Рабочая программа по литературному чтению.1 класс.
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме
Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования (2013) и авторской программы для 1-4 классов под редакциейН. А.Чураковой издательства М., Академкнига/ учебник,2011г, которая является автором учебника «Литературное чтение.1 класс» для общеобразовательных учреждений,УМК «Перспективная начальная школа» вошедшего в федеральный перечень учебников на 2014-15 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочие программы | 819.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования (2013) и авторской программы для 1-4 классов под редакцией Н. А.Чураковой издательства М., Академкнига/ учебник,2011г, которая является автором учебника «Литературное чтение.1 класс» для общеобразовательных учреждений,УМК «Перспективная начальная школа» вошедшего в федеральный перечень учебников на 2014-15 учебный год.
Цели обучения литературному чтению в 1 классе
Цель программы обучения связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
Задачи обучения литературному чтению в 1 классе
-создание первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
-совершенствование диалогической и монологической устной речи, коммуникативных умений;
-воспитание нравственных и эстетических чувств;
-создание условий для творческой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Содержательные линии:
1. Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование
Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение ее цели и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по ее содержанию и задавать собственные вопросы.
Чтение вслух
Укрепление мотива чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия в инсценировках и драматизациях. Освоение особенностей выразительного чтения (от чтения отдельных предложений с интонационным выделением знаков препинания на начальном этапе до понимания не только сюжетных, но и жанровых требований и ограничений самого читаемого текста (лирическое стихотворение читается не так, как былина, а гимн – не так, как колыбельная песенка или прибаутка, и т. д.) и осознанный выбор подходящих к случаю интонации, тона, пауз, логических ударений).
Чтение про себя
Умение самостоятельно читать текст небольшого объема с разными целями: для составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения; для составления общего представления о содержании отдельных глав учебника, детских книг и популярных детских журналов в рамках просмотрового чтения; для привлечения уже пройденного материала в новый контекст в рамках повторного просмотрового чтения; для выяснения существенных подробностей текста в рамках изучающего чтения. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения.
Говорение (культура речевого высказывания и речевого общения)
Освоение разновидностей монологического высказывания:в форме краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте).
Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним свое отношение (согласие/несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста, а не на собственные эмоции.
Этическая сторона диалогического общения – использование норм речевого этикета и воспитание сострадательного отношения к проигравшей в споре стороне – рассматривается системно на занятиях по развитию речи в рамках уроков русского языка.
Письмо (культура письменной речи)
Освоение жанра письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»: умение самостоятельно заполнить два конверта (адресата и адресанта), использовать формулы вежливости в начале и в конце письма; отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания (специальные вопросы и задания в конце каждой четверти, адресованные членам клуба и предназначенные для переписки).
Накопление опыта предметной переписки: научиться реагировать на получение писем из клуба, отвечать на вопросы, заданные не только в учебнике, но и в этих письмах.
Различение видов текста (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и их практическое освоение в форме мини-сочинений; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; сочинения по живописным произведениям; письменное составление аннотаций к отдельным произведениям и сборникам произведений; обучение культуре предметной и бытовой переписки (написание писем и поздравительных открыток, формулы вежливости); использование в письменной речи средств художественной выразительности (сравнений, олицетворений, синонимов, антонимов) – весь этот круг задач решается в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (см. учебники «Русский язык» 2, 3, 4 классы, часть 2).
Работа с текстом художественного произведения
Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант (основная мысль в басне, главные переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне и т. д.). Определение особенностей построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, реконструировать мотивы его поступков; сравнительный анализ поведения разных героев и способность выработать собственную оценку их поведения. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах.
В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, транслируемые героями; устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения (этому учащиеся получат возможность научиться); выделять основную мысль текста (этому учащиеся получат возможность научиться); обнаруживать выразительные средства и понимать смысл их использования.
Работа с учебными и научно-популярными текстами
Обучение структурированию научно-популярного и учебного текстов, выделению в тексте отдельных частей, ключевых слов, составлению плана пересказа ведется в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (см. учебники «Русский язык» 2, 3, 4 классы, часть 2).
Формирование библиографической культуры
Умение пользоваться аппаратом учебника (страницей «Содержание» или «Оглавление», системой условных обозначений), навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Практическое умение составить монографический (без использования термина), жанровый и тематический сборники, опираясь на содержание учебника «Литературное чтение». Систематическое использование словарной и справочной литературы на уроках и в домашних условиях (с опорой на систему учебных словарей, входящихв комплект «Перспективная начальная школа», а именно в учебник «Русский язык», часть 2, соответствующего года обучения). Представление об алфавитном каталоге библиотеки. Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе для решения конкретных задач, сформулированных в методическом аппарате учебника.
Знакомство с книгой как с особым видом искусства, изучение ее элементов, а также практическое освоение жанра аннотации – все эти задачи в комплекте «Перспективная начальная школа» решаются в учебнике «Русский язык» средствами раздела «Развитие речи».
2. Литературоведческая пропедевтика
Представление о фольклорных произведениях (древнее происхождение; существование в устных формах и способность транслировать содержание во времени за счет устойчивости жанровых и сюжетно-композиционных структур, за счет фигуры повтора). Жанровое разнообразие фольклорных произведений (докучная и кумулятивная сказка; сказки о животных, волшебные и бытовые сказки; малые фольклорные формы: загадки, заклички, считалки, потешки, колыбельные песенки, пословицы и т. д.). Различение фольклорных произведений (мир общинных ценностей) и авторских произведений (мир индивидуальных переживаний). Представление о жанрах басни и былины как о пограничных жанрах (басни – авторские произведения, укорененные в сказке о животных и в фольклорном мире ценностей; былины – фольклорные произведения с элементами конкретно-исторических реалий).
Авторская литература: жанры рассказа и литературной сказки, авторская поэзия. Особенности стихотворного текста (ритм, рифма). Различение парной, перекрестной и охватывающей рифмы и понимание содержательности каждого конкретного вида рифмы.
Освоение понятий «тема» и «основная мысль», а также «основное переживание» героя произведения. Практическое различение произведений разного жанрового характера (без освоения понятия «жанр»). Практическое освоение представления о сюжете и о бродячих сюжетах (без освоения термина «сюжет», вводится термин «история»). Представление о герое произведения, об авторе-рассказчике.
Практическое различение в текстах и уяснение смысла использования средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, гиперболы, контраста, звукописи, фигуры повтора.
Работа с текстами разных видов и жанров литературы
Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений (от указания формальных примет до понимания разной степени разработанности характеров героев, наличия/отсутствия в тексте слоя индивидуальных переживаний, обнаружения разного мира ценностей – коллективных или индивидуальных). Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, небылица, колыбельная песенка, закличка, гимн и т. д.) и начальные умения выявлять и обосновывать жанровую принадлежность текста, опираясь на его ярко выраженные жанровые особенности (наличие волшебного мира, а также волшебных предметов и/ или помощников в волшебной сказке; наличие композиции, замыкающей события в круговое движение в докучной сказке; наличие обращения к природному явлению с просьбой о помощи в закличке и т. д.).
Понимание разницы между художественным и научно-популярным текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов (через анализ целей создания текстов, их содержания и средств выразительности). Понимание отличий прозаического и поэтического текстов (от указания формальных примет –наличия/отсутствия рифмы до понимания разницы создаваемых картин мира – мира внешней событийности и мира внутренних переживаний). Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте, а также понимать переживания героя (или лирического героя) в лирическом стихотворении.
Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка)
Представление о литературе как об одном из видов искусства (наряду с живописью, музыкой и т. д.). Сравнение особенностей мировосприятия писателя/поэта, живописца и композитора (на материале близких концептуально-тематически литературных, живописных и музыкальных произведений). Способность произведений, принадлежащих к разным видам искусства, транслировать сходные мысли и выражать похожие переживания авторов-создателей.
Представление о литературе как явлении художественной культуры (наряду с живописью, скульптурой, мелкой пластикой, прикладным искусством). Сравнение произведений, принадлежащих к разным видам искусства, для обнаружения сходства воссозданных в них картин мира.
3. Элементы творческой деятельности (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведений)
Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (в том числе и с опорой на цветовое маркирование).
Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).
Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.
Практическое освоение малых фольклорных жанров (загадки, заклички, считалки, небылицы, колыбельные): сочинение собственных текстов и инсценирование их с помощью выразительных средств (мимики, жестов, интонации).
Способность устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.
4. Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества
Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки.
Авторские произведения, укорененные в фольклоре (былины, басни, гимны).
Литературные авторские произведения
Произведения классиков отечественной литературы XIX– XX вв. (стихотворения, рассказы, волшебные сказки в стихах, повесть).
Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).
Произведения современной отечественной (с учетом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочная повесть).
Разные виды книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (детские журналы).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе.В силу особенностей учебного предмета выделяем:
- Ценность патриотизма, гражданственности - любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.
- Ценность нравственных чувств - нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.
- Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
- Ценность природы, окружающей среды - родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.
- Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве .
Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Описание места в учебном плане
Основой данной рабочей программы является авторская программа, которая разработана на 66 часов. В учебном плане МБОУ « Татарскомушугинская СОШ имени К.А.Смирновой» данный предмет входит в область «Филология», на изучение данного предмета предусмотрено66часов, что не соответствует авторской программе.
Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета. Внесение изменений.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
по авторской программе | по рабочей программе | корректировка на укрупнение дидактических единиц (или) дополнительные часы | ||
1. | Раздел. Добукварный период – подготовительный. | 10 ч. | 5 ч. | 5 ч. |
Тема. Вводный урок. Знакомство с учебником. Речь устная и письменная. Слушание сказки. «Заюшкина избушка». | 1ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Сказка «Колобок». Текст. Предложение. Слово. | 1ч | 1ч | 1ч | |
Тема. «Доброе дело». Слова-предметы. Живые и неживые предметы. Текст. | 1ч | 1ч | 1ч | |
Тема. «Неудачная прогулка». Слова-действия. Звуки речевые и неречевые. | 1ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Догадливая лягушка». Слова-признаки. | 1ч | 1ч | 1ч | |
2. | Раздел. Букварный период – основной. | 80 ч. | 36 ч. | 44 ч. |
Тема. Звук [а], буквыА, а. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Звук [о], буквы О. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Звук [у], буквыУ, у. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Звук [э], буквыЭ, э. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Звук [ы], буква ы. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Звук [и], буквыИ, и. И –показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Две работы буквы И. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Гласные звуки – ртораскрыватели: [а], [о],[у], [э],[ы],[и].работа гласных букв. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Слог, ударение. Смыслоразличительная роль ударения. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Звуки [м] [м,], буквы М, м. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Звуки [н] [н,], буквы Н, н. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Звуки [л] [л,], буквы Л, л. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Звуки [р][р,], буквы Р, р. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Звук [й,], буква й. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Буквы «я, ё, ю, е» | 8ч | 4ч | 4ч | |
Тема. Звуки [д] [д,], буквыД, д. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Звуки [т] [т,], буквыТ, т. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Чтение текста «Енот». | 1ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Звуки [з] [з,], буквы З, з. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Звуки [с] [с,], буквыС, с. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Чтение текста «Сосна». | 1ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Звуки [г] [г,], буквы Г, г. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Звуки [к] [к,], буквы К, к. . | 2ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Чтение текста «Зайка». | 1ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Звуки [в] [в,], буквыВ, в. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Звуки [ф] [ ф,], буквы Ф, ф. | 3ч | 1ч | 2ч | |
Тема. Звуки [б] [б,], буквыБ, б. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Звуки [п] [п,], буквы П, п. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Звук [ж], буквыЖ, ж.Звук [ж], буквы Ж, ж. | 3ч | 1ч | 2ч | |
Тема. Звук [ш], буквы Ш, ш. Звук [ш], буквы Ш,ш. | 3ч | 1ч | 2ч | |
Разделительный мягкий знак. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Разделительный твёрдый знак. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Звуки [х] [х,], буквы Х, х. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Звук [ч,], буквы Ч, ч. Звук [ч,], буквы Ч, ч. | 3ч | 1ч | 2ч | |
Звук [ш,], буквы Щ, щ. Звук [ш,], буквы Щ, щ. Звук [ш,], буквы Щ, щ. | 4ч | 1ч | 3ч | |
Звук [ц], буквыЦ, ц. | 2ч | 1ч | 1ч | |
3. | Раздел. Послебукварный период- завершающий. | 10 ч. | 1 ч. | 9 ч. |
Тема. В.Берестов «Верблюжонок». В народе говорят… | 1ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Г.Цыферов «Что у нас во дворе?». Приговорки. | 1ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Веселые стихи для детей. Творчество К.И. Чуковского. | 1ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Произведения о природе. «Белая акация». | 1ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Произведения А. Блока для детей «Ветхая избушка». | 1ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Шуточные и игровые стихотворения для детей. | 1ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Веселые стихи для детей. | 1ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Борис Владимирович Заходер «Песня игрушек». | 1ч | 1ч | 1ч | |
Тема. Прощание с учебником «Азбука» | 1ч | 1ч | 1ч | |
4. | Раздел. На огородах Баби-Яги. | 9 ч. | 8 ч. | 1 ч. |
Тема. Законы докучной сказки. «Сказка про сороку и рака». | 1ч | 1ч | 1ч | |
5. | Раздел. Пещера Эхо | 6 ч. | 3 ч. | 3 ч. |
Тема. Созвучные «хвосты»слов. Д.Хармс, Н.Гернет «Очень-очень вкусный пирог». | 1ч | 1ч | 1ч | |
Тема.Рифма и смысл. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Тема.Шуточные стихи. Джеймс Ривз. | 1ч | 1ч | 1ч | |
6. | Раздел. На пути в волшебный лес. | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
Тема.Сказка- цепочка.»Теремок». С. Маршак «Багаж». | 1ч | 1ч | 1ч | |
7. | Раздел. Клумба с колокольчиками. | 3 ч. | 2 ч. | 1 ч. |
Тема.Звукопись в поэзии и прозе. | 1ч | 1ч | 1ч | |
Раздел.В лесной школе. | 4 ч. | 4 ч. | - | |
Раздел. Музей Баби-Яги. Тайна особого зрения. | 4 ч. | 2 ч. | 2 ч. | |
Тема. Особый взгляд на мир. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Тема.Что видит и слышит поэт. | 2ч | 1ч | 1ч | |
Раздел.На выставке рисунков Ю. Васнецова. | 4 ч. | 4ч. | - | |
Итого: | 66 ч | 66 ч. | 66 ч. |
1 класс (66ч)
Обучение грамоте
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (5 ч)
Слушание (аудирование) текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки.
Первичное представление, во - первых, о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение и, во- вторых, о предложении как высказывании, которое
содержит сообщение о чем- либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие. Составление предложений на тему иллюстраций. Соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста. Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией. Элементы построения текста. Пересказ рассказа на основе его графической модели.
Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту. Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть.
Первичное представление о словах как структурных единицах языка
ОСНОВНОЙ ЗВУКОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (36ч)
Гласные звуки
Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух.
Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.
Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем — знака транскрипции.
Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком.
Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов - шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для звука, речи.
Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.
Согласные сонорные звуки (непарные по глухости -звонкости и парные по твердости -мягкости)
Согласные звуки [м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й] как ртосмыкатели.
Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).
Противопоставление сонорных согласных звуков по твердости-мягкости; обозначение их твердости-мягкости на письме при помощи букв гласных — «а, о, у, э, ы» для твердых (ма, мо, му, мэ, мы) и «и» для мягких (ми). Прием последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Артикулирование звуков, выделенных из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Фиксирование согласных звуков с помощью квадрата с точкой в середине, обозначающей звонкость. Одним из этих квадратов (с апострофом Y’) фиксируются мягкие, другим (без апострофа Y) — твердые звонкие звуки.
Соотнесение отличительных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл — мил, Нил — ны
Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки.
Чтение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых слогов-слияний (ма, ну, ри) с твердыми и мягкими согласными звуками,а также слов с непарным согласным звуком [й’] на конце и в середине слова (май, майка).
Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым.
Звук [й’] в начале слова и между гласными.
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака «ь»
«Работа» (функция) букв «я, ё, ю, е» — обозначать два звука [й’а],[й’о], [й’у], [й’э] в начале слова ([й’ама] — яма) и после гласных звуков в середине и на конце слова ([бай’ан] — баян, [р’исуй’у] — рисую).
Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв «я, ё, ю, е» ([но]- но; [н’о]- нё; [ру]-ру; [р’у]- рю; [ла]- ла; [л’а]-ля; [мэ]- мэ; [м’э]- ме).
Мягкий знак «ь», указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов, например: линь, руль, мыльный пузырь.
Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв).
Усвоение правил использования букв «я, ё, ю, е». Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком «ь». Дифференцировка мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова.
Конструирование форм печатных букв (строчных и заглавных): я Я, ёЁ, юЮ, е Е, ь.
Парные звонкие и глухие согласные звуки
Отличие звонких и глухих звуков [д]-[д’], [т]-[т’], [з]-[з’], [с]-[с’],
[г]-[г’], [к]-[к’], [в]-[в’], [ф]-[ф’], [б]-[б’], [п]-[п’] по признаку твердости-мягкости. Соотнесение парных по звонкости- глухости звуков [д-т, д’-т’, з-с, з’-с’, г-к, г’-к’, в-ф, в’-ф’, б-п, б’-п’] на фоне уже знакомого дифференциального признака (твердости-мягкости). Например: Дима — Тима, Даня — Таня. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков.
Усвоение форм 24 печатных (строчных и заглавных) букв: д Д, т Т,з З, с С, г Г, к К, в В, ф Ф, б Б, п П, жЖ, ш Ш.
Упражнение в произношении минимальных пар слов, например: жар — шар, Луша — лужа, отличающихся звуками [ж]-[ш].
Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи, ши.
Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов.
Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки.
Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.
Звук [й’] после разделительных мягкого «ь»и твердого «ъ» знаков
Обозначение на письме звука [й’] с помощью сочетаний разделительных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е, ё, я, и ).
Звуковой анализ слов со звуком [й’], обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных. Чтение звуковой схемы слов со звуком [й’], перекодирование её в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем — орфоэпически.
Конструирование печатных знаков ь, ъ, усвоение их форм.
Непарные глухие мягкие и твердые звуки [х, х’, ч’, щ’, ц]
Отработка артикуляции звуков [х, х’, ч’, щ’, ц] в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твердости-мягкости.
Упражнение в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: же, ше (жесть, шесть); шо, шё(шорох, шёлк); жо, жё(обжора, жёлудь); че (честь); чо, чё(чох, то есть чихание, чёлка); ще(щепка); що, щё(трещотка, щётка), чк(ручка, дочка), чн(точный, мучной), чт(мачта, почта),
щн(хищник), щр (поощрение).
Чтение слогов, слов, предложений, текстов, содержащих эти звуки.
Усвоение содержания текста. Пересказ.
Усвоение форм 8 печатных букв: х, Х, ч, Ч, щ, Щ, ц, Ц
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (1 ч)
Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. При чтении «трудных» слов в тексте (длинных и незнакомых по значению) возможно возвращение на уровень слогового их прочтения.
Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами.
Литературное чтение – 24ч.
Программа 1 класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказок. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как созвучных словах, находящихся в конце строчек; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.
Итогом первого года обучения является формирование мотива и начальных умений и навыков осознанного чтения и короткого устного высказывания (в рамках ответа на конкретный вопрос учебника). Дети получают общее представление о малых жанрах фольклора, о различиях прозы и поэзии, знакомятся с понятиями «автор» и «название произведения»; называют персонажей произведения, высказывают свое отношение к происходящему в тексте, находят повторы и рифмы.
Главная задача обучения в 1 классе — формирование мотива и совершенствование начальных умений и навыков чтения — остается актуальной и на протяжении второго года обучения.
Планируемый результат
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметнымирезультатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
«Обучение грамоте», подготовительный период:
-составлять предложения из 2-4 слов и рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;
-правильно сидеть за партой (столом)
«Обучение грамоте», основной период:
-акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителем) и давать ему полную характеристику;
-при анализе использовать практические приёмы определения звонкости- глухости согласных звуков и ударного слога в слове;
-делить слово на слоги, выделять и фиксировать ударный;
-читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;
-читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;
-перекодировать звуковую форму слов из условно- графической в буквенную и наоборот;
-анализировать и практически конструировать и переконструировать печатные и письменные буквы на основе элементов- шаблонов;
«Обучение грамоте», заключительный период:
-читать письменный и печатный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и индивидуальном для каждого ученика темпе;
-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
-пересказывать отдельные части текста(2-3 предложения);
-озаглавливать прослушанный текст;
К концу первого года обучения:
-быстро найти букву в алфавитном столбике;
-определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи;
-делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
-понимать различие между звуком и буквой;
-различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твёрдые согласные; парные звонкие - глухие согласные; только твёрдые и только мягкие согласные;
-читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения;
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»:
Обучающиеся научатся:
- читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;
-понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;
-читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;
-рассказывать наизусть 3–4 стихотворения разных авторов;
Обучающиеся в процессе самостоятельной и парной работы получат возможность научиться:
- находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведение в книге, ориентируясь на «Содержание»;
- задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»:
Обучающиеся научатся:
-отличать прозаическое произведение от стихотворного;
- различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;
-находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, звукопись, рифмы);
Обучающиеся получат возможность научиться:
--различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докучной сказок;
- обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора и литературы (прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка — закличку; рассказ — сказку и т. д.)
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»:
Обучающиеся научатся:
- понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
- читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
-рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженными в тексте.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осваивать на практике малые фольклорные жанры (загадку, закличку, считалку, небылицу, колыбельную) и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация);
- находить в разделе «Музейный Дом» («Выставка работ Юрия Васнецова») иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам (закличкам, прибауткам, небылицам), сравнивать тексты и иллюстрации.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Литературное чтение» к концу первого года обучения
-о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка;
-об отличии фольклорного текста от литературного;
-об отличии поэтического текста от прозаического;
-о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;
-о том, что такое рифма.
Знать:
-наизусть 3—4 стихотворения разных авторов;
-содержание произведений, прочитанных в классе.
Уметь:
-читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и молча;
-понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
-находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);
-отличать монолог от диалога; задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».
-самостоятельного чтения книг;
-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
-самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Учебно-методическое, материально – техническое и информационное обеспечение.
Для реализации программного содержания используется следующие учебники: А. Агарков. Обучение грамоте. 1класс. Академкнига\ Учебник 2011г. Н.А.Чуракова. Литературное чтение. 1 класс. Академкнига\ Учебник 2011г. Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 1 класс: хрестоматия / Н. А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2012; Малаховская, О. В. Литературное чтение. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы / О. В. Малаховская. – М.:Академкнига/Учебник, 2012; Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 1 класс: методическое пособие для учителя / Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. – М.:Академкнига / Учебник, 2011. Педагогические технологии и средства обучения (в том числе электронные) 1.Технология развивающего обучения. 2.Технология проблемного обучения. 3.Технология проектно – исследовательской деятельности. 4.Применение информационно – коммуникационных технологии (ИКТ). |
Список основной учебной и методической литературы 1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник. 2011г 2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.2011г. 3. Малаховская О.В. Литературное чтение. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник.2013г 4. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 1 класс: Методическое пособие. — М. : Академкнига/Учебник. 2011г. 5. Н.Г.Агарков Азбука . 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник. 2011г 6. Н.Г.Агарков Азбука 1 класс: —Тетрадь для самостоятельной работы М.: Академкнига/Учебник.2013г. 7. Н.Г.Агарков АзбукаМетодическое пособие. — М. : Академкнига/Учебник. 2011г. Список дополнительной методической литературы 1. Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). - М.:Академкнига/Учебник. 2. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига/Учебник. 3. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник. Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Классы 1 Учитель –Нургалиева Л.Ф. Количество часов Всего 66 часов; в неделю 2 часа. Из них: «Обучение грамоте» (обучение чтению) - 42 часа ; «Литературное чтение» - 24 часов. Плановых контрольных уроков -2, зачетов - , тестов - ч.; Административных контрольных уроков - ч. Планирование составлено на основе Примерной программы по учебным предметам М,: «Просвещение», 2011 Учебники: Азбука 1 класс : учебник по обучению грамоте и чтению. Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков; под ред. М.Л.Каленчук. – М.: «Академкнига/ Учебник», 2011. Литературное чтение 1класс : учебник / Н.А.Чуракова; под ред. М.Л.Каленчук – М.: «Академкнига/ Учебник», 2011. |
№ | Тема урока, элементы содержания | Тип урока | Планируемые результаты освоения материала (УУД и предметные результаты) | Виды и формы контроля | Основные виды учебной деятельности | Дата | |||
Предметные | Метапредметные | ||||||||
По плану | По факту | ||||||||
1 четверть.Подготовительный этап – 5ч | |||||||||
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. Речь устная и письменная. Слушание сказки. «Заюшкина избушка», беседа. Слушание текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки. | Урок изуче-ния нового | Знать элементы книги. Уметь правильно сидеть за партой, работать с книгой. Слушать, понимать содержание и соотносить части сказки с иллюстрациями. | Р: составлять план и выстраивать последовательность действий. П:умение строить сообщения в устной форме К: умение использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач, строить высказывание Л:сформированность ответственности за поступок | Текущий Ответы на вопросы. | 3.09 | |||
2 | Сказка «Колобок». Текст. Предложение. Слово. Слушанье текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки. | Урок изуче-ния нового | Слушать, понимать содержание и соотносить части сказки с иллюстрациями. Иметь представление о целостном сюжете сказки. | Р: составлять план и выстраивать последовательность действий. П: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. К:умение использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач, строить высказывание. Л:социальная активность, освоение социальных норм | научить слушать русскую народную сказку и познако-миться поня-тиями слово, предложениетекст | 5.09 | |||
3 | «Доброе дело». Слова-предметы. Живые и неживые предметы. Текст. Выделение из короткого текста, воспроизведение на слух отдельных предложений и соотношение их с моделью текста. | Урок изуче-ния нового | Знать понятия «предложение, текст, слово». Уметь определять кол-во слов в предложении. | Р: принимать и сохранять учебную задачу. П:умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений К: уметь координировать действия по выполнению задания. Л:Освоение норм и правил поведения в школьной жизни и социуме | Текущий. Ответы на вопросы. | познакомить со словами – предметами | 10.09 | ||
4 | «Неудачная прогулка». Слова-действия. Звуки речевые и неречевые. Работа с иллюстрацией (составление рассказов по графической модели). | Урок изуче--ния нового | Иметь понятие «значение слова». Иметь представление о словах-действиях. | Р: принимать и сохранять учебную задачу. П:умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений К: умение контролировать действия партнера Л:Освоение норм и правил поведения в школьной жизни и социуме | Текущий. Ответы на вопросы. | познакомить со словами действиями | 12.09 | ||
5 | «Догадливая лягушка». Слова-признаки. Работа с иллюстрацией (составление рассказов по графической модели). | Урок изуче-ния нового | Уметь подбирать примеры слов к соответствующим схемам. | Р: принимать и сохранять учебную задачу. П:умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений К: умение контролировать действия партнёра Л:Освоение норм и правил поведения в школьной жизни и социуме | Текущий. Пересказ с опорой на иллюстра-цию | познакомить со словами признаками | 17.09 | ||
6 | Азбука: две группы букв (буквы гласных и согласных звуков). Звук [а], буквыА, а Упражнения в звуковом воспроизведении слов, заданных рисунком и схемой. Конструирование печатной буквы «а» | Урок изуче-ния нового | Уметь читать букву. Знать, что [ а ]- ртораскрыватель | Р: принимать и сохранять учебную задачу. П:. умение строить сообщения в устной форме К: умение контролировать действия партнёра Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности | Текущий. Ответы на вопросы. | познакомить с буквой Аа | 19.09 | ||
7 | Звук [о], буквы О, о Упражнения в звуковом воспроизведении слов. Соотношение буквы и звука. | Урок изуче-ния нового | Знать, что [ о ]- гласный, уметь приводить примеры слов во множественном и единственном числе. | Р: умение самостоятельно анализировать условия и последовательность достижения поставленной цели П: умение осмыслять цели чтения К: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Л:способность к оценке своей учебной деятельности | Текущий. Ответы на вопросы с взаимопроверкой | познакомить с буквой Оо | 24.09 | ||
8 | Звук [у], буквыУ, у Упражнения в звуковом воспроизведении слов, заданных рисунком и схемой. Конструирование печатной буквы «у». | Урок изуче-ния нового | Знать, что [ у ]- гласный, уметь приводить примеры слов во множественном и единственном числе. | Р: Умение осуществлять контроль в процессе своей деятельности П: построение рассуждений в форме связи простых суждений. К:умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Л: Освоение норм и правил поведения в школьной жизни и социуме | Текущий. Ответы на вопросы. | познакомить с буквой Уу | 26.09 | ||
9 | Звук [э], буквыЭ, э Упражнения в звуковом воспроизведении слов, заданных рисунком и схемой. Прослушивание фрагмента сказки «Дюймовочка». | Урок изуче-ния нового | Знать, что [ э ]-гласный, уметь подбирать слова с заданным звуком. Знать, что [ э ] обозначается буквой э. | Р:принимать и сохранять учебную задачу. П умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде К: умение использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач, строить высказывание Л:.Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками: | Текущий. | познакомить с буквой Ээ | 30.09 | ||
10 | Звук [ы], буква ы Упражнения в звуковом воспроизведении слов, заданных рисунком и схемой. Конструирование печатной буквы «ы». | Урок изуче-ния нового | Знать, что [ ы ]-гласный, уметь пересказать воспринятый на слух текст. Знать, что [ ы ] обозначается буквой ы. Уметь составлять схемы слов. | Р: умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей П: умение строить сообщения в устной форме К:уметь контролировать действия партнёра. Л:Способность вести диалог на основе взаимного уважения | Текущий. | познакомить с буквой ы Конструирова-ние. | 3.10 | ||
11 | Звук [и], буквыИ, и. И –показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Две работы буквы И. Упражнения в звуковом воспроизведении слов, анализ и конструирование печатной буквы «и». | Урок изуче-ния нового | Знать, что [ и ] –гласный, уметь узнавать и выделять на слух из ряда звучащих слов те, в которых есть гласный звук. | Р:мение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей П:умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях К:уметь контролировать действия партнёра. Л:Способность вести диалог на основе взаимного уважения | Текущий. Ответы на вопросы. | познакомить с буквой Ии Конструирование. | 8.10 |
Материалы для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации.
Контрольная работа по обучению грамоте на 1 полугодие.
Цели и задачи: 1)проверить умение определять парные звонкие и глухие согласные
2) проверить умение делить слова на слоги
3) проверить составлять звуковые схемы.
Текст контрольной работы
Задание 1. В словах подчеркнуть парных звонких и глухих согласных звуков:
Вёдра, змейка, ножи, Васька, Соня
Задание 2. Подчеркнуть звонкие буквы одной чертой, а глухие двумя чертами
Алёша, ёрш, подъём, мясо, колья
Задание 3. Разделить слова на слоги
Юнга, польёт, клюква, сойка, змея
Задание 4. Составить звуковые схемы слов:
Юра, Лёва, платье.
Итоговая комплексная контрольная работа
Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитаешь. Дочитай текст до конца.
Сова
Обидел однажды старик сову. Ничего не сказала сова | |
старику, но перестала у него на лугу | |
мышей ловить. Старик это поначалу | |
не заметил, а мыши обнаглели. Стали | |
они гнезда шмелей разорять. Улетели | |
шмели, перестали клевер опылять. | |
Но и тут ничего не понял старик. А клевер пересталрасти на | |
лугу. Голодно стало корове, и перестала она давать молоко. | |
Вот как все в природе связано между | |
собой! Теперь понял это старик и | |
пошел скорее к сове прощение просить. |
Задание 2. Найди и спиши второе предложение. Проверь. Если надо, исправь.
___________________________________________________
___________________________________________________
Ответь на вопросы и выполни задания по тексту.
Если нужно, перечитай текст еще раз.
Задание 3. Поставь значок ✓ рядом с той строчкой, где картинки расставлены так, как происходят события в сказке.
А. | |||||
Б. | |||||
В. | |||||
Г. |
Задание 4. Выбери правильный ответ и отметь его значком ✓.
Столько же “ног”, сколько у совы …
А. | у мыши. | В. | у старика. | |||
Б. | у коровы. | Г. | у собаки. |
Задание 5.
Найди и спиши слово, выделенное в тексте жирным шрифтом.
Подчеркни в этом слове буквы мягких согласных звуков. Запиши, сколько в этом слове: слогов, звуков и букв.
________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Если хочешь, выполни и эти задания.
Задание 6. Составь и запиши цепочку слов на основе сказки так, чтобы показать, как в природе все связано между собой.
__Сова_⇒_________⇒_________⇒_________⇒_Корова_
Задание 7. Найди на рисунках объекты природы и соедини их стрелками с соответствующим словом-понятием.
Напиши свое слово | Забор | |||
Неживая природа | ||||
Клевер | Напиши свое слово | |||
Живая природа | ||||
Солнце | Мышка |
Задание 8. Предположим, что одна сова ловит за ночь одну мышь. Сколько мышей может поймать сова за неделю?
Ответ: За неделю сова поймает ____ мышей.
Задание 9. Когда старик понял, что обидел Сову? Запиши одно – два предложения.
Я думаю, что ____________________________________
___________________________________________________
Задание 10. Перечитай сказку о Сове. Подчеркни незнакомые тебе слова. Подсчитай их. Запиши в квадрате цифрой, сколько незнакомых слов в тексте тебе встретилось.
Выпиши одно какое-нибудь незнакомое слово. Попробуй определить значение этого слова.
Незнакомое слово | Значение незнакомого слова | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...