Конспект урока Е.И.Чарушин "Страшный рассказ" ФГОС "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету «Литературное чтение» для учащихся
2 класса.
Кирова Марина Владимировна.
Московский район ГБОУ СОШ № 374 Класс 2
УМК «Школа России», учебник Климанова «Литературное чтение» с.136-138 1ч.
Тема урока
Е.Чарушин «Страшный рассказ».
Цель урока.
стимулировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся; познакомить с творчеством Е.И. Чарушина на материале произведения «Страшный рассказ».
Предметные результаты:
1.Продолжить формирование типа правильной читательской деятельность;
2.Совершенствовать умения осознанно, правильно читать вслух;
3.Совершенствовать приемы выразительного чтения;
Личностные результаты:
1.Продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа 2.произведения;
3.Воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения;
4.Воспитывать заботливое отношение к «братьям нашим меньшим»;
Метапредметные:
Регулятивные:
1.Продолжить развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;
2.Развивать умения принимать, формулировать и сохранять учебную задачу.
Познавательные:
1.Развивать умение выделять нужную информацию из художественного текста;
2.Развивать умение прогнозировать содержание произведения по ключевым словам;
3.Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи;
4.Развивать умения выявлять авторскую позицию и идею произведения;
Коммуникативные:
1.Развивать умение работать в паре, высказывать свое отношение, аргументировать собственную позицию;
2.Развивать умения задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного; развивать умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и раскрытия содержания рассказа.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран;
- персональный компьютер;
- презентация по ходу урока;
- портрет Е.И. Чарушина;
- выставка его книг;
- учебник «Литературное чтение», составители Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
Этап урока | План урока | Комментарии: (формы работы, результаты (УУД), способы наблюдения за работой детей) | ||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1 | Организация (мотивация к учебной деятельности) | Слайд № 1 Мотивация учащихся. Сегодня мы отправимся в путешествие. Путешествие длится целый урок. На нашем пути будут препятствия и интересные задания. | Настраиваются на урок. Садятся на свои места. | Коммуникативные Психологический настрой на работу Определение способов взаимодействия |
2 | Актуализация знаний | Слайд № 2 Игра «Верите ли вы...». Что сегодня нас ждет увлекательное путешествие? Что можно разводить дома кошек, собак, кроликов, козлят и 20 певчих птиц. Что можно научиться понимать животное, его мимику и жесты? Что мы сегодня познакомимся с интересным произведением? |
| Познавательные универсальные Общеучебные Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные построение речевых высказываний Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
3 | Работа с текстом до чтения. Подготовка к первичному восприятию. | Знакомство с Е.И. Чарушиным Слайд № 3 Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать о характере этого человека? Кем он может быть по профессии? Сегодня мы познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина. -Кто читал произведения Чарушина? -Какие? -О чем он писал? Слайд № 4 Евгений Иванович Чарушин-замечательный художник и писатель. Много лет назад (в 1901г.) в старинном городе Вятке, а по-нынешнему Кирове, жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой. На день рождения отец подарил ему книги о природе –“Атлас птиц в картинках”, “Приключения юного натуралиста в Южной Америке”. Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым учёным и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш и кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях. Особенно хорошо он рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и каких видел в жизни. Слайд № 5 Ни одного дня мальчик не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Слайд № 6 Вырос Евгений с карандашом и кистью. Он наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов, и сам с увлечением рисовал. На его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери. Слайд № 7 После окончания Ленинградской Академии художеств Евгений Чарушин стал иллюстрировать книги М. Пришвина, С. Маршака, В. Бианки. Слайд № 8 Чарушин попробовал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. . Но это оказалось самым трудным делом в его жизни, так как по его собственному признанию, иллюстрировать чужие тексты ему было много проще, чем свои собственные. В 1930 году вышел первый его рассказ, который назывался “Щур”. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе. Евгений Иванович с равным искусством владел словом, карандашом и кистью. Слайд №9 Игра «Завершите фразу». Вот начало фразы, а вы ее продолжите. Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с... Е.И. Чарушин изображал животных, потому что... Из его книг можно узнать о... Слайд № 10 Прочитайте, как Е.И. Чарушин назвал свой рассказ. Предположите, о чем будет это произведение. Слайд № 11 Вот записаны фразы: Остались одни; стемнело; как вдруг; прижались друг к другу; тихо-тихо; все рассказали; пробежит в угол; смотрят – да это. Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк? Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события. (Работа в четверках. Один ученик из группы делает свой прогноз.) | Учащиеся рассматривают портрет писателя, дают ответы на поставленные вопросы, формулируют тему урока
Отвечают на поставленные вопросы Дети слушают рассказ учителя и запоминают основные данные. Отвечают на вопросы, делают вывод Ученики делают свои предположения. | Регулятивные Целеполагание Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Коммуникативные Слушать и понимать речь других. Познавательные универсальные общеучебные логические Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение структурировать знания Познавательные универсальные Логические Установление причинно-следственные связи. Познавательные универсальные общеучебные логические Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества. Управление поведением партнера Определение способов взаимодействия. |
4. | Работа с текстом во время чтения. | Чтение текста по частям с комментирование После прочтения каждого абзаца учитель задает вопросы по содержанию текста и прогнозирует дальнейшие события. | Дети отвечают на вопросы и прогнозируют события | Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
5. | Работа с текстом после чтения. | Вопросы после чтения:
Соответствует ли название рассказа его содержанию? Сравним, оправдался ли наш прогноз? Почему Е.И. Чарушин назвал рассказ именно так? Какое настроение у вас было до прочтения произведения? Какое после? Почему? Какой из эпизодов понравился больше. | Дети отвечают на вопросы учителя и находят в тексте подходящие отрывки | |
6. | Физкультминутка | Слайд № 12 Хитрый ёжик-чудачок Сшил колючий пиджачок Сто булавок на груди, Сто иголок позади. Ходит ёж в саду по травке, Натыкает на булавки Грушу, сливу - всякий плод, Что под деревом найдёт, И с подарочком богатым Возвращается к ежатам. | (делают вид, что шьют) (повороты туловища) (наклоны влево - вправо) (шаг) (приседания) (прыжки) | |
Слайд № 13 Словарная работа. Какие слова вам были не понятны. Какая книга нам поможет объяснить значение слов? (Толковый словарь.) Сени- в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом Чулан –помещение в доме, служащее кладовой. Клеть-кладовая при избе. Слайд № 14 Повторное чтение текста учащимися («жужжащее» чтение). Беседа по содержанию. -Где произошла эта страшная история и с кем? -Как звали мальчиков? -Почему они остались одни? -Какие звуки они услышали? -Как они отреагировали на эти звуки? -Кого увидели дети с родителями в углу? -Чем угостили ежа? -Боялись мальчики его потом? Выразительное чтение Подумайте, с какой интонацией надо читать начало рассказа? С какой интонацией будем читать разговор мальчиков? Почему? С какой интонацией отрывок, где дети вместе с родителями увидели ежа? Слайд № 15 Какая из пословиц соответствует нашему рассказу. 1.Кто дрожит тот и бежит. 2.У страха глаза велики. 3. Добро творить — себя веселить. 4. Без друга в жизни туго. | Дети читают рассказ. Дети отвечают на вопросы учителя и находят в тексте подходящие отрывки. | Познавательные Добывать новые знания. Познавательные универсальные Общеучебные Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные Умение слушать и понимать речь других . Познавательные Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания . | ||
Слайд № 16 Давайте послушаем выступления учащихся, которые подготовили сообщение. 1-й ученик. Ежиков можно найти практически где угодно: в лесах, парках, садах и даже на своей даче. Ежи ведут ночной образ жизни . Ежи способны лазить по деревьям и плавать. В дикой среде ежи живут до 3 лет, а в неволе могут доживать до десяти. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши. 2-й ученик. В случае опасности ежик свёртывается в клубок. Слайд № 17 3-й ученик | Выступления учащихся, которые подготовили сообщение. Дети слушают сообщения и запоминают основные данные. | Регулятивные Уметь работать по составленному плану | ||
7 | Итоги урока | Как называется рассказ, который мы читали на уроке? | Ученики отвечают на обобщающие вопросы. | Регулятивные Уметь делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока |
8 | Оценка деятельности учащихся, рефлексия | Слайд № 18 Я узнал на уроке ... . Мне было интересно потому, что ... Меня удивило ... Я бы хотел(а) …. Я сделал(а) вывод, что… Выставление оценок. | Выражают свои эмоции от пройденного урока. | Регулятивные Саморегуляция. Контроль Оценка Мобилизация сил и энергии, волевое усилие Выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению Регулятивные Умение оценивать свои достижения. Личностные Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
9 | Внеурочное деятельность (задание для самостоятельного выполнения дома). | Слайд № 19 Выразительно читать текст на с. 96-99 учебника. По желанию: подготовить краткий пересказ; составить три-четыре вопроса к прочитанному тексту; нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа. Слайд № 20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Моря, озера и реки России" (4 класс, УМК "Школа России")
Конспект урока окружающего мира "Моря, озера и реки России" + презентация к уроку...
Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...
Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя:· формирование знаний о Конституции РФ;·...
Конспект урока окружающего мира "Проект. Города России" (2 класс) УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о городах России; Планируемые результаты Предметные:знать особенности городов России;уметь анализировать и делать выводы.Личностные:...
Конспект урока по теме "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о древних городах Золотого кольца России.Планируемые результатыПредметные:знать:историю создания древних русских городов;достопримечательности...
Конспект урока по теме "Золотое кольцо России. Углич, Кострома, Иваново" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности: ознакомление учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями Планируемые результатыПредметные: ...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое карта и приёмы чтения карты;- знать отличие глобуса от карты...