Конспект урока Е.И.Чарушин "Страшный рассказ" ФГОС "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Кирова Марина Владимировна

Конспект урока с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл charushin_fgos.docx36.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по предмету «Литературное чтение» для учащихся  

2 класса.

Кирова Марина Владимировна.

Московский район   ГБОУ  СОШ  № 374  Класс 2 

УМК  «Школа России», учебник Климанова «Литературное чтение» с.136-138 1ч. 

Тема урока

Е.Чарушин «Страшный рассказ».

Цель урока.

стимулировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся; познакомить с творчеством Е.И. Чарушина на материале произведения  «Страшный рассказ».

Предметные результаты:

1.Продолжить формирование типа правильной читательской деятельность;

2.Совершенствовать умения осознанно, правильно читать вслух;

3.Совершенствовать приемы выразительного чтения;

Личностные результаты:

1.Продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа 2.произведения;

3.Воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения;

4.Воспитывать заботливое отношение к «братьям нашим меньшим»;

Метапредметные:

Регулятивные:

1.Продолжить развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;

2.Развивать умения принимать, формулировать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

1.Развивать умение выделять нужную информацию из художественного текста;

2.Развивать умение прогнозировать содержание произведения по ключевым словам;

3.Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи;

4.Развивать умения выявлять авторскую позицию и идею произведения;

Коммуникативные:

1.Развивать умение работать в паре, высказывать свое отношение, аргументировать собственную позицию;

2.Развивать умения задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного; развивать умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и раскрытия содержания рассказа.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;                      
  • экспозиционный экран;
  • персональный компьютер;
  • презентация  по ходу урока;
  • портрет Е.И. Чарушина;
  • выставка его книг;
  • учебник «Литературное чтение», составители Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Этап урока

План урока

Комментарии:

(формы работы, результаты (УУД), способы наблюдения за работой детей)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организация (мотивация к учебной деятельности)

Слайд № 1

Мотивация учащихся.

Сегодня мы отправимся в путешествие. Путешествие длится целый урок. На нашем пути будут препятствия и интересные задания.

Настраиваются на урок. Садятся на свои места.

Коммуникативные

Психологический настрой на работу

Определение способов взаимодействия

2

Актуализация знаний

Слайд № 2

Игра «Верите ли вы...».

Что сегодня нас ждет увлекательное путешествие?

Что можно разводить дома кошек, собак, кроликов, козлят и 20 певчих птиц.

Что можно научиться понимать животное, его мимику и жесты?

Что мы сегодня познакомимся с интересным произведением?



Дети отвечают
 на вопросы учителя.

Познавательные универсальные

 Общеучебные

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные

построение речевых высказываний

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

3

Работа с текстом до чтения.

Подготовка к первичному восприятию.

Знакомство с Е.И. Чарушиным

Слайд № 3

Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать о характере этого человека?

Кем он может быть по профессии?

Сегодня мы познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина.

 -Кто читал произведения Чарушина?

 -Какие?

 -О чем он писал?

Слайд № 4

Евгений Иванович Чарушин-замечательный художник и писатель. Много лет назад (в 1901г.) в старинном городе Вятке, а по-нынешнему Кирове, жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.

В доме Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой. На день рождения отец подарил ему книги о природе –“Атлас птиц в картинках”, “Приключения юного натуралиста в Южной Америке”.

Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым учёным и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш и кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях. Особенно хорошо он рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и каких видел в жизни.

Слайд № 5

Ни одного дня мальчик не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса.

Слайд № 6

Вырос Евгений с карандашом  и кистью. Он наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов, и сам с увлечением рисовал. На его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери.

Слайд № 7

После окончания Ленинградской Академии

художеств Евгений Чарушин стал иллюстрировать книги М.  Пришвина, С. Маршака, В. Бианки.

Слайд № 8

Чарушин  попробовал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. . Но это оказалось самым трудным делом в его жизни, так как по его собственному признанию, иллюстрировать чужие тексты ему было много проще, чем свои собственные.

В 1930 году вышел первый его рассказ, который назывался “Щур”. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе. Евгений Иванович с равным искусством владел словом, карандашом и кистью.

 Слайд №9

Игра «Завершите фразу».

 Вот начало фразы, а вы ее продолжите.

Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с...

Е.И. Чарушин  изображал животных, потому что...

Из его книг можно узнать о...

Слайд № 10

Прочитайте, как Е.И. Чарушин назвал свой рассказ. Предположите, о чем будет это произведение.

       Слайд № 11

Вот записаны фразы:

Остались одни;

стемнело;

как вдруг;

прижались друг к другу;

тихо-тихо;

все рассказали;

пробежит в угол;

смотрят – да это.

Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?

Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события. (Работа в четверках. Один ученик из группы делает свой прогноз.)

Учащиеся рассматривают портрет писателя, дают ответы на поставленные вопросы, формулируют тему урока      

       

Отвечают на поставленные вопросы

Дети слушают рассказ учителя и запоминают основные данные.

Отвечают   на вопросы, делают вывод

Ученики делают свои предположения.

Регулятивные

Целеполагание

Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.


Познавательные Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные Слушать и понимать речь других.

Познавательные универсальные

 общеучебные

логические

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Умение структурировать знания


Познавательные универсальные

 Логические

 Установление причинно-следственные связи.

Познавательные универсальные

 общеучебные

логические

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества. Управление поведением партнера

Определение способов взаимодействия.

4.

 Работа с текстом во время чтения.

Чтение текста по частям с комментирование

 После прочтения каждого абзаца учитель задает вопросы по содержанию текста и прогнозирует дальнейшие события.

Дети отвечают на вопросы и прогнозируют события

Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

5.

Работа с текстом после чтения.

Вопросы после чтения:

       

Соответствует ли название рассказа его содержанию?

Сравним, оправдался ли наш прогноз?

Почему Е.И. Чарушин назвал рассказ именно так?

Какое настроение у вас было до прочтения произведения?

Какое после?

Почему?

Какой из эпизодов понравился больше.

Дети отвечают на вопросы учителя и находят в тексте подходящие отрывки

6.

Физкультминутка

Слайд № 12

Хитрый ёжик-чудачок                        

Сшил колючий пиджачок 

Сто булавок на груди,     

Сто иголок позади.                  

Ходит ёж в саду по травке,                

Натыкает на булавки                         

Грушу, сливу - всякий плод,                

Что под деревом найдёт,         

И с подарочком богатым

Возвращается к ежатам.                

             (делают вид, что шьют)

(повороты туловища)

(наклоны влево - вправо)

(шаг)

(приседания)

(прыжки)

 

Слайд № 13

  Словарная работа.

Какие слова вам были не понятны.

 Какая книга нам поможет объяснить значение слов? (Толковый словарь.)

Сени- в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом

Чулан –помещение в доме, служащее кладовой.

Клеть-кладовая при избе.

Слайд № 14

    Повторное чтение текста учащимися («жужжащее» чтение).

Беседа по содержанию.

 -Где произошла эта страшная история и с кем?

 -Как звали мальчиков?

 -Почему они остались одни?

      -Какие звуки они услышали?

      -Как они отреагировали на эти звуки?

     -Кого увидели дети с родителями в углу?

     -Чем угостили ежа?

     -Боялись мальчики его потом?

Выразительное чтение

Подумайте, с какой интонацией надо читать начало рассказа?

С какой интонацией будем читать разговор мальчиков? Почему?

С какой интонацией отрывок, где дети вместе с родителями увидели ежа?

Слайд № 15

Какая из пословиц соответствует нашему рассказу.

1.Кто дрожит тот и бежит.

2.У страха глаза велики.

3. Добро творить — себя веселить.

4. Без друга в жизни туго.

Дети читают рассказ.

Дети отвечают на вопросы учителя и находят в тексте подходящие отрывки.

Познавательные Добывать новые знания.

Познавательные универсальные

 Общеучебные

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные Умение слушать и понимать речь других .

Познавательные Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания .

Слайд № 16

Давайте послушаем выступления учащихся, которые подготовили сообщение.

1-й ученик. Ежиков можно найти практически где угодно: в лесах, парках, садах и даже на своей даче. Ежи ведут ночной образ жизни . Ежи способны лазить по деревьям и плавать. В дикой среде ежи живут до 3 лет, а в неволе могут доживать до десяти. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши.

2-й ученик. В случае опасности ежик свёртывается в клубок.

К зиме ежи жиреют и впадают в спячку, находя себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой. Находятся в спячке с ноября по март.

Слайд № 17

3-й ученик 
Ёж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки, поедая мышевидных грызунов и ядовитых насекомых. Ежи часто могут поедать опасных ядовитых жуков, которые смертельны для всех остальных животных.

Выступления учащихся, которые подготовили сообщение.

Дети слушают сообщения и запоминают основные данные.

Регулятивные

Уметь работать по составленному плану

7

Итоги урока

Как называется рассказ, который мы читали на уроке?
– Кто его автор?
– Почему автор назвал рассказ именно так?
– Чему учит рассказ? Почему надо беречь животных?

Ученики отвечают на обобщающие вопросы.

Регулятивные Уметь делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .


8

Оценка деятельности учащихся, рефлексия

Слайд № 18

Я узнал на уроке ... .

Мне было интересно потому, что ...

Меня удивило  ...

Я бы хотел(а) ….

 Я сделал(а) вывод, что…

Выставление оценок.

Выражают свои эмоции от пройденного урока.

Регулятивные

Саморегуляция.  Контроль Оценка

Мобилизация сил и энергии, волевое усилие

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению Регулятивные

Умение оценивать свои достижения. Личностные Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

9

Внеурочное деятельность (задание для самостоятельного выполнения дома).

Слайд № 19

Выразительно читать текст на с. 96-99 учебника. По желанию: подготовить краткий пересказ; составить три-четыре вопроса к прочитанному тексту; нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.

Слайд № 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Моря, озера и реки России" (4 класс, УМК "Школа России")

Конспект урока окружающего мира "Моря, озера и реки России" + презентация к уроку...

Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...

Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

           Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о Конституции РФ;·...

Конспект урока окружающего мира "Проект. Города России" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о городах России; Планируемые результаты Предметные:знать особенности городов России;уметь анализировать и делать выводы.Личностные:...

Конспект урока по теме "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о древних городах Золотого кольца России.Планируемые результатыПредметные:знать:историю создания древних русских городов;достопримечательности...

Конспект урока по теме "Золотое кольцо России. Углич, Кострома, Иваново" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями Планируемые результатыПредметные: ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое карта и приёмы чтения карты;- знать отличие глобуса от карты...