Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Рощупкина Татьяна Александровна

Рабочая программа курса литературное чтение составлена на основе авторской программыЛ.А.Ефросинина, М.И.Оморокова (М.: Вентана – Граф 2011 г.), которая входит в  комплект программ концепции «Начальная школа ХХI века» руководитель проекта – член-корреспондент РАО профессор Н.Ф.Виноградова.

 

Программа рассчитана на учащихся 4 класса МОУ «СОШ с. НиколаевкаИвантеевского района Саратовской области». Программа рассчитана на 136 часов– 4 часа в неделю.

Суть программы. Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читатель­ского развития ребенка, а также нравственноэтического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и твор­чество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспи­тание.

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Николаевка

Ивантеевского района Саратовской области»

«Рассмотрено»

На заседании ШМО учителей начальных классов

_________/Рощупкина Т.А./

«____»______________2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ «СОШ с. Николаевка»

___________/Григорьева Е.В./

«_____»_____________2014г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШс. НиколаевкаИвантеевского района Саратовской области»

______________   /Барсова Н.В./

«_____»________________2014г.

Пр № ________________

Рабочая программа педагога

по литературному чтению

4 класс,

адаптированная по программе

для общеобразовательных учреждений.

Литературное чтение 4 класс                                                                                 Составитель: /Е.А. Ефросинина) (базовый уровень)

Рощупкиной Татьяны Александровны

I квалификационной категории

с. Николаевка

2014 - 2015 учебный год

Библиографические источники,                                                                               используемыепри составлении программы

  1. Беседы с учителем. Методика обучения 4 класс. Под редакцией Л.Е.

Журовой. Издательский центр «Вентана-Граф» 2013г.

  1. Литературное чтение в начальной школе:  Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания:. – М.: Вентана-Граф.
  2. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – 2-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2011. – 160с.
  3.  Учебно-методический комплект «Начальная школа ХХI века».

Составитель:

Рощупкина  Татьяна  Александровна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории.

Образование: средне специальное Чапаевское педагогическое училище

Год окончания: 1994год

Начало педагогической деятельности: 1994год

Аннотация

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе рекомендаций методического центра СарИПКРО и состоит из семи структурных элементов: введение, концепция ОУ, миссия ОУ, пояснительная записка, программа, перечень учебно-методического обеспечения для учителя, основные информационные источники для обучающихся.

Рабочая программа курса литературное чтение составлена на основе авторской программыЛ.А.Ефросинина, М.И.Оморокова (М.: Вентана – Граф 2011 г.), которая входит в  комплект программ концепции «Начальная школа ХХI века» руководитель проекта – член-корреспондент РАО профессор Н.Ф.Виноградова.

Программа рассчитана на учащихся 4 класса МОУ «СОШ с. НиколаевкаИвантеевского района Саратовской области». Программа рассчитана на 136 часов– 4 часа в неделю.

Суть программы. Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственноэтического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

  1. Введение.

Главная суть содержания предмета.

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой  художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности.

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

      Основная цель уроков литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Задачи:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений  словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- расширять кругозор детей через чтение книг;

- обеспечивать развитие речи и активно формировать навык чтения;

- работать с различными типами текстов;      

Минимальный объём знаний

К концу обучения в четвертом классе учащиеся должны:

Знать :

-название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;

-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

Называть, приводить примеры:

--сказок народных и литературных;

--стихов и рассказов из круга детского чтения;

-различать, сравнивать:

--произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

--жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

--сказки народные и литературные;

--словари и справочники;

-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);

Называть , приводить примеры:

-сказок народных и литературных;

-стихов и рассказов из круга детского чтения;

-различать, сравнивать:

-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

-жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

-сказки народные и литературные;

-словари и справочники;

-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ.

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного

учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет«литературное чтение» должны отражать:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения(ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев

  1. Концепция ОУ

Основная цель работы школы в 2140-2015 учебном году:

        Внедрение в образовательное пространство школы современных программ, методик и форм работы как условие успешного освоения федеральных государственных образовательных стандартов.Основные задачи на 2014-2015  учебный год:                                    1. Обеспечить реализацию права каждого учащегося на получение образования в соответствии с его потребностями и возможностями.                                                                          2. Обеспечить условия для укрепления физического, психологического и нравственного здоровья детей.                                                                                                                                           3. Обеспечить  введение  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 1-6-ом классах.                                                                                     4. Включить каждого ученика в работу в качестве активного участника и организатора образовательного процесса.                                                                                                                           5. Повысить качество обучения школьников за счет освоения учителями современных образовательных технологий.                                                                                                                     6. Повысить качество применения  информационных технологий  в преподавание всех предметов учебного плана.                                                                                                                           7. Развивать  устойчивую  мотивацию  к учению и самообразованию.                                               8. Формировать  у обучающихся целостную картину мира на основе глубоких и всесторонних знаний основ наук.                                                                                                          9. Обновить содержание образования на старшей ступени обучения, используя разнообразные формы профильного обучения.                                                                                   10. Обеспечить  преемственность 1 и 2 ступеней, 2 и 3 ступеней обучения.                                   11. Усовершенствовать модель  методической службы, обеспечивающей развитие педагогического мастерства учителя, повышение его мотивации самосовершенствования.   12. Продолжить систематическую целенаправленную работу с одарёнными детьми.             13. Организация, совершенствование, поддержка исследовательской  работы педагогов и учащихся.                                                                                                                                                  14. Организация, совершенствование работы по самообразованию педагогов, их  роста.                                                                                                                                                          15. Активизировать работу по обобщению педагогического опыта через издание методических материалов, размещения в сети Интернет.                                                                  16. Продолжить изучение и внедрение современных воспитательных технологий в работе с классными коллективами. (ШМО классных руководителей 1-11 классов).                                   17. Продолжить развитие и внедрение здоровьесберегающих технологий.  

  1. Миссия ОУ.

Адаптивная школа - это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Исходя из этого, структура образовательного учреждения функционирует в рамках трех ступеней:

I        ступень - начальные классы;

II        ступень - основная школа;

III        ступень - средняя школа.

Личностно-ориентированное образование - это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям

Знания и умения:

1.Достаточный уровень базовых знаний,
необходимый для продолжения обучения.

2.Умение передавать содержание учебного
материала в графической форме и других   формах свертывания информации.

3.Владение  умением   ориентироваться   в  учебной, социальной ситуации на основе    лично освоенных предметных знаний,     культурного наследия, норм социального поведения и межличностного общения.

4.Умение систематизировать материал  в  пределах учебной темы.

Здоровье:

1.Самоопределение            в способах достижения здоровья

2.Самоорганизация           на уровне здорового    образа жизни.

3. Соответствие физического        состояния выпускника      нормативам физического развития.

Творчески развитая личность

Познавательная деятельность:

1.Способность рассуждать.

2.Самосознание и
адекватная самооценка,
потребность в самопознании.

Культура личности, жизненная и нравственная позиция:

1.Социальная взрослость,

ответственность за свои действия.

2.Осознание собственной индивидуальности.

3.Потребность в общественном признании.

4.Достаточный уровень воспитанности.

Личностная модель выпускника первой ступени обучения

Пояснительная записка

Концепция программы.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;
  • в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
  • содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Обоснованность актуальность программы.

Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.

Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
  2. Система работы над навыками чтения.
  3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
  4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
  5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Следует обратить внимание еще на один специфический для начальной школы аспект литературного чтения. Чтение является речевой деятельностью, а следовательно, оно связано со знанием структуры текста как речевой единицы.

Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:

1.        Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.

  1. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей.
  2. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
  3. Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения. Использование знаний о тексте как особой единице различение художественного и Научно-познавательного произведения.        у
  4. Формирование литературоведческих представлений обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.
  5. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Данный предмет входит  в образовательную область литературы

Курс литературного чтения для 1-4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Данная программа реализуется за период 2014 – 2015 учебного года.

Основные принципы отбора материала и структура программы.

        .,

На основном этапе (3-4 классы) главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведении, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей, как России, так и зарубежья.

Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведении одного и того же автора.

В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживании, эмоции и чувств.

Кроме указанных принципов учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.

Общая характеристика учебного процесса.

Основной формой обучения литературному чтению являетсяурок. Как дополнительные формы обучения рассматриваются участие в праздниках, утренниках, конкурсах чтецов, творческих конкурсах разного уровня.

Методы и приемы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.

Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
  • с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
  • с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
  • с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.

 

                                    Место предмета в базисном учебном плане

               В соответствии с учебным планом курс «Литературное чтение» изучается  в IV классе 4 часа в неделю.. Общий объем учебного времени в 4 классе  составляет 136 часов. Выполнение программы  ориентировано на использование разнообразных форм организации учебного процесса (урок, урок-игра, урок-путешествие, урок-обобщение) внедрение

современных методов обучения и педагогических технологий (проблемно-поисковое и личностно ориентированное обучение).

Предполагаемые результаты.

К концу обучения в четвертом классе учащиеся должны:

  • читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух и про себя (темп чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся);
  • знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
  • выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;
  • определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;
  • пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
  • самостоятельно читать произведения и книги по изученным темам;
  • пользоваться библиотечным фондом;
  • отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
  • пользоваться справочной литературой.

Основные требования к уровню подготовки  учащихся  четвёртого  класса

В результате изучения данного предмета в 4 классе учащиеся должны:

знать:

-название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;

-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

называть, приводить примеры:

-сказок народных и литературных;

-стихов и рассказов из круга детского чтения;

-произведений основных жанров детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, пьеса, баллада, очерк, миф)

различать, сравнивать:

-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

-жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

-сказки народные и литературные;

-словари и справочники;

-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);

уметь:

-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

-выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;

-определять тему и главную мысль произведения;

-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту; делить текст на смысловые части и оставлять простой план;

-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

-определять тему и жанр незнакомой книги;

           

Критерии оценивания

Литературные диктанты:

«5» - если в работе нет ошибок;

«4» - если в работе одна ошибка;

«3» - если в работе две ошибки;

«2» - если в работе более двух ошибок.

Диагностические задания:

выполняются каждым учеником на бланках-карточках и оцениваются в баллах:     0 баллов – задание не выполнено;

                 1 балл – выполнена часть задания или допущены ошибки;

                 2 балла – задание выполнено верно;

Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание):

   Отметка «5» - ученик читает целыми словами, со скоростью не менее 90 слов в минуту вслух   и больше 110 слов в минуту молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставить факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав необходимые части прочитанного текста.

   Отметка «4» - ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не меньше 70  слов в минуту и больше 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать своё мнение о прочитанном.

Отметка «3» - ученик читает целыми словами со скоростью не менее 60 слов в минуту вслух и не меньше 80 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).

  Отметка «2» - ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».

Выразительность чтения:

   Отметка «5» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает своё отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствует содержанию произведения.

  Отметка «4» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.

  Отметка «3» - ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствует содержанию произведения.

  отметка «2» - ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «3».

Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения:

   Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценивать по сумме верных ответов:

«5» - если все задания выполнены верно;

«4» - если выполнено не менее ¾  всех заданий;

«3» - если выполнено не менее ½ всех заданий;

«2» - если выполнено  менее ½  всех заданий.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

         искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв);

         неправильная постановка ударений (более двух);

         чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

         непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

         неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

         неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

         нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

         нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

         монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты.

         не более двух неправильных ударений;

         отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

         осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

         неточности при формулировке основной мысли произведения;

         нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характер

 

5.Программа

Учебно-тематический план

№п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

к\р

Форма контроля

1.

Произведения фольклора

13

1

тест

2.

Книги Древней Руси

3

-

3.

Басни. Русские баснописцы.

7

1

тест

4.

Произведения В. А. Жуковского

3

-

5.

Произведения А. С. Пушкина

8

1

тест

6.

Произведения М. Ю. Лермонтова

4

-

7.

Произведения Петра Павловича Ершова

4

1

тест

8.

Произведения В. М. Гаршина

4

-

9.

Произведения русских писателей о детях

6

1

тест

10.

Произведения  зарубежных писателей.

12

1

тест

11.

Произведения  Л.Н. Толстого

8

1

тест

12.

Стихи А. А. Блока

2

-

13.

Стихи К. Бальмонта

3

-

14.

Произведения  А.И. Куприна

5

-

15.

Произведения И. А. Бунина

4

1

тест

16.

Произведения С.Я. Маршака

8

-

17.

Произведения Н.А.Заболоцкого

2

-

18.

Произведения о детях войны

3

-

19.

Стихи Н.М. Рубцова

3

-

20.

Произведения С.В. Михалкова

6

-

21.

Юмористические произведения

8

1

тест

22.

Очерки.

8

1

тест

23

Путешествия. Приключения. Фантастика.

10

1

Тест

24

Комплексная итоговая работа

1

1

25

Смотр знаний. Летний читательский дневник.

1

-

Всего

136

12

Содержание тем учебного курса (136ч)

     Круг чтения.

     Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира.  Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран.

Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.

     Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

     Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.

    

     Восприятие литературного произведения.

     Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

     Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.

     Умение определять задачу чтения – что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

     Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении – реальных и фантастических.

     Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.

     Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов(«жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь – сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

     Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

     Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

     Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.

     Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.

     Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.

     Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой  язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.

     Очерк – повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

     Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, басня, баллада, пьеса-сказка, очерк,  научно-популярное и научно-художественное произведения.

     Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.

     Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.

     Творческая деятельность школьников. Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание», известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

     Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на неё каталожную карточку.

     Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

     Навык чтения. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе – не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

     Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.

     Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений.Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположение, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины).Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

     Читательские умения (работа с произведением и книгой):

  • обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;
  • самостоятельный выбор книги на определённую тему;
  • чтение детской периодики;
  • использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т. д.).

  1. Перечень учебно-методического обеспечения учителя.  

1. Литературное чтение. Методическое пособие. Л.А.Ефросинина.

Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 20011г.

2. Литературное чтение. Поурочные планы. По учебнику Л.А.Ефросининой.

Волгоград, Издательско-торговый дом «Корифей», 20013г.

3.  Литературное чтение. Тетрадь на печатной основе. В двух частях.  Л.А.Ефросинина. Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.

4. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2ч. Ч. 1. – М.: Вентана-Граф,.

5.Примерные программы начального общего образования. Стандарты второго поколения. Москва, Просвещение, 2009г.

6. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХΙ века».

Москва, Идательский центр «Вентана-Граф», 2013г.

7. Тексты по проверке техники чтения. Авторы О.В. Узорова, Е.А.Нефедова.

Москва, ООО «Издательство Астрель», 2000г.

8. Портреты писателей.

9. Сухин И.Г. Чтение. Литературные викторины: 1-4/И.Г. Сухин.-М.:Эксмо, 2007.-320с.-(Мастер-класс для учителя).

10. Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе. Выпуск 1 - 2: Дидактическое пособие к урокам литературного чтения / О.Н. Тишурина. – 3-е изд., стереотип.- М.:Дрофа,2008.

11. Учебник. Литературное чтение. Части 1,2. Автор.Л.А.Ефросинина.

Москва, Идательский центр «Вентана-Граф», 2013г..

7.Основные информационные источники для обучающихся.

1. Литературное чтение. 4 класс Тетрадь на печатной основе. В двух частях.  Л.А.Ефросинина. Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.

2. Учебник. Литературное чтение. Части 1,2. Автор.Л.А.Ефросинина.

Москва, Идательский центр «Вентана-Граф», 2013г.

3.Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе. Выпуск 1 - 2: Дидактическое пособие к урокам литературного чтения / О.Н. Тишурина. – 3-е изд., стереотип.- М.:Дрофа,2008.


Тематическое планирование

№  п/п

Название блока

Тема урока

Тип урока

Дидактический материал

Дата

план

факт

Первая четверть  - 24 часа

1.

Произведения фольклора.

Загадки Пословицы. Дразнилки. Скороговорки. Сказки. Русская народная сказка «Иван –царевич и Серый волк».

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

Выставка книг

2.

Героическая песня, былина, легенда, библейское предание. Былина «ВолхВсеславович».

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

Выставка книг

3.

Слушание и работа с детскими книгами. Былины «Вольга Святославович», «Святогор».

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

Выставка книг

4.

Народные легенды». Легенда о граде Китеже».  «Легенда о покорении Сибири Ермаком».

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

Выставка книг

5.

Слушание и работа с детскими книгами. Легенды народов мира. Шотландская легенда «Рыцарь – эльф».

Урок рефлексии

Эл/пр

Выставка книг

6.

Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и «Дмитрий Пожарский»

Урок открытия новых знаний

7.

Обобщение по разделу.

«Проверь себя»

Урок развивающего контроля

8.

Басни. Русские баснописцы.

И.А.Крылов» Стрекоза и муравей», И.И.Хемницер «Стрекоза», Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравей».

Урок открытия новых знаний

П 2

выставка

9.

И.И Хемницер «Друзья». Слушание и работа с книгами басен.

И.А.Крылов «Крестьянин в беде».

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

Выставка книг

10.

А.Е.Измайлов «Кукушка». А.Е.Измайлов «Лестница».

Урок открытия новых знаний

11.

И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». С.В.Михалков «Слово о Крылове».

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

Выставка книг

12.

Слушание и работа с детскими книгами. И.И.Дмитриев «Муха», «Петух, Кот и Мышонок».

Урок рефлексии

13.

Контрольный урок.

«Проверь себя».

Урок развивающего контроля

14.

Произведения В.А.Жуковского.

В.А.Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминание».

Урок открытия новых знаний

П 1

Эл/пр

Выставка книг

15.

В.А.Жуковский.  Волшебная сказка «Спящая царевна».

Урок открытия новых знаний

П 1

Эл/пр

16.

Работа над содержанием сказки

В.А.Жуковского «Спящая царевна»

Урок рефлексии

17.

Слушание и работа с книгами. В.А.Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи – царевны, кощеевой дочери».

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

Выставка книг

18.

Обобщение по разделу. Контрольный урок «Проверьте себя»

Урок развивающего контроля

19.

А.С.Пушкин «Осень»

Г.Н.Волков «Удивительный Александр Сергеевич»

Урок открытия новых знаний

П 5 Эл/пр

Выставка книг

20.

А.С.Пушкин «И.И.Пущину», И.И.Пущин «Записки о Пушкине»

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Урок открытия новых знаний

П 5 Эл/пр

21.

А.С.Пушкин «Зимняя дорога», из воспоминаний В.И.Даля.

«Песни о Стеньке Разине». А.С.Пушкин

Урок открытия новых знаний

П 3 Эл/пр

22.

М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва!... Люблю тебя как сын…», «Парус».

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

Урок открытия новых знаний

П 3 Эл/пр

23.

М.Ю.Лермонтов «Горные вершины», «Утёс».

«Казачья колыбельная песня»

Урок открытия новых знаний

П 3 Эл/пр

24.

П.П.Ершова «Конёк – Горбунок».

Урок откр новых знаний

П Эл/пр

Вторая четверть – 24 часа

1.

Продолжение  знакомства со сказкой П.П. Ершова «Конёк – Горбунок».

Урок открытия новых знаний

2.

П.П. Ершов «Кто он?»

Урок рефлексии

Эл/пр

3.

Проверь себя.

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», стихотворение «Пленница»

Урок развивающего контроля

4.

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

Урок открытия новых знаний

Выставка книг

5.

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

Урок открытия новых знаний

Эл/пр Выставка книг

6.

Обобщение по изученным разделам «Проверьте себя». Детские журналы и газеты.

Урок развивающего контроля

7.

Произведения о детях. Н.Г.Гарин- Михайловский «Старый колодец» (глава из повести «Детство Тёмы)

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

8.

 Слушание и работа с книгами русских писателей о детях. К.М.Станюкович «Максимка»

Урок рефлексии

9.

 Произведения русских писателей о детях. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Вертел» Обобщение по разделу

Урок открытия новых знаний

10.

Произведения зарубежных писателей. Марка Твена «Приключения Тома Сойера» (в сокращении)

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

Выставка книг

11.

Работа с книгой Марка Твена «Приключения Тома Сойера».

Урок открытия новых знаний

12.

 Слушание и работа с книгами зарубежных писателей для детей. Марк Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна». Самостоятельное чтение отдельных глав из романа М.Твена «Приключения Гекльберри Финна»

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

13.

Х.-К.Андерсен «Дикие лебеди». Чтение 1-4 части.

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

Выставка книг

П 47

14.

Х.-К.Андерсен «Дикие лебеди». Чтение 5 -7части.

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

П 47

15.

Х.-К.Андерсен «Самое невероятное»

Урок открытия новых знаний

16.

Х.-К.Андерсен «Дети года»

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

17.

Х-К Андерсен «Девочка со спичками»

Проверь себя

Урок развивающего контроля

Эл/пр

18.

Мифы народов мира. Древнегреческий миф «Арион».

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

19.

Древнегреческий миф «Дедал и Икар».

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

20.

Славянский миф «Ярило-Солнце»

Урок открытия новых знаний

21.

Древнеиндийский миф «Творение»

Урок открытия новых знаний

22.

Отрывок из жития «О князе Владимире».

Древнекитайский миф «Подвиг стрелка И»

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

23.

«Деятельность Ярослава. Похвала книгам»

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

24.

«Поучение Владимира Мономаха детям».

Проверь себя

Урок развивающего контроля

Эл/пр

Третья четверть – 30 часов

1.

Л.Н.Толстой «Акула».

Урок открытия новых знаний

П 7 Эл/пр

Выставка книг

2.

Л.Н.Толстой «Два брата». Сказка.

Урок открытия новых знаний

П 7 Эл/пр

3.

Л.Н.Толстой «Мужик и Водяной». Басня.

Урок открытия новых знаний

4.

Л.Н.Толстой «Черепаха». Рассказ

Урок открытия новых знаний

П 7 Эл/пр

5.

Л.Н.Толстой «Русак»

Урок открытия новых знаний

6.

Л.Н.Толстой «Святогор – богатырь». Былина.

Урок открытия новых знаний

7.

Проверь себя.

Урок развивающего контроля

8.

А.А.Блок «Россия»

Урок открытия новых знаний

П 9 Эл/пр

9.

А.А.Блок «Рождество»

«На Куликовом поле»

Урок открытия новых знаний

П 9 Эл/пр

10.

К.Д.Бальмонт «Россия»

«Золотая рыбка»

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

11.

К.Д.Бальмонт «К зиме», «Снежинка»

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

12.

К.Д.Бальмонт «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи»

«Русский язык»

Урок открытия новых знаний

13.

Знакомство  с рассказом А.И.Куприна «Скворцы».

Урок открытия новых знаний

П 14 Эл/пр

14.

Озаглавливание каждой части рассказа А.И.Куприна «Скворцы».

«Воспоминания о Чехове»

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

15.

А.И.Куприн «Скворцы».

«Четверо нищих»

Урок открытия новых знаний

16.

И.А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…»

Э.Сэтон-Томпсон

«Виннипегский волк»

Урок открытия новых знаний

П 10 Эл/пр

17.

И.А.Бунин «Детство», «Шире, грудь, распахнись для принятия…»

Урок открытия новых знаний

18.

И.А.Бунин «Листопад»

Урок открытия новых знаний

19.

Проверь себяК.И.Чуковский «Николай Алексеевич Некрасов»

Урок развивающего контроля

20.

С.Я.Маршак «Словарь».

«Загадки» «Зелёная застава»

Урок открытия новых знаний

П56

Эл/пр

21.

Пьеса – сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Картина 2 из 1 действия.

Урок открытия новых знаний

22.

Пьеса – сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Картина 3 из 1 действия.

Урок общей методологической направленности

23.

Пьеса – сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Картина 1 из 2 действия.

Урок общей методологической направленности

24.

Пьеса – сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

Урок общей методологической направленности

25.

Пьеса – сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». С.Я.Маршак «Сказка про Козла».)

Урок общей методологической направленности

26.

Р.Бёрнс «В горах моё сердце». Перевод  С.Я.Маршака.

«Ледяной остров»

Урок развивающего контроля

Эл/пр

27.

Н.А.Заболоцкий «Детство»

В.П.Катаев «Сын полка»

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

28.

Н.А.Заболоцкий «Лебедь в зоопарке».

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

29.

Н.М.Рубцов «Берёзы».

А.П.Платонов «Любовь к родине или Путешествие воробья»

Урок открытия новых знаний

30.

Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина». Проверь себя.

К.М.Симонов «Сын артиллериста» (текст дан в хрестоматии)

Урок развивающего контроля

Четвертая четверть -24 часа

1.

С.В.Михалков «»Школа».

 «Как бы жили мы без книг»

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

П 44

2.

С.В.Михалков «»Хижина дяди Тома».

«Любитель книг»

Урок открытия новых знаний

3.

С.В.Михалков «Зеркало». Басня.

«Как старик корову доил»

Урок открытия новых знаний

4.

Юмористические произведения. Н.Н.Носов «Федина задача».

Урок открытия новых знаний

П 48 Эл/пр

5.

И.Л.Гамазкова «Страдания»

В.Д.Драгунский «Тайное становится явным»

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

6.

И.С.Соколов-Микитов «Родина»

Урок открытия новых знаний

7.

А.И.Куприн «Сказки Пушкина».

Р.С.Сеф «О стихах

Джона Чиарди»

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

8.

Н.С.Шер «Картины-сказки»

Урок открытия новых знаний

9.

Путешествия. Приключения. Фантастика.Н.П.Вагнера «Фея Фантаста».

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

10.

Работа над содержанием  произведения  Н.П.Вагнера «Фея Фантаста».

Урок общей методологической направленности

Эл/пр

11.

Знакомство со сказкой Н.П.Вагнера

«Берёза».

Урок открытия новых знаний

12.

Н.П.Вагнер «Берёза».

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

13.

Н.П.Вагнер «Сказка». «Руф иРуфина».

Урок открытия новых знаний

Эл/пр

14.

 Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов». Чтение 1-3 части.

Урок открытия новых знаний

15.

Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов».

Урок общей методологической направленности

Эл/пр

16.

Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов».Чтение 4, 6, 20 частей.

Урок общей методологической направленности

Эл/пр

17.

Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов». Чтение 21 – 22 частей.

Урок общей методологической направленности

18.

Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов».

Урок общей методологической направленности

19.

Н.П.Найдёнова «Мой друг»

Урок общей методологической направленности

20.

Проверь себя.

Урок развивающего контроля

21.

В.В.Вересаев Восточная сказка «Звезда»

Урок открытия новых знаний

22.

В.В. Вересаев «Легенда».

Урок открытия новых знаний

23.

Моя любимая  книга.

Урок рефлексии

24.

Летнее задание.

Урок рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 21 века" 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс....

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы ФГОС "Начальная школа XXI  века"...

Рабочая программа по литературному чтению Начальная школа XXI века 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению Начальная школа XXI века 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа 21 века"

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системеначального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого эмоционального, духовно-нравственного развития м...

Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с изменениями, внесёнными в ФГОС НОО Приказом Минобрнауки № 1576 от 31.12.2015г....