В.Распутин "Мама куда-то ушла".
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: В.Распутин « Мама куда-то ушла».
Цель:
продолжить работу по развитию беглого и выразительного чтения на примере произведений А.Платонова и В.Распутина;
дать учащимся возможность почувствовать глубину чувств героев к матери, учителю, близким людям.
Задачи:
учить анализировать художественный текст и на этой основе формировать умение осмысленно воспринимать литературные произведения;
развивать эмоциональную сферу, расширять кругозор, приобщая к литературным произведениям и знакомя с новым автором.
Материальное обеспечение урока:
учебник «Литературное чтение» 3 класс авт . Л.А.Ефросинина , М.И.Оморокова;
презентация о жизни В. Распутина,
портреты А. Платонова, В. Распутина
Митрошичева Таисия Геннадьева
Учитель начальных классов
МБОУ «Таицкая СОШ»
Гатчинского района
Ленинградской области
Ход урока:
- Организационный момент.
Цель : Проверить готовность учащихся к уроку.
-Сегодня на уроке мы продолжим работу над , но прежде чем , начнем хочу у вас спросить вы готовы к уроку?
-Если готовы , то поднимите руку? ( Молодцы).
2. Проверка домашнего задания.
Цель: Проверить навыки выразительного чтения текста, умения работать с текстом, ориентироваться в нем.
- Произведение какого автора мы читали на предыдущем уроке? (Андрея Платонова ).
-Что вы можете рассказать об этом писателе? ( Андрей Платонович родился в 1899 году. Настоящая фамилия у него Климентов. Платонов – это его псевдоним, вымышленное имя. Псевдоним он взял по имени отца. Его звали Платоном. Отец очень много значил в его жизни.
Андрей - старший сын в семье. Всего в семье было 10 детей. Уже с 13 лет ему пришлось разделить заботы отца о семье. Он рано начал работать, чтобы помогать прокормить семью.)
-Чем занимался Андрей Платонович в годы войны? (Он был военным корреспондентом газеты «Красная звезда».)
- Для кого писал Андрей Платонов? ( Он писал и для детей и для взрослых.)
-Какие произведения вы уже читали? («Никита», «Неизвестный цветок»)
-Как назван сборник, в котором и были напечатаны эти рассказы? («Цветок на земле»).
-Какая главная мысль этого текста? (Жизнь - это самое главное на земле. Любое живое существо борется за свою жизнь.)
-Какая главная мысль прослеживается во всех произведениях А.Платонова в этом сборнике? (Жизнь на земле порой трудная, порой безрадостная, но все равно дорогая для любого живого существа.)
-Какой текст Андрея Платонова вы прочитали дома? (Рассказ « Еще мама».)
-Почему он так назван? (Учительница стала Артему второй мамой.)
- Начинаем читать текст по ролям. ( Анализ и оценивание чтения каждого ученика.)
3.Работа над пониманием содержания текста
Цель: Выяснить насколько учащиеся ориентируются в тексте, понимают и умеют сопереживать героям произведения.
.- Почему Артем не хотел идти в школу? (Боялся бросить мать.)
-О чем он просил мать перед уходом? (Чтобы она обязательно его дождалась).
-Какой наказ дала ему мать? (Обязательно слушаться учительницу.)
- О чем эта прочитанная часть? (О том, как Артем собирался в школу.)
-Продолжаем читать.
-Какое желание возникло и возникло и у матери? (Им захотелось вернуться вместе домой.)
-Почему не вернулись? (Понимали, что надо учиться.)
- Найдите и прочитайте отрывок, в котором рассказывается о том, как Артем беспокоился за мать? (Встретил собаку, решил что, это волк, и забеспокоился, успела ли мама дойти до дома, не съест ли ее волк.)
-Прочитайте описание внешности учительницы Аполлинарии Николаевны.
- Почему Артем почувствовал в ней близкого человека? (От нее пахло теплым хлебом и сухой травой, как от матери.)
-Почему Артем не слушал учительницу? (Он думал о матери.)
-Как реагировала Аполлинария Николаевна на его невнимание? ( Она не ругала его, понимала, что он первый раз в школе.)
-Как учительница сумела пробудить у Артема желание учиться? (Сказала о том, что маме будет обидно за то, что сын был в школе, а ничему не научился.)
-С каких слов учительница начала учить Артема грамоте? (Мама, Родина).
-Почему? Вспомните пословицу, в которой есть эти два слова? ( Одна у человека мать, одна и Родина.)
4. Обобщение по содержанию.
Цель: Закреплять навыки выделять тему и идею текста.
-Какова тема этого произведения? (Любовь к матери, учителю.)
- В чем убеждает нас автор? (От любви к матери рождается все прекрасное на земле.)
Физкультминутка.
5. Работа над новым материалом. В. Распутин «Мама куда-то ушла».
Цель: Познакомить с новым произведением, нового автора.
-Мы продолжаем тему «Любовь к матери» и познакомимся с новым произведением, но уже другого автора. Посмотрите на слайд. Прочитайте фамилию автора. Посмотрите на портрет. Имя Валентина Григорьевича мы встречаем впервые. Посмотрите на дату его рождения. В каком году он родился ? ( В 1937 году).
-Сколько ему сейчас лет? Значит, это писатель современный. Он писал о том, как живут люди в наше время. Более подробно о творчестве писателя нам расскажет Скорик Настя. В своей работе она использовала презентацию. Посмотрим и послушаем Настю.
6. Первичное чтение теста В.Распутина «Мама куда-то ушла».
Цель: Совершенствовать навыки чтения, учить передавать голосом чувства героев произведения.
- Мы прочитаем текст, а вы подумайте и ответьте на вопрос :Куда могла уйти мама? Читаем текст по абзацам.
7. Беседа о прочитанном.
Цель: Формировать умения осмысления содержания прочитанного, высказывать своё мнение.
-Так куда могла уйти мама? ( В магазин, в огород, к соседям).
-Вернется она? (Конечно.)
- Но почему её отсутствие стало таким горем для мальчика? (Он был маленький.)
-Какое страшное чувство испытывал мальчик впервые в жизни? (Одиночество)
-С какой целью Валентин Распутин написал этот рассказ, в чем он нас хотел убедить? (Чтобы показать, как нужна мама каждому человеку.)
-В разные периоды жизни человек по-разному чувствует любовь к матери, необходимость быть рядом с нею. А вот вам для чего нужна близость мамы ? ( Она дает нам советы, помогает во всем, жалеет, когда грустно, помогает делать уроки, ухаживает, когда мы болеем.)
- Вам сейчас особенно нужна мама. Вы все правильно сказали. Но не думайте, что, став взрослыми, вы станете независимыми от неё. А если случится вдруг, что придет разлука с мамой и, может быть, не такая короткая, как у Артема или у маленького мальчика, а на долгие месяцы, а может быть и годы, вам, поверьте, будет горько за то, что вы иногда обижали маму грубым словом или поступком. И вам очень захочется вернуться в детство, чтобы что-то изменить, к сожалению это будет уже невозможно.
8. Работа над текстом рассказа В.Распутина «Мама куда-то ушла».
Цель: Закреплять умения осмысленно делить текст на завершенные в смысловом отношении отрывки.
Чтение первой части.
-Читаем текст. Текст читается до слов «… и заплакал ещё громче».
-Прочитайте только слова мальчика, интонацией покажите, как менялось его настроение от радостного «Мама, я проснулся!», до отчаянного «… я проснулся, а тебя нет!»
-Какое чувство испытал мальчик? (Испуг).
Чтение второй части.
-Читаем цепочкой следующего отрывка до слов «пришла блестящая мысль».
-Что делал мальчик, пока искал маму по всей квартире? (Плакал).
-Почему он принял решение не плакать? (Чтобы мама, когда придёт, похвалила его, что он молодец.)
-Чтение отрывка в лицах «сцена с зайкой». Сколько человек будут принимать участие в чтении? (Два)
-Как называется речь одного человека, обращенная к другому? (Монолог).
-Кто будет читать? ( Два человека. Мальчик и автор).
-Какое чувство овладело мальчиком, когда он бил зайку? Выберете слова из записанных .
(Злость, грубость, отчаяние, невоспитанность, невежество). Объясните свой выбор.
-Читаем последний отрывок. Прочитайте предложения, в которых заключается главная мысль рассказа. (Что такое боль, он уже знал. С одиночеством он встретился впервые.)
-Как вы думаете, что оказалось для мальчика страшнее: боль или одиночество? (Одиночество).
9.Обобщение.
Цель: Формировать навыки делать вывод по жизненной ситуации.
-Была ли когда-нибудь с вами подобная ситуация?
-Что вы чувствовали ?
-Закончить наш урок я хочу стихотворением «Письмо солдата». Вы, пожалуйста, подумайте, что хотел выразить автор своими словами и подходит ли оно к нашему уроку.
Люблю тебя, тоскую и скучаю…
Поверь, мне очень трудно без тебя.
Я по ночам нередко вспоминаю
Ту песню, что ты пела для меня.
Сказать спасибо? Это очень мало.
Но знай, на свете ты одна.
Которую люблю.
Родная мама…
Так хочется вернуться в те года,
Когда меня ты за руку водила,
На ужин загоняла со двора…
Не понимал тогда, как ты меня любила!
От боли и обиды берегла.
Но детство кончилось, и я ушёл в солдаты.
Ты далеко, обнять тебя я не могу.
Стою я в карауле с автоматом,
Я Родину, как маму, берегу.
Люблю тебя, тоскую и скучаю…
За то, что подарила мне любовь,
Я шлю тебе сыновний свой поклон.
-О чем это стихотворение? (О любви к матери).
- Подходит ни это стихотворение к нашему уроку? (Да. Оно тоже о любви к самому дорогому для любого человека).
5. Оценки за урок.
-За домашнее чтение получаете оценки в соответствии с полученными карточками.
6. Домашнее задание.
Цель: Закреплять навыки чтения, развивать мышление, устную речь.
-Подготовить выразительное чтение. Придумайте продолжение рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детство, детство, ты куда ушло?...
Урок-классный час проводится в выпускном 9 классе 25 мая после торжественной линейки...
Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Школа России». Тема: «В. Г. Распутин «Мама куда-то ушла».
Цель: а) раскрыть психологический характер внутреннего конфликта рассказа;б) развивать умение понимать мотивы поведения героя, давать характеристику его внутренних переживаний...
"Мальчишки ушли воевать"
Разработка литературно-музыкальной композиции о15-летних юношах-моряках, героях Великой Отечественной войны....
конспект урока. Распутин "Мама куда-то ушла"
Тема: Валентин Григорьевич Распутин...
Куда ведут нас "три кита". "Куда ведет нас танец"
Презентация к уроку...
осом 1 кл:от куда берется и куда девается мусор
конспект по осом 1 кл...
От куда берётся и куда девается мусор
Конспект урока Окружающий мир "Юный эколог" на тему "От куда берётся и куда девается мусор"...