Конспект урока литературного чтения "Англичанин Павля"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "Англичанин Павля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_anglichanin_pavlya.docx42.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Тема раздела: ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ

Тема: Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин    

           Павля»)

Класс: 3

Цели:

 • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 развитие  памяти, внимания, умения анализировать и сравнивать исходный текст и его краткий пересказ;

развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Оборудование: портрет В. Ю. Драгунского; выставка книг писателя,   мультимедийная презентация, видео «Прощание с летом»

Ход урока

Ι. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.  (Слайд 1 )

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся выразительно читают стихотворения Ю. Кима «Светлый день» и Г. Сапгира «Нарисованное солнце» (по выбору).

  • Какое важное правило вы сформулировали на прошлом уроке? (Надо уметь создавать себе и окружающим хорошее настроение.) (Слайд 2 )

III. Сообщение темы урока.

Послушайте стихотворение. (Чтение стихотворения учителем, просмотр видео «Прощание с летом!» )

Последний летний вечер. Тёплый дождь,
Ритмично бьющий по зонтам и крышам.
Я знаю, лето, ты сейчас уйдёшь,
Оставив только вкус созревших вишен.

Пройдёт немного ласковых деньков –
И, оборвав листву в смятенье диком,
Зальётся мир слезами облаков
И мокрых чаек безутешным криком.

До встречи, лето! Нет твоей вины
В том, что грядут осенние невзгоды.
Придёшь назад в последний день весны –
И вновь устроишь праздник для природы!

  •  О каком времени года оно рассказывает? ( Слайд 3 )
  •  Прочитайте, как называется первый раздел. («Прощание  с летом».)

– Рассмотрите разворот. О чём мы будем читать в этом разделе?

IV. Изучение нового материала.

  1. Работа с текстом до чтения.

- Посмотрите на буквы, которые показаны на экране.  Сложите из них фамилию детского писателя.  ( Слайд 4 )

Р       У       Д       А        Н       Г       И       С       К        Й

( В.Драгунский )

- Какие рассказы Виктора Драгунского вы уже читали?(«Друг детства») ( Слайд 5 )

- Смешные или грустные рассказы пишет Виктор Драгунский?

        - А сейчас давайте послушаем рассказ о жизни и творчестве  писателя Виктора Драгунского, который подготовили наши ученики. ( группа детей из 3-х человек  с помощью учителя подготовили рассказ  о жизни и творчестве писателя)

Виктор Юзефович Драгунский
(1913 – 1972)

Его девиз: «Не одного дня работы не для детей, ни одного ребёнка без    радости».  (Слайд  6 )

Виктор Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке. Виктор рано начал работать. В 1930 году, уже работая, он стал посещать «Литературно-театральные мастерские» А.Дикого. В 1935 году начал выступать как актёр в Театре транспорта (ныне Театр им. Н. В. Гоголя). (Слайд 7 )

«Писатель щедрый и радостный». Он был лодочником, токарем, цирковым клоуном, актёром кино и театра, руководителем сатирического ансамбля «Синяя птичка», писателем для детей и взрослых.  (Слайд  8)    

Писателю было почти 50 лет, когда стали выходить его книжки для детей. В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую, – мальчик Дениска (младший сын писателя). Чем бы ни занимался в жизни В. Драгунский, он делал всё мастерски – с душой, увлечением, талантом и огромной светлой улыбкой.  ( Слайд 9 )

Самая известная работа писателя « Денискины рассказы».Это веселые рассказы про мальчика Дениску и его друга Мишку.  ( Слайд 10 )

(выставка книг для детей В.Драгунского) ( Слайд 11)

– Thank you very much, children! Very good story. Your mark 5. (Слайд 12 )

– Может, кто-то догадался, на каком языке и что я сказала?

– И это не случайно. Всего Виктор Драгунский написал около 90 рассказов. Сегодня мы познакомимся с одним из них: "Англичанин Павля". И рассказ «Англичанин Павля» взят из уже знакомой вам книги «Денискины рассказы».

– Кто же такой англичанин? (Живёт в Англии, знает английский язык.)

  1. Работа с текстом во время чтения.
  1. Первичное чтение.

Словарная работа ( Слайд 13 )

Взрезал – надрезал;

Напыжился – напрягся, заважничал;

Опешил – растерялся от неожиданности, испуга;

Прочепушил – возможно, от чепухи ( ш // х)

Пионеры – дети состоящие в детской организации; (пионер – первый)

Лапта – русская игра в маленький мяч, который отбивают битой;

Ливерпуль          Города, находящиеся в

Манчестер          Англии.

Рассказ читают сильные дети по небольшим отрывкам. ( Слайд 14 )

По ходу чтения необходимы эмоциональные комментарии учителя, вопросы к автору (они даны в скобках курсивом).

Виктор Драгунский

АНГЛИЧАНИН ПАВЛЯ

1

– Завтра первое сентября, – сказала мама. – И вот наступила осень, и ты пойдёшь уже во второй класс. Ох, как летит время!.. (А у нас сейчас какое время года?)

– И по этому случаю, – подхватил папа, – мы сейчас «зарежем арбуз»!

И он взял ножик и зарезал арбуз.  Когда он резал, был слышен такой полный, приятный, зелёный треск, что у меня прямо спина похолодела от предчувствия, как я буду есть этот арбуз. И я уже раскрыл рот, чтобы вцепиться в розовый арбузный ломоть (Что это значит «вцепиться»?), но тут дверь распахнулась, и в комнату вошёл Павля.

Мы все страшно обрадовались, (Как вы думаете почему?) потому что он давно уже не был у нас, и мы по нему соскучились.

– Ого, кто пришёл! – сказал папа. – Сам Павля. Сам Павля-Бородавля! (Догадались ли вы, кто пришёл – взрослый или мальчик?)

– Садись с нами, Павлик, арбуз есть, – сказала мама. – Дениска, подвинься.

Я сказал:

– Привет! – и дал ему место рядом с собой.

– Привет! – сказал он и сел.

И мы начали есть и долго молчали. (Почему?) Нам неохота было разговаривать. А о чём тут разговаривать, когда во рту такая вкуснотища!

2

И когда Павле дали третий кусок, он сказал:

– Ах, люблю я арбуз. Даже очень. Мне бабушка никогда не даёт его вволю поесть.

– А почему? – спросила мама.

– Она говорит, что после арбуза у меня получается не сон, а сплошная беготня.

– Правда, – сказал папа. – Вот почему мы и едим арбуз с утра пораньше. К вечеру его действие кончается, и можно спокойно спать. Ешь давай, не бойся. ( Какое правило мы узнали?)

– Я не боюсь, – сказал Павля.

И мы опять занялись делом ( Каким делом?) и опять долго молчали. И когда мама стала убирать корки, папа сказал:

– А ты чего, Павля, так давно не был у нас?

– Да, – сказал я. – Где ты пропадал? Что ты делал?

И тут Павля напыжился, покраснел, поглядел по сторонам и вдруг небрежно так обронил, словно нехотя: (Интересно, что же он сейчас скажет, раз так вдруг повёл себя? Вопрос не предполагает ответов детей.)

Что делал, что делал... Английский изучал, вот что делал. (А Павля большой или маленький? Дениска идёт во 2-й класс; вероятно, Павля его ровесник… Смотрите, такой маленький, а летом английский изучал! Что мы можем сказать о Павле?)

Я прямо опешил. (Очень сильно удивился.) Я сразу понял, что я всё лето зря прочепушил. С ежами возился, в лапту играл, пустяками занимался. А вот Павля, он время не терял, нет, шалишь, он работал над собой, он повышал свой уровень образования.

Он изучал английский язык и теперь небось сможет переписываться с английскими пионерами  и читать английские книжки.

Я сразу почувствовал, что умираю от зависти, а тут ещё мама добавила:

– Вот, Дениска, учись. Это тебе не лапта!

– Молодец, – сказал папа. – Уважаю! (А как, по-вашему, это вызывает уважение?)

3

Павля прямо засиял. («Засия» это как? )

– К нам в гости приехал студент Сева. Так он со мной каждый день занимается. Вот уже целых два месяца. Прямо замучил совсем.

– А что, трудный английский язык? – спросил я.

– С ума сойти, – вздохнул Павля. (А для вас английский язык трудный?)

– Ещё бы не трудный, – вмешался папа. – Там у них сам чёрт ногу сломит. Уж очень сложное правописание. Пишется Ливерпуль, а произносится Манчестер.

– Ну да! – сказал я. – Верно, Павля?

– Прямо беда, – сказал Павля. – Я совсем измучился от этих занятий, похудел на двести граммов. ( Это много? )

– Так что ж ты не пользуешься своими знаниями, Павлик? – сказала

мама. – Ты почему, когда вошёл, не сказал нам по-английски «здрасте»?

– Я «здрасте» не проходил, – сказал Павля. (Ребята, а кто знает как на английском будет «Добрый день»?)

– Ну вот ты арбуз поел, почему не сказал «спасибо»?

– Я сказал, – сказал Павля.

– Ну да, по-русски ты сказал, а по-английски? (Как по английски «спасибо»?)

Мы до «спасибо» ещё не дошли, – сказал Павля. – Очень трудное проповисание. (Вот и ответ на наш вопрос – большой Павля или маленький: он ещё пока не знает слова правописание.)

Тогда я сказал:

– Павля, а научи-ка ты меня, как по-английски «раз, два, три».

– Я этого ещё не изучил, – сказал Павля. (Ну мы же не Павля, давайте посчитаем до трёх на английском)

– А что же ты изучил? – закричал я. – За два месяца ты всё-таки хоть что-нибудь изучил?

– Я изучил, как по-английски будет «Петя», – сказал Павля.

– Ну как?

– «Пит»! – торжествующе объявил Павля. – По-английски «Петя» будет «Пит». – Он радостно рассмеялся и добавил: – Вот завтра приду в класс и скажу Петьке Горбушкину: «Пит, а Пит, дай ластик!» Небось рот разинет,

ничего не поймёт. Вот потеха-то будет! Верно, Денис? ( Так, скажите, это знания английского?)

– Верно, – сказал я. – Ну а что ты ещё знаешь по-английски?

– Пока всё, – сказал Павля.

2. Выявление первичного восприятия.

– Что рассмешило вас в этом рассказе?

– Вы уже можете объяснить, почему так назван рассказ?

– Какая часть рассказа вам показалась самой смешной и весёлой? (Обычно дети называют 3-ю часть.)

  • Рассказы В. Драгунского можно назвать юмористическими. Прочитайте предложения, в которых вы отметили слова, помогающие отыскать нужную интонацию.
  • Давайте с вами найдем значения этих выражений. На партах у каждого из вас есть карточки. Подумайте и соедините стрелочками юмористические выражения из текста с их значением. (Дети самостоятельно работают с карточками, затем проверяют себя) (Слайд 15)

С ума сойти                                        очень вкусный

Прямо засиял                                      очень трудно

Сам черт ногу сломит                       съедим

Такая вкуснотища                             заулыбался

«Зарежем арбуз»                                давно не виделись

Страшно соскучились                       очень трудно

Замените данные выражения автора на нейтральные.

  • Что же произошло? (Рассказ стал скучным.)

     Перечитывание 3-й части (дети читают по ролям, слова автора (Дениски) читает учитель, на слайде знакомимся с характером чтения).

- Если бы вы читали слова мамы или папы, с какой интонацией вы бы это делали? ( С уважением, серьёзно)

- А, как, надо читать слова Павлика? (Небрежно, высокомерно)
       - Как, надо читать слова Дениса? ( 
Сначала с завистью, заинтересованно, а в конце рассказа - возмущённо.) (Слайд 16)

  1. Работа с текстом после чтения.

- Открываем свои рабочие тетради на странице 1. И так, посмотрите на задание №1 (один ученик читает задание). Давайте выясним, какими были Павлик и Дениска. (дети выполняют задание самостоятельно)

-  А сейчас найдите на партах карточку №2. Что нам нужно сделать? ( ученик читает задание вслух). Работаем в парах. Вам нужно подчеркнуть ключевые слова рассказа.

  • Почему же В. Драгунский назвал свой рассказ «Англичанин Павля»?
  • Как он относится к своему герою? (Автор осуждает мальчика за хвастовство, но относится по-доброму.)
  • Для чего В. Драгунский написал свой рассказ?
  • Как вы думаете, Павлик сделал для себя определенные выводы?

V. Итог урока.

- А сейчас мы проверим, как вы внимательно слушали рассказ. Давайте ответим на вопросы викторины «Англичанин Павля».

Викторина «Англичанин Павля»

  1. От чьего лица ведется рассказ?
  • Дениски
  • Автора
  • Павлика

  1. В честь какого праздника было решено «зарезать арбуз»?

  • первого сентября
  • дня рождения
  • наступления каникул

  1. Кто пришел к Дениске в гости, когда он ел арбуз?

  • Мишка
  • Павлик
  • Катя
  1. Как отреагировал Дениска и его родители, когда в комнату вошел Павля?
  • страшно обрадовались
  • страшно огорчились
  • не обратили на него внимания
  1. Чем все лето занимался Дениска?
  • учил уроки
  • играл в лапту
  • учил английский

  1. С кем Павля занимался английским языком?

  • со студентом Севой
  • с репетитором
  • с мамой

  1. Сколько месяцев изучал английский язык Павля?

  • три
  • два
  • один
  1. На сколько похудел Павлик пока изучал английский язык?
  • на 100 граммов
  • на 300 граммов
  • на 200 граммов
  1. Павля знал, как сказать по-английски:
  • один, два, три
  • спасибо
  • Петя
  1.  Как папа Дениски называл в шутку Павлика?
  • Павля - Шмакодявля 
  • Павлик - Лавлик-Зяблик 
  • Павля - Бородавля 

– С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу?

VΙ. Домашнее задание.

- прочитать рассказ; подготовить выразительное чтение по ролям 3-й части; ответить на вопрос 3 (с. 11).


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)

Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"

Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме  "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина  " Как Илья из Мурома богатырём с...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Конспект урока литературного чтения Конспект урока "Басни И.А.Крылова"

Цели:Повторить произведения И.А. Крылова;Развивать интеллект, логическое мышление, творческое воображение, пробуждать добрые чувства;Воспитывать высокие моральные качества, любовь к литературе....