Рабочая программа по литературному чтению 3 класс.
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Грудачева Ольга Викторовна

Программа по литературному чтению 3 класс. Учебно-методический комплекс "Начальная школа XXI века". Авторы учебникаЛ.А. ЕфросининаМ.И. Оморокова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_pechat.doc428 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

начального общего образования (для 1-4 кл)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов»

Согласовано                                                       УТВЕРЖДАЮ:

на методическом совете                                   Директор МБОУ  

Протокол  № 1                                                  «Излучинская ОСШУИОП №1»

от 30 августа  2014 г                                                   __________ Н.А. Зеленская

Методист______ Т.Ф.Пушкарева                    Приказ №269 от 01.09.2014

Рассмотрено на МО

учителей  начальных классов

Протокол №1 от 29 августа 2014 г.

Руководитель МО_____________И.И. Голованова

Рабочая программа

на 2014 -2015  учебный год

Предмет: литературное чтение, 3 б  класс

Уровень: общеобразовательный

Учитель: Грудачева Ольга Викторовна         

Излучинск

2014

  1. Пояснительная записка 

к программе по литературному  чтению    в   3 б классе на 2014 – 2015 учебный год.

Приоритетной целью обучения литературному чтению  является формирование читательской компетенции младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средству самообразования.

Достижение этих  целей предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через  литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи  (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей  к литературе как искусству слова, к пониманию  того,  что  делает литературу художественной, – через  введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомлени

2.   Общая характеристика учебного предмета

   Рабочая  программа отражает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по предметной области «Литературное чтение» и используется для обучения учащихся МБОУ Излучинская ОСШ №1 по программе четырехлетней начальной школы.

   Рабочая программа составлена на основании примерной программы по литературному чтению и учебно-методическому комплексу «Начальная школа 21 век». Автор учебника – Ефросинина Л.А

Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

   Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное - организация читательского пространства, подбор материала для чтения.

3.   Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

   Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

   Кроме указанных принципов учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.

4.   Место  учебного предмета в учебном плане.

   Согласно учебному плану школы на изучение предмета «Литературное  чтение» 1-4 класс выделяется отводится по 4 часа еженедельно,  136 часов (34 учебные недели).

5.   Результаты изучения учебного предмета.

   Результаты освоения курса. Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения

коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;  

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

6.   Содержание начального общего образования по учебному предмету.

Круг чтения. Произведения устного народного творчесттва русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская ЭНЦИ1СЛопедuя,книги-справочники.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о героичееских подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношении к Родине, друг к другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).

Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды. Стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концoвки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.

Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) - это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие реальных знаний.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.

Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения на уровне понимания главной мысли.

Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображения героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своею отношения к произведению и героям. 

Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.

Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.

Навык чтения. Чтение вслух и про себя небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок (желательно: темп чтения вслух - не менее 60 слов в минуту и про себя - не менее 80 слов в минуту).

Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам;

Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Читательские умения:

• самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;

• отбор произведений по теме и жанру, авторской принадлежности;

• самостоятельное чтение произведений и книг по заданной теме, жанру или авторской принадлежности.

8.  Материально- техническое обеспечение по литературному чтению 3 класс

Наименования объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

 Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно - методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

К

1.   Учебник «Литературное чтение» 3 класс

Авторы  Л . А. Ефросинина -3-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2012г)

2.  «Литературное чтение» рабочая тетрадь 3 класс Автор Л . А. Ефросинина 3-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2013 г)

3.  «Хрестоматия» учебник для дополнительного чтения  3 класс Автор Л . А. Ефросинина 3-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2013 г)

Примерная программа начального общего образования по литературному чтению

Д

1.   Программа по литературному чтению. Вентана – Граф 2013 г.

2.   Поурочное планирование «Литературное чтение» 3 класс. Система уроков по учебнику Л . А. Ефросининой.  «Начальная школа XXI века» Авторы: И.Г. Смирнова, С.В. Николаева Волгоград 2013 г.

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме)

Д

1.   Набор сюжетных  картинок «Профессии».

2.   Набор портретов русских и зарубежных писателей и поэтов

Словари по русскому языку.

Ф

Словари по русскому языку:

 - толковый словарь 1 шт

 - словарь фразеологизмов, 1 шт

-  морфемный  1 шт

 - словообразовательный словари  1 шт

 - орфографический словарь школьника  12 шт

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Д

Галерея гениев (7 книг)

П.П. Рубенс

И.Е. Репин

Х.Р. Рембрант

Леонардо да Винчи

Д.Р. Веласкес

В.М. Васнецов

И.И. Левитан

Шедевры русской живописи (1 книга)

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Д/К

Классная библиотека 25 книг

Портреты поэтов и писателей.

Д

Портреты русских и зарубежных писателей –

30 шт.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Д

Классная доска без  крепежных приспособлений. 1 шт.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

     Д

Пробковая  доска с набором иголок для крепления картинок. 2 шт.

Телевизор (по возможности).

Д

отсутствует

Видеомагнитофон / видеоплейер (по возможности).

Д

отсутствует

 Аудиоцентр / магнитофон.

Д

имеется    

Диапроектор.

Д

отсутствует

Мультимедийный проектор (по возможности).

Д

имеется    

Экспозиционный экран (по возможности).

Д

имеется    

Компьютер (по возможности).

Д

имеется

Сканер (по возможности).

Д

отсутствует

Принтер лазерный (по возможности).

Д

отсутствует

Принтер струйный цветной (по возможности).

Д

отсутствует

Фотокамера цифровая  (по возможности).

Д

отсутствует

Видеокамера цифровая со штативом (по возможности).

Д

отсутствует

Экранно - звуковые пособия

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Д

отсутствует

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Д

отсутствует

Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Д

отсутствует

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Д

имеются

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины

Ф

Наборы ролевых игр:

«Театр»,  «Зоопарк», «Транспорт», «Огород»

Лото по ПДД

Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

К

Двухместные ученические столы 13 шт.

Ученические стулья 26 шт.

Стол учительский с тумбой.

Д

1 штук

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Д

4 штуки

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

К

Подставки для книг 21шт.

Д – демонстрационный экземпляр

К – полный комплект

Ф – комплект для фронтальной работы

П – комплект для работы в группах


  1.  Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 3 б классе на 2014 – 2015 учебный год

34 недели/4 часа    (136 часов/год)

I четверть 1.09 – 31.10  (36 часа)

п/п

Раздел программы

Тема урока

Тип урока

Содержание урока

Вид

контроля

Характеристика

деятельности учащихся

(УУД)

Дата проведения

по плану

фактически

1

Устное народное творчество    (17 часов)

Малые формы

фольклора: загадки. Пословицы, скороговорки

Урок

изучающего

чтения

Загадки, виды загадок. Пословицы, темы пословиц, особенности построения. Общее понятие о скороговорках, особенности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Упражнение в выразительном чтении

Текущий

Знать:

- жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина;

- особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победа добра над злом);

-различия жанров.

Уметь:

-называть произведения и выделять их особенности;

-определять тему и жанр произведения;

-называть и сравнивать героев (положительных и

отрицательных);

- определять главную мысль сказки; - делить текст на

части, озаглавливать части, составлять словесный или

картинный план и

пересказывать по плану произведение или отдельные эпизоды;

- сравнивать сказки

(былины) разных народов;

- самостоятельно и

по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова;

- характеризовать

особенности речи

сказителя;

- использовать при

чтении средства

выразительности:

темп, пауза, интонация;

-работа с книгой: пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией.

1.09

2

Русская народная сказка «Самое дорогое»

Урок

изучающего

чтения

Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. Особенности народной сказки: замедленность действия за счет повторов, наличие волшебных превращений, идея победы добра

над злом, определение главной мысли. Пересказ сказки.

Вводный

контроль

техники чтения

2.09

3

Русская сказка «Про Ленивую и

Радивую».

Ненецкая сказка «Хозяин ветров»

Урок

изучающего

чтения

Самостоятельное чтение или

слушание сказки. Сравнение сказок разных народов: главная мысль, герои, события и их

последовательность Герои сказки: положительные и

отрицательные.

Поиск в тексте

контроль

техники чтения

3.09

4

Сказки с загадка-

ми. «Дочь-семилетка», «Елена Премудрая»

Урок

изучающего

чтения

Самостоятельное чтение или слушание сказки.

Выделение особенностей сказок с загадками. Наблюдение за развитием событий.

Деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям

контроль

техники чтения

5.09

5

Русская народная

сказка «Царевич

Нехитер-Немудёр»

Урок

изучающего

чтения

Слушание сказки. Герои сказки.

Развитие событий и их последовательность

8.09

6

Русская народная

сказка «Царевич

Нехитер-Немудёр»

Урок

изучающего

чтения

Слушание сказки. Герои сказки.

Деление на части и составление плана, выборочное выразительное чтение по частям. Обучение художественному

пересказу

контроль

техники чтения

9.09

7

Былины «Добрыня и змей», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»

Урок

изучающего

чтения

контроль

техники чтения

10.09

8

Былины «Илья Муромец и Соловей – разбойник» «Первый бой Ильи Муромца»

Урок

изучающего

чтения

контроль

техники чтения

12.09

9

Былина «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»,  «Алеша Попович»

Урок

изучающего

чтения

контроль

техники чтения

15.09

10

Устное народное творчество. Былина «Вольга и Микула»

Проверочный   урок

Обобщение теме; выставка книг, работа с книгой (выходные данные, аннотация), выполнение заданий учебнике и тетради. Связь произведений литературы с произведениями изобразительного искусства

Тематический контроль. Литер. викторина

16.09

11

Устное народное творчество. Былина «Вольга и Микула»

Проверочный урок

Обобщение по разделу. Литературная игра. Выставка прочитанных книг, работа с книгами: тип книги, выходные данные, аннотация

Тематический контроль

17.09

12.

Русская народная

сказка «Царевич

Нехитер-Немудёр». Повторение

Проверочный урок

Выставка прочитанных книг, работа с книгами: тип книги, выходные данные, аннотация

Самостоятельная работа

19.09

13.

Былины «Добрыня и змей», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча». Повторение.

Проверочный урок

Обобщение по теме

22.09

14

Былина «Первый бой ИльиМуромца». Повторение

Проверочный урок

Развитие событий и их последовательность.

23.09

15

Былина «Алеша Попович». Повторение

Проверочный урок

Обучение художественному

пересказу .Развитие событий и их последовательность

24.09

16

Устное народное творчество

Обобщающий урок

Самостоятельная работа. Анализ прочитанных произведений устного народного творчества

26.09

17

Басни

(4 часа)

Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лиса и виноград»

Урок

изучающего

чтения

Слушание басен. Словарная работа. Выделение главной мысли басни (мораль). Работа над жанром. Сравнение жанров: сказка, басня. Отличие басни от сказки. Сравнение басен Эзопа и Крылова: персонажи, форма (стихотворная или прозаическая). Работа с внутри текстовой иллюстрацией.  Выразительное чтение.

Тематический контроль

Знать: - литературоведческие понятия: басня, мораль;

- о структуре басни;

- о художественных особенностях басни. Уметь:

- правильно называть басни из круга детского чтения;

- различать сказку и басню;

- сравнивать героев басни;

- выделять особенности басен Эзопа и

 И. А. Крылова;

 - выразительно читать басни с листа и наизусть;

- работать с книгами басен: выбирать, рассматривать, читать

29.09

18

Эзоп «Ворон и Лисица». И. Крылов «Ворона и Лисица»

Урок

изучающего

чтения

Формулирование личной оценки героев басни. Упражнение в выразительном чтении (выбор темпа и тона, передача интонацией отношения к героям). Работа с внутри текстовой иллюстрацией. Выделение частей басни, главной мысли (моАли). Выбор интонации для чтения диалога Волка и ЯгненА. Упражнение в выразительном чтении.

Тематический контроль

30.09

19

И. Крылов «Петух и Жемчужное Зерно», «Волк и Ягненок»

Урок

изучающего

чтения

Тематический контроль

1.10

20

Басни Эзопа,

И. А. Крылова,

А. Е. Измайлова

Тест «Проверь себя»

Проверочный урок

Обобщение по разделу. Выставка прочитанных книг. Работа с книгами басен. Конкурс чтецов

Тематический Конкурс чтецов басен

3.10

21

Произведения

А. С. Пушкина.

(8 часов)

А. С. Пушкин

«У лукоморья дуб

зеленый…»

Урок

изучающего

чтения

Обобщение читательского опыта детей.

Слушание. Работа с текстом и текстовой иллюстрацией.

Упражнения в выразительном                                                                                                     чтении: определение задач

чтения, наблюдение за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения

Сравнение былин.

Работа с элементами книги: титульный лист, оглавление

Знать:

- литературоведческие понятия: литературная сказка,

стих, стихотворная

строка, рифма,

ритм.

Уметь:

- находить сходства и различия литературной и народной сказки (герои, структура, язык

произведения);

- ставить задачу

для выразительного

чтения, использовать интонации,

соответствующие

смыслу текста;

- находить эпитеты, устойчивые

эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в  речи.

6.10

22

А. С. Пушкин «Бой

Руслана с головой»

(отрывок из поэмы

«Руслан и Людмила»)

Урок

изучающего

чтения

Слушание. Связь произведений литературы с музыкой.

Работа с текстом: чтение и

деление на части, составление

словесного плана. Словарная работа. Работа с текстовой иллюстрацией.

Упражнение в выразительном чтении, описание героев, их поведения, чувств.

Тематический

7.10

23-24

А. С. Пушкин

«Сказка о царе

Салтане…»

Урок

изучающего чтения

Жанр произведения: литературная сказка в

стихах. Сравнение с народной сказкой. Выявление главной мысли и системы событий. Работа с образами героев.

Выразительное чтение

Тематический

8.10

10.10

25-27

А. С. Пушкин

«Сказка о царе

Салтане…»

Урок

изучающего

чтения

13.10

14.10

15.10

28

А.С.Пушкина «Сказка о царе

Салтане…»

«Сказка о мертвой

царевне и семи богатырях».

Урок

изучающего

чтения

Тематический

17.10

29-32

А.С.Пушкина

«Сказка о мертвой

царевне и семи богатырях».

Урок

изучающего

чтения

Слушание сказки. Словарная работа. Деление текста на части,

Составление плана. Выборочное вырази-

тельное чтение по частям. Выставка книг

«Сказки Пушкина». Работа с аппаратом книги, составление краткой аннотации к книге

Тематический

20.10

21.10

22.10

24.10

33-34

А. С. Пушкин.

Стихи

Урок

изучающего

чтения

Самостоятельное чтение или

слушание стихотворений.

Сравнение стихотворений: автор, жанр, тема, заглавие. Упражнение в выразительном  чтении

Тематический

27.10

28.10

35

Произведения

А. С. Пушкина

Тест «Проверь себя»

Проверочный

урок

Обобщение по разделу.

Литературная игра «Сказки Пушкина»

Самостоятельная работа

29.10

36

Произведения

И.Тургенева

(1 часа)

И. Тургенев «Лес и степь»

Урок

изучающего

чтения

Самостоятельнее чтение.

Жанр: рассказ-описание.

Деление на смысловые части и составление плана. Аналитическое чтение каждой части; поиск описания картин природы.

Выявление роли автора.

Тематический

Знать :

-понятия: описание, рассказ-повествование, сюжет, композиция.

Уметь:

-участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое отношение к прочитанному;

-понимать роль автора;

-определять свою точку зрения и понимать авторскую точку зрения;

-различать рассказ-описание и рассказ –повествование;

-перечитывать текст с целью получить ответа на поставленный вопрос;

выделять в тексте описание картин природы (пейзаж);

-определять главную мысль и осознавать последовательность событий;

-делить текст на композиционные части и составлять план;

-пересказывать по плану.

31.10

Каникулы 1.11 – 9.11

II четверть 10.11 –  29.12

37

Произведения

И.Тургенева

(3 часа)

И. Тургенев «Воробей»

Урок

изучающего

чтения

Слушание. Самостоятельная работа с текстом: деление на части. Аналитическое чтение по сюжетно-композиционному треугольнику. Высказывание своего отношения к прочитанному и выявление авторской точки зрения.

Тематический

Знать :

-понятия: описание, рассказ-повествование, сюжет, композиция.

Уметь:

-участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое отношение к прочитанному;

-понимать роль автора;

-определять свою точку зрения и понимать авторскую точку зрения;

-различать рассказ-описание и рассказ –повествование;

-перечитывать текст с целью получить ответа на поставленный вопрос;

выделять в тексте описание картин природы (пейзаж);

-определять главную мысль и осознавать последовательность событий;

-делить текст на композиционные части и составлять план;

-пересказывать по плану.

10.11

38

И.Тургенев «Перепелка»

Урок

изучающего

чтения

Слушание. Словарная работа. Жанр: рассказ-повествование. Работа с текстом: деление на части, составление плана, аналитическое чтение. Работа над образами: образ героя рассказчика, образ отца.

Сравнение сюжетов и определение темы рассказов И. Тургенева.

Тематический

11.11

39

И.Тургенев «Перепелка»

Урок

изучающего

чтения

Тематический

12.11

40

Стихи русских поэтов.

 (4 часа)

Ф. И. Тютчев «Есть

в осени первоначальной…», «Чародейкою

Зимою…»

Урок

изучающего чтения

Обобщение читательского опыта.

Слушание стихотворения. Словарная работа.

Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), упражнения в выразительном чтении

Тематический

Уметь:

- находить слова,

выражающие чувства и мысли поэта;

- понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);

- самостоятельно

готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу

чтения, определять

интонационный

рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);

- выразительно читать стихотворение;

-давать оценку своему чтению

14.11

41

А. Майков «Осень».

И. Бунин «Листопад»

Урок

изучающего

чтения

Слушание. Словарная работа.

Определение темы чтения, содержание

Стихотворения (мысли и чувства поэта). Поиск слов, выражающих чувств и мысли поэта. Упражнение в выразительном чтении. Сравнение стихотворений: строение, тема, содержание

Тематический

17.11

42

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошА…», «Кот поет, глаза прищура…»

Урок

изучающего

чтения

Самостоятельное чтение. Сравнение текстов стихов А. Фета. Самостоятельная подготовка выразительного чтения одного из стихов, самооценка

Тематический

1.11

43

Стихи русских поэтов

Проверочный урок

Обобщение по разделу. ВыставА книг. Работа с книгой: тип книги, автор, заглавие. Оглавление, составление аннотации. Конкурс чтецов

Тематический

контроль.

Конкурс чтецов

1.11

44

Произведения

 Л. Толстого

(5 часов)

Л. Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и Волк»

Урок

изучающего

чтения

Обобщение читательского опыта. Самостоятельная работа со сказкой: чтение, определение жанра,  деление текста на части, составление плана, выбор пословицы, выражающей главную мысль сказки. Слушание басни. Сравнение жанров, выделение их особенностей. Особенности басни в прозаической форме, выделение морали. Чтение по ролям.

Самостоятельное чтение. Работа с текстом: выявление сходства и различия. Научно-познавательные и художественные рассказы (сравнение жанров). Выделение в научно-познавательном тексте фактов и их описание

Тематический

Уметь: - называть произведения Л. Н. Толстого разных жанров (в рамках программы);

-различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно познавательные рассказы;

-работать с научно познавательным текстом (выделять факты и их описания);

-называть героев произведения, понимать их эмоционально –нравственные переживания;

-понимать содержание литературного произведения, выделять события или систему событий, составляющих основу художественного произведения, определять главную мысль;

-делить текст на композиционные части;

- участвовать в

диалоге при обсуждении произведения, выражать свое мнение;

- рассказывать и

пересказывать по

готовому плану;

- уметь представлять прочитанную

книгу;

- работать с книгами-справочниками

(словарями, энциклопедиями)

21.11

45

Л. Толстой  Рассказы «Зайцы», «Лебеди».

Урок

изучающего

чтения

Тематический

24.11

46

Л.Н.Толстой. «Лев и собачка»

Урок

изучающего

чтения

Слушание. Определение жанра, темы, главной мысли. Выражениеличного отношения к героям.Аргументация позиции. Сравнение текстов Толстого и Тургенева.

Тематический

25.11

47

Л. Толстой «Прыжок»        

Урок

изучающего

чтения

Слушание. Обсуждение про-

изведения: понимание переживаний героев,

формулирование личной оценки героя, аргументация своего мнения. Определение главной мысли. Деление текста на части, составление плана. Выразительное чтение по частям.

26.11

48

Произведения

Л. Толстого

Проверочный урок

Обобщение по разделу. Работа с книгами Л. Н. Толстого: деление по жанрам, работа с аппаратом книги, составление аннотаций, зачитывание эпизодов. Справка об авторе

Тематический контроль. Самостоятельная работа

28.11

49-50

Произведения Н. Некрасова.

(4 часа)

Н. Некрасов «Крестьянские дети». К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок»

Урок

изучающего

чтения

Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения. Введение понятия «лирический герой», поиск слов, выражений, показывающих, отношение автора к герою

(выборочное чтение). Упражнение в выразительном чтении.

Выразительное чтение

Знать: - называть имя, отчество и фамилию поэта; - называть произведения Н. А. Некрасова (в рамках программы); - понятия «лирический герой», «сказочный» и «реальный».

Уметь:

- находить справку

о поэте в книгах-

справочниках;

- использовать

языковые средства

художественной

выразительности

для понимания со-

держания стихотворения;

- самостоятельно

готовить стихотво-

рение для вырази-

тельного чтения;

- читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую со-

держанию и смыслу текста интонацию;

- выражать свое

отношение к про-

читанному;

- работать с аппаратом книг стихов

Н. А. Некрасова

1.12

2.12

51

Н. Некрасов

«Славная осень»,

«Зеленый шум».

К. И. Чуковский

«Зеленый шум»

Урок

изучающего

чтения

Самостоятельное чтение, работа над стихотворением «Славная

осень». Слушание стихотворения «Зеленый

шум» и статьи К. Чуковского.

Работа над содержанием

Выразительное чтение

3.12

52

Н. Некрасов «Мороз-воевода»

Урок

изучающего

чтения

Слушание. Словарная работа.. Создание словесного образа.        Упражнение в выразительном чтении песни                                                                                                                                                                                                                                                          

Текущий

5.12

53

Произведения

Н. Некрасова.

К. И. Чуковский

«О стихах

Н.А.Некрасова»

Проверочный

урок

Обобщение по разделу. Работа с книгами

Н. Некрасова. Составление справки об авторе

Тематический

8.12

54

Произведения

А. П. Чехова.

(5 часов)

А. П. Чехов «Степь»

Урок изучающего

чтения

Введение в круг чтения произведений А. П. Чехова. Слушание. Определение

жанра рассказа, выборочное чтение (выбор описания в тексте), деление текста на части, составление плана. Самостоятельная

подготовка выразительного чтения любой части. Обучение художественному

пересказу

Тематический

Уметь:

- называть имя, отчество и фамилию писателя;

- называть произведения А. П. Чехова

(в рамках программы);

- сравнивать и различать рассказ описание и рассказ повествование;

- находить в тексте

описания портрета

героя, интерьера, пейзажа;

- понимать главную мысль, объяснять заглавия (заглавие, жанр, заглавие – имя героя, заглавие -

главная мысль);

- участвовать в диалоге при обсуждении произведения,

выражать свое отношение к прочитанному;

- передавать краткое

содержание изученного произведения и

пересказывать текст,

сохраняя его художественные особенности;

- читать выразительно подготовленное произведение

или эпизод;

- пользоваться предисловием и послесловием в книгах.

9.12

55

А. П. Чехов «Белолобый»

Урок изучающего

чтения

Слушание, выявление главной

мысли, комментирование заглавия. Определение   жанра рассказа.

Аналитическое чтение по частям:

образы героев, отношение автора к героям. Подготовка собственных высказываний по заданным темам

Текущий

10.12

56

А. П. Чехов «Ванька»,   «Белолобый»

Урок изучающего

чтения

Текущий

12.12

57

А. Чехов «Ванька»

Урок изучающего

чтения

Слушание. Определение жанра.Словарная работа.  Прочтение и выделение главной мысли,

Композиционных частей,комментирование заголовка. Выборочное чтение: поиск описания героя,

отношения автора к героюпроизведения.

Текущий

15.12

58

Рассказы А. П. Чехова.

Н. Шер

«О рассказах

А.П. Чехова»

Проверочный урок

Обобщение по разделу. Рассказы

детей об А. П. Чехове: собственные

впечатления, справочный материал об авторе. Выполнение самостоятельной

работы,самооценка.

Тематический контроль.

Самостоятельная работа

16.12

59-60

Сказки за-

рубежных

писателей.

(3 часа)

Ш. Перро

«Подарки феи»

Урок

изучающего

чтения

Слушание, выявление сходства сказок народов мира,отечественных и зарубежных писателей. Выделение главной мысли,

Комментирование заглавия.

Характеристика героев,                                                                                                      данная автором (выборочное чтение). Деление текста на части,

составление плана

Тематический

Знать:

- имена зарубежных писателей сказочников и названия произведений (в рамках программы).

Уметь:

- различать сказки

народные и литературные;

- определять героев

положительных и

отрицательных,

определять отношение автора к героям и выражать

свое отношение к

ним;

- передавать сюжет

сказки, находить

его части;

- сравнивать сказки

народов мира (видеть их сходство и  различие), а также

сказки отечественных и зарубежных писателей.

17.12

19.12

61

И. Топелиус «Солнечный луч в ноябре»,  «Зимняя

сказка»

Урок

изучающего

чтения

Самостоятельное чтение сказки. Выявление особенностей сказки. Выборочное чтение: описание земли, трав, волн, Солнечного луча.

Выразительное чтение по ролям отрывка. Деление текста на части по готовому плану

Тематический

22.12

62

 «В мире сказок»

Сказки Г.Х.Андерсена и бр. Гримм

Проверочный урок

Обобщение  по разделу. Выставка книг, работа с книгой. Литературная игра

Тематический

Литературная викторина

23.12

63

Стихи русских поэтов.

(3  часа)

И. Никитин «Русь»

Урок

изучающего

чтения

Слушание.  Словарная работа  Определение темы и содержания стихотворения.  Деление на части, выразительное чтение подготовленной части

Текущий

Знать: - имена русских поэтов и их произведения; — понятия: тон, темп, ритм стихотворения. Уметь: - выделять языковые средства художественной выразительности; - понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора); - самостоятельно готовить стихотворения для выразительного чтения; - передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение (с листа и наизусть)

24.12

64

И. Никитин «Русь», «Утро»

Урок

изучающего

чтения

Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения. Выразительное чтение стихотворения

Текущий

26.12

65

И. Суриков «Детство»

Урок

изучающего

чтения

Чтение и работа со справочной

статьей об авторе. Слушание.

Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения.

Деление на части по готовому плану, выделение описания картин, выразительное чтение по частям.

Текущий

29.12

Каникулы  30.12 – 11.01

III четверть   12.01 – 20.03

66

Стихи русских поэтов.

(2 часа)

С. Дрожжин «Привет»,

«Зимний день»

Урок

изучающего

чтения

Чтение. Объяснение заглавия

стихотворения. Сравнение тем

стихотворений и их интонационных рисунков. Подготовка к выразительному чтению. Справка

об авторе

Текущий

Знать: - имена русских поэтов и их произведения; — понятия: тон, темп, ритм стихотворения. Уметь: - выделять языковые средства художественной выразительности; - понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора); - самостоятельно готовить стихотворения для выразительного чтения; - передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение (с листа и наизусть)

12.01

67

Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов»

Проверочный

урок

Обобщение по разделу. Работа

с книгами стихов русских поэтов. Конкурс «Выразительное чтение стихов русских поэтов»

Тематический

Творческая работа «Мой любимый поэт»

13.01

68

Произведения Д.М. Мамина – Сибиряка

(8 часов)

Д.М. Мамина – Сибиряка «Приемыш»

Урок

изучающего

чтения

Выявление читательского опыта детей. Справка об авторе. Слушание. Словарная работа. Определение жанра. Обсуждение прослушанного, высказывание собственного мнения. Выделение главной мысли, авторской позиции, построение сюжета. Озаглавливание частей текста. Аналитическое чтение по частям: обучение краткому пересказу. Работа

над образом Тараса: портрет, особенности речи, поступки

Текущий

Знать: - фамилию, или, отчество, литературный псевдоним автора; - произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка разных жанров. Уметь: - работать с сюжетом и планом; - пересказывать по плану подробно и кратко; - рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста; - определять авторскую позицию (находить в тексте слова, подтверждающие позицию

автора), выделять

главную мысль;

- читать вслух и про

себя быстро и правильно (не менее 60-70 слов в минуту); - читать вырази-

тельно самостоятельно подготовленный эпизод или произведение

14.01

69-71

Д.М. Мамина – Сибиряка «Приемыш»

Урок

изучающего

чтения

Текущий

16.01

19.01

20.01

72

Д.М. Мамина – Сибиряка «Приемыш»

Урок

изучающего

чтения

Текущий

21.01

73-74

Д. Мамин-Сибиряк

«Умнее всех»

Урок

изучающего

чтения

Слушание. Выявление авторской позиции,

формулирование личной оценки. Повторное чтение по частям и озаглавливание. Работа над образами героев. Сравнение жанров: сказка,

басня, рассказ

Текущий

23.01

26.01

75-76

Д. Мамин-Сибиряк

«Умнее всех»

Урок

изучающего

чтения

Текущий

27.01

28.01

77

Д. Мамин-Сибиряк

«Постойко»

Урок

изучающего

чтения

Слушание. Беседа по содержанию прочитанного, определение главной мысли.

Чтение по частям, выделение описания приюта, образа героя через его

речь,  озаглавливание частей. Комментирование заглавия

Текущий

30.01

78

Д. Мамин-Сибиряк

«Постойко»

Урок

изучающего

чтения

Текущий

2.02

79

Рассказы

Д.М. Мамина - Сибиряка

Проверочный урок

Обобщение по разделу. Выставка книг, представление выбранной книги, составление аннотации

Тематический контроль

Самостоятельная работа

3.02

80-82

Произведение А. Куприна

(5 часов)

А. Куприн «Синяя звезда»

Урок

изучающего

чтения

Введение в круг детского чтения произведения А. Куприна. Слушание. Выделение главной авторской мысли, отношение автора к героям. Высказывание собственного мнения о произведении. Работа над сюжетом. Деление на части, озаглавливание. Работа над образами героев

Тематический

Знать: - произведения А. И. Куприна разных жанров (в рамках программы). Уметь: - различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы; - делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану; - выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи;

- самостоятельно работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль); - выразительно читать (в лицах), передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам

4.02

6.02

9.02

83

А. Куприн «Барбос и Жулька»

Урок

изучающего

чтения

Тематический

10.02

84

Дополнительное чтение А. Куприн «Собачье счастье»

Урок

изучающего

чтения

Слушание. Работа с текстом: комментирование заголовка, определение главной мысли, деление на части, чтение по частям и составление плана, выделение описания, рассуждения. Упражнение в выразительном чтении

Тематический

11.02

85

Дополнительное чтение А. Куприн «Собачье счастье»

Урок

изучающего

чтения

Тематический

13.02

86

Рассказы А. Куприна

Проверочный урок

Обобщение по разделу. Выставка книг о животных: представление выбранной книги, составление аннотации. Составление устных рассказов -описаний животных

Тематический контроль

Самостоятельная работа

16.02

87

Стихи С.Есенина

(4 часа)

Есенин. Стихи о Родине

Урок

изучающего

чтения

Обобщение читательского опыта. Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Упражнение в выразительном чтении

Тематический

Знать: - стихотворения С. Есенина, вошедшие в круг детского чтения; - наизусть 2-3 стихотворения С. Есенина

Уметь:

- определять тему и содержание стихотворения (мысли и чувства автора);

- находить языковые средства художественной выразительности;

- передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение.

17.02

88

С. Есенин. Стихи

о природе

Урок

изучающего

чтения

Чтение. Работа

над содержанием стихотворения (мысли и

чувства поэта).

Сравнение стихов: темы, заглавия, содержания. Выразительное чтение,

работа над интонацией

Тематический

Уметь:

- определять тему

и содержание стихотворения (мысли

и чувства автора);

- находить языковые средства художественной выразительности;

- передавать содержание стихотворения, свои чувства через вырази-

тельное чтение.

18.02

89

С. Есенин «Бабушкины сказки»

Урок

изучающего

чтения 

Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта).

Повторение: стихи русских поэтов И. Сурикова И. Никитина, А. Пушкина о

детстве.  Выразительное чтение.

20.02

90

Стихи С. Есенина

Урок

изучающего

чтения

Обобщение по разделу. Составление справки о поэте. Выставка книг, работа с

аппаратом книги

Тематический контрольКонкурс чтецов

23.02

91

Произведения

К. Г. Паустовского.

(8 часов)

К. Паустовский «Стальное колечко»

Урок

изучающего

чтения

Слушание. Работа с произведением:

чтение, выявление главной мысли,

деление на смысловые части,

составление плана. Работа над образом Вари,

отношение автора к девочке (поисковое чтение). Подготовка выразительного чтения

диалога Вари и бойца. Работа над  жанром.

Текущий

Знать:

- произведения

К. Г. Паустовского

разных жанров (в рамках программы).

Уметь:

- читать правильно не менее 60 слов в минуту вслух и не

менее 80 слов в минуту про себя;

- различать художественные и научно-познавательные рас-

сказы;

- различать рассказ-

повествование, рас-

сказ-описание, юмористический рассказ;

- работать с научно-

познавательным рассказом (выделять факты и их описания);

- самостоятельно

работать с текстом:

прочитать, разделить на смысловые части, составить план;

- пересказывать по плану (подробно и кратко);

- понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения

- выражать свою точку зрения о произведении, о

героях и поступках;

- различать героев

(главных и второстепенных), воссоздавать их образ

(внешний вид, поступки, отношение автора);

- работа с книгой (в том числе и со справочной книгой)

24.02

92

К. Паустовский «Стальное колечко»

Урок

изучающего

чтения

Тематический

25.02

93

К. Паустовский «Стальное колечко»

Урок

Изучающего чтения

Тематический

27.02

94

К. Паустовский

«Заячьи лапы»

Урок

изучающего

чтения

Слушание. Обсуждение, ответы на

вопросы по содержанию текста.

Комментирование заголовка. Деление текста на части, аналитическое чтение: выявление

позиции автора, структура текста.

Выделение описания летнего дня,

грозы, переживаний Вани. Составление

отзыва о прочитанном произведении

2.03

95

К. Паустовский

«Заячьи лапы»

Урок

изучающего

чтения

Тематический

3.03

96

К. Паустовский

«Кот-ворюга»

Урок

изучающего

чтения

Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию, объяснение заголовка. Определение главной                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  мысли.  Работа над жанром: юмористический рассказ.

Самостоятельная работа над образом кота:

внешний вид, поведение, отношение к людям

Тематический

4.03

97

К. Паустовский

«Какие бывают

дожди»

Урок

изучающего

чтения

Самостоятельное чтение. Работа над жанром: научно-познавательный

рассказ; сравнение рассказов «Заячьи лапы», «Какие бывают дожди» (чувства и отношение автора), выделение фактов и их описания

Тематический

6.03

98

Рассказы К. Паустовского

Проверочный урок

Обобщение по разделу. Знакомство с выставкой  книг о животных и о природе.

Выбор книг для чтения.

Тематический. Самостоятельная работа

9.03

99

Произведения С. Маршака

(2 часа)

С. Маршак «Урок родного языка»

Урок

изучающего

чтения

Слушание. Словарная работа. Работа над содержанием стихотворения. Упражнение в выразительном чтении

Тематический

Знать:

- и называть произведения С. Я. Маршака.

Уметь:

- понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);

- самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);

 - выразительно читать стихотворение (передавать при помощи интонации свое отношение к  

персонажам);

10.03

100

С. Маршак «Ландыш». В.Субботин «С Маршаком»

Урок

изучающего

чтения

Тематический

11.03

101

Рассказы

Л. Пантелеева

(6 часов)

Л. Пантелеев «Четное слово»

Урок

изучающего

чтения

Обобщение читательского опыта детей. Слушание. Определение главной мысли произведения. Работа над образом героя. Деление текста на части, составление плана. Чтение по

частям. Упражнение в  выразительном чтении диалогов

Тематический

Знать:

- рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы);

 - понятия «автор-рассказчик», «автор - герой произведения», «фантастический рассказ», «исторический рассказ».

Уметь:

- различать исторические и фантастические рассказы;

- выделять смысловые части рассказа, составлять план,

рассказывать по плану подробно и кратко;

- рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения;

- определять главную мысль рассказа, авторскую позицию

выражать свою точку зрения;

- читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно;

- составлять отзыв о прочитанном

13.03

102

Л. Пантелеев «Камилл и учитель»

Урок

изучающего

чтения

Тематический

16.03

103

 Л. Пантелеев

«Фенька»

Урок

изучающего

чтения

Слушание. Беседа по содержанию. Определение темы произведения, главной мысли. Работа над образом героя. Выделение особенностей

рассказа: описание, юмор, волшебное в реальной жизни. Жанр: фантастический рассказ.

Тематический

17.03

104

Рассказы Пантелеева.

Проверочный урок

Обобщение по теме. Работа с книгами Пантелеева. Составление отзыва о прочитанной книге.

Тематический

контроль.

Само-

стоя-

тельная

работа

18.03

105

Произведения А. Гайдара

(2 часа)

 А. Гайдар «Горячий камень»

Урок

изучающего

чтения

Чтение. Справка об авторе. Работа с сюжетом рассказа по сюжетно-композиционному треугольнику: деление на части, чтение по частям, составление плана. Работа над образом Ивашки: выборочное чтение слов, показывающих отношение автора и высказывание своего отношения к герою. Сравнение героев рассказа.

Текущий

Знать:

- произведения А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения.

Уметь:

 - работать с сюжетом и планом;

- определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и героям произведения;

 - рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения;

 - читать вслух со скоростью не менее 75 слов в минуту и про себя не менее 95 слов в минуту;

- читать выразительно подготовленный текст

20.03

Каникулы с 21.03 – 29.03

IV четверть   30.03 – 25.05

106

 А. Гайдар «Горячий камень»

Урок

изучающего

чтения

Чтение. Справка об авторе. Работа с сюжетом рассказа по сюжетно-композиционному треугольнику: деление на части, чтение по частям, составление плана.

Текущий

Знать:

- произведения А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения.

Уметь:

 - работать с сюжетом и планом;

- определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и героям произведения;

30.03

107

Произведения А. Гайдара

(2 часа)

А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывок)

Урок

изучающего

чтения

Представление книги. Чтение отрывка. Знакомство с персонажами. Выразительное чтение диалогов.

 Знакомство с жанром: повесть.

Текущий

Уметь:

 - работать с сюжетом и планом;

- определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и героям произведения;

 - рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения;

 - читать вслух со скоростью не менее 75 слов в минуту и про себя не менее 95 слов в минуту;

- читать выразительно подготовленный текст

31.03

108

А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывок)

Урок

изучающего

чтения

Текущий

1.04

109

Произведения

М.Пришвина

(5 часов)                              

М. Пришвин «Моя Родина»

Урок

изучающего

чтения

Обобщение читательского опыта детей. Чтение. Тема произведения. Упражнение в выразительном чтении

Слушание. Работа над жанром: художественный рассказ. Выделение главной мысли, комментирование заглавия. Наблюдение за

развитием сюжета.

Описание героя

Тематический

Знать: - произведения М. Пришвина разных жанров. Уметь: - различать художественные и научно-познавательные рассказы; - находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя, их переживаний;

- определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения;

- уметь представить книгу  (правильно назвать,

опираясь на данные

титульного листа,

фамилию автора,

художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного).

3.04

110

М. Пришвин «Двойной след»

Урок

изучающего

чтения

Тематический

6.04

111

М. Пришвин «Выскочка»

Урок

изучающего

чтения

Самостоятельное ознакомительное

чтение. Ответы на вопросы по

содержанию. Аналитическое

чтение по частям, составление плана. Работа над образами Вьюшки и Выскочки

(внешний вид, повадки, отношение автора,

Высказывание своего мнения)

Тематический

7.04

112

М. Пришвин

«Жаркий час».

В. Чалмаев

«Воспоминания о  М. М. Пришвине».

Урок

изучающего

чтения

Слушание. Жанр: рассказ-описание. Выделение описания картин природы,

поведение зайца в тексте. Отработка навыка выразительного чтения

Тематический

8.04

113

 Книги писателей-натуралистов

Проверочный урок

Обобщение по разделу. Выставка книг писателей-натуралистов: представление самостоятельно прочитанной книги

Итоговый контроль техники чтения

10.04

114-115

Произведения зарубежных писателей

(7 часов)

Дж.  Лондон «Волк»

Урок

изучающего

чтения

Ознакомительное чтение. Беседа по прочитанному. Работа над сюжетом, образом волка. Аналитическое чтение(поиск и чтение описаний). Сравнение (схожесть главной мысли, сюжета, темы произведений Дж. Лондона, А. Чехова, А. Куприна

Тематический контроль.

Самостоятельная работа

Знать:

- произведения зарубежных писателей (Дж. Лондона, Э. Сетона-Томпсона, Дж. Чиарди).

Уметь:

- называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения;

 - сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей;

- работать с текстом произведения (делить на смысловые части;

выделять эпизоды

описаний героев и

их поступков, составлять план);

- правильно, бегло

и осознанно читать

текст;

- самостоятельно

выбирать книгу по

заданной теме;

- уметь представить

книгу (правильно

назвать, опираясь

на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного);

- писать отзыв о

прочитанной книге

13.04

14.04

116-117

Дж.  Лондон «Волк»

Урок

изучающего

чтения

Тематический контроль.

Самостоятельная работа

15.04

17.04

118

Дж.  Лондон «Волк»

Урок

изучающего

чтения

Тематический контроль.

Самостоятельная работа

20.04

119-121

Э. Сетон – Томпсон «Чинк»

Урок

изучающего

чтения

Слушание. Чтение по частям и озаглавливание.

Выделение описания Чинка

(внешний вид, его повадки, характер)

Тематический контроль.

Самостоятельная работа

21.04

22.04

24.04

122-123

Э. Сетон – Томпсон «Чинк»

Урок

изучающего

чтения

Тематический контроль.

Самостоятельная работа

27.04

28.04

124-126

Произведения зарубежных писателей

Проверочный урок

Сравнение стихотворений.

Обобщение по разделу.

Работа с книгами зарубежных писателей.

Тематический контроль.

Самостоятельная работа

29.04

4.05

5.05

127

Итоговая проверка

уровня начитанности и читательских

умений

Контрольный

урок

Итоговый контроль

Комплексная контрольная работа

6.05

128-136

Произведения зарубежных писателей

Проверочный урок

Сравнение стихотворений.

Обобщение по разделу.

Работа с книгами зарубежных писателей.

Тематический контроль.

Самостоятельная работа

8.05

12.05

13.05

15.05

18.05

19.05

20.05

22.05

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...