Рабочая программа по литературному чтению 4 класс. Перспектива.
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Беклемышева Наталья Анатольевна

Рабочая программа по литературному чтению УМК Перспектива 4 класс с тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_chteniyu.docx87.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №132  с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля» г. Перми

Рассмотрена на ШМО учителей начальной школы  

Протокол № ____от__________

___________________20____г.

Руководитель ШМО

______________Л.В.Новикова

Согласовано:

Зам.директора по НМР ___________О.Г.Трегубова__________________2014г.

Утверждаю:

Директор _________Л.И.Рябова

_______от_________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  учебному предмету

«Литературное чтение»,УМК «Перспектива»

4 «А» класс, 102 часа

2014-2015 учебный год

Составитель:

Беклемышева Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Пермь, 2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, сборника рабочих программ «Система учебников Перспектива 1-4 классы», - М.: Просвещение, 2011 и авторской программы Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение», - М.: Просвещение, 2011.

 Рабочая программа реализуется в УМК «Перспектива»: учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений под редакцией авторов: Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская «Литературное чтение» М.: Просвещение, 2012.

           Литературное чтение - один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отраженные в его названии,- изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формирование коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребенка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.

       Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусство слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию- важное средство самообразования.

Цели обучения литературному чтению:

         - развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

          -приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений.

     Задачи обучения литературному чтению:

        - обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

        - введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интерес к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.  

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литературное  чтение как систематический курс идет параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процесс чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки. Понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведение как искусство слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения  работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и свое отношение к героям и произведению в целом.

             Основой составляющей содержание курса являются  художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира(логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида(художественных и научно-познавательных) создает условия для более глубокого понимания словесного  искусства.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В 4 классе 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

        Эта система ценностей аналогична той, которая предлагается программой изучения русского языка,т.к. эти два курса  тесно взаимосвязаны друг с другом:

ценность добра, ценность общения, ценность природы, ценность красоты и гармонии, ценность истины, ценность семьи, ценность труда и творчества, ценность гражданственности и патриотизма.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.


НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Контрольная проверка навыка чтения проводится на конец полугодия у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, безподсказок, знаетнаизусть, выразительно  читает.

Оценка"4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.Правильная постановка логического ударения.

2. Соблюдение пауз.

3. Правильный выбор темпа.

4. Соблюдение нужной интонации.

5. Безошибочное чтение.

Оценка "5" - выполнены правильно все требования.

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования.

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям.

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям.

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

  1. Своевременно начинать читать свои слова.

  2. Подбирать правильную интонацию.

3. Читать безошибочно.

4. Читать выразительно.

Оценка "5" - выполнены все требования.

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию.

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям.

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям.

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

Критерии оценки работ творческого характера

         К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной  ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не  выставляются и в классный журнал не заносится.

        Во втором и третьем классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание.

        В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику.

В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.  

Нормы оценки работ творческого характера

        За содержание:

-оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное  речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности;

-оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не  более трех речевых недочетов в содержании и построении текста;

-оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение  от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста;

-оценкам «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе  допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность:

- оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно-два исправления;

- оценка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно – два исправления;

- оценка «3»: три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно – два исправления;

- оценка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления.

Метапредметные результаты оцениваются по методическим пособиям:

Р.Г. Чуракова, Н.М. Лаврова. Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа. Стандарт второго поколения. Москва. Академкнига/учебник. 2014

Н.Н. Титаренко, С.В. Пинженина. Учусь принимать решения. Издательство: ООО «Ферт-Диалог». Центр  развития молодёжи. 2012.

Н.Н. Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В. Пинженина. Комплексная работа. Издательство: ООО «Ферт-Диалог». Центр  развития молодёжи. 2012.

А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова. Диагностика сформированностиметапредметных результатов обучения. 4 класс. АСТ «Астрель», Москва. 2014


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

102 часа в год, 3 часа в неделю

Отличительной особенностью предмета является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической  ценности, развивает чувство сопричастности великой духовно-нравственной культуре России.

Содержание предмета включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность ее анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

 Развитие умения говорить (высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорить? Как и зачем?), учащиеся учатся ставить перед собой цели (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать свое высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

  Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложение и небольшие сочинения на основе прочитанных текстов.

Содержание предмета  литературного чтения в 4 классе

№ п/п

Разделы

Количество часов

1

Книга в мировой культуре

3

2

Истоки литературного творчества

18

3

О Родине, о подвигах, о славе.

17

4

Жить по совести, любя друг друга.

16

5

Литературная сказка.

17

6

Великие русские писатели.

24

7

Литература как искусство слова.

7

Итого:

102

Книга в мировой культуре (3 часа)

Основные понятия: библиотека, каталог, аннотация. Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности.

Истоки литературного творчества(18 часов)

Основные понятия: сказки, притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества. Различение жанров художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины; выделение их характерных признаков.

Былина — героико-патриотическая песня, сказание об исторических событиях и богатырях Древней Руси. Былина  жанр, имеющийся только в русском фольклоре.

Рассказ — небольшое прозаическое художественное повествование о каком-либо случае, эпизоде из жизни героя.

Стихотворение — небольшое художественное произведение, написанное стихами. Оно ритмически организовано, имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью, передает чувства, настроение и мысли человека (лирического героя).

О Родине, о подвигах, о славе (17 часов)

Основные понятия: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. Стихи и рассказы о войне.

Жить по совести, любя друг друга (16 часов)

Основные понятия: ответственность, совесть. Рассказы о дружбе, хороших делах.

Литературная сказка (17 часов)

Основные понятия: отзыв на книгу, переводная литература. Собиратели народных сказок. Литературные сказки. Сравнение и объяснение разницы между народной и литературной сказкой.

Великие русские писатели (24 часа)

Основные понятия: средства художественной выразительности – метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Сравнение произведений живописи и литературы.

Литература как искусство слова (7 часов)

Обобщение по курсу литературного чтения. Самостоятельные работы.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РУБРИКАМИ

Учебник «Литературное чтение. 4 класс» включает 5 рубрик:

Мы идём в библиотеку (материал для проведения библиографического урока, урока внеклассного чтения).

Самостоятельное чтение (произведения, читаемые учащимися самостоятельно в урочное или внеурочное время и обсуждаемые на уроке литературного или внеклассного чтения).

Семейное чтение (произведения, читаемые и обсуждаемые учащимися вместе с родителями; возможно обсуждение этих произведений на уроке литературного или внеклассного чтения).

Наш театр (произведения, предлагаемые для инсценирования и драматизации).

Маленькие и большие секреты страны Литературии (материал для самостоятельной работы учащихся, для организации системы контроля по теме).

Обучение работе с книгами входит в общий процесс обучения чтению и является его органичной частью. Работа с книгой — традиционная составная часть урока внеклассного чтения. Урок внеклассного чтения включён в содержание уроков литературного чтения; проводится на основе рубрики «Мы идём в библиотеку».

Цель данной рубрики заключается в формировании основ читательской самостоятельности, т. е. необходимо научить выбирать книгу самостоятельно с помощью алфавитного и тематического каталогов, находить необходимую информацию в книге для подготовки устного или письменного сообщения.

В данную рубрику входят две взаимодополняющие части: представленные в учебнике обложки книг и рекомендательный список литературы.

Работа по данной рубрике обязательно начинается с выставки книг. Это может быть выставка, представленная в учебнике или организованная в классе.

В Примерной программе по учебным предметам (раздел «Литературное чтение») определено, что к концу обучения в начальной школе у учащихся должно быть сформировано не только чтение вслух, но и чтение про себя (молча). Обучение чтению про себя происходит постепенно, начиная с 1 класса.

Основу урока литературного чтения по данному учебнику составляет чтение вслух. Чтение учителя на уроке является образцом для подражания. Следовательно, рубрика «Самостоятельное чтение» может быть реализована в рамках конкретного урока литературного чтения — дети самостоятельно читают, а затем обсуждают прочитанное. Эта рубрика может быть освоена дома как материал для самостоятельного чтения (чтение вне урока, вне класса), а обсуждение прочитанного опять же происходит на уроке с помощью методического аппарата учебника. Можно работать с данной рубрикой и по-другому: предоставить учащимся возможность самостоятельно читать художественные книги. После чтения этой рубрики можно провести урок внеклассного чтения на тему «По следам домашнего чтения», на ко тором будут представлены не только учебники по литературному чтению (содержание рубрики «Самостоятельное чтение»), но и книги, в которых представлены

Рубрика «Семейное чтение» предназначена для чтения совместно со старшими (взрослыми). Цель этой рубрики — восстановить традиции семейного чтения, помочь организовать досуг взрослых и ребёнка, общение между ними по прочитанному произведению.

Материал этой рубрики должен быть освоен вне урока (дома) вместе со старшими (взрослыми). В классе может быть проведено небольшое обсуждение по прочитанному.

Рубрика «Наш театр» предназначена для отработки выразительного чтения,  как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Для использования материала рубрики во внеурочной деятельности можно воспользоваться программой внеурочной деятельности .

Содержанию рубрики «Наш театр» должен быть посвящён весь урок.

На уроке литературного чтения работа по отработке выразительного чтения проходит постепенно в соответствии со следующими этапами:

Чтение с выделением интонации конца предложения.

Определение героев авторского текста.

Использование при чтении мимики, жестов.

Распределение ролей, отработка выразительного чтения каждого героя.

Пробное инсценирование (драматизация). Рефлексия.

Инсценирование (драматизация).

Рубрика «Маленькие и большие секреты страны Литературии» предназначена для проведения повторительно-обобщающих уроков. Содержание этой рубрики можно реализовать в рамках одного последнего урока по разделу (по теме). Можно использовать методический аппарат данной рубрики в рамках всех уроков по теме в соответствии с изучаемым произведением.

На основе содержания данной рубрики можно составить тесты (в устной и письменной форме) для диагностики сформированности знаний и умений в рамках данного раздела.

Например, содержание рубрики «Маленькие и большие секреты страны Литературии» по разделу предполагает самостоятельную работу учащихся по определению уровня сформированности читательских умений.

Предполагается, что материал этой рубрики может быть освоен учащимися самостоятельно (дома) или в качестве закрепления трудной темы.



Календарно – тематическое планирование

Темы

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к  уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, вид самостоятельной работы

1 четверть – 27 часов.

Книга в мировой культуре.

1-3

Вводный урок.

М. Горький «О книгах».

Маленькая энциклопедия книги.

Проверочная работа.

3

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Текущий контроль: устный рассказ

Истоки литературного творчества.

4-5

Пословицы разных народов.

Святой источник (библия, коран).

2

Осознанное чтение целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих уровню текста.

Текущий контроль: чтение пословиц наизусть.

6

Из книги притчей Соломоновых. Притча о сеятеле.

1

Виды речевой деятельности: чтение, говорение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ притчей

Знать названия, основное содержание притчей.

Уметь:

– определять главную мысль притчей, анализировать.

– читать отрывки из былин наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Текущий контроль: осознанное чтение.

7

Былины. Особенности былинныхтекстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов «Гусляры».

1

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои былин.

8-10

Исцеление Ильи Муромца.Сравнение былины со сказочным текстом

Ильины три поездочки. Сравнениепоэтического и прозаическоготекстов былины.

Устное сочинение по картинеВ. Васнецова «Богатырский скок».

3

Жанры произведений. Понимание содержания литературного произведения.

11-12

Славянский миф.

Проверочная работа.

2

Виды речевой деятельности: слушание, говорение. Постановка вопросов, устные ответы на них. Связный рассказ о произведении по плану, о своих впечатлениях. Выразительное чтение фрагментов.

13

Мифы Древней Греции. Деревянный конь.

1

Виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо. Текст-рассуждение. Простейший рассказ о своих впечатлениях.

14 - 15

Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества.

Сказки о животных.

2

Виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо. Текст-рассуждение. Простейший рассказ о своих впечатлениях.

16

Тайская народная сказка «Болтливая птичка».  Создание сказки поаналогии.

1

Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность.

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

Осмысление цели чтения.

17

Немецкая народная сказка «Три бабочки».

1

Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Текущий контроль: осмысленное чтение текста.

18

Контрольное тестирование по теме «Истоки литературного творчества».

1

19

Семейное чтение. Царь и кузнец.

1

Жанры. Связный рассказ о прочитанном.

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть.

Читать произведения с родителями.

.

20

Семейное чтение. Шрамы на сердце.

1

Текущий контроль: чтение наизусть нескольких строк из летописи.

21

Маленькие и большие секретыстраны Литературии. Обобщениепоразделу.

1

О Родине, о подвигах, о славе.

22

Наше Отечество. К.Ушинский.

1

Различие жанров произведений: стихотворение. Выразительное чтение, использование интонаций.

– читать стихотворные произведения наизусть.

Текущий контроль: выразительное чтение отрывка.

23-24

Н. Языков. «Мой друг! Что можетбыть милей...». А. Рылов. Пейзаж срекой.

С. Романовский. Русь.Сравнение произведений литературы и живописи.

2

Герои произведений. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать стихотворные произведения наизусть

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

25

Александр Невский.

1

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

Текущий контроль: выразительное чтение.

26

Н.Кончаловская «Слово о побоище ледовом».

1

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

27

Дмитрий Донской.

1

Устное изложение текста по плану. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план

– различать жанры художественной литературы

– читать  произведения;

– различать жанры художественной литературы

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Текущий контроль: чтение отрывка наизусть.

28

Куликовская битва.

1

Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки. Литературная сказка. Главная мысль.

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план

– различать жанры художественной литературы

– читать  произведения;

– различать жанры художественной литературы

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Осмысленное чтение текста.

29

Михаил Кутузов.

1

Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них.

Осмысленное чтение текста.

30

Великая Отечественная война.

Р. Рождественский. Реквием.

1

Жанры. Главная мысль.

Текущий контроль: краткий пересказ текста.

31

А. Приставкин «Портрет отца».

1

Осмысленное чтение текста.

32

Е. Благинина «Папе на фронт».

1

Текущий контроль: чтение отрывка наизусть.

33

С. Фурин «Чтобы солнышко светило».

1

Текущий контроль: чтение отрывка наизусть.

34-35

Ф. Семяновский «Фронтовое детство». Фотография -источник информации.

2

Осмысленное чтение текста.

36

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

37

Творческий проект на тему «Нам не нужна война».

1

38

Проверочная работа.

1

Контроль.

Жить по совести, любя друг друга

39-40

А. Толстой «Детство Никиты». Смысл рассказа. Герои рассказа.

2

 Библиографические сведения (автор, титульный лист, аннотация)

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Осмысленное чтение текста

41

И. Суриков «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов.

1

Средства выразительности и описание. Понимание содержания литературного произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

Текущий контроль

42

А. Гайдар. Тимур и его команда. Смыслповести

1

Умение работать

с книгой.

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

Текущий контроль:

Осознанное чтение.

43

А. Гайдар. Тимур и его команда. Созданиетекстапоаналогии.

1

44

М. Зощенко «Самое главное».

1

Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– различать жанры художественной литературы

Текущий контроль: чтение текста

45

Итоговая контрольная работа за I полугодие по теме «О родине, о подвигах, о славе».

1

Использовать полученные знания

Текущий контроль

46

Работа над ошибками.

1

Виды текстов: описание, повествование. Герой-персонаж, его поступки, характер.

Использовать полученные знания. Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

Текущий контроль: выразительное чтение.

47-48

И. Пивоварова. «Смеялись мы — хи-хи». Соотнесение содержания текста с пословицей.

2

Выразительное чтение.

Выразительное чтение.

49

Н. Носов. Дневник Коли Синицына. Создание собственного дневника.

1

Знакомство с писателем. Творчество писателя.  

Использовать полученные знания. Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

Текущий: чтение стихотворения (отрывка) наизусть.

50

Н. Носов «Метро».

1

Виды текстов: описание, повествование. Герой-персонаж, его поступки, характер.

Текущий контроль: чтение текста

51

В. Драгунский «… бы».

1

Текущий контроль: чтение текста

52-53

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».

2

Инсценирование.

54

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа.

1

Текущий контроль.

Литературная сказка

55

Собиратели народных сказок: А. Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. Толстой

Вильгельм и Якоб Гримм — собиратели немецких народных сказок

1

Текст-описание. Формулирование вопросов и ответов на них.

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

О сознанное чтение сказок.

56-57

Якоб и Вильгельм Гримм. «Белоснежка и семь гномов».

2

Текст-описание. Формулирование вопросов и ответов на них

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Осознанное чтение сказок

58-59

Шарль Перро. «Мальчик-с-пальчик». Особенности зарубежного сюжета.

2

Правильное, сознательное чтение.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Итоговый: чтение текста вслух и про себя.

60

Ш. Перро «Спящая красавица».

1

Главная мысль. Жанр. Элементы.

Текущий контроль: чтение по ролям.

61

Сказки Г.-Х. Андерсена. Создание выставки книг.

1

Работа со сказками. Язык писателя. Жанр путевого очерка. Работас текстом

Текущий контроль: чтение по ролям.

62

Г.-Х. Андерсен «Дикие лебеди». Сравнение с русской литературной сказкой.

1

63

Отзыв о книге Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди».

1

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Текущий контроль.

64

Ганс-Христиан Андерсен «Пятеро из одного стручка».

1

Главная мысль. Словарное богатство русского языка. Составление плана.

Тематический контроль.

65

Г.-Х. Андерсен. «Чайник». Смысл сказки.

1

Связной рассказ. Элементы.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Тематический контроль: творческая работа.

66

И. Токмакова. «Сказочка о счастье».

1

Герой-персонаж: характер, поступки. Главная мысль. Устное изложение текста по плану.

Тематический контроль: выявление художественных средств.

67-68

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои сказки. Особенности литературной сказки.

2

Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения.

Текущий контроль: осознанное выразительное чтение.

69

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Ш. Перро «Красавица и чудовище». Сравнение сказок.

1

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Тематический контроль: творческий пересказ

70-71

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа.

2

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Использовать знания

Великие русские писатели

72

А.С.Пушкин.  Сказки Пушкина.

1

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Литературная сказка

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

Текущий контроль: выразительное чтение

73

Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина.

1

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

– различать жанры художественной литературы

Текущий контроль: выразительное чтение.

74

А. С. Пушкин. Осень. Е. Волков.Октябрь. Сравнение произведениялитературы и живописи.

1

Устное изложение текста по плану.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.

Текущий контроль: чтение отрывка наизусть

75

Контрольное тестирование по теме «Литераурная сказка».

1

Урок обобщения и контроля изученного

Использовать полученные знания

Тематический контроль.

76

А. С. Пушкин  «Гонимы вешними лучами». Средства художественной выразительности для создания образа весны.

1

Сюжет. Главная мысль.

Чтение отрывка наизусть.

77

Ф.Тютчев «Ещё земли печален вид».

1

Сюжет, герой-персонаж. Богатство языка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

Текущий контроль: чтение (отрывка) наизусть.

78

И.И. Козлов «Вечерний звон».

1

Различие жанров произведений.

Текущий контроль: чтение (отрывка) наизусть.

79

М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…»

1

 Библиографические сведения (автор, титульный лист, аннотация)

Различать жанры художественной литературы

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

80

М.Ю Лермонтов «Дары Терека», «Утёс».

1

Тема стихотворения. Средства выразительности. Выразительное чтение

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Текущий контроль: чтение отрывка наизусть

81

Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон».

1

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

Текущий контроль.

82

 М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

Аналитическое чтение стихотворений. Сравнение текста стихотворения с закличкой-веснянкой, со сказкой. «Разыгрывание» стихотворения.

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть (отрывок)

83

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

1

Виды текстов: описание, повествование. Герой-персонаж, его поступки, характер.

Текущий контроль: выразительное чтение.

84

Л.Н.Толстой

«Maman» из повести «Детство». Герои произведения.

1

Осознанное чтение.

85

Л.Н. Толстой «Ивины» из повести «Детство». Герои рассказа.

1

86-87

И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины.

«Когда закат прощальными лучами».

2

Знакомство с писателем. Творчество писателя.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

Текущий: чтение стихотворения (отрывка) наизусть.

88

И.А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…».

1

Текст-описание. Формулирование вопросов и ответов на них.

Текущий контроль.

89

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос».

1

Текст-описание. Формулирование вопросов и ответов на них.

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Текущий: коллективное составление схемы рассказа.

90

Л.Н.Толстой «Был русский князь Олег…»

1

Главная мысль. Жанр. Элементы.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Текущий контроль: чтение по ролям.

91

Проверочная работа.

1

92

Л.Н. Толстой «Петя Ростов».

1

Работа с рассказами. Язык писателя. Жанр путевого очерка. Работа с текстом

Текущий контроль: осознанное чтение.

93

Инсценировка басни И.А.Крылова «Ворона и лисица».

1

Главная мысль. Словарное богатство русского языка. Составление плана.

94

Итоговая контрольная работа за год.

1

Использование полученных знаний на практике

Уметь использовать полученные знания

Тематический контроль.

95

Работа над ошибками.

1

Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения.

Тематический контроль: творческий пересказ.

Литература как искусство слова. Обобщение

96-102

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Ритм и рифма в стихотворении.

Сравнение стихотворений (обычного и в прозе».

Работа с разными жанрами литературы.

7

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Тематический контроль.



ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Технические средства образовательной деятельности

1. Классная доска.

2. Мультимедийный проектор.

3. Компьютер.

5. Экран.

6. Принтер.

7. Сканер.

Учебно-методическое обеспечениеобразовательной деятельности

Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2ч. Ч.1 / Сост. Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская,  М.В.Бойкина.  М.: Просвещение., 2012г.

Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2ч. Ч.2 / Сост. Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская,  М.В.Бойкина. М.: Просвещение., 2012г.

Сборник рабочих программ. Перспектива. Пособие для учителей. М.Просвещение, . 2011г.

С.В. Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Перспектива», 4 класс. Москва. Издательство «Вако» 2014г.

М.В. Бойкина «Литературное чтение. Методические рекомендации». Москва. Просвещение. 2012г.

Технологические карты Литературное чтение (с сайта: ww.prosv.ru/umk/perspektiva)

Интернет-ресурсы

Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru

Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа:http://www.4stupeni.ru

Педагогическое сообщество. – Режим доступа:http://www.pedsovet.ru

Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа:    http://www.nachalka.info/about/193

Диски.

1.  Большая советская энциклопедия.

2.. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.


Список литературы (основной)

Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2ч. Ч.1 / Сост. Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская,  М.В.Бойкина.  М.: .Просвещение,  2012г.

Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2ч. Ч.2 / Сост. Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская,  М.В.Бойкина. М.: Просвещение,  2012г.

Сборник рабочих программ. Перспектива. Пособие для учителей. М.: Просвещение,  2011г.

С.В. Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Перспектива», 4 класс. Москва. Издательство «Вако»,  2014г.

М.В. Бойкина «Литературное чтение. Методические рекомендации». Москва. Просвещение. 2012г.

Крылова Текст. Работа с текстом. Издательство «Экзамен», 2014.

Список литературы (дополнительный)

Коти Т.Ю.Литературное чтение. Творческая тетрадь. 4 класс. М.: Просвещение, 2014.

Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю.Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 4 класс, Просвещение, 2014.

Список литературы для учащихся

Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2ч. Ч.1 / Сост. Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская,  М.В.Бойкина.  М.: .Просвещение,  2012г.

Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2ч. Ч.2 / Сост. Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская,  М.В.Бойкина. М.: Просвещение,  2012г.

Крылова Текст. Работа с текстом. Издательство «Экзамен», 2014.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля» г. Перми

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по  учебному предмету «Литературное чтение»,

УМК «Перспектива»

4 «А» класс

2014-2015 учебный год

Пермь, 2014

Приложение 1

Перечень оценочных средств

№ п/п

Наименование

оценочного

средства

Краткая характеристика оценочного средства

Источник, выходные данные

Тест.

Задания разделены на 3 раздела, каждый из которых, в свою очередь, имеет свои подразделы. Задания направлены на различные познавательные действия: анализировать условия задания, работать с алгоритмами, схемами, таблицами, применять изученное в стандартных и нестандартных учебных и практических ситуациях.

Задания составлены на материале математики и русского языка. Задания, проверяющие осознанность чтения, составлены на текстовой основе.

А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова «Диагностика сформированности метапредметных результатов обучения (русский язык, математика, литературное чтение)». Москва: АСТ: Астрель, 2014.

Тест.

10 вопросов: по орфографии, фонетике, лексике, пунктуации, извлечение информации.

О.Н. Крылова «Чтение. Работа с текстом». Издательство «Экзамен», 2014.

Комплексная письменная работа.

Комплексная работа для итоговой оценки сформированности учебной компетентности. Система работ направлена на оценку способности выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде, решать учебные и практические задачи на основе сформированности предметных знаний и умений по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру.

Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа под редакцией Г.С. Ковалёвой. М.: Просвещение, 2014.

Контрольная письменная работа.

Оценка знаний по изученному разделу.

С.В. Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению» к УМК Л.Ф. Климановой («Перспектива»). Москва: ВАКО, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспектива" 2 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС II поколения...

Работаем по ФГОС. Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспектива" 2 класс

Рабочая программа курса «Литературное чтение» для  2 а класса на 2012 – 2013 учебный год разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта программы начального...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспектива", 2 класс

Рабочая программа содержит тематическое и поурочное распределение материала, раскрывает УУД, формируемые на уроках....

Рабочая программа по литературному чтению УМК Перспектива 1 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Перспектива". 2 класс.

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 2 класс....