Рабочая программа по Литературному чтению. 1 класс УМК "Гармония"
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Хайдукова Наталья Валериевна

Данная разработка поможет учителю при составлении своей рабочей программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx106.41 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное  чтениеgar1

УМК «Гармония». 1 класс.

Пояснительная записка.

   Рабочая программа по курсу «Литературное  чтение»  разработана на основе ФГОС за курс начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ,  авторской программы «Литературное  чтение» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений (О.В.Кубасовой - Смоленск Ассоциация XXI век 2013г) и в соответствии с Образовательной программой МБОУ СОШ №4.

 Учебники имеют гриф: «Рекомендовано Министерством образования и науки».

Общая характеристика учебного курса.

Речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, поэтому литературное чтение – один из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующий общему развитию, воспитанию и социализации ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем  средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.

Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование:

  • всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
  • потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
  • читательской  компетентности  младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения  прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в  книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;  
  • готовности  обучающегося   к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.

Концептуальная особенность

Осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

  • обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);
  • внимание к личности писателя;
  • бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;
  • наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

            Для успешной реализации модели общения «АВТОР-ТЕКСТ-ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.

         Личностные задачи/результаты

1. Формирование у обучающихся  позитивного отношения к действительности.

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

3. Развитие жизненного оптимизма,  целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

5.  Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником  гражданином  российского общества, уважающим историю своей  Родины.

6.  Формирование привычки к  рефлексии.

7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

9. Развитие мышления, внимания, памяти.

10.  Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные  задачи/результаты

1. Формирование  мотивации  к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.

2. Приобщение   детей   к основам отечественной и мировой культуры,   к духовному и нравственному опыту человечества.

3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.  

4. Формирование  целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения  с другими школьными предметами.

5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.

7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве.

9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные задачи/результаты

1. Формирование положительной мотивации к чтению.

2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

3. Развитие воссоздающего воображения.

4. Обучение адекватному восприятию читаемого.

5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.

6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.

7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать  отношение  писателя к тому, о чем и о ком он написал.

8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано  литературное произведение.

9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.

10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.

11. Формирование  умения определять   художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.

13. Освоение приемов изучающего  чтения литературы познавательного характера.

Рекомендуемыми общими критериями оценивания результативности

обучения чтению являются следующие:

  • индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);        
  • сформированность навыков творческого, ознакомительного, поискового, просмотрового и изучающего чтения;
  • индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
  • индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача в соответствии с характером текста эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости);
  • индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
  • умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
  • ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
  • интерес к чтению художественной, научно-популярной и справочной литературы, расширение круга чтения.

Способами оценивания результативности обучения чтению являются:

  • замер скорости чтения (желательно в скрытой для детей форме);
  • ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
  • выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств – мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
  • выполнение заданий на составление плана, пересказа, собственного высказывания;
  • выполнение заданий по ориентировке в книгах;
  • наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т. п.);
  • наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
  • наблюдение за читательской деятельностью учащихся;
  • анализ читательского дневника;
  • анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
  • анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).

Место учебного предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Литературное чтение», начинающегося после периода обучения грамоте. Содержание программы курса «Литературное чтение » 1 класса рассчитано на 40 часов (4 часа  в неделю, 10 недель), но будет проведено 36 уроков, так как в соответствие с расписанием на 2013-2014 учебный год уроки приходятся на праздничные дни (1 мая,  2 мая, 9 мая), в связи с этим количество часов сокращается на 4 часа.  Программа курса в полном объёме будет реализована за счёт блоковой подачи материала по некоторым темам.

Учебно-методический комплект.

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся:

(Изд.: Смоленск,  Ассоциация ХХI век)

  • О.В. Кубасова  «Любимые страницы» 1 класс– 2011 и послед
  • О.В. Кубасова  Рабочая тетрадь 1 класс. – 2011 и послед.
  • Кубасова О. В. Я хочу читать: Книга для чтения. 1 класс. –2007 и послед.
  • Кубасова О. В. Литературное чтение: тестовые задания к учебнику для 1 класса. – 2009 и послед.
  • Кубасова О. В. Итоговые проверочные работы по литературному чтению. 1–4 классы. – 2013 и послед.

Пособия  для учителя 

 (Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)

  • О.В. Кубасова  Методические рекомендации ( с подробным изложением уроков) 1класс  - 2011 и послед.
  • Кубасова О. В. Литературное чтение: Методические рекомендации к тестовым заданиям к учебникам для 1–4 классов общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009 и послед.
  • Кубасова О. В. Оценка достижения планируемых результатов освоения предмета «Литературное чтение» в рамках образовательной системы «Гармония». – 2013 и послед.
  • Кубасова О. В. Выразительное чтение. – М.: Академия, 1998 и послед.
  • Кубасова О. В. Как помочь ребёнку стать читателем. – Тула: Родничок; М.: АСТ, Астрель, 2005.

Содержание  начального общего образования по учебному предмету  «Литературное чтение» 1класс 

Виды речевой деятельности

Содержание

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, художественных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.

Чтение

Чтение вслух

Плавный слоговой способ чтения с соблюдением орфоэпических норм чтения (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.

Понимание читаемого с помощью вопросов по содержанию.

Умение интонационно оформлять предложения разных типов, передавать основной эмоциональный тон произведения. Чтение по ролям небольших произведений. 

Скорость чтения: К концу учебного года — 30–35 слов в минуту (указан минимум для выставления учащимся высшей отметки).

Чтение про себя

Понимание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений. Умение находить в тексте необходимую информацию (выборочное чтение).

Работа с разными видами текста

Осознание того, что литературное произведение создано кем-то (народом, конкретным человеком), и таким образом преодоление «наивного реализма» в восприятии литературы. Определение темы текста, главной мысли. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Работа с картинным

планом. Участие в коллективном обсуждении читаемого: умение отвечать на вопросы, слушать высказывания одноклассников, дополнять их ответы, используя текст. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Ориентировка в содержании (оглавлении) книги.

Работа с текстом художественного произведения

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение его с содержанием текста. Определение главной мысли текста, в котором эта мысль сформулирована и высказана в конце произведения.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Элементарная характеристика героя произведения. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, характеру поступков героев.

Озаглавливание текста способом выбора точного заголовка из предложенных. Схема, модель текста. Составление картинного плана.

Ключевые (опорные) слова.

Частичный и подробный пересказ текста в опоре на схему или картинный план с использованием выразительных средств языка; рассказ по иллюстрациям.

Чтение по ролям, драматизация.

Библиографическая культура

Книга учебная, художественная. Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги: обложка (переплёт), корешок, страницы, содержание (оглавление), иллюстрации. Умение ориентироваться в характере книги по её обложке. Выбор книг на основе открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник.

Говорение (культура речевого общения)

Освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: отвечать на вопросы по прочитанному; выслушивать, не перебивая, собеседника.

Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.

Монолог: передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения).

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, сочинение по аналогии (небылица, считалка), рассказ по иллюстрации.

Круг чтения

 Круг чтения в 1 классе составляют прежде всего произведения отечественной литературы. Детям предлагаются произведения малых фольклорных форм: потешки, колыбельные песни, загадки, считалки, скороговорки, побасёнки, небылицы. При этом, как правило, параллельно с фольклорным произведением даётся его литературный аналог. Кроме того, в программу первого года обучения входят народные и литературные сказки, рассказы, стихотворения, тематически актуальные для первоклассников: о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о природе. Отбор произведений подчинён в первую очередь принципам художественности, тематической актуальности и литературного разнообразия.

Литературоведческая пропедевтика (практическое

освоение)

Накопление, обобщение и систематизация жанровых и тематических литературных впечатлений.

Знакомство с малыми фольклорными формами: потешка, колыбельная песня, пословица, небылица, побасёнка, считалка, загадка, скороговорка. Узнавание, различение, определение ведущих жанровых особенностей. Народная и литературная (авторская) сказка.

Различение фольклорных и авторских художественных произведений. Выявление сходства одножанровых народных и авторских текстов.

Общее представление о жанре басни.

Введение в активный словарь терминов: автор, персонаж, текст, произведение народное, произведение авторское, потешка, побасёнка, загадка, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня.

Творческая деятельность (на основе литературных

произведений)

Формирование воссоздающего и творческого воображения. Творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности, чтения по ролям, драматизации, словесного и графического рисования.

Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). Продолжение прочитанного (прогнозирование).

Внеурочная деятельность на основе прочитанного

на уроках литературного чтения

Создание классной библиотечки (уголка чтения). Участие в подготовке и проведении викторин по творчеству Х. К. Андерсена и А. С. Пушкина. Создание поделок и рисунков по прочитанным сказкам. Участие в конкурсе чтецов. Участие в работе театрального кружка. Создание небольшого сборника пословиц (на основе материалов рабочей тетради).

Создание небольшого сборника побасёнок, загадок (на основе материалов рабочей тетради).

Сочинение собственных произведений по аналогии с произведениями малых жанров устного народного творчества. Участие в «малых конференциях» по темам «Зачем человеку нужно уметь читать?», «Моя любимая книга».

Тематическое планирование

«Звенит звонок — начинается урок»

Л. Дьяконов «Первоклассникам»; А. Барто «Стали грамотными»; Г. Новицкая «Книжки»* (звёздочкой отмечены произведения, рекомендуемые для заучивания наизусть); Р. Сеф «Учись читать!..»; Л. Пантелеев «Ау»; С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»; В. Голявкин «Болтуны»; С. Маршак «Угомон»; Э. Мошковская «Можно всему-всему

научиться...».

«Час потехи»

В. Смит «Час потехи» (перевод Б. Заходера); потешки; колыбельные песни; побасёнки; загадки; С. Маршак «Загадки» (отрывки); Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки...»; В. Берестов «Искалочка»; считалки*; В. Берестов «За игрой»; скороговорки; небылицы; С. Маршак «Я видел»; А. Босев «С нами Смех!» (перевод С. Михалкова); А. Усачёв «Если вы собрались в гости»; С. Маршак «Пудель».

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Л. Н. Толстой «Правда всего дороже»; С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»; В. Орлов «Кто первый»; Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..»; Л. Н. Толстой «Кто прав?»; В. Осеева «Всё вместе»; Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; Эзоп

«Собрался старик помирать...»; Л. Н. Толстой «Два раза не умирать»; Л. Н. Толстой «Два товарища»; В. Росин «Друзья познаются в беде»; С. Михалков «Ошибка», «Прививка»*; Л. Яхнин «Силачи»; М. Пляцковский «Добрая лошадь».

«Там чудеса...»

А. Шибаев «Сказки просят...»; русская народная сказка «Лиса и рак»; русская народная сказка «Петушок и бобовое

зёрнышко»; ингушская сказка «Заяц и черепаха»; американская сказка «Вот он, вор!»; армянская сказка «Заказчик и мастер»; А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»* (отрывки), «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (отрывки); X. К. Андерсен «Принцесса на горошине»; В. Орлов «Абрикос в лесу»; А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши».

Распределение учебного времени прохождения программного  материала

№п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Оценка планируемых результатов

Дата по плану

1

Учебная тема: «Звенит звонок — начинается урок»

6

Проверка техники чтения

12.03

2

«Час потехи»

8

3

«Что такое хорошо и что такое плохо»

11

4

«Там чудеса…»

11

Комплексная проверочная работа Проверка техники чтения

16.05

21.05

Всего:

36

Планируемые результаты формирования УУД средствами предмета

«Литературное чтение»

Личностные результаты:

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

  • положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения и к чтению книг;
  • элементарная нравственно-этическая ориентация в читаемом;
  • развитие дружеского отношения к другим детям.

  • понимать и принимать учебную задачу;
  • использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия;
  • осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией (устной или письменной);
  •  осуществлять самоконтроль при выполнении упражнений в чтении.

  • понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением;
  • выделять главное; составлять небольшой картинный план; ориентироваться в книге по обложке и по содержанию (оглавлению) (П-1.);
  • устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;
  • выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения;
  • сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; обосновывать свои утверждения (П-2.).

  • уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу;
  • способность к созданию небольшого текста по образцу или по иллюстрации.

Требования ФГОС

Планируемые результаты по предмету «Литературное чтение»

№ п/п

Содержательные линии

Базовый уровень

Ученик научится:

Повышенный уровень

Ученик получит возможность научиться:

 Виды речевой и читательской деятельности

• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

• осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании и просмотре) содержание различных видов текстов, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному, увиденному или прочитанному

• оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема

• вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения (включая компьютерные способы коммуникации), соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

• работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

• читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

• передавать содержание прочитанного или прослушанного

• коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

• ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

• воспринимать художественную литературу как вид искусства;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

• определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

• доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

• писать отзыв о прочитанной книге;

• работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

• читать по ролям литературное произведение;

• использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);

• создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций с картин художников, по серии иллюстраций или видеофрагментов к произведению, или на основе личного опыта;

• творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

• создавать иллюстрации, диафильм, мультфильм или анимацию по содержанию произведения;

• работать в группе, создавая инсценировки по произведению

Литературоведческая пропедевтика

• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

• отличать прозаический текст от поэтического;

• распознавать (сказки, загадки, пословицы).

• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов

• определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

№ и тема урока

Кол-во

 ча-

сов

Дата

по плану

Дата

по факту

Формируемые умения/личностные качества

(планируемые результаты обучения)

Характеристика деятельности учащихся

Способы провер

ки достиже

ний уч-ся

Предметные умения

Формируемые УУД

Учебная тема: «Звенит звонок — начинается урок» (6 ч)

Урок № 1.

Л. Дьяконов

«Первоклассникам»; А. Барто

«Стали грамотными»

1

1

10.03

Ориентироваться в учебнике, знать его структурные элементы и понимать его условные обозначения.

Обогащать словарный запас (по теме «Профессии»).

Совершенствовать все стороны навыка чтения: осмысленность, правильность, беглость,

выразительность.

Определять тему произведения.

-Формировать положительную

мотивацию к обучению. (Л.)

– Развивать рефлексию. (Л.)

– Принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)

– Контролировать себя при чтении. (Р.)

–Ориентироваться в книжном пространстве. (П-1.)

– Анализировать книгу по её обложке. (П-2.)

– Конструировать слова. (П-2.)

– Вступать в общение, выражать

свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

(К.)

– Создавать небольшое высказывание на заданную тему. (К.)

Знакомятся с элементами книги.

Учатся ориентироваться в учебнике.

Воспринимают на слух художественное произведение.

Читают вслух плавно по слогам или целыми словами.

Постепенно увеличивают скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.

Обмениваются мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школьной жизни.

Урок № 2.

Г. Новицкая «Книжки»;

Р. Сеф «Учись читать!..»

Проверка техники чтения

1

12.03

Совершенствовать все стороны навыка чтения молча и вслух, особенно правильность и выразительность.

Определять идею произведения.

Озаглавливать текст с точки зрения выражаемой

им идеи.

Озаглавливать иллюстрацию.

– Формировать положительную мотивацию к чтению. (Л.)

– Развивать рефлексию. (Л.)

– Принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)

– Анализировать и оценивать выразительность чтения одноклассников. (Р.)

– Ориентироваться в книжном пространстве. (П-1.)

– Анализировать жизненный опыт, рассуждая на заданную тему.(П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)

– Создавать небольшое высказывание на заданную тему. (К.)

– Вступать в общение с близкими на заданную тему. (К.)

Воспринимают на слух стихотворные произведения в исполнении учителя и учащихся.

Читают вслух плавно по слогам или целыми словами.

Постепенно увеличивают скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Выразительно читают литературные произведения, соблюдая знаки препинания и передавая позицию автора.

Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.

Озаглавливают текст. 

Заучивают стихотворение наизусть.

Проверка техники чтения

Уроки № 3

Л. Пантелеев «Ау»;

С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»

1

13.03

Совершенствовать

все стороны навыка чтения молча и вслух, особенно правильность, беглость и выразительность. Читать по ролям, пользуясь вспомо-гательными пометами для обозначения принадлежности реплик.

Озаглавливать текст. Определять эмоциональный характер произведения.

– Формировать положительную мотивацию к обучению чтению.(Л.)

– Развивать рефлексию. (Л.)

– Принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)

– Действовать по заданному плану. (Р.)

– Контролировать себя при чтении. (Р.)

– Анализировать и оценивать выразительность чтения одноклассников. (Р.)

– Ориентироваться в тексте.(П-1.)

– Конструировать слова. (П-2.)

– Анализировать свои впечатления, рассуждая на заданную тему.(П-2.)

– Анализировать прочитанное с целью соотнесения названия произведения с содержанием текста.(П-2.)

– Создавать небольшое высказывание на заданную тему. (К.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

– Умение обосновывать своё высказывание. (К.)

Воспринимают на слух прозаическое и стихотворное произведения в исполнении учи-

теля.

Читают вслух плавно по слогам или целыми словами.

Выразительно читают литературное произведение, соблюдая знаки препинания и используя интонационные средства выразительности.

Читают литературное произведение по ролям.

Декламируют стихотворения.

Составляют высказывание по плану.

Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.

Анализируют заголовок художественного произведения.

Озаглавливают текст. Расширяют книжный кругозор.

Урок № 4.

В. Голявкин «Болтуны»

1

14.03

Совершенствовать все стороны навыка чтения мол-

ча и вслух, особенно осмысленность, правильность и выразительность.

Читать по ролям, пользуясь графическими пометами для обозначения   принадлежности реплик.

Озаглавливать текст.

Использовать сноски.

– Осваивать нравственно-этические ориентиры. (Л.)

– Принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)

– Анализировать и оценивать качество ролевого чтения одноклассников. (Р.)

– Ориентироваться в учебнике по иллюстрациям, содержанию.(П-1.)

– Анализировать книгу по её обложке. (П-2.)

– Анализировать содержание прочитанного произведения с целью соотнесения предложенных заголовков с тематикой текста. (П-2.)

– Обосновывать своё мнение. (К.)

Воспринимают на слух художественное произведение в исполнении учащихся.

Читают вслух плавно по слогам или целыми словами.

Постепенно увеличивают скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Выразительно читают литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности.

Определяют тематику текста.

Озаглавливают прочитанное произведение.

Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста. 

Участвуют в беседе, соблюдая правила общения.

Аргументируют свои высказывания.

Урок № 5.

С. Маршак «Угомон»

1

17.03

Совершенствовать все стороны навыка чтения, особенно осмысленность,

правильность и выразительность.

Находить нужный фрагмент текста для ответа на вопрос.

Развивать воссоздающее и творческое воображение.

Выявлять подтекст читаемого произведения.

– Осваивать нравственно-этические правила поведения в школе.(Л.)

– Принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)

– Контролировать себя при чтении. (Р.)

– Ориентироваться в тексте.(П-1.)

– Прогнозировать тему предстоящего чтения. (П-2.)

– Анализировать прочитанное с целью выявления подтекста.(П-2.)

– Выявлять причинно-следственные связи событий. (П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)

– Аргументировать свой ответ.(К.)

Воспринимают на слух стихотворный текст в исполнении учителя и учащихся.

Читают вслух плавно по слогам или целыми словами.

Определяют эмоциональный характер текста.

Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания.

Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.

Урок № 6.

Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться...»;

пословицы;

обобщающий урок

1

19.03

Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего осмысленность, правильность и выразительность.

Осваивать роль логического ударения в верной пере-

даче смысла текста (практически).

Определять идею произведения.

Озаглавливать текст.

Знакомиться с пословицами и постигать их обобщённый смысл.

Соотносить пословицы с прочитанными произведениями.

Соотносить иллюстрации с прочитанным      произведе-

нием.

 Заучивать наизусть стихотворный текст.

Ориентироваться в учебнике.

– Формировать положительную мотивацию к обучению и к чтению книг. (Л.)

– Развивать рефлексию. (Л.)

– Развивать эмпатию. (Л.)

– Прогнозировать события. (Р.)

– Осуществлять целеполагание. (Р.)

– Анализировать и оценивать выразительность чтения одноклассников. (Р.)

– Ориентироваться в разделе учебника. (П-1.)

– Ориентироваться в детских книгах с целью выбора книги по предложенной теме. (П-1.)

– Анализировать свои впечатления, рассуждая на заданную тему.(П-2.)

– Анализировать прочитанное с целью озаглавливания текста с точки зрения его идеи. (П-2.)

– Анализировать произведение с точки зрения его соответствия теме. (П-2.)

– Анализировать иллюстрацию с точки зрения её соответствия произведению. (П-2.)

– Сопоставлять пословицы с литературными текстами с точки зрения их идейного содержания.(П-2.)

– Создавать устное рассуждение на заданную тему. (К.)

– Умение обосновывать своё высказывание. (К.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)

Выразительно читают литературное произведение, обращая внимание на передачу логического ударения (без термина).

Обмениваются мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школьной жизни.

Истолковывают смысл пословиц.

Соотносят пословицы с произведениями.

Озаглавливают прочитанное.

Рассуждают на темы, связанные с обучением.

Заучивают наизусть стихотворения.

Осуществляют выбор книги по заданному параметру.

Учебная тема: «Час потехи» (8 ч)

Урок № 7.

В. Смит «Час потехи»

1

20.03

Обогащать словарный запас (по теме «Животные»).

Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего осмысленность,  правильность, выразитель-ность. Определять эмоциональный характер произведения. Составлять картинный план.

– Принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)

– Контролировать себя при чтении. (Р.)

– Анализировать и оценивать выразительность чтения одноклассников. (Р.)

– Ориентироваться в тексте. (П-1.)

– Ориентироваться в книгах.(П-1.)

– Конструировать слова. (П-2.)

– Анализировать свои впечатления, рассуждая на заданную тему.(П-2.)

– Обосновывать своё высказывание. (К.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)

Читают выразительно.

Составляют картинный план.

Выбирают книги по заданной учителем теме.

Озаглавливают выставку книг.

Урок № 8.

Потешки; колыбельные песни

Побасёнки

1

21.03

Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего осмысленность и выразительность. Определять эмоциональный характер произведения.

Понимать особенности малых фольклорных жанров (потешки, колыбельные).

Практически осваивать термины «потешка», «колыбельная». Расширять литературный кругозор.

– Приобщаться к национальной культуре. (Л.)

– Принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)

– Ориентироваться в тексте. (П-1.)

– Сравнивать произведения малых фольклорных жанров (потешки и колыбельные). (П-2.)

– Анализировать особенности языкового оформления текста. (П-2.)

– Ранжировать произведения по жанру. (П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)

– Сотрудничать в ролевой игре.(К.)

– Создавать текст по подобию.(К.)

Воспринимают на слух произведения малых фольклорных жанров в исполнении учителя и

учащихся.

Читают вслух плавно по слогам или целыми словами.

Определяют эмоциональный характер текста.

Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания и передавая эмоциональное

своеобразие.

Занимаются музыкальным иллюстрированием прочитанных произведений.

Выявляют художественные особенности языка. Отвечают на вопросы по содержанию и языковому оформлению литературного текста. Соотносят рисунки и тексты.

Создают самодельную книжечку..

Урок № 6.

Русские народные загадки; С. Маршак «Загадки» (отрывки)

1

2.04

Совершенствовать

все стороны навыка чтения, прежде всего осмысленность и правильность.

Понимать базовые особенности малых фольклорных жанров (загадки). Соотносить иллюстрации и тексты.

Ориентироваться в книгах по обложкам.

Определять, является произведение народным или авторским.

– Приобщаться к национальной культуре. (Л.)

– Выполнять инструкцию. (Р.)

– Ориентироваться в книгах.(П-1.)

– Делать обобщение на основе нескольких признаков. (П-2.)

– Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении конкурса. (К.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)

– Обосновывать своё высказывание. (К.)

Воспринимают на слух произведения в исполнении учителя и учащихся.

Читают вслух плавно по слогам или целыми словами.

Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания.

Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.

Отгадывают загадки.

Соотносят рисунки и тексты.

Создают самодельную книжечку.

Выбирают книги по заданному параметру (жанру).

Урок № 10.

Г. Цыферов

«В среду решили они играть в прятки...»;

В. Берестов

«Искалочка»

1

3.04

Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего правильность и выразительность.

Озаглавливать рисунок.

Озаглавливать текст.

Составлять рассказ по рисунку.

– Развивать рефлексию. (Л.)

– Принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)

– Контролировать себя при чтении. (Р.)

– Анализировать и оценивать выразительность чтения одноклассников. (Р.)

– Ориентироваться в тексте. (П-1.)

– Анализировать свои впечатления, рассуждая на заданную тему.(П-2.)

– Анализировать прочитанное с целью соотнесения названия произведения с содержанием текста. (П-2.)

– Создавать небольшое высказывание на заданную тему. (К.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)

– Аргументировать своё мнение.(К.)

– Строить монологическое высказывание по рисунку и на основе собственного опыта. (К.)

Читают вслух плавно по слогам или целыми словами.

Читают текст выразительно, обращая внимание на передачу вопросительной и восклицательной интонации, а также эмоционального характера произведения.

Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.

Составляют рассказ по иллюстрации.

Обсуждают свои любимые занятия.

Озаглавливают рисунок и текст.

Урок № 11.

Русские народные считалки;

В. Берестов «За

игрой»

1

4.04

Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего беглость и выразительность.

Понимать особенности малых

фольклорных жанров (считалки).

Определять, является произведение народным или авторским. Расширять читательский кругозор.

– Развивать дружеские отношения в игровой и учебной деятельности. (Л.)

– Принимать и решать учебную задачу. (Р.)

– Оценивать выразительность чтения одноклассников. (Р.)

– Ориентироваться в книгах с целью поиска книги с произведениями заданного жанра. (П-1.)

– Анализировать особенности языкового оформления текста. (П-2.)

– Участвовать в коллективной и групповой деятельности на основе учебного сотрудничества. (К.)

– Создавать литературный текст по образцу. (К.)

Воспринимают на слух произведения малых фольклорных жанров в исполнении учащихся (считалок).

Читают молча и вслух плавно по слогам или целыми словами.

Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания и передавая эмоциональный характер произведения.

Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста. 

Создают текст по подобию.

Учат стихотворный текст наизусть.

Урок № 12.

Словесные игры: скороговорки, небылицы;

С. Маршак

«Я видел»

1

7.04

Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего осмысленность, правильность и беглость.

Развивать воссоздающее воображение.

Понимать особенности малых

фольклорных жанров (скороговорки, небылицы).

Практически осваивать термины «скороговорка», «небылица».

Определять, является произведение народным или авторским.

Расширять читательский кругозор.

Создавать литературный текст по образцу.

– Приобщаться к национальной культуре. (Л.)

– Выполнять инструкцию. (Р.)

– Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.)

– Ориентироваться в группе одножанровых произведений. (П-1.)

– Анализировать тексты (скороговорки) с точки зрения их назначения. (П-2.)

– Анализировать тексты (небылицы) с точки зрения соответствия их содержания названию жанра.(П-2.)

– Ранжировать произведения по их тематике. (П-2.)

– Развивать навыки сотрудничества, взаимопомощи. (К.)

– Создавать литературный текст по образцу. (К.)

Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами

– Сотрудничать с одноклассника-

ми при подготовке и проведении

конкурса скороговорок. (К.)

Определяют эмоциональный характер текста.

Определяют жанр произведения (скороговорка, небылица).

Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания.

Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.

Соревнуются в произнесении скороговорок.

Соотносят иллюстрации с фрагментами текста.

Создают иллюстрацию к фрагменту текста.

Создают литературный текст по подобию (небылицу).

Делают книжечки со скороговорками и небылицами.

Урок № 13.

А. Босев

«С нами Смех!»;

А. Усачёв «Если

вы собрались в гости»

1

9.04

Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего правильность, беглость и

выразительность. Развивать воссоздающее и творческое воображение.

Развивать способность к прогнозированию характера текста до его чтения (по иллюстрациям, заголовку).

Наблюдать над таким средством языковой выразительности, как

олицетворение.

Пользоваться таким средством

интонационной выразительности, как логическое ударение.

– Выполнять инструкцию. (Р.)

– Контролировать себя при чтении. (Р.)

– Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.)

– Прогнозировать. (П-2.)

– Определять наиболее важные по смыслу слова текста. (П-2.)

– Развивать навыки сотрудничества, взаимопомощи. (К.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)

– Обосновывать своё высказывание. (К.)

Воспринимают на слух произведения в исполнении учителя и учащихся.

Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами.

Прогнозируют характер текста.

Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания, логическое ударение и передавая эмоциональный характер произведения.

Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.

Иллюстрируют прочитанное.

Урок № 14.

С. Маршак

«Пудель»; обобщение прочи-

танного

1

10.04

Совершенствовать все стороны навыка чтения. Развивать воссоздающее и творческое воображение. Развивать способность к прогнозированию характера текста до его чтения (по иллюстрациям, заголовку).

Определять эмоциональный характер произведения.

Характеризовать персонаж.

Составлять план. Определять принадлежность произведения к тому или иному малому фольклорному жанру.

– Приобщаться к национальной культуре. (Л.)

– Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. (Р.)

– Контролировать себя при чтении. (Р.)

– Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.)

– Прогнозировать. (П-2.)

– Анализировать качества персонажа в опоре на текст. (П-2.)

– Анализировать иллюстрации с точки зрения соответствия тексту.(П-2.)

– Развивать навыки сотрудничества, взаимопомощи. (К.)

– Аргументировать высказывания. (К.)

Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами.

Определяют эмоциональный характер текста.

Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания и передавая эмоциональный характер текста.

Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.

Делают характеристику персонажа в опоре на набор слов.

Отвечают на вопросы по содержанию текста.

Соотносят иллюстрации с текстом.

Составляют картинный план.

Учебная тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» (11 ч)

Уроки № 15, №16

Л. Н. Толстой

«Правда всего дороже»;

С. Прокофьева

«Сказка про

честные ушки»

2

11.04

14.04

Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего осмысленность, правильность и выразительность.

Характеризовать персонаж.

Сравнивать персонажей разных

произведений. Осваивать чтение по ролям. Сравнивать произведения общей тематики.

– Формировать нравственную позицию, а также личностное качество – честность. (Л.)

– Вырабатывать способность к нравственной оценке поступка. (Л.)

– Развивать рефлексию. (Л.)

– Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. (Р.)

– Конструировать слова. (П-2.)

– Анализировать поступки персонажей. (П-2.)

– Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. (П-2.)

– Сравнивать произведения одной тематики. (П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)

– Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». (К.)

Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами.

Знакомятся с разными литературными произведениями общей нравственной тематики.

Характеризуют персонажей.

Сравнивают персонажей разных произведений, объединённых общей темой.

Рассуждают на нравственную тему.

Читают выразительно по ролям.

Устанавливают сходство и различия произведений одной тематики.

Урок № 17.

В. Орлов «Кто

первый»;

Э. Мошковская

«Не надо больше

ссориться!..»;

Л. Н. Толстой

«Кто прав?»

1

16.04

Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего осмысленность и выразительность.

Характеризовать персонажей.

Озаглавливать прочитанное.

Осваивать чтение по ролям.

Определять тему и идею небольшого произведения.

Анализировать заглавие, сопоставляя его с содержанием произведения.

Озаглавливать текст.

– Формировать нравственную позицию, а также личностное качество – дружелюбие. (Л.)

– Вырабатывать способность к нравственной оценке поступка.(Л.)

– Ориентироваться в тексте. (П-1.)

– Выделять главное в тексте. (П-2.)

– Сравнивать заголовок и содержание произведения. (П-2.)

– Обобщать содержание текста с целью его озаглавливания. (П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)

– Формировать дружелюбные отношения. (К.)

Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами.

Читают выразительно, передавая вопросительную и восклицательную интонацию.

Читают по ролям.

Рассуждают на заданную нравственную тему.

Определяют тему произведения.

Выявляют идею произведения.

Анализируют заголовок произведения.

Озаглавливают текст.

Отвечают на вопросы к литературным произведениям.

Урок № 18.

В. Осеева

«Всё вместе»

1

17.04

Совершенствовать все компоненты навыка чтения.

Определять идею произведения. Читать по ролям.

Инсценировать прочитанное.

Находить книгу по заданной учителем теме и самостоятельно знакомиться с ней.

– Формировать нравственную позицию. (Л.)

– Вырабатывать способность к нравственной оценке. (Л.)

– Развивать эмпатию. (Л.)

– Развивать способность к целеполаганию. (Р.)

– Развивать умение самоконтроля при чтении. (Р.)

– Ориентировка в книгах с целью нахождения книги по заданной теме. (П-1.)

– Анализировать произведения с точки зрения соответствия его главной мысли пословицам. (П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)

– Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игр «Радиотеатр» и «Театр». (К.)

Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами.

Осваивают орфоэпические нормы.

Знакомятся с литературным произведением нравственной тематики.

Рассуждают на нравственную тему.

Соотносят пословицы с текстом.

Определяют идею произведения.

Читают по ролям.

Инсценируют прочитанное.

Урок № 19.

Е. Пермяк «Для

чего руки нужны»; Эзоп «Со-

брался старик

помирать…»

1

18.04

Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего осмысленность, правильность и выразительность.

Выявлять подтекст.

Находить сформулированную в тексте идею.

Соотносить главную мысль произведения с пословицами.

Читать по ролям.

– Формировать жизненные ориентиры, а также личностное качество – трудолюбие. (Л.)

– Развивать умение самоконтроля при чтении. (Р.)

– Формировать антиципацию.(П-1.)

– Ориентироваться в тексте.(П-1.)

– Конструировать предложения.(П-2.)

– Устанавливать причинно-следственные связи событий. (П)

– Определять главное в прочитанном. (П-2.)

– Сравнивать литературное произведение с группой пословиц по главной мысли. (П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)

– Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». (К.)

Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами.

Прогнозируют читаемое.

Рассуждают, отвечая на вопросы к произведениям.

Определяют главную мысль текста.

Читают по ролям

Знакомятся с пословицами о труде.

Создают книжечку с пословицами.

Урок № 20.

Л. Н. Толстой

«Два раза не

умирать»,

«Два товарища»

1

21.04

Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего осмысленность и выразительность.

Использовать приём выборочного чтения.

Расширять словарный запас.

Знакомиться с особенностями произведений басенного жанра.

Характеризовать персонажей.

Определять идею произведения. Определять эмоциональный характер группы произведений.

Выбирать книги по заданному параметру.

– Формировать нравственную позицию, а также личностные качества – смелость, преданность, взаимовыручку. (Л.)

– Вырабатывать способность к нравственной оценке поступка. (Л.)

– Ориентироваться в тексте.(П-1.)

– Ориентироваться в учебнике.(П-1.)

– Ориентировка в книгах с целью нахождения книг по заданной теме. (П-1.)

– Выявлять главное в содержании литературного произведения.(П-2.)

– Делать обобщение об эмоциональной окраске группы произведений. (П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)

Знакомятся с творчеством Л. Н. Толстого.

Воспринимают на слух басню в исполнении учителя.

Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами.

Читают выборочно.

Читают выразительно.

Характеризуют персонажей.

Определяют главную мысль произведения.

Рассуждают на нравственную тематику.

Соотносят рисунок с фрагментом произведения.

Ищут и читают книги Л. Н. Толстого.

Урок № 21.

В. Росин «Дру-

зья познаются

в беде»

1

23.04

Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде

всего осмысленность, правильность и выразительность.

Характеризовать персонажей.

Озаглавливать текст.

Озаглавливать рисунок.

Систематизировать книги, находящиеся на выставке, по жанрам.

– Формировать нравственную позицию, а также личностные качества – дружелюбие, взаимовыручку. (Л.)

– Развивать рефлексию. (Л.)

– Вырабатывать способность к нравственной оценке поступка.(Л.)

– Действовать по заданному плану. (Р.)

– Ориентироваться в книгах.(П-1.)

– Ранжировать книги по жанровым особенностям. (П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)

– Аргументировать своё отношение к персонажам. (К.)

Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами.

Читают выразительно.

Знакомятся с фактами биографии Л. Н. Толстого.

Рассуждают на нравственную тематику.

Определяют своё отношение к

персонажам.

Озаглавливают текст и рисунок.

Ориентируются в книге по обложке.

Классифицируют книги по жанрам.

Создают комикс по материалам тетради.

Урок № 22.

С. Михалков

«Ошибка»

1

24.04

Совершенствовать все стороны навыка чтения.

Выявлять идею произведения.

Читать выразительно по ролям.

Озаглавливать иллюстрацию.

– Формировать нравственную позицию, а также личностное качество – смелость. (Л.)

– Вырабатывать способность к нравственной оценке поведения.(Л.)

– Уметь действовать по инструкции. (Р.)

– Развивать способность к самоконтролю. (Р.)

– Определять главное в тексте на основе его анализа. (П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)

– Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». (К.)

Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами.

Читают выразительно по ролям.

Определяют главную мысль текста.

Озаглавливают рисунок.

Урок № 23.

С. Михалков

«Прививка»

1

25.04

Совершенствовать все стороны навыка чтения.

Расширять словарный запас.

Формировать образ героя произведения.

Выявлять подтекст.

Наблюдать над использованием

эпитета (без терминологии).

Ориентироваться в книгах по обложкам.

Заучивать наизусть стихотворный текст.

– Формировать нравственную позицию, а также личностное качество – смелость. (Л.)

– Развивать способность к самоконтролю. (Р.)

– Развивать способность к эмпатии. (Р.)

– Ориентироваться в книгах.(П-1.)

– Синтезировать образ персонажа по эмоциональным знакам текста.(П-2.)

– На основе анализа содержания выявлять подтекст. (П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)

Читают вслух плавно по слогам или целыми словами.

Выявляют эмоциональный подтекст.

Читают вслух выразительно, передавая подтекст и эмоциональное состояние персонажа.

Наблюдают над использованием слова в переносном смысле в роли эпитета.

Ориентируются в книгах по обложкам.

Заучивают стихотворный текст наизусть и декламируют его.

Урок № 24.

Л. Яхнин «Силачи»

1

28.04

Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего правильность, беглость и выразительность. Выявлять отношение автора к персонажам. Выражать своё от-

ношение к персонажам.

Анализировать заголовок, определяя его эмоциональный подтекст.

Озаглавливать произведение.

Выражать идею произведения способом подбора пословицы.

Передавать особенности персо-

нажей и авторское отношение к ним посредством интонационной выразительности.

– Формировать нравственно-этическую позицию по отношению к хвастовству, а также личностные качества – заботливость, готовность прийти на помощь.(Л.)

– Вырабатывать способность к нравственной оценке поступка.(Л.)

– Развивать способность к самоконтролю. (Р.)

– Ориентироваться в тексте.(П-1.)

– Соотносить заголовок с текстом, выявляя его эмоциональный подтекст. (П-2.)

– Определять главное в тексте с целью его озаглавливания. (П-2.)

– Сравнивать рассказ с пословицами с целью выявления идейной общности. (П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)

– Аргументировать своё отношение к персонажам. (К.)

Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами.

Выражают и аргументируют своё отношение к персонажам.

Определяют характер заголовка.

Озаглавливают текст.

Соотносят пословицы с рассказом.

Читают выразительно, передавая черты характера персонажей и отношение к ним автора.

Рассуждают на нравственную тематику.

Урок № 25.

М. Пляцковский «Добрая лошадь»

Обобщающий

урок

1

30.04

Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего осмысленность, правильность и выразительность.

Выявлять идею произведения.

Составлять картинный план.

Практически осваивать понятие

«персонаж». Выбирать книги по заданной учителем теме.

Характеризовать персонажей, выражая своё отношение к ним. Подбирать иллюстрации к фрагментам текста.

Определять жанр произведений

(сказка, стихотворение, рассказ,

басня).

Систематизируют книги по авторскому или жанровому

признаку.

Расширяют литературный кругозор по изучаемой теме.

– Формировать нравственно-этическую позицию по отношению к хвастовству, а также личностные

качества – участливость, готовность поддержать. (Л.)

– Вырабатывать способность к нравственной оценке поступка. (Л.)

– Принимать и удерживать учебную задачу. (Р.)

– Ориентироваться в тексте. (П-1.)

– Ориентироваться в книгах. (П-1.)

– Составлять план прозаического произведения. (П-1.)

– Анализировать текст с целью определения его главной мысли. (П-2.)

– Классифицировать книги по авторскому или жанровому признаку. (П-2.)

– Аргументировать свои высказывания. (К.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)

Воспринимают на слух чтение сказки учителем.

 Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами.

Читают выборочно.

Читают сказку выразительно.

Рассуждают на нравственную тему.

Ориентируются в книге по обложке.

Выбирают книги по предложенной теме.

Приводят из прочитанного раздела примеры сказки, стихотворения, рассказа, басни.

Соотносят иллюстрации с соответствующими фрагментами текста.

Выполняют упражнения с книгами, систематизируют их.

Учебная тема: «Там чудеса…» (11 ч)

Урок № 26.

А. Шибаев

«Сказки просят...»

1

5.05

Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего осмысленность и выразительность.

Формировать воссоздающее воображение.

Расширять словарный запас.

Расширять литературный кругозор.

Пересказывать произведения устного народного творчества.

Составлять рассказ по иллюстрации.

Выбирать книги пот заданным параметрам.

– Приобщаться к национальной культуре. (Л.)

– Развивать способность к контролю. (Р.)

– Ориентироваться в учебнике.(П-1.)

– Ориентироваться в книгах.(П-1.)

– Выдвигать гипотезы. (П-1.)

– Воспринимать информацию, представленную в форме модели,

– Приобщаться к национальной культуре, переводить её в вербальную форму. (П-1.)

– Делать обобщение по ряду признаков. (П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)

– Пересказывать прочитанное.(К.)

– Сотрудничать при проведении игры «Театр». (К.)

Читают вслух выразительно целыми словами.

Актуализируют ранее приобретённый читательский опыт.

Делают словесное описание иллюстрации.

Иллюстрируют прочитанное.

Пересказывают народные сказки, в том числе в опоре на схему.

Инсценируют сказки.

Находят и читают книги по заданной теме.

Урок № 27.

Русская народная сказка

«Лиса и рак»

1

7.05

Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего осмысленность, правильность и выразительность.

Определять жанр (сказка, рассказ, стихотворение, басня), опираясь на знание базовых жанровых признаков.

Определять тему произведения.

Выявлять подтекст произведения.

Озаглавливать прочитанный

текст.

Пользоваться содержанием (оглавлением).

Пересказывать прочитанное.

Систематизировать книги по заданным параметрам.

– Приобщаться к национальной культуре. (Л.)

– Понимать, принимать и удерживать учебную задачу. (Р.)

– Развивать способность к самоконтролю и контролю. (Р.)

– Ориентироваться в содержании учебника. (П-1.)

– Ориентироваться в книгах.(П-1.)

– Обобщать содержание текста для определения его темы. (П-2.)

– Анализировать прочитанное с целью выявления подтекста.(П-2.)

– Ранжировать книги по тематике.(П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)

– Аргументировать свои высказывания. (К.)

– Выборочно пересказывать по заданному параметру. (К.)

Читают молча, а также выразительно вслух.

Определяют тему произведения.

Озаглавливают текст с точки зрения его темы.

Выявляют подтекст произведения.

Определяют и аргументируют жанровую принадлежность произведения.

Пересказывают эпизоды из русских народных сказок.

Классифицируют книги, находящиеся на выставке книг.

Урок № 28.

Русская народная сказка

«Петушок и бобовое зёрнышко»

1

8.05

Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего осмысленность, правильность и выразительность.

Расширять словарный запас.

Выявлять подтекст.

Осваивать своеобразие сказочного языка.

Пересказывать прочитанное близко к тексту.

– Приобщаться к национальной культуре. (Л.)

– Развивать способность к самоконтролю и контролю. (Р.)

– Составлять план. (П-1.)

– Анализировать содержание произведения с точки зрения его соответствия набору иллюстраций.(П-2.)

– Анализировать прочитанное с целью выявления подтекста. (П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

– Аргументировать свои высказывания. (К.)

– Пересказывать в опоре на схему.(К.)

Читают выразительно вслух.

Отвечают на вопросы к тексту.

Составляют картинный план.

Делают художественный пересказ в опоре на картинный план.

Урок № 29.

Ингушская

сказка «Заяц

и черепаха»

1

12.05

Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего осмысленность, правильность и выразительность.

Делать подробный, последовательный пересказ.

Характеризовать персонаж.

Выявлять подтекст.

Определять идею произведения.

– Развивать склонность к толерантности. (Л.)

– Развивать способность к самоконтролю и контролю. (Р.)

– Обобщать с целью определения качеств характера персонажа.(П-2.)

– Анализировать прочитанное с целью выявления подтекста. (П-2.)

– Анализировать прочитанное с целью выявления идеи. (П-2.)

– Сравнивать произведение с пословицами по главной мысли.(П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)

– Аргументировать свои высказывания. (К.)

Читают молча, а также выразительно вслух.

Характеризуют персонажей.

Выявляют подтекст.

Определяют главную мысль произведения.

Подбирают пословицы к прочитанному произведению согласно его главной мысли.

Пересказывают текст, используя выразительные языковые средства из произведения.

Урок № 30.

Американская

сказка «Вот он,

вор!»

1

14.05

Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего осмысленность, беглость и

выразительность.

Выявлять подтекст.

Пересказывать по опорным словам текста.

– Формировать нравственно-этическую позицию. (Л.)

– Понимать, принимать и удерживать учебную задачу. (Р.)

– Анализировать прочитанное с целью выявления подтекста. (П-2.)

– Конструировать слова. (П-2.)

– Анализировать прочитанное с целью выявления причинно-следственных связей. (П-2.)

– Анализировать прочитанное с целью выявления подтекста.(П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)

– Аргументировать свои высказывания. (К.)

– Пересказывать прочитанное.(К.)

Читают выразительно вслух.

Выявляют подтекст.

Знакомятся с опорными словами.

Пересказывают текст по опорным словам.

Урок № 31.

Армянская

сказка «Заказчик и мастер»

1

15.05

Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего осмысленность, правильность и выразительность.

Выявлять подтекст.

Определять идею произведения.

Выбирать пословицу в соответствии с главной мыслью

текста.

Выбирать книги по заданным параметрам.

– Развивать склонность к толерантности. (Л.)

– Формировать нравственно-этическую позицию. (Л.)

– Развивать способность к самоконтролю. (Р.)

– Ориентироваться в книгах.(П-1.)

– Анализировать прочитанное с целью выявления подтекста. (П-2.)

– Сравнивать текст и пословицы по их главной мысли. (П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)

– Аргументировать свои высказывания. (К.)

Воспринимают на слух чтение учителя.

Читают сказку выразительно, передавая вопросительную и восклицательную интонацию.

Отвечают на вопросы к тексту.

Выявляют подтекст произведения.

Подбирают пословицу в соответствии с главной мыслью текста.

Выбирают книги по заданным параметрам.

Урок № 32.

Сказки

А. С. Пушкина

Комплексная проверочная работа

1

16.05

Совершенствовать

все стороны навыка чтения, прежде всего осмысленность и выразительность.

Расширять литературный кругозор.

Различать народные и авторские произведения.

Пользоваться содержанием (оглавлением).

Учить наизусть стихотворный текст.

Выбирать книги по заданным параметрам.

– Приобщаться к национальной культуре. (Л.)

– Понимать, принимать и удерживать учебную задачу. (Р.)

– Ориентироваться в оглавлении учебника. (П-1.)

– Ориентироваться в книгах.(П-1.)

– Анализировать книги по признаку наличия в них народных или литературных произведений.(П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

– Формировать навыки сотрудничества при проведении литературной викторины. (К.)

Читают выразительно.

Участвуют в литературной викторине.

Знакомятся с творчеством А. С. Пушкина.

Заучивают наизусть стихотворный текст.

Выбирают книги по заданным параметрам.

Комплексная проверочная работа

Урок № 33.

Викторина

«Сказки

Х. К. Андерсена»; Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине»

1

19.05

Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего осмысленность и выразительность.

Учиться выделять опорные слова.

Выявлять подтекст.

Читать выборочно.

Соотносить иллюстрации с текстом.

Озаглавливать рисунки.

Расширять литературный кругозор.

Ориентироваться в книгах по обложкам.

– Приобщаться к мировой культуре. (Л.)

– Понимать, принимать и удерживать учебную задачу. (Р.)

– Ориентироваться в книгах.(П-1.)

– Ориентироваться в тексте.(П-1.)

– Делать обобщение на основе опорных слов. (П-2.)

– Анализировать прочитанное с целью выявления подтекста. (П-2.)

– Сравнивать иллюстрации с содержанием текста. (П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)

– Формировать навыки сотрудничества при проведении литературной викторины. (К.)

Читают выразительно.

Работают с опорными словами.

Выявляют подтекст произведения.

Соотносят иллюстрации с текстом.

Озаглавливают иллюстрации.

Знакомятся с творчеством и с фактами биографии Х. К. Андерсена.

Участвуют в литературной викторине.

Ориентируются в книгах по обложкам.

Урок № 34.

В. Орлов

«Абрикос в лесу»

Проверка техники чтения

1

21.05

Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего осмысленность, правильность

и выразительность.

Определять своё отношение к персонажам.

Определять жанр произведения

(сказка).

Инсценировать прочитанное.

– Прививать стремление к толерантности. (Л.)

– Развивать рефлексию. (Л.)

– Развивать эмпатию. (Л.)

– Развивать способность к самоконтролю. (Р.)

– Ориентироваться в тексте. (П-1.)

– Анализировать произведение с точки зрения его жанровой характеристики. (П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

– Аргументировать свои высказывания. (К.)

Воспринимают чтение произведения учителем и учащимися.

Читают выразительно вслух.

Отвечают на вопросы учебника.

Определяют своё отношение к персонажам.

Исполняют роль литературного персонажа.

Проверка техники чтения

Уроки № 35, 36.

А. Курляндский «Первое

сентября попугая Кеши»

Обобщающий

урок

2

22.05

23.05

Читать выборочно по заданному параметру. Читать по ролям.

Прогнозировать характер произведения перед его чтением по обложке. Определять эмоциональный характер произведения. Характеризовать персонаж. Определять своё отношение к персонажу.

Выявлять образ рассказчика.

Определять отношение рассказчика к персонажу.

Составлять картинный план произведения.

Соотносить иллюстрацию с фрагментом текста.

– Формировать положительную мотивацию к обучению в школе.(Л.)

– Развивать рефлексию. (Л.)

– Понимать, принимать и удерживать учебную задачу. (Р.)

– Развивать способность к самоконтролю. (Р.)

– Прогнозировать читаемое.(П-1.)

– Составлять план текста. (П-1.)

– Ориентироваться в книгах.(П-1.)

– Ориентироваться в тексте. (П-1.)

– Конструировать слова. (П-2.)

– Анализировать прочитанное с целью характеристики персонажа.(П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)

– Аргументировать свои высказывания. (К.)

Читают выразительно.

Читают выборочно.

Читают по ролям.

Определяют эмоциональный характер произведения.

Определяют образ рассказчика в произведении.

Выявляют отношение рассказчика к персонажу.

Перечисляют персонажей произведения.

Отвечают на вопросы к тексту.

Характеризуют героя произведения и своё отношение к нему.

Составляют картинный план.

Подбирают фрагмент текста к иллюстрации.

Прогнозируют характер произведения по обложке книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...