В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» .Герои литературного текста. (3урок)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Рогозина Ирина Викторовна

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozy_-_3.pptx299.89 КБ
Файл tema1.docx22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лисицы лают. Глухомань. Лежит в листве под липой Лань. Лань в глубине холодных вод Лениво, но легко плывет. Луна Лучится, как латунь. Лягушкой лакомится Лунь. Летит заблудшая пчела. Легла на лес ночная мгла. (В. Лунин) . Речевая разминка

Слайд 2

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888)



Предварительный просмотр:

Тема:  В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» .Герои литературного текста. (3урок)

Цели : 1.Продолжить знакомство с произведением В. Гаршина «Сказка о жабе и розе»;формировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности; формировать умение доказывать свое мнение, правильно строить речь ; отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; учить анализировать поступки и характер героев; расширять кругозор и словарный запас.

 2.Развивать умения и навыки работать с художественным текстом.

 3.Воспитывать чуткость по отношению к людям, умение противостоять злу; воспитывать любовь к прекрасному, выражение эмоционального отношения к героям, действию сказки.

Планируемые результаты:

Предметные: умение читать вслух спостепенным переходом на чтение про

себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном

чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа

материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе

с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей

работы на уроке;

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём

основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания

собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение

ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и

целенаправленный выбор книги,

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста

учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе

(распределение обязанностей, составление плана совместных действий,

умение договариваться о совместных действиях);

Личностные: формирование системы нравственных ценностей(красота

человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой

жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества

В.М.Гаршина.

Оборудование: презентация

                                                 Хо д  урока 3

I. Организационный момент

П. Речевая разминка .Слайд 1

Лисицы лают.

Глухомань.

Лежит в листве под липой

Лань.

                            Лань в глубине холодных вод

Лениво, но легко плывет.

Луна

Лучится, как латунь.

Лягушкой лакомится

Лунь.

Летит заблудшая пчела.

Легла на лес ночная мгла.

(В. Лунин)

-Прочитайте стихотворение птичьим базаром.

-Все ли слова вам понятны?

ЛАНЬ — животное семейства оленей, отличающееся быстротой бега и стройностью.

ЛАТУНЬ — сплав меди с цинком и другими элементами.

ЛИНЬ — пресноводная рыба семейства карповых с широким и толстым слизистым

телом.)

-Прочитайте, разделяя на слоги.

-Прочитайте орфографически.

-Прочитайте орфоэпически.

-Прочитайте с ускорением.

-Прочитайте скороговоркой.

-Попробуйте выучить за 1 минуту.

(Читают несколько человек.)

III. Работа над сказкой

1. Проверка домашнего задания.

-Дома вы должны были подумать над тем, сколько сюжетов в этой сказке. (Их два.

Первый о розе и жабе, второй —  ] о брате и сестре.)

-Сегодня мы разберемся в этих сюжетах.

2.        Самоопределение к деятельности. Слайд 2-3

3.Беседа по содержанию первого сюжета.

-Найдите сюжет о розе и жабе.

-Можем ли мы сказать, что они противопоставляются друг другу?

-Объясните свой ответ, докажите отрывками из текста.

     *Дети зачитывают отрывки из сказки.

      -Мы видим контраст, они совершенно не похожи друг на друга.

       -Подумайте, какими чувствами наделяет автор розу и жабу?

        -Почему жаба хотела уничтожить розу?

     3.Беседа по содержанию второго сюжета.

        -Найдите второй сюжет сказки.

         -Охарактеризуйте мальчика и его сестру.

          -Подтвердите свои характеристики цитатами из текста.

           -Кто из них главный герой сказки?

          -Как автор относится к своему герою, выберите подходящие слова (с

          любовью, состраданием, нежностью, безразличием, равнодушием,

           презрением, юмором).

          IV.Физкультминутка

V.        Продолжение работы над сказкой

1.        Беседа о взаимосвязи сюжетов сказки.

    -В какой момент сказки сюжеты пересекаются? (Когда розу срезают для

мальчика.)

   -Подумайте, почему писатель объединил в своей сказке истории розы и мальчика.

    -Что их сближает?

*Если у ребят возникнут затруднения в этом вопросе, то помочь им понять при

помощи следующих вопросов.

     -Как вы думаете, знала ли роза о том, что после того как расцветет, она умрет?

(Наверняка знала, ведьмы тоже знаем, что человек умирает и когда он умирает.)

-Так почему же она боялась погибнуть, когда жаба подбиралась к ней? (Ей было

неприятно. Она мечтала умереть другой смертью.)

-Понимал ли мальчик, что умирает? (Скорее всего, да, ведь ему было очень тяжело.)

2.        Беседа о встрече розы и мальчика.

-Перечитайте момент, когда мальчик и роза встретились.

-Какие чувства испытывала роза при этом? (Она была счастлива, что осчастливила

другого.)

 -        Что роза считала самым лучшим происшествием в жизни? {Когда маленькая

слезинка сестры упала на цветок.)

3. Беседа об эмоциональной атмосфере сказки.

     -Каким настроением проникнуто произведение Гаршина: радостью, отчаянием,

      безысходностью, весельем, печалью, светлой грустью?

        -Можно ли дать «Сказке о жабе и розе» другое название: «История, которую

      поведала высушенная роза», «Последняя весна», «Брат и сестра», «Угасающая

      жизнь»?

VI. Итог урока

  -  Какова основная мысль произведения?

Домашнее задание: придумать и записать сказку о растении или животном, оформить

ее в виде книжки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Продолжение.

Цель изучения «Сказки о Жабе и Розе» - подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен.Изучение этого произведения дает богатейш...

Урок литературного чтения в 4 классе (УМК "Школа России").В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе" (2 урок)

            Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием  методического приёма – кластеры, приёмов ...

Урок литературного чтения в 4-м классе по произведению В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе" ("Школа России")

Конспект урока, презентация к нему, приложения в виде карточек для парной и групповой работы....

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» .Текст- описание в содержании художественного произведения.(второй урок)

В этом разделе вы можете познакомиться с уроками литературного чтения...

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...

В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности данного литературного жанра. Текст описание в содержании художественного произведения.

Урок 38-39Тема: В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности данного литературного жанра. Текст описание в содержании художественного произведения.Тип урока: Урок открытия новых знанийОб...