Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Шилова Лариса Юрьевна

Данная программа разработана по программе ПНШ по ФГОС для 4 класса.

Программа разработана полностью.

В нее входят:

Пояснительная записка

Тематическое планирование

Самостоятельные, контрольные, проверочные работы; тесты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Азовский район село Новониколаевка

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новониколаевская основная общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Новониколаевской ООШ

Приказ от_______ №_____

___________/Макаренко С.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

Уровень общего образования (класс):

начальное общее 4 класс

Количество часов : 102 в год (3 часа в неделю)

Учитель: Сокол Лариса Юрьевна

Программа разработана на основе

Авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, О.В.Малаховской М.:А4кадемкнига, 2011г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Изучение литературного чтения в начальной школе  направлено на достижение следующих целей:

  • обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной  читательской  деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;
  • приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.  

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные   задачи:

  • духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
  • духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
  • литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
  • библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.  

 

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:  

2.Общая характеристика учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укоренённым: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.

Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.

Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4 лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).

Идея первая. 

Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

•  Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует параллельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литература использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение.

•  Миф - это способ жизни человечества в древности, в до письменный период истории, помогавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольклора носит обрядово-игровой характер. Загадка - это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе;  закличка — способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка - древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древнейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является одним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвящения юного человека в мир взрослых, смысл которого - в прохождении посвящаемым ряда испытаний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество.

  •  Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер.
  •  Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценностей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, - главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Авторские произведения - это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тексты - это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присвоенным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка.

Идея вторая.

Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа.

•  Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста.

Примечание. Конечно, проследить древнейшую природу основных художественных приемов в начальной школе не представляется возможным, но сам учитель должен чувствовать их мифологическую укорененность: в олицетворении хорошо видно его древнее происхождение, связанное с одушевлением предметов и явлений; в основе сравнения - древнейшее представление о взаимосвязи и взаимопревращаемости  всех предметов и явлений; в основе контраста древнейший способ воспринимать мир в оппозициях

Любой художественный прием - в силу присущей его природе двуплановости - является первоклеткой художественного образа, поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать художественные приемы - это первый шаг на пути к пониманию особенностей художественного образа.

  • На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве. Сначала - на материале классических иллюстраций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком - языком литературы или языком живописи (графики); потом - на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и художником.
  • Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных обстоятельствах.

Идея третья.

Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.

  •  Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельную песенку - закличку; рассказ - сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью сумеет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он сумеет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом.
  •  Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определенны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; способность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литературы (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС - далеко не всегда прозаическое произведение (это может быть и поэма), а ЛИРИКА - далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника  не сформировался  неверный  стереотип.

Идея четвертая.

Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

  •  Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник почувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать формальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность размера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержательность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д.
  •  На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить различать нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка.
  • Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией,  начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.

Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации  художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).

    Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения читать); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызвать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учётом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определённую нравственную и эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырёх лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца 20 – начала 21 века.

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их культурного и литературного развития.

Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование  потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно – историческим наследием  восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации, овладение основами коммуникативной деятельности.

Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться  библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и в зависимости от поставленной учебной задачи.

В рамках данного предмета решаются разноплановые предметные задачи:

-духовно-нравственные;

-духовно-эстетические;

-литературоведческие;

-библиографические.

Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой…

Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

3.Место учебного предмета, курса, дисциплин (модулей) в учебном плане.

Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение литературного чтения отводится  102 часа в год (3часа  в неделю). Предусмотрено 4 самостоятельные работы. На региональный  компонент отводится 7 часов (РК).

4.Содержание учебного предмета, курса, дисциплин (модулей).

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Совершенствование умения чтения про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения.

Совершенствование умений и навыков выразительного и осмысленного чтения: учёт тех требований к выразительности чтения, которые продиктованы жанровой принадлежностью текста. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.

Дальнейшее формирование культуры предметного общения:

*умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;

*способности критично относиться к результатам собственного творчества;

*способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.

Дальнейшее формирование культуры предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».

Умение определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно.

Умение составлять общее представление о содержании основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия; характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою.

Формирование библиографической культуры

Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по её элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация, сведения о художниках – иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений.

Использование толкового, фразеологического и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов и выражений, встречающихся на страницах литературных произведений.

Формирование умения выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.

Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):

  • роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;
  • участие воображения и фантазии в создании произведений;
  • диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.

Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Устное народное творчество                    

Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.

Волшебная сказка. 

Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах.

Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках.

Былина как эпический жанр (историческое повествование). 

Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество).

Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).

Народная и авторская сказка.

Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Жизнь жанров фольклора во времени

Взаимоотношения обрядов и праздников.

Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.

Народная и авторская сказка.

Сказочная повесть.  С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.

Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.

Особенности поэзии. 

Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.

Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.

Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).

Рассказ.

Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:

*  событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;

*  сложность характера героя и развитие его во времени;

*  драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче»,

   Л. Улицкая «Бумажная победа»);

*  формирование первичных представлений о художественной правде как

    о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и

    воображения;

*выразительность художественного языка.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Умение читать выразительно стихотворный и прозаический текст, основываясь на восприятие и передачу художественных особенностей текста, выражение собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Дальнейшее формирование умений обсуждать с одноклассниками иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений из раздела «Музейный Дом», слушать и обсуждать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний.

Дальнейшее формирование умений устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными наблюдениями и впечатлениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.

Формирование умений выполнять объёмные творческие задания в рамках подготовки к литературной олимпиаде (по материалам, представленным в учебнике).

5.Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Сроки проведения

Вид и дата контроля

1

Постигаем законы волшебной сказки.

16

2

Знакомимся с повествованием основанным на фольклоре.

10

С.р. №1

3

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.

14

4

Всматриваемся в лица наших сверстников, живших за долго до нас.

9

С. р. №2

5

Пытаемся понять, как на нас воздействует красота.

10

6

Приближаемся к разгадке тайны особого зрения.

10

7

Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда.

15

С.р. №3

8

Убеждаемся, что без прошлого нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество.

18

С.р. №4

 

Итого:

102

4


6.Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата

        Тема

Вид деятельности

Образовательные

ресурсы

Вид контроля (текущий,  тематический, итоговый)

Д/з

Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире-16ч

1

Древние представления о Мировом дереве, соединяющем Верхний, Средний и Нижний миры.

чтение вслух,

работа с текстом художественного произведения

у.с.6-9

текущий

хр.с.

6-11

2

Древние представления о Мировом дереве, соединяющем Верхний, Средний и Нижний миры.

чтение вслух,

работа с текстом художественного произведения

у.с.6-9

текущий

Не задано

3

Как люди в древности представляли себе окружающий мир?

 краткий ответ на вопрос слушание

ПК

у.с 9-13

текущий

хр.с 11-22

4

Персей. Древнегреческое сказание. Поход в «Музейный Дом» Икона с изображением Георгия  Победоносца.

Чтение вслух, работа с репродукцией, работа с текстом.

ус.16-20

текущий

хр.с.

23-27

5

Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире в трёхчастной композиции.

чтение про себя, работа с текстом, чтение вслух

у.с..20-23

т.с.3-6

текущий

хр. с . 27-32

6

Древние представления о животных прародителях, знакомство с понятием «тотем»

работа с текстом, зн-во с новым понятием, ответ на вопрос

у.с.23-27

текущий

хр.с.

32-38

7

Древние представления о животных прародителях, знакомство с понятием «тотем»

работа с текстом, зн-во с новым понятием, ответ на вопрос

у.с.23-27

текущий

Не задано

8

Особенности героя волшебной сказки.

чтение вслух, драматизация  чтение по ролям

у.с.28-23

текущий

хр.с.

39-44

9

Русская сказка «Сивка-Бурка»

чтение вслух, драматизация

инсценировка словесное рисование

у.с.31-34

текущий

у.с.

31-38

10

Русская сказка «Сивка-Бурка»

чтение вслух, драматизация

инсценировка словесное рисование

у.с.31-34

текущий

Не задано

11

Русская сказка «Сивка-Бурка»

чтение вслух,

чтение по ролям, словесное рисование.

у.с.35-38

т.с.6-10

текущий

т.с.

6-10

12

Русская сказка «Крошечка Хаврошечка»

чтение вслух, словесное рисование, инсценировка, ответы на вопросы, работа с текстом

у.с.38-42

ПК

текущий

у.с.

38-45

чит

13

Русская сказка «Крошечка Хаврошечка»

чтение вслух, словесное рисование, инсценировка, ответы на вопросы, работа с текстом

у.с.43-45

текущий

у.с.

30-45

переск

14

Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

слушание, чтение по ролям

ПК

у.с.45-51

текущий

у. с. 45-51,

т.с.

10-13

15

Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

слушание, чтение по ролям

ПК

у.с.45-51

текущий

Не задано

16

Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

У.с.49-51

текущий

т.с.

10-13

Знакомимся с повествованием основанным на фольклоре-10ч

17

Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник»

чтение

вслух, работа с репродукцией, различение жанровых особенностей

у.с.52-55

ПК

текущий

у. с. 52-60

18

Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник»

чтение

вслух, работа с репродукцией, различение жанровых особенностей

у.с.52-55

ПК

текущий

Читать выразительно

19

Былина «Садко»

 чтение вслух, ответы на вопросы

у.с.55-66

текущий

У.с.

55-66

20

Былина «Садко»

чтение вслух, пересказ, работа с репродукцией

у.с.66-71

хр.с.45-55

текущий

у.с.

66-71

21

Ганс Христиан Андерсен «Русалочка»

Краткие ответы на вопросы, чтение вслух,

у.с.71-79

текущий

хр.с.

45-55

22

Ганс Христиан Андерсен «Русалочка»

Краткие ответы на вопросы, чтение вслух,

у.с.71-79

текущий

23

Ганс Христиан Андерсен «Русалочка»

чтение вслух, пк, ответы на вопросы, пересказ

у.с.79-89

     текущий

т.с.

19-21

24

Ганс Христиан Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

чтение вслух

у.с.71-89

т.с.19-21

карточки

     

не задано

25

Самостоятельная работа №1 «Книги»

      итоговый

не задано

26

Ганс Христиан Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Чтение вслух, краткий пересказ, чтение по ролям, различение жанровых особенностей

Хр.с.56-67

т.с.21-23

    текущий

хр.с.

56-67

переск

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека-14ч

27

Работа над ошибками. Василий Жуков «Славянка»

составление плана текста, работа с текстом, словесное  рисование

у.с.90-93

 текущий

у. с. 90-97

28

Василий Жуков «Весеннее чувство»

чтение вслух,

составление плана, узнавание особенностей произведения

у.с.97-100

т.с.28-30

текущий

т.с.28-30

29

Давид Самойлов «Красная осень»

Чтение вслух, узнавание литературных приёмов.

ПК у.с. 101-102

текущий

хр.с.

91-98

30

Николай Заболоцкий «Сентябрь» Поход в «Музейный Дом» М.Врубель «Жемчужина»

Чтение про себя и вслух, ответы на вопросы, работа с репродукцией.

у.с.103-105

ПК,т.с.30-31

текущий

Хр.с. 98-102

31

Поход в «Музейный Дом» М.Врубель «Жемчужина»

работа с репродукцией.

Не задано

32

Иван Бунин «Детство»

чтение вслух, работа над произведением, ответы на вопросы, чтение про себя.

у.с.111-113

т.с. 33-34

текущий

у.с.112-113

33

Иван Бунин «Детство»

чтение вслух, работа над произведением, ответы на вопросы, чтение про себя.

у.с.111-113

т.с. 33-34

текущий

у.с.112-113

34

Владимир Набоков «Обида»

Чтение вслух, ответы на вопросы, краткий пересказ, различие жанровых особенностей

у.с.113-122

т.с.35-37

текущий

у.с.113-122

35

Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг» Поход в «Музейный Дом» Э. Шанкс «Наём Гувернантки»

Чтение вслух, ответы на вопросы, работа с репродукцией, словесное описание

у.с.123-130

т.с.35-43

        текущий

у.с.127-130

36

Поход в «Музейный Дом» Э. Шанкс «Наём Гувернантки»

Чтение вслух, ответы на вопросы, работа с репродукцией, словесное описание

текущий

Не задано

37

Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!» Поход в Музейный Дом» С.Лучишкин «Шар улетел»

декламирование стихотворения, чтение вслух, работа с репродукциями

у.с.130-134

т.с.44-47

текущий

т.с.44-47

38

Поход в Музейный Дом» С.Лучишкин «Шар улетел»

, работа с репродукциями

текущий

Не задано

39

Поход в «Музейный Дом» В. Ватенин «Голуби в небе»

работа с репродукцией

текущий

Не задано

40

Борис Сергуненков «Конь мотылёк» Поход в «Музейный Дом» В. Ватенин «Голуби в небе»

Чтение про себя и вслух, ответы на вопросы, работа с репродукцией

у.с.134-136

 т.с.48-52

текущий

у.с.134-136

Всматриваемся в лица сверстников, живших за долго до нас-9ч

41

Леонид Андреев «Петька на даче»

чтение про себя, ответы на вопросы, работа над текстом, пересказ.

у.с.137-146

т.с.53-54

текущий

хр.с.

108-120

42

Леонид Андреев «Петька на даче»

чтение про себя, ответы на вопросы, работа над текстом, пересказ.

у.с. 146-149

т.с. 54-56

текущий

хр.с.

120-132

43

Антон Чехов «Ванька»

чтение вслух

у.с.152-161

т.с.53-58

карточки

итоговый

хр с 133-148

44

Самостоятельная работа №2 «Долг»

итоговый

Не задано

45

Работа над ошибками.

Классификация ошибок.

ПК, картина

текущий

не задано

46

«Поход в музейный Дом» Н Богданов-Бельский «Ученица», «У дверей школы».

Работа с репродукцией, словесное рисование.

текущий

Не задано

47

Антон Чехов «Мальчики».

Чтение про себя и вслух, ответы на вопросы, краткий пересказ, словесное рисование.

у.с.162-165

т.с.58-61

текущий

т.с.58-61

48

Антон Чехов «Мальчики».

Чтение про себя и вслух, ответы на вопросы, краткий пересказ, словесное рисование.

у.с.166-172

текущий

У.с.162-172 переск.

49

Человек в мире природы. Его прощлое, настоящее и  будущее.

Ответы на вопросы, драматизация словесное рисование.

у.с.173-176

т.с.61-63

текущий

не задано

Пытаемся понять, как на нас воздействует красота-10ч

50

Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр».

 чтение вслух, ответы на вопросы, краткий пересказ, словесное рисование.

у.с. 6-13 хр. с. 149-152

текущий

хр. с. 149-152

51

Людмила Улицкая «Бумажная победа»

чтение вслух, словесное рисование,  работа с текстом художественного произведения

у.с.14-29

т.с.5-7

текущий

у.с.14-29

52

 Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!»

чтение вслух и про себя, ответы на вопросы.

у.с.33-36

т.с.19-24

текущий

хр.с.

153-155

53

Поход в «Музейный Дом» Ван Гог «Огороженное поле».

работа с репродукцией, словесное рисование.

текущий

Не задано

54

Владимир Соколов «О умножении листвы»

Чтение вслух и про себя, узнавание особенностей стихотворного произведения

у.с.37-39

текущий

у.с.37-39 наиз.

55

РК

Борис Пастернак «Опять весна»

Чтение вслух и про себя, узнавание особенностей стихотворного произведения словесное рисование

ПК у.с.39-40

текущий

у.с.39-40

читать

56

Борис Пастернак «Опять весна»

Чтение вслух и про себя, узнавание особенностей стихотворного произведения словесное рисование

ПК у.с.39-40

текущий

у.с.39-40

наиз.

57

Владимир Соколов «Все чернила вышли…»

Чтение вслух и про себя, узнавание особенностей стихотворного произведения словесное рисование

у.с.41-43

т.с.24-26

текущий

у.с.41-43

читать

58

Владимир Соколов «Все чернила вышли…»

Чтение вслух и про себя, узнавание особенностей стихотворного произведения словесное рисование

у.с.41-43

т.с.24-26

текущий

у.с.41-43

наиз.

59

Обобщение по теме: «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота»

ответы на вопросы

тематический

Не задано

Приближаемся  к разгадке тайны особого зрения-10ч

60

СельмаЛагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Чтение вслух и про себя, ответы на вопросы, словесное рисование.

у.с.44-55

т.с.27-33

     текущий

у.с.44-55

61

СельмаЛагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Чтение вслух и про себя, ответы на вопросы, словесное рисование.

у.с.44-55

т.с.27-33

     текущий

у.с.

44-55 перес.

62

СельмаЛагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Чтение вслух и про себя, ответы на вопросы, словесное рисование.

у.с.44-55

т.с.27-33

текущий

     текущий

Не задано

63

СельмаЛагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Чтение вслух и про себя, ответы на вопросы, словесное рисование, краткий пересказ

у.с.56-70

т.с.34-36

текущий

у.с.44-70 переск.

64

РК

Константин Паустовский «Тёплый хлеб»

чтение про себя и по ролям, работа над содержанием  прочитанного, словесное рисование.

хр.с.156-161

     текущий

хр.с.156-161

65

Константин Паустовский «Тёплый хлеб»

чтение про себя и по ролям, работа над содержанием  прочитанного, словесное рисование.

хр.с.156-161

     текущий

Хр.с.156-161 перес

66

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Чтение вслух и про себя, ответы на вопросы, словесное рисование, драматизация

у.с.70-74

т.с.37-35

текущий

у.с.70-74

67

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Чтение вслух и про себя, ответы на вопросы, словесное рисование, драматизация

у.с.70-74

т.с.37-35

текущий

У.с.70-74 перес

68

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Чтение вслух и про себя, ответы на вопросы, словесное рисование, драматизация

у.с.70-74

т.с.37-35

текущий

Не задано

69

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Чтение вслух и про себя, ответы на вопросы, словесное рисование, драматизация.

у.с.75-81

т.с.35-39

текущий

у.с.75-81 переск.

т.с.38

Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда-15ч

70

Поход в « Музейный Дом» Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Джоконда)

слушание

работа с репродукциями, пк, особенности литературного жанра

ПК  у.с.82-85

текущий

не задано

71

Особый язык художников и поэтов. Велимир Хлебников «Кузнечик».

чтение вслух, распознавание видов текста, составление плана.

у.с. 99-104

 текущий

Составить план

72

Особый язык художников и поэтов. Велимир Хлебников «Кузнечик».

чтение вслух, распознавание видов текста, составление плана.

у.с. 99-104

 текущий

Не задано

73

Работа над ошибками. Анна Ахматова «Тайны ремесла»

 Чтение вслух, пересказ, слушание, чтение про себя

у.с.104-105

    текущий

у.с. 104-108

74

Владимир Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

чтение вслух, словесное рисование, узнавание литературных приёмов

у.с.112-115

текущий

у.с.112-115

75

Афанасий Фет «Это утро, радость эта»

говорение, чтение вслух

у.с.115-118

карточки

текущий

т.с.43-45

76

Самостоятельная работа №3 «Январь-просинец»

итоговый

Не задано

77

        Фёдор Тютчев «Как весел грохот летних бурь!»

чтение вслух,

слушание, работа над текстом,

у.с.118-120

текущий

у.с.118-120

78

Михаил Лермонтов. Биография.

слушание

текущий

Не задано

79

Михаил Юрьевич Лермонтов «Парус»

слушание, чтение про себя, узнавание особенностей стихотворного произведения

у.с.120-122

т.с.45-46

текущий

у.с. 120-122 наиз.

 80

Александр Сергеевич Пушкин. Биография.

текущий

Не задано

81

Александр Пушкин «Евгений Онегин»

слушание, чтение вслух, ответы на вопросы, аудирование

ПК  у.с.128-129

текущий

 у.с.128-129

82

РК

Александр Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя!»

чтение вслух, узнавание особенностей стихотворного произведения

у.с.129-130

т.с.46-47

текущий

у.с.129-130 читать

83

Александр Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя!»

чтение вслух, узнавание особенностей стихотворного произведения

у.с.129-130

т.с.46-47

текущий

у.с.129-130 наиз

84

Обобщение по теме: «Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда»

Слушание, ответы на вопросы, составление своего рассказа

        

т.с. 45-46

тематический

не задано

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество?-18ч

85

  Алексей Пантелеев «Главный инженер»

чтение вслух и про себя, ответы на вопросы, словесное рисование, работа над различными видами текста.

у.с.130-150

т.с.48-49

        текущий

у.с.130-140

86

  Алексей Пантелеев «Главный инженер»

чтение вслух и про себя, ответы на вопросы, словесное рисование, работа над различными видами текста.

у.с.130-150

т.с.48-49

        текущий

у.с.140-150

87

Анна Ахматова. Биография.

текущий

Не задано

88

Анна Ахматова «Памяти друга»

слушание, чтение про себя, работа над узнаванием особенностей стихотворного жанра.

у.с.151-152

        текущий

у.с.151-152 наиз

89

Поход в «Музейный Дом» А. Дейнеко «Окраина Москвы»

Работа над репродукцией

у.с.143-150 ПК

    текущий

90

Николай Рыленков «К Родине»

слушание, чтение вслух, узнавание особенностей стихотворного произведения

у.с.152-153

т.с.50-51

текущий

у.с.152-153 наиз.

91

Николай Рубцов. Биография.

текущий

Не задано

92

Николай Рубцов «Доволен я буквально всем»

слушание, чтение вслух, узнавание особенностей стихотворного произведения

у.с.154-155

т.с.51-56

текущий

у.с.154-155 наиз

 93

Государственный гимн Российской Федерации. История создания.

текущий

Не задано

94

Государственный гимн Российской Федерации

слушание, чтение вслух и про себя, заучивание наизусть.

у.с.161-162

т.с.59-60

    текущий

у.с.161 наиз

95

Плиний Младший «Письмо Тациту»

Чтение вслух, написание письма, ответы на вопросы,  работа с текстом.

у.с.165-167

    текущий

у.с.165-167

 96

Александр Пушкин «Везувий зев открыл»

Аудирование

чтение вслух, ответы на вопросы

у.с.167-169

        текущий

т.с. 61-64

97

Проверка навыка чтения.

Аудирование

чтение вслух, ответы на вопросы

итоговый

Не задано

98

Александр Пушкин «Гонимы вешними лучами»

 Чтение  вслух, узнавание особенностей стихотворного произведения

пк

у.с.172

    текущий

у.с. 172 наиз

99

Самостоятельная работа №4 «Мамины руки»

карточки

итоговый

Не задано

 100

Михаил Яснов «Снизу вверх посмотрел на травинку»

слушание чтение вслух, ответы на вопросы

ПК у.с.176

текущий

Не задано

101

Работа над ошибками. Борис Кустодиев Поход в «Музейный Дом» «Вербный торг у Спасских ворот»

слушание беседа, работа с репродукциями.

ПК

у.с.171

     текущий

хр. с.177-181

102

Обобщение по теме: «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

Работа над художественными произведениями, ответы на вопросы, словесное рисование

у.с.170-171

текущий

не задано

  • Технология исследовательского обучения
  • Технология игрового обучения
  • Технология разноуровневого обучения

7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Методические пособия:

  • Чуракова Н.А. Литературное чтение (в 2-х частях) 4 класс. Учебник. — М.:        Академкнига/Учебник.
  • Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.
  • Малаховская О. В. Литературное чтение. 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы (в 2-х частях) — М.: Академкнига/Учебник
  • Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение 4 класс», — М.: Академкнига/Учебник

Материально-техническое:

  • печатные пособия:

1.каталог портретов писателей

2. каталог  репродукций на картины

  • экранно-звуковые пособия:

1.проектор

2.экран

3.ПК

4.диски с аудио и видео записями

  • цифровые образовательные ресурсы:

1.сайт www. school.ru

2. сайт www. учитель.ru

8.Результаты ( в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения конкретного учебного курса, предмета и дисциплин (модулей) и система их оценки.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения, написание письма, узнавание особенностей стихотворного произведения, инсценировка, драматизация, словесное рисование, различие жанровых особенностей, работа с репродукцией, инсценировка.

Выпускник  научится:

  • читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;
  • грамотно писать письма и отвечать  на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
  • определять главную тему и мысль произведения; делить тест на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
  • представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;
  • перечислять названия 2-3 детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);
  • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
  • обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
  • читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;
  • ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
  • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;
  • делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определённую тему);
  • высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
  • самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Различение типов рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приёмов (сравнение, олицетворение, звукопись, гипербола, контраст) и понимание причин их использования.

Выпускник  научится:

  • представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;
  • отличать народные произведения от авторских;
  • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст,  повтор, разные типы рифмы).

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

  • отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;
  • отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества – волшебной сказки и былины;
  • представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна);
  • обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);
  • понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;
  • понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

        

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение по ролям,  устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Выпускник  в процессе самостоятельной, парной, групповой и

 коллективной работы получат возможность научиться:

  • читать вслух стихотворный  и прозаический тексты  на основе восприятия и  передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
  • обсуждать с одноклассниками литературные,  живописные и музыкальные произведения  с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
  • устно и письменно (в форме высказываний или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных  и живописных произведений.

  Ожидаемые результаты формирования УУД

                               к концу 4-го года обучения

В области предметных общих учебных действий

Выпускник научится:

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
  • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
  • сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два  три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
  • читать по ролям литературное произведение;
  • создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
  • реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.

Выпускник в процессе самостоятельной работы получит возможность научиться:

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
  • работать с тематическим каталогом; писать отзыв о прочитанной книге;

  • работать с детской периодикой.
  • сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет1);
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • создавать иллюстрации по содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  • создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).

В области познавательных общих учебных действий

Выпускник научится:

  • свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;
  • свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).

В области коммуникативных учебных действий

Выпускник научится:

В рамках коммуникации как сотрудничества:

  • разным формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя).

В рамках коммуникации как взаимодействия:

  • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать свою собственную точку зрения;
  • уметь корректно критиковать альтернативную позицию.

В области регулятивных учебных действий

Выпускник научится:

  • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

В области личностных учебных действий

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
  • профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).

Система оценки планируемых результатов:

Виды контроля

Формы и методы контроля

Текуший контроль:

  • осуществляется на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса.
  • Чтение текста.
  • Пересказ содержания произведения.
  • Чтение наизусть.
  • Самостоятельная работа с книгой, иллюстрацией, оглавлением.

Тематический контроль:

  • проводится после изучения определённой темы в письменной форме.
  • Обобщение по тамам

Итоговый контроль:

  • Проводится в конце I и II полугодия.
  • Проверяется навык чтения вслух индивидуально.
  • При проверки осуществляется подсчёт количества слов.
  • Для проверки понимания задаются вопросы после прочтения.
  • Итоговый контроль за год осуществляется на основе комплексной работы.
  • Проверяется на основе интегрированного текста индивидуально с каждым обучающимся.
  • Самостоятельная  работа                  

Пояснительная   записка  к проверочным    работам по литературному  чтению.

Источник: Литературное  чтение. Тесты:4 класс./Под. ред. Н. А. Сениной. - Ростов  н /Д: Легион, 2011 г

Проверяемые умения:

-   Осознание текста художественного произведения;

-поиск необходимой информации в тексте

-характеристика литературных героев, их взаимоотношений со ссылкой на текст;

-создание небольшого собственного текста в письменной форме с опорой на оценочные суждения прочитанного произведения.        

Оценивание результатов:

«5» -  до 100%;

«4»- до 82%;

«3» -до 58%;      

«2» - до 40%  

Самостоятельная работа №1

КНИГИ

Книги не всегда были такими, какими мы сегодня их видим перед собой. Человечеству понадобилось много тысячелетий, чтобы изготовить книгу, хотя бы отдалённо напоминающую современную.

Самые первые книги делали из глины, выдавливая особые значки острой палочкой на табличках из мягкой глины. Потом глиняные таблички сушили или обжигали. Иногда записи были длинными и занимали несколько глиняных табличек. Такой набор табличек, или «страниц», и можно считать первой книгой. Из таких книг-табличек составлялись даже целые библиотеки.

В Древнем Египте тексты книг высекались на каменных плитах. Потом египтяне изобрели новый материал для книг. Они научились из болотного растения делать тонкие листы, на которых можно было писать, и назвали этот материал так же, как называлось растение — папирусом. Стебли папируса разрезались на полоски. Поскольку стебли папируса были узкими, полоски укладывались одна к другой, а поперёк укладывались другие полоски. Всё накрывали тканью и придавливали камнем. Сохранившийся в полосках сок растения прочно склеивал полоски друг с другом. Получившиеся таким образом листы разглаживали и сушили на солнце. После этого плоские листы склеивали в длинные ленты. Хранили эти ленты свёрнутыми в свитки. В те далёкие времена не было ни перьев, ни чернил. На папирусных свитках писали заострённой палочкой, обмакивая её в краску. Из папирусных свитков создавались целые библиотеки. Так, библиотека в городе Александрии насчитывала свыше 500 ООО свитков.

Позднее в другом древнем государстве — в Пергаме — начали использовать для письма особым образом выделанную кожу телят и козлят. По названию государства и города Пергам этот материал и назвали — пергамент. Писать на пергаменте было удобно, он оказался гораздо прочнее папируса. По сравнению с папирусом пергамент был удобнее ещё и тем, что его можно было сгибать как угодно. Книги писали от руки на листах пергамента, соединённых между собой, писали на пергаменте с двух сторон. Чтобы листы не коробились, их сшивали вместе и прикрепляли к ним обложки. Обложки были деревянными, обтянутыми кожей или материей. Так постепенно возникла та форма книги, к которой мы привыкли.

Но создание самого удобного материала для книг было впереди. Бумага в качестве материала для книг впервые стала использоваться в Китае. Но китайцы очень долго держали в секрете процесс её изготовления. В Европе бумага становится основным материалом для книг лишь 800 лет назад. Писали книги по-прежнему вручную. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась, тщательно подбирались чернила. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение — начать с красной строки. Рукописная книга, украшенная рисунками, стоила очень дорого. На изготовление одной-единственной рукописи-книги уходило иногда пять-семь лет.

550 лет назад в Германии было изобретено книгопечатание. Первая печатная книга была создана немецким мастером Иоганном Гутенбергом. На изготовление книг стали тратить намного меньше времени, да и стоили печатные книги дешевле рукописных. На Руси первую книгу напечатал в 1564 году печатник Иван Фёдоров. Этот год считается началом русского книгопечатания

Прочитай текст «Книги». Выполни задания.

1.        О чём рассказывается в тексте?

А)как написать собственную книгу              

Б)как выглядели книги раньше и какие они сейчас                        
В)как сейчас делают бумагу и печатают книги              

Г)как можно найти древнюю книгу              

  1. Выбери из данных ниже предложений то, в котором рассказывается, как египтяне делали материал для письма.

А)На папирусных свитках писали заострённой палочкой, обмакивая
её в краску.                                                                                                                

Б)Древние египтяне научились из этого растения делать материал,
на котором можно было писать.        

В)Хранили эти ленты свёрнутыми в свитки.        

Г)Стебли папируса разрезались на полоски, полоски укладывались
одна к другой, поперёк укладывались другие полоски.        

3.        Впиши в предложение пропущенное слово.

Самые первые книги делали из         

выдавливая особые значки острой палочкой на табличках.

4.        Чем пергамент оказался лучше папируса?

А)Он изготавливался вручную.        

Б)На нём писали от руки.        

В)Он был прочнее, гибче.        

Г)Он был древнее.        

5.        Какой материал оказался самым удобным для изготовления книг?

А)глиняные таблички        

Б)бумага        

В)пергамент        

Г)папирус        

6. На дополнительной строке напиши, когда в Европе основным материалом для книг становится бумага.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.  На дополнительной строке напиши, кто создал первую русскую печатную книгу.

___________________________________________________________________________________

8.        Что произошло после изобретения книгопечатания? 

      А)Появились первые библиотеки.                

Б)Книги стали дешевле, их стали быстрее делать.
В)Книги стали делать на бумаге.                                                        

Г)На изготовление книги стало уходить 5—7 лет.                          

9.        На дополнительной строке напиши, как появилось выражение «начать с красной строки».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. На дополнительной строке напиши названия двух стран, оказавших влияние на развитие книги.

             11. Первые в истории человечества книги имели очень необычный вид. Приведи два примера книг, форма которых сильно отличалась от формы современных книг. Ответ напиши на дополнительной строке.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Укажи в клеточках, в каком порядке говорится в тексте о книгах. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6.

рукописные книги из бумаги        

современные книги        

книги из глины        1

книги из папируса        

книги из пергамента        

печатные книги из бумаги        

13. О чём главным образом хотел рассказать автор?

А)на чём писали в Древнем Египте        

Б)что такое пергамент и чем он лучше папируса                                        

В)кто и как придумал книгопечатание        

Г)о пути от первых книг до книг, к которым мы привыкли                        

14.        Какое заглавие больше подходит к тексту?

А)Первые библиотеки        

Б)Наши далёкие предки        

В)От глиняной дощечки до печатных книг        

Г)На чём писали в Древнем Египте        

15.        Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?

     А)Каких только книг не выпускают сейчас! Есть громадные тома,
высотой более полутора метров.                                                                

Б)Человечеству понадобилось много тысячелетий, чтобы изготовить
книгу, хотя бы отдалённо напоминающую современную.                      

В)Рукописная книга стоила очень дорого. На изготовление одной-
единственной рукописи-книги уходило иногда пять-семь лет.              

Г)В Европе бумага становится основным материалом для книг
лишь 800 лет назад. Писали книги по-прежнему вручную.                    

16.        Если бы в тексте был ещё один абзац, о чём бы в нём рассказывалось? Ответ напиши на дополнительной строке.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Из какой книги мог быть взят этот текст?

А)Сказки и легенды народов мира        

Б)Рассказы о знаменитых людях        

В)Энциклопедия

Г)Толковый словарь        

18. Что тебе показалось самым интересным в этом тексте? Почему тебе это интересно?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №2

Долг

Принес Ваня в класс коллекцию марок.

– Хорошая коллекция! – одобрил Петя и тут же сказал: – Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.

– Бери, конечно! – согласился Ваня.

Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок.

– Я тебе потом отдам, – сказал он Ване.

– Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в пёрышки сыграем!

Стали играть. Не повезло Пете – проиграл он десять перьев. Насупился.

– Кругом я у тебя в долгу!

– Какой это долг, – говорит Ваня, – я с тобой в шутку играл.

Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые...

«И чего это я с ним дружу? – подумал Петя. – Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню.

Ляжет он спать и мечтает:

«Накоплю ещё марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев – пятнадцать...»

А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось?

Подходит как-то к нему и спрашивает:

– За что косишься на меня, Петя?

Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:

– Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?

Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог.

Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.

– Получай все долги сполна! – Сам радостный, глаза блестят. – Ничего за мной не пропало!

– Нет, пропало! – говорит Ваня. – И того, что пропало, не вернёшь ты уже никогда!

Прочитай текст «Долг» Э. Шима. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи основных героев произведения.

А) Ваня, Петя;

 Б) Ваня, Петя, отец Пети;

 В) Ваня, Петя, отец Пети, мать Пети.

2. Где, в каком месте происходит начало событий, описываемых в тексте?

А) Во дворе;

 Б) в классе;

 В) в парке.

3. Какие обязательства взял на себя Петя, забирая у Вани одинаковые марки? Восстанови последовательность его обещаний.

А) «Потом верну»;

 Б) «Дам взамен марки из своей коллекции»;

 В) «Куплю другие марки и верну тебе».

4. Почему Петя не отдал Ване марки, купленные ему отцом?

А) Стало жаль своих марок;

 Б) не разрешил отдать коллекцию отец;

 В) не хотел обидеть друга.

5. Кто первым из мальчиков употребил слово долг (в долгу)?

6. Какое значение вкладывает Петя в слово долг?

А) То, что взято с условием возврата;

 Б) то, что отдано с условием возврата;

 В) обязанность перед кем-либо.

7. Какое значение вкладывает Ваня в слово коситься?

А) Становиться косым;

 Б) смотреть искоса, сбоку;

 В) относиться недружелюбно.

8. Почему Ваня на грубости Пети не смог ответить?

А) Обидно ему стало;

 Б) стало жалко Петю;

 В) не смог найти нужных слов.

9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.

А) Ванино недоумение.

 Б) Петю гложет совесть.

 В) Долги растут.

 Г) Конец дружбы.

 Д) Марки взаймы.

10. О какой пропаже говорит Ваня?

11. Выпиши главную мысль рассказа.

12. Какие, на твой взгляд, человеческие качества помогают сохранить дружбу?

13. Кто из мальчиков у тебя вызвал симпатию и почему?

Самостоятельная работа №3

Инструкция: прочитайте текст, выполните задание, и запишите свои ответы в бланк ответов: в блоке А - букву, соответствующую правильному ответу, в блоке Б - полученный ответ.

Январь – просинец

   Просинец... Это название народ дал первому месяцу года потому, что по сравнению с декабрём, чаще проглядывает небо, да и синие сумерки наступают позднее.

   Необычно ярки звёзды в ночном небе, сказывается чистота зимнего воздуха. В начале месяца наша земля проходит перигелий – самую близкую к Солнцу точку орбиты, и мы находимся на пять миллионов километров ближе к нему, чем в июле... Но теплее от этого не становится.

   Непостоянна январская погода: морозы сменяются оттепелями, яркие лучи солнца – метелями. Всё живое по-разному стремится укрыться от непогоды. Водяная полёвка, крот и слепец живут под землёй. Подлёдный образ жизни ведут выдра, выхухоль, ондатра. А вот клесты, словно бросая вызов зиме, деловито строят гнездо и выводят птенцов, которые вылетят прямо на мороз. Пока самка строит гнездо, самец носит ей пищу, кормит из клюва. В лесу тишина. Лишь изредка раздаётся сухое потрескивание замороженных сучьев да далеко слышен перестук дятла. Здесь же можно в это время встретить и любителей примороженных ягод – снегирей и свиристелей.

   В пору январского глухозимья многие животные нуждаются в помощи человека. Труднее всего приходится хищникам. Мало осталось дичи в лесу: одни спят, другие стали чрезвычайно осторожными. Численность большинства крупных хищных зверей в результате многовекового преследования резко уменьшилась, количество некоторых из них опустилось ниже критической черты. Но, как показал накопленный человечеством опыт, в природе не существует абсолютно полезных животных, и человек не вправе выносить ничем не оправданные суровые приговоры.

   ... На большей части нашей страны сейчас морозно, ледяным панцирем скованы водоёмы. А на юге Крыма и Черноморском побережье Кавказа цветут подснежники и примулы. В ясную погоду уже можно ощутить первое робкое тепло солнечных лучей.

Вопросы и задания к тексту

Блок А

1. От чьего лица ведётся речь?

А. От лица автора.

 Б. От лица автора-персонажа.

 В. От лица персонажа.

 Г. От лица слушателя.

2. Почему в ночном январском небе необычайно яркие звёзды?

А. Сказывается чистота зимнего воздуха.

 Б. Сказывается сильная морозность воздуха.

 В. Сказывается близость к солнцу.

 Г. Сказываются поздние синие сумерки.

3. В чём непостоянна январская погода?

А. Бушуют ветры.

 Б. Оттепель сменяют метели.

 В. Наступают поздние синие сумерки.

 Г. Птицы любят полакомиться примороженными ягодами.

4. Чьи птенцы вылетят прямо на мороз?

А. Дятла.

 Б. Снегиря.

 В. Свиристели.

 Г. Клеста.

5. Где скрывается от январской непогоды водяная полёвка?

А. Под водой.

 Б. Под землёй.

 В. В дупле.

 Г. У жилья человека.

6. В тексте «слепец» - это…

А. Слепой человек.

 Б. Птица.

 В. Рыба.

 Г. Зверь.

7. Как ведут себя животные в январскую непогоду?

А. Спокойно.

 Б. Опасаются охотников.

 В. Шумно.

 Г. Стремятся укрыться от непогоды.

8. С каким чувством автор замечает: «... встретить и любителей примороженных ягод»?

А. С насмешкой.

 Б. С юмором.

 В. С горечью.

 Г. С негодованием.

9. Численность хищных животных уменьшилась...

А. От сильных морозов.

 Б. От недостатка дичи.

 В. От многовекового преследования человеком.

10. Какова главная мысль текста?

А. Просинец – первый месяц года.

 Б. В январе природа живёт своей обычной жизнью.

 В. Всё живое стремится укрыться в непогоду.

 Г. В январскую стужу животные нуждаются в помощи человека.

11. В январе подснежники зацветут...

А. На Урале.

 Б. В Сибири.

 В. На юге Крыма.

 Г. В Поволжье.

12. Определите, к какому жанру литературы относится данное произведение?

А. Пьеса.

 Б. Повесть.

 В. Сказка.

 Г. Рассказ.

Блок Б

1. Почему русский народ дал первому месяцу года название «просинец»?

2. Что обозначает выражение «глухозимье»?

3. Выпиши из текста выражение (слово), обозначающее «самую близкую к Солнцу точку орбиты».

4. Пользуясь текстом, назови ошибку:

На большей части нашей страны сейчас морозно, ледяным панцирем скованы водоёмы. А на юге Крыма и Черноморском побережье Кавказа цветут подснежники и примулы. В ясную погоду уже можно ощутить первое робкое дыхание солнечных лучей.

5. С каким чувством автор относится к живому в природе?

6. Ответь словами текста, почему зимой хищники нуждаются в помощи человека.

7. От чего автор предостерегает жителей Земли?

Самостоятельная работа №4

Прочитай текст.

Мамины руки.

Такой это был несчастный, нехороший день! С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом.

Вечером мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает девчонка, и никакого сладу с ней нет. Мама спросила:

-Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? — и положила Маше на лоб свою руку.

Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые. На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.

-Фу, — сказала она. — Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.

-Ну вот! — удивилась мама. — Сколько лет жили-дружили, а теперь стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?

-Жёсткие, — ответила Маша. — Царапаются.

Мама посмотрела на свои руки. Маше показалось, — грустно.

-Руки обыкновенные, — сказала мама. — Рабочие руки. Ничего уж с ними не поделаешь.

Встала и ушла в ванную мыться. Маше так вдруг стало жалко маму. Она уже хотела бежать за ней, да бабушка не пустила.

-Сиди! — сказала бабушка грозно. — Сиди! Мать обидела ни за что. Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано — на десять таких, как ты, хватит; полотном, которое мать наткала, пол-Земли устлать можно. Даром что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в том нет. Встанешь к станкам на материно место — дай тебе Бог такой быть, обидчица!

-Я её обидеть не хотела, — сказала Маша, плача.

-Не хотела, да обидела, — сказала бабушка. — Так тоже бывает. За языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое... Я бы на её месте тебе как полагается всыпала горячих... Надрала бы уши.

Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не разобралась, в чём дело.

-Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать, — сказала она. — Сердце у бабки отходчивое. Я бы на её месте...

-Знаю, знаю! — закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери целоваться и обниматься. — Знаю.

-Ничего ты не знаешь, — сказала мама. — А если знаешь — говори.

-Знаю, — сказала Маша, — Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши. Я ведь твои руки обидела.

-Ну и надеру, — сказала мама. — Чтоб не обижала.

-Бабушка тоже говорила, — сказала Маша из угла, — что если бы она была на твоём месте, то надрала бы. А на своём — вы обе не можете.

Бабушка и мама переглянулись и засмеялись.

 (393 слова)        (Б. Емельянов)

При выполнении заданий  обведи в кружок номер которой соответствует выбранному тобой ответу.

1.Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?

а)в школе

б)на улице

в)дома

2.Как зовут главную героиню?

а)Даша

б)Саша

в)Маша

3.Сколько персонажей в произведении?

а)3

б)2

в) 4

4.В какое время суток пришла мама?

а)утром

б)днём

в)вечером

5.Какие слова Маши обидели маму?

а)«Фу, мамочка, какие у тебя руки нехорошие!.. Жёсткие... Царапаются».

б)«Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши ».

в)«Я ведь твои руки обидела».

6.Из ряда словосочетаний выбери образное выражение.

а)рабочие руки

б)руки чуть шершавенькие

в)золотые руки

7.Какое значение автор вкладывает в это образное выражение?

а)руки из золота

б)красивые руки

в)умелые руки

8. Отметь пословицу, передающую главную мысль текста.

а)Не в свои сани не садись.

б)Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

в)Умей ошибиться, умей и исправиться.

При выполнении заданий запиши ответ

9.Как автор показал демонстрацию Маши бабушке дурного настроения? Восстанови последовательность слов и сочетаний слов из текста.

а)сидела и хлюпала

б) капризничала

в)ничего не писала

г) ссорилась

д) читать не училась

е) убираться не стала

Ответ: _____________________________________________________________________________

10. Как автор показал раскаяние, Машино отношение к маме? Восстанови последовательность слов и сочетаний слов.

а)хотела бежать за ней (мамой)

б) бросилась целоваться и обниматься

в)закричала неожиданно весело

Ответ: _____________________________________________________________________________

11.Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста.

а)Мир в доме

б) Желание Маши загладить свою вину

в)Машины капризы с утра до вечера

г) Обидные слова маме

д) Отповедь бабушки

Ответ: ______________________________________________________________________________

12. Каким положительным качеством обладает Маша?

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При выполнении задания сформулируй и запиши полный ответ (3-4 предложения).

12.Понравилось ли тебе произведение и чем?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СОГЛАСОВАНО                                                                   СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                             Заместитель директора по УВР

Методического совета                                          __________ /Костюкова Е.А./

МБОУ Новониколаевской ООШ                         _________ 2014 года

от______ 2014 года №_____

__________ /Дрозд Т.Н./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...