их кров Для цапли они,очень вкусный улов. Квакая, прячут зелёный брюшки За камышами смешные (лягушки) (Слайд №2) - Прочитайте загадку: орфоэпически (хоровое чтение) в медленном темпе; скороговоркой. | Умение формулировать тему урока. | Учиться предполагать. |
IV. Изучение нового материала. / 7 мин. Цель. Обогащение словарного запаса обучающихся, расширение общего кругозора. | Организует работу по отбору необходимой информации. | Работают с дополнительным материалом (приложение 2) (Приём «Инсерт»). | - Что вы знаете о лягушках? (Слайд №3) (Виноградов Егор) (Слайд №4) - Сегодня мы познакомимся со сказкой «Лягушка-путешественница», которую написал Гаршин Всеволод Михайлович. Сообщение подготовила Самойлова Елена. ( Слайд №5) - Это портрет русского писателя Всеволода Михайловича Гаршина. Родился в 1855 году в имении Приятная долина Екатеринославской губернии (сейчас это Екатеринбургская область) в семье офицера. С трех лет его воспитанием занимался отец. В 1863 году мать привезла его в Петербург, где он поступил в 7-ю петербуржскую гимназию. Хорошие отметки он получал за сочинения. Математику не любил, хотя она давалась ему легко, но интересовался естествознанием, ботаникой, химией, физикой. Писать он начал еще в гимназии. У него много было рассказов, сказок, статей. Но известным он стал благодаря своему последнему произведению «Лягушка-путешественница». (Слайд №6,7) - Небольшое сообщение для вас подготовил Храполёв Игорь. | Пробуждение познавательного интереса к чтению и окружающему миру, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; Повторение понятия жанра произведения. | Сравнивать, анализировать и классифицировать объекты. Умения находить дополнительную информацию по теме урока. Использовать информацию из различных источников. Знать фамилию автора |
Словарная работа./ 3 мин. | Организует словарную работу с учащимися. | Зачитывают толкование слов. | - Уточним, кто такие путешественники? - Что такое путешествие? (Слайд №8) - Любите ли вы путешествовать? - А на чём можно путешествовать? - «Лягушка-путешественница» - это сказка. На чём можно путешествовать в сказках? - Скажите, на какие виды делятся сказки? (авторские;народные) (Слайд №9) К какому виду относится данная сказка? - Прежде, чем мы познакомимся с этим произведением, я предлагаю поиграть в игру. | Развитие речи младших школьников. | Работать в группе со сверстниками. Умение находить дополнительную информацию, используя справочную литературу |
V. Музыкальная физкультминутка. / 1 мин. Цель. Повышение умственной работоспособности и сохранения здоровья детей | Читает стихотворение. | Выполняют действия по инструкции учителя | Мы весёлые лягушки, мы зелёные подружки. Рано утром умывались, Полотенцем растирались. Ручками хлопали, ножками топали. Влево, вправо наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чём секрет! Всем друзьям физкульт-привет! (слайд №10) | ||
VI. Первичное знакомство с произведением / 12 мин Цель. Познакомить учащихся с содержанием сказки. | Напоминает детям правила слушания аудиозаписи сказки. Задаёт вопросы по тексту. Предлагает записать в «Читательский дневник» отношение героини к мнению окружающих и отношение автора к героине. | Слушают отрывок аудиозаписи. Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на поставленный вопрос, ориентируясь по книге. Записывают в «Читательский дневник» ответы, опираясь на текст. | Слушание отрывка аудиозаписи. (0,52-6,07) Беседа после прослушивания. (Слайд №11) - Вам лягушка понравилась? (Ответы учащихся.) - о каком времени года идет речь в сказке? (Осень). - А какая это осень: ранняя или поздняя? (Ранняя осень.) - Найдите подтверждение в тексте. («Шел теплый, мелкий дождичек», «к счастью вспомнила, что была уже осень».) - нравится ли лягушке погода? - Почему вы так думаете? Подтвердите свой ответ словами из текста. (Автор: - она «наслаждалась дождичком», лягушка: «Ах, какая сегодня прекрасная погода!») -Какой вопрос утки могли бы задать лягушке? (Слайд №12) Выборочное чтение. Кого увидела лягушка на болоте? Куда летели утки? Выберите ответ из текста и прочитайте. Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками? Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев? Как это её характеризует? Чтение «по ролям». - Читать будем «по ролям». Постарайтесь не допустить ошибок. - Молодцы! Беседа после прочтения (Слайд №13) - Как относится наша героиня к мнению окружающих ее лягушек. (Лягушка боится, что про нее плохо подумают.) - Как автор относится к героине? (Он ее любит; она ему нравится; он ею восхищается.) - Что испытывала лягушка, услышав удивление и похвалу уток? (Была довольна собой) - Какие чувства испытывала лягушка во время полета? (Страх, любопытство, благодарность уткам, гордость за себя.) (слайд №14) - Какая черта ее характера проявляется в дальнейшем? (Хвастовство) - Как же случилось, что лягушка сорвалась и оказалась на земле? (Она открыла рот и закричала) Анализ произведения по содержанию. - Какой по вашему мнению самый волнительный момент в сказке? (Падение лягушки) (Слайд №15) - Действительно ли у лягушки от высоты кружилась голова? - Для чего она тогда попросила уток лететь пониже? (Ей мало было признательности уток, ей захотелось показать себя, а главное послушать, что о ней говорят люди). - Что помешало сбыться ее мечте? (Хвастовство, зазнайство) - Вот так бесславно закончилось путешествие главной героини сказки. | Воспитывать культуру слушания. Учить достаточно полно и точно выражать свои мысли. Учиться читать выборочно.
Учиться самим задавать вопросы. Учиться читать «по цепочке». Обучение выразительному чтению. | Анализировать и характеризировать эмоциональное состояние и чувства окружающих. Находить информацию, необходимую для ответа на вопрос. Умение участвовать в диалоге. Умение отстаивать свою точку зрения. Умение читать вслух Умение делать выводы в результате совместной работы |
VII. Гимнастика для глаз /1 мин. Цель. Расслабление глаз. | Выполняет упражнения по методу Бейтса. Комментирует движения листочка на слайде. | Выполняют упражнения, водя глазами за движущимся листочком на слайде. | 1. Поднимаем глаза вверх - опускаем вниз. Вверх-вниз. 2. Вправо-влево. 3. Вправо - вверх. Потом влево - вниз. 5. Рисуем прямоугольник глазами. | ||
VIII. Закрепление нового материала / 5 мин. Цель. Формировать умение анализировать и оценивать прочитанное. | Напоминает детям правила работы в группах. Уточняет время работы. | Работают в микро группах. «Собирают» пословицу, определяют ее смысл, сравнивают смысл пословицы со смыслом рассказа. | - Сейчас мы закрепим материал и поработаем в микро группах. Будем работать с пословицами. - Необходимо будет выбрать одну из четырёх пословиц, предложенных в карточке, наиболее соответствующую, на ваш взгляд, главной мысли рассказа, точно передающую мораль сказки?. Свой выбор необходимо доказать. Учащиеся составили следующие пословицы: Богатого с хвастливым не различишь. Хвались, да назад оглянись. На рубль работы, на два похвальбы. Хвастовство само себя накажет. Кто хвалился, тот с горы свалился. Коли хорош, так не хвастый: тебя и так заметят. (слайд № 16) - Итак, главную мысль произведения В. М. Гаршина Лягушка – путешественница» можно выразить словами русской пословиц «Хвастовство само себя наказывает.». Кто хвалился, тот с горы свалился. Коли хорош, так не хвастый: тебя и так заметят. - составьте синквейн. 1 строчка: тема (одно существительное); 2 строчка: описание темы в двух словах, 2 прилагательных; 3 строчка: описание действия в рамках темы тремя словами (3 глагола, причастия,или деепричастия); 4 строчка: фраза из 4-х слов, показывающее отношение к теме (целое предложение); 5 строчка: синоним из одного слова к теме. Например: Лягушка Лупоглазая, толстая Соображает, болтает, хвастает Изобретает необыкновенный способ летать Путешественница. | Смысловое чтение, извлечение необходимой информации. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, прививать этические качества личности - доброту, скромность. | Оценить ситуацию с точки зрения моральной нормы, правил поведения. Анализировать содержание рассказа. Умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнения других. |
IX. Итог урока. / 2 мин Цель. Подвести итоги работы на уроке | Организует работу по осознанию учащимися смысла рассказа. | Сообщают вывод по прочитанному. | - С произведением, какого писателя мы познакомились на уроке? - какой порок осудил автор в образе лягушки? (Рассказывая о поведении лягушки, Гаршин иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых.) Закончите фразу: Я сегодня на уроке узнал... Самым интересным на уроке было... (Слайд №17) | Развивать наблюдательность, умение применять логические операции, сравнение, обобщение, воображение; | Анализировать и текст, восстанавливать логику изложения. |
X. Рефлексия./ 2 мин Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов. | Дает возможность учащимся самостоятельно оценить свое настроение и свою работу. | Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке. | - Какие чувства вызвал у вас эта сказка? - Чем они вызваны? – Какое настроение появилось у вас после чтения сказки? – Что вас рассмешило? – Что заставило задуматься?
- А сейчас оцените свою работу на уроке. Заполните шкалу успеха.. Комментированное выставление оценок. | Эмоциональная оценка урока. | Осуществление самоконтроля по результату, рефлексия своей деятельности. |
XI. Домашнее задание по выбору. / 1 мин | Записывает задание на доске. | Записывают по выбору задание в дневник. | (Слайд №18) 1.Нарисую героев сказки. 2.Составлю кроссворд по сказке. 3.Подготовлю вопросы для самого внимательного читателя. (Слайд№19) | Способность выбирать, резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1классе по теме "Звуки [ф], [ф\'], буква Ф. Чтение слов, слогов. Лексическое значение слов."
Цели: Образовательные: формирован...
Конспект урока литературного чтения. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»
Урок литературного чтения, УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница». Цель: знакомство с литературной сказкой В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница». Задачи...
Конспект урока литературного чтения "В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница"". 4 класс
Конспект урока литературного чтения "В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница""....
Презентация к уроку литературное чтение В.М.Гаршин " Лягушка путешественница"
Урок практическим примером применения технологии критического мышления, составление синквейна....
Разработка урока по литературному чтению «В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
Предмет Литературное чтениеКласс 3вТема урока В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»Цель урока познакомить детей с произведением В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница»; ...